Научная статья на тему 'Исследование профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава кафедры на стадии профессионального отбора в рамках образовательного менеджмента'

Исследование профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава кафедры на стадии профессионального отбора в рамках образовательного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / EDUCATION MANAGEMENT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС / HUMAN RESOURCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / PROFESSIONAL SELECTION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / СОБЕСЕДОВАНИЕ / INTERVIEW / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ / PERFORMANCE MEASURES / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / EFFICIENCY / ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КЕЙСЫ / PROFICIENCY / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Маргарита Михайловна

Рассматривается значимость образовательного менеджмента для высших учебных заведений. Важной задачей образовательного менеджмента является создание оптимальных условий для образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава и учащихся высших учебных заведений. Одним из основных ресурсов организации является человеческий ресурс. Для качественного комплектования кадрами высшего учебного заведения необходимо обеспечить приток профессионально пригодных кандидатов в рамках образовательного менеджмента и провести профессиональный отбор с целью выявления профессиональных компетенций. В статье даются рекомендации по выявлению необходимых компетенций на стадии профессионального отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Маргарита Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT TEACHING STAFF PROFESSIONAL COMPETENCES STUDY AT THE PROFESSIONAL SELECTION STAGE UNDER EDUCATION MANAGEMENT

The paper deals with the importance of educational management for the institutions of higher education. The principal task of education management is the creation of optimal conditions for the educational activities of teaching staff and learning conditions for students. The main part of an organization is human resources. The high-quality staffing of higher education institution requires to ensure the influx of professionally suitable candidates as a part of educational management and carry on professional selection in order to identify professional competencies. The article gives some recommendations on revealing required competences at the stage of professional selection.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава кафедры на стадии профессионального отбора в рамках образовательного менеджмента»

4. Глызина В.Е. Временная семантика имени существительного в современном английском языке: дис. ... канд. психол. наук: 10.02.04. Иркутск, 1999. 133 с.

5. Горская Н.Е. Особенности и становление личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Иркутск, 2004. 1б2 с.

6. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000. 394 с.

7. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. 366 с.

8. Кравченко А.В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка. Иркутск: Иркутская обл. тип. № 1, 2001. 261 с.

9. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического высказывания. М.: МГУ, 1982. 267 с.

10. Мельчук А.С. Курс общей морфологии: в 3 т. М.: Языки русской культуры, 2000. 416 с.

11. Потебня А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. 300 с.

12. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. 248 с.

13. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / пер. с франц. А.М. Сухотина; под ред. и с примеч. Р.И. Шор. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

14. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды: в 2 т. М.: Лабиринт, 1998. 2 т. 400 с.

15. Хомский Н. Язык и мышление. М.: МГУ, 1972. 122 с.

16. Glyzina V., Gorskaya N. The thought as a speech activity subject of research-oriented reading // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 7-8. P. 105-110.

17. Shepard R.N. Form, formation and transformation of internal representations // Information Processing and Cognition / R. Solso. Hillsdale: Erlhaum, 1975. P. 87-123.

УДК 33.331.08

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАФЕДРЫ НА СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

© М.М. Журавлева1

Евразийский лингвистический институт - филиал Московского государственного лингвистического университета, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

Рассматривается значимость образовательного менеджмента для высших учебных заведений. Важной задачей образовательного менеджмента является создание оптимальных условий для образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава и учащихся высших учебных заведений. Одним из основных ресурсов организации является человеческий ресурс. Для качественного комплектования кадрами высшего учебного заведения необходимо обеспечить приток профессионально пригодных кандидатов в рамках образовательного менеджмента и провести профессиональный отбор с целью выявления профессиональных компетенций. В статье даются рекомендации по выявлению необходимых компетенций на стадии профессионального отбора. Ключевые слова: образовательный менеджмент; управление; человеческий ресурс; профессиональный отбор; рынок труда; компетенции; собеседование; показатели качества работы; работоспособность; деловые качества; мотивация; кейсы.

