Научная статья на тему 'Исследование ресурса и долговечности металлических конструкций экскаваторов после истечения срока эксплуатации'

Исследование ресурса и долговечности металлических конструкций экскаваторов после истечения срока эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Ключевые слова
ЭКСКАВАТОРЫ / МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ / ТРЕЩИНЫ / НАПРЯЖЕНИЯ / ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ / УСТАЛОСТЬ МЕТАЛЛА / EXCAVATORS / METAL STRUCTURES / CRACKS / STRESSES / CRACK RESISTANCE / METAL FATIGUE

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Насонов М. Ю., Лыков Ю. В., До Дык Чонг

В настоящее время для постановки вопроса о необходимости списания экскаватора используется два подхода. За основу принимается: календарное время работы экскаватора с момента ввода в эксплуатацию; объем переработанной горной массы, при этом не учитываются реальные условия работы экскаватора. Из практики установлено, что, в основном, все разрушения металлоконструкций экскаваторов связаны с развитием трещин, образующихся из трещиноподобных дефектов сварных швов (непроваров корня шва, газовых пузырей, неметаллических включений и др.) в результате воздействия циклических нагружений. Дополнительной причиной разрушения металлоконструкций экскаватора является образование холодных микротрещин вдоль ремонтных сварных швов в охрупченных зонах, полученных в процессе охлаждения после заварки. Эти зоны возникают в результате отсутствия отпуска перегретого металла сварного шва, выполненного вручную в полевых условиях, и характеризуются повышенной твердостью, малой пластичностью. При этом в околошовных зонах сварного шва возникают дополнительные растягивающие остаточные напряжения. Такие особенности приводят к значительному уменьшению сопротивления металла хрупкому разрушению и ускорению процесса образования и роста трещин в зонах сварных швов. Кроме того, в отдельных случаях для замены поврежденных участков используются вставки в металлоконструкции частей элементов из других металлов, что тоже способствует уменьшению трещиностойкости конструкций. Иногда в ремонтных целях используются металлические накладки, швы которых невозможно проверить с помощью ультразвукового контроля, что создает не только концентрацию напряжений, но и исключает возможность во время планового ремонта ликвидировать невидимые трещины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Насонов М. Ю., Лыков Ю. В., До Дык Чонг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the resource and durability of metal structures of excavators after the expiration of the service life

Currently, two approaches are used when considering the need to write off an excavator. These approaches are based on: how long the excavator has been operated since commissioning; the volume of processed rock mass, without considering the real working conditions of the excavator. Practice has shown that, basically, all the destruction of the metal structures of excavators is associated with the development of cracks formed from crack-like defects of welds (incomplete weld root, gas bubbles, non-metallic inclusions, etc.) due to cyclic loading. An additional reason for the destruction of the excavator's metal structures is the formation of cold microcracks along the repair welds in the embrittled zones obtained in the process of cooling after welding. These zones arise as a result of the absence of tempering of the overheated weld metal, which was made manually in the field, and are characterized by increased hardness and low ductility. At the same time, additional tensile residual stresses arise in the heat-affected zone (HAZ). Such features lead to a significant decrease in metal brittle fracture resistance and accelerate the process of formation and growth of cracks in the zones of welds. In addition, in some cases, inserts in metal structures of parts of elements from other metals are used to replace damaged areas, which also helps to reduce the crack resistance of structures. Sometimes metal lining is used for repair purposes. However, their seams cannot be checked using ultrasonic control, which creates not only stress concentration, but also eliminates the possibility of eliminating invisible cracks during scheduled repair.

Текст научной работы на тему «Исследование ресурса и долговечности металлических конструкций экскаваторов после истечения срока эксплуатации»

Оригинальная статья

УДК 621.879.0.32.004.69(035) © М.Ю. Насонов, Ю.В. Лыков, До Дык Чонг, 2020

Исследование ресурса и долговечности металлических конструкций экскаваторов после истечения срока эксплуатации

001: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-2-13-17 -

НАСОНОВ М.Ю.

