Научная статья на тему 'Исследование проявления закономерностей систем с активными элементами к функционированию предприятий'

Исследование проявления закономерностей систем с активными элементами к функционированию предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проявления закономерностей систем с активными элементами к функционированию предприятий»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализма / Вопросы экономики. № 5. 2004.

2. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации: Учебное пособи / Под ред. А. Л. Гноненко, Т.М. Орловой. - М., 2003. - С. 23.

3. Клейнер Г. Знания об управлении знаниями / Вопросы экономики. № 1. 2004.

4. Полозков С., Семенов Т. Исследование различий влияния знания и информации на развитие общества / Экономист. № 2. 2005.

5. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности / Вопросы экономики. № 8. 2001.

С.С. Кузьмин

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ СИСТЕМ С АКТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

Усложнение условий функционирования предприятия, тесная связь между различными аспектами деятельности обуславливают необходимость его изучения как целостного объекта. Поэтому для исследования предприятия целесообразно использовать системный подход.

Поскольку в основе общей теории систем лежит постулат функционально-структурного изоморфизма объектов и явлений природы [1. С. 76], системный подход позволяет:

• использовать «целостный» подход к системам, в соответствии с которым все явления рассматриваются как «целостности» при сохранении идентичности систем и свойств неделимых элементов, входящих в систему;

• проектировать систему в целом и оптимизировать ее структуру;

• применять законы, традиционно не используемые для описания функционирования предприятий и организаций, и тем самым найти и обосновать новые методы решения обозначенных в предыдущей главе проблем.

Таким образом, системный подход предлагает процедуру планирования, проектирования, оценки и реализации решений задач, имеющих системный характер.

Экономические системы являются системами с активными элементами, поскольку содержат человеческий фактор с функцией принятия решений.

Предприятие, как социально-экономическая система, строго и однозначно определяется структурой и функциями входящих в нее элементов.

В теории систем функция (лат. Шпйю - исполнение) означает совокупность воздействий, влияний одного объекта на другой, ведущих к получению некоторого количественно или качественно определенного результата, к изменению объекта или к достижению некоторой частной цели. Именно в этом смысле используется термин в настоящей работе.

Функция элемента (системы, рассматриваемой как элемент надсистемы, системы более высокого уровня) представляет собой системообразующее отношение, направленное от данного элемента к среде (другим элементам) или от среды к данному элементу. Функция определяется состоянием элемента и воздействиями на него со стороны окружающей среды в настоящий и предшествующие моменты времени.

Под внутренними функциями системы будем понимать те функции, которые вместе с ее структурой определяют механизмы проявления внешних систем-

ных свойств. Они реализуют переход от свойств элементов к свойствам целостности. В качестве внутренних функций системы часто выступают внешние функции ее подсистем и элементов. Механизмы функционирования системы могут формально определяться и получать описание в виде аналитических структур (через формулы, функции, функционалы, операторы и пр.) или в виде алгоритмических процессов (процедур переработки информации).

Понятие структуры связано с упорядоченностью отношений, которые связывают элементы системы [1. С. 65].

Предприятие является открытой системой, так как существуют другие, связанные с ней системы, которые оказывают на нее воздействие и на которые она тоже влияет.

Кроме того, предприятие является динамической системой, так как изменяется во времени. Для описания таких систем надо определить входы (способность воспринимать воздействия других систем), выходы (способность данной системы воздействовать на другие) и механизмы функционирования (преобразования входных воздействий в изменения состояний и выходы системы).

Существуют и подлежат рассмотрению два вида взаимосвязей, взаимодействий систем предприятия: функциональные и структурные.

Функциональные взаимодействия заключаются в том, что силы, вещество, энергия, информация, которые представляют собой выходные потоки одних элементов (систем), воздействуют на входы других элементов. Это воздействие через потоки, через выходы одних элементов на входы других. Это внешние взаимодействия систем, не затрагивающие их внутреннюю структуру.

Структурное взаимодействие двух и более систем предприятия осуществляется через элементы, которые входят одновременно во все взаимодействующие системы. В процессе функционирования одной системы изменяются состояния и функции ее элементов, в том числе, входящих в общую область, в пересечение, что приводит к изменению функционирования других систем. Для сложных и больших систем это наиболее важный тип взаимодействия.

Кроме того, предприятия относятся к сложным системам, так как не все процессы в них могут быть выражены, описаны на языке классической математики, на языке формул, языке аналитических структур. Можно различать структурную и функциональную сложность системы.

