Научная статья на тему 'Исследование рабочих процессов в автомате аварийного перекрытия газопроводов'

Исследование рабочих процессов в автомате аварийного перекрытия газопроводов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
250
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Архипов B. A., Котов В. Д., Ткаченко А. С., Третьяков Н. С., Шрагер Г. Р.

Для транспортировки газа в Томской области широко используются магистральные газопроводы. Во многих случаях разгерметизация трубопроводов при авариях имеет взрывной характер вследствие распространения усталостной трещины или из-за разрушения трубопровода при взрыве вытекшего в атмосферу через «свищ» горючего газа. При утечке большого объема газа может возникнуть опасность крупномасштабной катастрофы и гибели людей. Поэтому актуальной является разработка надежных быстродействующих автономных устройств, запирающих трубопровод при его аварийном разрыве. Были проведены стендовые и промышленные испытания АЗК-Т на линейной части магистральных трубопроводов, обслуживаемых Томсктрансгазом. Получено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. Устройство, простое и надежное в эксплуатации рекомендуется для установки на газопроводах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Архипов B. A., Котов В. Д., Ткаченко А. С., Третьяков Н. С., Шрагер Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trunk gaslines are key gas movers in Tomsk region. In many cases pipeline loss of integrity, in emergencies, would be associated with explosive processes caused by widening of fatigue fracturing, or entire damage could come from outflow and explosion of flammable transportation fluids escaping from the pipe. Reliable, fast-response stand-alone devices designed to cut-off such emergency sections have become most essential for system-wide operating security. Successfully certified bench and field tests have been performed with an innovative device, AZK-T, offering effective isolation of Tomsktransgaz's large-diameter pipeline ruptured sections. This device features design simplicity and is easy to operate. Comparisons were made with foreign counterparts to reveal excellent AZK-T performance.

Текст научной работы на тему «Исследование рабочих процессов в автомате аварийного перекрытия газопроводов»

Литература

1. Crowe С. et al. Multiphase Flows with Droplets ar>d Particles. CRC Press.. 1998.

2. Дик И.Г. и др. Моделирование гидродинамики и сепарации в гидроциклоне II Теор. основы хим. технол. 20С0. Т. 34. № 5.

3. Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. М.. 1974.

4. Островсх/.й Г.М. Прикладная механика неоднородных сред. СПб., 2000.

5. Клячко Л.С. Уравнение движения пылевых частиц в пылеприемных устройствах II Отопление и вентиляция. 1934 № 4

6. NeeSe Th., Schuberl Н.. Modellierung und verfahrenstechnische Dimensionierung der turbulenten Querstromklassierung. Т. III Chem. Techn. 1975. Bd 27. № 9

7. Neefie Th., Schubert H Modellierung und verfahrenstechnische... T. Ill II Chem. Tectin. 1976. Bd. 28. № 5.

8 Schubert H., Neesse Th. A hydrocyclone separation model in consideration of the turbulent multi-phase flow II Proc Ini Conf on HydrocycJones. Cambridge, 1980.

9. Ungarish M. Hydrodynamics of suspension. Sprir.ger-Verlag Berlin. 1993.

УДК 622.691

В.Л. Архипов*, В.Д. Котов**, Л.С. Ткаченко*, Н.С. Третьяков*, Г.Р. Шригер***

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ В АВТОМАТЕ АВАРИЙНОГО ПЕРЕКРЫТИЯ ГАЗОПРОВОДОВ

• Томский государственный педагогический университет ** ООО «Томсктрансгаз»

*“* Томский государственный университет

Трубопроводы широко используются при транспортировке газов во многих типах производств - химических, нефтехимических, энергетических и др. При аварийном вытекании в атмосферу большого объема газа может возникнуть опасность крупномасштабной катастрофы вследствие взрыва газовоздушной смеси. Утечка токсичных газов может привести к отравлению людей в производственных помещениях и на прилегающей территории. Поэтому актуальной является разработка надежных быстродействующих автономных устройств, запирающих трубопровод при его аварийном разрыве, - автоматов закрытия крана (АЗК). Особенно актуальна эта проблема для магистральных газопроводов (МГ).