Доктор техн. наук, профессор кафедры «Механика» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», 199106, г. Санкт-Петербург, Россия

ЛЫКОВ Ю.В.

Канд. техн. наук, доцент кафедры «Машиностроение» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», 199106, г. Санкт-Петербург, Россия

ДО Дык Чонг

Аспирант кафедры «Машиностроение»

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»,

199106, г. Санкт-Петербург, Россия,

e-mail: [email protected]

ции частей элементов из других металлов, что тоже способствует уменьшению трещиностойкости конструкций. Иногда в ремонтных целях используются металлические накладки, швы которых невозможно проверить с помощью ультразвукового контроля, что создает не только концентрацию напряжений, но и исключает возможность во время планового ремонта ликвидировать невидимые трещины.

Ключевые слова: экскаваторы, металлоконструкции, трещины, напряжения, трещиностойкость, усталость металла.

Для цитирования: Насонов М.Ю., Лыков Ю.В., До Дык Чонг Исследование ресурса и долговечности металлических конструкций экскаваторов после истечения срока эксплуатации // Уголь. 2020. № 2. С. 13-17. 001: 10.18796/0041-5790-2020-2-13-17.

В настоящее время для постановки вопроса о необходимости списания экскаватора используются два подхода. За основу принимается: календарное время работы экскаватора с момента ввода в эксплуатацию; объем переработанной горной массы, при этом не учитываются реальные условия работы экскаватора. Из практики установлено, что, в основном, все разрушения металлоконструкций экскаваторов связаны с развитием трещин, образующихся из трещиноподобных дефектов сварных швов (непроваров корня шва, газовых пузырей, неметаллических включений и др.) в результате воздействия циклических нагружений. Дополнительной причиной разрушения металлоконструкций экскаватора является образование холодных микротрещин вдоль ремонтных сварных швов в охрупченных зонах, полученных в процессе охлаждения после заварки. Эти зоны возникают в результате отсутствия отпуска перегретого металла сварного шва, выполненного вручную в полевых условиях, и характеризуются повышенной твердостью, малой пластичностью. При этом в околошовных зонах сварного шва возникают дополнительные растягивающие остаточные напряжения. Такие особенности приводят к значительному уменьшению сопротивления металла хрупкому разрушению и ускорению процесса образования и роста трещин в зонах сварных швов.

Кроме того, в отдельных случаях для замены поврежденных участков используются вставки в металлоконструк-

ВВЕДЕНИЕ

Накопление повреждений и дефектов в металлоконструкциях исследовалось на различных машиностроительных и строительных объектах [1, 2, 3]. Особенно широко проводились исследования на строительных и производственных кранах, в резервуарах и газгольдерах [4]. Изучались вопросы накопления дефектов при различных температурах и режимах нагружения [5, 6]. Широкие работы проводятся по оценке живучести, малоцикловой и многоцикловой усталости и долговечности машин различного назначения [7, 8, 9, 10, 11]. Большое внимание уделяется оценке надежности машин и механизмов [12, 13, 14]. Для этого используют различные методы не-разрушающего контроля, включая акустическую эмиссию [15, 16]. Все эти работы позволяют создавать различные методики прогнозирования поведения объектов и оценки остаточного ресурса [17, 18]. Исследование процессов изготовления металлоконструкций при помощи автоматической сварки и при проведении ремонтных работ по устранению трещин с применением ручной сварки показало, что во втором случае число возникающих дефектов в 20 раз больше, чем в первом [19]. Однако при постановке объектов на ремонт или их списании опубликованных работ значительно меньше. Для этого используются другие подходы.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

В связи с актуальностью проблемы продления срока эксплуатации экскаваторов проводились дополнительные исследования названных факторов, при этом велись наблюдения за сварными соединениями стрел шагающих экскаваторов. Рассматривалось состояние сварных швов пяты, фланцев нижнего пояса и прямоугольной балки верхнего пояса, то есть частей стрелы, наиболее ответственных с точки зрения безаварийной ее работы. Наблюдения проводились в забоях со средним диаметром куска ё = 0,2-0,6 м.

