Научная статья на тему 'Исследование проб почвы с территорий Песцового и Северо-Уренгойского месторождений углеводородного сырья Ямало-Ненецкого автономного округа на наличие возбудителя сибирской язвы'

Исследование проб почвы с территорий Песцового и Северо-Уренгойского месторождений углеводородного сырья Ямало-Ненецкого автономного округа на наличие возбудителя сибирской язвы Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
189
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Карнаухов И. Г., Куклев Е. В., Куличенко А. Н., Шевченко О. В., Плотникова Е. А.

Проведено исследование 111 объединенных проб почвы с территории Песцового НГКМ и 108 объединенных проб с территории Северо-Уренгойского месторождений углеводородного сырья на наличие возбудителя сибирской язвы. При проведении полного лабораторного исследования полученных проб почвы В. anthracis не обнаружен. Отрицательные результаты лабораторного анализа согласуются с эпидемиологическими и эпизоотологическими данными, полученными в ходе отбора проб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Карнаухов И. Г., Куклев Е. В., Куличенко А. Н., Шевченко О. В., Плотникова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assaying of Soil Samples from the Territories of Pestsovyi and North-Urengoy Hydrocarbon Staff Deposits of the Yamal-Nenetsky Autonomous District for the Presence of the Anthrax Agent

Pooled soil samples from the territories of Pestsovyi hydrocarbon staff deposit and North-Uhrengoy HSD, 111and 108 in number, respectively, were studied for the presence of the agent of anthrax, Bacillus anthracis, with negative results that were in agreement with the epidemiologic and epizootiologic data obtained in the course of sampling.

Текст научной работы на тему «Исследование проб почвы с территорий Песцового и Северо-Уренгойского месторождений углеводородного сырья Ямало-Ненецкого автономного округа на наличие возбудителя сибирской язвы»

УДК 616-981.51(571.121) ...

И.Г.Карнаухов1, Е.В.Куклев\ А.Н.Куличенко\ О.В.Шевченко\ Е.А.Плотникова1, В.Е.Куклев1,

О.В.Абакшин2, Е.П.Абрамов2, И.Л.Курбанов2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБ ПОЧВЫ С ТЕРРИТОРИЙ ПЕСЦОВОГО И СЕВЕРО-УРЕНГОЙСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЙ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА НАЛИЧИЕ ВОЗБУДИТЕЛЯ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ

1Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб»,

2ОАО «ВНИИгаздобыча», Саратов

Проведено исследование 111 объединенных проб почвы с территории Песцового НГКМ и 108 объединенных проб' с территории Северо-Уренгойского месторождений углеводородного сырья на наличие возбудителя сибирской язвы. При проведении полного лабораторного исследования полученных проб почвы В. аткгаж не обнаружен. Отрицательные результаты лабораторного анализа согласуются с эпидемиологическими и эпизо-отологическими данными, полученными в ходе отбора проб.

Известно, что споры В. ашИгааз могут сохранять жизнеспособность в окружающей среде 60-70 лет и более. Предельный срок их выживаемости в почве до сих пор не установлен. Наличие споры позволяет возбудителю сибирской язвы сохранять не только жизнеспособность, но и исходную вирулентность, необходимую для воздействия на восприимчивый организм при последующем заражении.

При определенном сочетай™ физико-химических и биологических факторов окружающей среды споры сибирской язвы могут не только сохраняться в почве, но и вегетировать, поддерживая, таким образом, существование почвенного очага сибирской язвы [6, 9]. К таким факторам относятся: черноземный или каштановый тип почвы, высокая эродиро-ванность и аэрация, реакция среды pH 5,5-7,5, высокое содержание органических веществ (гумус 4 % и более), влажность не ниже 20 % (оптимальная 40-60%), температура 15—45 °С (оптимальная 20-30 °С), наличие азота, калия, магния, фосфора и других микроэлементов.

Необходимо также иметь в виду то, что отсутствие заболеваний в стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах не обязательно свидетельствует о гибели возбудителя в относящихся к этим пунктам почвенных очагах.