DEPARTMENT TEACHING STAFF PROFESSIONAL COMPETENCES STUDY AT THE PROFESSIONAL SELECTION STAGE UNDER EDUCATION MANAGEMENT M.M. Zhuravleva

Eurasian Linguistic Institute, Branch of Moscow State Linguistic University, 8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.

The paper deals with the importance of educational management for the institutions of higher education. The principal task of education management is the creation of optimal conditions for the educational activities of teaching staff and learning conditions for students. The main part of an organization is human resources. The high-quality staffing of higher education institution requires to ensure the influx of professionally suitable candidates as a part of educational management and carry on professional selection in order to identify professional competencies. The article gives some recommendations on revealing required competences at the stage of professional selection.

Keywords: education management; management; human resource; professional selection; labor market; competences; interview; performance measures; efficiency; proficiency; motivation; case study.

Образовательный менеджмент - это наука, изучающая проблемы управления в образовании. Менеджмент является самостоятельной научной дисциплиной, изучающей законы, принципы, методы, формы, способы и приемы управления коллективным трудом в различных организациях. Н.В. Пернай в своем

трактате «Проблемы образовательного менеджмента» показывает взаимосвязь управления с образовательным менеджментом. Управление, или менеджмент, -процесс руководства деятельностью организации по намеченному плану с целью достижения ранее поставленных целей организации [5, с. 5].

1Журавлева Maргaритa Mихaйловнa, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и туризма, тел.: 89501103880, e-mail: margo32@mail.ru

Zhuravleva Margarita, Candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor of the Department of Economics, Management and Tourism, tel.: 89501103880, e-mail: margo32@mail.ru

Управление образовательной деятельностью учебного учреждения есть управление совместной деятельностью педагогов, других работников и учащихся. Этот процесс включает в себя создание необходимых условий управления, использование необходимых средств и методов управления и выполнение функций управления, опирающихся на законы и принципы управления. В образовательном менеджменте действуют общие законы, принципы, методы и средства управления. Однако главной целью образовательного менеджмента в большинстве учебных учреждений, как правило, является не извлечение прибыли, а самообразование [5, с. 5].

Одной из основных задач образовательного менеджмента является создание оптимальных условий для образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава и учащихся высших учебных заведений, в то время как целью менеджмента является обеспечение выполнения какой-то работы с извлечением прибыли для организации. Подчеркнем, что цель педагогической деятельности - развитие и обучение личностей учащихся [5, с. 6].

Менеджмент образовательных учреждений можно представить как совокупность двух неразрывных управленческих процессов: управление деятельностью профессорско-преподавательского состава (далее по тексту - ППС) и управление образовательной деятельностью учащихся. Управление призвано организовать определенное количество людей и целенаправленно превратить их в работающую группу для выполнения поставленных задач.

Одним из основных ресурсов организации является человеческий ресурс. Для качественного комплектования кадрами высшего учебного заведения необходимо обеспечить приток профессионально пригодных кандидатов и провести профессиональный отбор. Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии. Пригодность к профессии устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических и моральных качеств, уровня образования, специальных знаний, умений и навыков [3, с. 49].

Рынок труда требует от трудовых кадров наличия личностных, социальных, профессиональных компетенций. В качестве важнейшего приоритета в современных условиях выступает задача развития творческой личности, способной открыто высказывать свое мнение, умеющей самостоятельно находить и обосновывать собственные профессиональные решения, смело выдвигать нестандартные идеи, быстро адаптироваться в меняющейся производственной и социальной ситуации, иметь коммуникативные способности и навыки.

Существуют различные способы выявления вышеуказанных компетенций: структурированное, поведенческое, ситуационное интервью. В основе поведенческого интервью лежат вопросы, касающиеся прошлого опыта кандидатов. Интервьюер подробно расспрашивает кандидата о его прошлом опыте, просит привести конкретные примеры, достижения. Ситу-

ационное интервью затрагивает намерения кандидата вести себя в будущем в соответствии с развивающейся ситуацией.

