Научная статья на тему 'Исследование практики использования технологий и инструментов управления объектами инфраструктуры в инновационной экосистеме'

Исследование практики использования технологий и инструментов управления объектами инфраструктуры в инновационной экосистеме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТА / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПОЛИСУБЪЕКТНАЯ СРЕДА / ЗНАНИЕ-СТРУКТУРА КОРПОРАЦИИ / СИСТЕМНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНСТИТУТ КОНТРОЛЛИНГА / СЦИЕНТИНГ / ТЕХНОСТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / INNOVATIVE ECOSYSTEM OF THE UNIVERSITY / POSTNONCLASSICAL RATIONALITY / MULTISUBJECTIVE ENVIRONMENT / KNOWLEDGE-STRUCTURE OF THE CORPORATION / SYSTEM MANAGEMENT / INSTITUTE OF CONTROLLING / SCIENTING / TECHNOSTRUCTURE / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Панченко А.Н.

В статье отмечается, что на смену неизбежному процессу (господствовавшему в российском менеджменте на начальном этапе вхождению России в рыночную экономику) трансплантации (заимствования) теорий, технологий и институтов управления приходит осознание перехода на национальные модели управления, адекватные национальным особенностям. Актуальность исследования подчеркивается, проводимой реиндустриализацией и новой индустриализацией, которая востребует новые подходы к управлению. В качестве теоретической платформы исследования выступают деятельностная концепция управления, субъектно-ориентированный подход и парадигма управления «субъект саморазвивающаяся полисубъектная среда» в рамках постнеклассического подхода, содержательной стороной которого является мильтидисциплинарность и совокупности ценностей групп субъектов. Цель исследования рассмотреть применение современных технологий управления технологии контроллинга и его инструментов на практике, а также провести анализ применения этих технологий на примере бизнеса Краснодарского края. Нужны системные технологии в управлении, которые бы, исходя из особенностей различных элементов и подсистем внешней среды и внутреннего пространства университета были профессионально способны формировать адекватную технологию управления инфраструктурой инновационной экосистемой. Проводится сравнение американской и отечественной практики использования инструментами управления. На эмпирическом этапе проведен опрос руководителей организаций региона относительно применения известных технологий управления. Для кардинального прорыва в сфере практики управления, ведущей к целенаправленному и системному формированию конкурентных преимуществ компании, требуются изменения главного в деятельности, а именно, изменения системы управления и системы измерения состояния и динамики движения (функционирования и развития). Комплексирование технологий управления и аналитических инструментов обеспечит формирование системного практического управления, отличающегося высоким качеством и уникальностью конкретного подхода, адекватного специфическим особенностям инновационных экосистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Панченко А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on the use of technology and facility management tools infrastructure in the innovation ecosystem

The article notes that the inevitable process (which dominated the Russian management at the initial stage of Russia's entry into the market economy) of the transplantation (borrowing) of theories, technologies and management institutions comes from the realization of the transition to national management models that are appropriate to national characteristics. The relevance of the study is emphasized by re-industrialization and new industrialization, which will require new approaches to management. The theoretical research platform is the activity-based management concept, the subject-oriented approach and the “subject-self-developing polysubject environment” management paradigm within the framework of the post-non-classical approach, the content of which is multidisciplinarity and the totality of values of groups of subjects. The purpose of the study is to consider the use of modern management technologies the technology of controlling and its tools in practice, as well as to analyze the application of these technologies on the example of the business of the Krasnodar Territory. We need systemic technologies in management, which, based on the characteristics of various elements and subsystems of the external environment and internal space of the university, are professionally capable of forming an adequate technology for managing the infrastructure of the innovation ecosystem. A comparison of American and domestic practices of using management tools. At the empirical stage, a survey was conducted of the leaders of organizations in the region regarding the use of well-known management technologies. A major breakthrough in the field of management practice, leading to a targeted and systematic formation of the company's competitive advantages, requires changes in the main activity, namely, changes in the management system and the system for measuring the state and dynamics of movement (functioning and development). The combination of management technologies and analytical tools will ensure the formation of a systematic practical management that is distinguished by the high quality and uniqueness of a specific approach that is adequate to the specific features of innovative ecosystems.

