Научная статья на тему 'Исследование росписи семейских Забайкалья на современном этапе'

Исследование росписи семейских Забайкалья на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
333
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЕЙСКИЕ / ЗАБАЙКАЛЬЕ / TRANSBAIKALIA / КОСАЧИ / КУЧЕРИ / ЖЕНСКИЕ РОСПИСИ / ДОМОВЫЕ РОСПИСИ / RESOURCES OF PAINTING SELF-IDENTITY / РЕСУРСЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РОСПИСИ / SEMEISKIE / "KOSACHI" / "KUCHERI" (DIFFERENT TYPES AND SHAPES OF CIRCLES) / FEMALE PAINTINGS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зандраев Арсалан Чимитдоржиевич

Рассматривается история развития народных художественных промыслов на примере росписи семейских Забайкалья. Исследовано изменение восприятия и передачи композиционных и образных решений росписи семейских Забайкалья и их трансформация в контексте современного общества в эпоху новейших технологий. Изучена ценность рассматриваемого материала и пути сохранения традиционных ручных росписей в современной жизни, что очень актуально в технологическом обществе 21 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF TRANSBAIKALIAN SEMEISKIE MODERN PAINTING

The paper deals with the development history of national arts and crafts on the example of Transbaikalian Semeiskie paintings. It studies the change in the perception and transmission of composite and image-bearing solutions of Transbaikalian Semeiskie paintings and their transformation in the context of modern society in the era of new technologies. The study is given to the value of the material under consideration and the ways to preserve traditional hand paintings in the modern life. It is very important in a technological society of the 21st century.

Текст научной работы на тему «Исследование росписи семейских Забайкалья на современном этапе»

4. Кибанова А.Я. Управление персоналом в организации: 5. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмен-учебник / под ред. А. Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. та. Три трактата. М.: Интеллект-Центр, 2004. 288 с. М.: ИНФРА-М, 2006. 638 с.

УДК 75 (571.54)

ИССЛЕДОВАНИЕ РОСПИСИ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ © А.Ч. Зандраев1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается история развития народных художественных промыслов на примере росписи семейских Забайкалья. Исследовано изменение восприятия и передачи композиционных и образных решений росписи семейских Забайкалья и их трансформация в контексте современного общества в эпоху новейших технологий. Изучена ценность рассматриваемого материала и пути сохранения традиционных ручных росписей в современной жизни, что очень актуально в технологическом обществе 21 века.

Ключевые слова: семейские; Забайкалье; косачи; кучери; женские росписи; домовые росписи; ресурсы самоидентификации росписи.

STUDY OF TRANSBAIKALIAN SEMEISKIE MODERN PAINTING A.Ch. Zandraev

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper deals with the development history of national arts and crafts on the example of Transbaikalian Semeiskie paintings. It studies the change in the perception and transmission of composite and image-bearing solutions of Transbaikalian Semeiskie paintings and their transformation in the context of modern society in the era of new technologies. The study is given to the value of the material under consideration and the ways to preserve traditional hand paintings in the modern life. It is very important in a technological society of the 21st century.

Keywords: Semeiskie; Transbaikalia; "kosachi", "kucheri" (different types and shapes of circles); female paintings; resources of painting self-identity.

Для росписи семейских Забайкалья, как и для других славянских росписей, характерно размещение на внешних и внутренних стенах домов, выделение ею отдельных, значимых в системе миропонимания элементов дома (наличников, матицы, печи, дверей, ставен), украшение наиболее важных предметов быта и обихода, в том числе мебели, посуды, орудий труда [1].

Ведущими мотивами, наиболее часто встречающимися в росписях семейских, как профессиональных мастеров, так и самодеятельных художников, являются круги, клетки и букеты в вазонах либо цветущие деревья, охраняемые птицами или животными. Еще одним распространенным приемом, присущим семей-ским росписям, является рисунок так называемых «косачей» или «кучерей». Круги в разных вариациях, вероятно, могут интерпретироваться как знаки - символы Солнца, раскрывшихся цветов или космических сфер, сохраняющих архаический смысл оберега и христианское обозначение Космоса. В отдельных версиях круги получают развитие в форме цветов, многолепестковых розеток, образуют разноцветные концентрические круги, либо круги с радиально расходящимися лучами, или четвертинки кругов. Некоторые из этих вариаций восходят корнями к старославянским традициям изображения Солнца в разных его ипостасях и выполняют мощную обереговую функцию. Цве-

товая тема, нередко включающая помимо теплой желто-бело-красной гаммы темно-синие и холодные коричневые тона, также подтверждает это предположение.

