Научная статья на тему 'Исследование прибалтийской диаспоры Сибири российскими и зарубежными учеными'

Исследование прибалтийской диаспоры Сибири российскими и зарубежными учеными Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
740
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лоткин И. В.

Рассмотрены проблемы изучения прибалтийской диаспоры Сибири (латышей и эстонцев) отечественными и зарубежными учеными во второй половине XIX начале XXI вв. Подчеркивается, что в последние десятилетия появились работы историков, этнографов, лингвистов по проблемам истории (в том числе новейшей), хозяйства, традиционной культуры, религии, языковых взаимосвязей и современных этнических процессов у переселенцев из Прибалтики в Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лоткин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE SIBERIAN BALTIC DIASPORA BY RUSSIAN AND FOREIGN SCIENTISTS

The paper considers investigation problems of the Siberian Baltic Diaspora (the Letts and the Estonians) by Russian and foreign scien< tists at the end of the 19th beginning of the 21st century. It is stressed that there is a number of works that appeared during the recent years written by historians, ethnographers, linguists on some problems of history (including the recent history), agriculture, traditional culture, religion, language similarities, and modern ethnical processes that oc< cur among the settlers from the Baltic Region in Siberia.

Текст научной работы на тему «Исследование прибалтийской диаспоры Сибири российскими и зарубежными учеными»

УДК 39

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИБАЛТИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ СИБИРИ РОССИЙСКИМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ УЧЕНЫМИ

И.В. Лоткин

Государственный университет путей сообщения. г. Омск E-mail: [email protected]

Рассмотрены проблемы изучения прибалтийской диаспоры Сибири (латышей и эстонцев) отечественными и зарубежными учеными во второй половине XIX - начале XXI вв. Подчеркивается, что в последние десятилетия появились работы историков, этнографов, лингвистов по проблемам истории (в том числе новейшей), хозяйства, традиционной культуры, религии, языковых взаимосвязей и современных этнических процессов у переселенцев из Прибалтики в Сибири.

Значительный объем в этнографической науке занимают исследования, посвященные малым этнографическим и этническим группам. Актуальность подобных работ обусловлена современными этническими процессами (этническая консолидация, интеграция, ассимиляция и т.п.), происходящими в мире и на территории нашей страны и этнической историей данных групп.

К числу малоизученных этнических групп относятся латыши и эстонцы, проживающие (или проживавшие) в Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях и в Алтайском и Красноярском краях. По итогам переписи населения 1989 г., численность всех выходцев из Прибалтики составляет около 30 тыс. чел., большая часть которых проживает в сельских районах. Именно латышское и эстонское и население, проживающее в данный момент в Сибири, или проживавшее там в определенные периоды Х1Х-ХХ вв. и будет являться объектом нашего исследования.

В историко-этнографической литературе проблемы истории и этнического развития различных групп латышей и эстонцев, живущих за пределами основной территории расселения своих этносов, получили определенное освещение.

О лютеранских колониях на Оми и в Минусинской котловине в 1860-1890 гг. писали В. Гаупт [1, 2], Н.М. Ядринцев [3], Н. Лассман [4], появились публикации в периодической печати [5, 6].

Сведения о прибалтийских поселенцах, содержащиеся в этих работах, носят крайне противоречивый характер. Так, по мнению Н. Лассмана и

Н.М. Ядринцева, прибалтийские колонисты питали отвращение к честному труду. Идеолог сибирского областничества Н. Ядринцев назвал лютеранские колонии на Оми «пандемониумом несчастий и преступлений». Приводимые им сведения о быте латышских и эстонских колонистов зачастую носят неправдоподобный, а иногда и гротескный характер. Например, он обвинил латышей в ограблении омского почтамта в 1877 г. Безусловно, Н. Ядринцев выражал интересы зажиточного сибирского крестьянства, которое со страхом и ненавистью относилось к «инородцам без креста». Однако нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что жители лютеранских колоний были административными

ссыльными, и среди них действительно было немало лиц, склонных к правонарушениям.

