Научная статья на тему 'Исследование результатов обучения учащихся как нелинейной проекции профессиограмм преподавателей важный этап формирования кадрового состава системы дистанционного обучения'

Исследование результатов обучения учащихся как нелинейной проекции профессиограмм преподавателей важный этап формирования кадрового состава системы дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / BALL AND RATING SYSTEM / RESULTS OF TRAINING OF PUPILS / E-LEARNING / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайндорф-сысоева Марина Ефимовна, Фаткуллин Николай Юрьевич, Шамшович Валентина Федоровна

В исследовании проверяется выдвинутая педагогическая гипотеза о существовании сложных множественных связей между профессиограммой преподавателей и результатами их профессиональной деятельности с конкретными учебными группами по фиксированной дисциплине. Результаты исследования наглядно демонстрируют наличие устойчивых связей между кластеризацией преподавательского состава и частотами выставления оценок учащимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вайндорф-сысоева Марина Ефимовна, Фаткуллин Николай Юрьевич, Шамшович Валентина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF RESULTS OF TRAINING OF PUPILS AS NONLINEAR PROJECTION PROFESSION-GRAMM OF TEACHERS THE IMPORTANT STAGE OF FORMATION OF PERSONNEL STRUCTURE OF SYSTEM OF E-LEARNING

The research supports pedagogical hypothesis of existence of difficult multiple communications between profession-gramm of teachers and results of their professional activity with concrete educational groups on the fixed discipline. The results of the research clearly demonstrate existence of stable relations between a clustering of teaching structure and frequencies of evaluation of pupils.

Текст научной работы на тему «Исследование результатов обучения учащихся как нелинейной проекции профессиограмм преподавателей важный этап формирования кадрового состава системы дистанционного обучения»

Теория и методика профессионального образования

г-

45

М.Е. Вайндорф-Сысоева, Н.Ю. Фаткуллин, В.Ф. Шамшович

Исследование результатов обучения учащихся как нелинейной проекции профессиограмм преподавателей -важный этап формирования кадрового состава системы дистанционного обучения

В исследовании проверяется выдвинутая педагогическая гипотеза о существовании сложных множественных связей между профессиограммой преподавателей и результатами их профессиональной деятельности с конкретными учебными группами по фиксированной дисциплине. Результаты исследования наглядно демонстрируют наличие устойчивых связей между кластеризацией преподавательского состава и частотами выставления оценок учащимся. Ключевые слова: профессиональная компетентность, балльно-рейтинговая система, результаты обучения учащихся, электронное обучение, дистанционное обучение.

Совокупность профессиональных компетенций, способностей и личностных качеств преподавателя в своем синтезе формируют индивидуальный стиль его профессиональной деятельности [1; 6], оценкой результатов которой могут служить как статические, так и динамические показатели успешности учебного процесса, выраженные в их балльной оценке. Таким образом, закономерно предположить существование сложных множественных нелинейных связей между профессиональными качествами и характеристиками преподавателя (профессиограмма)

к и результатами его профессиональной деятельности с конкретными 11 учебными группами по фиксированной дисциплине. Более того, как пра-| § вило, единое множество членов формального коллектива (кафедра, лабо-| о ратория, отдел и т.д.) подразделяется на подмножества (малые группы) о§ по тем или иным признакам общности, например, по индивидуальному ^ | стилю преподавания, идентифицируемому, в частности, по результатам 8 обучения учащихся.

Данная постановка задачи становится особенно актуальной в пери-| од формирования кадрового состава системы дистанционного обучения вуза, основой для которого, как правило, является существующий профессорско-преподавательский состав, поскольку наряду с компетентностью в сфере информационно-компьютерных технологий (ИКТ) [2-4; 8; 9] необходимо учитывать и множество других важнейших факторов, например, индивидуальные психологические качества, такие как педагогическая направленность психических процессов, эмпатия и т.п. [7]. Несомненен тот факт, что наличие лишь технической и академической грамотности преподавателя системы дистанционного обучения, при одновременно низком уровне коммуникативности, эмоциональной отзывчивости, неумении создать благоприятную психологическую обстановку, позитивно мотивировать учащихся на изучение и усвоение материала дистанционного курса почти наверняка приведет к отрицательным результатам процесса обучения.