Текст научной работы на тему «Исследование практики использования технологий и инструментов управления объектами инфраструктуры в инновационной экосистеме»

26. Chabanov V. E. Garmonichnaya ekonomika XXI veka ili tretiy put razvitiya. SPb.: «BKhV-Peterburg». 2007. - 736 s. (In Russian).

27. Chumakova N. A.. Andreyko M. N. Malyy biznes: primeneniye spetsialnykh nalogovykh rezhimov. Nauchnyy vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta. 2018;(1):80-85. URL: https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-1-80-85. (In Russian).

28. Ekonomika v tretyem tysyacheletii (a vyderzhit li tsivilizatsiya?) / [V. A. Kamenetskiy i dr.]. - M. : Mysl. 2011. - 230 s. (In Russian).

29. Ekonomicheskiye sistemy: kiberneticheskaya priroda razvitiya. rynochnyye metody upravleniya. koordinatsiya kho-zyaystvennoy deyatelnosti korporatsiy/ pod obshch. red. N. Ya. Petrikova. V. I. Vidyapina. G. P. Zhuravlevoy. - M. : INFRA-M. 2011. - 384 s. (In Russian).

30. Lanskaya D. V.. Getmantsev K. V.. Ermolenko V. V The source of competitiveness of small innovative enterprises is in the competitive advantages of the innovation ecosystem of the University/ Lanskaya D.V.. Getmantsev K.V.. Ermolenko V.V. // The Future of the Global "Financial System: Downfall or Harmony: Part of the Lecture Notes in Networks and Systems book series" ISC 2018. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature Switzerland. Cham Elena G. Popkova E. (eds)

31. Ermolenko V. V.. Zelinskaya M. V.. Lanskaya D. V. The Tools of Financial Engineering to Strategizing "SMART" Economy of the Region/ D.V. Lanskaya. V.V. Ermolenko. M.V. Zelinskaya // Advances in Economics. Business and Management Research: International Scientific Conference "Far East Con" (ISCFEC 2018). volume 47. the Authors. Published by Atlantis Press. This is an open access article under the CC BY-NC license (http://doi.org/10.2991/iscfec-18.2019.191How to use a DOI?). URL: https://atlantis-press.com/article/55912514.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-010-00220)

В.В. Ермоленко - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанского государственного университета, Oleda93@gmail.com,

V.V. Ermolenko - Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes of Kuban State University;

Д.В. Ланская - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанского государственного университета, LanskayaDV@yandex.ru,

D.V. Lanskaya - Candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes of Kuban State University;

А.Н. Панченко - аспирант кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанского государственного университета, tocha_7up@mail.ru,

A.N. Panchenko - PhD student, Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Kuban State University.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ

ИНФРАСТРУКТУРЫ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЕ RESEARCH OF PRACTICE OF USE OF TECHNOLOGIES AND INSTRUMENTS FOR MANAGING INFRASTRUCTURE

OBJECTS IN THE INNOVATIVE ECOSYSTEM

Аннотация. В статье отмечается, что на смену неизбежному процессу (господствовавшему в российском менеджменте на начальном этапе вхождению России в рыночную экономику) трансплантации (заимствования) теорий, технологий и институтов управления приходит осознание перехода на национальные модели управления, адекватные национальным особенностям. Актуальность исследования подчеркивается, проводимой реиндустри-ализацией и новой индустриализацией, которая востребует новые подходы к управлению. В качестве теоретической платформы исследования выступают деятельностная концепция управления, субъектно-ориентированный подход и парадигма управления «субъект - саморазвивающаяся полисубъектная среда» в рамках постнекласси-ческого подхода, содержательной стороной которого является мильтидисциплинарность и совокупности ценностей групп субъектов. Цель исследования - рассмотреть применение современных технологий управления - технологии контроллинга и его инструментов на практике, а также провести анализ применения этих технологий на примере бизнеса Краснодарского края. Нужны системные технологии в управлении, которые бы, исходя из особенностей различных элементов и подсистем внешней среды и внутреннего пространства университета были профессионально способны формировать адекватную технологию управления инфраструктурой инновационной экосистемой. Проводится сравнение американской и отечественной практики использования инструментами управления. На эмпирическом этапе проведен опрос руководителей организаций региона относительно применения известных технологий управления. Для кардинального прорыва в сфере практики управления, ведущей к целенаправленному и системному формированию конкурентных преимуществ компании, требуются изменения главного в деятельности, а именно, изменения системы управления и системы измерения состояния и динамики движения (функционирования и развития). Комплексирование технологий управления и аналитических инструментов обеспечит формирование системного практического управления, отличающегося высоким качеством и уникальностью конкретного подхода, адекватного специфическим особенностям инновационных экосистем.

