Научная статья на тему 'Исследование психологического благополучия педагогов'

Исследование психологического благополучия педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
707
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая деятельность / психологическое благополучие педагогов / личность / самопринятие / личностный рост / pedagogical activity / psychological well- being of teachers / personality / self-acceptance / personal growth

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Наталья Евгеньевна, Мухлынина Ольга Викторовна

В статье рассматривается феномен психологического благополучия педагогов как интегральное социально-психологическое образование. Представлены результаты исследования психологического благополучия педагогов по уровню образования, приведены личностные характеристики педагогов, необходимые для выполнения эффективной педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Psychological Well-Being of Teachers

The article deals with the phenomenon of psychological well-being of teachers as an integral socio-psychological education. The results of the study of the psychological well-being of teachers in terms of education are presented, the personal characteristics of teachers necessary to perform effective teaching activities are given.

Текст научной работы на тему «Исследование психологического благополучия педагогов»

14 | 2/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Исследование психологического благополучия педагогов

ЖДАНОВА

Наталья Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Российского профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматривается феномен психологического благополучия педагогов как интегральное социально-психологическое образование. Представлены результаты исследования психологического благополучия педагогов по уровню образования, приведены личностные характеристики педагогов, необходимые для выполнения эффективной педагогической деятельности

Ключевые слова:

педагогическая деятельность, психологическое благополучие педагогов, личность, самопринятие, личностный рост

□01 10.24411/2307-4264-2019-10202

МУХЛЫНИНА Ольга Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Российского профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

В настоящее время большое внимание уделяется качеству образования, индивидуальному подходу к развитию каждого ребенка на разных ступенях образования. В связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование возрастают требования к профессионализму педагогов, которое, в свою очередь, во многом зависит от их психологического благополучия.

Успех деятельности педагога и создание безопасной образовательной среды для воспитанников во многом зависит от его готовности выполнять свои функции. Компетентный педагог умеет определять содержание своих действий и выбирать методы их реализации. В ходе освоения педагогической деятельности у педагогов развиваются педагогические способности, умения, навыки, профессионально важные качества, но только психологически благополучный педагог способен эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Только педагог, способный поддерживать эмоциональный баланс, не поддаваться негативным эмоциям в постоянно изменяющихся условиях, может обеспечить созидательную, развивающую, психологически безопасную атмосферу — как для

Жданова Н. Е., Мухлынина О. В. Исследование психологического благополучия педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 14-17.

2/2019 | 15

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

саморазвития, так и для развития его коллег и воспитанников. Если педагог умеет взаимодействовать со всеми участниками образовательной среды, его можно считать психологически благополучным.

Всемирная организация здравоохранения определяет понятие «благополучие» не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как состояние полного физического, умственного и социального благополучия [2].

Активное исследование психологического благополучия обусловлено зарождением позитивной психологии. Данное направление предполагает изучение ресурсов и потенциала личности, т. е. ее позитивного функционирования. В целом, в исследованиях разных авторов психологическое благополучие рассматривается как позитивная оценка себя и собственной жизни, субъективное состояние удовлетворенности своим трудом, своей жизнью, доминирующее психическое состояние.

В понимании психологического благополучия в психолого-педагогической науке выделяются два основных подхода — гедонистический (Д. Кайнемен, Н. Брэдбурн, Э. Динер, Н. Шварц, М. Аргайл) и эвдемонистический (А. Вотермен, К. Рифф, Р. Райан, Э. Диси). Сторонники первого рассматривают психологическое благополучие как преимущественно внешне обусловленные позитивные переживания. Представители эвдемонистического подхода описывают психологическое благополучие как результат развития и саморазвития личности.

В своей работе мы опираемся на теорию К. Рифф, согласно которой психологическое благополучие понимается как «базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека» [4]. К. Рифф выделила основные конструкты психологического благополучия: самопринятие, личностный рост; автономия или независимость; компетентность в управлении средой; умение устанавливать позитивные отношения с окружающими; наличие жизненных целей.

Структуры актуального и идеального психологического благополучия различны. В ряде исследований отмечается, что чем выше показатель актуального психологического благополучия, тем выше уровень осмысленности жизни и тем больше актуальное психологическое благополучие приближается к идеальному психологическому благополучию. Следовательно, можно говорить, что существенным фактором благополучия могут выступать определенные жизненные и профессиональные (трудовые) ценностно-смысловые ориентации педагога. Однако, на наш взгляд, ценностно-смысловые характеристики личности приобретают большую значимость в процессе ее социализации. Реализуя себя, педагог находит источник удовлетворения и радости через систему личных ценностных ориентаций. В то же время система ценностей педагога способствует повышению уровня его самопринятия и автономности.