В настоящее время отечественной промышленностью и рядом зарубежных фирм освоен промышленный выпуск различных конструкций АЗК для МГ [I. 2]. Опыт эксплуатации данных АЗК, в частности входящих в комплектацию шаровых кранов производства Чехии, в подразделениях ООО «Томсктрансгаз», показал их низкую надежность и сложность в обслуживании и эксплуатации для условий Западной Сибири, особенно в зимний период.

В настоящей работе рассмотрена новая конструк-ция автономного устройства для отключения участков линейной части МГ при их разрыве - АЗК-Т [3-

5].

Для конструирования опытного образца АЗК-'!' необходимо знать характер изменения давления в га-

зопроводе p(t) при возникновении аварийной ситуации (например разрыве газопровода). Рассмотрим модель одномерного нестационарного течения идеального газа в горизонтальной трубе с учетом трения и теплообмена с окружающей средой. При этом исходная система дифференциальных уравнений имеет вид

[5]

^3^4=0. (о

dt дх

£(р«) д / 2\ V I j

_г+_(р+ри)=__риН,

а

dt

( 1\ и~ д ( р и2 ^

р е + — + — рм «? + - + —

V. ^ > дх V Р 2,

(2)

(3)

где р, Т. и - плотность, температура и скорость газа; Ф - коэффициент сопротивления; О - диаметр газопровода; е - удельная внутренняя энергия; а-коэффициент теплоотдачи; Тт - начальная температура газа, равная температуре окружающей среды.

Замыкает систему уравнений (1) - (3) уравнение состояния

р=рнт, (4>

где /? - газовая постоянная.

Для решения системы уравнений использовались следующие граничные условия. При х=0 ставится

В.А. Архипов, В.Д. Котов. А.С. Ткаченко, И.С. Третьяков. Г.Р. Шрагер. Исследование рабочих..

граничное условие твердой стенки; при х = Ь (место разрыва) задается давление, равное атмосферному. Для численного решения задачи динамики газа на основе уравнений (I) - (4) использовался метод Годунова [6].

Расчеты режимов течения газа при внезапном разрушении газопровода проводились при следующих значениях исходных параметров. Длина газопровода -20 /си, диаметр трубы £ = 1.02 м. коэффициент гидравлического сопротивления, рассчитанный в соответствии с [6] У = 0.01006, коэффициент теплоотдачи а = I .72 Вт/(м:К), температура окружающей среды 298 К. я = 520 Дж/(кг*К), теплоемкость газа ср= 2 303 Дж/(кт-К). Предполагалось, что до момента разгерметизации газ в трубе находится в покое при заданном давлении.

Приведены зависимости давления газа на концах трубопровода от времени при начальном давлении рн =3.5 МПа (рис. 1). Из анализа расчетных и опытных данных можно считать, »гто изменение давления в газопроводе при его разрыве соответствует экспоненциальной зависимости

р( 0 = р.е

(5)

где Ь - размерный коэффициент, зависящий от темпа сброса давления (ф/. Значение коэффициента/) рассчитывалось по формуле

Ь = —1п К

\Рс)

где рс - давление в момент срабатывания автомата, 1С.

Рис.1. Зависимость р(<) на закрытом (а) и открытом (б) концах газопровода длиной 20 км при аварийном разрыве (р,= 3.5 МПа)

Автомат (рис. 2) состоит из распределителя, собранно»^ в цилиндрическом корпусе 7, закрытом верхней 2 и нижней 3 крышками. Внутри корпуса 1 расположен золотник, состоящий из поршня 4, в котором выполнено калиброванное отверстие 5 диаметром (1 и двух штоков - верхнего б и нижнего 7. Золотник может перемещаться вдоль корпуса 1 в направляющих втулках 8 и 9 с уплотнителями, расположенными соответственно в перегородке 10, расположенной внугри корпуса I, и в нижней крышке 9. Верхний шток 6 имеет конусообразный насадок 11, диаметр которого больше диаметра штока 6. Между верхним торцом корпуса 1 и верхней крышкой 2 за-

ата тонкая металлическая мембрана 12. В верхней крышке 2 выполнено вертикальное дренажное отверстие 13 с шаровым запорным элементом.

