Исследование результатов e-learning проектов в высшей
школе Украины
Л.В.Ноздрина
к.э.н., доцент кафедры «Информационные системы в менеджменте» Львовской
коммерческой академии ул. Туган-Барановского 10, г. Львов, Украина, tel./fax: (032) 2-75-65-50 [email protected]
Аннотация
В статье описаны результаты исследований e-leaming проектов в высшей школе Украины на примере Львовской Коммерческой Академии. Для внедрения e-leaming в учебный процесс была использована проектная модель, согласно которой было успешно реализовано 3 проекта. Главными результатами проектов стали Веб-центр на платформе Moodle, банк дистанционных курсов, а также исследования: готовности преподавателей и студентов к e-leaming, потребности студентов и работающих в e-learning, результатов эксперимента по его внедрению в учебный процесс. Описаны перспективы использования e-learning 2.0. Статья может быть полезна исследователям e-learning, менеджерам, членам команды аналогичных проектов и всем заинтересованным лицам.
The results of researches of e - learning projects at higher school of Ukraine on the example of Lvov Commercial Academy are described in the article. For introduction of e - learning in an educational process a project model was used concordantly котрой was successfully realized 3 projects. The main results of projects became Web-center on the platform of Moodle, bank of the controlled from distance courses, and also researches : to readiness of teachers and students to e - learning, necessities of students and working in e - learning, results of experiment on his introduction in an educational process. The prospects of the use of e - learning 2.0 are described. The article can be interesting to the researchers e - learning, managers, members of team of analogical projects and all interested persons.
Ключевые слова
e-learning, проект, исследование, результаты, эксперимент; e-learning, project, research, results, experiment.
Введение
Понимание необходимости e-learning в ВУЗе уже не требует дополнительных аргументов. Сегодня, когда речь идет уже о e-learning 2.0, конкуренция на рынке образовательных услуг еще более возрастает. В таких реалиях именно политика топ менеджмента ВУЗов, а также уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава есть основным конкурентным преимуществом. Рынок образовательных услуг высшей школы, использующий в качестве инструмента elearning на базе современных телекоммуникационных технологий, увеличивается согласно потребностям, которые нужно исследовать, чтобы адекватно реагировать на их изменение. Исследованию подлежат также процесс и результаты внедрения elearning.
Научные исследования относительно проблем внедрения e-leaming в ВУЗах проводились многими учеными, в частности, такими как В.Дж.Хассон, Х.Беккер, Р.Бергер, В.Бленк, Д.Брител, А.А.Андреева, М.В.Моисеева, Е.С.Полат, В.М.Кухаренко, В.В.Олейник, Д.Риель и др. Но проблемы реализации e-leaming проектов еще недостаточно освещены. Также одной из актуальной проблем высшей школы является психологическое обоснование организации индивидуального обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде. Данной проблемой в Украине занимаются М.Смульсон, Ю.Ильина, но таких исследований явно недостаточно. Учитывая это, тема статьи является актуальной. В данной статье будут рассмотрены и проанализированы результаты проектов и после проектной поддержки e-learning в условиях высшей школы Украины на примере Львовской коммерческой академии (ЛКА).
Методология и/или теоретическая часть
Для внедрения e-learning в Львовской коммерческой академии (ЛКА) была выбрана проектная модель. За период 2001-2008 гг. было успешно реализовано 3 проекта по внедрению e-learning в учебный процесс (табл. 1).
Таблица 1. Характеристики e-learning проектов в ЛКА
Проект 1 Проект 2 Проект 3 Всего
Дл И те/1 ьн о сть проекта (мес.) 11 12 16 26
Бюджет проекта (тыс. грн.) 50 50 80 180
Команда проекта (чел.) б 6 7 ■
Учасники проекта (чел.) Адлл и н ист рато ры <Ю) Преподаватели (25) Преподаватели <50) Преподаватели (50) 110
В ходе проектов были выполнены такие задания: 1) подготовлена техническая база; 2) создан Веб-центр на платформе Moodle (http://virt.lac.lviv.ua); 3) проведено обучение преподавателей; 4) создан банк дистанционных курсов (41 ДК); 5) апробированы дистанционные технологии в учебном процессе в ходе эксперимента для магистров и специалистов специальности «Экономическая кибернетика» (20082009 гг.); 6) проведены исследования: готовности преподавателей и студентов к elearning, потребности студентов и работающих в e-learning, результатов эксперимента по его внедрению в учебный процесс (рис. 1).
