Научная статья на тему 'Исследование психологических особенностей форм защитного поведения подростков посредством тематического рисунка'

Исследование психологических особенностей форм защитного поведения подростков посредством тематического рисунка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМЫ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СТЕПЕНЬ РИГИДНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД / РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК / СВОЙСТВА ТЕМАТИЧЕСКОЮ РИСУНКА / PROTECTIVE BEHAVIOR / PROTECTIVE BEHAVIOR PATTERNS / RIGIDITY LEVEL OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE / PROJECTIVE TECHNIQUE / RATIONAL AND EMOTIONAL THERAPY / THEMATIC DRAWING / PROPERTIES OF THEMATIC DRAWING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мардасова Татьяна Александровна

Статья определяет основными содержательными линиями несколько аспектов. Во-первых, обнаружение и вычленение в тематическом рисунке показателей основных форм защитного поведения подростков. Во-вторых, дифференциацию этих показателей тематического рисунка и их свойств в восприятии исследователем среди других форм защитного поведения подростков. В-третьих, группировку и психологический анализ вычленяемых показателей тематического рисунка согласно обозначаемым основным формам защитного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Survey of psycological peculiarities of adolescents'' protective behaviour patterns by means of thematic drawing

The article touches upon several aspects. Firstly, it singles out the markers of the main adolescents' protective behaviour patterns in a thematic drawing. Secondly, it deals with differentiation of these markers of thematic drawing and their properties in researcher's perception among other patterns of adolescents' protective behaviour. Thirdly, the article includes grouping and psychological analysis of the markers of thematic drawing according to the main designated adolescents' protective behaviour patterns.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических особенностей форм защитного поведения подростков посредством тематического рисунка»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСУНКА

Т.А. Мардасова (Барнаул)

Аннотация. Статья определяет основными содержательными линиями несколько аспектов. Во-первых, обнаружение и вычленение в тематическом рисунке показателей основных форм защитного поведения подростков. Во-вторых, дифференциацию этих показателей тематического рисунка и их свойств в восприятии исследователем среди других форм защитного поведения подростков. В-третьих, группировку и психологический анализ вычленяемых показателей тематического рисунка согласно обозначаемым основным формам защитного поведения подростков.

Ключевые слова: защитное поведение, формы защитного поведения, степень ригидности психологической защиты, проективный метод, рационально-эмоциональная терапия, тематический рисунок, свойства тематическою рисунка

Психологов интересует изучение защитного поведения, можно встретить как теоретико-методологические работы (Ш. Берн, Л.Д. Демина, Е.П. Ильин, И.А. Ральни-кова), которые представляют основные закономерности и рассматривают формы защитного поведения, так и прикладного характера, ориентированного на диагностику и коррекцию поведения (И.А. Фурманов, Н.И. Шевандрин, А. Эллис, A. Charles Corr, N. Joan Mcneil) [1, 2,4, 11, 12, 13, 14]. При этом применяют разные средства: тест, наблюдение, непосредственную беседу. Эти средства могут быть применены в разных случаях, но поведение не каждого исследуемого человека может быть раскрыто таким образом. Каждая группа людей, которую бы не выделили, требует особого, уникального обращения, варианта взаимоотношения, построения единственно возможного контакта. Подростки - это группа, исследуя которую становится понятным, что замкнуться в себе, перестать отвечать на вопросы, которые стали нормой каждого дня, - закономерная реакция. Выстроить взаимоотношения доверия, расположения к исследователю и комфорта испытуемому - сложная задача. Проективный метод здесь может стать основным ключом к исследованию личности подростка, ее поведения, эмоциональных реакций, мыслей, предполагаемых поступков. Тематический рисунок - один из вариантов проективного метода, при котором происходит изображение чего-либо посредством предлагаемой инструкции. В инструкцию оформляется аспект деятельности человека, что подлежит анализу. В данном исследовании для изображения соответствующего тематического рисунка разрабатывалась инструкция, которая включила актуальную проблемную область подростков 13-14 лет. При осуществлении этого подготовительного этапа применялся Must-тест, разработанный в русле рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса [5, 9, 13]. Must-тест, созданный П.Н. Ивановым и Е.Ф. Колобовой [5] в 1992 г., является проективным методом для экспресс-диагностики выраженности в самосознании человека иррациональных идей. Тест был построен на основе методологии техники репертуарных решеток и методологии проективного исследования.