Авторские модификации композиционного сочетания кругов между собой и с другими элементами росписей, их цветовые вариации каждый раз представляют собой индивидуальное прочтение картины мира. Часто встречающиеся троекратно повторенные круги, вероятно, не только отражают магическую, охранительную роль числа три, но и олицетворяют Троицу, особенно в композициях с выставленными в форме треугольника или расположенными по вертикали один над другим кругами. Аналогично некоторым старообрядческим иконам они могут интерпретироваться как три небесные сферы: «телесная - видимая, духовная или ангельская, интеллектуальная - созерцание Троицы» - и в каждом конкретном случае иметь авторскую трактовку композиционного и цветового решения [4].

Клетки, квадраты, нередко используемые в росписях самодеятельными мастерицами, возможно, восходят к старославянским изображениям засеянного поля с ростком-«крином» в центре. Форма клеток (от правильных квадратов и прямоугольников до классических ромбов) и их внутреннее наполнение сугубо

1Зандраев Арсалан Чимитдоржиевич, доцент кафедры дизайна, тел.: 89149226854, 89149441369, e-mail: zandraev@yandex.ru Zandraev Chimitdorzhievich Arsalan, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89149226854, 89149441369, e-mail: zandraev@yandex.ru

индивидуальны и зависят от авторского выбора и предпочтений, а в случаях самодеятельных росписей - от мироощущения мастера-художника, его ценностных представлений и идеалов красоты. В некоторых случаях внутри клеток располагаются традиционные точки (нередко разных цветов); иногда так называемые «огурцы» - фигуры неправильной овальной формы; ростки (или цветки); круги или необычные фигуры, обозначающие человека и др.

Несомненный интерес вызывают росписи Татьяны Игнатьевны Лаптевой (с. Десятниково), в которых воссоздана своеобразная картина мироздания, вместившая в прямоугольную структуру росписи все значимые, по мнению автора, элементы Космоса. Художница наполняет квадраты символическими элементами, описывающими индивидуальный мир хозяйки дома: представителями животного и растительного миров, природными состояниями, изображениями солнца, луны/месяца, людей и т.д. вплоть до отдельных жизненных сюжетов; в клетках на стенах сеней вписаны рыбы (карась, омуль и др.), цапля, индюки, курицы, гуси, утята и люди в сочетании с геометрическими и растительными элементами. Порою непонятные на первый взгляд, достаточно условные изображения приобретают глубокий смысл и выстраиваются в довольно ясные и гармоничные системы мировосприятия автора при внимательном изучении. Роспись выполнялась в 30-летнем возрасте, и позднее Татьяна Игнатьевна вспоминала, что, когда она расписывала стены дома и сеней, ее свекровь созвала соседок и с гордостью показала им работу невестки. Вообще хозяйка, умеющая украсить свой дом росписью, по сей день пользуется особым уважением у семейских [2].

Несколько иной тип представляют собой росписи, построенные на основе использования мотивов цветов, растений и деревьев, в которых прослеживаются сюжеты христианских Эдемских садов и более древние и вечные сюжеты Мирового древа, охраняемого ритуальными животными и птицами. Наиболее характерные примеры дает нам знакомство с творчеством А. Кармина, Н. Черника, Балдыныча, Лукерьи Павловой, Миладоры Малковой и др. Совместная работа А. Кармина и Н. Черника в доме Пискуновой сохранилась до сих пор. Она включает в себя росписи внутренних стен дома, наличников, дверей и образует почти непрерывную ткань растительного орнамента (различных цветов и цветущих деревьев) с введенными в него птицами, которые органично сочетаются с темой многоцветных кругов, украшенных цветами, розетками с четырьмя-восемью лепестками-«бегунцами» и т.д. Четвертинки кругов в росписи дверей могут отождествляться с языческими обозначениями Солнца в разных его состояниях, а птицы на ветвях - с «райскими птицами» или с еще более архаичными символами - птицами-прародительницами, птицами-демиургами и т.п.

