Научная статья на тему 'Исследование проблем пространственно-экономического развития регионов России'

Исследование проблем пространственно-экономического развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
246
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / МАКРОРЕГИОН / REGIONAL ECONOMICS / SPATIAL DEVELOPMENT / TERRITORY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MACROREGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хубиев Таулан Хасанович

Концептуальные положения региональной экономической науки, а также опыт многих стран со зрелой рыночной и развивающейся экономикой свидетельствуют, что долговременное устойчивое развитие страны и ее регионов в значительной степени определяется результативным использованием современных форм пространственной организации хозяйства. Сущность пространственного потенциала проявляется в совокупности регионального экономического потенциала или ресурсов, инновационных, интеграционных и информационных процессов их развития, а также предпринимательской активности и интересов бизнес-сообщества в их использовании, в том числе и на основе межсубъектной интеграции. Для более наглядной иллюстрации уровня дифференциации между регионами лидерами и регионами аутсайдерами автор приводит результаты исследований проведенных Институтом «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» изложенные в форме сводного индекса региональной экономической активности (РЭА), по секторам экономики и федеральным округам. Для достижение цели и решение задач пространственного развития России автор предопределяет выбор приоритетных направлений государственной политики пространственно-экономического развития страны. Указанные прогрессивные направления должны явиться результатом целенаправленной деятельности государства по совершенствованию организации расселения жителей, размещения на территории объектов экономики, социальной сферы, транспортной, энергетической и иных инфраструктур и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING PROBLEMS OF SPATIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF RUSSIA

Conceptual provisions of regional economic science and also experience of many countries with mature market and developing economy demonstrate that long-term sustainable development of the country and its regions substantially is defined by productive use of modern forms of the spatial organization of economy. The essence of spatial potential is shown in total the regional economic potential or resources, innovative, integration and information processes of their development and also enterprise activity and the interests of business community in their use including on the basis of intersubject integration. For more evident illustration of level of differentiation between regions by leaders and regions by outsiders the author gives the results of researches of NIU "Higher School of Economics" conducted by Center of Development Institute stated in the form of the summary index of the regional economic activity (REA) of sectors of economy and federal districts. For achievement of the goal and the solution of problems of spatial development of Russia the author predetermines the choice of the priority directions of public policy of spatial and economic development of the country. The specified progressive directions have to be result of purposeful activities of the state for improvement of the organization of resettlement of inhabitants, placement in the territory of objects of economy, the social sphere, transport, power and other infrastructures, etc.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем пространственно-экономического развития регионов России»

УДК 332.142.2

08.00.00 Экономические науки

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОСТРАНСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Хубиев Таулан Хасанович

аспирант

khubiy@bk.ru

Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия

Концептуальные положения региональной экономической науки, а также опыт многих стран со зрелой рыночной и развивающейся экономикой свидетельствуют, что долговременное устойчивое развитие страны и ее регионов в значительной степени определяется результативным использованием современных форм пространственной организации хозяйства. Сущность пространственного потенциала проявляется в совокупности регионального экономического потенциала или ресурсов, инновационных, интеграционных и информационных процессов их развития, а также предпринимательской активности и интересов бизнес-сообщества в их использовании, в том числе и на основе межсубъектной интеграции. Для более наглядной иллюстрации уровня дифференциации между регионами лидерами и регионами аутсайдерами автор приводит результаты исследований проведенных Институтом «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» изложенные в форме сводного индекса региональной экономической активности (РЭА), по секторам экономики и федеральным округам. Для достижение цели и решение задач пространственного развития России автор предопределяет выбор приоритетных направлений государственной политики пространственно-экономического развития страны. Указанные прогрессивные направления должны явиться результатом целенаправленной деятельности государства по совершенствованию организации расселения жителей, размещения на территории объектов экономики, социальной сферы, транспортной, энергетической и иных инфраструктур и др.

