Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фанчен Лю

Статья посвящена анализу проблем и стратегий развития многонациональных предприятий. Раскрыта сущность понятий «многонациональность», «многонациональное предприятие», «транснациональная корпорация». Глобальная экономика характеризуется высокой неопределенностью и рисками. Это требует реализации условий и стратегий повышения конкурентоспособности международных предприятий на глобальных рынках. К таким стратегиям относятся: переход от производственного аутсорсинга к глобальному инновационному аутсорсингу, оптимизация производственных процессов и размещение различных этапов производства на разных локальных участках, оптимизация использования цифровых тактик и стратегий в сфере стратегического менеджмента на зарубежных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PROBLEMS AND STRATEGIES OF DEVELOPMENT OF MULTINATIONAL ENTERPRISES

The article is devoted to the analysis of problems and strategies of development of multinational enterprises. The essence of the concepts of multinational, multinational enterprise, transnational corporation is revealed. The global economy is characterized by high uncertainty and risks. This requires the implementation of conditions and strategies to increase the competitiveness of international enterprises in global markets. Such strategies include the transition from production outsourcing to global innovative outsourcing, optimization of production processes and placement of various stages of production at different local sites, optimization of the use of digital tactics and strategies in the field of strategic management in foreign markets.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 332

DOI 10.23672/f7091 -0787-1948-p

Лю Фанчен

магистр,

Московская школа экономики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова fangchenliu1998@163.com

Исследование проблем

и стратегий развития

многонациональных

предприятий

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем и стратегий развития многонациональных предприятий. Раскрыта сущность понятий «многонационального», «многонациональное предприятие», «транснациональная корпорация». Глобальная экономика характеризуется высокой неопределенностью и рисками. Это требует реализации условий и стратегий повышения конкурентоспособности международных предприятий на глобальных рынках. К таким стратегиям относятся: переход от производственного аутсорсинга к глобальному инновационному аутсорсингу, оптимизация производственных процессов и размещение различных этапов производства на разных локальных участках, оптимизация использования цифровых тактик и стратегий в сфере стратегического менеджмента на зарубежных рынках.

Ключевые слова: глобальная экономика, многона-циональность, многонациональные предприятия, транснациональные корпорации, стратегия развития.

Liu Fangchen

Master,

Moscow School of Economics, Moscow State University named after M.V. Lomonosov fangchenliu1998@163.com

Research of problems and

strategies of development of multinational enterprises

Annotation. The article is devoted to the analysis of problems and strategies of development of multinational enterprises. The essence of the concepts of multinational, multinational enterprise, transnational corporation is revealed. The global economy is characterized by high uncertainty and risks. This requires the implementation of conditions and strategies to increase the competitiveness of international enterprises in global markets. Such strategies include the transition from production outsourcing to global innovative outsourcing, optimization of production processes and placement of various stages of production at different local sites, optimization of the use of digital tactics and strategies in the field of strategic management in foreign markets.

Keywords: global economy, multinational, multinational enterprises, transnational corporations, development strategy.

В современных условиях глобальной экономики многонациональные предприятия играют важную роль в системе общественных отношений, оказывая значимое влияние на социально-экономическую и политическую жизнь общества. Развитие глобальной экономики привело к расширению «международного производства и капитала, а появление и развитие международных (транснациональных) компаний спровоцировали начало нового этапа экономического развития - транснационализации международного бизнеса» [3, с. 5].

Обострение конкуренции в условиях глобализации требует применения преимуществ новых ресурсов и рынков на основе эффективных стратегий менеджмента, обеспечивающих повышение конкурентоспособности международных предприятий. Поэтому вопросы о проблемах и стратегиях развития многонациональных предприятий являются актуальными и порождают активные дискуссии среди специалистов различных

областей научного знания и практической деятельности.

Анализ исследуемой проблемы требует определения сущности понятий «многонациональ-ность», «многонациональные предприятия» и используемые в научной литературе синонимичные понятия «многонациональная компания», «транснациональная корпорация».

Многонациональность как феномен в области международного и стратегического менеджмента определяется как «степень, в которой компания осуществляет международную деятельность, инвестируя в активы и/или контролируя деятельность за пределами ее страны происхождения» [2, с. 18]. В широком контексте, многонациональная компания трактуется как «компания, имеющая подразделения в более, чем одной стране, и оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей реализовывать согласованную политику и общую стратегию» [2, с. 21]. Транснациональная корпорация, согласно

П.Д. Шимко, С.В. Шагурину, определяется «как комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах» [4, с. 11]. Как мы видим, в основе описанных понятий лежит международный подход к организации производственной, финансовой и торговой деятельности международных предприятий в двух и более странах.

