DOI: 10.26347/1607-2502202203-04009-017
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ МЕЖДУ СОБОЙ
Цель исследования. Определить актуальное состояние правового института применения телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с целью предложения возможностей повышения качества телемедицинских услуг.
Материалы и методы. Эмпирическим методом научного познания обработаны первичные данные о правовых явлениях существенных характеристик применения телемедицинских технологий при проведении консилиумов врачей. В хронологическом порядке проанализировано 47 источников нормативной правовой документации. Для поиска первичного материала использованы базы данных справочно-правовых систем «Консультант-плюс», «Гарант» и «npaBO.RU». Глубина исследования составила 39 лет.
Результаты. В результате проведенного контент-анализа правовых явлений становления и развития оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой выявлена мозаич-ность нормативного регулирования данного направления.
Заключение. Концептуальным подходом являются создание и реализация пилотного проекта, направленного не только на разработку критериев оценки качества телемедицинских услуг, создание дорожной карты всех процессов и маршрутизации пациентов, но и комплекса ключевых положений, позволяющих масштабировать процесс использования телемедицинских технологий в медицинские организации разных субъектов Российской Федерации. Ключевые слова: телемедицинские услуги, телемедицинские технологии, телемедицина, врачебный консилиум, медицинская организация, организация медицинской помощи, система «врач—врач»
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Для цитирования: Конюхова С.Г., Шулятникова О.А., Яроцкий С.Ю., Журина А.А., Нимаев Б.Б. Исследование правовых явлений становления и развития медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2022; 3-4: 9-17. DOI: 10.26347/1607-2502202203-04009-017
LEGAL ASPECTS OF PROVIDING MEDICAL CARE USING TELEMEDICINE TECHNOLOGIES ALONG WITH REMOTE INTERACTION OF MEDICAL WORKERS WITH EACH OTHER
Objective. To determine the current legal aspects regulating the use of telemedicine technologies in the remote interaction of medical workers with each other to form suggestions improving the quality of telemedicine services.
Methods. The empirical method was used in processing the primary data on legal phenomena of the essential characteristics of the use of telemedicine technologies during consultations of doctors. 47 sources of normative legal documentation were analyzed in chronological order. To search for primary material, the databases of legal reference systems «Consultant-plus», «Garant» and «Pravo.RU» were used. The depth of the study was 39 years.
Results. The content analysis of the legal aspects of providing medical care using telemedicine technologies with the remote interaction of medical workers with each other revealed a mosaic pattern of legal regulation in this area.
С.Г. Конюхова1, О.А. Шулятникова2, С.Ю. Яроцкий3, А.А. Журина4, Б.Б. Нимаев4
1 ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
2 ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика
Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пермь, Россия
3 ГБУЗ Московской области «Московский областной госпиталь для ветеранов войн», Московская область, Россия
4 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет
им. А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
Svetlana Konyukhova1, Oksana Shuliatnikova2, Sergey Yarotsky3, Arina Zhurina4, Bato Nimaev4
1 Central Research Institute of Stomatology and Maxillofacial Surgery, Moscow, Russia
2 Perm State Medical University named after Academician E.A. Vagner, Perm, Russia
3 Moscow Regional Hospital for War Veterans, Moscow
region, Russia
Interpretation. The conceptual approach includes a pilot project aimed not only at developing criteria for assessing the quality of telemedicine technologies, creating a roadmap for all processes and routing patients, but also a set of key provisions that allow scaling the telemedicine technologies usage in medical organizations of different subjects of Russia.
Keywords: telemedicine service, telemedicine technologies, telemedicine, medical council, medical organization, organization of medical care, 'doctor-doctor ' system
Competing interests. The authors declare no competing interests.
Funding. The study had no funding.
