Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРВОКУРСНИЦ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРВОКУРСНИЦ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОКУРСНИЦЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / НЕРВНАЯ СИСТЕМА / АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / FRESHMEN / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / NERVOUS SYSTEMS / LEARNING ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Питеркина Марина Валентиновна, Закирова Анна Александровна, Хамидуллина Гузель Фердинантовна

Проведено изучение психологических характеристик (адаптивности, мотивации достижения цели, результатов теппинг-теста) первокурсниц Казанского национального исследовательского технологического университета. Установлено, что для большинства студенток первокурсниц были характерны средний и средне-слабый тип нервной системы, так же выявлено, что оценка потребности в достижении цели, психофизиологические, моральные, нервно-психическая устойчивость были средними. Исследование продемонстрировало, что у студенток-первокурсниц функциональное со стояние нервной системы находится в пределах нормы. Таким образом, изучение состояния здоровья первокурсниц остается весьма актуальным на сегодняшний день, так как полученные результаты способствуют расширению знаний и развитию мероприятий для решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Питеркина Марина Валентиновна, Закирова Анна Александровна, Хамидуллина Гузель Фердинантовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FRESHMEN

The study of the psychological characteristics (adaptability, motivation to achieve the goal, results of the tapping test) of freshmen from Kazan National Research Technological University has been carried out. It was found that for the majority of the first-year students, the average medium-weak type of the nervous system was characteristic, it was also found that the assessment of the need to achieve the goal, psychophysiological, moral, mental and psychological stability were average. The study showed that among the first-year students, the functional state of the nervous system is within normal limits. Thus, the study of the health status of freshmen remains very relevant today, since the results contribute to the expansion of knowledge and the development of measures to solve these problems.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРВОКУРСНИЦ»

питания) и других факультетов и кафедр: преподаватели НеФК чаще утвердительно отвечают на вопрос о соответствии периодичности выдачи материалов для обучения расписанию занятий. Между тем в половине из заданных 14 вопросов ответы студентов и преподавателей без учёта специальности и преподаваемых дисциплин достоверно отличались. Студенты чаще преподавателей утвердительно отвечали на вопрос, увеличилась ли нагрузка на студентов при дистанционной форме обучения. Преподаватели более критично оценивают качество практических занятий в дистанционном формате и формирования общих знаний, получаемых в его процессе, а также возможности повышения качества преподавания теоретических и практических дисциплин дистанционно. Преподаватели гораздо чаще, чем студенты, считают, что у них недостаточно знаний, умений и навыков для осуществления обучения в дистанционном формате и более негативно относятся к сохранению дистанционной формы обучения после окончания пандемии нового корона-вируса.

Результаты исследования могут быть востребованы при принятии решений о возможности преподавания в университетах теоретических и практических дисциплин дистанционно, а также о необходимости повышения квалификации преподавателей и студентов в области информационных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коменский, Я.А. Великая дидактика Я.А. Коменского / Я.А. Коменский. - Санкт-Петербург : Симашко, 1875. - 282 с.

2. Пеккер, П.Л. Дистанционное обучение: опыт университетов / П.Л. Пеккер // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6-2. - С. 88-93.

3. Сапрыкина, Д.И. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д.И. Сапрыкина, А.А. Волохович // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. - 2020. - № 2. - С. 104-118.

REFERENCES

1. Comenius, Ya.A. (1875), The Great Didactics of Ya.A. Comenius, Simashko, St. Petersburg.

2. Pekker, P.L. (2015), "Distance education: experience from universities", Humanities, .socioeconomic and social sciences, Vol. 6-2, pp. 88-93.

3. Saprykina, D.I. and Volokhovich, A.A. (21.05.2020), "Problems of the transition to distance learning in the Russian Federation through the eyes of teachers", HSE Analytical Bulletin on the Economic and Social Consequences of Coronavirus in Russia and the World, Vol. 2, pp. 104-118.

