Научная статья на тему 'Исследование представлений педагогов о профессиональном самоосуществлении'

Исследование представлений педагогов о профессиональном самоосуществлении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЛИЧНОСТНЫЕ И СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ / SELF REALIZATION / SELF ACTUALIZATION / SEMANTIC ANALYSIS / PERSONAL AND SITUATIONAL FACTORS OF PROFESSIONAL SELF REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казакова Татьяна Викторовна

Исследованы представления педагогов о понятии «самоосуществление», что способствовало описанию значения данного концепта. Выделены личностные и ситуационные факторы профессионального самоосуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of teachers' views on professional self realization

There are researched the teachers' views about the notion «self realization», those are of help in describing the given concept. Personal and situational factors of professional self realization are distinguished.

Текст научной работы на тему «Исследование представлений педагогов о профессиональном самоосуществлении»

В группе подростков, воспитывающихся без попечения родителей, прослеживалась тенденция к повышению интегрального показателя «Индекс враждебности» (различия достоверны, р<0,05) по сравнению с респондентами группы контроля. Возможно, это объясняется тем, что недостаток привязанности и заботы со стороны одного или обоих родителей (или другого значимого лица) приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности или, по А. Бассу «реакции, развивающей негативные оценки людей и событий» [6].

Таким образом, по показателям социально-психологической адаптации дети-сироты отличались от детей, воспитывающихся в семьях, по следующим показателям: «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональный комфорт», «Стремление доминировать». По показателям теста Басса-Дарки также вышвлены достоверные отличия, а именно: дети-сироты значимо отличались по показателям «Обида», «Вербальная агрессия», «Индекс враждебности». Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения в учреждениях интернатного типа комплексного подхода, ориентированного на улучшение социально-психологической адаптации детей и подростков.

Мы полагаем, что перспективы данного направления исследований состоят в выявлении индивидуально-типических вариантов проявления агрессивности, разработке на этой основе более совершенных методов диагностики и коррекции агрессивности, а также в определении тенденций социальнопсихологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание М., 1986. 420 с.

2. Ельникова Н. Не постись, не молись, а призри сироту // Хлебороб Алтая. 2003. С. 4.

3. Иващенко Г.М. Социальный приют для детей и подростков: содержание, организация, деятельность. М., 1997. 264 с.

4. Краснитская Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика // ОБЖ. 2002. № 11. С. 57 - 58.

5. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни // Со-циол. исслед. 2001. №4. С. 70 - 77.

6. Рогов Е.И. Психология группы. М., 2005. 429 с.

7. Рябцев А. Не выдержав пьянства матери, пятиклассник полез в петлю // Комсомольская правда. 2006. № 143 (23780). С. 25 - 26.

8. хьелл Л., зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. 608 с.

9. Buss A.H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // J. Consulting Psychology. 1957. №3. P. 21.

Social adaptation and agression

of teenages brought up in psychological

deprivation

There are analyzed the levels of social and psychological adaptation and the forms of aggression and hostility of the teenagers that were brought up in deprivation. The results can help to reveal the individual and typical variants of agression displaying, to work out the correction methods and to make social and psychological help for children that have no parents.

Key words: social orphanage, children brought up in deprivation, adaptation, aggression, hostility.

т.В. казакова

(Лесосибирск)

исследование представлений педагогов о профессиональном самоосуществлении

Исследованы представления педагогов о понятии «самоосуществление», что способствовало описанию значения данного концепта. Выделены личностные и ситуационные факторы профессионального самоосуществления.

Ключевые слова: самоосуществление, самореализация, самоактуализация, семантический анализ, личностные и ситуационные факторы профессионального самоосуществления.

Актуальность исследования профессионального самоосуществления определяется особенностями ситуации, сложившейся в обществе. С одной стороны, полностью разрушены традиции и социальные регуляторы, действовавшие в про-

© Казакова Т.В., 2009

шлом, человек находится в ситуации экзистенциального и идеологического вакуума, что ведет к необходимости поиска опоры в себе, к тому, чтобы самому направлять и регулировать собственную жизнь. С другой стороны, под влиянием СМИ формируется жесткий конкретный социальный образ, акцент в котором делается на человека, стремящегося к реализации своих способностей. Таким образом, необходимость самостоятельного выбора в осуществлении своих планов, наличие внутренних критериев оценки, свобода и суверенность личности, т.е. необходимость жизненного и профессионального самоосуществления, выступают на первый план.