В объеме распределителя образованы три камеры: первая управляющая камера 14 расположена между нижней крышкой 5 и нижним торцом поршня 4: вторая управляющая камера 15 расположена между верхним торцом поршня 4 и нижним торцом перегородки 10: выходная камера включает две полости - верхнюю 16. расположенную между верхним торцом мембраны 12 и верхней крышкой 2. и нижнюю полость 17, расположенную между нижним торцом мембраны 12 и верхним торцом перегородки 10.

Первая управляющая камера 14 через штуцер 18 соединена с балластной емкостью 19, которая через обратный клапан 20 связана с газопроводом 21. Вторая управляющая камера 15 через штуцер 22 связана с газопроводом 21. Нижняя полость 17 выходной камеры через штуцер 23 связана с емкостью 24 аварийного запаса газа, которая через обратный клапан 25 соединена с газопроводом 21. Верхняя полость 16 выходной камеры через штуцер 26 связана с полостью управления гидропривода 27запорного элемента 28 (шарового крана) газопровода 21. В нижней крышке 3 выполнено дренажное отверстие 29. сообщающее полость под нижним торцом штока 7 с атмосферой. При подключении автомата к газопроводу 21 газ через обрат ные клапаны 20,25 заполняет емкости 19. 24 и через штуцеры 18,22,23 поступает в управляющие камеры 14,15 и в нижнюю полость 17 выходной камеры. При этом давление в камерах 14, 15. 17 выравнивается и равно давлению в газопроводе 21. Сила, действующая на поршень 4, направлена вниз и приводит золотник в исходное (нижнее) положение. Величина этой силы равна

(6)

где 5- площадь поперечного сечения штока 7, Я2 площадь поперечного сечения штока б.

Рис. 2. Принципиальная схема АЗК-Т

11ри работе АЗК-Т в эксплутационном режиме, когда давление в газопроводе 21 постоянно или медленно изменяется (повышается или понижается за счет подключения потребителей газа или за счет неравномерности работы компрессорных станций). При этом в камерах 14,15, 17 давление также постоянно или медленно изменяется, однако остается одинаковым для каждой из камер благодаря медленному перетоку газа через калиброванное отверегие 5 в поршень 4, разделяющем первую и вторую управляющие камеры. При этом золотник находится в исходном состоянии (нижнем). При наличии медленного перетока в процессе длительной эксплуатации через уплотнение 9, газ стравливается в атмосферу через дренажное отверстие 29 в нижней крышке 3. Для предотвращения накопления газа в верхней полости 16 выходной камеры вследствие перетока через мембранный узел (при возможном нарушении его герметичности вследствие коррозии, например) используется дренажное отверстие 13 в верхней крышке 2. Через это отверстие скопившийся газ, преодолевая силу тяжести шарового запорного элемента, поднимает шарик и через образовавшийся кольцевой зазор стравливается в атмосферу.

При повреждении (разрыве) газопровода 21 давление в нем начинает резко падать, причем градиент сброса в несколько раз выше, чем в случае колебаний давления в эксплутационном режиме. При этом обратные клапаны 20,25 закрываются, изолируя емкости 19, 24 от газопровода 21, обеспечивая тем самым сохранение постоянного давления рн, соответствующего давлению в газопроводе 21 перед аварией. Давление р во второй управляющей камере 15, напрямую связанной через штуцер 22 с газопроводом 21 также начинает резко падать в соответствии с палением давления в газопроводе 21. Гидравлическое сопротивление калиброванного отверстия 5 в поршне 4 препятствует быстрому падению давления рк в первой управляющей камере 14. В результате этого появ.тяется сила Т**,, действующая вверх, и приводящая в движение поршень 4. Величина этой силы равна

л; = йр(5г-5,)-р(^-5)), (7)

где Ар = р^-р>0- перепад давления на поршне 4,

- площадь поперечного сечения поршня 4.

