Научная статья на тему 'Методическая поддержка учебной деятельности студентов по математике'

Методическая поддержка учебной деятельности студентов по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ / RATING SYSTEM / INDEPENDENT WORK / TRAINING ACTIVITIES / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT / TRAINING MODULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламгулова Галия Файзеевна

В статье рассматриваются виды деятельности, организуемые преподавателем для выполнения основной образовательной программы. Описывается структура, план и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине математика в техническом вузе. Представлен опыт преподавания математики по учебно-методическому сопровождению работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical support of educational activity of students in mathematics

The article discusses the activities organized by the teacher to perform basic educational program. The structure of the plan and the content of students' independent work on discipline mathematics in a technical college. The experience of teaching mathematics for teaching and methodical support of the work of students.

Текст научной работы на тему «Методическая поддержка учебной деятельности студентов по математике»

В этот плакат включен синквейн - форма японского стиха из 5 строк, пишется по определенному правилу (см. табл. 2), демонстрирует творчество обучающихся. Представляет собой сжатое изложение большого объема знаний, полезно для развития навыков анализа, умений выделять главное, делать выводы и кратко их формулировать [8,11,12].

Таблица 2 - Правила написания синквейна

1 строка Тема (1 слово -существительное) Неопределенность

2 строка Свойства (2 слова -прилагательные) Дробная, степенно-показательная

3 строка Действия (3 слова - глаголы) Определить (вид), упростить, раскрыть

4 строка Смысл (4 слова - фраза) Значение этого выражения неоднозначно

5 строка Ассоциация с первым словом Сомнение

В заключение отметим, средства инфогра-фики могут стать действенным инструментом структуризации и систематизации математических знаний, способствуют повышению познавательной активности и интереса к самому процессу обучения математики, развитию интеллекта студента, стимулом к изучению смежных дисциплин [1-4,9,15], продолжению образования и осуществлению будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Валиахметова Ю.И., Григорчук Т.И., Васильева Л.И., Карамова Л.М. Технологии моделирования алгоритмов ортогонального раскроя - упаковки и геометрического покрытия: сравнение эффективности // Нефтегазовое дело. - 2015. - №5. -С. 424-445.

2. Григорчук Т.И. Модели и методы расчета раскроя рулона с дефектными точками : автореферат дис.... канд. техн. наук. - Уфа, 1993.

3. Кантор О.Г., Григорчук Т.И. Решение транспортных задач //Уч. эл. изд. - Уфа, 2013.

4. Павлова Е.В. Задача раскроя в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Научный альманах. - 2016. -№ 6-2 (19).-С. 274-275.

5. Павлова Е.В. Прикладные аспекты в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Роль инноваций в трансформации современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред.: A.A. Сукиасян. - 2016. - С. 146-147.

6. Павлова Е.В. Проблемы индивидуализации процесса обучения в высшей школе // Инновации в образовании. - 2017. - № 1. - С. 47-53.

7. Потанина О.В. Ключевые компетенции - основополагающие элементы системы формирования современного специалиста // Известия Самарского научного центра РАН. - 2008 - № 6. - С. 37-43.

8. Расчетно-графические задания по дисциплине "Математические методы и модели исследования операций". - Уфа, 2008.

9. Розанова Л.Ф., Тарасова Т.Д., Григорчук Т.И. Математическая модель нестандартной задачи раскроя - упаковки // Проблемы нефтегазового комплекса в условиях становления рыночных отношений : сб. ст. - Уфа, 1999. -С. 257-259.

10. Сокова И.А., Шва рева Е.Н.,Фаткул-лин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Корреляционный анализ результатов учебной деятельности студентов с дистанционной поддержкой процесса обучения // Современная высшая школа: инновационный, аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 82-89. DOI: 10.7442/: 2071 -9620-2016-8-4-82-89

11. Фаткуллин Н.Ю. Балльно-рейтинговая система оценивания обучающихся как источник формирования "больших данных" в учебном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 75-81. DOI: 10.7442/ 2071 -9620-2016-8-4-75 -81

12. Фаткуллин Н.Ю., Мусина Д.Р., Шамшович В.Ф., Шварева Е.Н. К вопросу о диагностике методами математической статистики успешности обучающихся по заочной форме при их переводе в дистанционную среду// ВестникВЭГУ. - 2016. - № 6 (86). С. 82-91.