Целью данной работы является выявление и систематизация свойств тематического рисунка по формам

защитного поведения у подростков. Для раскрытия этой цели осуществлялся пилотажный этап исследования. Выделение свойств рисунка проводилось при помощи анализа интерпретативной части девяти рисуночных методик, таких как «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Пиктограмма» и др. Выявленные свойства оценки рисунка разбивались методом латентно-структурного анализа на формы поведения подростков при повышении и понижении уровня тревоги с помощью предъявляемого стимула. В данном исследовании свойства тематического рисунка были дополнены и разбиты по шкале выраженности оценки рисунка.

Апробация методики

На первом этапе происходило выявление тематики рисунка при помощи Миз1-теста. Тема, выявленная МиБ^тестом, позволила сформулировать инструкцию для тематического рисунка: «Представьте, что Вашего сверстника отрывают от очень любимого занятия родители для выполнения первостепенно важных, по их мнению, дел. Нарисуйте, как будет вести себя этот человек».

Второй этап - диагностический, включает в себя изображение рисунка по заданной инструкции. Для этого каждому испытуемому (исследование проводилось индивидуально) представлялся набор из 8 карандашей, максимально близко подобранных по цвету к основным цветам теста Люшера [3, 8], лист белой бумаги формата А4 и напечатанный вариант инструкции. Далее проводилась диагностика по тестам: ПДО - патохаракте-рологический диагностический опросник А.Е. Личко [6, 7, 12]; тест на диагностику уровня тревоги и тревожности Ч.С. Спилбергера и Ю Л. Ханина [10]; тест на диагностику агрессии А. Басса-А. Дарки [3]. Данные необходимы для нахождения значимых связей свойств тематического рисунка со шкалами тестов, чтобы доказать валидность разрабатываемого исследования. Время, затраченное на диагностику, в среднем от 2 до 2,5 часов.

Третий этап предполагает обработку полученного материала.

Анализ и интерпретация результатов

Проводились три основных вида анализа полученного эмпирического материала: корреляционный, регрессионный и факторный. Первоначально проводился корреляционный анализ для выявления форм защитного поведения в тематическом рисунке у подростков. Далее испытуемые разбивались на подгруппы по выделенным формам защитного поведения. Применялся регрессионный анализ для выявления наиболее диагностически значимых свойств тематического рисунка в каждой из выявленных основных форм защитного поведения у подростков. Деление испытуемых на две подгруппы по половому признаку позволило выявить с помощью факторного анализа, какие основные формы защитного поведения подростков присущи девочкам, а какие -мальчикам. После этого проводился факторный анализ без разделения выборки по половому признаку для того, чтобы определить, какие основные формы защитного поведения присущи подросткам.

Корреляционный анализ свойств тематического рисунка со значимыми основными шкалами валидных тестов позволил обнаружить основные три формы защитного поведения подростков: тревога, депрессия и агрессия (отличаются по изображению рисунков). Портрет каждой формы рисунка можно описать отдельно.

Форма защитного поведения - тревога. В фигуре большое внимание уделяется глазам, они прорисовываются детально [коэффициент корреляции (КК) 0,29 при р = 0,97], изображаются открытыми. В фигуре отсутствует красный цвет, плечи человека узкие (зауженные), ноги пассивны, сжаты, при этом человек либо сидит на корточках сжавшись, либо закрывает свои ноги каким-то барьером, препятствием в виде веского предмета (КК = 0,26 при р = 0,96). Фигура изображается слева на листе (КК = 0,33 при р = 0,98). Общий план рисунка отсутствует (КК = 0,26 при р = 0,95).