Газета «Народное богатство» наоборот писала, что эстонские колонисты в деревне Ревель трудились охотно и прилежно. Вероятно, автор заметки имел в виду все-таки не ссыльных, переселившихся в Омскую колонию из д. Рыжково, а сосланных в Сибирь участников восстания в Махтра в 1858 г., которые, в отличие от административных ссыльных действительно отличались трудолюбием.

Основным недостатком вышеупомянутых публикаций является то, что они носят отрывочный и чисто описательный характер.

На рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом добровольного переселения жителей Прибалтики во внутренние районы России в Прибалтийском крае усилился интерес к своим соотечественникам, покинувшим родину. В 1900 г. в г. Тарту вышла работа кистера Й. Меомуттеля [7], где он попытался обобщить сведения об эстонских колониях в России, а также о состоянии школьного и религиозного воспитания в этих колониях. Всего в труде Й. Меомуттеля упомянуто 125 эстонских поселений в России. Что касается Западной Сибири, то кроме старых лютеранских колоний автор упоминает о деревнях Орава и Золотая Нива, основанных добровольными переселенцами.

Интерес представляют также работы известного дореволюционного исследователя переселенческих проблем А.А. Кауфмана, который отмечал, что выходцы из Балтии в Сибири заселяли 35,9 % лесных, 35,1 % степных и 29,0 % лесостепных участков. «В среде переселенцев - писал он, - действительно, встречаются такие, которые ведут образцовое, даже и не только для своего района, хозяйство. В глухом тарском урмане мне пришлось попасть в только что за год пред тем возникшие латышские поселки: за один год латыши расчистили из под глухого леса широкие квадраты пахотных полей - и не только расчистили, но сняли покрывавший почву густой войлок мертвой травы и мха, который, перепрев, должен был пойти на удобрение почвы. ... На усадьбах, кроме чистых и просторных жилых домов, у некоторых были готовы теплые хлева и сеновалы, словом, можно было вообразить себя где-нибудь в окрестностях Дерпта или в имении новгородского

помещика, раздавшего землю под хутора эстонцам и латышам» [8. С. 242, 382].

В 1918 г. в г. Тарту вышла монография пастора А. Ниголя, где автор дал характеристику всем эстонским колониям в России. В его работе упомянуты 347 эстонских поселений, и в отличие от своих предшественников он также перечисляет города, где осели переселенцы из Эстонии [9].

Вместе с тем в монографии А. Ниголя допущено немало фактических ошибок при указании местоположения эстонских поселений и дат их основания. Так, по его данным, колония Рыжково была основана в 1843 г., тогда как большинство авторов считает, что это поселение возникло в первом десятилетии XIX в., а село Поливановка, расположенное на территории нынешнего Азовского района Омской области, по мнению А. Ниголя, находилось к западу от Омска [9. Lk. 40, 43]. В монографии также приводятся интересные сведения о природных и климатических особенностях регионов, в которых оказались выходцы из Эстонии, о хозяйственных занятиях и культурной жизни переселенцев. Основной вывод А. Ниголя, который впоследствии повторили большинство эстонских исследователей, заключается в том, что сохранение традиционной культуры той или иной этнической группы определяется ее величиной, географической компактностью и изолированностью от других групп.

Монография А. Ниголя (выпущенная в 1918 г. она, тем не менее, базировалась на материалах, собранных до революции) таким образом венчает дореволюционный период исследования прибалтийских колоний в Сибири. Несмотря на определенную отрывочность исследования этого периода в целом позволяют проследить общую картину переселения латышей и эстонцев в Сибирь.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов в СССР издаются несколько работ прибалтийских авторов по проблемам этнической истории латышей и эстонцев в России. К ним, в первую очередь, относятся две монографии К. Шкилтера, посвященные истории формирования латышских колоний в России, а также участию латышских поселенцев в гражданской войне [10-11].

п Особый интерес представляет работа «Latkoloniju Vesture» («История латышских колоний»), где приводится список всех латышских и латгальских поселений в Сибири и существовавших в них культурнопросветительных учреждений [10. 133.-137. l pp.].