Annotation. The article notes that the inevitable process (which dominated the Russian management at the initial stage of Russia's entry into the market economy) of the transplantation (borrowing) of theories, technologies and management institutions comes from the realization of the transition to national management models that are appropriate to national characteristics. The relevance of the study is emphasized by re-industrialization and new industrialization, which will require new approaches to management. The theoretical research platform is the activity-based management concept, the subject-oriented approach and the "subject-self-developing polysubject environment" management paradigm within the framework of the post-non-classical approach, the content of which is multidisciplinarity and the totality of values of groups of subjects. The purpose of the study is to consider the use of modern management technologies - the technology of controlling and its tools in practice, as well as to analyze the application of these technologies on the example of the business of the Krasnodar Territory. We need systemic technologies in management, which, based on the characteristics of various elements and subsystems of the external environment and internal space of the university, are professionally capable of forming an adequate technology for managing the infrastructure of the innovation ecosystem. A comparison of American and domestic practices of using management tools. At the empirical stage, a survey was conducted of the leaders of organizations in the region regarding the use of well-known management technologies. A major breakthrough in the field of management practice, leading to a targeted and systematic formation of the company's competitive advantages, requires changes in the main activity, namely, changes in the management system and the system for measuring the state and dynamics of movement (functioning and development). The combination of management technologies and analytical tools will ensure the formation of a systematic practical management that is distinguished by the high quality and uniqueness of a specific approach that is adequate to the specific features of innovative ecosystems.

Ключевые слова: инновационная экосистема университета, постнеклассическая рациональность; полисубъектная среда, знание-структура корпорации, системный менеджмент, институт контроллинга, сциентинг, техноструктура, управление знаниями.

Keywords: innovative ecosystem of the university, post-non-classical rationality; multisubjective environment, knowledge-structure of the corporation, system management, institute of controlling, scienting, technostructure, knowledge management.

Введение

Противоречивость и даже откат от процесса глобализации, поиск новых источников роста, инновационная ориентация в условиях экономических санкций актуализируют проблему формирования инновационных экосистем России, ее экономики и бизнес-структур [3]. Решение данной стратегической проблемы отличается системностью и многомерностью. В ее решение должны быть вовлечены все субъекты различных уровней управления.

Эпицентр преобразований правительственными структурами видится в проведении политики реинду-стриализации, массового выпуска товаров с высокой потребительской стоимостью взамен импорта, формирования собственной воспроизводственной базы, а также коррекции финансово- кредитной и налоговой политики [3,17].

Однако, осознание необходимости решения сиюминутных экономических проблем в России, жестко продиктованных текущим моментом, не должно заслонять срочного решения стратегических проблем возрождения ее социального, технологического, экономического и политического могущества. Современная экономическая политика должна состоять в приведении в действие новых полюсов роста и развития путем новой индустриализации на идеях шестого технологического уклада [3].

Слабым местом в России является управление экономическим и социальным строительством, инновационной деятельностью и формированием экономики знаний [3,17].

Экономическая и управленческая науки смотрят на решение проблем модернизации и будущего России значительно шире и глубже сегодняшней практики [17]. В научном сообществе активно обсуждаются проблемы реиндустриализации и нео-индустриализации в России на базе пятого и шестого технологических укладов в рамках формирования сектора экономики знаний [1,3,17].

В исследованиях по менеджменту уделяется внимание разработке и применению различных новых технологий и инструментов, например: контроллингу [4,9,18], менеджменту знаний [5,13], системно-когнитивному моделированию [12], построению конфигурации капиталов (капиталограмм), формированию на микроуровне институтов генерации знаний и другим.