ср

При разработке методики оценки остаточного ресурса определялись число дефектов на единицу длины шва, их размеры и расстояние между ними, а также характеристики металла охрупченной зоны. Число дефектов и их размеры в зоне сварного шва определялись с помощью ультразвукового дефектоскопа, прочностные характеристики охрупченного металла - с помощью микротвердомера.

Исследования напряженно-деформированного состояния в зонах сварных швов и исследование остаточных сварочных напряжений проводились при помощи цепочек малобазных тензодатчиков. При этом производилось освобождение областей наклейки тензодатчиков путем вырезки их дисковой фрезой. Из исследований установлено, что процесс накопления повреждений происходит в зависимости от условий работы экскаватора, грансо-става взорванных пород. В случае плохих условий забоя интенсивность накопления повреждений значительно выше. В результате установлено, что в год в среднем происходит заварка опасных швов в 6 случаях, по мере увеличения наработки экскаватора это число возрастает до 9. Таким образом, число охрупченных сварных швов увеличивается с 0 м до 20 м, а число дефектов возрастает с 5 до 20.

Как следует из исследований, в заваренных вручную швах многократно возникают рецидивные трещины, для ликвидации которых производятся повторная выборка и заварка. Причем производится не полная выборка ранее заваренного участка, а лишь частичная, то есть равная длине трещины плюс участок на перевар, благодаря чему происходит дополнительное изменение поля напряжений, и увеличивается концентрация напряжений. Установлено, что каждый шов, выполненный вручную, переваривается 1-2 раза в год, и число переварок возрастает с объемом переработанной горной массы. Это приводит к увеличению числа трещин, образовавшихся в околошовной зоне из-за возникновения там концентрации напряжений выше предела выносливости при одновременном его снижении ввиду охрупчивания и холодного растрескивания. Каждые 50 см охрупченного шва при нагру-жении с возникновением напряжений на 20% ниже предела выносливости металла в состоянии поставки в среднем дают одну трещину.

В результате проведенных исследований получены зависимости изменения скорости роста трещин от накопления количества дефектов в сварных швах в результате эксплуатации экскаватора (рис 1).

При расчете сварных соединений металлоконструкций экскаватора на многоцикловую усталость используется предел выносливости, полученный в ходе испытаний металла сварного шва, при отсутствии круп-

ных сварных дефектов. Поэтому наличие мелких трещи-ноподобных дефектов и неоднородность металла шва учитываются автоматически в самой методике расчета, крупные дефекты рассматриваются в механике разрушения. В то же время в существующих методиках по оценке остаточного ресурса конструкций история предварительного нагружения металла учитывается не совсем точно, а в основном при помощи теоретических подсчетов и предположений. Поэтому расчетный остаточный ресурс конструкции может весьма значительно отличаться от фактического.

Для повышения точности оценки остаточного ресурса конструкций, отработавших значительный период, необходимо производить дополнительные эксперименты по определению предела выносливости. Образцы для испытаний имели цилиндрическую форму диаметром 0,01 м. Базой для испытательной установки служил токарный станок, в бабину которого закреплялся образец и нагружался циклической изгибной нагрузкой с коэффициентом асимметрии Я = -1. В результате испытаний получались «диаграммы Велера» при различных уровнях начального повреждения металла. По этим диаграммам определялся предел выносливости стали после предварительного циклического нагружения (ст_1прнагр) с напряжениями выше предела выносливости, полученного на неповрежденном металле (ст_1). При таком нагружении происходят накопление повреждений в металле и снижение предела выносливости (рис. 2).

