УДК 621.86/87
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЧНОСТИ СТАЛЬНОГО КАНАТА, ПОДВЕРГНУТОГО ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОМУ НАГРЕВУ
© 2007 г. О.А. Коваленко
В октябре 2005 г. с одного из литейных кранов ОАО «Северсталь» по причине обрыва был снят стальной канат, проработавший на кране всего один месяц. С участка каната, находившегося во время транспортировки жидкого чугуна на нижних блоках, был вырезан отрезок, который затем был отправлен на исследование на кафедру подъёмно-транспортных машин и роботов ЮРГТУ (НПИ).
В ходе исследования определялось разрывное усилие каждой проволоки исследуемого каната. Аналогичным образом был исследован отрезок другого каната такого же диаметра и конструкции, который не подвергался воздействию высоких температур. Затем для каждого слоя проволок каждого слоя прядей был найден температурный коэффициент снижения проч-
ности Ксп, равный отношению среднего разрывного усилия проволок каната, подверженного воздействию высокой температуры, к среднему разрывному усилию проволок каната, не подвергавшегося воздействию высоких температур (табл. 1).
На основании исследований, приведённых в работе [1], нами получена формула по определению температурного коэффициента снижения прочности материала канатной проволоки:
K сп =
392 - 0,85? 290
или t =-
392 - 290K с
0,85
(1)
где t - температура нагрева проволоки.
Результат применения формулы (1) приведён в табл. 2.
Таблица 1
Снижение прочности проволок каната при его нагреве
№ слоя прядей № слоя проволок Количество проволок Диаметр проволок, мм Предел прочности, МПа Температурный коэффициент снижения прочности Ксп
Каната, подверженного воздействию высокой температуры Каната, не подвергавшегося воздействию высокой температуры
Центральная прядь Центральная проволока 1 1,75 1631 1958 0,833333
1 6 1,7 1693 1807 0,937002
1 Центральная проволока 6 1,75 2019 1935 1,043203
1 36 1,7 1642 1812 0,906621
2 Центральная проволока 6 3,2 1470 1956 0,751559
1 36 2,8 1456 1864 0,781054
2 36 1,3 1137 1691 0,672495
3 72 2,8 659 1828 0,360269
Таблица 2
Результаты вычисления температур проволок
№ слоя прядей № слоя проволок Температурный коэффициент снижения прочности Ксп Температура проволок ?, °C
Центральная прядь Центральная проволока 0,833333 177
1 0,937002 141
1 Центральная проволока 1,043203 105
1 0,906621 152
Центральная проволока 0,751559 205
2 1 0,781054 195
2 0,672495 232
3 0,360269 338
Анализ данных, приведенных в табл. 2, показывает, что при температуре 338 °С прочность проволоки составляет 0,36 от первоначального значения.
Зная температуры проволок, по следующей формуле можно вычислить дополнительные растягивающие напряжения, возникающие в стальном канате вследствие неравномерного нагрева его элементов:
а , = E (е, - Ш), (2)
где E - модуль упругости; k = 13 -10 _б С-1 - температурный коэффициент линейного расширения; t - температура проволоки; е ж - относительное удлинение проволоки, определяется по формуле [2]:
е = -
A,
где Tx - натяжение каната, принимается равным нулю (при расчёте дополнительных растягивающих напряжений, возникающих вследствие неравномерного нагрева элементов стального каната);
Au =
Е n (A13'
е R + A14 е r + A15 kt
A„ =2nA„
число прядей; A11 , A13 , A14 , A15 - коэффициенты жёсткости слоя проволок:
A15 = mEF
-| cosacosß + Rsinasin3 ß
где m - число проволок в слое; E - модуль упругости первого рода; F - площадь поперечного сечения про-
волоки; коэффициенты A11
A
13
A14 определяют-
еs =е| cos acos ß + rsin a cos a sin ßcos ßj + +9(R cos2 a sin ß cos ß + r sin a cos a cos 4 ß) + +е R | cos2 a sin2 ß-RR sin a cos a sin3 ß cos ß | +
где 0 - относительное кручение каната (принимается равным нулю, если концы каната закреплены); е г , е R -относительное увеличение радиуса свивки соответственно проволоки и пряди, для приближённых расчётов можно принять равным нулю; г , r - радиус свивки соответственно проволоки и пряди; а, в -угол свивки соответственно проволоки и пряди; е -относительное удлинение каната.