Особенностью современного этапа развития менеджмента выступает рост аналитической составляющей. Об этом свидетельствуют исследования Г.В. Атаманчука, Д.В. Ланскрй [10] и др. Эволюция аналитических методов в менеджменте закономерно привела к когнитивному менеджменту, нацеленному на создание конкурентного преимущества компании путем овладения новым знанием [14].

Как точно заметил С.В. Рубцов, «гибкость организации определяется не ее станом (структурой), а гибкостью интеллекта» [15].

Исследования управленческой проблематики происходит на фоне изменения традиционных представлений о современной корпорации: системно-интеграционная теория фирмы Г.Б. Клейнера, софт - корпорация [6], сетевые и обучающиеся [13], виртуальные организации [7]. В России предпринимаются недостаточные усилия по институционализации базовых областей знания, обеспечивающих прорывные исследования проблематики управления в контексте постнеклассической науки, в частности, в рамках субъектно-ориентированного подхода

[11]. Его применение на практике в России носит фрагментарный характер. Следование сложившимся стереотипам в управленческой практике существенно доминирует над управленческими новациями.

Актуальность исследования, носящего теоретико - эмпирический характер, заключается в изучении практики применения управленческих технологий популярности применения той или иной технологии и выявления позитивного опыта на российских предприятиях в сфере управления. «Срез» управленческой практики на предприятиях Краснодарского края представляется полезным для регионального сообщества управленцев и региональной власти. Актуальность исследования заключается в выявлении практики применения современных управленческих технологий, популярности применения той или иной технологии на российских предприятиях (в Краснодарском крае). Сделать «срез» управленческой практики на предприятиях Краснодарского края представляется полезным для регионального сообщества управленцев и региональной власти. Результаты исследования связаны с анализом применения научных методов и технологий на практике управления. Эмпирическая составляющая содержит сведения о технологии, которые имеют место быть на предприятиях региона России, а какие не получают применения и развития.

В настоящее время на смену неизбежному процессу (господствовавшему в российском менеджменте на начальном этапе вхождению России в рыночную экономику) трансплантации (заимствования) теорий, технологий и институтов управления приходит осознание перехода на национальные модели управления, адекватные национальным особенностям. Жан-Жак Ламбен, известный международный специалист в области стратегического менеджмента и маркетинга, отмечает, что в России идет быстрый процесс ассимиляции управленческих технологий. Практика становления российского бизнеса идет дальше, по пути отказа от стереотипов в управлении и востребовала постепенно утверждающуюся парадигму научного исследования проблем и отечественной практики, которые правомерно квалифицировать как системную и ситуационную. Наука и практика управление исходит из представления о том, что не существует какой-то одной технологии управления, которая принадлежала бы только какому-то одному бизнесу, была применима во всех ситуациях и для всех ментальных и ценностных сред [2,].

Достаточно важным представляется обоснование совокупности методов, способов и приемов, т.е. инструментария, контроллинга. Многие исследователи затрагивают эту проблему, однако в большинстве случаев речь не идет о системе инструментов, в которой достаточно четко было бы прописано место и возможности каждого из них.

В качестве теоретической платформы исследования выступают деятельностная концепция управления, субъектно-ориентированный подход и парадигма управления «субъект - саморазвивающаяся полисубъектная среда» в рамках постнеклассического подхода, содержательной стороной которого является мильтидисципли-нарность и совокупностями ценностей групп субъектов.

Объектом исследования является современные технологии управления - контроллинг, управление знаниями и их инструменты.

Предмет исследования - применение современных технологий управления бизнесами г. Краснодар и Краснодарском крае. Рассмотрение и анализ существующих технологий управления на предприятиях, выявление проблем, предложение способов решения и мер по повышению эффективности функционирования всей системы организации в целом.