Контактная информация: oleg.nemtsev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.06.2020

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРВОКУРСНИЦ

Марина Валентиновна Питеркина, доцент, Анна Александровна Закирова, старший преподаватель, Гузель Фердинантовна Хамидуллина, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет

Аннотация

Проведено изучение психологических характеристик (адаптивности, мотивации достижения цели, результатов теппинг-теста) первокурсниц Казанского национального исследовательского технологического университета. Установлено, что для большинства студенток первокурсниц были характерны средний и средне-слабый тип нервной системы, так же выявлено, что оценка потребности в достижении цели, психофизиологические, моральные, нервно-психическая устойчивость были средними. Исследование продемонстрировало, что у студенток-первокурсниц функциональное со-

стояние нервной системы находится в пределах нормы. Таким образом, изучение состояния здоровья первокурсниц остается весьма актуальным на сегодняшний день, так как полученные результаты способствуют расширению знаний и развитию мероприятий для решения данных проблем.

Ключевые слова: первокурсницы, психологические характеристики, нервная система, адаптация к обучению.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p469-473

STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FRESHMEN

Marina Valentinovna Piterkina, the senior lecturer, Anna Alexandrovna Zakirova, the senior teacher, Guzel Ferdinantovna Khamidullina, the senior lecturer, Kazan National Research

Technological University

Abstract

The study of the psychological characteristics (adaptability, motivation to achieve the goal, results of the tapping test) of freshmen from Kazan National Research Technological University has been carried out. It was found that for the majority of the first-year students, the average medium-weak type of the nervous system was characteristic, it was also found that the assessment of the need to achieve the goal, psychophysiological, moral, mental and psychological stability were average. The study showed that among the first-year students, the functional state of the nervous system is within normal limits. Thus, the study of the health status of freshmen remains very relevant today, since the results contribute to the expansion of knowledge and the development of measures to solve these problems.

Keywords: freshmen, psychological characteristics, nervous systems, learning adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

При поступлении в вуз у многих девушек происходит полное непонимание того, зачем и для чего учиться в вузе, поэтому отмечается снижение уровня мотивации достижения какой-либо цели. По мнению ученых, адаптация в первый года обучения в высших учебных заведениях является сложным процессом приспособления первокурсника к новым учебным условиям [2]. Адаптация девушек первокурсниц - это сложный и многогранный процесс, требующий совместных усилий студенток, преподавателей, а также семьи. К концу 2-го курса у студенток уже формируются цели и понимание того, чем они хотят заниматься в будущем.

Цель исследования: выявить особенности психологических показателей студенток-первокурсниц.

Задачи:

1. Дать оценку работы нервной системы (с использованием результатов теппинг-теста) первокурсниц девушек КНИТУ

2. Провести психологическое тестирование студенток первокурсниц.

3. Определить уровень мотивации к достижению успеха, адаптивности, психофизиологического потенциала, моральной оценки первокурсниц.

Методы исследования:

1. Нами была апробирована широко известная в педагогике и психологии методика диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям - теппинг-тест (по Е.П. Ильину), с помощью которого определялся тип нервной системы у студенток -первокурсниц (слабый, средне-слабый, средний, сильный).

2. Метод Орлова Ю.М. Тест-опросник «Потребность в достижении цели». Шкала оценки потребности в достижении успеха. Предлагалось ответить на 23 вопроса. Среднее время тестирования - 10-15 минут. Методика «Потребность в достижении цели» используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений [1]. Доказано, что чем выше у человека самооценка, тем он более нацелен на достижения, он активен, а это значит успешно и вовремя сданная сессия для студенток. Это мотивация ведет к стремлению добиваться лучших результатов, к настойчивости в достижении сво-

их целей [4].

3. Для оценки адаптивного состояния студенток применили многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». (А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин) [3].

Характеристику личностной способности к адаптации можно получить, оценив нервно-психическую устойчивость (поведенческую регуляцию), коммуникативные способности и уровень моральной нормативности [2].

