Научная статья на тему 'Исследование профессиональной деятельности и профессионального образования: исторический подход'

Исследование профессиональной деятельности и профессионального образования: исторический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Наркозиев Аманбек Карашович

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия профессиональной деятельности и профессионального образования с использованием принципа историзма и метода историко-логического анализа. Авторами раскрыто содержание исторического подхода, определены основные функции исторического подхода (познавательная, прогностическая, эвристическая). На основе логического подхода выделены этапы развития профессионального обучения, связанные с этапами развития материального производства: этап ручной техники и ручного труда (ученичество); этап машинной техники и механизированного труда (ремесленничество); этап автоматизированного труда и автоматизации (среднее и высшее профессиональное образование), выделена взаимосвязь профессиональной деятельности и профессионального образования, которая выявляет зависимость форм и содержания обучения от уровня развития техники, характера и содержания труда. Исторический подход к исследованию проблем профессионального образования, позволяет исследовать педагогические явления в процессе их возникновения и развития, взаимосвязи с конкретными социальными, экономическими, политехническими факторами развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Наркозиев Аманбек Карашович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PROFESSIONAL ACTIVITY AND PROFESSIONAL EDUCATION: A HISTORICAL APPROACH

The article deals with the issues of interaction between professional activity and professional education using the principle of historicism and the method of historical and logical analysis. The authors disclose the content of the historical approach, define the basic functions of the historical approach (cognitive, prognostic, heuristic). On the basis of a logical approach, the stages of the development of vocational training are identified, associated with the stages of development of material production: the stage of manual equipment and manual labor (apprenticeship); Stage of machinery and mechanized labor (handicrafts); The stage of automated labor and automation (secondary and higher professional education), revealed the relationship between professional activity and vocational education, which reveals the dependence of the forms and content of training on the level of development of technology, the nature and content of labor. The historical approach to the study of the problems of vocational education allows one to investigate pedagogical phenomena in the process of their emergence and development, interrelations with specific social, economic, and polytechnical factors of the development of society.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональной деятельности и профессионального образования: исторический подход»

УДК 378

С.М. МАРКОВА1, А.К. НАРКОЗИЕВ2

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2 Международный университет Кыргызской Республики учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана», г. Бишкек, Кыргызстан

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы взаимодействия профессиональной деятельности и профессионального образования с использованием принципа историзма и метода историко-логического анализа. Авторами раскрыто содержание исторического подхода, определены основные функции исторического подхода (познавательная, прогностическая, эвристическая). На основе логического подхода выделены этапы развития профессионального обучения, связанные с этапами развития материального производства: этап ручной техники и ручного труда (ученичество); этап машинной техники и механизированного труда (ремесленничество); этап автоматизированного труда и автоматизации (среднее и высшее профессиональное образование), выделена взаимосвязь профессиональной деятельности и профессионального образования, которая выявляет зависимость форм и содержания обучения от уровня развития техники, характера и содержания труда. Исторический подход к исследованию проблем профессионального образования, позволяет исследовать педагогические явления в процессе их возникновения и развития, взаимосвязи с конкретными социальными, экономическими, политехническими факторами развития общества.

Ключевые слова: исследование, профессиональное образование, исторический подход, логический подход.

S.V.MARKOVA1, А.К. NARCOSIEV 2

1 Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

2 Educational Research and Production Complex «International University of Kyrgyzstan», Bishkek, Kyrgyzstan

RESEARCH OF PROFESSIONAL ACTIVITY AND PROFESSIONAL EDUCATION: A HISTORICAL APPROACH

Abstract: The article deals with the issues of interaction between professional activity and professional education using the principle of historicism and the method of historical and logical analysis. The authors disclose the content of the historical approach, define the basic functions of the historical approach (cognitive, prognostic, heuristic). On the basis of a logical approach, the stages of the development of vocational training are identified, associated with the stages of development of material production: the stage of manual equipment and manual labor (apprenticeship); Stage of machinery and mechanized labor (handicrafts); The stage of automated labor and automation (secondary and higher professional education), revealed the relationship between professional activity and vocational education, which reveals the dependence of the forms

and content of training on the level of development of technology, the nature and content of labor. The historical approach to the study of the problems of vocational education allows one to investigate pedagogical phenomena in the process of their emergence and development, interrelations with specific social, economic, and polytechnical factors of the development of society.