For citation: Konyukhova SG, Shuliatnikova OA, Yarotsky SYu, Zhurina AA, Nimaev BB. Legal aspects of providing medical care using telemedicine technologies along with remote interaction of medical workers with each other. Health Care Standardization Problems. 2022; 3-4: 9-17. DOI: 10.26347/1607-2502202203-04009-017
4A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia
Ввиду нарастающей популярности применения телемедицинских технологий (ТМТ) большое внимание уделяется нормативному правовому регулированию данной сферы здравоохранения [1—5]. Однако, выполненные исследования в основном касаются раздела телемедицины при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами [6—12]. Несколько работ посвящено изучению угроз и рисков, связанных с использованием информационных технологий в медицине: обеспечению защиты персональных данных пациентов, соблюдению врачебной тайны, этическим проблемам в системе «врач—пациент» [13—16]. Ряд публикаций отражают эффективность использования ТМТ в организации работы психиатрической службы, урологии и медико-социальной экспертизы [17—19].
Нами не выявлено работ по изучению правового поля оказания медицинской помощи с применением ТМТ в системе «врач-врач». Результаты такого исследования способствуют парадигме стандартизации процессов телемедицинских услуг (ТМУ) и формированию тезауруса телемедицины, на основании которых возможно создание системы управления качеством ТМУ. Исследование направлено на определение актуального состояния правового института применения телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с целью предложения парадигмы повышения качества оказания телемедицинских услуг.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Эмпирическим методом научного познания обработаны первичные данные о правовых явлениях существенных характеристик применения телемедицинских технологий при проведении консилиумов врачей. В хронологическом порядке проанализировано 47 источников нормативной правовой докумен-
тации, из которых 5 — федеральные законы, 7 — указы президента и постановления Правительства Российской Федерации, 31 — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, 4 — прочие нормативные правовые акты. Для поиска первичного материала использованы базы данных справочно-правовых систем «Консультант-плюс», «Гарант» и «npaBO.RU». Глубина исследования составила 39 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
К одному из первых нормативных правовых актов, регулирующих применение ТМТ, относится приказ Минздрава СССР от 20 января 1983 № 72 «Об организации дистанционно-диагностических кабинетов (центров)», согласно кото -рому для повышения качества диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний впервые организована система дистанционной передачи электрокардиограммы между кардиологическими отделениями лечебно-профилактических учреждений страны. Приказ утратил силу, но представляет интерес с точки зрения порядка внедрения новой технологии. Учтены вопросы очередности организации кабинетов, их оснащение и место в структуре медицинской организации. Уделено внимание обучению врачей-кардиологов необходимым навыкам и назначено ответственное учреждение за научно-организационное и методическое руководство всем проектом.
Впервые возможность широкого использования ТМТ в виде медицинских консилиумов по разным разделам медицины в случае затруднений с постановкой диагноза и выбора плана лечения закреплена приказом Минздрава России и РАМН от 27 августа 2001 № 344/76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее
реализации». В Концепции подчеркивается важность совместимости оцифровки медицинских документов при передаче между организациями, защиты передаваемой информации и соблюдение протоколов обмена сообщений. Право формирования телемедицинских центров принадлежит клиническим базам образовательных медицинских учреждений высшего профессионального образования — многопрофильным стационарам. Согласно плану мероприятий по реализации кон -цепции развития ТМТ в Российской Федерации, с 2001 по 2005 гг. должен был быть разработан перечень нормативных документов по стандартизации ТМУ, предложена методика расчета тарифов и механизм оплаты ТМУ.
Следующим значимым документом является Федеральный закон от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», которым регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, и в том числе посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Важным шагом в становлении ТМТ является законодательное признание равнозначности документа на бумажном носителе и его электронного варианта, заверенного электронной подписью субъекта.
Логичным продолжением придания юридической силы электронным документам является Федеральный закон от 06 ноября 2011 № 6Э-ФЗ «Об электронной подписи», согласно которому информация, подписанная квалифицированной электронной подписью, считается электронным документом, эквивалентным документу на бумажном носителе, и может применяться в любых правоотношениях. Интересно, что этим Законом отдельно регламентируются только 4 случая использования квалифицированной электронной подписи, хотя, возможно, стоит аналогично закрепить порядок использования электронной подписи медицинским работником в рамках ТМУ на предмет контроля истории подписанных им электронных документов.