Проблемное поле проведенного нами исследования задано попытками ответить на следующие вопросы: каково значение термина «самоосуществление» и как его понимают педагоги? Возможно ли профессиональное самоосуществление, и если возможно, то каким образом и при каких условиях? Таким образом, целями настоящей работы стало описание концепта, обозначенного в языке словом «САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ», а также выделение факторов (условий), способствующих и препятствующих профессиональному само-осуществлению педагогов.

Прежде чем приступить к анализу результатов исследования, обратимся к определению содержания самого понятия, поскольку отсутствие четкого и приемлемого определения данного термина затрудняет его использование. Любое представление о слове начинается с осознания его семантики, чему способствуют лексикографические источники. Анализ последних показал, что «самоосуществление» - сложное имя существительное, состоящее из двух компонентов: [само-], которое уточняет (суживает, конкретизирует) значение существительного [осуществление], выступающего опорным компонентом. Проанализировав и обобщив данные толковых словарей русского языка, можно выделить следующие наиболее употребляемые значения само-:

1) направленность действия на самого себя, т.е. активность с целью осуществления себя исходит от самого человека;

2) самостоятельность, действие без посторонней помощи;

З) происходящее автоматически.

В Словаре современного русского литературного языка [5: 1516] существо - это 1) самое главное, существенное; 2) живой организм, животное, человек; З) совокупность всех физических и душевных сил и свойств человека, а сущность - это 1) самое главное, существенное, внутреннее содержание;

2) субстанция, материя, лежащая в основе чего-либо.

Семантический анализ данного понятия позволяет нам сделать вывод, что «самоосуществление» означает внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения, присущего каждому человеку, и предполагает наличие продуктивной активности, которая в процессе движения к сущности исходит от самого человека, т.е. осуществить себя может только сам человек [2]. Исследование представлений педагогов о профессиональном са-моосуществлении проводилось в течение 2007 - 2008 гг. в школах г.Лесосибирска и Енисейского района Красноярского края. В нем приняли участие педагоги в возрасте от 2З лет до 61 года, из них 26 преподавателей в возрасте до 25 лет, 77 преподавателей 26 - З5 лет, 94 - З6 -45 лет, 14 - 46 - 55 лет и 4 преподавателя в возрасте более 55 лет. Педагогический стаж работы у преподавателей данной выборки составляет от 1 года до 40 лет. З1 преподаватель имеет педагогический стаж до З лет, 71 - от З до 10 лет, 57 - от 10 до 15 лет, 40 - от 15 до 20 лет и 16 - более 20 лет. Всего было опрошено 215 педагогов, из них 90,4% - лица женского пола и 9,6% - мужского.

В качестве основного метода исследования было избрано анкетирование. Структура опросника соответствует поставленным целям и состоит из двух блоков: первый блок вопросов позволил нам определить представления педагогов о концепте «самоосуществление», второй - выделить и охарактеризовать факторы, способствующие и препятствующие профессиональному самоосуществлению. Обработка ответов на вопросы анкеты производилась посредством процедуры частотносмыслового анализа, которая предполагает выделение смысловых категорий, характеризующих высказывания большинства ре-

спондентов, а затем подсчет частоты их использования.

В ходе анализа результатов анкетирования мы выяснили, что при определении понятия «самоосуществление» доминирующими выступили следующие значения: «реализация себя» - 60%, «достижение целей», «реализация внутреннего потенциала, своих возможностей» - 27%, «развитие личности», «достижение новых высот» -9%. Большинством респондентов как синонимы употребляются такие термины: «самореализация», «самоактуализация» и «самоосуществление». И только 4% педагогов при описании значения слова «са-моосуществление» отметили его важные характеристики, позволяющие говорить о нем как о самостоятельном термине: «становление себя, реализация себя с удовольствием», «свободно реализовать свой личностный потенциал на благо себя и других людей».

Итак, обнаруженные при анализе многозначность дефиниций, противоречивость взглядов на внутреннее единство и место в системе родственных и близких понятий отразили терминологическую невыясненность понятия «самоосуществление». Однако необходимо отметить, что «самоосу-ществление» - более широкий термин по сравнению с такими, как «самопознание», «самоопределение», «самореализация», «самоактуализация», поскольку в большей степени ориентирован на раскрытие внутренней сущности человека. В понятии «са-моосуществление» акцент ставится на духовной составляющей становления, реализации духовной составляющей внутреннего содержания человека.