Под действием силы ^ поршень -/движется вверх, при этом конусообразный насадок 11 прорывает мембрану 12. Газ из емкости 24 через штуцер 23 проходит в верхнюю полост ь выходной камеры 16 и через штуцер 26 поступает в полость управления гидропривода 27, обеспечивая закрытие запорного элемента 28 газопровода 21. Дренажное от верегие 29 препятствует образованию силы, препятствующей движению вверх поршня 4 вследствие образования разрежения в полости между нижней крышкой 3 и нижним торцом штока 7. Под воздействием давления р

в верхней полости 16 выходной камеры шариковый запорный элемент перекрывав дренажное отверстие 13 в верхней крышке 2, предотвращая сброс газа в атмосферу. Наст ройка АЗК-Т осуществляется подбором диаметров калиброванных отверстий 5 в поршне 4 и величиной свободного объема балластной емкости 24.

Эквивалентная схема АЗК-Т включает три элемеша: балластную емкость со свободным объемом V, выходное сопло с площадью поперечного сечения Г и газопровод, давление в котором р(г) при аварии изменяется но известному закону (5). Найдем изменение давления в балластной емкости рк (/). которое будет соответствовать изменению давления в первой управляющей камере.

При разрыве газопровода давление в нем падает и начинается переток газа из балластной емкости через калиброванное отверстие в газопровод.

Запишем уравнение сохранения массы в балластной емкости

<М/(/) = -<7(/)<*, (8)

где М(1) - текущая масса газа в балластной емкости, 0(1) массовый секундный расход газа.

Истечение газа будет дозвуковым, поскольку начальное значение относительного давления к= р! рк будет больше кри тического [7]:

(9)

где к - показатель адиабаты газа.

Тогда для расхода используется зависимость (8)

Ч>Ерк(0

0(1) =

К -К

(Ю)

Щ V*-".

где ф < 1 - коэффициент расхода (р = 0.7 - 0.9), 7’ абсолютная температура в балластной емкости.

В предположении адиабатичности процесса система уравнений для расчета />,(*)• (/) имеет вид

Л *А(0'

71=71

фЯ:

2кЯТ

к-1

*оГ_ ' № )

Ы») <рЛ‘))

<Рш)

= 0, (11)

(12)

Эта система решалась численно при начальных условиях:

( = 0: Р = Р. = Р,, т, = Т* ■

В расчетах предполагалось, чт о падение давления в МГ происходило по закону (5), в котором параметр Ь определялся расчетным путем или обработкой экспериментальных данных. Сила Рг действующая на поршень, рассчитывается по формуле (7). Во всех

В.А. Архипов, В.Д. Котов, А.С. Ткаченко, Н.С. Третьяков. Г.Р. Шрагер. Исследование рабочих... а 6

Рис.З Динамика зависимости перепада давления на поршне (а) и силы, действующей на поршень (б), от времени. Рабочее тело - воздух. Пунктир - Т = 40 ’С. сплошная линия - Т = - 40 ’С

р-105МПа

1* ,*9.8 1 II

0.0 40.0 80.0 120.0 160.0 200.0

Рис. 4. Динамика зависимости перепада давления на поршне (а) и силы, действующей на поршень (б), от времени Рабочее тело - метан. Пунктир - Т = 40 ’С. сплошная линия - Т = - 40 *С

К приводу шарового кран^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В атмосферу

мз®-4-ОД2

и-г

Магистраль Кот

Магистраль компрессор

Рис. 5. Схема стенда для испытаний опытного образца АЗК-Т

расчетах величина балластной емкости У= 0.1 м\ средний градиент сброса давления в магистрали (фЛА)^ = 0.15 МПа/мин, начальное давлениерм = 5 МПа.