Эти росписи, выполненные В.А. Соколовой и З.И. Бадашовой, по существу воплощают две разные авторские идеализации, две индивидуальные картины мира, одновременно выражая личностные системы ценностей и существующие стереотипы. Обе работы с

полным правом можно назвать ансамблевыми росписями, поскольку они охватывают роспись-окраску уличных фасадов, ворот и заборов (т.е. внешней границы территории, обращенной в «мир»), внутренних дворовых фасадов дома и усадебных построек (промежуточное, но более личное пространство, и, как показывают исследования, в значительной степени отражающее индивидуальность каждой мастерицы -хозяйки) и роспись-окраску интерьера дома.

В жизнеутверждающих росписях дома В.А. Соколовой, выполненных самой хозяйкой, наивные и чистые образы, навеянные иллюстрациями детских книг и открыток, перемежаются с фрагментами сельской жизни, геометрическим и растительным орнаментом. Достаточно сдержанный (и даже строгий) на «внешних границах» язык росписи во внутренних пространствах предстает во всей непосредственности и открытости мира хозяйки дома. Интуитивно воспроизводя элементы обереговой символики, В.А. Соколова создает свою авторскую версию в сочетании с важными для нее образами современной культуры (балерины, гармониста, Чапая - мужской фигуры, одетой в бурку и папаху и сидящей верхом на коне, женской фигуры в семейском наряде и др.). При этом традиционно деля плоскость стеновых росписей на уровни, она практически во всех случаях соединяет нижний, подземный мир со средним, земным, наполняя его цветущими растениями и цветами. Верхний мир населяется птицами и сопровождается изображением «хлябей небесных». Трогательно-наивная тема любимых персонажей, героев и мотивов продолжается в интерьере.

В доме З.И. Бадашковой, известном как «Дом с павлинами», экспрессия цвета, образов и сюжетов захватывает нас уже на улице. Яркий, многоцветный фасад разделен на несколько ярусов, каждый из которых имеет свою тему и композиционную структуру, и, несмотря на использование традиционных приемов и мотивов (от привычных букетов, раскрашенной про-пильной резьбы - знаков воды и земли - до символических птиц), формирует совершенно индивидуальный авторский мир. Особая роль отводится удивительным павлинам. Попарно расположенные в нижнем ярусе фасада дома на ярко-зеленом фоне, они трансформируют канонические представления о тотемных, знаковых птицах, предлагая новый язык образов и интерпретацию традиции.

Во внутреннем пространстве двора воспроизведено еще большее многообразие сюжетов и персонажей. Здесь представления хозяйки дома о красоте, об идеальном мире воплотились в феерическую мозаику образов: традиционные вазоны и букеты ярких цветов в необычных цветовых сочетаниях, украшающие стены дворовых построек; сцены из сельской жизни и самый излюбленный сюжет художницы - лошади и всадники («любимые лошадки»). Множество вариаций этой темы, выполненных по мотивам художественных произведений, украшают стены амбара и ограды, фиксируя внутренние границы территории. Букеты, фрагменты геометрических и растительных орнаментов, сочетающие в себе современные и традиционные приемы, превращают пространство двора в цветущий

сад. Все росписи сопровождаются насыщенным цветом фона. Интерьерные росписи кажутся выполненными под влиянием творчества бурятских мастеров. Орнаментальные композиции имеют более строгую структуру (преобладают центрально-симметричные или линейные); пластика линий, колорит задают новый образ, при этом, как это ни парадоксально, не выпадающий из общей драматургии ансамбля росписей З.И. Бадашковой, «говорящего» авторским языком и отражающего индивидуальный, личный мир хозяйки дома.

В целом, с настенными росписями у семейских связаны их лучшие представления о красоте жилища, особенно в среде старшего поколения, и поэтому в некоторых домах росписи по-прежнему бережно хранятся и подновляются; хотя росписи в расположенных ближе к городу селах, потерявшие былую яркость, иногда покрываются известью или масляной краской. Свойственная семейским, как и вообще русским росписям, свободная кистевая манера письма крупным живописным мазком без детализации отдельных элементов узора, но с применением белых и черных оживок, проявляется в яркой полихромной окраске внешних и внутренних стен дома, резных наличников и ставень, предметов быта и обихода [2].