Продолжением траектории цифрового здравоохранения стал приказ Минздрава России от 28 апреля 2011 № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». Использование в качестве основного источника первичной информации медицинских электронных документов и электронной цифровой подписи, обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных являются прин-
ципами Единой системы. Подготовка и реализация программ стимулирования внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность медицинских организаций (МО) включены в основные этапы ее создания.
Федеральным законом от 29 июля 2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» преобразованы статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ от 21 ноября 2011 № 323-ф3), касающиеся функции ТМТ и особенностей медицинской помощи при их применении. Согласно пункту 11, ТМТ отнесены к информационным технологиям, которые обеспечивают дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, их идентификацию и аутентификацию, а также документирование совершаемых ими действий. В статье 36.2 подчеркивается необходимость соблюдения требований при работе с персональными данными, использование единой системы идентификации и аутентификации, усиленной квалифицированной электронной подписи медицинскими работниками при документировании информации с применением ТМТ. К существенным изменениям, на наш взгляд, относится обязательность соответствия порядкам и стандартам оказания медицинской помощи при применении ТМТ.
Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства» разрешено формирование информированного добровольного согласия в виде электронного документа, подписанного гражданином и медицинским работником с использованием электронной подписи. Нововведение значимо, поскольку такой документ должен быть включен в пакет медицинских документов пациента с использованием Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и других информационных систем (ИС), предназначенных для сбора, хранения и обработки информации, касающейся деятельности МО и предоставляемых ими услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» за Минздравом России закреплено законодательное право самостоятельно принимать нормативные правовые акты, такие как порядок организации и оказания медицинской помощи с применением ТМТ (п.п. 5.2.17.1), порядок и форма предоставления отчетности по внедрению телемедицинских систем (п.п. 5.2.134.). На основании этого Постановления одноименным приказом Минздрава России от 30 марта 2015 № 157 создана рабочая группа по вопросам развития телемедицины и повышения уровня информатизации в федеральных государственных учреждениях, находящихся в ведении Минздрава России, осуществляющих научно-исследовательскую, образовательную и медицинскую деятельность. К основным задачам рабочей группы относятся построение классификатора и подготовка предложений по методике расчета стоимости ТМУ, выполнение которых реализовано последующими приказами Минздрава и ФОМС о тарифах и способах оплаты медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 30 января 2015 № 29н «О формах статистического учета и отчетности, используемых при организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, порядках их заполнения и сроках представления» утверждена форма статистического учета № 025/у-ВМП «Талон на оказание высокотехнологичной медицинской помощи», в котором отражено проведение консилиумов врачей при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с применением ТМТ.
Продолжением нормативного регулирования форм статистического наблюдения, касающихся оказания ТМУ, является утверждение приказом Федеральной службы государственной статистики от 20 декабря 2021 № 932 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья» формы № 7004 «Сведения о применении телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи». В разделе VII «Оснащенность ком -пьютерным оборудованием» приказа дано опре-
деление автоматизированному рабочему месту медицинского работника как программно-техническому комплексу, предназначенному для работы в медицинской информационной системе (МПС) МО или в государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ГИСЗ) субъекта Российской Федерации.
Письмом ФФОМС от 03 декабря 2018 № 15031/26-1/и «О направлении расшифровок клинико-статистических групп для медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и инструкции по группировке случаев, в том числе правил учета классификационных критериев, и подходов к оплате медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования» рекомендованы формулы расчета тарифа на проведение консилиума врачей и затрат, связанных с применением ТМТ, таких как рабочее время персонала, износ мягкого инвентаря, амортизация основных средств, приобретение материальных запасов, косвенные затраты. Расчет тарифов на оплату медицинской помощи с применением ТМТ должен дифференцироваться по видам консилиумов врачей независимо от вида и формы медицинской помощи.
В целях выстраивания иерархической системы взаимодействия МО и организационно-методического управления ими, одноименным приказом Минздрава России от 11 сентября 2017 № 622 сформирована сеть национальных научно-исследовательских центров (НМИЦ) на базе подведомственных научных организаций. Функции и финансовое обеспечение деятельности национальных центров утверждены приказом Минздрава России от 07 апреля 2021 № 309 «Об утверждении Положения о формировании сети национальных медицинских исследовательских центров и об организации деятельности национальных медицинских исследовательских центров». Проведение НМИЦами консилиумов с применением ТМТ с МО субъектов Российской Федерации отнесено приказом к одному из направлений их деятельности.