Поэтому в качестве входных параметров были выбраны параметры профессиограммы - характеристики профессиональной компетентности, способностей и личностных качеств преподавателя. Основой входных данных послужили данные систематического анкетирования учащихся с целью оценки соответствующих качеств преподавателя. В качестве выходных параметров были выбраны относительные показатели изменения балльных оценок учащихся за период с первого по второй семестр обучения. Балльные оценки были выбраны как традиционные количественные показатели качественных достижений учащихся. Относительные показатели (%) выбраны потому, что они, в отличие от абсолютных, не привязаны к таким варьируемым показателям, как численность учебной группы. Показатели разбиты по баллам, т.е. анализируются изменения экзаменационных оценок второго семестра по сравнению с результатами первого семестра по категориям оценок: от 2 до 5. Кроме того, анализировалось относительное изменение (%) группового среднего балла. Положительное изменение % группового балла можно трактовать как наличие положительной динамики в процессе усвоения учебного материала данной учебной группой в целом. Отрицательное изменение может свиде-

тельствовать о нескольких процессах: преобладающем отрицательным к настрое учащихся учебной группы, слабой методикой изложения учебно- о го материала со стороны преподавателя и других причинах. Отрицательная или положительная динамика изменения доли конкретных оценок в общей их массе служит более детальным описанием процесса освоения учащимися учебного материала. §

Наиболее рациональным в данном случае представляется использова- ¿= ние нейронных сетей [3; 8], которые являются, по сути, ассоциативными моделями, настраивающими алгоритм анализа под новые наблюдения и позволяющие объяснить довольно сложные нелинейные связи между входными и выходными параметрами. При отсутствии четко формализованной исходной гипотезы, имеющей, как правило, трудно описываемые нелинейности, классические корреляционно-регрессионные модели малоприменимы [5].

В то же время, непосредственное применение нейронных сетей моделирования при проверке выдвинутой педагогической гипотезы на репрезентативной выборке данных балльно-рейтинговой системы не дало ожидаемого эффекта - прогнозирующие и классифицирующие свойства модели были достаточно слабы, поэтому было принято решение о принудительном разделении исходного множества преподавателей на некоторое число подмножеств - кластеров. Количество кластеров определяется эмпирически, главный принцип - наибольшая дистанция между центрами кластеров как показатель наибольшего различия между ними.

Основная ретроспективная информация была получена на основе многолетних данных сессий - визуализации гистограмм распределения оценок на экзамене. Выборка содержала более 200 серий наблюдений в период с 2008 по 2011 гг., в которых суммарно участвовало более 5500 учащихся. Первоначально предполагалось, что множество преподавателей будет разделено на 2 либо на 3 кластера в соответствии с преобладающими частотами в оценочных моделях конкретных преподавателей. Основная педагогическая гипотеза для обоснования необходимости проведения подобной процедуры - существование поведенческих различий в модели проведения экзаменационной процедуры преподавателями внутри определенного коллектива (кафедры). В дальнейшем был применен модуль кластерного анализа 8ТЛТ181СЛ 8.0. В результате анализа, действительно, было сформировано 2 кластера по параметрам изменения оценок в пятибалльной шкале. Как вариант рассматривалось формирование 3 кластеров (рис. 1). При увеличении числа кластеров более 3 они становились размытыми и границы между ними - менее

дифференцированными. Результаты дополнительной проверки по F-кри-| | терию [5] показали, что с увеличением числа кластеров с 2 до 3 степень | § дифференциации действительно резко падает. Поэтому было принято к о решение не увеличивать их число и дальнейший анализ данных произво-о о дить на 2 подмножествах.

Проведенная процедура разбиения множества преподавателей на кла-§ стеры дала следующие результаты.

1. Формально однородное по признаку преподаваемой дисциплины ^ множество сотрудников кафедры, действительно, оказалось неоднородным по признакам частоты выставляемых оценок в классической пятибалльной системе и разделилось на 2 кластера.

2. Анализ распределений вероятностей по типам оценок показал, что частоты выставления оценок «4» и «5» для выделяемых подмножеств практически идентичны (рис. 2), а частоты выставления «2» и «3» значимо различаются (рис. 3). Иначе говоря, вероятности получения оценок «4» и «5» в семестровый экзамен для преподавателей обоих кластеров совпадают, а вот вероятности выставления оценки «2», а не «3» для учащихся у преподавателей второго кластера больше почти в 2 раза.