Изучением экономики, быта и культуры эстонцев в СССР занималось созданное в 1925 г. Эстонское научное общество. Председателем правления этого общества был избран Я. Анвельт. На заседании 10 января 1932 г. аспирант Э. Паклар представил рукопись монографии «Поселения эстонцев в СССР». Впоследствии Э. Паклар продолжал работать над этой темой, однако в конце 1930-х гг. он и его научный руководитель, профессор Х. Пегельман были репрессированы. Рукопись и архив автора до сих пор не обнаружены. Из исследований Э. Паклара

опубликованы только сведения о численности эстонских поселений (498) и крестьянских хозяйств (22265) накануне коллективизации [12. С.5].

Интерес к своим соотечественникам, живущим в Сибири, проявили также историки Латвийской республики. Результаты их исследований по этому вопросу были опубликованы в многотомном издании ЛаМе§и копуеггасуаз уагёшса» в 1933 и 1939 гг. [13, 14]. В данных статьях приведены подробные сведения по расселению и численности латышей в различных регионах России, в том числе и в Сибири, при этом в статье «КоЬпуаз 1аМе§и» («Латышские колонии») приведен полный перечень латышских поселений Российской империи за пределами Латвии, что делает данную статью ценным историческим источником, не утратившим своей актуальности и по сей день.

В конце 1930-х гг. по Сибири прокатилась волна репрессий, были закрыты латышские и эстонские школы, ликвидированы газеты и журналы, и следующие публикации о сибирских латышах и эстонцах появились только четверть века спустя.

В 1964 г. в газете «Омская правда» была напечатана статья А.Д. Колесникова «Как тебя звать, деревня?», где упоминается о прибалтийских поселениях в Омской области, а в 1966 г. появилась его статья «О национальном составе населения Омской области» [15, 16]. По мнению А.Д. Колесникова, с которым не согласны большинство исследователей, первыми прибалтийскими поселенцами в Сибири были не латыши, а эстонцы.

В 1967 г. появилось несколько публикаций, посвященных сибирским латышам и эстонцам. О культурном подъеме в сибирской деревне в 1920—1930-х гг. рассказывает статья В. Грюнберга «Об одной сибирской эстонской газете», опубликованной в журнале «Коммунист Эстонии» [17]. Автор анализирует структуру и содержание газеты <^Шеп 1оо11пе» и ее роль в хозяйственном и культурном просвещении эстонских колонистов.

Период НЭПа в прибалтийской сибирской деревне исследовал Л.В. Малиновский в работе «Сельское хозяйство западных национальных меньшинств в Сибири (1919—1928 гг.)» [18]. По его мнению, к моменту коллективизации у сибирских латышей и эстонцев сложилось развитое хуторское хозяйство капиталистического типа [18. С. 212].

Особое значение имеет кандидатская диссертация Дз. Виксны «Латышская советская культура в Советском Союзе в 20-30-х годах» [19]. Правда, материалы о культуре сибирских латышей, представленные в этой работе, немногочисленны и отрывочны, но зато даются исчерпывающие сведения о строении и функционировании латышских культурно — просветительных организаций в СССР в 1920—1930-х гг. Серьезное внимание в этой работе уделено распространению латышско-русского двуязычия в этот период. Так, по данным Дз. Викс-ны, в 1927 г. в школах с полным или частичным преподаванием всех предметов на латышском язы-

ке учились 35,1 % всех латышских детей школьного возраста, 61,8 % - на русском, а 3,1 % - на местных языках [19. С. 15]. Наверное, впервые в советской исторической литературе автор упоминает об уничтожении значительной части латышских культурных кадров в конце 1930-х годов в результате сталинских репрессий [19. С. 24].

В 1977 г. вышла в свет монография В. Маамяги «Эстонские поселения в СССР (1917-1940 гг.)», где значительное место уделено хозяйственному, партийному и культурному строительству в сибирской эстонской деревне. На эстонском языке эта монография вышла в 1980 г. под названием «Строя новую жизнь. Эстонское национальное меньшинство в Советском Союзе (1917-1940) [20, 21]. В 1990 г. автор выпустил второе издание своего труда, куда включил также материалы по традиционной культуре эстонских поселенцев в СССР и сталинским репрессиям конца 1930-х гг. [12].

