Научная статья на тему 'Исследование психомоторной выносливости студентов физкультурного вуза к аудиторным нагрузкам'

Исследование психомоторной выносливости студентов физкультурного вуза к аудиторным нагрузкам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ / ПОВЫШЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PSYCHOMOTOR ABILITIES / PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF THE UNIVERSITY / PSYCHOPHYSICAL ADAPTATION / TRAINING LOADS / INCREASED MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горская Инесса Юрьевна, Кузин Максим Валерьевич, Переплеткин Александр Юрьевич

Представлены результаты исследования, направленного на выявление специфики психофизической адаптации студентов физкультурного вуза к учебным нагрузкам аудиторного характера. Исследование проведено с участием студентов 1 курса физкультурного вуза. Проводился анализ изменения показателей внимания, точности воспроизведения заданных временных и пространственных параметров движения, быстроты реагирования на разные виды сигналов под воздействием аудиторных учебных нагрузок (на первой и на пятой паре в течение учебного дня). Анализ показателей проводился с учетом пола. В ходе исследования выявлено, что у юношей и у девушек уровень проявления психомоторных параметров, характеризующих процессы адаптации к аудиторной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к адекватному реагированию на внешние раздражители, способность быстро и точно выполнять задания без снижения работоспособности), неодинаков. Выявлено выраженное снижение большинства психомоторных параметров под влиянием учебной нагрузки. Однако выраженность этих отрицательных изменений неодинакова. Наиболее выраженные изменения (от 15 до 38%) показателей произошли в тестах «Корректурная проба» (устойчивость внимания), «Оценка скорости движения объекта», «Точность воспроизведения временного интервала (со звуком)». По большинству тестов изменения показателей более выражены у девушек, чем у юношей. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки практических рекомендаций для преподавателей и студентов физкультурных вузов, позволяющих оптимизировать процессы адаптации к стандартной учебной аудиторной нагрузке с учетом гендерных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горская Инесса Юрьевна, Кузин Максим Валерьевич, Переплеткин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of psychomotor endurance of students of the physical cultural higher education institution to academic loads

The article presents the results of the study aimed at identifying the specificity of the psychophysical adaptation of students of the sports university to academic loads. The study was conducted with the participation of the students of the 1st year of Sports University. The analysis of changes in indicators of attention, accuracy of reproduction of the specified time and spatial parameters of movement, speed of response to different types of signals under the influence of classroom training loads (on the first and fifth pairs during the school day) was carried out. The analysis of indicators was carried out taking into account the gender. The study revealed that boys and girls demonstrate the level of psychomotor parameters that characterize the processes of adaptation to classroom learning activities (attentional stability, ability to respond adequately to external stimuli, ability to quickly and accurately perform tasks without compromising performance), is not the same. It revealed a pronounced decrease in most psychomotor parameters under the influence of academic load. However, the severity of these negative changes is not the same. The most pronounced changes (from 15 to 38%) of the indicators occurred in the tests "Correction test" (sustainability of attention), "Estimation of the speed of movement of an object", "Accuracy of reproduction of a time interval (with sound)". In most tests, the changes in the indicators are more pronounced among the girls than boys. The conducted studies allow us to conclude that it is necessary to develop the practical recommendations for teachers and students of physical education universities, which allow optimizing the processes of adaptation to the standard academic classroom load, taking into account gender differences.

Текст научной работы на тему «Исследование психомоторной выносливости студентов физкультурного вуза к аудиторным нагрузкам»

66,7% опрашиваемых на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством организации и проведения занятий по физической подготовке» ответили отрицательно.

По результатам опроса в виде анкетирования ы можем сделать вывод о том, что в практических органах системы МВД России не все стараются выполнять в полной мере требования Приказов, направленных на улучшение профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников Органов Внутренних Дел.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в организации и осуществлении процесса профессиональной подготовки личного состава как в образовательных организациях, так и практических органах системы МВД РФ есть большие, но недостаточно используемые резервы. На наш взгляд оптимальное использование этих резервов на практике, бесспорно, даст положительный результат в вопросе повышения эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников в системе МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // URL : Ийр8://мвд.рф/Ое1-jate1nost/work/1aws/Federa1nij_zakon_O_po1icii (дата обращения: 01.04.2019).