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования были девушки, обучающиеся на 1-м курсе КНИТУ Количество обследованных студентов составило 110 человек. Средний возраст девушек -18,19±0,55 лет. Исследование осуществлялось в начале 1-го семестра (сентябрь - ноябрь), 2018/2019 учебного года. Со студентками было проведено тестирование с целью оценки психологических характеристик.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно результатам теппинг-теста большинство студенток имеют «слабый» (20%), «средне-слабый» (31,82%), «средний» (40%) тип нервной системы (рисунок 1).

Результаты тестирования показали, что среди студентов КНИТУ наиболее часто встречаются девушки со средним, средне-слабым и слабым типами нервной системы. Практическая значимость теп-пинг-теста для студентов 1-го курса заключается в том, что тип нервной системы студенток первокурсниц информирует о выраженности асимметрии полушарий мозга и показывает результаты производительности работы [1]. Вместе с тем результаты теппинг-теста могут рассматриваться в качестве доступного прогностического показателя наследственно обусловленной предрасположенности человека к достижению возможных спортивных результатов, а также для спортивного отбора среди учащейся молодежи и сохранения здоровья будущих спортсменов.

Далее был проведен тест «Потребности в достижении цели». Результаты показали, что у большинства студенток-первокурсниц 58% (64 человек) уровень мотивации был средним, что свидетельствует о неопределенности цели в учебе. Осознание данной ситуации позволяет человеку самому начать управлять своей мотивацией. Необходимо усилить в себе мотивацию достижения успеха, если хорошо осознать, в чем конкретно этот успех заключается [2].

В первый год обучения одной из главных проблем высшего образования выступает проблема адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Многим предстоит начинать самостоятельную жизнь и решать не только проблемы правильного выбора дальнейшей профессии, но и приспособления к различным факторам на пути ее овладения. Большой объем информации, новые условия обучения, учебная нагрузка, сложность и новизна материала, которым должны овладеть студентки, представляют наибольший риск в обучении первокурсников, так как происходит период первичного усвоения требований, предъявляемых новыми социальными ситуациями. Успешная учеба первокурсниц в условиях высшего учебного заведения зависит также от их потребности в саморазвитии [2].

Студенческая жизнь вводит бывших школьниц в новую систему отношений, которая требует от них самоконтроля, самодисциплины, самоорганизации. Все эти трудности

8,18%

40,00%

',00%

31,82%

"Слабый" ^^Т"Средне-слабый" "Средний" ■ "Сильный"

Рисунок 1 - Результаты теппинг-теста

обычно называют процессом адаптации. А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин выделяют четыре стадии процесса адаптации, характеризуя каждую из них: адаптивные способности (АС), нервно-психическая устойчивость (НПУ), коммуникативные особенности (КО), моральная нормативность (МН).

Основная задача исследования - определить именно эти параметры, тем самым провести проверку личностных качеств студенток.

На первом этапе мы исследовали уровни адаптивности у девушек-первокурсниц.

Оказалось, что только у 3,6% (4 человек) уровень АС был высоким. У 96,4% опрошенных (106 человек) был выявлен низкий уровень адаптивности. Все эти результаты указывают на то, что на первом курсе обучения девушки находятся в сильном стрессовом состоянии во время учебной деятельности.

Затем провели исследование нервно-психической устойчивости первокурсниц. Было выявлено, что у большинства преобладал средний уровень НПУ, это 53% (58 студенток). Низкий уровень - для 41% (45 студенток), а высокий уровень всего у 6% (7 студенток). У большинства опрошенных девушек были выявлены средние коммуникативные особенности - 78% это 85 студенток. Уровень моральной нормативности у первокурсниц был средним и это говорит о том, что студентки могут без ущерба для себя совмещать все нормы человеческой общности и отношение к требованиям непосредственного окружения и верно воспринимать предлагаемую им предназначенную общественную роль.

ВЫВОДЫ

1. Большинству первокурсниц характерен средний тип силы нервной системы.