В первой половине 1980-х годов ученые Латвии уделяли немало внимания переселенческому движению в Латвии, в том числе и в Сибирь [22, 23], а также процессам, происходившим в латышских колониях в России в годы НЭПа [24]. В частности, Я. Беберс в своей статье указывает на высокую степень социального расслоения латышской деревни 1920-х гг., полемизируя с идеологами латышского кулачества, говоривших о «братском единстве» всех латышей.

Исследование сибирских эстонцев во второй половине 1980-х гг. неразрывно связано с работами таллиннского лингвиста Ю. Вийкберга [25-30]. На огромном фактическом материале он исследовал языковые контакты сибирских эстонцев с русскими, финнами и другими народами и этническими группами, а также выявил факторы, способствовавшие сохранению или утрате ими национального языка. Можно согласиться с Ю. Вийкбергом в том, что лексическое вторжение русских слов и выражений в эстонский язык буквально во всех сферах общественной жизни было следствием эстонско-русских культурных контактов, особенно расширившихся после коллективизации в сибирской эстонской деревне. Впоследствии лексические заимствования привели к фонетическим и синтаксическим изменениям в эстонском языке.

В 1992 г. выпускник географического факультета Тартуского университета Х. Кулу опубликовал свою дипломную работу «Eestlased maailmas. Üevaade arvu-kusest ja paiknemisest» («Эстонцы в мире. Обзор численности и расселения»), в которой представил скурпулезный этнодемографический анализ состояния эстонских эмигрантов в России, Швеции, США, Канаде, Австралии и других странах [31]. При этом автор не ограничился исследованием динамики этнодемографических процессов, а в разделе «Mis saab edasi?» («Что дальше?») попытался дать прогноз дальнейшего развития национальных групп эстонцев за пределами этнической родины. По мнению Х. Кулу, в ближайшем будущем быстрыми тем-

пами пойдет процесс утраты национального языка, на котором будут говорить лишь представители старшего поколения, и последующей за этим этнической ассимиляции эстонцев за рубежом. Основными причинами этого процесса являются не только давление иноэтничного окружения, но и переселение эстонской молодежи в город, где ассимиляционные процессы идут быстрее [31. Lk.142].

1994 г. был ознаменован прорывом в изучении балтийских национальных групп Сибири. В этом году новосибирский исследователь М.Н. Колоткин, ранее изучавший деятельность эстонских и латышских секций партии большевиков в Сибири в 1920— 1930-х годах выпустил две монографии [32, 33]. Особенно интересна работа автора «Балтийская диаспора в Сибири: Опыт исторического анализа 20—30-х годов», в которой М.Н. Колоткин, используя материалы государственных и партийных архивов Сибири, а также русскоязычную прессу рассматриваемого периода, проанализировал политическое, экономическое и культурное развитие балтийских колоний в Сибири вплоть до конца 1930-х годов.

Исследованием современных этнических процессов у сибирских латышей и эстонцев, начиная со второй половины 1980-х годов, занимался омский этнограф И.В. Лоткин. В 1996 г. он выпустил монографию «Современные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сибири» [34]. На материале, собранном среди данных национальных групп в Омской, Томской, Новосибирской и Кемеровской областях, были выявлены изменения в этническом самосознании, языке, а также материальной и духовной культуре сибирских латышей и эстонцев.

В том же 1996 г. в Институте этнологии и антропологии РАН вышла работа О.В. Курило «Очерки по истории лютеран в России (ХУ[—ХХ вв.)» [35]. Большая часть этой работы посвящена истории немецких лютеранских колоний, но в нескольких главах автор монографии описывает финские, шведские, ингер-манландские, а также латышские и эстонские колонии. Опираясь на широкий круг источников (в основном на русском и немецком языках) О.В. Курило очень подробно анализирует историю лютеранских общин в России. Однако серьезным недостатком данной монографии, на наш взгляд, является гипертрофированное преувеличение религиозного фактора в жизни прибалтийских колонистов.