Ключевые слова: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ, МАКРОРЕГИОН

Рок 10.21515/1990-4665-134-029

UDC 332.142.2 Economic sciences

STUDYING PROBLEMS OF SPATIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF RUSSIA

Khubiev Taulan Hasanovich graduate student khubiy@bk.ru

Stavropol State Agrarian University University, Stavropol, Russia

Conceptual provisions of regional economic science and also experience of many countries with mature market and developing economy demonstrate that long-term sustainable development of the country and its regions substantially is defined by productive use of modern forms of the spatial organization of economy. The essence of spatial potential is shown in total the regional economic potential or resources, innovative, integration and information processes of their development and also enterprise activity and the interests of business community in their use including on the basis of intersubject integration. For more evident illustration of level of differentiation between regions by leaders and regions by outsiders the author gives the results of researches of NIU "Higher School of Economics" conducted by Center of Development Institute stated in the form of the summary index of the regional economic activity (REA) of sectors of economy and federal districts. For achievement of the goal and the solution of problems of spatial development of Russia the author predetermines the choice of the priority directions of public policy of spatial and economic development of the country. The specified progressive directions have to be result of purposeful activities of the state for improvement of the organization of resettlement of inhabitants, placement in the territory of objects of economy, the social sphere, transport, power and other infrastructures, etc.

Keywords: REGIONAL ECONOMICS, SPATIAL DEVELOPMENT, TERRITORY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT, MACROREGION

Одним из важнейших направлений в современной экономической науке становится «пространственное (экономическое и социальное) разви-

тие», которое более объемно и интегрировано научным направлением по сравнению с предшествующим «территориальное развитие экономики». Импульс этому направлению в свое время дало постановление Президиума РАН № 611 от 25 ноября 2008 года, согласно которого Президиум утвердил под № 24 программу «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез».

Пространственное развитие региона осуществляется через эффективную реализацию его пространственного потенциала. В экономической литературе пространственный потенциал трактуется в основном как совокупный экономический потенциал. По мнению многих авторов (Акерман Е.Н., Бияков О.А. и др.) сущность пространственного потенциала проявляется в совокупности регионального экономического потенциала или ресурсов, инновационных, интеграционных и информационных процессов их развития, а также предпринимательской активности и интересов бизнес-сообщества в их использовании, в том числе и на основе межсубъектной интеграции [1,2].

Пространственный потенциал региона состоит из двух составляющих и трактуется так:

1. Как система видов и их комбинаций совокупного экономического потенциала, включающий природно-ресурсный, материально-производственный, научно-технический, институциональный и человеческий потенциалы;

2. Как пространственный фактор, который проявляется в следующем:

- в геопространственном положении региона относительно крупных экономических макрорегионов и союзов других стран, имеющих потенциальные предпосылки для активного экономического сотрудничества в форме расширения рынка сбыта продукции и услуг, межгосударственной экономической интеграции;

- в оптимальном пространственном расположении данного региона, обусловленное совокупностью благоприятных факторов размещения и развития высокотехнологичных предприятий и услуг в регионе, как правило, на основе межрегиональной интеграции, экономический и социальный эффект которых выражается в дополнительной возможности привлечения инвестиций, увеличении занятости, росте экономики и усилении конкурентоспособности региона.

Процесс трансформации регионов в радикально новых условиях протекает сложно, возникают большие проблемы. Систематизация проблем в адаптационно-переходном периоде заключаются в следующих аспектах:

1. Создававшиеся и развивавшиеся в нерыночных отношениях регионы при вхождении в рыночную среду перестали соответствовать масштабу экономических и социальных процессов открытого рынка. Большая часть регионов и крупные города оказалась не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность своей экономики не только в глобальном масштабе, но и в границах страны. В первую очередь не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением прошлых геополитических задач - центры военно-промышленного комплекса, военные городки, закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и другие.

2. Возникли региональные диспропорции в развитии: дифференциация в социально- экономическом развитии регионов, десять - двенадцать субъектов Федерации обеспечивали более 50% ВВП страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Они притягивают на себя производственные мощности, национальные и иностранные инвестиции, квалифицированную и мо-

бильную рабочую силу.

3. Неэффективность пространственных структур обусловила проблему миграционных процессов - в регионах сложилась устойчивая тенденция оттока трудовых ресурсов, в особенности в Сибири и на Дальнем Востоке. Новая система расселения и пространственная организация страны формируется бессистемно и закрепляет в первую очередь сырьевую специализацию страны, во многом этот процесс поддерживается иностранными инвесторами, которые заинтересованы в сугубо сырьевой направленности развития экономики регионов и страны.

