ЭКОНОМИКА
Конечно, для получения полной и объективной картины требуются полномасштабные маркетинговые исследования, учитывающие различия в уровне доходов потребителей, различия в поведении и покупательских предпочтениях, а также особенности региона проживания. Сводные результаты, проведенного исследования приведены на рисунке.
Таким образом, теневой сектор мебельного рынка действительно существенно недооценен и составляет в лучшем случае от 100 до 200 % официального рынка.
Библиографический список
1. «Общая характеристика мебельной промышленности России». http://www.mebel-kazan.com/
artides/review/obshaya_harakteristika_mebelnoy
_promyshlennosti_rossii/1.
2. «Росстат изучил теневую экономику России». http://www.vesti.ru/doc.html?id=335984.
3. «Мебельный рынок России остается непрозрачным». http://www.rbc.ru 04 апреля 2008 г.
4. «Российский рынок мебели для дома под влиянием кризиса: современное состояние, тенденции и перспективы развития». http://marketing.rbc.ru/ research/562949953655396.shtml.
5. «Федеральная служба государственной статистики» http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/ stroit/stroi134.htm.
6. «Жилищные условия населения». http://www. perepis2002.ru/index.html?id=20.
7. Тарзаева, М. Мир квартир. http://blog.mirkvartir. ru/2009/11/13/10780/
8. «Тенденции и перспективы развития мебельного рынка». http://www.mebelkom.com/factory/ tendencii_mebelnogo_rynka.html.
ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА
финансового аутсорсинга
М.Д. ДЖАМАЛДИНОВА, доц. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ, канд. экон. наук
Сложная экономическая ситуация в стране, нестабильность в финансовой сфере и обострение конкурентной борьбы поставили российские организации перед необходимостью перестройки всей ее структуры и перехода к активной политике инновационного обновления, в результате чего резко возрастает важность применения аутсорсинга (от англ. оutsourcing - использование внешних источников) - новой формы организации бизнеса в современной экономике. Речь идет прежде всего о разработке современных инновационных подходов, способных обеспечить реструктуризацию внутрикорпоративных процессов, а также и ее внешних отношений.
Выявлено, что объем аутсорсинговых услуг в мире по итогам 2007 г достиг 109 млрд долл. с основным распространением на территории американского континента (58 млрд долл.), Европы (47 млрд долл.) и Азиатско-Тихоокеанского региона (4 млрд долл.) (рис. 1). Эволюционирующая технология аутсорсинга сегодня позволяет зарабатывать не путем создания производственных единиц, а путем объединения в систему уже действующих предприятий.
caf-buhuch@mgul. ac. ru
Общая тенденция развития рынка российского аутсорсинга заключается в том, что увеличиваются объемы и спектр предоставляемых услуг (рис. 2).
Азиатско-Тихоокеанский регион; 3%
Европа;
44%
Американский континент; 53%
Рис. 1. Уровень развития аутсорсинговых отношений в мировой экономике
Информационная
индустрия Прочее Телекомму- 14 % 19 %
никации -v '
10 % Х Транспортные услуги —
6 %
Производство/
6 %
Автоматизация Сбыт продукции процессов 18 %
6 %
Рис. 2. Структура использования услуг аутсорсинга
К?
Финансовые услуги 21 %
98
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
ЭКОНОМИКА
Таблица 1
Виды методов аутсорсинга
Виды аутсорсинга Сущность вида аутсорсинга Примеры применения аутсорсинга организациями
Функциональный аутсорсинг Передача внешним исполнителям отдельных функций, необходимых для ведения бизнеса Бухгалтерский учет Финансово-хозяйственное планирование Маркетинг и сбыт Информационное обеспечение Обеспечение безопасности и т.д.