Приказом Минздрава России от 13 октября 2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждено 14 медицинских услуг с применением ТМТ: описание и интерпретация данных эндоскопических, электрокардиографических, рентгенографических, рентгеноскопических и радионуклидных исследований, компьютерных и магнитно-резонансных томо-
грамм, гистологических и цитологических микропрепаратов, а также патолого-анатомического исследования биопсийного материала первой, второй, третьей, четвертой и пятой категории сложности. Поскольку приказом Минздрава России от 08 июня 2020 № 557н «Об утверждении Правил проведения ультразвуковых исследований» в целях вынесения заключения по результатам ультразвукового исследования регламентирована возможность привлечения врачом ультразвуковой диагностики врачей-специалистов других МО, возможно, назрела необходимость включения в номенклатуру медицинских услуг интерпретацию и описание результатов ультразвуковых исследований с применением ТМТ. Участие в проведении консультаций с применением ТМТ приказом отнесено к основным функциям отделения ультразвуковой диагностики, что указывает на актуальность использования ТМТ.
Основным приказом Минздрава России, регламентирующим порядок организации и оказания медицинской помощи с применением ТМТ, является приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 № 965н (далее — приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 № 965н). Использование ТМТ разрешено при всех видах, формах и условиях оказания медицинской помощи, обозначенных в статье 32 ФЗ от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ. Согласно приказу точные сроки оказания экстренной медицинской помощи с применением ТМТ составляют от 3 до 24 ч с момента поступления запроса в консультирующую МО, сроки хранения сопутствующих материалов — один год.
В разделе II приказа Минздрава России от 30 ноября 2017 № 965н обозначена необходимость наличия помещения, средств связи и оборудования, использования Единой системы идентификации и аутентификации для консилиумов врачей. «Точкой контроля» завершения ко не или -ума является получение организацией, запросившей консультацию с применением ТМТ, протокола консилиума. Обозначена обязательность ответственности участников врачебного консилиума за предоставленные ими рекомендации, внесение данных врачей в Федеральный регистр медицинских работников, а МО — в Федеральный реестр медицинских организаций ЕГИСЗ, использование усиленной квалифицированной электронной подписи всех форм собственности МО. Определены участники консилиумов и их взаимодействие. Однако, конкретизация по вышеперечисленным позициям отсутствует.
В письме Департамента информационных технологий и связи Минздрава России от 09 апреля 2018 № 18-2/0579 даны разъяснения по основным вопросам отдельных положений приказа Минздрава России от 30 ноября 2017 № 965н, подчеркивается, что применение ТМТ является технологической составляющей медицинской деятельности. Принимая во внимание вышесказанное, врачебный консилиум с использованием ТМТ не является отдельным видом медицинской помощи, а при использовании ТМТ должны учитываться не только порядки и стандарты оказания медицинской помощи, но и установленные действующим законодательством лицензионные требования на осуществление медицинской деятельности.
Дальнейший импульс развития цифрового здравоохранения задан постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Проведение консилиумов с применением ТМТ относится к задачам и функциям Единой системы. Планирование и проведение врачебных консилиумов обеспечивается Федеральной электронной регистратурой. С 01 марта 2022 вступает в силу и действует следующие 6 лет Постановление Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», в котором внесен пункт о допуске медицинского работника к медицинской документации консилиумов с применением ТМТ, что является логичным продолжением ранее утвержденного функционала Федеральной электронной регистратуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 № 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями» МО разрешено взаимодействие с ИС в сфере здравоохранения любой иной информационной системе при условии ее технической возможности применения ТМТ. Такое разрешение дает МО право выбора ИС.
С вышеуказанными постановлениями Правительства согласуется приказ Минздрава России
от 24 декабря 2018 № 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций», согласно которому оказание медицинской помощи с применением ТМТ обеспечивается посредством МИС МО и/или ГИС, и в соответствии с Приказом Минздрава России от 30 ноября 2017 № 965н.
