юджетироЕамие
УДК 336.143
© Мовсесова А.Г., 2011 © Максименко Л. С., 2011
МОВСЕСОВА Ася Гариковна,
студентка авШва. mov@mail. ги
МАКСИМЕНКО Людмила Сергеевна,
доктор экономических
наук, профессор,
кафедра Менеджмента,
Северо-Кавказский
государственный
технический
университет,
Ставрополь
ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Данная статья посвящена исследованию путей совершенствования бюджетного процесса в муниципальном образовании, на примере Новокубанского района Краснодарского края. Рассматриваются такие направления, как: повышение качества муниципальных услуг, бюджетного планирования, обеспечение большей "прозрачности" бюджетного процесса.
Ключевые слова: бюджетный процесс; бюджетирование, ориентированное на результат; муниципалитет; муниципальные услуги; муниципальная целевая программа.
Бюджетный процесс - важнейшая составная часть бюджетного устройства страны, а его единство на территории страны является одним из основных принципов устройства бюджетной системы.
В последнее время вопросы совершенствования технологий среднесрочного и программно-целевого финансового планирования и внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат, стали предметом особого внимания. Это обусловлено стремлением повысить эффективность использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы, сделать бюджетный процесс более предсказуемым, сократить нерациональные бюджетные расходы [1].
В России новые инструменты бюджетирования начали вводиться в практику в 2004 году после утверждения Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. В ходе реализации Концепции в бюджетный процесс был внедрен целый ряд инструментов, имеющих непосредственное отношение к бюджетному планированию на уровне федеральных органов власти: доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, бюджетные целевые программы, реестры расходных обязательств обоснования бюджетных ассигнований. В частности, в Новокубанском районе Краснодарского края некоторые элементы бюджетирования, ориентированного на результат, начали применяться с 2009 года, например, среднесрочное бюджетное планирование, доклады о результатах и основных направ-ленияхдеятельности, муниципальные целевые программы.
На сегодняшний день в рамкахданного направления перед районом стоят следующие задачи:
1) создание системы повышения качества и доступности предоставления муниципальных (бюджетных) услуг;
2) совершенствование применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
Создание системы повышения качества и доступности предоставления муниципальных услуг обусловлено тем, что в настоящее время расходы бюджета муниципального образования Новокубанский район на социальную сферу не в полной мере увязаны с реальными потребностями населения в получении муниципальных услуг, качеством предоставления этих услуг, результатами деятельности муниципальных бюджетных учреждений муниципального образования Новокубанский район. Поэтому необходимо создать условия для кардинального сокращения фактов предоставления некачественных муниципальных услуг, а также услуг, не обеспеченных потребностями населения. Муниципальным бюджетным учреждениям и их работникам должны быть созданы условия, стимулирующие деятельность организаций по предоставлению муниципальных услуг высокого качества.
Решение данной задачи предполагает:
- инвентаризацию предоставляемых муниципальных услуг;
- формирование и утверждение перечня муниципальных услуг;
- разработку и утверждение паспортов муниципальных услуг, разработку и утверждение требований к качеству предоставления муниципальных услуг по перечню муниципальных услуг;
- формирование муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг с учетом определения предельных объемов бюджетных ассигнований на выполнение муниципальных заданий.
Внедрение в практику требований к качеству предоставления муниципальных услуг позволит повысить эффективность бюджетных расходов [2]. Соблюдение требований к качеству предоставления муниципальных услуг станет одним из аспектов оценки деятельности бюджетных учреждений и неотъемлемой частью правоотношений, устанавливаемых администрацией муниципального образования с иными юридическими лицами, оказывающими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации муниципальные услуги. В этом случае, с одной стороны, появляется возможность гибко реагировать на изменение запросов потребителей муниципальных услуг и использовать разнообразные формы организации инфраструктуры предоставления муниципальных услуг, с другой стороны, эффективное управление муниципальной собственностью будет способствовать оптимизации расходов на содержание бюджетных учреждений. Таким образом, будет обеспечено предоставление потребителям именно тех муниципальных услуг, в которых они заинтересованы и нуждаются, и максимально сокращено выполнение бюджетными учреждениями не востребованных населением муниципальных услуг.
Основные показатели оценки качества оказания услуг, действующих на территории муниципального образования города Ярославля, представлены втаблице1 [3]. По нашему мнению, данные разработки могут быть учтены при составлении стандартов качества муниципальных услуг в Новокубанском районе.
Использование такого рода критериев на практике позволит точно определить объем затрат на ту или иную услугу и сформировать муниципальные задания на предоставление муниципальных услуг, что является значительным шагом на пути к использованию бюджетирования, ориентированного на результат.
Следующим направлением в рамках применения в бюджетном процессе методов управления по результатам является совершенствование применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
Для оценки качества бюджетного планирования в муниципальном образовании Новокубанский район был проведен анализ планируемых и фактических показателей исполнения муниципальных целевых программ в 2010 году [4]. По результатам данного анализа, выяснилось, что из 18 целевых муниципальных программ, реализованных на территории Новокубанского района в 2010 году, только 8 реализованы на 100%, 2 программы - муниципальная целевая программа по осуществлению антитеррористической деятельности на 20092011 годы и программа "Комплексные меры противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств" на 2009-2011 годы - не получили финансирования, несмотря на запланированные показатели. Остальные программы реализованы с небольшими отклонениями от плановых показателей (исполнение 92,7%-99,9%), кроме программы "Повышение безопасности дорожного движения" на 20072010 годы, реализованной на 64%.