При отсутствии кручения каната величина е определяется по следующей формуле:
Т- -^ , (3)
ся по методике, описанной в [2].
На рисунке приведён результат расчёта дополнительных напряжений, возникающих в стальном канате вследствие неравномерного нагрева его элементов.
Для подъёмного каната литейного крана коэффициент запаса прочности равен 6,5 при маркировочной группе 1670 МПа и площади поперечного сечения всех проволок каната 873 мм2. Номинальное растягивающее усилие всего каната в этом случае составит
Tx =
1670 МПа • 873 мм 2 • 0,83 6,5
=186164 Н.
После подстановки этого значения в (3), используя (2), получим фактические напряжения, действовавшие в проволоках исследуемого стального каната в процессе эксплуатации. Зная эти напряжения, а также фактический предел прочности, можно определить фактический коэффициент запаса прочности каждой проволоки стального каната (табл. 3).
+ 417 МПа 409 МПа
359 МПа 267 МПа
189 МПа 173 МПа 78 МПа 200 МПа
Перераспределение растягивающих напряжений в стальном канате вследствие неравномерного нагрева его элементов
Таблица 3
Расчёт фактических коэффициентов запаса прочности
2
+е r sin a
n -
№ слоя прядей № слоя проволок Напряжения в проволоках исследуемого каната при его нагреве, МПа Предел прочности, МПа Коэффициент запаса прочности
Центральная прядь Центральная проволока 749 1631 2,18
1 735 1693 2,30
1 Центральная проволока 642 2019 3,14
1 545 1642 3,01
2 Центральная проволока 507 1470 2,90
1 464 1456 3,14
2 351 1137 3,24
3 69 659 9,55
Как видно из табл. 3, фактические коэффициенты запаса прочности проволок стального каната составляют 2,18...3,24 , что значительно меньше нормативного значения, принятого в [3]. Это, по нашему мнению, и является одной из причин низкого срока службы стальных канатов заливочных кранов.
Литература
1. Липатов А. С. Методы повышения безопасности грузоподъёмных кранов при ненормируемых условиях эксплуатации: Дис. ... д-ра техн. наук. Новочеркасск, 2006.
2. ГлушкоМ.Ф. Стальные подъёмные канаты. Киев, 1964.
3. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов. ПБ 10-382-00.
Южно-Российский государственный технический университет
(Новочеркасский политехнический институт) 21 мая 2006 г.
УДК 621.01
СИЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМОЛИНЕИНО-ОГИБАЮЩЕГО МЕХАНИЗМА С ОШИБКАМИ В ПРОЦЕССЕ ЧИСТОГО ОГИБАНИЯ
© 2007 г. А.В. Владимиров
Прямолинейно-огибающие механизмы (ПОМ) относятся к механизмам со сложным движением исполнительного органа, в которых дуга окружности радиуса R, жестко связанная с шатуном Ь, совершает движение - огибание относительно неподвижной прямой L по принципу пресс-папье (рис. 1).
Y
.P
Рис. 1. Прямолинейно-огибающий механизм в процессе «чистого» огибания
В этот момент центр кривизны дуги (точка М) движется приближенно по параллельной прямой с отклонением А TM и скоростью, равными отклонению
А K и скорости точки контакта K дуги и прямой. Затем происходит отрыв и перенос дуги окружности в исходное положение, что соответствует движению точки М по верхнему криволинейному участку шатунной кривой (показано пунктиром). Кроме того, когда дуга окружности огибает неподвижную прямую,
Т
между ними возникает скольжение е , которое является специфической точностной характеристикой прямолинейно-огибающего механизма. Такие механизмы используются для обработки материалов давлением, где важное влияние на качество работы и получаемых изделий оказывает точность самого механизма (особенно это касается технологии рельефных знаков).
Отклонение А TK теоретического механизма траектории движения точки контакта K от прямой линии определяется как разность между текущей ординатой точки K и ординатой в начале интервала приближения
1 -1 - r (cos ф 11). (1)
T I . rjSin ф1
AK = r21 cosarcsin-
Скольжение е теоретического механизма представляет собой разность между перемещением точки K на расстояние L (длина интервала приближения) и огибающей дуги длиной l за это же время
f
= L -1 = 2
r1 Sin ф
1 + — |- R arcsin
b
r1 sin ф
\\