13. Шварева Е.Н., Сокова И.А. Актуальные проблемы методики обучения дисциплине "Математика" в высшем техническом учебном заведении // Роль математики в становлении специалиста : материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Уфа, 2016. - С. 6-9.

14. Янтудин М.Н. Прикладные аспекты в курсе математики для экономических специальностей вуза // Научный альманах. - 2016. - № 2-1 (16). - С. 404406.

15. Kartasheva Т.А., GrigorchukT.I., Rozanova L.F., Maximenko Z.V. Composition of optimum investment program of business development in conditions of probabilistic uncertainty// сб. ст. Computer science and Informmation Technologies. - 2008. - C.155-158.

О eu

к

Q-<

си eu

kj^ Г

F

19

METHODICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN MATHEMATICS

Islamgulova Galia Fayzeevna, Senior Lecturer, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa E-mail: tetgaie@mail.ru

The article discusses the activities organized by the teacher to perform basic educational program. The structure of the plan and the content of students' independent work on discipline mathematics in a technical college. The experience of teaching mathematics for teaching and methodical support of the work of students.

Keywords: rating system; independent work; training activities; educational and methodological support; training modules.

УДК378.147.227 ВАК РФ 13.00.08

©Исламгулова Г.Ф., 2017

¥

UJ S

о

UJ

<

d UJ

20

ИСЛАМГУЛОВА Галия Файзеевна, старший преподаватель, кафедра Математики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа ?е 1да1е@таИ. г и

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО МА ТЕМА ТИКЕ

В статье рассматриваются виды деятельности, организуемые преподавателем для выполнения основной образовательной программы. Описывается структура, план и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине математика в техническом вузе. Представлен опыт преподавания математики по учебно-методическому сопровождению работы студентов. Ключевые слова: рейтинговая система; самостоятельная работа; учебная деятельность; учебно-методическое сопровождение; учебные модули.

I

Тенденция развития современного высшего образования требует реформирования системы подготовки выпускников вузов [9,15, 21, 23]. Выпускник вуза, чтобы выдерживать мощную конкуренцию на современном рынке труда, должен обладать личностными качествами такого типа, как самостоятельность, энергичность, быть профессионально ориентированным и способным повышать свой уровень на протяжении всей своей трудовой жизни [5,13,17]. Для этого необходимо изменить практику подготовки студентов. Приоритетной становится концепция на применение инновационных технологий в обучении, способствующих активизации мыслительной деятельности студентов [1, 20]. Роль преподавателя заключается в учебном планировании и методическом сопровождении учебной деятельности обучающихся [4]. Под методической поддержкой учебного процесса будем понимать следующее:

- основная и дополнительная учебная литература для изучения теории, для выполнения практических и лабораторных работ, изданные в бумажном и электронном виде;

- методические материалы по теоретическим основам;

- методические указания для решения практических задач [10];

- методические указания для выполнения лабораторных работ;

- материалы для самостоятельной работы студентов: контрольные вопросы для самопроверки, расчетные и графические задания (домашняя работа), дополнительные задачи и примеры для самостоятельной работы, лабораторные работы, список рекомендуемой литературы;

-контрольно-измерительные материалы: комплект заданий различной сложности;

- пособия для подготовки к федеральному Интернет-тестированию;

- персональный консультант по решению типовых задач по математике (электронный ресурс);

- памятка для студентов, график сдачи учебных работ;

- критерии оценки, положения балльно-рейтинговой системы оценки знаний [2,3,18,19];

- рабочие программы, семестровые календарные планы;

- Интернет-ресурсы: сайты, Интернет-порталы, веб-сервисы;

- материально-техническая оснащенность: мультимедийное и интерактивное оборудование, компьютеры, программное обеспечение;

-тренажеры: имитационные,учебные,тренировочные, электронные;

- презентации для всех видов учебной деятельности;

- справочная документация, словари, таблицы, схемы;

- творческая деятельность: олимпиадные конкурсы, познавательные, творческие задания, выставки, экскурсии.