2. Оценка потребности в достижении цели, нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, моральная нормативность у первокурсниц показали средний уровень.

3. Колебание уровней адаптивности от низкого к среднему указывает на то, что во время учебной деятельности в вузе и сессии студентки-первокурсницы находятся в стрессовом состоянии.

Степень силы нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы. Исследование продемонстрировало, что у студенток-первокурсниц функциональное состояние нервной системы находится в пределах нормы. Таким образом, изучение состояния здоровья первокурсниц остается весьма актуальным на сегодняшний день, так как полученные результаты способствуют расширению знаний и развитию мероприятий для решения данных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 554 с.

2. Социально-психологические особенности студентов-первокурсников в зависимости от профиля обучения / Л.И. Колесникова, Л.В. Рычкова, К.В. Сухинина [и др.] // Бюллетень ВосточноСибирского научного центра Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук. -2015. - № 4. - С. 52-57.

3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрак-М, 2001. - С. 127-135.

4. Хамидуллина, Г.Ф. Изучение мотивов занятий игровыми видами спорта и единоборствами студентов во время прохождения элективных курсов по физической культуре / Г. Ф. Хамидуллина, М.В. Питеркина, А.Г. Пророкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 3 (181). - С .467-471.

REFERENCES

1. Eliseev O.P. (2003), Studying the needfor achievement, Work shop onpersonalitypsychology, Peter, St. Petersburg.

2. Kolesnikova L.I., Rychkova, L.V., Sykhinina, K.V. et.al (2015), "Socio-psychological characteristics of first-year students depending on the profile of education", Bulletin of the East Siberian Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, No. 4, pp. 52-57.

3. Raigorodsky D.Ya. (2001), Practical psycho diagnostics. Methods and tests: textbook, Bah-rak-M, Samara.

4. Khamidullina, G.F., Piterkina, M.V. and Prorokova, A.G. (2020), "Studying the motives of playing sports and martial arts of students during elective courses in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 3, No.181, pp. 467-471.

Контактная информация: hg10678@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2020

УДК 159.99

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА НАПРАВЛЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Алла Вадимовна Прялухина, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация

В статье рассмотрены основные теории формирования феномена направленности личности. Авторами отмечается, что направленность представляет собой совокупность доминирующих мотивов, потребностей, влечений, интересов, определяющих установки и стратегии поведения личности. Феномен направленности формируется в системе взаимоотношения личности с её социальным окружением. Анализ точек зрения ученых свидетельствует о том, что направленность является ведущим компонентом в структуре личности, который формируется в онтогенезе и учебно-воспитательном процессе, реализуется в профессиональной и общественной деятельности, при этом мотивы, действия, а также отношения к различным сторонам деятельности составляют различные стороны направленности личности.

Ключевые слова: личность, направленность личности, смыслообразующий мотив, потребность, структура личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p473-475

TO THE QUESTION UPON THE STUDY OF THE PHENOMENON OF ORIENTATION IN RUSSIAN PSYCHOLOGY

Alla Vadimovna Pryalukhina, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences

Abstract

The article considers the basic theories of the formation of the phenomenon of personality orientation. The authors note that orientation is a combination of the dominant motives, needs, drives, interests that determine the attitudes and strategies of individual behavior. The phenomenon of orientation is formed in the system of the relationship of the individual with its social environment. The analysis of the points of view of the scientists indicates that orientation is a leading component in the structure of personality, which is formed in ontogenesis and the educational process, is implemented in professional and social activities, while motives, actions, as well as attitudes towards various aspects of activity comprise various aspects of orientation of the personality.

Keywords: personality, personality orientation, meaning-forming motive, need, personality structure.

Активное изучение проблемы направленности личности в советской психологии началось в начале ХХ века. С.Л. Рубинштейн впервые ввел понятие «направленность» и определил ее как интегративное свойство личности, представленное динамическими тенденциями - мотивами, потребностями, интересами, определяющими деятельность человека. Направленность имеет предметное содержание (на что-то или на какой-то предмет),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.