Декоративность и условность в воплощении зооморфных сюжетов, одинаково характерная для Забайкалья, Алтая, Севера и центральных районов, тем не менее имеет свою специфику. Повсеместно распространенные вазоны и букеты в Забайкалье пишутся в виде пышного куста с симметричным, а чаще асимметричным расположением цветов и листьев, в то время как на Алтае они изображаются в вертикальном порядке. Мотивы тюльпана, розоподобного цветка, стрельчатые и каплевидные листья здесь встречаются так же часто, как и на Алтае, Севере и в Поволжье. Птицы в росписях, как правило, похожи на гусей, уток, павлинов, которые располагаются у подножия вазона по обе стороны его (иногда это самец и самка) или одиночно в листве. Кроме птиц изображаются собаки (нередко в роли тотемных животных), в отдельных росписях появляются рисунки лошадей и даже медведей. Фон забайкальских росписей светлый, чаще белый, в то время как на Алтае преобладает интенсивно красный и синий.

Наряду с этим следует отметить в разнообразной полихромии забайкальских росписей, органично сочетающейся с многоцветностыо традиционной одежды семейских и убранством жилища, черты внутреннего сходства с украинскими росписями (по технике письма, цветовому строю, композициям и мотивам). Вероятно, причина заключается в том, что, помимо древних связей с украинским искусством, могло также иметь место и более позднее влияние украинцев, приходивших в Забайкалье. Не исключены и профессиональные контакты с украинцами-переселенцами Иркутской области. Так, в частности, в Новой Бряни сохранились ковровые композиции на стенах домов Д.Т. Семенова и И. Казаркина, напоминающие «килимовую» роспись украинцев. Гирлянды из листьев и плодов в доме М.Т. Афанасьева украшают передний угол и потолок

над ним, как это делается на Украине; в доме А.М. Шигиной имеется сундук, крышка которого разрисована мастером-украинцем в 1910 году. Роспись теперь уже стерлась, но на боковой стороне сундука видна надпись «Новая Брянь» Е.Т. Карпенко. В Бичуре, по воспоминаниям жителей, «в прошлом, года два красил украинец Иван Григорьевич», который был «первым красильщиком и работал чаще всего ночью». Мысль об украинском влиянии на сибирскую роспись высказана Д.А. Болдыревым-Казариным еще в 1889 году. Он отмечает необычную пышность и яркость росписи на «кутных заборках», не свойственную природе Сибири, но обычную для Украины [4]. Это явление он объясняет появлением в Сибири украинцев в конце XVII и первой половине XVIII вв., а также влиянием украинских мастеров, выписанных митрополитом Ф. Лещинским в Тюмень и Тобольск для росписи монастырей, церквей и писания икон (такое предположение вполне правомочно, и материалы по исследованию росписи семейских подтверждают его).

Особую роль в становлении культуры семейских росписей играют женские росписи. Расписывание клетками и «косачами», наиболее распространенное в женских росписях раннего типа, приобретает настолько широкое употребление, что их использование в местных профессиональных росписях более позднего периода воспринимается как необходимое и обычное явление [5]. Даже в росписях пришлых мастеров мы обнаруживаем элементы этих мотивов, появившихся, несомненно, под влиянием росписей местных авторов, запросов и вкусов населения: в Мухоршибирском, Бичурском и Тарбагатайском районах А.А. Максимова из Нового Загана в середине XX века раскрашивает потолок клетками, вписав в центре круг; роспись пола прямоугольной решеткой с шахматной раскраской в доме Х.С. Ревенского из Нового Загана, наоборот, очень старая, так же как и роспись полатей в доме Ф. Ананьина из Шаралдая Мухоршибирского района много таких росписей в Куйтуне, Надеино и Большом Куналее.

Включение в геометрические композиции женской росписи растительных и полурастительных мотивов, а иногда и отдельных фигур животных, можно, вероятно, считать переходной ступенью к росписям другого стиля. Вторая половина XIX века, будучи периодом наибольшего распространения росписей развитого растительного характера в Забайкалье, оказывает благодатное влияние на домовые росписи женщин, ускоряя их естественное развитие. Традиционные композиции в виде пышных вазонов с богатой растительностью своеобразно перерабатываются женщинами, и в них мы не обнаруживаем слепого подражания. Каждая женщина по-своему расширяет круг привычных ей традиционных элементов за счет новых растительных и животных мотивов: одни вводят новые композиции в свои росписи, но составляющие их элементы остаются прежними (вазон изображается клеткой, кругом, эллипсом; растительность составляют сосенки, косачи, розетки, круги с точками) [5].