Во время собеседования заведующий кафедрой должен четко придерживаться основных вопросов, касающихся непосредственно работы на кафедре. Это наличие ученой степени, звания; опыта работы; наличие опубликованных статей и учебных пособий; наличие свидетельства о повышении квалификации за последние 5 лет; умение работать на персональном компьютере; навыки создания презентаций и работы с мультимедийным оборудованием; умение работать в команде над проектом; умение находить общий язык со студентами; владение навыками работы со студентами по индивидуальному графику и дистанционно. От выявленных профессиональных компетенций будет зависеть решение о дальнейшем подборе и расстановке ППС, что является неотъемлемой частью образовательного менеджмента.

Приступая к подготовке собеседования, необходимо понимать, что от него зависит эффективный подбор и расстановка ППС кафедры, а в дальнейшем - и качество образования. Претендент на замещение вакантной должности представляет резюме с личными данными, поэтому целесообразней всего остановиться на поведенческом интервью.

Примерные вопросы поведенческих интервью [2, с. 98]:

1. Ориентация на обучающийся контингент (характеристика - отвечать ожиданиям студентов, превосходить ожидания студентов).

В данном случае следует обратить внимание на необычные способы соответствовать профессиональному уровню, привлекать внимание аудитории.

Рекомендуемые вопросы:

1) Приведите пример, когда Вы потерпели неудачу в общении со студентами. Чем это закончилось?

2) Опишите тип-модель студента, с которым было сложнее всего работать. Как Вы справились?

3) Приведите примеры, когда Вы чувствуете удовлетворение от работы.

4) Опишите основные методы работы со слабыми студентами.

2. Непрерывное обучение.

Позитивное отношение к самосовершенствованию, учебе и применению новых знаний в профессиональной деятельности имеет большое значение.

Рекомендуемые вопросы:

1) Приведите пример, когда Вы могли применить теоретические знания при работе над проблемой.

2) Приведите пример, когда Ваших знаний было недостаточно для эффективной работы. Что Вы сделали в этой ситуации?

3) Приведите пример, как другие люди использовали Вас как источник знаний в Вашей профессиональной сфере.

3. Самообладание.

Спокойствие, уверенность в себе и эмоциональная стабильность играют большую роль при ответе на вопросы.

Рекомендуемые вопросы:

1) Приведите пример, когда ваши личные и профессиональные запросы столкнулись, и Вы сохранили между ними баланс.

2) Опишите ситуацию, когда Вам пришлось сильно себя контролировать во время проведения лекций.

3) Приведите пример, когда Ваше умение организовывать время и приоритеты оказалось очень ценным в работе со студентами.

4. Работа в команде.

Главный акцент необходимо сделать на работе и вкладе членов ППС в достижение общей цели.

Рекомендуемые вопросы:

1) Расскажите, что Вы думаете о вкладе ППС в работу кафедры.

2) Приведите пример, когда у Вас возникали разногласия с кем-то из членов ППС. Что Вы сделали для решения этой проблемы?

3) Что Вы чувствуете, когда команда собирается принять решение, с которым Вы не согласны?

5. Навыки межличностного общения.

Во время собеседования необходимо обратить внимание на самосознание, способность понимать и умение эффективно общаться с другими, независимо от их культурной принадлежности.

Рекомендуемые вопросы:

1) Опишите самый трудный опыт в отношениях с коллегой.

2) Опишите типы людей, с которыми Вам легче всего сойтись и почему.

3) Опишите типы людей, с которыми Вам труднее всего сойтись и почему.

4) Ориентация на цель

6. Преодоление трудностей

При ответе на вопросы учитывается решительность и позиция «никогда не сдаваться» при достижении цели.

Рекомендуемые вопросы:

1) Приведите пример Вашего самого большого профессионального достижения. Как Вы этого достигли? Какие были препятствия? Как Вы их преодолели?