В то же время результаты многочисленных экспериментальных исследований [9] свидетельствуют, что при сочетании неблагоприятных для В. ашИгааз физических, химических и биологических почвенных условий возбудитель способен диссоциировать, утрачивать капсулу и вирулентность и, в конечном счете, погибать. В почве могут находиться биологические агенты, оказывающие антагонистическое воздействие на возбудителя сибирской язвы. Это актиномицеты, грибы, гнилостные анаэробные микроорганизмы, бактериофаги и др. Развитию бактерий - антагонистов В. аш1ггас1з способствует корневая система ряда высших растений (клевер, вика, пшеница, озимая рожь, чеснок, лук и др.).

Таким образом, можно констатировать, что состояние инфицированное™ почвы возбудителем сибирской язвы - динамическое явление, подверженное! изменчивости во времени в количественном и качественном отношении под влиянием меняющихся условий окружающей среды.

Что касается вопроса об обнаружении спор сибирской язвы в почве, то необходимо учитывать, что даже на заведомо зараженных возбудителем участках выделить его удается в небольшом количестве проб [9]. В связи с этим необходимо забирать для исследования возможно большее количество проб почвы.

При проведении работ по забору проб почвы для исследования на наличие В. ашИгааз необходимо иметь в виду, что возможно заболевание людей сибирской язвой в результате контакта с конта-минированной возбудителем почвой. При этом реализуется контактный механизм заражения, когда возбудитель проникает в организм человека через микроповреждения кожных покровов.

В то же время реализация аэрогенного (аспира-ционног^о) механизма заражения человека при контакте с почвенными очагами сибирской язвы вряд ли осуществима, так как в естественных условиях ■недостижима необходимая для заражения высокая концентрация спор возбудителя в воздухе [9].

Целью исследования в данной работе являлось обследование почвы с территорий Песцового и Северо-Уренгойского месторождений углеводородного сырья, расположенных в Ямало-Ненецком автономном ^круге (ЯНАО) на наличие В. атИ-гассъ.

По данным Управления ветеринарии администрации ЯНАО, на данных территориях в 20-30-х годах прошлого века отмечались случаи падежа оленей, предположительно, от сибирской язвы. Учитывая эту информацию, а также вышеуказанные сведения об особенностях сохранения В. апЛгайз в почве и' принимая во внимание интенсивное хозяйственное освоение территорий указанных месторождений, решено провести забор проб почвы с территорий Песцового и Северо-Уренгойского месторождений и их исследование на наличие В. апЛга-с1з. Проведение работ было согласовано с Управлением ветеринарии администрации ЯНАО и службой государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В ходе работы использовались методы эпидемиологического обследования, эпидемиологического анализа,, осуществлялся забор проб почвы, которые затем изучались с помощью лабораторных методов анализа на наличие возбудителя сибирской язвы.

Так как на обследуемых территориях нет официально зарегистрированных почвенных очагов сибирской язвы и при рекогносцировочном полевом обследовании территории захоронений, фрагментов и останков животных не обнаружено, то отбор проб почвы проводился в соответствии с ГОСТ 17.4.30-83 [2] и ГОСТ 17.4.4.02-84 [3].

Координаты точек отбора проб на местности регистрировались с помощью координатоопредели-теля GPS (Garmi n III плюс) и затем выносились на схемы месторождений с использованием компьютерной программы AutoCad 2002.

Одна первичная проба отбиралась с территории 200-500 м2. Отбор проб проводился с глубины 10-20 см при помощи лопаты и столовых ложек из нержавеющей стали. На одну первичную пробу брали 3-4 ложки почвы, то есть 150-200 г. Первичные пробы группировались в объединенные пробы. В одну объединенную пробу входило от двух до восьми, в среднем - пять первичных проб.

Диагностические исследования объединенных проб почвы проводились в соответствии с методическими указаниями по лабораторной диагностике сибирской язвы [4] и МУ 3.5.5.1034-01 [5].

С каждой пробой после предварительной подготовки проводили следующие исследования:

- высевы на дифференциально-диагностические среды;

- постановка биопробы (заражение лабораторных животных);

-ПЦР.

В случае выделения подозрительных колоний, имеющих сходные с В. anthracis культурально-морфологические признаки, проводили весь комплекс предусмотренных инструктивными документами методических приемов.

Биологическое исследование проводили на беспородных белых мышах. Подготовленные образцы вводили двум белым мышам подкожно в дозе 0,2-0,3 мл. Наблюдение за лабораторными животными вели в течение 10 сут, после чего животных умерщвляли, вскрывали, делали мазки-отпечатки для люминесцентно-иммунологического анализа и посевы на питательные среды из места введения и регионарного лимфатического узла. При выделении подозрительных колоний осуществляли весь комплекс исследований, предусмотренных инструкцией.