Операционный аутсорсинг Передача на субподряд отдельных операций, связанных с разработкой, производством, хранением, транспортировкой и реализацией товаров Обслуживание и ремонтные работы - производственные организации Операции по обслуживанию производственного процесса - нефтедобывающие организации Производство конечной продукции из «давальческого» сырья Операции по логистике
Ресурсный аутсорсинг Отказ от собственных ресурсов, необходимых для ведения бизнеса, в пользу их получения со стороны Аренда зданий и помещений Аренда производственных мощностей и целых производственных комплексов
Таблица 2
Услуги финансового аутсорсинга на российском рынке
Комплексное бухгалтерское сопровождение компаний Ведение отдельных участков бухгалтерского учета Комплексное обслуживание экспортно-импортных операций
Ведение бухучета в комплексе Составление бух. отчетности и представление ее в гос. органы Ведение налогового учета Составление налоговых деклараций по любым налогам и представление их в налоговые органы Составление статистической отчетности и представление ее в органы госстатистики Составление управленческой отчетности Трансформация фин. отчетности (из РСБУ в отчетность по МСФО) Расчеты с дебиторами (выставление счетов, управление дебиторкой) Учет основных средств Учет кредиторки Бухучет материалов Бухучет запасов Бухучет прибыли Бухучет начисления зарплаты Финансовое счетоводство и страхование Бухучет основного капитала Таможенные операции Планирование сопутствующих финансовых схем и учет этих схем уже на стадии проектирования внешнеэкономического контракта
Таблица 3
Клиентская база финансового аутсорсинга 1992-1993 гг.
Состав клиентов «Дочки» иностранных компаний; фирмы с участием иностранного капитала
Причины обращения к аутсорсингу финансов Корпоративная политика, воплощается в жизнь во всех офисах по всему миру и предусматривает обращение к аутсорсеру, а не наём собственного финансового штата сотрудников
Таблица 4
Клиентская база финансового аутсорсинга 2007-2008 гг.
Показатель Доля клиентов рынка
Состав клиентов Иностранные компании «дочки» иностранных компаний 28 % рынка
фирмы с участием иностранного капитала 26 %
представительства иностранных компаний 13 %
Российские компании организации малого и среднего бизнеса 18 % рынка
организации крупного звена 16 %
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
99
ЭКОНОМИКА
Таблица 5
Организации, использующие финансовый аутсорсинг в своей стратегии
Многонациональные Российские
корпорации организации
ВР, «Русский алюминий»
Shell, «Исток»
National Starch «Адидас»
and Chemical, ЗАО «КБ Ситибанк»
Sears, «Ригли», «Северсталь»
NFC «Ижорские заводы»
Conoco, корпорация
Lasmo «Объединенные
ИКЕА машиностроительные
Wrigle заводы»
Anixter Горьковский
и др. автомобильный завод и др.
Таблица 6
организации-аутсорсеры финансовых услуг в россии
InterComp
Unistaff Payroll Services UCMS Group
Accenture (ранее Andersen Consulting)
PricewaterhouseCoopers
БДО «Юникон Бизнес Сервис»
«Норд аутсорсинг»
«Михайлов и партнеры»
«Букерс»
Центр бухгалтерского сопровождения «Профбух»
«Консалтинг Премьер Групп» и др.___________
Всю совокупность методов аутсорсинга можно разделить на три вида (табл. 1), которые являются в некотором сочетании взаимодополняемыми и могут применяться в стратегии организации одновременно.
Возраст российского рынка финансового аутсорсинга 15 лет, он считается молодым и динамично развивающимся. Структура услуг финансового аутсорсинга представлена в табл. 2.
Финансовый сектор аутсорсинга охватывает 33 % всех контрактов и составляет 21 % их общей стоимости по оценкам за 2007 г. и 26 % согласно прогнозам на 2008 г. Выявлено изменение в структуре потребителей финансового аутсорсинга и причинах обращения к нему за последние 15 лет, что представлено в табл. 3 и 4.
Исследуя особенности финансового аутсорсинга в РФ, выявили, что основными заказчиками являются следующие предприятия:
1. Малого и среднего бизнеса, внутренними целями которых являются внедрение эффективной системы внутреннего контроля, а также управленческого учета, хотя доля квалифицированных специалистов очень мала.
2. Начинающие деятельность и обращающиеся за консультационными услугами к аутсорсерам для открытия и становления деятельности, рассчитывающие на целый комплекс финансовых услуг.