С целью определения состояния стрелы экскаватора, проработавшей 19 лет и списанной в связи исчерпанием нормативного срока эксплуатации,были проведены исследования по оценке предела выносливости состарившегося металла. Эти исследования проводились на основе образцов, вырезанных из металла конструкции, из различных зон, имевших различный уровень нагружения. При этом было установлено снижение предела выносливости пропорционально уровню эксплуатационного нагружения в пределах 30-50%. Это дает возможность экспериментально определять уровень накопления повреж-

dl/dN, м/цикл 7х10-7 h

бх10-6

5х10-6

1 х10-6

5х10-6

1 х10-6

0

1

2

3

Рис. 1. Зависимость скорости роста трещины размером

0,002 м в зоне фланцевого соединения экскаватора

ЭШ-13/50 от числа сварочных дефектов

Fig. 1. Dependence of the crack growth rate of0.002 m

in the area of the flange connection of the ESh-13/50 excavator

on the number of welding defects

дений в металлоконструкциях экскаватора и момент списание конструкции.

Из проведенных исследований следует, что при длительном нагружении образцов в границах Г104-Г106 циклов при напряжениях ст_1 прнагр /ст_1 = 1,2-1,6 происходит снижение предела выносливости в 1,1-1,4 раза.

Возникновение в металлоконструкциях экскаваторов малоцикловой усталости и циклических пластических деформаций вне сварных швов возможно только при особых условиях, в случаях повреждения их коррозией или при наличии вмятин, появившихся в результате ударов. Накопление пластических повреждений вне сварных швов в металлоконструкциях занимает незначительное место в процессе уменьшения остаточного ресурса экскаваторов и может не учитываться при оценке надежности конструкции и при рассмотрении вопроса о списании экскаваторов.

Для определения фактической поврежденности работающей конструкции экскаватора без нарушения ее целостности был применен акустически-эмиссионный способ нахождения повреждений. Преимущество способа заключается в возможности одномоментного определения числа растущих дефектов во всей металлоконструкции экскаватора. В результате проведенных исследований на 8 экскаваторах, имевших различную наработку, было произведено соотнесение между числом растущих при аварийном нагружении дефектов и снижением предела выносливости (рис. 3).

Обследования на работающих экскаваторах проводились в течение 4 лет с периодичностью раз в год.

Влияние малоцикловой усталости при оценке скорости и частоты образования дефектов в сварных швах и в околошовной зоне весьма велико, так как в этих местах сосредотачиваются еще и остаточные сварочные напряжения и может возникать концентрация напряжений из-за смещений швов, наличия подрезов или депланаций, возникших в ходе ремонтных сварочных работ. Размеры и число зон в металлоконструкции, находящихся в состоянии малоциклового нагружения, по мере эксплуатации экскаваторов нарастают, и могут быть соотнесены с моментом экономического обоснования необходимости списания экскаватора или отдельного его элемента. Эти размеры и число зон оцениваются при помощи приборов акустической эмиссии, настроенных на определение уровней напряжения металла объекта. Объем зон, находящихся на стадии упруго-пластического нагружения, может быть оценен относительным параметром X /X _ , показывающим отно-

1 1 уст общ 1

шение длины сварных швов элемента конструкции, подвергающихся упруго-пластическому деформированию, к общей длине сварных швов элемента (рис. 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из практики установлено, что в основном все разрушения металлоконструкций экскаваторов связаны с развитием трещин, образовавшихся из трещиноподобных дефектов сварных швов: непроваров корня шва, газовых пузырей, неметаллических включений и так далее.

Такого рода дефекты могут быть легко найдены средствами диагностического контроля, а трещины весьма часто могут быть обнаружены даже визуально. В связи с этим разрушения ввиду катастрофического развития трещины

с /с

-1 -1пр.нагр 1,0

0,9

0,8

0,7

0

2

4

6

8

Рис. 2. Изменения относительного предела выносливости стали ВСт3 в зависимости от числа и амплитуды циклов предварительного нагружения: 1 - ст^ прнагр /ст_1 = 1,2; 2 - ст, /ст, = 1,4; 3 -ст, /ст, = 1,6

-1 пр.нагр -1 ' ' -1 пр.нагр -1 '

Fig. 2. Changes in the relative fatigue limit of steel VSt3 depending on the number and amplitude of the preload cycles:

-1 пр.нагр

1,0 0,9 0,8 0,7

/ст = 1,2; 2 - ст, /ст , = 1,4; 3 - ст, /ст , = 1,6

-1 ' ' -1 пр.нагр -1 ' ' -1 пр.нагр - 1 '