2) Какие профессиональные цели Вы наметили на будущее? Как Вы планируете их достичь? Что может Вам помешать в этом?

3) Расскажите, как Вам пришлось преодолеть огромные препятствия, чтобы достичь чего-то значительного.

7. Эмпатия.

Внимание на искреннюю заботу, сострадание и желание помочь другим, не требуя благодарности, играют в данной группе вопросов большую роль.

Рекомендуемые вопросы:

1) Приведите пример, когда Вы разделяли трудности коллег в работе. Чем Вы им помогли?

2) Приведите пример, когда действия или политика организации травмировали людей. Что Вы сделали, чтобы смягчить неприятные для людей последствия?

3) Приведите пример, когда Вам не удалось помочь кому-то. Как Вы себя чувствовали в этой ситуации?

4) Приведите пример, когда Вам нужно было дей-

ствовать либо в своих интересах, либо в интересах другого человека. Как Вы себя чувствовали в этой ситуации? Что Вы сделали?

5) Что полезного Вы сделали для своего коллектива?

Под подбором и расстановкой профессорско-преподавательского состава в вузе понимается рациональное распределение всех видов нагрузки (учебной, воспитательной, научной) в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда (наличие ученой степени, звания, профессионального образования, опыта работы), с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами педагогов, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, - с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующего ППС в рамках кафедры и создание условий для профессионального роста каждого педагога.

При исследовании профессиональных компетенций может подойти профильный метод. Основу профильного метода составляет каталог характеристик -требований, предъявляемых к человеку в зависимости от выполняемой им работы, а также с учетом количественных характеристик рабочих мест. Сравнение уровня требований, обусловленных конкретной работой, и уровня качеств работника, выполняющего эту работу, позволяет сделать вывод о пригодности того или иного человека к данной работе или о необходимости привести их в соответствие друг с другом [4, с. 336].

В результате анализа данных отбираются основные показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров. К основным показателям относятся: показатели уровня квалификации; деловых качеств, работоспособности; показатели качества выполняемой работы; показатели стиля и методов работы; показатели, характеризующие аналитические способности; показатели психологической совместимости с коллективом; показатели дисциплинированности; показатели участия в инновационной деятельности. При этом каждый показатель расписывается с точки зрения выполнения работы по следующим критериям: высокий, средний, ниже среднего, низкий.

Сначала рассматриваются показатели уровня квалификации:

- квалификация работника не соответствует требованиям должности, работник не выполняет должным образом должностных обязанностей;

- квалификация работника не соответствует требованиям занимаемой должности, но работник имеет достаточный опыт работы и постоянно повышает свой уровень знаний;

- квалификация работника соответствует требованиям занимаемой должности.

Далее расписываются показатели деловых качеств:

- работник не выполняет многие должностные обязанности;

- работник не выполняет некоторые (отдельные) должностные обязанности;

Кейсы для проверки профессиональных качеств

Профессиональные компетенции Кейс на проверку профессиональных компетенций

Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации) На кафедре необходимо выполнять следующие виды нагрузки: учебную, учебно-методическую и воспитательную. Опишите подробно мероприятия, которые вы будете планировать на учебный год. В качестве образца Вы можете воспользоваться индивидуальным планом преподавателя кафедры (в данном случае мы проверяем заинтересованность кандидата, его практический опыт в составлении индивидуального плана. Многие кандидаты копируют план, не добавляя своих мероприятий)

Умение заранее ставить проблемы на стадии зарождения Группа студентов 3 курса всегда готовилась к семинарским занятиям. 90% студентов активно участвовали в семинарских занятиях, делали доклады и презентации. Вы стали замечать, что активность студентов снизилась до 60% и периодически колеблется то в сторону повышения, то в сторону понижения, что было не характерно для данной группы. По словам многих студентов, на улице весенняя погода и настрой уже практически «летний», да и некоторые преподаватели их прекрасно понимают. Следует ли обращать на данный факт внимание или предпринимать какие-либо действия?