Другие в своих росписях смело используют не только новые формы, но и по-новому переосмысли-

вают старые мотивы, своеобразно преобразуя их в растительные и полурастительные, следуя требованию времени и моды (примером этому могут служить росписи Кирихи - матери Н.К. Русина в Нижнем Жи-риме; росписи Агриппины Кузьминичны Рымаревой из Большого Куналея и др.). Но часто вазоны с букетами настолько причудливы и геометризованы, что отнести их к мотивам растительного характера не представляется возможным [5].

Однако не всегда мастерицы пользуются новыми формами в своих росписях, хотя и не остаются равнодушными к модным веяниям. Они по-прежнему расчерчивают стены на клетки и вписывают в них не только традиционные геометрические мотивы, но и множество других растительных и животных мотивов, и даже людей, хотя изображения их предельно условны и обобщены. Не исключено, что растительные росписи, имеющие большее сходство с реальным миром, обостряют чувство восприятия окружающего мира, вызывая стремление отразить особенности этого мира в своих работах. Это и приводит к созданию целой серии росписей, смешанных по сюжетам и технике исполнения [3].

К числу наиболее употребляемых красок относятся желтая, черная, красная, коричневая. Мастерицы пользуются особым способом наложения красок, когда все элементы в узоре пишутся линией в ширину мазка кисти. Не менее своеобразно - полосами разных красок - заполняется внутренность кругов, ромбов, розеток, стилизованных цветков. Для фона под роспись используется особая смесь из молока, белил и извести. Пол под роспись покрывается коричневой или бордовой краской. Краска-грунт готовится из покупных красок в порошке и глин, смешанных с олифой собственного изготовления. Вместо кисточки нередко используют туго скрученную бумагу или ткань, реже пишут пальцем. Заимствуя друг у друга композиционные

элементы, мастерицы тем не менее вносят много нового в создание авторских узоров и их сочетаний, а также в подбор красок и их сочетаний. В таких селах, как Десятниково, Большой Куналей, Нижний Жирим, нередко роспись жилища считается домашней обязанностью хозяйки дома. В целом материалы исследований показывают, что домовая роспись у семей-ских широко применяется вплоть до 30-40-х годов XX века; известны росписи, выполненные в 50-60-х годах, и сегодня мы наблюдаем новый интерес к самобытной авторской росписи. В росписях семейских Забайкалья достаточно отчетливо проявляются индивидуальные картины мира, визуализируются образы идентичности, т.к. ресурс идентификации одинаково присущ любой целостности и «нецелостности» как системам порядка (осознанного или прозреваемого), любому ставшему и вновь становящемуся образу, языку, процессу в связи с тем, что для их восприятия, интуитивного ощущения принадлежности, осознания и признания/оценки должен произойти творческий акт узнавания, отождествления с уже знакомым (прошлым или наличным). И каждая роспись это наглядно демонстрирует, будучи специфическим языком, исключительным средством самоидентификации, отражения индивидуального мировоззрения, самоопределения в комплексе существующих представлений и своеобразным способом «общения» с окружающим миром -социальным, физическим, метафизически-сверхреальным.

В качестве особого языка идентификации, способа проявления актуальных ментальных образов росписи оказываются вполне доступным (и может быть поэтому - модным) средством борьбы с унификацией среды и культуры для определения «культурной индивидуальности» места в современной транснациональной культуре.

Статья поступила 14.08.2015 г.

Библиографический список

1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М.: Искусство, 2010. 155 с.

2. Железняк О.Е., Охрименко Г.И. Пространства культурной идентификации. Семейские Забайкалья: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. 153 с.

3. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художествен-

ные промыслы. М.: Искусство, 1998. 175 с.

4. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.: Искусство, 2010. 164 с.

5. Охрименко Г.И. Семейские Забайкалья. Традиции домовой росписи и предметов быта: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 160 с.

УДК 796.075

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ КОНСТИТУЦИИ

© М.М. Колокольцев1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены результаты конституционально-типологического обследования по методике Б.А. Никитюка и А.И. Козлова (1990) 1312 юношей, студентов технического вуза Восточной Сибири. Изучены характер и особенности возрастного распределения обследованных молодых людей в возрасте 17-20 лет по типам конституции и

1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: mihkoll@mail.ru

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: mihkoll@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.