3. Крупные предприятия при планировании реорганизации собственного бизнеса.
Выявлено, что российский рынок аутсорсинга в целом, и в том числе финансового аутсорсинга, с 2003 по 2009 г. начал набирать обороты, о чем свидетельствуют в последние пять лет значительное число многонациональных корпораций и российские предприятия, обращающиеся к финансовому аутсорсингу (табл. 5), сотрудничая с различными организациями-аутсорсера-ми (табл. 6), работающими на российском рынке.
Целесообразность перехода на аутсорсинг финансов может быть сведена к развенчанию страхов (опасений) как эмоциональных, так и профессиональных.
Несмотря на множество аргументов в пользу аутсорсинга, массовое его применение тормозится рядом проблем как объективных, так и субъективных, которые сведены на рис. 3.
Контракт на аутсорсинг финансов обычно заключается, если стоимость услуг аутсорсинговой организации как минимум на 15-20 % меньше, чем текущие расходы заказчика. Целостную картину критериев выбора фирмы-подрядчика помогут составить данные, представленные на рис. 4.
В российской практике главное условие - это получение экономической выгоды: аутсорсинг должен снизить стоимость при условии улучшения качества бизнес-процесса. Основные преимущества от внедрения аутсорсинга представлены на рис. 5.
100
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
ЭКОНОМИКА
Таблица 7
Страхи использования аутсорсинга финансов и их развенчание
Страхи Развенчание страхов
1) В аутсорсинговых компаниях произойдет утечка конфиденциальной информации (вопрос безопасности) В договоре с аутсорсером необходимо подробно регламентировать процедуру работы с информацией, которая является конфиденциальной, и предусмотреть ответственность, а сотрудников проинструктировать и ознакомить с регламентом сохранности информации
2) При передаче по электронной почте сведения могут подвергнуться атаке хакеров или оказаться в Интернете в свободном доступе Используется система «банк-клиент» для отправки бухгалтером платежек в банк. Осуществляемые операции являются безопасными, т.к. осуществляется защита информации: применяются специальные электронные ключи и система электронного документооборота, позволяющие шифровать входящие и исходящие сообщения
3) Организации-аутсорсеры не смогут учесть специфику деятельности каждой организации Существуют методические материалы, сформированные по результатам длительной работы, которые регламентируют ведение учета различных видов хозяйственной деятельности, а коллективный разум всегда лучше разума индивидуального
4) Неизвестность перед тем, кто будет вести учет (элемент недоверия) Не имеет значения, кто конкретно стоит за работой: специалист компании или компания-аутсорсер, если отчеты компании своевременно сданы в налоговую инспекцию, в бухучете отсутствуют ошибки, а у контролирующих органов нет претензий
5) Неизвестность перед процедурой организации взаимоотношений с фирмой-аутсорсером На этапе заключения договора определяются услуги, необходимые организации, разрабатывается график документооборота, указываются контактные данные должностных лиц обеих сторон, ответственных за предоставление информации и их полномочия для избежания разглашения конфиденциальной информации
Сопротивление сотрудников Недостатки в управлении кадрами Ошибки в работе партнера Отсутствие опыта аутсорсинга Нечеткие условия контракта Недостатки в работе партнера Потеря контроля над процессом Ведение двойной бухгалтерии Выплата "серых" зар:
- 16 20 8 8 50 56
-
- 22
- 23
-
- 3
- 44
- 4
0
10
20
30
40
50 60 %
Рис. 3. Причины неудачного финансового аутсорсинга на российских предприятиях.
Факторы выбора фирмы
70 %т
60 %--
50 %--
40 %--
30 %--
20 %--
10 %--
0 % --
59 %
58 %
39 %
30 %
42 %
15 %
Цена услуг
Возможность быстрой адаптации к особенностям бизнеса заказчика
Качество Репутация Опыт работы Скорость
(известность исполнения
аутсорсера)
Рис. 4. Критерии выбора организации-аутсорсера финансовых услуг
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
101