Форма защитного поведения - депрессия. В рисунке проявляется через прорисовывание общего плана рисунка, при этом общий план рисунка занимает большую часть листа (КК = 0,28 при р = 0,97), общий план рисунка изображается крупными, громоздкими предметами (КК = 0,27 при р=0,95), предметы изображаются толстыми линиями (КК = 0,27 при р = 0,95), путаными (КК = 0,28 при р = 0,96). В общем плане рисунка может быть также наличие цвета: синего, зеленого. Фигура человека прорисовывается незначительно: слабый нажим в линиях контура, фигура, как схема. Фигура и фон изображаются удаленными в перспективу. Человек зафиксирован в действии с предметом в руках (КК = 0,26 при р = 0,96). Человек изображается слева на листе.

Форма защитного поведения - агрессия. Особенностью прорисовывания является детализированность фигуры: четкое лицо, вычурное его изображение (КК = 0,26 при р = 0,95), открытые глаза, присутствие носа в рисунке. Фигура изображается увеличенной в

целом: голова (КК = 0,32 при р = 0,99), ноги - широкие и большие (КК = 0,33 при р = 0,98). Человек рисуется открыто, без преград, и линии фигуры изображаются целостными (КК = 0,37 при р = 0,98), тонкими и точными. Фон рисунка не прорисован, но если он есть, то изображается с сильным нажимом линий (КК = 0,28 при р = 0,96), без путаных линий, только упорядоченными (КК = 0,26 при р = 0,95) и острыми линиями предметов (КК = 0,35 при р = 0,97). Фигура и фон изображаются близко расположенными, а не в перспективе.

Для более подробного описания форм защитного поведения подростков проведен факторный анализ отдельно для определения форм защитного поведения девочек и мальчиков подростков, на основе 6 факторов выделены 6 форм защитного поведения.

Формы защитного поведения девочек

Первая форма защитного поведения - тревога. Можно объяснить рисунок данного типа поведения - тревожного - через определенные характеристики психастенической и астеноневротической акцентуации подростков (значимые индивидуальные факторные веса). Личностная тревожность предполагает ситуативную тревогу и подталкивает многие события воспринимать как провоцирующие тревогу. Тревога распространяется не на конкретный объект, а на неопределенное их множество. В связи с этим зубчатые линии не прорисовываются. Изображение предмета с зубчатым контуром подразумевает его определенность, выделение из среды. Тревога же связана с неопределенными событиями. Подверженный тревоге подросток сосредоточен на своем переживании и ригиден в нем, не может переключиться на другое состояние. Человек углублен в свои мысли и переживания. Также в связи с нерешительностью, робостью в поведении, постоянным сомнением в своем выборе подросток не отступает от инструкции и рисует только фигуру человека, отсутствует фон (0,75).

Вторая форма защитного поведения - неустойчивая. Девочки-подростки характеризуются тем, что не могут долго заниматься одной деятельностью. Легко отвлекаются от неинтересного занятия, устойчивы к стрессам. Живут настоящим. Это отображается в непрорисованном изображении фигуры, отсутствии внимания к деталям фигуры, лица (объясняется стремлением сменить деятельность).

Третья форма защитного поведения - ступор. Сту-порообразная форма поведения девочек-подростков присуща лицам, обладающим высокой психастеничной акцентуацией, выражающейся в робости, неловкости, пугливости. В рисунке это проявляется в нечетком контуре фигуры (0,65), слабом нажиме в изображении фигуры (0,6). При неловкости человек пытается скрыться, избежать неприятной сцены и ситуации. Это явно проявляется в рисунке - фигура изображается со спрятанными руками (0,54), рот фигуры закрыт. Сама фигура «за-

№19

Сибирский психологический журнал

2004 г.

стывшая - ожидает чего-то». Известная формула поведения данного подростка: «как бы чего не случилось» [7].

Четвертая поведенчески-агрессивная форма защитного поведения девочек-подростков описывается через гипертимно-эпилептоидную акцентуацию характера, с отсутствием черт психастении. Данные подростки характеризуются властностью, высокой активностью, развитым самомнением. Аффект характеризуется вязкостью, постоянным возвращением к одной и той же теме. Энергия копится долгое время, а потом может резко проявиться с серьезными изменениями - расход энергии. Протест при ущемлении интересов, несогласие с чем-то может проявляться в резком раздражении, приступах агрессии. В рисунке форма защитного поведения проявляется в детальном прорисовывании фигуры человека, изображении социальной активности фигуры (0,71). Фигура изображается без прорисовывания фона (0,73). Рисунок во весь лист говорит о высокой самооценке, самолюбии подростка. Агрессия на поведенческом уровне проявляется в открытом изображении фигуры без преград и рамок (0,73 и 0,64); фигура с с руками (0,56), контур ее точен и целостен (0,5), прорисован желтым и серым цветом, без синего (0,5).