Рис. 1. Виды исследований в проектах.
Остановимся детальнее на теоретическом базисе проведенных исследований. Исследование потребности (необходимости чего-либо, что объективно поддерживает жизнедеятельность и развитие индивидуума) в e-learning должна достигать таких целей:
- определения стратегических целей развития ВУЗа - (ЗАЧЕМ учить|вчити|);
- уточнения, каким компетенциям! необходимо учить|вчити| (ПОЧЕМУ учить|вчити|);
- выявления категорий гипотетических студентов дистанционной формы обучения (КОГО|КТО| учить|вчити|).
Следует отметить, что потребность в e-learning, как внутренний возбудитель активности, у разных категорий потребителей услуг, в частности студентов и работающих, отличается. Если речь идет о студентах, то, прежде всего, это потребность нового качества образовательной услуги, которая становится актуальной в условиях информатизации общества и в связи с поиском своего места на рынке работы.
Индивидуальная потребность работающего в обучении|вченш| лежит в плоскости|площиш| его представления о важности для него|поважш| тех или других знаниях, умений и навыков|навички| в его профессиональной деятельности и насколько он ими владеет в данное время|ниш|. Статистика подтверждает высокую зависимость между различием в оценке работающим важности представленных|уявляти| компетенций для успешности профессиональной деятельности и оценкой своего уровня владения ими. [1].
Проведенное исследование наличия образовательных нужд в e-learning среди будущих потребителей, помогло определить:
- уровень сформированности таких нужд на конкретном сегменте рынка;
- стратегию продвижения такой инновационной формы предоставления образовательных услуг как e-learning.
Исследование готовности к e-learning базировалось на определении готовности (установки, направленной на исполнение действия) как наличия определенных знаний, умений, привычек; установок противодействия препятствиям; приписывания личностного смысла выполняемому действию.
Готовность человека стать потребителем дистанционных образовательных услуг определяется:
1) наличием актуализированных образовательных нужд и невозможность их удовлетворение в рамках традиционной системы образования;
2) заинтересованностью в основных свойствах e-learning как формы обучения (дистанционность, открытость, гибкость, относительно низкая стоимость), что позволяют удалить основные препятствия к обучению;
3) возможностью удовлетворения требований к качеству образовательных услуг, которые выдвигаются их потребителем;
4) наличие комплекса условий, которые позволяют практически воспользоваться услугами e-learning (техническая оснащенность, платежеспособность, информированность о возможностях e-learning) [1].
Для проведения исследования нами были определенные критерии готовности преподавателя к e-learning. По нашему мнению, это:
- владение компьютерными технологиями;
- владение современными педагогическими методами;
- психологическая готовность к e-learning.
К перечню критериев психологической готовности преподавателя-тьютора к elearning были отнесены:
- коммуникативно-организаторские способности;
- высокий уровень профессиональной мотивации;
- толерантность, доброжелательность, открытость, восприятие себя и других, склонность к экспериментированию, риску, творчества, инноваций;
- низкий уровень тревожности;
- демократический стиль взаимодействия;
- сотрудничество как стиль поведения в конфликтной ситуации .
Психологическое исследования готовности преподавателей-тьюторов ЛКА было реализовано с помощью кафедры психологии философского факультета Львовского национального университета им. И.Франко.
Исследование результатов эксперимента внедрения e-learning для специалистов и магистров специальности «Экономическая кибернетика» ЛКА проводилось путем мониторинга учебного процесса по смешанной форме: "начитка" в виде очных лекций сменялась дистанционным периодом (промежуточные срезы знаний проводились в Веб-центре) и заканчивались очными зачетами и экзаменами.
Реализация (практическая часть)
В ходе всех исследований в e-learning проектах проводился опрос респондентов путем анкетирования (анкеты разрабатывались командой проекта). Полученные ответы обрабатывались пакетом STATISTICA с помощью описательных и непараметрических методов статистического анализа.