4. Рыночная оптимизация хозяйственной деятельности и численности населения в регионах, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией страны, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, систем жизнеобеспечения в ЖКХ и т.д.

Анализируя текущее положение дел в российской экономике в ракурсе применения к ней основных тезисов пространственной теории развития экономики следует отметить, что усилия правительства РФ в процессах размещения инвестиционных ресурсов, все в большей степени обращены на региональный уровень - уровень экономических районов - на содействие процессам агломерирования и кластеризации, обеспечивающим возрастающую отдачу от поддержки в особых экономических зонах, индустриальных и технологических парках, новых промышленных районах.

Последней стадией таких реформ является создание такого формата пространственного развития экономики региона - как территория опережающего развития, в основе данного инструмента региональной политики лежит проектный подход к государственной поддержке и стимулированию внешних инвестиций в развитие экономики региона.

Принимая во внимание протяженность территории Российской Федерации, концепция перехода некоторых регионов или их территорий в

полюса экономического роста представляется в настоящее время актуальной задачей, при условии создания соответствующих «программ роста» или системы управления политикой развития регионов, то есть гарантии устойчивого экономического роста и значительного увеличения его несырьевой части подразумевают поиск отраслевых и региональных полюсов роста и выстраивание программ, содействующих передачи внешних и внутренних импульсов стабильного роста в интегрированное развитие всего государства.

Российская Федерация - огромное по территории государство с колоссальными региональными возможностями и различиями, носящими, в том числе объективный географический характер. Следовательно, для Российской Федерации актуальным является вопрос о проведении грамотной региональной политики, то есть «деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающей как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой».[4]

Для более наглядной иллюстрации уровня дифференциации между регионами лидерами и регионами аутсайдерами используем результаты исследований проведенных Институтом «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» изложенные в форме сводного индекса региональной экономической активности (РЭА), который рассчитывается как простое арифметическое среднее из региональных индексов экономической активности.

Так, например, в 2016 г. в наибольшей части федеральных округов (Центральном, Северо-Западном, Южном, Поволжском, Сибирском и Дальневосточном) степень экономической активности в основном отвечает средней степени в целом по России, слегка отходя от нее в ту или другую сторону. Как видно из рисунка 1, обстоятельства в Северо-Кавказском фе-

деральном округе и Уральском (особенно) федеральном округе заметно хуже, чем в среднем по стране.

Рисунок 1 - Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА), по секторам экономики и федеральным округам (2016 г.) [4]

Рассматривая степень экономической активности в отдельно взятых субъектах РФ следует отметить, что доля регионов, в которых сокращаются все пять секторов экономики или растет только один из пяти, остается очень высокой, однозначно идентифицирующей текущее состояние российской экономики как продолжение рецессии, хотя и не в самой острой ее стадии.

Кроме того, следует заметить, что из элементов выравнивания пространственной поляризации (территории свободного экономического режима, государственные трансферты, инвестиционные фонды, фонды региональной поддержки, льготная система налогов и т.п.), сегодня еще не достаточно подробно исследованы и изучены возможности такого инструмента как территория со свободным экономическим режимом.

Главным приоритетом в области экономической политики регионов в сложившихся обстоятельствах стоит задача обеспечить эффективность развития национальной экономики благодаря повышению качества развития экономического пространства ее регионов. В настоящее время в миро-

вой экономической практике довольно свободно применяется опыт создания пространственных полюсов экономического роста, который позволяет наиболее продуктивно использовать имеющийся потенциал регионов и при этом обеспечить увеличение инновационной деятельности.

В ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации и других выступлениях Президент Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что велением времени является решительный шаг в сторону децентрализации развития, новая география экономического роста и рынка труда, новые отрасли и новые центры промышленности, науки и образования, новая, современная социальная среда во всех российских регионах, городах, поселках.

