УДК 004:528.91
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ЧРЕЗЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
Алексей Викторович Дубровский
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, зав. научно-производственным центром «Дигитайзер», тел. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
Яна Константиновна Мишустина
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, студент, тел. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
В статье выполнен анализ правового режима земель подверженных угрозе возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены термины санитарно-защитная зона и зона контроля и наблюдения, показана связь этих терминов с территориальным определением зоны действия чрезвычайных ситуаций и с понятием геопространство чрезвычайной ситуации.
Ключевые слова: правовой режим земель, чрезвычайные ситуации, санитарно-защитная зона, зона наблюдения и контроля, территория, подверженная риску возникновения и развития чрезвычайной ситуации.
RESEARCH OF LEGAL REGULATIONS FOR EMERGENCY LANDS
Alexey V. Dubrovsky
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Cadastre and Territorial Planning, head of the Research and Development Centre «Digitizer», tel. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
Yana K. Mishustina
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Student, tel. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
Analysis of legal regulations for lands subject to emergency situations is presented. The terms of sanitary protection zone and control and monitoring zone are considered relative to the determination of the emergency zone and the concept of its geo-environment.
Key words: legal regulations of lands, emergency situations, sanitary protection zone, control and monitoring zone, emergency territory.
Человечество ежедневно сталкивается с опасными событиями и явлениями. При этом если событие или явление, характеризуется кризисностью положения и приобретает новые черты, связанные с возможностью причинения вреда жизни и здоровью человека, то оно может назваться чрезвычайным происшествием или ситуацией [1]. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация (ЧС)
- это «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, и ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [2]. По характеру возникновения чрезвычайные ситуации делятся на: природные, техногенные, биолого-социальные и крупные террористические акты. Природные чрезвычайные ситуации составляют значительную долю ущерба, но при этом человеческие жертвы в основном связаны с техногенными чрезвычайными ситуациями и террористическими актами. По масштабу возможных последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на события: локального характера, муниципального характера, межмуниципального характера, регионального характера, межрегионального характера, федерального характера [1].
Для предупреждения, ликвидации и уменьшения ущерба, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в нашей стране создана Российская система предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях. Территория на которой возникла чрезвычайная ситуация называется зоной чрезвычайной ситуации. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В аспекте применения геоинформационных систем при моделировании и анализе чрезвычайных ситуаций рекомендуется использовать понятие геопространство чрезвычайных ситуаций (ГЧС). ГЧС это ограниченное факторами влияния чрезвычайной ситуации множество пространственных объектов процессов и явлений. При этом, ГЧС может быть локализовано даже в границах отдельного земельного участка. Например, статья 51 Земельного кодекса РФ в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусматривает временное изъятие земельного участка у собственника, уполномоченными исполнительными органами государственной власти, для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих угроз, с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, являются приведенные ниже документы. Кроме основной характеристики этих нормативно-правовых актов выполнен анализ с позиции их применения для установления правового режима земель подверженных ЧС и определение ГЧС, рис. 1.
1. Федеральный конституционный закон №3 от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении». Данный закон создает правовые основы использования для обеспечения режима чрезвычайного положения различных сил и средств, в том числе органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [3].
Рис. 1. Анализ правового режима земель подверженных ЧС
2. Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28 от 12.02.1998 г. Определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны [4].
3. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 68 от 21.12.1994 г. Определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [1].
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)». Нормативно определяет организационное построение всей технологии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [5].
5. Постановление Правительства РФ от 24.03.1997 г. №334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Порядок определяет основные правила сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [6].
6. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором приведена классификация ЧС по масштабу возможного ущерба и последствий [7].
Для примера определения территорий ГЧС, где прогнозируются или могут возникать чрезвычайные ситуации рассмотрим территорию города Новосибирска. Перечень чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для города Новосибирска незначителен. Самыми распространенными видами чрезвычайных ситуаций на территории города являются: аварии на магистральных трубопроводах и коммунальных внутриквартальных сетях, пожары в жилой застройке и на промышленных объектах. Кроме этого на территории города возникают лесные и торфяные пожары, наводнения в отдельных районах города в связи с паводками или обильными осадками. Город Новосибирск является городом, в котором степень техногенной опасности - средняя [8, 9]. На рис. 2, а представлены примеры градостроительной документации - схемы границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме описания прохождения явных границ геопространства чрезвычайных ситуаций в виде территорий подверженных чрезвычайной ситуации выделяют термин санитарно-защитная зона и зона наблюдения и контроля [10]. Са-нитарно-защитная зона - «это территория, предназначенная для обеспечения уменьшения воздействия загрязнения на атмосферу, устанавливаемая вокруг объектов и производств, являющимися источниками негативного воздействия
на среду обитания и здоровья людей». В соответствии с санитарными нормами, законодательством РФ в санитарно-защитных зонах устанавливаются ограничения для осуществления градостроительной деятельности. Не разрешено строительство жилых зданий, зон отдыха, медицинских учреждений, рекреационных зон. Целью определения санитарно-защитных зон является приведение к минимуму неблагоприятного воздействия на здоровье населения и на окружающую среду.