Рассмотрим кратко результаты исследований готовности реальных и гипотетических реципиентов к e-learning, а также их потребности в таких дистанционных образовательных услугах.
В процессе исследований готовности к e-learning было опрошено 72 студента ЛКА и 75 работающих. Результаты исследования показали, что:
- проектная форма внедрения e-learning в ЛКА, как показали полученные результаты и обратная связь, является эффективной.
- проекты по внедрению e-learning являются необходимыми и своевременными:
- во всех опрошенных студентов существует потребность в e-learning (81% респондентов). У работающих (50%) она менее сформирована и касается получения образовательно-квалификационного уровня "магистр", повышения квалификации и приобретения новых знаний и навыков;
- 79 % студентов в основном готовы к e-learning (рис.2).
■ Готовы
■ Частично готовы * Неготовы
Рис.2. Готовность студентов ЛКА к e-learning.
- большинство студентов считают, что преподаватели лишь частично готовы к внедрению e-learning в ЛКА;
- 34,7% опрошенных студентов желают учиться в магистратуре лишь по комбинированной форме обучения, чередуя дистанционные периоды учения с традиционными;
- существует прямая зависимость между курсом и мнением студентов о целесообразности внедрения e-learning в ЛКА. Чем выше курс, тем сильнее потребность в e-learning;
- мужчины и женщины по ответам на вопросы анкеты не отличаются.
Полученные результаты психологического исследования опроса 49
преподавателей с 9 кафедр 4-х факультетов ЛКА, во время учебы на семинаре-
тренинге по e-learning и дистанционного периода разработки дистанционных курсов
свидетельствуют о том, что:
- стремление к достижениям в 44% преподавателей-респондентов находятся на среднем уровне;
- 70% респондентов имеют высокий уровень стремления к компетентности;
- уровень коммуникационные способностей преподавателей очень высокий, а организаторские способности имеют широкий диапазон уровней от низкого к высокому (приблизительно по 50%);
- тревожность преподавателей есть средняя (53%) (низкая - у 15%, высокая - у 32%). Это свидетельствует против нашей гипотезы в аспекте низкого уровня тревожности. Но, возможно, для инновационных проектов средний уровень тревожности более оптимальный, чем низкий, потому что побуждает к большему контролю и постоянным улучшениям;
- женщины имеют большие коммуникационные склонности и менее тревожны чем мужчины;
- чем младше преподаватель, тем он более склонен к риску;
- преподаватели реализуют свои нужды в оригинальности, любознательности и воображении;
- существуют большое расхождение между состоянием реального и идеального творческого отношения к профессии (рис.3), т.е. творческий потенциал преподавателей-тьюторов не раскрыт или не используется [2].
Рис.3. Сравнение реального и идеального творческого отношения к профессии
преподавателей-тьюторов.
Для исследования результатов эксперимента внедрения e-learning в
учебный процесс была разработана анкета и опрошено 79 студентов специальности "Экономическая кибернетика" ЛКА образовательно-квалификационного уровня "магистр", "специалист" и для сравнения "бакалавр". В опросе приняло участие 42 бакалавра (53%), 24 магистра (30%) и 13 специалистов (17%).