Достижение цели и решение задач пространственного развития России предопределяет выбор приоритетных направлений государственной политики пространственного развития страны, в числе которых:

- совершенствование системы расселения на территории Российской Федерации;

- совершенствование размещения производственных сил, инновационная модернизация российской экономики на федеральном, региональном и локальном уровнях;

- развитие основных коммуникационных пространственных систем России - транспортной, энергетической, информационной;

- формирование макрорегионов на территории РФ;

- устойчивое развитие регионов - обеспечение сочетания эффективной специализации региональных хозяйственных комплексов и пропорционального и сбалансированного развития секторов экономики и социальной сферы;

- развитие форм пространственной организации экономики на основе их согласованного и взаимодополняющего использования (территориаль-

ные кластеры, особые экономические зоны, районы нового (пионерного) освоения и т.п.);

- реализация стратегий пространственного развития для основных проблемных зон;

- сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности пространственного развития России;

- совершенствование институциональной территориальной структуры.

В целях реализации направлений пространственного развития Российской Федерации необходимо разработать эффективный механизм согласования интересов различных субъектов пространственного развития, имеющий в качестве целевой функции формирование единого экономического пространства, а также активизацию процессов создания новых институтов и форм пространственной организации, обеспечивающих динамичное развитие разнородных пространственных образований.

Таким образом, сегодня на региональном уровне решаются первостепенные задачи социально-экономического развития субъектов РФ, и регионы обладают возможностью обеспечения формы, механизмов, финансирования инновационной деятельности, содействия улучшению внутреннего инвестиционного климата.

Список литературы:

1. Акерман Е.Н., Михальчук А. А., Трифонов А.Ю. Факторный подход в построении экономического пространства региона // Вестник Том. гос. ун-а. Экономика. 2010. № 3(11). С. 84- 92.

2. Бияков О.А. Региональное экономическое пространство: измерение использования потенциала: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Кемерово, 2005. - 42 с.

3. Беликова И.П. Инновационный потенциал как фактор повышения инновационной активности бизнеса // Экономика и предпринимательство, журнал № 11 2014, с. 656-661.

4. Иванова Л. Н., Терская Г. А., Точки роста и драйверы роста: к вопросу о содержании понятий // Journal of institutional studies (журнал институциональных исследований) том 7, № 2. 2015 с. 3

5. Кодолова Т. А. Потенциал пространственного развития: предмет и метод ис-

следования. //(67) УЭкС, 7/2014 региональная экономика: теория и практика от 23.07.2014.

6. Коломак Е. А. Пространственное развитие и приоритеты региональной политики в России // ЭКО. 2014. № 1 (475). С. 41-53.

7. Юдина Е. В., Ухина Т. В. Цели, задачи и механизмы пространственного развития России// Сервис plus. Т. 11. 2017. № 2. С. 22-29.

8. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/526/15755-5.php/ Дата обращения: 20.10.2017.

References

1. Akerman E.N., Mihal'chuk A.A., Trifonov A.Ju. Faktornyj podhod v postroenii jekonomicheskogo prostranstva regiona // Vestnik Tom. gos. un-a. Jekonomika. 2010. № 3(11). S. 84- 92.

2. Bijakov O.A. Regional'noe jekonomicheskoe prostranstvo: izmerenie ispol'zovanija potenciala: Avtoref. dis. ... d-ra jekon. nauk. Kemerovo, 2005. - 42 s.

3. Belikova I.P. Innovacionnyj potencial kak faktor povyshenija innovacionnoj ak-tivnosti biznesa // Jekonomika i predprinimatel'stvo, zhurnal № 11 2014, s. 656-661.

4. Ivanova L. N., Terskaja G. A., Tochki rosta i drajvery rosta: k voprosu o soderzhanii ponjatij // Journal of institutional studies (zhurnal institucional'nyh issledovanij) tom 7, № 2. 2015 s. 3

5. Kodolova T.A. Potencial prostranstvennogo razvitija: predmet i metod issledovanija. //(67) UJekS, 7/2014 regional'naja jekonomika: teorija i praktika ot 23.07.2014.

6. Kolomak E. A. Prostranstvennoe razvitie i prioritety regional'noj politiki v Rossii // JeKO. 2014. № 1 (475). S. 41-53.

7. Judina E. V., Uhina T. V. Celi, zadachi i mehanizmy prostranstvennogo razvitija Rossii// Servis plus. T. 11. 2017. № 2. S. 22-29.

8. Koncepcija Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov RF [Jel-ektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://pandia.ru/text/78/526/15755-5.php/ Data obrashheni-ja: 20.10.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.