Keywords: research, vocational education, historical approach, logical approach.

Исследование развития материального производства и профессионального образования требует использования целевого спектра методов и приемов научного исследования. Среди них важное место занимает исторический подход, сущность которого состоит в применении принципа историзма и метода историко-логического анализа.

Целью данной статьи является выявление взаимосвязи материального производства, профессиональной деятельности и профессионального образования.

Принцип историзма относится к общеметодологическим принципам познания. В научно-педагогических исследованиях он выступает как способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Необходимо исследовать каждое педагогическое явление с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило. В исследованиях проблем профессиональной педагогики принцип историзма выступает в концептуальном единстве с другими теоретико-методологическими принципами: объективности, развития и т.д. Применение этих принципов в комплексе при рассмотрении любых явлений педагогической действительности придает подлинную научность исследованию.

Применение этих принципов в комплексе придает подлинную научность исследованию педагогической действительности. Так, объективность требует использования всей совокупности фактов и явлений, относящихся к процессу профессионального обучения рабочих и специалистов. Историзм позволяет исследовать педагогические явления в процессе их возникновения и развития, взаимосвязи с конкретными социальными, экономическими, политехническими факторами развития общества.

Применение принципа историзма особенно эффективно в условиях системного подхода к изучению педагогической действительности. С помощью системного подхода выявляется структура, компоненты процесса профессионального обучения, устанавливаются связь между ними, факторы устойчивости и изменчивости. Принцип историзма во взаимосвязи с системным подходом при изучении исторического педагогического процесса дает возможность определить его закономерности, противоречия, источники развития педагогических систем и процессов в политехнических, социальных, экономических и культурологических условиях жизни общества на конкретных исторических этапах его развития. А это в свою очередь служит необходимым методологическим знанием для объективной оценки существующего процесса профессионального обучения рабочих, совершенствование и прогнозирование дальнейшего его развития.

Таким образом, принцип историзма выполняет не только познавательную функцию, но и прогностическую. Сочетание методов исторической ретроспективы с теоретическими методами научного прогнозирования открывает широкие возможности для дальнейшего развития теории профессиональной педагогики, в частности моделирования педагогических систем, процессов или отдельных структурных элементов.

Применение опыта прошлого в современной педагогической теории - еще одна функция принципа историзма, при которой воспринимается и используется только тот исторический опыт, который соответствует интересам общества, определяющим политическую ситуацию в стране в определенный период времени. Эффективность педагогических приемов и состоит в их детерминированности конкретной исторической обстановкой. Исследованием профессионального образования в исторической ретроспективе занимались многие ученые: Ф.Е. Довжко (становление профтехобразования на Дальнем Востоке), А.Т. Глазунов (развитие системы управления в начальном профессиональном образовании), В.И. Грибанов (развитие профессионального образования в Западной Сибири), А.Е. Пядочкин (государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны), А.Г. Соколов (профессиональное образование в Петрограде и губернии в начале века), Т.А. Тарханова (школа ФЗУ в 20-30-е годы), В.В. Шапкин (профессиональное образование в России на рубеже XIX - XX веков). Достижения педагогической мысли необходимо изучать для дальнейшего движения вперед, таким образом, в современных условиях актуальны разработки по организации производственного обучения рабочих (А.К. Гостева, Е.А. Петрова, А.М. Михайлова, М.П. Журавлева и др.).

Исследование позволило выделить следующие этапы развития профессионального образования. На начальном этапе развития профессионального образования между новыми тенденциями развития производства, новой техникой, требующей рабочего современного типа, и традиционными, консервативными формами и методами обучения. С целью интенсификации подготовки рабочих кадров был проведен анализ содержания труда, трудовой процесс расчленен на составные части - трудовые приемы. Для овладения ими разрабатывалась методика обучения через алгоритмизированные задания, анализ двигательных умений, письменные инструкции. Это послужило началом развития программированного обучения, а в настоящее время - информатизации образования.