Значимость ТМТ наглядно прослеживается на примере динамики изменений приказа Минздрава России от 19 марта 2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». Первоначальным вариантом приказа определены правила взаимодействия федеральных дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 с дистанционными консультативными центрами анестезиологии-реаниматологии с целью оперативного получения врачами-специалистами региональных центров актуальной информации по вопросам диагностики и лечения COVID-19. Далее за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. 17-ю приказами внесены существенные изменения, касающиеся применения ТМУ. Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья вменена организация оказания медицинской помощи с применением ТМТ и обеспечение МО необходимыми помещениями, средствами связи и оборудованием для проведения консилиумов врачей при дистанционном взаимодействии медицинских работников. Изменения коснулись вопросов начисления оплаты труда врачебного персонала, участвующего в оказании ТМУ. Например, ставку врача-рентгенолога рекомендовано рассчитывать, исходя из вероятности проведения анализа результатов рентгенологических исследований с применением ТМТ. Важным шагом в развитии нормирования применения ТМУ стали разработка и утверждение рекомендуемых образцов документов «Протокол консультации с применением телемедицинских технологий» и «Сводная информация, направляемая дистанционными консультативными центрами», где должно быть отображено число запросов о про-
ведении первичных и повторных телемедицинских консультаций за последние сутки. Подобное развитие нормативного документа свидетельствует о целесообразности ТМУ, особенно в таких чрезвычайных условиях, как пандемия новой ко -ронавирусной инфекции.
Письмом Минздрава России и ФФОМС от 30 декабря 2020 №№ 11-7/и/2-20691, 00-10-262-04/11-51 «О Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» в разделе «Основные подходы к оплате медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой отмечено как одно из направлений использования ТМТ при оказании медицинской помощи. Расходы на оказание медицинской помощи с применением ТМТ учитываются путем применения повышающего коэффициента к коэффициенту уровня МО, рассчитываемого прямо пропорционально доле медицинской помощи с применением ТМТ в общем объеме оказанной медицинской помощи.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 № 512 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» одним из восьми направлений обозначена подпрограмма «Информационные технологии и управление развитием отрасли», Федеральным проектом которой является «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)». Цифровиза-ция здравоохранения включает внедрение электронного документооборота, электронной записи к врачу, электронных рецептов, использование ТМТ и должна повысить эффективность функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия МО на основе ЕГИСЗ, внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения. Общественно значимым результатом реализации подпрограммы обозначено обеспечение доступности цифровых сервисов и применения ТМТ в срок до 31 декабря 2024.
В информации Минфина России от 30 сентября 2021 «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 го-
дов» развитие телемедицины должно стать инструментом снижения смертности, повышения качества и доступности медицинской помощи.
Актуальность развития ТМУ отражается в правовых нормативных актах, регламентирующих деятельность в других сферах: развитие сельских территорий и Арктической зоны, службе медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и экспериментальных правовых режимах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены правила распределения субсидий субъектам Российской Федерации на строительство МО, оказывающих медицинскую помощь с применением ТМТ (п. 3).
Федеральным законом от 31 июля 2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» МО, входящим в «цифровую песочницу», разрешено применение ТМТ. Согласно ФЗ от 02.07.2021 № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» в рамках данного режима оказание медицинской помощи с применением ТМТ может осуществляться только за счет средств, не имеющих отношения к средствам бюджетной системы Российской Федерации. Возможно, льготные условия позволят ускорить интегрирование ТМТ в МО, но вряд ли поспособствуют формированию единой системы управления ТМУ.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» выполнение основных задач в сфере социального развития Арктической зоны обеспечивается созданием возможности оказания медицинской помощи с применением ТМТ и первоочередному обеспечению МО доступом к сети «Интернет».