Цель исследования - рассмотреть применение современных технологий управления - технологии контроллинга и его инструментов на практике, а также провести анализ применения этих технологий на примере бизнеса г.Краснодар и Краснодарского края

Подход научной рациональности позволяет проанализировать технологии управления, применяемые на практике и предлагаемые управленческой теорией с учетом научных походов и парадигм, сформировавшихся под действием междисциплинарных подходов и ценностных преставлений. Это позволяет сформулировать методологию управленческого прорыва, определить и выявить методы нового качества управления различными типами систем в экономике знаний. Неклассический тип рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, что рассматривается в качестве условий объективно -истинного описания и объяснения мира. Поэтому человек в системе управления активно творит и конструирует мир, которым управляет. В управлении всегда присутствует проблема множественности реальностей. На ранних этапах становления классической научной рациональности, деятельностном подходе и парадигме «субъект - объект» кибернетик в У.Р. Эшби в 1948 г. сформулировал закон о требуемом разнообразии: "управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего (в данном случае всей системы управления) по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации" [21].

1. Зарубежные исследования практики применения инновационных технологий в управлении

C 1993 г. Bain & Company ежегодно проводит опрос директоров компаний об используемых ими практике управления инструментов и техник. В обзоре 2003 года собрана информация по использованию инструментов и удовлетворенностью ими в 2002 году по 708 компаниям на пяти континентах: Северная и Южная Америки, Европа, Азия и Африка. В обзор включены инструменты на основании их востребованности высшим менеджментом и того, насколько их применение поддается измерению [20].

Проведенные опросы свидетельствуют, что наиболее популярными инструментами в США за семь лет, с 1997 по 2004 гг., являются:

— стратегическое планирование, в ходе которого разрабатывается всеобъемлющая программа ориентации бизнеса на долгосрочный успех, она использовалась 849 фирм в США;

— миссия и видение, используемые 84 процентами респондентов, описывающий, чем компания станет, и как она этого добьется;

— бенчмаркинг, улучшающий операционную деятельность через нахождение и применение в производстве и продажах лучших бизнес-практик, который используется 84 процентами.

Результаты опроса руководителей компаний представлены в таблице 1.

В 2004 г. по рейтингам удовлетворенности к данной группе инструментов присоединились те, которые помогают определить рынки и улучшить отношения с существующими клиентами.

Таолица 1- Результаты опроса руководителей компаний, проверенные Вж<Ь CsfflMY. [20]

Популярность (ча- Эффективность (удовле-

№ Инструменты управления стота) использова- творенность) использова-

ния ния

1. Стратегическое планирование 89 4,04

2. 84 3,99

3. Mission md iisicn statements Миссия и видение 84 3,74

4. Сегментация клиентов 79 4,01

5. Аутсорсинг 78 3,84

6. Customer satisfaction measurement. Customer surveys Измерение уровня удовлетворенности клиентов 78 3.99

7 Управление отношениями с клиентами 78 3,81

S. Corporative Code cf Ethics Корпоративный :тспеский кодекс 78 4,05

9. Стратегии роста 76 3,82

10. Оплата по результатам 76 3,90

11. Ключевая компетенция 7; 4,01

12. Сценарное планирование 70 3,81

13. Strategic ite Стратегические альянсы 69 3,80

14. Change Programs Изменение Программы Менеджмента 64 3,80

15 Управление знаниями 62 3,63

16. Mfflsssl ss&i&ad Сбалансированная система показателей 62 3.SS

17. Downsizing Сокращение 59 3.49

1S. Total Qjjste Management Тотальное управлении качеством 57 3.S0

19. Реинжиниринг оизнес-процессов 54 3,75

20. Supply chain integration Интеграция цепочки поставок 52 3.S0

21. Shareholder value analysis Анализ акционерной стоимости 52 3,85

22. ШтШ-ориентироЕаиное управление 50 3.76

23. Merger integration teams Команды слияния 37 3,83

24. Вентурное финансирование 32 3,45

25. Stock BmMh. Выкуп акций 1S 3.74

Проведенные исследования убеждают, что компании, игнорирующие инструменты управления для повышения прибыли, вымирают. У тех же, кто полагается на испытанные и проверенные временем инструменты, дела идут гораздо лучше. Американские исследователи считают, что компаниям с показателями выше среднерыночных, гораздо лучше удается создавать конкурентное преимущество, организовывать производственный процесс, создавать ценность для клиентов и проводить организационную интеграцию. Для достижения этих целей и помогают инструменты управления. Опрос позволил выявить инструменты, которые позволяют сосредоточиться на наиболее важных видах деятельности, например:

- управление отношениями с клиентами (CRM) — сложное искусство разработки стратегий продаж, основанных на информации, собранной от существующих и потенциальных клиентов. Американские менеджеры пришли к заключению, что сложившемся уровне затрат и практической невозможности снижать цены удовлетворенные клиенты — на вес золота;

- нацеленнности на рост и развитие компании в целом, а не только на сокращение издержек. Поэтому менеджеры обращаются к инструментам, которые помогут им сконцентрироваться на наиболее производительных областях их бизнеса;

- обращение к аутсорсингу или передаче сторонним подрядчикам видов деятельности, не связанной с основным бизнесом. В силу этого бенчмаркинг стал популярнее, что отражает интерес к нахождению новых возможностей для улучшения бизнеса;

- инновация важнее цены - это основа долгосрочного успеха в отрасли, способность к переменам — важное корпоративное преимущество. Управленческие инновации, готовность делать одновременно многое гарантия успеха, иначе могут возникнуть проблемы;

- на удовлетворенность менеджеров инструментами управления сильно влияет масштаб его применения в компании и поддержка топ - менеджментом (принцип первого руководителя).

Исследователи практики применения инструментов в управлении предложили простые, но важные правила работы с ними:

- прежде чем использовать инструмент, соберите факты. Как он работает? Что будет стоить его правильное использование? Насколько им довольны ваши коллеги из других компаний? Заранее выяснив ответы, вы будете иметь реалистичные ожидания и не совершите обычных ошибок;

-не путайте инструменты и стратегию. Инструменты — не цели. Они лишь помогают в работе — в выполнении стратегии;

-выбирайте верный инструмент для правильной работы. Ни один инструмент не работает в любых обстоятельствах;

-не ожидайте от инструмента слишком многого. Ни один инструмент не решит все проблемы. В менеджменте не существует универсальных законов, как в физике;

-постройте коммуникацию на всех уровнях компании, объясняя, как и почему используется инструмент. Сотрудники крупных компаний слишком часто наблюдали, как слишком много инициатив начинались и заканчивались ничем. Важно привлечь правильных людей и удостовериться, что они понимают важность инструмента;

-пусть результаты будут измеряемы. Для слишком многих инструментов обозначают слишком смутные цели и задачи. Для успеха требуются осязаемые цели и постоянный мониторинг;

- подстраивайте инструменты под систему, а не наоборот. Каждый бизнес уникален, инструменты должны подходить вашей организации.

Данные рекомендации исходят из убеждения, что управление строится, исходя из специфических особенностей бизнеса, компании, руководителей и персонала. Конструирование технологии управления (методов и средств) является актуальной проблемой. Конструктором технологий управления, специалистом по подбору инструментов управления и консультантом при первом руководителе, по мнению С.Г. Фалько, может выступать контроллер [9]. К сожалению, в российской профессиональной управленческой культуре не уделяется должного внимания подобным технологиям в сфере управления. Поэтому часто управление осуществляется методом проб и ошибок. Хорошо, если есть позитивный пример для подражания.

Наука управления развивается и предлагает практикам целый арсенал инструментов управления [10,16,20]. Существование значительного их количества само по себе не обеспечивает высокое качество управления и формирование устойчивых конкурентных преимуществ в управленческой сфере.

Нужны системные технологии в управлении, которые бы, исходя из особенностей различных элементов и подсистем внешней среды и внутреннего пространства корпорации были профессионально способны формировать адекватную технологию управления. Наличие такого рода технологов - объективное веление времени [2]. Эта проблема еще более актуализируется в связи с формированием софт-корпораций в экономике знаний [6].

2. Исследование практики применения современных технологий управления в

Краснодарском крае

Для проведения опроса были выбраны предприятия Краснодарского края, отвечающие следующим критериям:

1) малые (до 100 сотрудников), средние (до 250) и крупные организации (свыше 250 сотрудников);

2) лидеры в области бизнеса региона;

3) преимущественно производственные предприятия.