Еще одна функция историзма - эвристическая, сущность которой заключается в использовании исторического опыта как одного из критериев истины при разработке новых педагогических теорий.

Например, при разработке теоретических моделей процессов и систем профессионального обучения рабочих, при разработке новых технологий обучения. Эффективность применения этой функцией принципа историзма в педагогических исследованиях предопределена следующими особенностями профессионального обучения: продолжительностью обучения (профессиональная ориентация, профессиональный отбор, профессиональная подготовка, адаптация на производстве), наличием финансового и материального обеспечения.

Так как педагогический процесс отражает определенный логико-систематический порядок структурных элементов, необходимо применять метод историко-логического анализа. Историко-логический метод исследования позволяет воспроизвести изучаемый процесс во всей его объективной конкретности, изучить его в развитии.

Если историческое исследование предполагает изучение истории во всей ее полноте и многообразии, обобщение эмпирического материала и установление на этой основе исторической закономерности, логический метод изучает процесс на высших ступенях его развития, не обращаясь к историческим аспектам. Объективной основой этого метода

является то, что на высших стадиях развития объекта в процессе его функционирования воспроизводятся основные черты предшествующих этапов развития.

Таким образом, метод историко-логического анализа дает возможность исследователю выделить сущностные характеристики педагогического процесса, его закономерности и противоречия.

Данный метод позволяет рассмотреть процесс профессионального обучения рабочих и специалистов в двух ипостасях:

- обучение как общественный процесс развития;

- обучение как процессуальное педагогическое явление.

Принципом историзма как средством формирования педагогической теории широко пользовались педагоги прошлого: П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко и др. Широко используют исторический подход в своих исследованиях С.Я. Батышев, Е.Г. Осовский и др.

Для успешного решения современных проблем профессионального обучения рабочих и специалистов, разработки концепции профессионального образования, моделирования инновационных педагогических систем большое значение имеет изучение не только теоретического и практического опыта профессиональной школы, но и тех социальных, экономических, политических, производственных условий, которые оказывают большое влияние на ее формирование и развитие.

При разработке методологических основ процесса профессионального обучения рабочих особое внимание было уделено выявлению закономерностей развития профессионального образования, которые проявляются во взаимосвязи с объективными законами развития техники и материального общественного производства.

В этом случае предметом теоретического исследования становятся такие виды деятельности, как профессиональная деятельность рабочего (труд в сфере материального производства) и профессиональное обучение рабочих в их историческом развитии.

Анализируя развитие профессиональной деятельности, способ производства, характер общественных отношений различных общественно-исторических организаций, исследование предметно-трудовой деятельности, анализ отношений в системе «человек - труд - техника -предмет деятельности», раскрывают объективную логику развития деятельности, а относительно сферы материального производства - объективную логику развития профессиональной деятельности рабочего.

Основной целью профессионального обучения на всем протяжении общественного развития является овладение профессией и приобретение квалификации. Профессия рассматривается как самостоятельный род деятельности, занятий, обусловленный общественным распределением труда и требующий профессионального обучения. Квалификация работника вместе со знаниями и умениями, которые приобретаются в процессе общего и профессионального образования, представляет собой также определенную совокупность опыта, мастерства. Уровень квалификации работника измеряется длительностью и качеством его профессиональной подготовки.

Логический подход к анализу исторической действительности позволил выделить те этапы развития профессионального обучения, которые являются основными: этап ручной техники и ручного труда (ученичество); этап машинной техники и механизированного труда

(ремесленничество); этап автоматизированного труда и автоматизации (среднее и высшее профессиональное образование).

В процессе развития профессионального обучения решались различные задачи: от подготовки рабочих-ремесленников до подготовки рабочих широкого профиля. Каждый крупный исторический этап развития профессионального образования соответствовал объективным требованиям уровня развития производства, характера и содержания труда, типу производственных и социальных отношений. Эти характеристики определяют социальную сущность и педагогические особенности процесса обучения рабочих. При этом конкретно-исторический опыт влияет на структуру, компоненты, виды, формы, методы и средства, формируя принципы и закономерности педагогической теории.