Приказом Минздрава России от 06 ноября 2020 № 1202н «Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой ме-
дицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации» разрешено оказание медицинской помощи в виде дистанционных консилиумов врачей с использованием ТМТ и привлечением ресурсов телемедицинских комплексов пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
Учитывая вышеизложенное, ТМТ за исследуемый период совершили «квантовый скачок», подтвердив свою высокую значимость и необходимость дальнейшего совершенствования. Об этом свидетельствуют выявленные в нашем исследовании закономерности развития цифрового здравоохранения, опережающий характер правотворчества дистанционного предоставления медицинских услуг и своевременная актуализация правового регулирования в условиях пандемии.
Однако, нормативное регулирование данного направления оставляет определенную степень дивергенции в вопросах организационного, технического, медицинского и экономического характера. Например, присутствует дилемма единства требований к пакету и формату передаваемых между МО оцифрованных медицинских документов, согласованности образовательных и профессиональных стандартов с новыми требованиями к компетенциям медицинских работников в связи с цифровизацией здравоохранения, не при всех формах медицинской помощи установлены точные сроки оказания ТМУ, отсутствуют критерии качества ТМУ, стандартизация процессов и процедур. Очевидна своевременность разработки единой системы управления ТМУ, включающей создание дорожной карты процессов, маршрутизацию пациентов и комплекс ключевых положений, позволяющих масштабировать процесс использования ТМТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного контент-анализа правовых явлений становления и развития оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой выявлена фрагментация правового регулирования данного направления. Телемедицина является наименее затронутым стандартизацией направлением здравоохранения. Концептуальным подходом в решении являются создание и реализация пилотного проекта, направленного на синхронизацию юридических норм данного
направления и формирование единой системы
управления качеством оказываемых телемедицинских услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карягина E.H. Источники правового регулирования отношений по оказанию медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Вестник экономики, права и социологии. 2020; 4: 112—117.
2. Лебедев Г.С. Обзор национальных стандартов информатизации здоровья, идентичных международным стандартам. Вестник новых медицинских технологий. 2009; 3: 2—27.
3. Прилуков М.Д. Проблемы правового регулирования телемедицины. Российский и Международный опыт. Вестник нижегородского университета им. H.H. Лобачевского. 2018; 6: 136—142.
4. Смирнова Е.А., Шишанова A.A. Телемедицина в новых правовых реалиях. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018; 3 (8): 91—97.
5. Черных Е.Е. Цифровая медицина: риски правореализа-ции инноваций в сфере здравоохранения. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020; 4 (52): 84—89. https://doi.org/ 10.36511/2078-5356-2020-4-84-94.
6. Бойцов С.А. Реалии и перспективы дистанционного мониторинга артериального давления у больных артериальной гипертензией. Терапевтический архив. 2018; 1: 4—8. https://doi.org/10.17116/terarkh20189014-8.
7. Гулиев Ф.Г., Кокоева Л.Т. Телемедицинские услуги — новации гражданско-правового регулирования. Евразийский Союз Ученых. 2018; 2—3 (47): 65—69. ID: 32714202.
8. Максимов И.Б., Диашев А.Н., Синопальников В.И., Семикин Г.И., Лукьянов П.А., Пономарев A.A., Ова-кимян Г.С. История, анализ состояния и перспективы развития телемедицины. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018; 3 (8): 103—110.
9. Морозов С.П., Владзимирский A.B., Сименюра С.С. Качество первичных телемедицинских консультаций «пациент — врач» (по результатам тестирования телемедицинских сервисов). Врач и информационные технологии. 2020; № 1: 52—62. https://doi.org/10.37690/ 1811-0193-2020-1-52-62
10. Семешко А.И. Проблемы регламентации и контроля законности реализации права на занятие медицинской деятельностью на этапе внедрения телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения. Ex jure. 2018; 1: 70—85. https://doi.org/10.17072/2619-0648-2018-1-70-85
11. Фахретдинов В.В., Брынза Н.С., Курмангулов А.А Современные подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2019; 2: 182—189.
12. Шадеркин И.А. Уровни зрелости телемедицины. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2021; 4: 63—68.
13. Иванова А.П. Телездравоохранение: технологические, правовые и этические проблемы. Социальные новации и социальные науки. 2021; 1 (3): 169—178. https:// doi.org/10.31249/snsn/2021.01.02
14. Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Третьяков В.В., Нуштае-ва Е.М. Актуальные вопросы правового регулирования применения информационных технологий в медицинс-
кой деятельности. Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2016; 4 (88): 161—172.