Пятая форма защитного поведения - агрессивная -характеризуется лабильно-истероидной акцентуацией характера. Поведение описывается эгоцентричностью, требованием постоянного внимания к себе, восхищения. Эмоции, проявляемые вовне, на самом деле не глубоки по искренности, характерно позерство. В рисунке проявляется изображение фигуры во весь лист (0,57), с увеличенными руками (0,58), но маленькой головой (0,53) (отсутствие рационального контроля над эмоциями). Общему плану рисунка уделяется мало внимания (0,79) из-за привлечения его фигурой, эгоцентризма персоны.

Шестая замкнуто-оборонительная форма защитного поведения у девочек-подростков описывается лабильно-шизоидной акцентуацией характера. Поведение характеризуется эмоциональной холодностью, о чем свидетельствует отсутствие черт лица в рисунке (0,66), замкнутостью, необщительностью. Фигура изображается с ногами (0,5), с острыми линиями контура (0,59), в фоне отсутствует красный цвет (0,51); обращенность (0,51), в прошлое.

Формы защитного поведения мальчиков-подростков

Первая агрессивная форма защитного поведения проявляется через гипертимно-эпилептоидную акцентуацию характера (схожа с поведенчески-агрессивной формой поведения девочек-подростков). Эти мальчики высокоактивны, обладают устойчивой завышенной самооценкой. Властолюбивы, с развитым самолюбием и мнением о себе. Аффекты взрывчаты и продолжительны. Ущемление интересов, несогласие с чем-то может

провоцировать сильное раздражение, приступы агрессии, при которых подросток может проявлять агрессивные поведенческие реакции. Рисунки этих подростков характеризуются четким и точным изображением фигуры человека (0,75) в активном движении (0,75), с социально активными действиями рук и ног (угрожающие действия руками и ногами 0,74), при отсутствии общего плана рисунка (0,53). Последнее может быть объяснено зацикливанием на своем состоянии, невозможностью переключиться на что-то другое, поэтому прорисовывается четко фигура, ее поведение в ситуации.

Вторая неустойчивая форма защитного поведения мальчиков-подростков схожа с неустойчивой формой поведения девочек. Подростки неусидчивы, не могут заниматься одной деятельностью, повышена отвлекаемость. Мальчики устойчивы к стрессам, не беспокоятся о прошлом или будущем, живут настоящим. Рисунок характеризуется непрорисованностью фигуры (0,83), схематичностью. Фигура не детализированная, с полным или частичным отсутствием лица (0,77). Четкое соотнесение с тем, что поведение может смениться на ярко проявляемую форму защитного поведения в жизни.

Третья форма «готов к действию» у мальчиков-подростков противоположна закрытой, ступорообразной форме защитного поведения девочек-подростков. Гипер-тимные, эпилептоидные и шизоидные черты акцентуаций особым образом комбинируются в рисунке. Сила, подвижность, высокая активность проявляются в открытом изображении фигуры без рамок (0,66) и преград (0,56), в готовности к действию. Замкнутость, отгороженность, холодность эмоционального плана характеризует нечеткий контур фигуры человека (0,65), его блеклость и неопределенность. Но в то же время зацикливание на аффекте, незаинтересованность ни в чем, кроме своих эмоций, и реализация в раздражении провоцируют изображать фигуру без общего фона рисунка (0,64) (только фигура, остальное неинтересно).

Четвертая депрессивная форма защитного поведения мальчиков-подростков описывается через циклоидную и конформную акцентуацию характера. Как известно, пик циклоидной акцентуации в подростничестве характеризуется субдепрессивной фазой, сниженным настроением, мрачностью мыслей, пассивностью, отгороженностью от внешнего проявления своих действий. Конформность поведения характеризуется слепым действием по указке общества, подражанием. Девиз: «жить как все» [7]. Рисунок характеризуется про-рисованностью громоздкого общего плана, целостностью линий (0,53), наполненностью только абстрактными формами (0,61) - подавленность, сильное влияние на человека дисфоричного состояния. Отсутствие зубцов (0,63) - плавность линий в рисунке говорит о стирании индивидуальных резких проявлений, к которым стремятся большинство подростков, выражена подчиняемость общественным требованиям и порядкам.