На раннем этапе профессионального разделения труда в промышленности, когда все профессии носили характер ремесел, уровень развития производства зависел от универсальности и индивидуальных качеств ремесленника. Создавая предмет от начала и до конца (от идеи до создания продукта) ремесленник являлся единственным его создателем труд на данном этапе развития техники можно назвать творческим, но это творчество осуществлялось на очень низком техническом уровне. Сложность труда ремесленника требовала от человека высокого мастерства, овладения всем комплексом трудовых функций, иными словами, квалификация ремесленного типа достигала высокого уровня. Поэтому и обучение работника занимало длительный период времени (до десяти лет).

В этом случае обучение осуществлялось на производстве в форме ученичества, когда формировались не только профессиональные умения, но и личностные качества -добросовестность, ответственность, любовь к профессии. Профессиональное обучение сочетается с профессиональным воспитанием.

С появлением мануфактур, то есть с изменением типа организации производства, при котором процесс производства распался на ряд узкоспециализированных операций, характер труда изменился. Мануфактурное производство не требовало универсальности действий рабочего, а требовало выполнения одной операции. Труд рабочего перестает носить творческий характер. Появление мануфактурного производства обусловило изменение процесса подготовки рабочих. Основной формой их профессионального обучения становится инструктаж на рабочем месте.

Процесс профессионального разделения труда усилился при переходе к машинному производству. С появлением рабочей машины изменился характер труда на производстве, произошло разделение на умственный и физический труд. В производственном процессе происходит дальнейший переход от универсальных действий рабочего к появлению ряда единичных профессий, разделению труда на исполнителей труда и руководителей производства. В результате технического развития дифференцировался и квалификационный уровень рабочих в зависимости от сложности выполненных функций.

Для обслуживания отдельных машин требовались рабочие со средним уровнем квалификации, для обслуживания машин со сложными функциями требовалась высокая квалификация рабочих с научно-техническими знаниями. Начала осуществляться профессиональная подготовка в стационарных учебных заведениях (от профессиональных училищ до высших технических учебных заведений).

Отделение обучения от производства в период машинной техники означало качественный скачок в профессиональном обучении рабочих. При этом применялась не

только форма, но и содержание обучения, которое было направлено на подготовку рабочего-операционника.

Начало профессионального образования в России было положено Петром I в

XVIII веке, когда стали возникать первые профессиональные школы. Таким образом, было положено начало школьному профессиональному образованию в России. До середины

XIX века школ профессионального обучения было очень мало, преобладало в основном ученичество. А с развитием капиталистических общественных отношений, бурным ростом машинного производства, когда встала проблема массового обучения рабочих, начала формироваться система школьного профессионального обучения рабочих.

К началу XX века в России сложилась система профессиональных и ремесленных училищ, охватывающая все отрасли экономики страны: промышленность, транспорт, сельское хозяйство.

Следующий этап развития профессионального образования связан с появлением нового направления в технике - автоматизацией, что означало качественное изменение в системе «человек - техника».

На ранних стадиях автоматизации рабочий включен в технологический процесс непосредственно. На этом этапе технического прогресса требования к квалификации рабочего снижены и содержание профессиональной подготовки упрощено. Но в это же время прослеживается усложнение труда, происходит нарастание сложности профессиональной деятельности. Новый этап научно-технического прогресса связан с развитием комплексной автоматизации, появлением робототехники и гибкости автоматизированных систем. Происходит качественное преобразование всей системы общественного труда. Актуальным становится творческий характер профессиональной деятельности на технической основе. С внедрением в производство новых достижений науки и техники происходят изменения в области образования и профессиональной подготовки кадров.

В этих условиях от рабочих требуется научно-техническая квалифицированность: знание производственного процесса, умение анализировать процесс и устранять недостатки. Становится необходимой подготовка рабочих и специалистов средней и высшей квалификации, создание гибкой разноуровневой многопрофильной системы обучения.