С позиций системного подхода можно дать следующее определение предприятия как социально-экономической системы - это совокупность экономических ресурсов, объединенных определенным образом для достижения установленной цели. В зависимости от того, что превалирует в данной цели (социальный фактор или экономический) можно говорить о социально-экономических или экономико-социальных системах. В первом случае экономические ресурсы служат для достижения социальной цели, во втором социальные факторы используется для достижения экономической цели.

Для прогнозирования развития предприятия особое значение имеют закономерности развития и функционирования систем, а также закономерности целе-полагания, краткий анализ которых применительно к социально-экономическим системам приведен ниже.

Историчность. Согласно теории И. Адизеса, любая организация не может быть неизменной, она не только возникает, функционирует, развивается, но и погибает. Таким образом, время является важной характеристикой системы, учесть которую возможно с использованием закономерности историчности.

В частности, при разработке планов деятельности предприятия предусматривают «жизненные циклы»; при создании бизнес-идеи экономической системы уже в процессе проектирования и создания системы рассматривают не только вопросы создания и обеспечения развития системы, но и вопрос о том, когда и как ее нужно уничтожить (возможно, предусмотрев «механизм» ее уничтожения или самоликвидации). При регистрации предприятий требуется, чтобы в уставе был предусмотрен этап ликвидации предприятия.

Однако закономерность историчности можно учитывать не только пассивно фиксируя старение, но и использовать ее для предупреждения «смерти» предприятия, разрабатывая новую бизнес-идею системы для сохранения ее в новом качестве.

Закономерность самоорганизации. И. Адизес [2] в своей теории показал, что способность организации противостоять энтропийным тенденциям, адаптироваться к изменяющимся условиям, преобразуя при необходимости свою структуру, является условием достижения предприятием расцвета в рамках принятой бизнес-идеи. С другой стороны, только стремление к возрастанию энтропии позволяет предприятию не только удержаться на достигнутом уровне развития, но и достичь нового.

Закономерности осуществимости систем. Проблема осуществимости систем является наименее исследованной. Рассмотрим некоторые из закономерностей, помогающие понять эту проблему и учитывать ее при определении принципов проектирования и организации функционирования систем управления организациями.

Эквифинальность. Эта закономерность характеризует как бы предельные возможности системы в рамках принятой бизнес-идеи.

В разные периоды жизненного цикла можно наблюдать различные состояния эквифинальности.

Закон «необходимого разнообразия». При создании экономической системы необходимо учитывать предельную осуществимость. У.Р. Эшби сформулировал закономерность, известную под названием закон «необходимого разнообразия» [1. С. 201].

Для управления предприятием закон «необходимого разнообразия» может быть сформулирован следующим образом: разнообразие управляющей системы (системы управления) У8и должно быть больше (или, по крайней мере, равно) разнообразию управляемого объекта Уои:

У8и > Уои. (1)

Использование этого закона при разработке и совершенствовании систем управления предприятиями и организациями помогает увидеть причины проявляющихся в них недостатков и найти пути повышения эффективности управления.

Закономерность потенциальной эффективности. В основе этой закономерности лежат исследования В.А. Котельникова о потенциальной помехоустойчивости систем, а также Б. С. Флейшмана, который предложил связать сложность структуры системы со сложностью ее поведения, предложил количественные выражения предельных законов надежности, помехоустойчивости, управляемости и других качеств систем и показал, что на их основе можно получить количественные оценки осуществимости систем с точки зрения того или иного качества - предельные оценки жизнеспособности и потенциальной эффективности сложных систем [2. С. 66].

Для управления организацией эта закономерность имеет важнейшую роль, так как появляется возможность определить, когда исчерпывается потенциал существующей организационной структуры и возникает необходимость в ее преобразовании, когда устаревают и требуют обновления производственные комплексы, оборудование и т.п. Это позволит своевременно принять адекватное решение и избежать убытков.

Закономерности целеобразования.

Закономерности возникновения и формулирования целей. На каждом этапе развития предприятия должна быть реализована своя цель, лежащая в рамках общей цели существования предприятия, которая, в свою очередь, определяется его миссией.

Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. При анализе причин возникновения и формулирования целей нужно учитывать, что на цель влияют как внешние по отношению к системе факторы (внешние требования, потребности, мотивы, программы), так и внутренние факторы (потребности, мотивы, программы самой системы и ее элементов, исполнителей цели); при этом последние являются такими же объективно влияющими на процесс целеобразования факторами, как и внешние (особенно при использовании в системах управления понятия цели как средства побуждения к действию).