2. Иванов, Б.В. Личная безопасность сотрудников ОВД. Обзор и анализ нападений на сотрудников, их гибели и ранений, неосторожного обращения с оружием : обзорно-аналитический материал / Б.В. Иванов ; Челябинский юрид. ин-т МВД России. - Челябинск : [б.и.], 2007. - 66 с.

3. Мещеряков, В. С. Использование специального высокоинтенсивного тренинга в процессе физической подготовки сотрудников правоохранительных органов / В. С. Мещеряков // Дискурс. -2017. - № 12 (14). - С. 72-80.

4. Мороз, В.В. Формы, организация и методическое обеспечение процесса повышения квалификации инструкторов по физической подготовке в органах внутренних дел : методические рекомендации / В.В. Мороз, В.А. Серебрянников ; Дальневосточный юридический институт МВД России. - Хабаровск : [б.и.], 2010. - 68 с.

5. Осипов, А.Ю. Совершенствование методической базы обучения боевым приемам борьбы сотрудников МВД России / А. Ю. Осипов, В. М. Гуралев, А.А. Евтушенко // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. - 2017. - № 54-7. - С. 76-83.

REFERENCES

1. Federal Law of February 7, 2011 No. З-ФЗ "On Police ", available at: https://мвд.рф/De1-jate1nost/work/1aws/Federa1nij_zakon_O_po1icii.

2. Ivanov B.V. (2007), Personal security of ATS employees, Review and analysis of attacks on employees, their death and injuries, careless handling of weapons, overview-analytical material, Che1yabinsk.

3. Meshcheryakov, V.S. (2017), "The use of specia1 high-intensity training in the process of phys-ica1 training of 1aw enforcement officers", Discourse, No. 12 (14), - pp. 72-80.

4. Moroz, V.V. and Serebryannikov, V.A. (2010), Forms, organization and methodological support of the process of advanced training of instructors in physical training in the internal affairs bodies, Guidelines. Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk.

5. Osipov A.Yu. (2017), "Improving the methodo1ogica1 base for training combat techniques of the strugg1e of the emp1oyees of the Ministry of Interna1 Affairs of Russia", Problems of modern pedagogical education. Series: Pedagogy and Psychology, No. 54-7, pp. 76-83.

Контактная информация: KIRILL.GORIN.1981@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2019

УДК 796.077.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К АУДИТОРНЫМ НАГРУЗКАМ

Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК), Омск;

Максим Валерьевич Кузин, старший преподаватель, Александр Юрьевич

Переплеткин, старший преподаватель, Омский государственный университет путей

сообщения (ОмГУПС)

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление специфики психофизической адаптации студентов физкультурного вуза к учебным нагрузкам аудиторного характера. Исследование проведено с участием студентов 1 курса физкультурного вуза. Проводился анализ изменения показателей внимания, точности воспроизведения заданных временных и пространственных параметров движения, быстроты реагирования на разные виды сигналов под воздействием аудиторных учебных нагрузок (на первой и на пятой паре в течение учебного дня). Анализ показателей проводился с учетом пола. В ходе исследования выявлено, что у юношей и у девушек уровень проявления психомоторных параметров, характеризующих процессы адаптации к аудиторной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к адекватному реагированию на внешние раздражители, способность быстро и точно выполнять задания без снижения работоспособности), неодинаков. Выявлено выраженное снижение большинства психомоторных параметров под влиянием учебной нагрузки. Однако выраженность этих отрицательных изменений неодинакова. Наиболее выраженные изменения (от 15 до 38%) показателей произошли в тестах «Корректурная проба» (устойчивость внимания), «Оценка скорости движения объекта», «Точность воспроизведения временного интервала (со звуком)». По большинству тестов изменения показателей более выражены у девушек, чем у юношей. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки практических рекомендаций для преподавателей и студентов физкультурных вузов, позволяющих оптимизировать процессы адаптации к стандартной учебной аудиторной нагрузке с учетом гендерных различий.