0

1

2

3

4

N

Рис. 3. Зависимость предела выносливости (ст, J стали

-1 пр.нагр

из нижнего пояса стрелы экскаватора ЭШ-10/70 от числа дефектов, обнаруженных акустической эмиссией Fig. 3. The dependence of the fatigue limit (ст 1 пр наг[р) of steel from the lower belt of the boom of the excavator ESh-10/70 on the number of defects detected by acoustic emission

X IX

уст общ

0,7 0,6 0,4 0,2 0

12

16

Т

Рис. 4. Зависимость относительной длины сварных швов, находящихся в условиях малоциклового нагружения, от наработки и от условий эксплуатации: 1 - мелкоблочные породы; 2 - среднеблочные породы; 3 - крупноблочные породы Fig. 4. The dependence of the relative length of the welds under low-cycle loading from operating hours and from operating conditions: 1 - small-block rocks; 2 - medium block rocks; 3 - large-block rocks

0

4

8

могут произойти только при пренебрежении профилактическими ремонтами, периодическими осмотрами и оценкой остаточного ресурса.

Полученные зависимости позволяют определять остаточный ресурс металлоконструкций экскаваторов по истечении нормативного срока эксплуатации и продлевать срок их безопасной работы.

Список литературы

1. Хлыбов А.А. Оценка накопления повреждений в конструкционных металлических материалах акустическими методами для обеспечения безопасной эксплуатации технических объектов: автореф. дисс. д-ра техн. наук. Нижний Новгород, 2011. 33 с.

2. Смирнов В.В. Анализ дефектов и повреждений металлических конструкций зданий металлургических производств / В.В. Смирнов, М.А. Свитцов, А.Ю. Шевелева и др. // European science. 2015. С. 1-3.

3. Дефекты металлоконструкции карьерных экскаваторов / А.П. Богданов, А.А. Гайнуллин, А.А. Ефимов и др. // Universum: технические науки. 2015. № 11. С. 1-25. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/defekty-metaNokonstruktsii-kariernyh-ekskavatorov (дата обращения: 15.01.2020).

4. Сероштан В.И., Гаах Т.В. Процесс образования трещин в металлоконструкциях грузоподъемных кранов // Известия ТулГУ. 2016. Вып. 5. С. 213-220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пелипенко М.П. Влияние перегрузок на срок службы элементов металлических конструкций: дисс. канд. техн. наук. М., 2017. 205 с.

6. Evaluation of Low-Temperature Impact Tension Properties in Structural Materials for Energy Applications Kyung Oh Bae, Hyung-Seop Shin 2017 г. / Transactions of the Korean Society of Mechanical Engineers A 41 (12):1153-1161. December 2017.

7. Семенов В.В. Работа стальных элементов и конструкций с трещинами, живучесть инженерных конструкций, имеющих трещины // Молодежный вестник ИрГТУ. 2014. С. 3-4.

8. Макаров А.П., Шевченко А.Н., Павлов А.М. Определение критической длины трещины в металлоконструкциях карьерных экскаваторов // Вестник ИрГТУ. 2015. № 12. С. 57-63.

9. Определение критической плоскости и оценка усталостной долговечности при различных режимах циклического нагружения / И.С. Никитин, Н.Г. Бураго, А.Д. Никитин, В.Л. Якушев // Вестник механика. 2017. № 4. С. 238-252.

10. Сосновцев А.П., Петровская М.В. Малоцикловая усталость сварных швов РВС // Научные исследования. 2019. № 1. С. 9-11.

11. Горбовец М.А., Ходинев И.А., Рыжков П.В. Оборудование для проведения испытаний на малоцикловую усталость при «жестком» цикле нагружения // Труды ВИАМ. 2018. № 9. С. 51-60.

12. Шутова М.Н., Евтушенко С.И., Гонтаренко И.В. Определение надежности и категории технического состояния поврежденных металлических конструкций на основе численного эксперимента // Известие Вузов: Северокавказский регион. 2018. № 4. С. 98-104.