В 2001 г. была опубликована работа новосибирского исследователя А.Ю. Майничевой «Эстонцы в верхнем Приобье в конце XIX — первой трети XX вв.: особенности поселений и домостроения» [36]. Полевые работы автора позволяют в какой-то мере восполнить имеющийся пробел и проследить особенности культуры жизнеобеспечения эстонцев в Сибири на примере формирования поселений и домостроения. (Работа была выполнена с использованием материалов Западносибирского этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН 1998—1999 гг. Впоследствии автор данной статьи опубликовала еще несколько работ,

посвященных изучению системы жизнеобеспечения малых этнических групп Западной Сибири, включая переселенцев из Прибалтики [37, 38].

Самым важным событием 2002 г. в изучении традиционной культуры сибирских латышей стала защита в г. Новосибирске кандидатской диссертации омского этнографа А.Б. Свитнева «Поселения и усадьбы латышей и латгальцев Западной Сибири (конец XIX-XX в.)» [39]. Она подвела итог многолетних работ автора по исследованию жилища сибирских латышей.

В ходе исследований А.Б. Свитнева было установлено, что к началу ХХ в. в Западно-Сибирском регионе у латышей и латгальцев сложилось четыре основных типа планировки усадеб: 1) замкнутая прямоугольная усадьба со службами расположенными по периметру двора (П-образная); 2) Г-об-разная; 3) трехрядная; 4) свободная застройка двора. В своей вариативности они представляли сооружения: а) с крытым двором, б) с открытым двором. При исследовании звеньев, образующих застройку двора, установлено, что до сегодняшнего дня латышский и латгальский дворы делятся на «чистый двор» (seta, sete) и «хозяйственный двор» (lopa ¡aiders) [39. С.156].

В 2004 г. в г. Новосибирске была защищена докторская диссертация Д.Г. Коровушкина «Этнокультурная адаптация поздних переселенцев в Западной Сибири (конец XIX - первая четверть XX вв.)», где автор на большом фактическом материале исследовал основные закономерности этноязыковых и этнокультурных процессов у малых этнических групп Западной Сибири (немцев, чувашей, латышей и эстонцев) [40]. Характерно, что несколько работ соискатель ученой степени написал в соавторстве с И.В. Лоткиным и ТБ. Смирновой [41-44].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаупт В. Колония ссыльных лютеранского исповедания в Шушенской волости Минусинского округа // Русское географическое общество. Записки Сибирского отдела. - Иркутск, 1864. - № 7. - C. 16-31.

2. Гаупт В. Состояние колоний ссыльных лютеранского исповедания в Шушенской волости Минусинского округа. 1850-1865 гг. // Вторая памятная книга Енисейской губернии на 1865 и 1866 гг. - СПб., 1865. - С. 58-78.

3. Ядринцев Н.М. Рига, Ревель, Нарва и Гельсингфорс в Сибири // Неделя. - 1878. - № 3.

4. Лассман Н. Минусинский округ - сибирская Италия // Прибалтийский листок. - 1895. - № 1.

5. Народное богатство. - 1863. - № 269.

6. Сибирские ведомости. - 1863. - № 187.

7. Meomuttel J. Eesti asunikud laialises Vene riigis. Esimene katse sönumid köikide Eesti asunduste üle tuua. - Jurjevis (Tartus): «Po-stimehe» trükikoda, 1900. - 61 lk.

8. Кауфман А.А. Переселение и колонизация. - СПб., 1905. - 349 с.

9. Nigol A. Eesti asundused ja asupaigad Venemaal. - Tartus: «Posti-

mehe» trükk, 1918. - 92 lk.

10. Skilters K. Latkoloniju vesture. - M.: Prometejs, 1928. - 144.lpp.

Интересные исследования в 1990-х гг. проводили и эстонские ученые. В 1997 г. в Эстонском литературном музее (г. Тарту) была проведена международная научно-практическая конференция «Эстонцы на чужбине (Царство Русское)», где многие доклады были посвящены проблемам традиционной культуры сибирских эстонцев. В середине 1990-х годов сотрудники этого музея А. Корб и А. Юргенсон написали ряд работ, посвященных традиционной культуре и фольклору сибирских эстонцев, а в 1997 г вышла монография Х. Ку-лу о возвращении эстонцев из Западной Сибири на этническую родину в 1940—1989 гг [45-50].

Таким образом, в исследовании прибалтийских национальных групп Западной Сибири можно условно выделить три этапа.