Идет поиск новых форм и технологий обучения рабочих для обслуживания современного автоматизированного оборудования. Специфические особенности развития общественного производства на современном этапе развития проявляются в техническом оснащении и организации труда на различных предприятиях.

В исторической ретроспективе выделяются три основных типа производства и технико-технологической организации:

- доиндустриальное и раннеиндустриальное производство - характеризуется безмашинным ручным трудом, например в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте;

- развитое индустриальное производство, характеризующееся механизированным трудом;

- научно-индустриальное производство, обусловленное автоматизацией основных производственных процессов и высокими разработками научно-технического прогресса, для этого необходима разноуровневая многопрофильная система обучения.

Знание исторических закономерностей взаимосвязи профессиональной деятельности и профессионального обучения, которая выявляет прямую зависимость форм и содержания обучения от уровня развития техники, типов организации производства, характера, содержания и квалификации труда, позволяет сделать следующие выводы:

- каждому историческому этапу развития техники и производства соответствует конкретная форма профессионального обучения рабочих, содержание этого обучения определяется уровнем общественно необходимой квалификации работника на конкретном историческом этапе;

- наличие ручного, машинно-ручного, механизированного, частично-автоматического, комплексно-автоматического труда требует множества форм профессиональной подготовки. К ним можно отнести подготовку на рабочих местах, в учебных заведениях (профессиональных училищах, техникумах, высших учебных заведениях);

- возрастание сложности труда, использование производственного оборудования в процессе обучения определяют разработку мобильных технологий обучения и интеграции профессионального образования с производством и наукой.

Такой формой интеграции является создание учебных, научно-производственных центров, объединяющих школу, профессиональное училище, профессиональные центры подготовки, техникумы, вузы, учреждения повышения квалификации.

Таким образом, использование принципа историзма и метода историко-методического анализа таких двух систем, как профессиональная деятельность и профессиональное образование, позволило выделить объективные закономерности развития профессионального образования, которые выступают теоретической основой моделирования технологии обучения рабочих и специалистов на ближайшую перспективу. С помощью установленных механизмов взаимодействия профессиональной деятельности и профессионального образования можно проследить генезис теоретической мысли в области профессиональной педагогики, формирование и развитие ее дидактических и методических систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быстрова Н.В. Развитие советской педагогики в контексте мирового педагогического опыта // Актуальные вопросы современной науки: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. Нефтекамск, 2015. С. 49-50.

2. Быстрова Н.В. Формирование школьной системы обучения в нижегородской губернии в 1917-1930 гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2011. №1. С. 32-36.

3. Ваганова О.И. Историко-педагогические основы формирования основных компонентов содержания профессионально-педагогического образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. №1. С. 213-224.

4. Гузанов Б.Н., Кривоногова А.С. Производственный опыт в структуре профессиональной компетентности педагога профессионального обучения // В мире научных открытий. 2012. №5. С. 125-141.

5. Маркова С.М. Взаимодействие общества и образования как фундаментальная база построения теории педагогического проектирования // Теория и практика общественного развития. 2012. №5. С. 134-140.

6. Маркова С.М. Перспективы развития образования на рубеже XXI века // Среднее профессиональное образование. 2001. №4. С. 44-46.

7. Маркова С.М. Становление школьной системы образования в нижегородской губернии в 20-е годы XX века: монография / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет». Н. Новгород, 2007.

8. Маркова С.М., Петровский А.М. Историко-педагогический аспект развития социального партнерства в профессиональном образовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №11-12. С. 96-99.

9. Профтехническое образование России: итоги XX века и прогнозы: в 2-х т. Т.1. М.: ИРПО, 1999. 424 с.

10. Седых Е.П. Исторический аспект развития идеи проектной деятельности в педагогике // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: сборник статей по материалам XII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. Н. Новгород, 2011. С. 259-261.

11. Философия в профессиональной деятельности: учебное пособие. М.: Проспект, 2014. 416 с.

12. Depsames L., Markova S., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Т. 11. №10. С. 3457-3462.

13. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Т. 11. №11s. С. 489-493.

14. Barber M., Donneliy K. and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research. Washington. Columbia region, 2013.