Системное восприятие управляемого объекта Научная работа каждого преподавателя имеет огромное значение для развития кафедры. В данном процессе должно быть задействовано 100% ППС. На данный момент зафиксировано, что 15% ППС не занимаются научной работой. Вам было поручено в рамках кафедры совместно с заведующим кафедрой разработать план мероприятий по улучшению данной ситуации

Умение воспринимать, понимать разнообразные точки зрения Вы являетесь куратором группы 4 курса. Студентов этой группы Вы знаете не очень хорошо, так как группу Вам передали только в этом году. Студенты Вам нравятся, отношения складываются хорошо, по вашей дисциплине отстающих студентов не наблюдается. Вам необходимо выбрать из всей группы одного студента для участия в международной олимпиаде. Вы без особого труда выбрали Иванова Степана. Однако преподаватель дисциплины «Экономическая теория» утверждает, что данный студент очень плохо занимается, его необходимо уже отчислить. Преподаватель по дисциплине «Маркетинг» считает, что нужно выбрать студентку Васильеву Ксению, так как только она способна выступать на таких ответственных мероприятиях. Иванов Степан, по Вашему мнению, ответственный и воспитанный, отвечает активно на семинарах, отличается от других студентов своей любознательностью и может также подготовить доклад на английском языке. Следует ли прислушиваться к мнению других преподавателей или можно самостоятельно принять решение, полагаясь только на собственный опыт?

Способность эффективно резюмировать при дефиците информации Вы работаете на кафедре всего 2 недели и Вам необходимо участвовать в мероприятии «Ярмарка профессий». Каждый вуз представляет информацию о специальностях. Представьте, что Вам необходимо рассказать о деятельности кафедры, о специальностях при минимуме информации о ней

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психологическое самообладание Один из преподавателей кафедры перестал с Вами общаться. Вы начинаете понимать, что он избегает контактов, не здоровается, не отвечает на вопросы. Коллеги утверждают, что периодически для данного преподавателя характерно данное поведение. Вам поручено провести совместно с данным преподавателем анкетирование студентов и разработать совместно форму анкеты

Ротация в образовательном менеджменте В зимний период многие преподаватели кафедры имеют больничный лист. Чтобы не сорвать расписание занятий, было решено поставить нескольких преподавателей на замену. Данное решение было принято спонтанно, так как на работу не вышло одновременно 3 преподавателей. Вам было поручено срочно провести занятия у 2 курса. Данную дисциплину Вы не ведете в этом году, лекций с собой не имеете. Опишите, как Вы выйдете из этого положения

Психологическая проницательность Воспитательная работа имеет большое значение. Вы являетесь куратором 2 курса. Отношения со студентами можно охарактеризовать как положительные. Периодически Вы проводите кураторские часы на разные темы. Студенты активно высказывают свою позицию, открыты к диалогу. На перемене Вы случайно услышали разговор студентов, которые очень активно обсуждали образ жизни одной из студенток данной группы. По их мнению, студентка из неблагополучной семьи, имеет проблемы в семье и хочет бросить учебу из-за своего молодого человека. Будете ли Вы реагировать на данную ситуацию?

Способность выйти за границы формального Группа 3 курса участвует в этом учебном году в конкурсе «Лучший куратор года». Вы являетесь куратором данной группы, но группу Вы знаете плохо, так как приступили к данной работе недавно. Студентам необходимо подготовиться к данному мероприятию. Опишите процесс взаимодействия со студентами во время подготовки к данному мероприятию

Способность привлекать людей к деятельности с использованием нематериального стимулирования Многие преподаватели не работают в субботу. Вам было поручено подготовиться к мероприятию для абитуриентов «Сделай правильный выбор». Мероприятие для школьников 10-11 классов проходит в субботу в г. Ангарске. Вам необходимо подготовиться к мероприятию, но коллеги, которые должны Вам помогать, не заинтересованы в поездке в свободное от работы время. Опишите процесс нематериального стимулирования коллег