При изучении эпидемиологической и эпизоото-логической ситуации на обследуемых территориях установлено отсутствие официальных данных о заболеваниях людей или животных сибирской язвой за последние 60 лет, что совпадает с данными Б.Л. Черкасского [9]. Также отсутствует информация о выделении В. anthracis от каких-либо животных или из объектов окружающей среды на данных территориях. Официально зарегистрированных почвенных очагов сибирской язвы или скотомогильников на указанных территориях также не существует.

При проведении отбора проб почвы как на территории Песцового, так и на территории Северо-Уренгойского месторождений захоронений, фрагментов и останков животных выявлено не было.

При отборе проб встречались такие типы почв, как иллювиально-гумусовые, тундровая дерновая, тундровая торфянисто-глеевая, дерново-глеевая, торфяная, почвы пятен, пески. Проводилось определение pH отбираемых проб почвы по

ГОСТ 26.483.85-85 [4]. Показатели кислотности колебались в пределах от 3,3 до 4,8. Необходимо также отметить короткий период благоприятного для вегетации спор температурного режима на обследованных территориях.

На территории Песцового месторождения обследованы территории карьеров строительного грунта и кустов газовых скважин, отобрано 492 первичные пробы, из них сгруппировано 111 объединенных проб.

На территории Северо-Уренгойского месторождения обследованы карьеры песка, карьер торфа, территории кустов газовых скважин, часть территории трассы проектируемого газопровода и автодороги, отобрано 585 первичных проб, из них сгруппировано 108 объединенных проб.

Объединенные пробы доставлены в соответствии с требованиями СП 1.2.036-95 [8] в РосНИПЧИ «Микроб» для исследования.

Безопасность работы сотрудников при отборе проб почвы и в процессе подготовки объединенных проб обеспечивалась в соответствии с требованиями СП 1.3.1285-03 [1]. Отбор проб и их объединение проводился в резиновых перчатках!

В качестве дезинфектанта использовали 6 % раствор перекиси водорода с 0,5 % моющего средства. Экспозиция 60 мин. Все объединенные пробы почвы были исследованы с целью выявления спор и (или) вегетативных клеток В. аш1ггас1з.

В результате проведенных лабораторных исследований возбудитель сибирской язвы в доставленных образцах полевого материала с территорий Песцового и Северо-Уренгойского месторождений не обнаружен.

Таким образом, получены отрицательные результаты лабораторного исследования на сибирскую язву 219 объединенных проб почвы с территорий Песцового и Северо-Уренгойского месторождений. Эти результаты согласуются с эпидемиологическими и эпизоотологическими данными, полученными при проведении отбора проб почвы (отсутствие заболеваний людей и животных сибирской язвой за последние 60 лет, отсутствие на обследуемых территориях официально зарегистрированных почвенных очагов сибирской язвы и скотомогильников, неблагоприятные для сохранения возбудителя типы почв и климатические условия). Эти данные также полностью соответствуют выводам, сделанным Б.Л.Черкасским при исследовании в 1968 г. полуострова Ямал для оценки риска заболевания людей и северных оленей сибирской язвой [9].

Можно утверждать, что основные физикохимические свойства тундровой почвы (высокая кислотность, низкое содержание гумуса, фосфора, калия, азота) являются крайне неблагоприятными для сохранения и обитания В. апШгас1з. Гибели возбудителя в почве способствуют также наличие подстилающих почвенный слой многолетнемерзлых пород, постоянная смена процессов замораживания и оттаивания верхних слоев почвы.