Получены зависимости Ар(1) и Е{(1) для воздуха при варьировании диаметра калиброванного отверстия в поршне (</=2 мм. 2.5 мм. 3 мм) для двух типов рабочих тел (воздух и метан) (рис. 3,4). Анализ расчетных данных показал, что существенное влияние на рабочие характеристики АЗК-Т оказывают тип газа, начальная температура, а также объем балластной емкости и диаметр калиброванного отверстия в поршне.

По результатам численного моделирования были выбраны основные геометрические и конструкгнвные параметры АЗК-Т.

На схеме стенда для испытаний опытного образна автомата (рис. 5) условно обозначены: 1 - корпус, 2 -мембранный узел, 3 - нижний шток, 4 - поршень, 5 калиброванное сопло (жиклер), 6 - верхний шток. 7 -мембрана, 8 - диафрагма.

6

Г,-9.8\Н

Рис. 6 Динамика силы для двух различных условий экспериментов

Камера I соединена через вентиль В1 и редукгор Р1 с баллоном аварийного запаса газа. Камера II соединена через вентиль В2 с гидроприводом шарового крана (при стендовых испытаниях эта камера имеет выход в атмосферу). Камера 111 соединена через вентиль ВЗ с батареей баллонов, моделирующих газопровод. Камера IV через вентиль В4 и редуктор Р4 соединена с балластной емкостью.

Для запитки стенда сжатым воздухом используется стационарный компрессор, соединенный через вентиль В7 с батареей баллонов (магистраль).

Моделирование аварийной ситуации осуществляется сбросом воздуха из магистрали в атмосферу через вентиль В5. Для варьирования скорости сброса дав.тения используются сменные диафрагмы 8 разных диаметров. В местах измерений давления установлены датчики Д1 - ДЗ и контрольные манометры М1 - М5.

Батарея баллонов, моделирующая магистраль, состоит из пяти баллонов с суммарной емкосгыо I м\ Баллон аварийного запаса газа имеет объем 2-10 2 м\ а балластная емкость включает батарею баллонов емкостью 410'2 каждый с возможностью отключения каждого баллона для варьирования величины балластной емкости.

Лабораторные и стендовые испытания отдельных узлов и опытного образца в целом проводились на рассмотренном выше оборудовании. Всего проведено более 150 испытаний разного типа в диапазоне рабочих давлений р0 = (20 - 90)-10 5 МПа и градиентах падения давления в магистрали от 0.5-10 5 МПа в минуту до 10“* МПа в минуту. Отдельные испытания проводились при значенияхрн = (90 - 100)-10 5 МПа ф/<* * (15 -25)• 10 5 МПа в минуту.

В результаге проведенной серии подобраны параметры АЗК-Т (два калиброванных отверстия диаметром с/ = 0.8 мм и V = 160-10 5 м3), обеспечивающие срабатывание АЗК-Т при критическом традиенте сброса давления в магистрали ф/А »1 *10'5 МПа в минуту. Задержка времени срабатывания АЗК-Т от начала сброса давления составляла 2-6 мин в зависимости от величинырн.

Варьированием с1 н V возможно обеспечить срабатывание АЗК-Т при с1р1Ж > 0.7 • 10*5 МПа в минуту.

С целью проверки адекватности физико-математической модели, описывающей переходные процессы в АЗК-Т, было проведено сравнение расчетных и опытных данных по моменту срабатывания автомата при сбросе давления в магистрали, исходя из расчетов зависимости ^ (/) для двух различных условий экспериментов (рис. 6).

Абсцисса точки пересечения горизонтальной прямой = 25 • 9.8 Н с трафиком дает момент вре-

мени срабатывания автомата.

Расхождение в измеренном и рассчитанном значении /с (рис. 6) не превышает 5 %, что свидетельствует об адекватности предложенной математичес-

С. В. Тимченко. Исследование химически неравновесного вязкого ударного слоя..

кой модели. Отрицательные значения /г| в начальный период сброса давления обусловлены тем. что диаметры штоков 7, 6 (рис. 5) различны. При одинаковом давлении рн в управляющих камерах АЗК-Т сила У7,, действующая на поршень, направлена вниз, что предотвращает случайный прокол мембраны.