Ключевые слова: психомоторные способности, студенты физкультурного вуза, психофизическая адаптация, учебные нагрузки, повышенная двигательная активность.

RESEARCH OF PSYCHOMOTOR ENDURANCE OF STUDENTS OF THE PHYSICAL CULTURAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO ACADEMIC

LOADS

Inessa Yuryevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Maxim Valerievich Kuzin, the senior teacher, Alexander Yuryevich Perepletkin, the senior teacher, Omsk State University of Communications

Annotation

The article presents the results of the study aimed at identifying the specificity of the psychophysical adaptation of students of the sports university to academic loads. The study was conducted with the participation of the students of the 1st year of Sports University. The analysis of changes in indicators of attention, accuracy of reproduction of the specified time and spatial parameters of movement, speed of response to different types of signals under the influence of classroom training loads (on the first and fifth pairs during the school day) was carried out. The analysis of indicators was carried out taking into account the gender. The study revealed that boys and girls demonstrate the level of psychomotor parameters that characterize the processes of adaptation to classroom learning activities (attentional stability, ability to respond adequately to external stimuli, ability to quickly and accurately perform tasks without compromising performance), is not the same. It revealed a pronounced decrease in most psychomotor parameters under the influence of academic load. However, the severity of these negative changes is not the same. The most pronounced changes (from 15 to 38%) of the indicators occurred in the tests "Correction test" (sustainability of attention), "Estimation of the speed of movement of an obj ect", "Accuracy of reproduction of a time interval (with sound)". In most tests, the changes in the indicators are more pronounced among the girls than boys. The conducted studies allow us to conclude that it is necessary to develop the practical recommendations for teachers and students of physical education universities, which allow optimizing the processes of adaptation to the standard academic classroom load, taking into account gender differences.

Keywords: psychomotor abilities, physical education students of the university, psychophysical adaptation, training loads, increased motor activity.

ВВЕДЕНИЕ

Учебная деятельность студентов физкультурных вузов характеризуется повышенным объемом умственных и физических нагрузок, напряженным режимом жизнедеятельности, плотным графиком событий в течение семестра, учебного дня, частым участием в мероприятиях внеучебной деятельности (спортивные, физкультурные, общественные мероприятия). Под влиянием воздействия учебных факторов и повышенного режима двигательной деятельности у студентов значительно выражена напряженность различных функций организма. При этом перенапряжение нервной системы может принимать устойчивый характер и тем самым провоцировать возникновение неврозов и дезадаптацию [7]. Учебная программа физкультурных вузов предусматривает примерно 70% аудиторных занятий по теоретическим дисциплинам и 30% занятий, направленных на совершенствование физической подготовленности студентов (гимнастика, плавание, легкая атлетика, спортивные игры и др.). Большое количество занятий, связанных с двигательной деятельностью, предполагает повышенные требования к физическому и психофизическому состоянию студентов. Исследователи отмечают, что большинство психомоторных параметров улучшается под влиянием оптимальных нагрузок (мобилизация функций), однако значимо снижается под воздействием чрезмерных нагрузок [1, 2, 3, 5, 7], вызывающих быстрое сенсорное утомление, снижение концентрации внимания. Учитывая данный факт, оценка динамики психомоторных показателей широко используется для отслеживания адаптационных возможностей человека (психомоторная устойчивость). Успешность учебной деятельности студенческого контингента связана с проявлением психофизических способностей, так как современный процесс обучения в вузе реализуется с применением технических информационных средств, характеризуется увеличением объема перерабатываемой информации, что требует высокого уровня психомоторной выносливости, помехоустойчивости.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение и анализ показателей психофизической адаптации студентов физкультурных вузов к аудиторным нагрузкам в процессе учебной деятельности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования психомоторной выносливости студентов физкультурного вуза (на примере СибГУФК) к условиям аудиторной работы, не связанной с физической нагрузкой, изучалась динамика психомоторных параметров и показателей внимания в течение учебного дня (1-5 пары) у студентов 1 курса СибГУФК (п=36 чел.). Методы исследования: психомоторное тестирование, оценка показателей внимания, методы математической статистики. Процесс анализа полученных в исследовании результатов проводился в несколько этапов. Сначала выявлялся уровень каждого показателя у юношей и девушек на 1-й паре и на 5-й паре. Результаты тестирования, показанные юношами и девушками на 1-й паре и на 5-й паре, сравнивались между собой следующим образом: сначала шло сравнение исходных данных юношей и девушек, сопоставлялись данные девушек на 1-й и 5-й паре, юношей на 1-й и 5-й паре, изучалась специфика психомоторных показателей с учетом пола, выявлялись различия по величине изменения изучаемых показателей под влиянием нагрузок аудиторного характера у студентов и студенток. Исследования проводились с применением компьютерной программы «Спортивный психофизиолог»).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ динамики психофизических показателей студентов при сопоставлении исходных значений перед воздействием аудиторной нагрузки и после нее (к пятой паре) позволил выявить выраженное влияние утомления на ряд параметров внимания, отдельных компонентов точности двигательных действий и времени реагирования на разные типы сигналов. По большинству изучаемых показателей, характеризующих аспекты