Интерпретация полученных результатов позволяет утверждать, что:
- ответы на вопрос "полученные ли знания и привычки на основе изучения ДК есть такими же, как в обычных курсах?" разделились, а 4% опрошенных считают, что знания вообще отсутствуют;
- 46% респондентов считают, что для улучшения изучения дистанционных курсов во время семестра нужно разработать правила обучения для студентов, преподавателей и студентов, а также ввести четкий контроль и соответствующие санкции/поощрения со стороны преподавателя (33%);
- чем позитивнее оценивают студенты эксперимент, тем более целесообразным считают следующую регламентацию e-learning с разработкой правил обучения для преподавателей и студентов (коэффициент Спирмена R =0,45);
- предложенный инструментарий в Веб-центре ЛКА больше удовлетворяет потребности женщин чем мужчин (уровень значимости p=0,01) (рис.4);
Ммв-Улщ U фтрш Диета***-* ким Ю6Є_?£ДА*(ВІ^ sta Пс перем
■Ql*a» Зи?ЛЯ1Ы HJ jl < QjXQ_____________________
f>pg« Cyupaff Cy»far U Чгквма Ю<чі 2 Е-іТОЕ г СОЯ РІ(Кв
% хш> нфс^ш^са мз ккв летуна чиогсгж асчвсх Ваши ттреёаи 2123 5С0 <62 500 175 5»: •1 33559 0 «873 -1 60631 : юагс-
% згрлснхэш мсфуненгарі v Веё-чалр К- зиясгълк Ваш кгреЫ і лет 2124 ЇМ 1Н6 5С0 371 ОД •2 55715 0010664 -286658
Яа эсмааи <ыапи зктмрмге «адом у ГКА' Гсгмм ж та ■итгжю 7Э9ЭСО 391 ОД ■096271 0335575 -1 11617 : 261361
Яо хноем шдию jKtMfaxirr кэе-ам у Ве&флр JKA' Гсгзмй отв>т 1579 ООО 632 Х0 122 ЖС 0 53020 0 555971 071122 : іТж
Яо эоосн иыэтга камня у »: JW* Гсгміі юяап з ашв 1621X0 5» хо 39: :со: 1 11622 0 2М325 132SJ3 1,181)65
Яо хкхи ъертгп ДН у Вк-ч»(Рр JKA' Пса* мфсрілрм s»are«M 22ЯХО 631 Х« 539 ОД -016917 0 638917 -0 83275 :з7ізбе
До кмоан аераапі ДН у Ве5-^нтр ГКА1 Uonecib сзисткг: ««в у зсу* 2182X0 •89 хо мі од -113288 0 257266 -1 32379 -: 1855Т:
Яо хяен перо» Л- . В«-^«р №■ Uora»rb гк;са->-вг-и з рясті 2203X0 ві хо т од •1 01133 0 29та -1 27526 1202211
Яо •стр,*»™ Зкмв'-сч 6м аюрстає}*** ві5«ьие’ гвіжі 1W9X0 536 X0 10; ОД 011756 0 6:116: 0 52016 С 602951
Яо Зе6-иг*-ту В» аюрстсодаге Оа 1934 ХО 5510С0 11; ОД 023ЛТ 0812061 0 37716 : ток«
Яо «стдоиїлі Ве&дору Ви мориставумв» *a*5«fcu*'> УЯо Яо норміемч Ви «c^cise.sjv іаіМкие7 £->я» 1В93 ХС 1909 X0 532 Х0 133 ОД 5761X0 121 ОД ■0 33567 0 737111 -011189 091091Е -0 8564 -012921 : ші/. £ 89716с
Чі «раен м« га шана -з кхе ао-анг ДК с тжтт к ж у замами «урс< 2С22Х0 Егаооо 53? од -036400 0 7233С -0 37369 : 70371-
Що лсцп»о зрзост щос:»іращтоте««м»ДКтч час семесв1 Розчепи» прав 2201 500 301 ко 57: 5000 020316 08113S5 023562 : 813728
Щоіоціькззробп шдстафаипав'^мДКэдчхсакс^^Запртвитилс 2177 ЦЮ £26X0 581 ОД -00Ш 0936-36 -015118 :ST95«
Щс юцп»с зрожи іцоб пафоцжп no-out ЛК т «ашющ^ Запровцт « ІЦозробя» црёгу^е^пе^нкзпюбчзчиазаызнЁуфРО^нсвзлтмиш 2115 5(0 2222 X0 867 500 У5 5005 659 X0 511 ОД -ОІЙ35 0 659632 -051370 -0 73958 0 429773 -091136 607160 360526
—-з эрейг# r.z-f--' -f jxeni ссііа-ч». завдао > ДР ГЬимт я я хсв і 2315X0 736X0 526 ОД 061793 0 536620 0846ТО : 39716!