13. О повышении надежности металлических конструкций при эксплуатации в условиях низких климатических температур посредством комплексного применения современных методов модифицирования зоны сварного соединения / Ю.Н. Сараев, В.П. Безбородов, С.В. Гладковский, Н.И. Голиков // Сварочное производство. 2016. № 9. С. 3-9.

14. Reliability increase of running gears elements of mining traction locomotives using finite-element analysis package / G.M. Skibin, M.N. Shutova, S.I. Evtushenko, I.A. Chutchenko // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing, 2017. Vol. 87. N 2. 022021 р.

15. Агафонов К.В. Способы снижения рисков при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования ракетных и ракетно-космических комплексов в послегарантийный период с применением неразрушающего контроля методом акустической эмиссии // Современная техника и технология. 2016. № 4. С. 5-9.

16. Исследование возможностей оценки качества нагруженных металлических конструкций акустическими методами неразрушающего контроля / К.Ю. Войченко, Е.Ю. Рем-шев, М.Ю. Силаев, А.Н. Глушко // Металлообработка. 2014. № 3. С. 10-15.

17. Лахова Е.Н. Методика прогнозирования работоспособности критически нагруженных объектов машиностроения: автореф. дисс канд. техн. наук. СПб., 2012. 18 с.

18. Методика оценки несущей способности и остаточного ресурса элементов конструкций / Ю.В. Антонова, В.В. Гу-довиче, А.В. Раенко и др. // Научный журнал. 2016. № 2. С. 28-36.

19. Карзов Г.П., Леонов В.П., Тимофеев Б.Т. Сварные сосуды высокого давления. Л.: Машиностроение, 1982. 287 с.

COAL MINING EQUIPMENT

Original Paper

UDC 621.879.0.32.004.69(035) © M.Yu. Nasonov, Yu.V. Lykov, Do Due Trong, 2020

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, № 2, pp. 13-17

DOI: http://dx.doi.org/! 0.18796/0041 -5790-2020-2-13-17

Title

THE STUDY OF THE RESOURCE And DURABILITY OF METAL STRUCTURES OF ExCAVATORS AFTER THE ExPIRATION OF THE SERVICE LIFE

Authors

Nasonov M.Yu.1, Lykov Yu.V.1, Do Due Trong'

1 "Saint-Petersburg Mining University" (Mining University), the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education (FSBEI HE), Saint-Petersburg, 199106, Russian Federation

Authors' Information

Nasonov M.Yu., Doctor of Engineering Sciences, Professor of Mechanical engineering department Lykov Yu.V., PhD (Engineering), Assistant Professor of Mechanical engineering department

Do Duc Trong, Postgraduate student of Mechanical engineering department, e-mail: [email protected]

Abstract

Currently, two approaches are used when considering the need to write off an excavator. These approaches are based on: how long the excavator has been operated since commissioning; the volume of processed rock mass, without considering the real working conditions of the excavator. Practice has shown that, basically, all the destruction of the metal structures of excavators is associated with the development of cracks formed from crack-like defects of welds (incomplete weld root, gas bubbles, non-metallic inclusions, etc.) due to cyclic loading.

An additional reason for the destruction of the excavator's metal structures is the formation of cold microcracks along the repair welds in the embrittled zones obtained in the process of cooling after welding. These zones arise as a result of the absence of tempering of the overheated weld metal, which was made manually in the field, and are characterized by increased hardness and low ductility. At the same time, additional tensile residual stresses arise in the heat-affected zone (HAZ). Such features lead to a significant decrease in metal brittle fracture resistance and accelerate the process of formation and growth of cracks in the zones of welds.

In addition, in some cases, inserts in metal structures of parts of elements from other metals are used to replace damaged areas, which also helps to reduce the crack resistance of structures. Sometimes metal lining is used for repair purposes. However, their seams cannot be checked using ultrasonic control, which creates not only stress concentration, but also eliminates the possibility of eliminating invisible cracks during scheduled repair.