Для выявления уровня психологического благополучия педагогов, работающих в разных типах образовательных организаций, было проведено исследование на базе ряда муниципальных бюджетных образовательных организаций в рамках работы экспериментальной площадки Научного центра Российской академии образования РГППУ

16 | 2/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Цель исследования: диагностирование психологического благополучия педагогов в соответствии с уровнем образования, проведение сравнительного анализа между ними и описание личностных характеристик, необходимых для выполнения эффективной педагогической деятельности.

Для достижения поставленной цели была проведена диагностика 70 педагогов дошкольных организаций и педагогов дополнительного образования в возрасте от 25 до 49 лет. Выборка разделена на подвыборки по уровню образования педагогов (высшее и среднее специальное).

Эмпирическое исследование проводилось с помощью шкалы психологического благополучия К. Рифф (версия Т. Д. Шевеленкова, Т. П. Фесен-ко [3]), с применением математико-статистической обработки данных в статистическом пакете IBM SPSS Statistics 19.

Для сравнительного анализа был выбран критерий Манна — Уитни, поскольку в данной работе представлены независимые выборки, не соответствующие нормальному закону распределения. Данные сравнения выборки выявили значимые различия между подвыборками по некоторым шкалам.

В результате эмпирического исследования были обнаружены статистически значимые различия в подвыборках педагогов по шкале «позитивные отношения» (U = 385,0; p = 0,011). Выявлено, что педагоги с высшим образованием в большей степени способны к построению доверительных отношений с окружающими. У них лучше развита эм-патия, они чаще проявляют заботу о благополучии других. Возможно, это связано с тем, что при получении высшего образования, в отличие от среднего специального, много внимания уделяется изучению психологии (особенно на педагогических специальностях). Психологические знания помогают выстраивать эффективную коммуникацию.

Выявлены достоверные различия между испытуемыми с высшим и средним специальным образованием по шкале «автономия» (U = 431,0; p = 0,045). Респонденты с высшим уровнем образования более самостоятельны и независимы в суждениях и поступках — как в жизни, так и в профессиональной деятельности. Получив высшее образование, специалист чувствует себя увереннее в своей профессии, способен оценивать себя в соответствии с личными критериями.

Обнаружены достоверные различия в подвыборках педагогов по шкале «управление окружением» (U = 273,5; p = 0,000). Педагоги с высшим образованием способны занимать руководящие должности, могут эффективно воспользоваться возможностью управлять окружением. Наличие высшего образования позволяет педагогам удовлетворить личные амбиции в области управления персоналом. Такой возможности у педагогов со средним специальным образованием нет.

Выявлены статистически достоверные различия по шкале «личностный рост» (U = 335,5; p = 0,002). Педагоги с высшим образованием, как правило, стараются и в дальнейшем посвящать время саморазвитию и обучению. Они в большей степени открыты новому опыту, чем педагоги со средним специальным образованием.

Обнаружены достоверные различия по шкале «самопринятие» (U = 291,5; p = 0,000). Педагоги, имеющие высшее образование, обычно

демонстрируют позитивное отношение к себе, обладают адекватно высокой самооценкой.

Выявлены достоверные различия по шкале «психологическое благополучие» (и = 275,5; р = 0,000). Испытуемые с высшим образованием в большей степени испытывают психологическое благополучие, чем испытуемые со средним специальным образованием. Возможно, это связано со степенью самореализации, способностью эффективно строить взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, существуют достоверные различия между педагогами, имеющими разный уровень образования.

В результате проведенного исследования было установлено, что уровень психологического благополучия значительно выше у педагогов с высшим образованием. Респонденты, имеющие высшее образование, в большей степени способны к построению доверительных отношений и руководству коллективом, они самостоятельны, независимы в суждениях, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.

В заключение отметим, что изучение психологического благополучия как интегрального социально-психологического образования представляется перспективным научным направлением исследований. Это будет способствовать не только пониманию содержания психологического благополучия и его показателей, но и формированию у педагогов умений и навыков для сохранения своего психологического благополучия.

2/2019 | 17

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана // Психология мотивации достижения: учеб. пособие. — M.: Смысл; Академия, 2006. — С. 201-245.

2. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/constitution (дата обращения — 24.05.2019).

3. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95-129.

4. Ryff C. D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. — 1996. — Vol. 2. — Рр. 365-369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.