1. Середина 1870-х — 1918 г. — отрывочные сведения русских и прибалтийских ученых, а также периодических изданий по численности, расселению, хозяйству и быту данных этнических групп.

2. 1918 — конец 1930-х гг. — появление статей и монографий по этнической истории выходцев из Прибалтики в Сибири.

3. Середина 1960-х — начало XXI в. — работы историков, этнографов, лингвистов по проблемам истории (в том числе новейшей), хозяйства, традиционной культуры, религии, языковых взаимосвязей и современных этнических процессов у латышей и эстонцев Сибири.

В результате этих исследований к началу XXI в. сравнительно неплохо изучена этническая история данных национальных групп (особенно вопросы расселения и численности), языковые контакты сибирских эстонцев, но очень слабо исследована еще традиционная культура выходцев из Прибалтики и практически не рассматривались проблемы социально-культурной адаптации балтийских переселенцев в Сибири.

11. §,Шеге К. РШопи какип Ыущко1ош8!Й 1917-1921^. — Мш-¡ка: SPPS tautas сепМШ izdevnieciba, 1931. — 67.1рр.

12. Маамяги В. Эстонцы в СССР. 1917—1940 гг. — М.: Наука, 1990.

— 200 с.

13. КоЬща 1аМе§и // Ь&те§и копуегеасщаз уаМшса. — R.: Gu1bja apgadiba, 1933. — 9.4 17113.— 17142. ¡1.

14. Шйота // ЬаМе^и копуегеасуаз уаМшса. — R.: Gu1bja apgadiba, 1938.—1939. — 18.4 36375.—36376. ¡¡1.

15. Колесников А.Д. Как тебя звать, деревня? // Омская правда. — 1964. — 28 января.

16. Колесников А.Д. О национальном составе населения Омской области // Материалы к третьему научному совещанию географов Сибири и Дальнего Востока. — Омск, 1966. — Вып. II. — С. 88—104.

17. Грюнберг В. Об одной сибирской эстонской газете // Коммунист Эстонии. — 1967. — № 4. — С. 44—51.

18. Малиновский Л.В. Сельское хозяйство западных национальных меньшинств в Сибири (1919—1928 гг.) // Вопросы истории Сибири. — Томск: Изд-во ТГУ, 1967. — Вып. 3. — С. 202—213.

19. Виксна Д. Латышская советская культура в Советском Союзе в 20—30-х годах: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Рига, 1967. — 26 с.

20. Маамяги В. Эстонские поселенцы в СССР (1917—1940 гг.). — Таллин: Ээсти раамат, 1977. — 235 с.

21. Maamagi V. Uut elu ehitamas. Eesti vahemusrahvus NSV Liidus (1917-1940). - Tallinn: Eesti raamat, 1980. - 183 lk.

22. Муравская Е.И. Прибалтийские крестьяне-рыбаки в переселенческом движении на рубеже XIX-XX вв. // Вопросы аграрной истории Латвии. - Рига: Изд-во ЛГУ им. П. Стучки, 1984.

- С. 55-78.

23. Муравская Е.И. Миграция прибалтийского крестьянства во второй половине XIX - начале XX вв. - Рига: Изд-во ЛГУ им. П. Стучки, 1986. - 115 с.

24. Беберс Я. Расслоение латышского крестьянства накануне коллективизации (1925-1928 гг.) // Вопросы аграрной истории Прибалтики. - Рига: Изд-во ЛГУ им. П. Стучки, 1982. -С. 174-181.

25. Вийкберг Ю. Эстонские языковые островки в Сибири. (Возникновение, изменения, контакты.): Препринт ИЯО-41. Академия наук Эстонской ССР. Отделение общественных наук. -Таллин, 1986. - 32 с.

26. Вийкберг Ю. Эстонские языковые островки в Сибири (возникновение, развитие, контакты): Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Тарту, 1989. - 20 с.

27. Вийкберг Ю., Раннут М. Исторический аспект статуса языка (на материале эстонского языка): Препринт ИЯЛ-52. Академия наук Эстонской ССР. Отделение общественных наук. -Таллин, 1988.- 36 с.

28. Viikberg J. Vanematest eesti asundustest Siberis // Keel ja kirjandus.

- 1988. - № 5. - Lk. 284-288.