15. Лебедев Г.С., Фомина И.В., Шадеркин И.А., Лисненко А.А. Основные направления развития интернет-технологий в здравоохранении (систематический обзор). Социальные аспекты здоровья населения. 2017; 5: 64—72. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2017-57-5-10
16. Монаков Д.М., Шадеркина В.А., Рева С.А., Грицке-вич А.А. Защита персональных данных пациентов при использовании телемедицинских технологий в период пандемии COVID-19. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2021; 4: 48—57. https:// doi.org/10.29188/2712-9217-2021-7-4-48-57
17. Михайлов И.В., Шмелева С.В., Халилов М.А., Бонка-ло Т.И., Тузов И.Н., Лахтин А.Ю. Модернизация социальной защиты в российской федерации: проблемы и перспективы телемедицины в практике медико-социальной экспертизы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; S2: 1123—1130. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1123-1130
18. Савин С.З., Косых Н.Э. Телемедицинские технологии для организации работы психиатрических служб по профилактике нарушении депрессивного спектра во время пандемии COVID-19. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020; 4: 8—14. https:// doi.org/10.29188/2542-2413-2020-6-4-8-14.
19. Сивков А.В., Шадеркин И.А., Владзимирский А.В., Цой А.А. Расширение возможностей телемедицинского консультирования в урологии инструментами видео-конференц-связи. Экспериментальная и клиническая урология. 2015; 4: 128—132.
REFERENCES
1. Kariagina EN. Sources of legal regulation of relations for the provision of medical care with the use of telemedicine technologies. The Review of Economy, the Law and Sociology. 2020; 4: 112—117. Russian.
2. Lebedev GS. A review of national standards of health informatizations identical to international standard]. J. of New Medical Technologies. 2009; 3: 2—27. Russian.
3. Prilukov MD. Problems of legal regulation of telemedicine: Russian and international experience. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2018; 6: 136—142. Russian.
4. Smirnova EA, Shishanova AA. Telemedicine in new legal reality. Russian Journal of Telemedicine and E-Health. 2018; 3 (8): 91—97. Russian.
5. Chernykh EE. Digital medicine: risks for implementing innovations in the healthcare sector. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020; 4 (52): 84—89. https:// doi.org/10.36511/2078-5356-2020-4-84-94. Russian.
6. Boitsov SA. Realities and prospects of remote blood pressure monitoring in hypertensive patients. Therapeutic Archive. 2018; 1 (Vol. 90): 4—8. https://doi.org/10.17116/ terarkh20189014-8 Russian.
7. Guliev FG, Kokoeva LT. Telemedicine services — innovations in civil law regulation. Eurasian Union of Scientists. Series: Medical, Biological and Chemical Sciences. 2018; 2—3 (47): 65—69. Russian.
8. Maksimov IB, Diashev AN, Sinopalnikov VI, Semikin GI, Lukianov PA, Ponomarev AA, Ovakimian GS. Telemedicine:
history, analysis of a state and prospects. Russian Journal of Telemedicine andE-Health. 2018; 3 (8): 103—110. Russian.
9. Morozov SP, Vladzimirskiy AV, Simeniura SS. The quality of primary diret-to-consumer telemedicine consultations (by results of testing telemedicine services). Medical Doctor and IT. 2020; 1: 52—62. https://doi.org/10.37690/1811-0193-2020-1-52-62. Russian.
10. Semeshko AI. The right to accomplish medical activities at the stage of implementation of telecommunication technologies in healthcare: the problems of legal regulation and state control. Ex Jure. 2018; 1: 70—85. https://doi.org/ 10.17072/2619-0648-2018-1-70-85. Russian.
11. Fakhretdinov VV, Brynza NS, Kurmangulov AA. Modern approaches to rehabilitation of patients after stroke. Vestnik of the Smolensk State Medical Academy. 2019; 2: 182—189. Russian.