психофизической срочной адаптации, выявлено значимое снижение, при этом характер, направленность и величины изменения показателей неодинаковы у девушек и у юношей (таблица 1, [4]). В целом, следует отметить, что под влиянием утомления, вызванного учебной нагрузкой аудиторного характера, произошло достоверно значимое снижение отдельных психомоторных показателей. Причем данный факт выявлен как у юношей, так и у девушек, что является критерием выраженной психофизической напряженности, вызванной повышенной нагрузкой умственного характера, необходимостью длительного удержания позы, в условиях концентрации внимания, задействования сенсорных систем.

Таблица 1 - Динамика психофизических показателей студентов физкультурного вуза под воздействием учебной аудиторной нагрузки (1-5 пары) [4] __

Наименование теста Пол Исходный уровень, Х±о После аудиторной нагрузки, Х±о Абсолютная величина изменения (А) Относительная величина изменения, (%)

Точность выполнения задания, % Юноши 92,3±2,7* 89,1±4,3 3,2 43,5

Девушки 94,4±1,6 92,5±2,7 1,9 42,0

Продуктивность выполнения задания, кол-во букв Юноши 1227±181 1071±174 156** 412,7

Девушки 1221±179 1063±183 158** 412,9

Интегральный показатель устойчивости внимания, баллы Юноши 22,8±3,4* 19,3±4,3* 3,5** 415,4

Девушки 25,5±3,2 21,3±2,7 4,2** 416,5

Время реакции на свет, мс Юноши 275±50* 268±49* 7 Т2,5

Девушки 291±39 304±29 13** 44,5

Время реакции на звук, мс Юноши 328±36* 357±61* 29 48,8

Девушки 346±16 389±54 43** 412,4

Время реакции слежения за движущимся объектом, мс Юноши 251±17* 248±14,5 3 Т1,2

Девушки 218±13,6 233±13,7 15** 46,9

Время реакции выбора, мс Юноши 323±78* 350±80* 27 48,4

Девушки 391±54 424±71 33 48,4

Оценка скорости движения объекта, ошибка в% Юноши 6,4±3,1 7,8±5,9 1,4 421,9

Девушки 5,5±2,6 7,6±4,9 2,1 438,2

Воспроизведение временного интервала со светом, ошибка в% Юноши 13,0±8,5 13,0±5,8 0 0

Девушки 13,4±7,9 13,3±8,7 0,1 Т0,7

Воспроизведение временного интервала со звуком, ошибка в% Юноши 13,8±7,3 17,1±6,8* 3,3** 423,9