Процесс самоосуществления подразумевает целенаправленную активность человека: по отношению к самому себе она означает стремление к более ясным и глубоким чувствам, желаниям, убеждениям; поиск своих ресурсов и конструктивное их использование; ясное восприятие направления своей жизни, с ответственностью за себя и свои решения; по отношению к Другому это стремление общаться с ним в соответствии со своими истинными чувствами; уважать в нем отдельную личность со своими правами и особенностями; взаимодействовать с ним, а не использовать как средство достижения своих целей; по отношению к работе это означает, что сама ра-

бота становится важнее, чем удовлетворение гордости или тщеславия, а цель ее теперь - открыть и развить то, чем ты одарен, и стать более продуктивным.

Во втором блоке анкеты респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: «Способствует ли профессиональная деятельность Вашему самоосу-ществлению?», «Если способствует, то каким образом?», «Что препятствует Вашему профессиональному самоосуществле-нию?». Анализируя данные, мы пришли к выводу, что к факторам, способствующим профессиональному самоосущест-влению, 8З% педагогов относят «одобрение со стороны окружающих», «чувство значимости в профессии», «уважение друзей», «финансовое подкрепление». У 17% респондентов наиболее значимыми факторами оказались «ощущение личностного роста», «моральное удовлетворение». В числе условий, препятствующих самоосу-ществлению в профессии, были названы «отсутствие финансов» - 75% педагогов, «нехватка времени и знаний» - 12%, «низкая самооценка», «неуверенность в себе» -7%, «усталость», «лень» - 6%.

Таким образом, мы можем говорить о наличии личностных и ситуационных факторов профессионального самоосу-ществления, которые различаются по силе и длительности воздействия на человека. Под личностными факторами понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным и внешние, окружающие человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих, физические условия и т.д.). Следует отметить, что когда разговор идет о внешних факторах, то анализируются прежде всего не объективные параметры среды, а оценки и интерпретации личностью контекстуальных аспектов своего поведения, т.е. субъективное отражение объективных условий и то значение, которое она этим условиям придает. Человек поступает в соответствии с тем, как он оценивает и интерпретирует окружающую действительность. Роль мотивационных диспозиций сводится не столько к прямой детерминации поведения, сколько к участию в формировании когнитивных оценочных схем, с помощью которых человек интерпретиру-

ет ситуацию. Последующие действия являются результатом этой интерпретации [6].

Следовательно, вполне возможно, что педагоги, «работающие» над собой ради одобрения и финансового вознаграждения со стороны администрации и ощущающие свою значимость и нужность, оказавшись в других условиях, не будут стремиться к осуществлению себя, тем более что в самом термине «самоосуществление» заложено значение «собственная, целенаправленная активность». Если же говорить о личностных факторах, то только в этом случае речь идет о подлинном самоосущест-влении, ведь инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения.

Немаловажную роль в определении условий профессионального самоосу-ществления, на наш взгляд, играет педагогический стаж, что подтверждается результатами анкетирования. Подавляющее большинство педагогов в группах со стажем до 3 лет (86%), 3 - 10 лет (63%) и 10 -15 лет (73%), 15 - 20 лет (69%) и со стажем более 20 лет (64%) в качестве главного способствующего фактора назвали «финансовое подкрепление». Подобного рода результаты мы наблюдаем и при выделении основного препятствующего фактора - «отсутствие финансов» - в группах со стажем до 3 лет (79%), 3 - 10 лет (69%) и 10 - 15 лет (72%), 15 - 20 лет (59%) и со стажем более 20 лет (57%). Таким образом, во всех группах педагогов доминируют ситуационные факторы, т.е. поведение человека обусловлено внешними причинами. К сожалению, в этом случае мы не можем говорить о подлинном профессиональном самоосуществле-нии: ведь если деятельность педагогов определяется внешними, не зависящими от них условиями, то и внутренних причин активности, направленной на становление самого себя, нет.

В целом исследование позволило нам прийти к следующим выводам. Установлено, что основными характеристиками понятия «самоосуществление» являются внутренняя причинность и бесконечность процесса по «осуществлению себя - только сам человек должен определять себя

как цель, без участия посторонних воздействий.

Выявлено, что большая часть педагогов способствующим фактором считают «наличие финансирования в качестве вознаграждения», а препятствующим - «отсутствие финансирования». Это свидетельствует о преобладании ситуационных факторов, т.е. педагоги в большей степени мотивированы получением материальных благ, а не собственными внутренними желаниями, не стремлением реализовать свой внутренний потенциал, что абсолютно не соответствует процессу самоосуществления. Ведь самоосуществление начинается с определения истинных целей и ценностей жизни и саморазвития, которое происходит и субъективно воспринимается личностью как процесс самосовершенствования, а его результатом является самореализация человека не просто как профессионала, а прежде всего, как индивидуальности во всей ее многогранности.