Keywords

Excavators, Metal structures, Cracks, Stresses, Crack resistance, Metal fatigue. References

1. Khlybov A.A. Otsenka nakopleniya povrezhdeniy v konstruktsionnykh metallicheskikh materialakh akusticheskimi metodami dlya obespecheniya bezopasnoy ekspluatatsii tekhnicheskikh ob"yektov: Avtoref. diss. dokt. tekhn. nauk. [Assessment of damage accumulation in structural metal materials by acoustic methods to ensure safe operation of technical objects: Abstract of Dr. eng. sci. diss.]. Nizhniy Novgorod, 2011, 33 p. (In Russ.).

2. Smirnov V.V., Svittsov M.A., Sheveleva A.Yu. et al. Analiz defektov i povrezhdeniy metallicheskikh konstruktsiy zdaniy metallurgicheskikh proizvodstv [Analysis of defects and damage to metal structures of buildings of metallurgical industries]. European science, 2015, pp. 1-3. (In Russ.).

3. Bogdanov A.P., Gaynullin A.A., Efimov A.A. et al. Defekty metallokonstrukt-sii kar'yernykh ekskavatorov [Defects in mining excavators]. Universum: tekhnicheskiye nauki - Universum: technical science, 2015, No. 11, pp. 1 -25. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nXdefekty-metallokonstruktsii-kariernyh-ekskavatorov (accessed 15.01.2020). (In Russ.).

4. Seroshtan V.I. & Gaakh T.V. Protsess obrazovaniya treshchin v metallokon-struktsiyakh gruzopod"yemnykh kranov [The process of cracking in the metal structures of hoisting cranes]. Izvestiya TulGU - News of TulSU, 2016, Issue 5, pp. 213-220. (In Russ.).

5. Pelipenko M.P. Vliyaniye peregruzok na srok sluzhby elementov metallicheskikh konstruktsiy: Diss. kand. tekhn. nauk. [The effect of overloads on the service life of elements of metal structures: Dr. eng. sci. diss.]. Moscow, 2017, 205 p. (In Russ.).

6. Evaluation of Low-Temperature Impact Tension Properties in Structural Materials for Energy Applications Kyung Oh Bae, Hyung-Seop Shin 2017 / Transactions of the Korean Society of Mechanical Engineers A 41(12):1153-1161, December 2017.

7. Semenov V.V. Rabota stal'nykh elementov i konstruktsiy s treshchinami, zhivuchest' inzhenernykh konstruktsiy, imeyushchikh treshchiny [The work of steel elements and structures with cracks, the survivability of engineering structures with cracks]. Molodezhnyy vestnikIrGTU - Youth Bulletin of IrSTU, 2014, pp. 3-4. (In Russ.).

8. Makarov A.P., Shevchenko A.N. & Pavlov A.M. Opredeleniye kriticheskoy dliny treshchiny v metallokonstruktsiyakh kar'yernykh ekskavatorov [De-

termination of the critical crack length in the metal structures of mining excavators]. Vestnik IrGTU - Bulletin IrSTU, 2015, No. 12, pp. 57-63. (In Russ.).

9. Nikitin I.S., Burago N.G., Nikitin A.D. & Yakushev V.L. Opredeleniye kriticheskoy ploskosti i otsenka ustalostnoy dolgovechnosti pri razlichnykh rezhimakh tsiklicheskogo nagruzheniya [Determination of the critical plane and assessment of fatigue life under various modes of cyclic loading]. Vestnik mekhanika - Bulletin of the mechanic, 2017, No. 4, pp. 238-252.

10. Sosnovtsev A.P. & Petrovskaya M.V. Malotsiklovaya ustalost' svarnykh shvov RVS [Low cycle fatigue of welds]. Nauchnyye issledovaniya - Scientific research, 2019, No. 1, pp. 9-11. (In Russ.).