29. Viikberg J. Koodivahetus ja Siberi eestlased. Lahtekohti // Keel ja kirjandus. - 1989. - № 4. - Lk. 202-205.

30. Viikberg J., Vaba L. Siberi pohjaeestlasi konetamas // Keel ja kirjandus. - 1984. - № 3. - Lk. 145-156; № 4. - Lk. 210-223.

31. Kulu H. Eestlased maailmas. Ulevaade arvukusest ja paiknemisest. -Tartu, 1992. - 155 lk.

32. Колоткин М.Н. Балтийская диаспора Сибири: Опыт исторического анализа. - Новосибирск, 1994. - 164 с.

33. Колоткин М.Н. Латгальские поселенцы в Сибири. - Новосибирск, 1994. - 67 с.

34. Лоткин И.В. Современные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сибири. - М.: Изд-во Института антропологии и этнологии РАН, 1996. - 256 с.

35. Курило О.В. Очерки по истории лютеран в России (XVI-XX вв.). - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1996. - 182 с.

36. Майничева А.Ю. Эстонцы в верхнем Приобье в конце XIX -первой трети XX вв.: особенности поселений и домостроения // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Матер. на-учно-практ. конф. - Вып. 4. - Барнаул: Изд-во Барнаульского педуниверситета, 2001. - С. 80-83.

37. Майничева А.Ю. Питание белорусов, греков и эстонцев Верхнего Приобья в первой половине XX в. // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. - М.: Наука, 2001.

- С. 99-111.

38. Майничева А.Ю. Бытовая культура эстонцев Сибири (конец

XIX - первая треть XX в.) // Диаспоры. - М., 2002. - № 3. -С. 153-164.

39. Свитнев А.Б. Поселения и усадьбы латышей и латгальцев Западной Сибири (конец XIX - XX в.). Дис. ... канд. ист. наук. -Омск, 2002. - 281 с.

40. Коровушкин Д.Г Этнокультурная адаптация поздних переселенцев в Западной Сибири (конец XIX - первая четверть

XX вв.). Дис. ... д-ра ист. наук. - Новосибирск, 2004. - 223 с.

41. Коровушкин Д.Г., Лоткин И.В., Смирнова Т.Б. Приспособление жилища поздних переселенцев в Западной Сибири к природно-климатическим условиям как фактор этнокультурной адаптации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий (Материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Декабрь 2001 г.). - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001 - С. 525-528.

42. Коровушкин Д.Г, Лоткин И.В., Смирнова ТБ. Неславянские этнодисперсные группы в Западной Сибири: история изучения // Исторический ежегодник. Специальный выпуск. Посвящается 60-летию профессора Николая Аркадьевича Томи-лова. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. - С. 119-135.

43. Коровушкин Д.Г., Лоткин И.В., Смирнова ТБ. Языковая адаптация неславянских переселенцев в иноэтничной языковой среде Западной Сибири // Проблемы межэтнического взаимодействия народов Сибири. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002. - С. 53-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Коровушкин Д.Г, Лоткин И.В., Смирнова ТБ. Неславянские этнодисперсные группы Западной Сибири (формирование и этнокультурная адаптация) - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003. - 272 с.

45. Jürgenson A. Emakeele osast Siberi eestlaste etnilises identiteedes // Eesti kultuur vöörsil. Loode-Venemaa ja Siberi asundused. - Tartu,

1998. - Lk. 126-140.

46. Kulu H. Eestlaste tagasu^nne 1940-1989. Lääne-Siberist pärit eestlaste näitel. - Helsinki, 1997. - 278 lk.

47. Korb A., Peebo K. Eesti asundused I. Siin Siberi maa peal kasvanud.

- Tartu, 1995 - 206 lk.

48. Korb A. Eesti asundused II. Ei oska rääkimise möödi könelda. - Tartu, 1996 - 254 lk.

49. Korb A. Eesti asundused III. Seitse küla Siberis. - Tartu, 1998. -322 lk.

50. Korb A. Eesti asundused IV. Taaru-tagused ja stepiasukad. - Tartu,

1999. - 379 lk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.