В техническом вузе дисциплина математика относится к общеобразовательному учебному предмету, изучается первокурсниками всех специальностей и направлений подготовки. Весь курс разбивается на учебные разделы, содержание которых приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Структура и содержание дисциплины "Математика"

№ Раздел/тема дисциплины часы

1 Линейная и векторная алгебра 42

2 Аналитическая геометрия 39

3 Введение в математический анализ 38

4 Дифференциальное исчисление функции одной переменной 49

5 Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных 48

6 Комплексные числа. Многочлены 8

7 Интегральное исчисление функции одной переменной 58

8 Дифференциальные уравнения 56

9 Теория вероятностей. 60

10 Математическая статистика 34

Итого 432

ких личностных качеств обучающихся как самостоятельность, инициативность, способность повышать свой профессионализм на протяжении всей своей профессиональной деятельности [16];

- необходимо изменить концепцию образования с целью активизации самостоятельной работы студентов;

- совершенствовать учебно-методическую поддержку самостоятельной работы обучающихся;

- планировать отбор, объем, переработку учебного материала;

- использовать новаторские технологии, приемы и методы обучения [12,22];

- корректировать методы проверки и аттестации, приобретаемых студентами знаний.

О си

к

Q-<

си си

Изучение всякого модуля подразумевает исполнение студентами разных видов учебной деятельности: усвоение нового материала на лекциях, проработка учебных разделов на практических и лабораторных занятиях, закрепление теоретических и практических умений (индивидуальные поручения, доклады, рефераты, расчетно-графические работы), текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний. Каждый вид занятий подразумевает самостоятельную работу: изучение учебной и специальной литературы [7,8,11], оформление отчета по лабораторной работе, выполнение домашнего задания, подготовка к отчетным контрольным работам, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные виды самостоятельной работы студентов

Вид самостоятельной работы часы

Выполнение расчетных графических работ 66

Подготовка к контрольным работам 54

Самостоятельное изучение учебного материала 76

Подготовка к лабораторным занятиям 8

Подготовка к практическим занятиям 52

Всего 256

Выводы:

- в период глобальных преобразований, происходящих в обществе, повышаются требования к подготовке специалистов [6,14];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- требуется поиск новых путей совершенствования обучения в интересах развития та-

Литература:

1. Бахтизин Р.Н., Галлямов A.A., Зари-пов Э.М., Сахарова Л.А., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Усиление эффекта обратной связи у обучающихся дистанционно на основе ассоциативной модели поэтапного прогнозирования // Нефтегазовое дело. - 2015. - Т. 13. - № 1. - С. 173-178.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Кластерный анализ данных балльно-рейтинговой системы (на примере дисциплины "математика") // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - № 2. - С. 62-77.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Сокова И.А., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Сравнительный анализ рейтинговых показателей обучающихся при тестовой форме контроля на примере дисциплины "математика" // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - № 3. - С. 26-38.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Исследование результатов обучения учащихся как нелинейной проекции професси-ограмм преподавателей - важный этап формирования кадрового состава системы дистанционного обучения // Педагогика и психология образования. - 2015. - № 1. - С. 45-52.

5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Дифференциация студентов по признаку изменения рейтинговых достижений на основе анализа трендов прогнозных данных // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - Т. 6. - № 2. - С. 74-83.

6. Вайндорф-Сысоева М.Е., Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Проверка педагогической гипотезы о повышении рейтинговых характеристик студентов при введении в учебный процесс консультационных занятий в дистанционном формате // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - Т. 6. - № 3. - С. 82-88.