Девушки 11,8±5,5 15,6±7,7* 3,8** 432,2

Оценка величины отрезков, ошибка в% Юноши 9,3±5,6 9,2±5,9 0,1 Т 1,1

Девушки 10,9±5,9 11,0±4,9 0,1 40,9

Примечание: * отмечены статистически достоверные различия между результатами тестирования девушек и юношей на одном этапе тестирования, при Р<0,05; ** отмечены статистически достоверные различия между результатами тестирования на 1 и 5 паре, при Р<0,05

При сопоставлении исходных данных юношей и девушек по показателю точности выполнения задания (тест «Корректурная проба») было выявлено, что девушки показали более высокие результаты, чем юноши (различия статистически достоверны). К 5-й паре и у юношей, и у девушек уровень точности выполнения задания снизился на 3,5% и 2% соответственно (различия статистически достоверны) (таблица 1), при этом оставаясь более высоким у девушек (различия статистически достоверны).

В процессе анализа исходных данных по показателю продуктивности выполнения задания (тест «Корректурная проба») выявлено, что юноши и девушки показали практически одинаковые результаты (различия статистически недостоверны) (таблица 1). К 5-й паре и у юношей, и у девушек произошло статистически достоверное снижение данного показателя. Величина снижения и у юношей, и у девушек практически одинакова - 12,7% и 12,9% соответственно (таблица 1), при этом результаты у юношей и у девушек после аудиторной нагрузки остались практически одинаковыми (различия статистически недостоверны). Анализ исходных данных по интегральному показателю устойчивости внимания (тест «Корректурная проба») показал, что у девушек выявлены результаты выше показателей юношей (различия статистически достоверны) (таблица 1). К 5-й паре показатели данного теста у юношей и у девушек снизились на 15,4% и 16,5% соответственно (таблица 1)

(различия статистически достоверны), при этом, после аудиторной нагрузки показатели у девушек остались выше показателей юношей.

При сопоставлении исходных данных по показателю простой зрительно-моторной реакции (тест «Время реакции на свет») юноши показали достоверно более высокие результаты, чем девушки. К 5-й паре показатели по данному тесту у юношей не изменились, а у девушек ухудшились (различия статистически достоверны) (таблица 1). При этом, после аудиторной нагрузки показатели девушек остались значительно более низкими, чем показателей юношей, что характерно и для исходных значений (различия статистически достоверны).

В процессе анализа исходных данных по показателю простой слухо-моторной реакции (тест «Время реакции на звук») выявлено, что юноши показали достоверно более высокие результаты, чем девушки. К 5-й паре результаты в тесте «Время реакции на звук» и у юношей, и у девушек снизились на 8,8% и 12,4% соответственно (таблица 1) (различия статистически достоверны). При сопоставлении исходных данных по показателю сложной зрительно-моторной реакции слежения (тест «Время реакции слежения за движущимся объектом») показатели девушки оказались выше показателей юношей, что не совсем типично для остальных видов реакции (различия статистически достоверны). При этом к 5-й паре результаты юношей в данном тесте достоверно не изменились, у девушек же результаты ухудшились (различия статистически достоверны) (таблица 1). В тесте «Время реакции выбора» при сравнении исходных данных по показателю сложной зрительно-моторной реакции выбора юноши показали более высокие результаты, чем девушки (различия статистически достоверны). К 5-й паре результаты в тесте «Время реакции выбора» и у юношей, и у девушек ухудшились на 8,4% (таблица 1) (различия статистически достоверны). При этом показатели юношей по данному тесту остались достоверно более высокими, чем показатели девушек.

Анализ результатов при проведении теста «Оценка скорости движения объекта») позволил выявить, что среднегрупповые абсолютные значения показателей девушек и юношей достоверно не различаются. После учебного дня, к 5-й паре и у юношей, и у девушек произошло достоверное и значительно выраженное снижение показателей по данному тесту (на 21,9% и 38,2% соответственно) (таблица 1).