Таблица 1 - Основные показатели оценки качества
оказания муниципальной услуги "Оказание скорой медицинской помощи"
О
гч
*чО
□
*
©
0
1^1
■ Ом
£
Кгт-
Основные показатели оценки качества оказания Услуги Значение индикатора, единица измерения
1. В Организации осуществляется контроль качества оказания Услуги, имеется книга (журнал) регистрации жалоб на качество оказания Услуги Да/нет
2. Своевременность прибытия по вызову в случаях, угрожающих жизни Потребителя 18 минут
3. Укомплектованность штатными должностями в соответствии со штатными нормативами и квалификационнымитребованиями Не менее 85 %
4. Количество обоснованных жалоб на качество оказания Услуги Не более 2 жалоб год
97
Данные показатели свидетельствуют о крайне неравномерном исполнении бюджета в части финансирования муниципальных целевых программ, что в свою очередь позволяет сделать вывод о несовершенстве системы бюджетного планирования в администрации муниципалитета.
По нашему мнению, в программу совершенствования управления муниципальными финансами необходимо включить следующие мероприятия, направленные на совершенствование бюджетного планирования:
- создание "инструментов" для взаимоувяз-ки стратегического и бюджетного планирования, проведение мониторинга достижения конечных результатов муниципальных целевых программ;
- утверждение методологии разработки и реализации долгосрочных муниципальных целевых программ;
- инвентаризация и оптимизация количества действующих долгосрочных муниципальных целевых программ;
- разработка и согласование в установленном законодательством порядке ведомственных целевых программ;
- экспертиза докладов о результатах и основных направлениях деятельности муниципалитетов.
Важностьданного направления состоитвтом, что именно целевые программы позволяют увидеть действительные, а не декларируемые приоритеты муниципальной власти, заблаговременно оценить правильность предполагаемых действий и впоследствии измерить их результативность.
В ряду мер по совершенствованию бюджетного процесса в муниципальном образовании также выделена необходимость обеспечения большей "прозрачности" бюджетного процесса, что включает в себя:
- открытую, своевременную публикацию большего объема информации о бюджете, муниципальных программах, индикативных планов социально-экономического развития территории, стратегии развития территории;
- изучение в школе в рамках курса "Кубано-ведение" основ финансовой системы края и территории;
- проведение конкурсов среди школьников старших классов на лучшее знание финансовой системы региона или территории;
- организацию публичных лекций и диспутов о состоянии и качестве исполнения бюджетов, планах и программах развития муниципалитета.
Эффективность данного предложения заключается в социально-психологическом факторе,
обуславливающем удовлетворенность населения деятельностью органов власти, и уровень социальной напряженности. Повышение уровня информированности населения о деятельности местных властей и грамотности в оценке происходящих преобразований позволяют обеспечить "обратную связь" с населением и более широкие возможности в выражении своих интересов. Кроме того, воспитание грамотного поколения в финансовых, правовых отношениях чрезвычайно полезно с точки зрения построения гражданского общества. Ктомуже, оно закладывает основы профориентационной деятельности среди школьников и основу для кадрового обеспечения специалистами муниципальной службы в будущем.
Примечания:
1. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Прайм. Агентство экономической информации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.prime-tass.ru
2. Программа реформирования региональных финансов Краснодарского края на 2009-2012 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.depfinance.ru.
3. Постановление мэрии города Ярославля от 13.08.2010 № 3275 Об утверждении стандартов качества муниципальных услуг в сфе-рездравоохранения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:/ /expo.city-yar.ru
4. Перечень муниципальных целевых программ, реализуемых на территории Новокубанского района в 2009-2011 гг. / Финансовое управление администрации МО Новокубанский район.
PRESERVATION OF ANTICORROSIVE COVERINGS OF ELEMENTS BODIES IN OPERATIONAL CONDITIONS
Kujukov Vadim Vadimovich, PhD of Engineering science, Associate Professor Khuazhev Samir Aslanovich, Student E-mail: judoadiga @mail.ru
Katkov Vadim Valerievich, Undergraduate, Chair of Mechanical Engineering and Motor Transport, Kuban State Technological University, Krasnodar E-mail: [email protected]
The article is devoted questions to the decision of problems of preservation of anti-corrosive coverings of elements of a body under operating conditions by perfection of a technique of drawing of a sheeting, and also technology of carrying out of a corresponding spadework.
Keywords: innovations; operation; universal technological tipper; coloring; first coat; sheeting; clamp; corrosion; anticorrosive actions; body.
УДК 629.114(075.32)
© Куюков В.В., 2011 © Хуажев С.А., 2011 © Катков В.В., 2011
СОХРАНЕНИЕ АНТИКОРРОЗИОННЫХ ПОКРЫТИИ ЭЛЕМЕНТОВ КУЗОВА В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена вопросам решению проблем сохранения антикоррозионных покрытий элементов кузова в условиях эксплуатации путем совершенствования методики нанесения защитного покрытия, а также технологии проведения соответствующих подготовительных работ.
Ключевые слова: инновации; эксплуатация; универсальный технологический опрокидыватель; окраска; грунтовка; защитное покрытие; фиксатор; коррозия; антикоррозийные мероприятия; кузов.