В.А. Долгополое, Т.М. Пискун
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ1
Институт международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
Поступление в вуз и обучение в условиях новых требований представляет собой ситуацию изменения жизнедеятельности, запускающую процессы адаптации. Проблема адаптации особенно актуальна для лиц юношеского возраста, т.к. этот возрастной период является кризисным и сопряжен с повышенным риском дезадаптации, особенно на фоне четко выраженной тенденции ухудшения показателей психического и физического здоровья молодежи.
В связи с вышесказанным на кафедре физической культуры и адаптации ИМОП СПбГПУ в 2007 году была создана лаборатория по изучению особенностей психологической и физической адаптации студентов на различных этапах обучения в ВУЗе с целью разработки конкретных рекомендаций по адаптации студентов к обучению в ВУЗе.
В задачи исследования входит:
1. выявление личностных особенностей, определяющих успешность адаптации студентов; (тест)
2. определение соматического (физического) и психического состояния студентов; (тест)
3. установление факторов риска дезадаптации;
4. выявление групп риска в плане дезадаптации и лиц с расстройствами адаптации;
5. оценка успешности адаптации в процессе групповых и индивидуальных занятий по психокоррекции и физическими упражнениями.
Этапы исследования:
1. проведение психологического и физического обследования;
2. индивидуализированная психологическая коррекция на основе результа-
VA. Dolgopolov, T.M. Piskun. Research of students psychophisical adaptation to education in higher education institutions.
тов тестирования;
3. групповой психологический тренинг, направленный на улучшение коммуникации;
4. занятия по физическому воспитанию по откорректированной программе в соответствии с результатами функционального состояния, физического развития и физической подготовленности студентов;
5. занятия физическими упражнениями по индивидуальным программам;
6. разработка критериев адаптации студентов на основе динамической оценки показателей успеваемости.
Практическое значение исследования:
В результате проведенной научно-практической работы разработаны практические рекомендации по психологическому и физическому сопровождению студентов, способствующих улучшению адаптации студентов к обучению в ВУЗе.
Результаты ежегодных исследований выявляют значительный % студентов I курса с низким уровнем адаптационных возможностей как в плане психологической, так и физической составляющих адаптации, что подчеркивает необходимость комплексного психофизиологического сопровождения студентов в процессе их обучения, направленного наукрепление психических и физических адаптационных ресурсов.
В 2009г. по данной тематике кафедра получила грант министерства науки и образования РФ на 3 года.
Ключевые слова: психофизическое состояние, коррекция, адаптация, обучение. Key words: psychophysical state, correction, adaptation, education
Н.Е. Ефимова, Д. С. Елькин
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СПОРТУ НА ПРИМЕРЕ ФИТНЕС - КЛУБОВ
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Национальный государственный университет физической культуры, здоровья и спорта им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, [email protected]
Наибольшую часть информации об окружающем мире человек получает в детстве, а именно, в возрасте до шести лет. В первые несколько лет с рождения