На предприятии цели не задаются извне, а формируются внутри на основе рассматриваемой закономерности.

Возможность (и необходимость) сведения задачи формулирования обобщающей (общей, глобальной) цели к задаче ее структуризации. Анализ процессов формулирования обобщенной (глобальной) цели в организации показывает, что эта цель первоначально возникает в сознании основателей предприятия, а затем наемного менеджера, которому делегированы полномочия руководителя или иного лица, принимающего решение, не как единичное понятие, а как некоторая, достаточно «размытая» область. Определяется эта область личными амбициями ЛПР.

Исследования показывают, что цель на любом уровне управления вначале возникает в виде некоторого «образа» или «области» цели. В наибольшей степени это проявляется на уровне глобальной цели. При этом конкретизировать цель, по-видимому, принципиально невозможно без ее детализации в виде неупорядоченного или упорядоченного (в структуре) набора одновременно возникающих взаимосвязанных подцелей, которые делают ее более конкретной и понятной для всех участников процесса целеобразования, а, следовательно, и более реализуемой.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что задача формулирования обобщающей цели на предприятиях и организациях должна сводиться к задаче структуризации или декомпозиции цели.

Закономерности формирования иерархических структур целей. Наиболее удобным и распространенным способом представления целей деятельности организаций в системах организационного управления являются древовидные иерархические структуры («деревья целей»). Рассмотрим основные рекомендации по их формированию [1. С. 87]:

1) приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерархий целей, можно свести к двум подходам: а) формирование структур «сверху» - методы структуризации, декомпозиции, целевой или целенаправленный подход; б) формирование структур целей «снизу» - морфологический, лингвистический, тезаурусный, терминальный подход; на практике обычно эти подходы сочетаются;

2) цели нижележащего уровня иерархии можно рассматривать как средства для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они же являются целями для уровня, нижележащего по отношению к ним (свойство «двуликого Януса»); поэтому в реальных условиях одновременно с использованием философских понятий «цель», «подцель» удобно разным уровням иерархической структуры присваивать различные названия, типа «направления», «программы», «задания», «задачи» и т. п.;

3) в иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как бы смещение «шкалы» от цели-направления (цели-идеала, цели-

мечты) к конкретным целям и функциям, которые на нижних уровнях структуры могут выражаться в виде ожидаемых результатов конкретной работы с указанием критериев оценки ее выполнения, в то время как на верхних уровнях иерархии указание критериев может быть либо выражено в общих требованиях (например, «повысить эффективность»), либо вообще не приводиться в формулировке цели.

Таким образом, основные положения теории систем с активными элементами, описанные общесистемными закономерностями, могут быть использованы для описания предприятия и разработки подхода к диагностике устойчивости его развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Прангишвили С.В. Применение общесистемных закономерностей в управлении социально-экономическими системами. - М.: Академия Управления при Правительстве РФ, 2002. - 890 с.

2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. - СПб: Изд-во СПбГТУ, 2002.

3. Филонович С.Р., Кулешевич Е.И. Теория жизненных циклов организации и российская действительность // Социс. 1996. № 10. - С. 63-71.

В. С. Мулкиджанян

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИИ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА

Актуальность выбранной темы заключается в том, что оборотный капитал участвует в процессе производства, и управление им является одним из основных вопросов на предприятии.

В практике финансового управления используются понятия «оборотный капитал», «оборотные активы», «оборотные средства», «текущие активы», «работающий капитал», «оборотный фонд», которые на первый взгляд имеют одно значение с понятием «оборотный капитал», но рядом авторов эти понятия признаются разнозначными.

Общеизвестно, что для нормального функционирования каждого хозяйствующего субъекта оборотный капитал представляет собой, прежде всего, денежные средства, используемые предприятием для приобретения оборотных фондов и фондов обращения.

Уильям Коллинз дает определение сущности оборотных средств как «... краткосрочных текущих активов фирмы, которые быстро оборачиваются в течение производственного периода».

Подобное определение оборотным средствам дает И.А. Бланк: это активы, характеризующие «. совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла».

Г. Шмален более точно описывает процесс, который обеспечивают оборотные средства; по его мнению, «. оборотные средства служат для создания фондов, которые рассчитаны не на определенный срок, а они непосредственно обеспечивают процесс обработки и переработки, реализации продукции, а также формирования денежных ресурсов и их расходования», то есть здесь понятие оборотный капитал связано с производственным циклом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.