Организационная структура международных предприятий определяется видом деятельности, типом ее производства, особенностями принимающих стран, а также теми изменениями, которые диктуют особенности развития мирового рынка. Глобальная экономика создает ряд рисков для развития международных предприятий, которые сталкиваются с такими негативными факторами, как системная неопределенность, культурные барьеры и операционные риски [1, с. 165]. Поэтому необходимо раскрыть условия успешной реализации стратегии развития международных предприятий на развивающихся рынках. К таким условиям относится «создание и формирование их иностранными подразделениями собственных управленческих, технологических и инновационных компетенций» [1, с. 185], что, как правило, обеспечивает успешную адаптацию и конкурентные преимущества международных предприятий в условиях глобального рынка.

Наличие рисков и ситуаций неопределенности в глобальной экономике требуют выбора эффективных стратегий развития международных предприятий. Повышение конкурентоспособности международных предприятий требует оптимизации производственных процессов, размещения различных этапов и цепочек производства на разных локальных участках, что позволяет достичь более высокой выгоды [3]. Успешной стратегией развития международных предприятий из стран с развивающимися рынками является «путь от глобального аутсорсинга к собственному глобаль-

Литература:

1. Бухвалов А.В. Стратегии международных компаний на развивающихся рынках: влияние глобализации и опыт локализации производства / А. В. Бухвалов, О.А. Алексеева // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 2. С. 149-170.

2. Веселова А.С. Методы формирования структурных конфигураций российских многонациональных компаний: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Веселова Анна Сергеевна. СПб., 2016. 219 с.

3. Корпоративные стратегии транснациональных компаний в условиях пандемии: коллектив авторов : монография / Под общ. ред. Е.Н. Смирнова. Новосибирск : Изд. ООО «СибАК», 2021. 358 с.

4. Шагурин С.В. Экономика транснационального предприятия / С.В. Шагурин, П.Д. Шимко. СПб. : СПбПУ, 2008. С. 8-45.

ному производству через инновационный аутсорсинг» [1, с. 165]. Другой успешной стратегией повышения конкурентоспособности международных предприятий является возможность перемещать в пространстве фрагменты их производственной цепочки [1].

Одним из ключевых показателей международной активности международных предприятий является объем прямых зарубежных инвестиций. Прямые зарубежные инвестиции, с одной стороны, «выступают инструментом для движения капитала, технологий и организационных навыков из одной страны в другую, а, с другой стороны, являются инструментом для ограничения конкуренции между фирмами разных стран» [2, с. 24]. Поэтому важным направлением развития международных предприятий является привлекательная инвестиционная политика, поскольку привлечение инвестиций «способствуют росту занятости населения, реализации новых технологий и улучшению региональных особенностей» [3, с. 6]. В условиях информатизации общественных отношений многим международным компаниям необходимо провести анализ стратегического развития с точки зрения использования цифровых тактик и стратегий в сфере оптимизации методов стратегического менеджмента к управлению предприятиями в контексте организации их хозяйственной деятельности на зарубежных рынках [3, с. 6].

Таким образом, международные предприятия являются сложными организационными системами, осуществляющими экономическую и производственную деятельность в разных странах на основе стратегий международного менеджмента. Выбор стратегии развития для успешной интеграции в международный рынок является исключительно важной задачей стратегического менеджмента предприятия. Применение конкурентоспособных внешнеэкономических стратегий и методов международного стратегического развития в условиях глобализации и информатизации экономики и общественных отношений позволяет достичь положительных результатов интеграции предприятия в международный рынок.

Literature:

1. Bukhvalov A.V. Strategies of international companies in emerging markets: the impact of globalization and the experience of localization of production / A.V. Bukhvalov, O.A. Alekseeva // Russian Journal of Management. 2015. Vol. 13. № 2. P. 149-170.

2. Veselova A.S. Methods of formation of structural configurations of Russian multinational companies : dis. ... cand. of econ. sciences: 08.00.05 / Veselova Anna Sergeevna. SPb., 2016. 219 p.

3. Corporate strategies of multinational companies in the context of a pandemic: team of authors : monograph / under the general editorship of E.N. Smirnov. Novosibirsk : Ed. SibAK LLC, 2021. 358 p.

4. Shagurin S.V. Economics of a transnational enterprise / S.V. Shagurin, P.D. Shimko. SPb. : SPbPU, 2008. P. 8-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.