Зоной наблюдения и контроля является «территория вокруг химически и биологически опасных объектов за пределами санитарно-защитной зоны, где ведется постоянное наблюдение и контроль за источниками заражениями опасными химическими веществами или патогенными биологическими (бактериальными) средствами» [10]. На рис. 2, б представлена схема расположения промышленных предприятий на территории города Новосибирска, а также границы санитарно-защитных зон и зон наблюдения и контроля.
^^^^ Территория, подверженная риску при возникновении ЧС техногенного характера на промышленных и технических объектах
Территоря, подверженная риску затопления при возникновении ЧС техногенного характера
Граница города
а)
б)
Рис. 2. Схемы зон чрезвычайных ситуаций на территории города Новосибирска: а)схема зоны возможного возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера; б) схема расположения санитарно-защитных зон и зон наблюдения и контроля вблизи промышленных предприятий
В пределах границ зон наблюдения и контроля специалистами Роспотреб-надзора города Новосибирска проводятся взятие проб воздуха и почвы с целью определения концентрации вредных веществ.
Таким образом, при планировании размещения объектов на территории населенных пунктов следует учитывать месторасположение данных зон, а также в соответствие с [6] учитывать требования к сбору и представлению информации о территориях, где прогнозируются или возникают чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В качестве системы мер противодействия чрезвычайным ситуациям необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на снижение риска возникновения ЧС и смягчение их последствий. Обеспечить полный доступ населения к информации о территориях подверженных риску возникновения ЧС природного и техногенного характера [11]. В соответствии с [2], проводить подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществлять ознакомительную работу с детальным описанием местоположения опасных на территории города объектов, санитарно-защитных зон, а также зон наблюдения и контроля с использованием геоинформационного обеспечения [12].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Болотина Е. А., Дубровский А. В. К вопросу создания геоинформационного обеспечения для предотвращения чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. X Междунар. науч. конгр., 8-18 апреля 2014 г., Новосибирск : 5-я Международная конференция «Раннее предупреждение и управление в кризисных ситуациях в эпоху "Больших данных"» : сб. материалов. - Новосибирск : СГГА, 2014. - С. 56-61.
2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Федеральный закон РФ от 21.12.1994, № 68-ФЗ [Текст] - Собрании законодательства РФ от 26 декабря 1994, № 35 ст. 3648.
3. О чрезвычайном положении. Федеральный закон РФ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ [Текст] - Российская газета, 2 июня 2001, федеральный выпуск №2717.
4. О гражданской обороне. Федеральный закон от 12 февраля 1998, № 28-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Текст] - Российская газета, 19 февраля 1998, № 32-33.
5. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003, № 794 [Текст] - Российская газета, 20 января 2004, Столичный выпуск №3384.
6. О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. № 334 [Текст] - Российская газета, 16 сентября 2013.
7. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007, № 304 [Текст]. - Российская газета, 26 мая 2007 г., Федеральный выпуск №4374.
8. Дубровский А. В., Ким Э. Л., Мишустина Я. К. Интеграция подсистем геоинформационного обеспечения управления кризисными ситуациями на муниципальном уровне // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : 6-я Междунар. конф. «Раннее предупреждение и управление в кризисных ситуациях в эпоху "Больших данных"» : сб. материалов (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. - С. 68-75.
9. Дубровский А. В., Мишустина Я. К. Опыт подготовки картографического обеспечения системы мониторинга паводковой обстановки на территории сельских населенных пунктов Новосибирской области // Информационные технологии, системы и приборы в АПК. Ч. 1: мат. 6-й Международной научно-практической конференции «АГРОИНФО-2015 (Новосибирск, 22-23 октября 2015 г.) / Сибирский физико-технический институт аграрных проблем. - Новосибирск, 2015. - С. 405-409.
10. Словарь чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/emergency.
11. Дубровский А. В., Подрядчикова Е. Д. О подходе к расчету показателя социальной комфортности населения для совершенствования системы оценки недвижимого имущества // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 94-101.
12. Карпик А. П. Методические и технологические основы геоинформационного обеспечения территории: монография. - Новосибирск: СГГА, 2004. - 260 с.
© А. В. Дубровский, Я. К. Мишустина, 2016