Опытный образец автомата прошел стендовую отработку на сжат ом воздухе и натурные испытания на то-проводе. С учетом простоты в эксплуатации, отсутствия настраиваемых элементов и надежности и работе данная конструкция АЗК-Т может быть рекомендована дзя внедрения в сети магистральных газопроводов.

Литература

1. Андреев Г.С. Запорная арматура магистральных нефтепроводов. Л.. 1968.

2. Гуревич Д.Ф. Запорно-предупредительные устройства нефтегазового оборудования: Справ, рук Л.. 1991.

3. Архипов В.А.. Зубрилин А.С., Котов В.Д. и др. Автомат аварийного закрытия крана на магистральных газопроводах. Патент РФ № 2208730 по заявке № 2001100237 (Приоритет от 3.01 2001 г.) II Бюл. изобр. 2003. № 20.

4. Архипов В.А.. Зубрилин А.С., Котов В.Д. и др. Автомат аварийного отключения участкоз магистрального газопровода II Изв. вузов. Нефть и газ. 2003. № 2.

5. Бондарев Э.А., Васильев В.И.. Воеводин А.Ф. и др. Термогидродинамика систем добычи и транспорта газа Новосибирск. 1988

6. Годунов С.К. Численное решение задач газовой динамики М, 1976

7. Ерохин Б.Т. Теория внутрикамерных процессов и проектирования РДТТ. М., 1991.

УДК 519.6. 533.6.011.6

С.В. Тимченко

ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИ НЕРАВНОВЕСНОГО ВЯЗКОГО УДАРНОГО СЛОЯ НА КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ С УЧЕТОМ СОПРЯЖЕННОГО ТЕПЛООБМЕНА

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Рассматривается течение многокомпонентного химически реагирующего газа в окрест ности критической точки тела, движущейся вдоль траектории входа в атмосферу Земли перспективного аппарата NASA Х38. Уравнения вязкого ударного слоя решаются совместно с уравнениями теплопроводности внутри покрытия и с учетом гетерогенных реакций на поверхности тела. Исследование вязкого ударного слоя в данной постановке на теплоизолированной поверхности рассматривалось в [1-3], в сопряженной постановке - в [4-6]. При этом во всех вышеперечисленных случаях рассматривалась траектории летательных аппаратов (J1A) предыдущего поколения (Space Shuttle) [7]. В данной работе рассматривается траектория перспекшвного ЛА NASA Х38 [8]. которая обладает значительными особенностями, связанными с возможностью использования современных теплозащитных покрытий, позволяющих осуществлять торможение ЛА на более низких высотах полета. Приводится температура поверхности в зависимости от высоты (времени) полета для различных каталитических активностей поверхности и различных теплофизических свойств покрытия. Показано, что необходимость учега влияния сопряженного теплообмена на температуру поверхности зависит o r характеристик покрытия ЛА.

1. Постановка задачи

При изучении движения ЛА на верхнем участке траектории входа в плотные слои атмосферы, где характерные числа Рейнольдса относительно невелики, а эффекты молекулярного переноса оказываются существенными во всей области течения между ударной волной и поверхностью тела, широкое применение нашла теория тонкого вязкого ударного слоя (ТВУС). Как следует из проведенного в литературе [9] анализа многочисленных сравнений решений уравнений ТВУС с данными эксперимента и с расчетами, выполненными в более полной математической постановке, теория ТВУС дает хорошую точность получаемых решений всякий раз, когда вязкий ударный слой является тонким.

Рассмотрим обтекание гладкого зату пленного тс-лагиперзвуковым потоком многокомпонентного вязкого газа в рамках модели ТВУС. В криволинейной системе координат, нормально связанной с поверхностью тела, эти уравнения имеют следующий безразмерный вид [3]:

Ц(ри'а',:а;^) = О, О.Р = -рЛ>°»в, р фи* + V) = -а*а£,0,Р + О,(и Яе'1 А“°).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.