Психологическая перестройка Вы приняты на работу в этом учебном году. Работаете непродолжительное время. Кафедре необходимо проверить все учебно-методические комплексы. Вы ведете 4 дисциплины. Учебно-методические комплексы по данным дисциплинам уже составлены. Вы открываете документы и обнаруживаете, что темы рабочей программы не совпадают с вашей рабочей программой. На корректировку было выделено 3 дня

Делегирование власти, ответственности, своего авторитета Студенты 1 курса высказали пожелания провести два семинарских занятия. Несмотря на то, что первокурсники не имеют достаточно большого опыта, они утверждают, что представленная информация будет очень полезна. Студенты предлагают провести тренинги по данной дисциплине

- работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности;

- работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности и постоянно выполняет работы, входящие в круг других должностных обязанностей работников в период их временного отсутствия на работе (отпуск, болезнь, по вакантной должности) и так далее [4, с. 340].

Для выявления необходимых профессиональных компетенций можно порекомендовать кейсы.

Кейс-тестинг (case study, business case) - современная технология оценки компетенций сотрудников с помощью специализированных аналитических заданий. Кейсы применяются в бизнесе при оценке кандидатов при приеме на работу, аттестации персонала, формировании кадрового резерва. Оценка кандидатов с помощью кейс-тестинга позволяет каждому руководителю самостоятельно и быстро оценить кандидата по 1-2 наиболее важным факторам, влияющим на работу.

Кейсы могут быть классифицированы исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов: обучающие анализу и оценке; обучающие решению проблем и принятию решений; иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом [1].

При составлении кейсов необходимо отражать типовые ситуации, с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Для оценки управленческих компетенций сотруднику или кандидату предлагается описание некоторой рабочей ситуации, в которой требуется принять управленческое решение. Это позволяет сразу оценить уровень развития у испытуемого необходимых знаний и навыков.

При формировании ППС необходимо учитывать не только профессиональные, деловые и личностные

качества каждого его члена, но и эффект их сочетания - так называемую психологическую совместимость, которая помогает людям быстро и успешно сработаться друг с другом, что порождает удовлетворенность своей работой и ведет к росту качества образования. В таблице перечислены необходимые профессиональные компетенции в сфере образовательного менеджмента, которые составляют основу модели специалиста, отвечающего требованиям научной, учебно-методической и воспитательной работы.

Представленные кейсы можно использовать полностью на собеседовании или выбрать только несколько наиболее актуальных, по мнению заведующего кафедрой. Составленные кейсы отражают работу, с которой сталкивается ППС в течение всего учебного года. Они раскрывают два неразрывных управленческих процесса: управление деятельностью профессорско-преподавательского состава и управление с его помощью образовательной деятельностью учащихся. Данные ситуации дают представление об организации рабочих процессов и целенаправленном выполнении поставленных задач.

Решение кейсов кандидатом позволит судить об уровне развития его индивидуальных и моральных качеств, уровне образования, о наличии специальных знаний, умений и навыков, а также способности быстро реагировать на нестандартные ситуации.

Менеджмент образовательных учреждений позволяет раскрыть значимую роль педагога-менеджера в образовательном и воспитательном процессе, способствует формированию и выработке инструментов управления человеческими ресурсами на стадии профессионального отбора. Педагог-менеджер не только дает знания обучающимся, но и является примером, образцом подражания для них, так как решает разнообразные задачи, принимает справедливые решения, смело обосновывает их.

Статья поступила 18.09.2015 г.

Библиографический список

1. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная 2. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: технология профессионально-ориентированного обучения учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 235 с.

[Электронный ресурс]. URL: http // http://evolkov.net/ 3. Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами: case/case.study.html (17.02.2015). учеб. пособие. СПб.: Питер, 2013. 208 с.

4. Кибанова А.Я. Управление персоналом в организации: 5. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмен-учебник / под ред. А. Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. та. Три трактата. М.: Интеллект-Центр, 2004. 288 с. М.: ИНФРА-М, 2006. 638 с.