К^7 С

Ё

21

7. Валиахметова Ю.И., Григорчук Т.И., Васильева Л.И., Карамова Л.М. Технологии моделирования алгоритмов ортогонального раскроя - упаковки и геометрического покрытия: сравнение эффективности // Нефтегазовое дело. - 2015. - №5. -С. 424-445.

8. Григорчук Т.И., Розанова Л.Ф., Максименко З.В., Чендулаева К.Б. Стратегия учета инвестиционных рисков на нефтеперерабатывающих производствах // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2014. - №6. - С. 545-561.

9. Карпов В.Г., Фаткуллин Н.Ю. Ассоциативный подход в решении задач педагогической прогностики // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 1. -С. 71-74.

Ю.Павлова Е. В. Дифференциальные уравнения: руководство к решению задач : учебное пособие. -Уфа, 2011,- 113 с.

П.Павлова Е.В. Задача раскроя в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Научный альманах. - 2016. -№ 6-2 (19).-С. 274-275.

12. Павлова Е.В. Прикладные аспекты в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Роль инноваций в трансформации современной науки : сб. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред.: A.A. Сукиасян. - 2016. - С. 146147.

13.Павлова Е.В. Проблемы индивидуализации процесса обучения в высшей школе // Инновации в образовании. - 2017. - № 1. - С. 47-53.

14.Сокова И.А., Шварева E.H.,Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Корреляционный анализ результатов учебной деятельности студентов с дистанционной поддержкой процесса обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4 (34). - С. 82-89.

15.Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева М.Е. Выявление особенностей процесса индивидуального оценивания учащихся преподавателем на основе ассоциативной модели педагогической прогностики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 151-163.

16.Фаткуллин Н.Ю., Мусина Д.Р., Шамшович В.Ф., Шварева E.H. К вопросу о диагностике методами математической статистики успешности обучающихся по заочной форме при их переводе в дистанционную среду // Вестник ВЭГУ. - 2016. - № 6 (86).-С. 82-91.

17.Фаткуллин Н.Ю. Влияние ознакомления обучающихся с данными индивидуального прогнозирования на результаты их учебной деятельности / / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - № 4. - С. 59-64.

18.Фаткуллин Н.Ю. Балльно-рейтинговая система оценивания обучающихся как источник формирования "больших данных" в учебном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4 (34). - С. 75-81.

19.Фаткуллин Н.Ю. Оценка результатов внедрения в балльно-рейтинговую систему элементов компьютерного тестирования // Научный диалог. - 2016. - № 12 (60). - С. 426-435.

20.Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С. Двухпараметрическая педагогическая модель прогнозирования успешности результатов дистанционного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2015. -№ 4,- С. 124-130.

21.Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Сокова И.А. Выработка стратегии управления объектами региональной ассоциации электронного обучения на основе кластерного анализа // Нефтегазовое дело. - 2015. - Т. 13. - № 4. - С. 278-284.

22.Шамшович Е.О.,Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. // Имитационное моделирование в задаче распределения сейсморазведочных партий по объектам// Нефтегазовое дело. - 2016. - № 1.- С. 71-88.

23.Шамшович Е.О.,Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Перспективные направления деятельности ассоциативных организаций в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Вестник молодого ученого УГНТУ. -2016. -№1.- С. 97-102.

THE PROBLEMS OF RESEARCH COMPETENCE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Kutepova Otga Sergeevna, Post-graduate student, Chair of French Language and Linguistics, Moscow City Pedagogical

University, Moscow

E-mail: koc87@inbox.ru

Sorokovykh Gaiina Viktorovna, DSc of Pedagogical Sciences, Professor, Chair of French Language and Linguistics, Moscow City Pedagogical University, Moscow E-mail: sorokovykh@maii.ru

This article describes the process of formation research competence of foreign language teachers at the modern stage. The authors identified a range of research skills, which they have classified the groups; laid out the criteria and levels of development of these skills, as well as outlined the main pedagogical conditions of development research competence future foreign language teachers.

Keywords: research competence; foreign language teacher; nomenclature; criteria; ie veis of research skills; pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.