11. Gorbovets M.A., Khodinev I.A. & Ryzhkov P.V. Oborudovaniye dlya provedeniya ispytaniy na malotsiklovuyu ustalost' pri "zhestkom" tsikle nagruzheniya [Equipment for low-cycle fatigue testing during a "rigid" loading cycle]. Trudy VIAM - Works of VIAM, 2018, No. 9, pp. 51-60.

12. Shutova M.N., Evtushenko S.I. & Gontarenko I.V. Opredeleniye nadezh-nosti i kategorii tekhnicheskogo sostoyaniya povrezhdennykh metallicheskikh konstruktsiy na osnove chislennogo eksperimenta [Determination of reliability and category of technical condition of damaged metal structures based on a numerical experiment]. Izvestiye Vuzov:Severokavkazskiy region - University news: North Caucasus region, 2018, No. 4, pp. 98-104. (In Russ.).

13. Sarayev Yu.N., Bezborodov V.P., Gladkovskiy S.V. & Golikov N.I. O povy-shenii nadezhnosti metallicheskikh konstruktsiy pri ekspluatatsii v uslovi-yakh nizkikh klimaticheskikh temperatur posredstvom kompleksnogo primeneniya sovremennykh metodov modifitsirovaniya zony svarnogo soyedineniya [On improving the reliability of metal structures during operation in low climatic temperatures through the integrated application of modern methods of modifying the weld zone]. Svarochnoye proizvodstvo -Welding production, 2016, No. 9, pp. 3-9. (In Russ.).

14. Skibin G.M., Shutova M.N., Evtushenko S.I. & Chutchenko I.A. Reliability increase of running gears elements of mining traction locomotives using finite-element analysis package. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, IOP Publishing, 2017, Vol. 87, No. 2, 022021 p.

15. Agafonov K.V. Sposoby snizheniya riskov pri ekspluatatsii pod"yemno-transportnogo oborudovaniya raketnykh i raketno-kosmicheskikh kom-pleksov v poslegarantiynyy period s primeneniyem nerazrushayushchego kontrolya metodom akusticheskoy emissii [Ways to reduce risks in the operation of hoisting-and-transport equipment of rocket and space-rocket complexes in the post-warranty period using non-destructive testing using the acoustic emission method]. Sovremennaya tekhnika i tekhnologi-ya - Modern equipment and technology, 2016, No. 4, pp. 5-9. (In Russ.).

16. Voychenko K.Yu., Remshev E.Yu., Silayev M.Yu. & Glushko A.N. Issle-dovaniye vozmozhnostey otsenki kachestva nagruzhennykh metallicheskikh konstruktsiy akusticheskimi metodami nerazrushayushchego kontrolya [Study of the possibilities of assessing the quality of loaded metal structures by acoustic non-destructive testing methods]. Metalloo-brabotka - Metalworking, 2014, No. 3, pp. 10-15. (In Russ.).

17. Lakhova E.N. Metodika prognozirovaniya rabotosposobnosti kriticheski nagruzhennykh ob"yektov mashinostroyeniya: Avtoref. diss. kand. tekhn. nauk [The methodology for predicting the performance of critically loaded engineering objects: Abstract of Dr. eng. sci. diss.]. St. Petersburg, 2012, 18 p. (In Russ.).

18. Antonova Yu.V., Gudoviche V.V., Rayenko A.V. et al. Metodika otsenki nesushchey sposobnosti i ostatochnogo resursa elementov konstruktsiy [Methodology for assessing the bearing capacity and residual resource of structural elements]. Nauchnyy zhurnal - Science Journal, 2016, No. 2, ppp. 28-36. (In Russ.).

19. Karzov G.P., Leonov V.P. & Timofeev B.T. Svarnyye sosudy vysokogo dav-leniya [Welded Pressure Vessels]. Leningrad, Mashinostroyeniye Publ., 1982, 287 p. (In Russ.).

For citation

Nasonov M.Yu., Lykov Yu.V. & Do Duc Trong The study of the resource and durability of metal structures of excavators after the expiration of the service life. Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, No. 2, pp. 13-17. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2020-2-13-17.

Paper info

Received October 10,2019 Reviewed November 02,2019 Accepted December 20,2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.