Коренная проблема современного образования - личность учителя и воспитателя. В перспективе необходимо выработать соответствующие принципы подбора и воспитания педагогических кадров. Недостаточно просто увеличить субсидии народному образованию на повышение заработной платы - это приведет лишь к повышению престижности профессии учителя, основанной на конъюнк-турности. «У учителя ближайшего будущего появится новая важная роль: он должен стать не только учителем, передающим, транслирующим ученикам информацию, знания, но и наставником, который воодушевляет, направляет, мотивирует своих учеников. По своим новым целям и задачам учителю впервые в истории предстоит стать лидером и ресурсом развития страны, делающей ставку на лидерство в “новой экономике” -“экономике знаний ”» [4:7].

Как отмечает М.К. Мамардашвили, «самая лучшая передача знаний случается тогда, когда учитель не занимается педагогикой, ничему сам специально не учит, а является молчаливым примером» [3], что, на наш взгляд, возможно только в отношении учителя, достигшего определенного личностного и профессио-

нального самоосуществления. Ведь цель современного образования - свободный творческий вдохновенный поиск себя, восхождение к себе, осуществление себя истинного, только в этом случае образование станет «порождать личность, а не быть фабрикой общества сделанных голов» [1: 200].

В заключение хотелось бы отметить, что педагог, стремящийся к профессиональному самоосуществлению, сам творит свою природу, ибо познавая, проектируя, принимая решения, занимаясь творчеством и преобразуя окружающую среду, он одновременно проектирует, строит и трансформирует самого себя.

литература

1. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Мир психологии. 1999. №1. С. 198 - 208

2. Казакова Т.В. «Самоосуществление»: уточнение понятия // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им.А.И.Герцена. 2008. №12.

3. Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.philosophy.kiev.ua/library/mmk/esly.html.

4. Москвич Ю.Н. Новая миссия школьного образования России в условиях формирования инновационной экономики // Психологическая наука и практика образования: современная тенденция: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. / Краснояр. гос. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. С. 5 - 8.

5. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / ред. Г.А. Галаванова, Ф.П. Сороколетов; Изд-во Акад. наук СССР. М. - Л., 1962. Т. 13.

6. Чирков Б.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопр. психологии. 1996. №3.

The research of teachers’ views on professional self realization

There are researched the teachers’ views about the notion «self realization», those are of help in describing the given concept. Personal and situational factors of professional self realization are distinguished.

Key words: self realization, self actualization, semantic analysis, personal and situational factors of professional self realization.

А.Д. МАРСЕЛИН, Р.В. БИСАЛИЕВ,

Е.Е. ПУХОВ (Астрахань)

антисоциальное поведение в структуре атипичного Алкогольного опьянения: клинико-психологические аспекты (литературные и собственные данные)

На основе данных литературы и собственных результатов исследования проведен психологический анализ взаимосвязи антисоциального поведения с атипичными формами алкогольного опьянения и личностными деформациями. Исследованы возможные антисоциальные поведенческие реакции, характерные для той или иной формы атипичного опьянения.

Ключевые слова: психология антисоциального поведения, преступники, личностные деформации, акцентуации, иетодика Леонгарда, больные алкоголизмом, атипичные формы алкогольного опьянения, профилактика аддиктивных форм поведения.

Работа психолога включает в себя диагностическую, коррекционную и профилактическую составляющие. Важными представляются предупреждение и устранение конфликтных ситуаций, вызванных деструктивным поведением индивида [1; 2; 14; 16], особенно поведенческих реакций антисоциальной направленности, связанных с изменениями личности вследствие хронической алкогольной интоксикации [9; 10; 26].

Антисоциальная направленность индивида, злоупотребляющего алкоголем, находится в тесной зависимости со множеством индивидуально-психологических особенностей личности (ценностная иерархия, характер мотивации, эмоционально-волевые процессы, сформировавшиеся поведенческие реакции), с личностными деформациями, коморбидными психическими и наркологическими расстройствами (олигофрения, психопатия, стертые формы психических заболеваний, резидуальные явления органического поражения головного мозга различного генеза, наркомания) [4; 7; 10; 11; 12; 13; 17; 20; 22; 24].

По данным ряда исследователей, выраженные акцентуации или психопатические

© Марселин А.Д., Бисалиев Р.В., Пухов Е.Е., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.