!_£ зреблг цос -* jwjn с<пга«ип заеіа« у ДІР Г^оочл» тн сн 2225000 655 Х0 51: ОД ■071381 0 15699: -091»: О 3623J8
Чі іагаете В* -зє-гі^ нз хапьмгзп^аітмагу дв< напарі*следоста на 6Т5 50) 287 5S0 113 ОД -115558 0 Ш572 •240661 : И61К
Яіу osjsr. мслесеиалу ік залрзедюте ДН у ГКД Вм о хеїв»’ 4Т5 5М 190 500 97 50)0 •0876*9 0 380599 -09J361 : 2253«
Рис.4. Сравнение ответов мужчин и женщин за критерием Манна-Уитни по
результатам эксперимента.
- бакалавры оказались более скептичными чем магистры относительно сравнения полученных знаний на основе изучения дистанционных курсов с такими же в обычных курсахф=0,035);
- магистры негативнее чем бакалавры настроены относительно полного информационного обеспечения дистанционных курсов (высоко значимый результат);
- респонденты положительно оценивают эксперимент. Лишь 2% поставили оценку "неудовлетворительно".
Анализ и оценка разработки
Проект оказался успешной моделью начинания e-learning в ЛКА. Он позволил не только достичь поставленных целей, но и сформировать успешную команду проекта, которая развивалась от проекта к проекту, наращивая свой потенциал. Кроме этого, из среды преподавателей-тьюторов, которые проходили обучение в проектах, выделилась группа креативных, амбициозных с высокими стремлениями к компетентности и высокими коммуникативными способностями преподавателей, которые в будущем могут стать лидерами не только образовательных проектов ЛКА. E-learning проекты, невзирая на сложность поставленной задачи, являются интересными для преподавателей ЛКА, учитывая их инновационность.
Проведение исследований в период реализации проектов и в качестве после проектной поддержки позволило более эффективно реализовывать последующие проекты, значительно уменьшая энтропию процесса внедрения e-learning в ВУЗе.
Но, невзирая на положительную оценку эксперимента, для эффективного внедрения e-learning в учебный процесс в ЛКА необходимо:
1) обеспечить технически надежную работу Веб-центра (скорость соединения, время бесперебойной работы);
2) поддерживать качество контента дистанционных курсов;
3) разработать правила регламентирующие процесс дистанционного обучения, как для студентов, так и для преподавателей;
4) осуществлять постоянный мониторинг и контроль за процессом e-learning;
5) усиливать мотивацию студентов путем интересных учебных проектов и предоставление поощрительных бонусов.
Учтя все указанные рекомендации, сферу применения эксперимента можно расширить на другие специальности ЛКА.
Заключение
Перспективой развития e-learning в ЛКА является переход к е-learning 2.0, что позволит социализировать середу обучения с помощью использования блогов, подкастов, вики в дистанционных курсах, т.е. реализовать подход «From remember and repeat, To find and use» [3]. Первый опыт использования вики в дистанционных курсах в Веб-центра ЛКА уже есть, в частности, для создания общедоступного списка выбранных тем рефератов, проектов, подготовки к проведению дебатов КПоппера.
Вторым перспективным направлением развития e-learning в ЛКА является М-Learning в виду массовости распространения устройств для мобильного обучения.
В каком бы направлении не развивался e-learning в ЛКА, опыт проведения исследований свидетельствует в их пользу, обеспечивая эффективную обратную связь и вскрывая закономерности процесса внедрения современных телекоммуникационных технологий в ВУЗе.
Литература
1. Ноздріна Л., Полотай О. Дослідження передумов запровадження інноваційних освітніх проектів у ВНЗ // Міжнародна науково-практична конференція «Е-навчання у вищій школі - проблеми й перспективи» (INCEL-08), м. Одеса, 13-15 травня 2008р. NTU:"KhPI", 2008. - C.1-6. CD-ROM: ISBN 978-966-593-624-4
2. Ноздріна Л.В., Волошок О.В.Результати дослідження готовності викладачів і студентів ВНЗ до дистанційної освіти// Зб. матеріалів науково-методичної конференції "Якість вищої освіти: інтерактивні методи спільної навчальної діяльності викладачів і студентів". Полтава: РВЦ ПУСКУ, 2007, N1. - С.200-201.
3. Осознание E-Learning 2.0. URL: http://www.distance-
learning.ru/db/el/3F3FD9A95B0984F6C32573DE003AB6A3/doc.html (дата обращения: 23.03.2010).