Пятая форма защитного поведения - тревога-у мальчиков-подростков, также как и у девочек, описывается через психастеничную акцентуацию характера, но по-иному проявляется в рисунке. Робость, застенчивость, неуверенность в себе, боязнь активности и социальной активности, в частности, постоянная обращенность к прошлому, рационализирование над ним, боязнь будущего, т.к. оно неопределенно, на него нельзя опереться. Рисунок изображается без особой красочности и цветности (0,7), фигура обращена влево (0,57) - в прошлое.

Шестая замкнуто-оборонительная форма защитного поведения мальчиков отлична от поведения девочек некоторыми элементами, представленными в рисунке. Поведение раскрывается через шизоидно-эпилептоидную акцентуацию характера. Эмоциональная холодность, замкнутость, необщительность - изображение фигуры без лица (0,5), непрорисовывание черт (0,63), слабый нажим в фигуре (0,63). Тонкими линиями изображение общего плана (0,82), от сутствие общего плана говорит о большей концентрированное™ на своем аффекте, который ригиден и до разряжения не может быть переключен на другие события. Лист повернут горизонтально (0,72).

Выделив основные формы защитного поведения через свойства тематического рисунка у мальчиков и девочек-подростков, можно говорить о наиболее присущей форме защитного поведения. Для девочек это тревога, а для мальчиков - агрессия. Остальные формы защитного поведения, описываемые у мальчиков и девочек, могут совпадать в поведенческих реакциях, но по-разному выражаться в рисунках.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы.

1. Диагностический потенциал тематического рисунка таков, что стала возможна систематизация его диагностических свойств по формам защитного поведения подростков.

2. Тематический рисунок позволяет получить информацию о качественно отличном поведении подростков и выявить основные формы защитного поведения: тревогу, агрессию и депрессию.

3. Ведущая форма защитного поведения девочек и мальчиков-подростков качественно отличается. У девочек 13-14 лет ведущая форма защитного поведения -тревога, а у мальчиков 13-14 лет - агрессия.

Литература

1. Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2001. 320 с.

2. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул, 2000. 123 с.

3. Драгунский В В. Цветовой личностный тест. М., 1999. 448 с.

4 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины СПб., 2002. 544 с.

5 Колобова Е.Ф Личностные детерминанты когнитивно-аффективных отношений: Авгореф. дис. . .. канд. психол. наук. М , 1992 17 с. 6. Леонгард К Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 1997. 544 с.

7 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983 230 с. 8. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990. 120 с

9 Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М , 2002. 368 с.

10 Спилбергер Ч Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Тревога и тревожность: Хрестоматия / Под общ. ред. В.М. Астапова СПб., 2001. С. 88-103.

11 Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск, 1996. 192 с

12 Шевандрин Н И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности М., 1998. 512 с.

13 Эллис А Не давите мне на психику. СПб., 1997. 185 с.

14 Adolescence and Death / A. Charles Согг, N. Joan McNeil. N.Y., 1986 290 p.

SURVEY OF PSYCOLOG1CAL PECULIARITIES OF ADOLESCENTS' PROTECTIVE BEHAVIOUR PATTERNS BY MEANS OF THEMATIC DRAWING ТА. Mardasova (Barnaul)

Summary. The article touches upon several aspects. Firstly, it singles out the markers of the main adolescents' protective behaviour patterns in a thematic drawing. Secondly, it deals with differentiation of these markers of thematic drawing and their properties in researcher's perception among other patterns of adolescents' protective behaviour. Thirdly, the article includes grouping and psychological analysis of the markers of thematic drawing according to the main designated adolescents' protective behaviour patterns.

Key words: protective behavior, protective behavior patterns, rigidity level of psychological defense, projective technique, rational and emotional therapy, thematic drawing, properties of thematic drawing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.