Исследования произведены на основе репрезентативной выборки, описанной выше, и их результаты носят достоверный характер, поэтому все дальнейшие исследования, связанные с данной проблематикой, представляется рациональным проводить именно на разделенных подмножествах по выборочным данным преподавателей, относящихся к первому

0,9 0,8 0,7

| 0,6

и та

^ 0,5 0,4 0,3 0,2

Кластер 1 Кластер 2

"2" "3" "4" "5"

Баллы

0,5

<5 0,4 тс а

^0,3 0,2 0,1 0,0

"2" "3" "4" "5" Баллы

Рис. 1. Визуализация разбиения исходного множества преподавателей

на 2 и 3 кластера по статистическим данным результатов семестровых экзаменов

0,000

■ Кластер 1

■ Кластер 2

-70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 0 10 20 30 40 50 Математическое ожидание семестровой оценки "4"

0,10 0,09 0,08 0,07

£ 0,06

с о

нт 0,05

^

& 0,04

т

0,03 0,02 0,01 0,00

Математическое ожидание семестровой оценки "5"

Кластер 1 Кластер 2

Рис. 2. Визуализация незначимых различий получения учащимися семестровых оценок «4» и «5» по множествам преподавателей первого и второго кластеров

и второму кластерам. По нашему мнению, подобное разделение позволит более точно описать закономерности, связанные с особенностью профес-сиограмм и индивидуальных характеристик преподавателей по данным подмножествам.

0,06

■ Кластер 1

■ Кластер 2

0,00

-50 -40 -30 -20 -10 0 10 20 30 40 50 60 Математическое ожидание семестровой оценки "3"

Рис. 3. Визуализация значимых различий получения учащимися семестровых оценок «2» и «3» по множествам преподавателей первого и второго кластеров

На основании вышесказанного можно достаточно достоверно утверждать, что модели ассоциативного педагогического прогнозирования, построенные уже на предварительно дифференцированных множествах

„ v.

преподавателей, являются, по сути, поведенческими моделями двух к

типов преподавателей, относящихся соответственно к кластерам 1 и 2. о В дальнейшем, на наш взгляд, необходимо оценить результаты профессиональной деятельности преподавателей по этим двум моделям и выработать корректирующие действия для их методик и стилей изложения учебного материала. §

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод ¿= о необходимости проведения подобной процедуры предварительной оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза как на этапе формирования кадрового состава системы дистанционного обучения вуза, так и в случае рассмотрения индивидуального вопроса о включении их в действующую систему дистанционного обучения, с целью исключения возможных негативных тенденций в индивидуальном процессе преподавания и более успешном ее функционировании.

Библиографический список

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1984.

2. Бахтизин Р.Н., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов по математике с использованием информационно-коммуникационных технологий в ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» // Материалы четвертой международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-leaming «MOSCOW Education Online 2010», Москва, 29 сентября - 1 октября 2010 г.: Сб. тезисов докладов конференции. М., 2010. С. 62-64.

3. Бахтизин Р.Н., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Внедрение балльно-рей-тинговой системы оценки знаний студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий и поведение процедур мониторинга и прогнозирования оценки успеваемости студентов по математике методами нейросетевых технологий // Материалы второй всероссийской научно-практической конференции (Казань, 16-22 апреля 2010 г.) «Электронная Казань 2010» / Отв. ред. К.Н. Пономарев. Казань, 2010. С. 255-258.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Независимая сертификация ИКТ-компетентности педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Электронный журнал. 2012. № 4. URL: http://evestnik-mgou.ru/vipuski/2012_4/stati/pedagogika/vayndorf-sy soeva.html (дата обращения: 15.04.2014).

5. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 2003.

6. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004.

7. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.В. Позняка. 2-е изд., исправл. и доп. Минск, 2003.

8. Фаткуллин Н.Ю., Бахтизин Р.Н., Шамшович В.Ф. Диагностика и прогнозирование успешности процесса обучения учащихся на основе нейронных сетей // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, ВВЦ, 29.09-02.10.2009) «Образовательная среда сегодня и завтра» / Отв. ред. В.И. Солдаткин. М., 2009. С. 184-187.

9. Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Бахтизин Р.Н. Практическая реализация методов дистанционного обучения на основе информационно-коммуникационных технологий при балльно-рейтинговой системе оценке знаний // Дистанционные технологии в учебном процессе: Тезисы докладов научно-методического семинара, Иркутск, 28-29 апреля 2010 г. Иркутск, 2010. С. 46-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.