Таким образом, можно заключить, что интенсивное хозяйственное освоение территорий Песцового и Северо-Уренгойского месторождений, связанное с проведением большого объема земляных работ, на обследованной территории не представляет опасности в плане заражения людей и животных сибирской язвой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Безопасность работы с групп патогенности - ' (опасности): гические правила,

микроорганизмами 1-2 Санитарно:эпидеми6ло-Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 12 марта 2003 г. - 2. ГОСТ 17.4.30-83. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб. -М.: Изд-во стандартов, 1984. — 3. ГОСТ 14.4.4.02-84. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализа. - М.: Изд-во стандартов, 1986. - 4. ГОСТ 26.483.85-85. Почвы. Приготовление солевой вытяжки и определение ее pH по методу ЦИНАО. - М., 1985. - 5. Лабораторная диагностика сибирской язвы у животных и людей, обнаружение возбудителя в сырье животного происхождения и объектах внешней среды: Методические указания - М.: ВО «Агропромиздат», 1989. - 6. Обеззараживание исследуемого материала, инфицированного бактериями 1-2 групп при работе методом ПЦР: Методические указания. - М., 2001. - 7. Онищенко Г.Г., Васильев Н.Т., Литусов Н.В. и др. Сибирская язва: актуальные вопросы микробиологии, эпидемиологии, клиниюі, диагностики, лечения и профилактики. - М.: ВУНМЦ М3 РФ, 1999. - 448 с. - 8. Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов 1 и 2 групп патогенности: Са-

нитарные правила. - М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1995. -9. Черкасский Б.Л. Эпидемиология и профилактика сибирской язвы. - М.: «ИНТЭРСЭН», 2002. - 384 с.

I.G.Karnaukhov, E.V.Kooklev, A.N.Kulichenko, O.V.Shevchenko,

E.A.Plotnikova, V.E.Kooklev, O.V.Abakshin, E.P.Abramov, l.L.Kourbanov

Г . : ' .

" Assaying of Soil Samples from the Territories of Pestsovyi and North-Urengoy Hydrocarbon Staff Deposits of the Yamal-Nenetsky Autonomous District for the Presence of the Anthrax Agent

Russian Anti-Plague Research Institute “Microbe",

Open-End Company RRPI "Gazdobycha", Saratov

Pooled soil samples from the territories of Pestsovyi hydrocarbon staff deposit ;and North-Uhrengoy HSD, 11 land 108 in number, respectively, were studied for the presence of the agent of anthrax, Bacillus anthracis, with negative results that were in agreement with the epidemiologic and epizootiologic data obtained in the course of sampling.

Поступила 27.01.05.

УДК 623.458 .

Э.Бабаев, А.Гепдиремен, К.Барамидзе, А.Талыбзаде

ПРИМЕНЕНИЕ М-АЛКИЛПРОИЗВОДНЫХ АМИНОКИСЛОТ (ЯЕОЯ-2)

В ОЧАГЕ ПОРАЖЕНИЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ

Фирма «ЯЕСЖ» Национальной Академии Наук Азербайджана, Ерзурумский Ататюркский Университет, Тбилисский Государственный Университет

Сотрудниками фирмы «КЕО!?.» Национальной Академии наук Азербайджанской Республики получен антибактериальный препарат Кеог-2, представляющий собой полусинтетическое И-алкилпроиз-водное аминокислот.

Изучены физико-химические константы полученного препарата (определение содержания углерода, водорода и азота: исследование инфракрасного и ЯМР-спектров). Препарат Кеог-2 хорошо растворим в воде, является твердым веществом белого цвета, без запаха.

При изучении бактериальной активности 11ёог-2! установлено, что препарат оказывает бактерицидное действие на холерный вибрион в водной среде при экспозиции 24 ч и соотношении объема препарата к объему водной взвеси холерного вибриона 1:2. .

Определялись токсические свойства соединения Кеог-2 на белых мышах, а также на клеточных культурах (амнион человека, фибриобласт эмбриона мышей, клетки почек обезьян, клетки гортани человека).

, На основании полученных экспериментальных данных можно, сделать вывод об отсутствии токсичности препарата Reor-2.

Установлено отсутствие побочного действия препарата на структурную организацию внутренних органов! крыс . весом 200-300 г после, трехкратного введения в брюшную полость водного раствора препарата (225 мг/кг) и двадцатикратного введения (125 мг/кг) с интервалом в 24 ч.

Экспериментальное введение препарата Reor-2 крысам на протяжении 12 мес. позволяет сделать заключение об отсутствии у препарата канцерогенного воздействия.

Таким образом* воможно использование препарата Reor-2 в качестве дезинфицирующего средства против холерного вибриона, в том числе при применении холерного вибриона в качестве бактериологического оружия.

Данная работа выполнена в рамках Collaborative Linkage Grant N 979252.

' Поступила 15.06.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.