УДК 75 (571.54)

ИССЛЕДОВАНИЕ РОСПИСИ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ © А.Ч. Зандраев1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается история развития народных художественных промыслов на примере росписи семейских Забайкалья. Исследовано изменение восприятия и передачи композиционных и образных решений росписи семейских Забайкалья и их трансформация в контексте современного общества в эпоху новейших технологий. Изучена ценность рассматриваемого материала и пути сохранения традиционных ручных росписей в современной жизни, что очень актуально в технологическом обществе 21 века.

Ключевые слова: семейские; Забайкалье; косачи; кучери; женские росписи; домовые росписи; ресурсы самоидентификации росписи.

STUDY OF TRANSBAIKALIAN SEMEISKIE MODERN PAINTING A.Ch. Zandraev

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper deals with the development history of national arts and crafts on the example of Transbaikalian Semeiskie paintings. It studies the change in the perception and transmission of composite and image-bearing solutions of Transbaikalian Semeiskie paintings and their transformation in the context of modern society in the era of new technologies. The study is given to the value of the material under consideration and the ways to preserve traditional hand paintings in the modern life. It is very important in a technological society of the 21st century.

Keywords: Semeiskie; Transbaikalia; "kosachi", "kucheri" (different types and shapes of circles); female paintings; resources of painting self-identity.

Для росписи семейских Забайкалья, как и для других славянских росписей, характерно размещение на внешних и внутренних стенах домов, выделение ею отдельных, значимых в системе миропонимания элементов дома (наличников, матицы, печи, дверей, ставен), украшение наиболее важных предметов быта и обихода, в том числе мебели, посуды, орудий труда [1].

Ведущими мотивами, наиболее часто встречающимися в росписях семейских, как профессиональных мастеров, так и самодеятельных художников, являются круги, клетки и букеты в вазонах либо цветущие деревья, охраняемые птицами или животными. Еще одним распространенным приемом, присущим семей-ским росписям, является рисунок так называемых «косачей» или «кучерей». Круги в разных вариациях, вероятно, могут интерпретироваться как знаки - символы Солнца, раскрывшихся цветов или космических сфер, сохраняющих архаический смысл оберега и христианское обозначение Космоса. В отдельных версиях круги получают развитие в форме цветов, многолепестковых розеток, образуют разноцветные концентрические круги, либо круги с радиально расходящимися лучами, или четвертинки кругов. Некоторые из этих вариаций восходят корнями к старославянским традициям изображения Солнца в разных его ипостасях и выполняют мощную обереговую функцию. Цве-

товая тема, нередко включающая помимо теплой желто-бело-красной гаммы темно-синие и холодные коричневые тона, также подтверждает это предположение.

Авторские модификации композиционного сочетания кругов между собой и с другими элементами росписей, их цветовые вариации каждый раз представляют собой индивидуальное прочтение картины мира. Часто встречающиеся троекратно повторенные круги, вероятно, не только отражают магическую, охранительную роль числа три, но и олицетворяют Троицу, особенно в композициях с выставленными в форме треугольника или расположенными по вертикали один над другим кругами. Аналогично некоторым старообрядческим иконам они могут интерпретироваться как три небесные сферы: «телесная - видимая, духовная или ангельская, интеллектуальная - созерцание Троицы» - и в каждом конкретном случае иметь авторскую трактовку композиционного и цветового решения [4].

Клетки, квадраты, нередко используемые в росписях самодеятельными мастерицами, возможно, восходят к старославянским изображениям засеянного поля с ростком-«крином» в центре. Форма клеток (от правильных квадратов и прямоугольников до классических ромбов) и их внутреннее наполнение сугубо

1Зандраев Арсалан Чимитдоржиевич, доцент кафедры дизайна, тел.: 89149226854, 89149441369, e-mail: zandraev@yandex.ru Zandraev Chimitdorzhievich Arsalan, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89149226854, 89149441369, e-mail: zandraev@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.