12. Shaderkin IA. Telemedicine maturity levels. Russian. Journal of Telemedicine and E-Health. 2021; 4: 63—68. Russian.
13. Ivanova AP. Telehealth: technological, legal and ethical issues. Social Novelties and Social Sciences. 2021; 1 (3): 169—178. https://doi.org/10.31249/snsn/2021.01.02. Russian.
14. Karpov OE, Nikitenko DN, Tretiakov VV, Nushtaeva EM. Topical issues of legal regulation of application information technologies in the medical activity. Vestnik of the Ple-khanov Russian University of Economics. 2016; 4 (88): 161—172. Russian.
15. Lebedev GS, Fomina IV, Shaderkin IA, Lisnenko AA. Main directions for development of Internet technologies
in health care (systematic review). Social Aspects of Population Health. 2017; 5: 64—72. https://doi.org/10.21045/ 2071-5021-2017-57-5-10. Russian.
16. Monakov DM, Shaderkina VA, Reva SA, Gritskevich AA. Protection of personal data of patients when using telemedicine technologies during the COVID-19 pandemic. Russian Journal of Telemedicine and E-Health. 2021; 4: 48—57. https://doi.org/10.29188/2712-9217-2021-7-4-48-57. Russian.
17. Mikhailov IV, Shmeleva SV, Khalilov MA, Bonkalo TI, Tuzov IN, Lakhtin Alu. Modernization of social protection in the Russian Federation: problems and prospects of telemedicine in the practice of medical-social expertise. Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med. 2020; S2: 1123—1130. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1123-1130 Russian.
18. Savin SZ, Kosykh NE. Telemedicine technologies for organizing the work of mental health services to prevent disorders of the depressive spectrum during the COVID-19 pandemic. Russian Journal of Telemedicine and E-Health. 2020; 4: 8—14. https://doi.org/10.29188/2542-2413-2020-6-4-8-14. Russian.
19. Sivkov AV, Shaderkin IA, Vladzimirskiy AV, Tsoy AA. Expanding capability of telemedicine consultations in urology by video conferencing tools. Experimental and Clinical Urology. 2015; 4: 128—132. Russian.
Поступила/Received: 10.02.2022 Принята к опубликованию/Accepted: 03.03.2022
Сведения об авторах:
Конюхова Светлана Георгиевна — д-р мед. наук, ст. науч. сотр. отдела организации стоматологической службы, лицензирования и аккредитации ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 119121, Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 16. Тел.: (499) 245-03-37. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0001-8600-2493 Шулятникова Оксана Александровна — д-р мед. наук, доцент, доцент кафедры ортопедической стоматологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 26. Тел.: (902) 838-62-22. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-2033-5903
Яроцкий Сергей Юрьевич — начальник ГБУЗ Московской области «Московский областной госпиталь для ветеранов войн». 141551, Московская область, Солнечногорский р-н, поселок Жилино, строение Г/1. Тел.: (916) 196-71-33. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-4178-1056
Арина Андреевна Журина — канд. мед. наук, главный специалист НМИЦ ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. 127473, Москва ул. Делегатская, д. 20/1. Тел.: (903) 162-19-31. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0003-3421-9513
Бато Баирович Нимаев — студент ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. 127473, Москва, ул. Делегатская улица, 20/1. Тел.: (926) 226-03-93. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0001-6874-3802
About the authors:
Svetlana G. Konyukhova — Sc.D. in Medicine, Senior Researcher in the Department of Dental Service Organization, Licensing and Accreditation, Central Research Institute of Stomatology and Maxillofacial Surgery, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0001-8600-2493
Oksana A. Shuliatnikova — Sc.D. in Medicine, Docent, Associate Professor in the Dentistry Department, Perm State Medical University named after Academician E.A. Vagner, Perm, Russia. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-2033-5903. https://orcid.org/0000-0002-2033-5903
Sergey Yu. Yarotsky — Head of the Moscow Regional Hospital for War Veterans, Zhilino village, Solnechnogorsk region, Moscow region, Russia. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-4178-1056
Arina A. Zhurina — Ph.D. in Medicine, Chief Specialist in the National Medical Research Center of A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0003-3421-9513 Bato B. Nimaev — student, A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0001-6874-3802