Результаты теста «Воспроизведение временного интервала со светом» до и после учебной нагрузки позволили выявить достоверно значимое преимущество юношей в сравнении с показателями девушек. К 5-й паре результаты по данному тесту у юношей и девушек достоверно не изменились (таблица 1). При сопоставлении исходных данных по показателю точности воспроизведения временного интервала (тест «Воспроизведение временного интервала со звуком») выявлено, что результаты девушек достоверно лучше, чем результаты юношей. К 5-й паре произошло достоверное снижение показателей по данному тесту и у юношей (на 23,9%) и у девушек (на 32,2%) (таблица 1). При этом, показанный девушками результат остался на более высоком уровне, чем результат юношей (различия статистически достоверны).

Сравнительный анализ исходных данных по показателю точности оценки величины отрезков позволил выявить, что абсолютные среднегрупповые значения результатов тестирования юношей достоверно выше, чем результаты девушек. К 5-й паре результаты по данному тесту и у юношей, и у девушек практически не изменились, что позволяет свидетельствовать об устойчивости показателей точности оценки пространственных параметров движения к фактору утомления (таблица 1).

ВЫВОД

Проведенный анализ показателей, характеризующих процесс психофизической адаптации студентов к условиям типовой аудиторной нагрузки в процессе обучения в вузе, позволил выявить величину сдвигов по показателям концентрации и объема внимания,

отдельных психомоторных способностей, происходящих в течение учебного дня. Сравнение аналогичных показателей до и после учебного дня у девушек и юношей свидетельствует о специфичности протекания адаптивных процессов и неодинаковой реакции студентов разного пола на нарастание психофизического утомления. В частности, выявлено, что большинство показателей скорости реагирования у юношей достоверно не изменяется под влиянием утомления, вызванного аудиторной нагрузкой учебного дня, тогда как аналогичные показатели девушек снижаются (кроме показателей сложной реакции выбора из двух альтернатив, где результаты юношей снижаются на том же уровне, что и у девушек). Наиболее выраженные сдвиги психофизических показателей в конце учебного дня произошли по тестам, отличающимся наибольшей сложностью, что характерно как для юношей, так и для девушек, что может негативно отразиться на других видах деятельности студенческого контингента (спортивной, бытовой, социальной, рекреационной, трудовой). Так, значительно снизились показатели внимания, точности воспроизведения временных параметров движения, точности оценки пространственных параметров движущегося объекта (величина снижения от 15 до 38%). Данный факт позволяет говорить о необходимости применения мер по восстановлению психофизического состояния после учебного дня, особенно, если планируется в оставшееся время суток физическая нагрузка (тренировка) или вождение автомобиля. Следует отметить более выраженное ухудшение показателей психофизической адаптации в выборке девушек, что позволяет говорить о сниженной устойчивости студенток к психофизическому утомлению, вызванному учебной нагрузкой. Данный факт свидетельствует о целесообразности включения в режим жизнедеятельности студентов специальных мероприятий, направленных на снижение негативных последствий, вызванных напряженными аудиторными нагрузками.

Полученная информация может являться основой для планирования включения в режим дня студенческого контингента средств психофизического восстановления и рекреации (например, прослушивание специальной релаксирующей музыки, средства аромате-рапии, дыхательные и расслабляющие упражнения, самомассаж). Учитывая, что студенты физкультурных вузов, кроме высоких аудиторных нагрузок, испытывают повышенные двигательные нагрузки, вопрос повышения психофизической адаптации данного контингента обучающихся является важным аспектом сохранения здоровья и работоспособности (умственной и физической).

ЛИТЕРАТУРА

1. Казин, Э.М. Особенности психофизической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе / Э.М. Казин, Л.А. Варич // Физиология человека. - 2005. - № 1. - С. 77-81.

2. Карасёва, С.Н. Проблема адаптации первокурсников вузов к учебному процессу / С.Н. Карасёва // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 2. - С. 62-65.

3. Макарова, Л.Н. Диагностика и оценка психомоторных способностей у студенток гуманитарных вузов : методические рекомендации / Л.Н. Макарова, М.П. Насырова, Л.Г. Харитонова ; Кузбасс. гос. пед. акад. - Новокузнецк : [б.и.], 2007. - 44 с.