15. Barber M., Donneliy K. and Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education [Electronic resource]. Available at: http://www.ippr.org/publication/55/9543/oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-future-of-education

16. Online education: Targeted MOOC captivates students. Nature. Date Views 19.03.2014.

17. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality. Working Paper No. 56, National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research. 2010. Date Views 04.07.2014. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf.

REFERENCES

1. Bystrova N.V. The development of Soviet pedagogy in the context of world pedagogical experience. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of modern science: materials of the International (correspondence) scientific and practical conference].2015, pp. 49-50 (in Russian).

2. Bystrova N.V. Formation of the school system of education in the Nizhny Novgorod province in 1917-1930. Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no. 1, pp. 32-36 (in Russian).

3. Vaganova O.I. Istoriko-pedagogical bases of formation of the basic components of the maintenance of an is professional-pedagogical education. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika ipsihologija, 2013, no. 1, pp. 213-224 (in Russian).

4. Guzanov B.N., Krivonogova A.S. Industrial experience in the structure of professional competence of the teacher of professional training. Vmire nauchnyh otkrytij, 2012, no. 5, pp. 125141 (in Russian).

5. Markova S.M. Interaction between society and education as a fundamental basis for constructing the theory of pedagogical projection. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija, 2012, no. 5, pp. 134-140 (in Russian).

6. Markova S.M. Prospects for the development of education at the turn of the XXI century. Sredneeprofessional'noe obrazovanie, 2001, no. 4, pp. 44-46 (in Russian).

7. Markova S.M. Formation of the school system of education in the Nizhny Novgorod province in the 1920s: monograph. Federal'noe agentstvo po obrazovaniju, GOU VPO "Volzhskij gosudarstvennyj inzhenerno-pedagogicheskij universitet". Nizhnij Novgorod, 2007. (In Russian)

8. Markova S.M., Petrovskij A.M. Istoriko-pedagogical aspect of development of social partnership in vocational education. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Gumanitarnye nauki, 2015, no. 11-12, pp. 96-99 (in Russian).

9. Professional education in Russia: the results of the twentieth century and forecasts: in 2 volumes. T.1. Moscow, IRPO Publ., 1999. 424 p. (In Russian)

10. Sedyh E.P. Historical aspect of the development of the idea of project activity in pedagogy. Innovacii v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija: sbornik statej po materialam XII Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii prepodavatelej vuzov, uchenyh i specialistov [Innovations in the system of continuous vocational education: a collection of articles on the materials of the XII International Scientific and Methodical Conference of University Professors, Scientists and Specialists]. N. Novgorod, 2011. pp. 259-261. (In Russian)

11. Philosophy in professional activity. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 416 p. (In Russian)

12. Depsames L., Markova S., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Т. 11. No. 10. С. 3457-3462.

13. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Т. 11. No. 11s. С. 489-493.

14. Barber M., Donneliy K. and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research. Washington. Columbia region, 2013.

15. Barber M., Donneliy K. and Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education [Electronic resource]. Available at: http://www.ippr.org/publication/55/9543/oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-future-of-education

16. Online education: Targeted MOOC captivates students. Nature. Date Views 19.03.2014.

17. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality. Working Paper No. 56, National Center for Analysis of Longitudinal Data in Education Research. 2010. Date Views 04.07.2014. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Маркова С.М., Наркозиев А.К. 2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Маркова Светлана Михайловна - доктор Markova Svetlana Mikhaylovna - doctor of pedagogical

педагогических наук, профессор, заведующая sciences, professor, Minin Nizhny Novgorod State

кафедрой профессионального образования и Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian

управления образовательными системами ФГБОУ Federation, e-mail: [email protected]

ВПО Нижегородский государственный

педагогический университет им. Козьмы Минина, г.

Нижний Новгород, e-mail: [email protected]

Наркозиев Аманбек Карашович - доктор Narcosiev Amanbek Karashoviz - doctor of pedagogical

педагогических наук, академик, Вице-президент по sciences, professor, Vice-President for Academic Affairs

академическим вопросам МУК Международного International University of Kyrgyzstan, Bishkek,

университета Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызстан, Kyrgyzstan e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.