4. Горская, И.Ю. Гендерные особенности изменения психомоторных показателей у студентов в течение обучения в физкультурном вузе / И.Ю. Горская, Д.Д. Петрова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2014. - № 2. - С. 34-39.

5. Репьёва, Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / Н.Г. Репьёва // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе : тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул, 2010. - С. 275-277.

6. Соловьёв, В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу / В.Н. Соловьев // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 8. - С. 69-72.

7. Стамова, Л.Г. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов / Л.Г. Стамова, Ю.М. Сикачева // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 15.

REFERENCES

1. Kazin, E.M. and Varich L.A. (2005), "Features of psychophysical adaptation of students of the Faculty of Physical Education, specializing in different sports, to the conditions of learning in high school", Human physiology, No. 1, pp. 77-81.

2. Karaseva, S.N. (2005), "The problem of adaptation of first-year students to the educational process", Fundamental research, No. 2, pp. 62-65.

3. Makarova, L.N., Nasyrova M.P. and Kharitonov L.G. (2007), Diagnosis and assessment of psychomotor abilities in students of humanitarian universities: guidelines, Novokuznetsk.

4. Gorskaya, I.Yu. and Petrova, D.D. (2014), "Gender changes emotional indicators among students during physical training at University", Scientific sports bulletin in the Urals and Siberia, No 2, pp. 34-39.

5. Repyova, N.G. (2010), "The problem of adaptation of first-year students to university studies", Main problems and directions of educational work in a modern university: theses of reports of the All-Russian Scientific Practical Conference, Altai State Technical University, Barnaul, pp. 275-277.

6. Solovyov, V.N. (2004), "Mental and physical performance of students as a factor of adaptation to the educational process", Successes of modern natural science, No. 8, pp. 69-72.

7. Stamova, L.G. and Sikacheva, Yu.M. (2009), "Effect of increased motor activity on learning adaptation and students' health", Culture physical and health, No. 3. pp. 15.

Контактная информация: mbofkis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2019

УДК 796.8

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ

Игорь Александрович Грахов, магистрант, Фанави Хайбрахманович Зекрин, кандидат

педагогических наук, профессор, Владимир Викторович Зебзеев, кандидат педагогических наук, доцент, Артем Фанавиевич Зекрин, кандидат педагогических

наук, старший преподаватель, Владимир Александрович Веторов, старший преподаватель, Чайковский государственный институт физической культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа стабилометрических показателей спортсменов, занимающихся смешанными единоборствами (ММА), тайским боксом, дзюдо, греко-римской борьбой. Целью исследования являлось изучение стабилометрических показателей спортсменов различных видов единоборств. Определение различий в стабилометрических показателях спортсменов выполнено с помощью АПК «Стабилан 01-02», используя следующие тесты: «Допусковый контроль», «Тест на устойчивость», «Тест со ступенчатым воздействием». Полученные данные свидетельствуют о существовании достоверных отличий между представителями различных видов единоборств в некоторых стабилометрических показателях.

Ключевые слова: стабилометрия, двигательно-координационные способности, спортсмены, единоборства.

COMPARATIVE ANALYSIS OF STABILOMETRIC INDICATORS OF ATHLETES IN DIFFERENT TYPES OF MARTIAL ARTS

Igor Alexandrovich Grakhov, the master student, Fanavi Khaibrakhmanovich Zekrin, the

candidate of pedagogical sciences, professor, Vladimir Viktorovich Zebzeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Artem Fanavievich Zekrin, the candidate of pedagogical sciences, the senior teacher, Vladimir Aleksandrovich Vetorov, the senior teacher, Tchaikovsky

State Institute of Physical Culture

Annotation

The article presents the results of the comparative analysis of stabilometric indicators of athletes in mixed martial arts (MMA), Thai boxing, judo, Greco-Roman wrestling. The aim of the research was to study the stabilometric indicators of athletes of various types of martial arts. Determination of differences in the stabilometric indicators of athletes was performed by using the "Stabilan 01-02" and applying the following

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.