При формировании базы данных для опроса использовались:

1) результаты конкурса «Лидеры бизнеса Краснодарского края» за последние 5 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) интернет - сайты компаний с данными о финансовом состоянии;

3) результаты ежегодных конкурсов корпоративной отчетности, проводимых ранее департаментом финансового и фондового рынка Краснодарского края.

Для проведения исследования использована интернет-оболочка SurveyMonkey. SurveyMonkey— это популярный инструмент для проведения онлайн-опросов в мире. С его помощью возможно проводить бесплатные опросы, например: голосование, анкеты, отзывы клиентов и исследования рынка. Также в нем существует доступ к вопросам и шаблонам опросов, составленным профессиональными методистами.

Важной особенностью этого инструмента является возможность получения анализа в виде графиков и диаграмм в реальном времени, а также структурировать и фрагментировать данные при помощи фильтров и перекрестных таблиц, загружать результаты при помощи целого ряда параметров экспорта.

Для рассылки анкеты опроса использовались два способа: отправка с помощью оболочки SurveyMonkey, посредством внесения электронных адресов предприятий из базы данных (система сама автоматически делает рассылку предприятиям, указанных в списке и URL-адреса созданной анкеты), и, копируя URL-адрес анкеты в текст письма, отправляемого каждому предприятию на адрес электронной почты.

3. Контроллинг как деловая интеллектуальная услуга в сфере управления. Проблемы становления института контроллинга

Контроллинг трактуют по - разному. Понимание сущности контроллинга изобилует различными точками зрения. Подробно сущность контроллинга освещена в исследованиях В.В. Ермоленко[4], Д.В. Ланской [10], Л.А.Малышевой и С.Г. Фалько [9] и др. Однако, споры до сих пор не привели к трактовке его сути, удовлетворяющих представителей научной общественности, принадлежащих различным школам и направлениям [4].

С.Г. Фалько в определении контроллинга выделяет философскую, функциональную, организационную и научные составляющие. При этом выделяет его сервисную функцию [9].

Нами контроллинг определяется, как интеллектуальная деловая услуга в сфере управления объектами инфраструктуры инновационной экосистемы региона, оказываемая малым инновационным предприятиям, представляющая собой симбиоз инструментов системного управления, основанный на использовании интеллектуального человеческого капитала и информационных ресурсов для обеспечения и сопровождения реализации инновационных проектов.

Сфера менеджмента ответила возникновением концепции когнитивного менеджмента, отличительной чертой которого является использование инновации в качестве ведущего механизма развития компании.

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:

1) Нестабильность. внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:

- смещением акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

- увеличением скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

- необходимостью непрерывного отслеживания изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

- необходимостью продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежание кризисных ситуаций;

2) усложнением системы управления, что требует механизма координации внутри нее;

3) информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

4) общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности [4,5,9,10].

По мнению известного эксперта Д. Ковалева, «контроллинг - это система методик менеджмента, специально подобранная для конкретного предприятия под индивидуальные способности и таланты конкретного менеджера. Конструктор этой системы - контроллер. Рабочий материал - методики и практики, кем-то когда-то обоснованные и примененные в бизнесе с разным уровнем успеха. Часто контроллера понимают, как метролога менеджмента, измеряющего управленческие намерения и их результат» [8].

С.Г. Фалько дает следующее авторское определение контроллингу - это разработка и предоставление руководству эффективных технологий реализации функций управления, т.е. создание организационно-методического комплекса методов, методик и инструментов, обеспечивающих надежное достижение целей, поставленных руководством [9].

Применительно к России время массового внедрения контроллинга еще не наступило, хотя предпосылки и потребности проявляются в среде руководителей. Несмотря на это контроллинг уверенно укореняется в теории и практике управления российскими корпорациями и инновационными экосистемами.

Реализация системного менеджмента в корпорации предполагает интеллектуальные усилия со стороны контроллинга. А системное видение корпорации со стороны контроллинга невозможна без разнородных и связанных явных и неявных знаний.

Контроллинг, как системная деятельность выступает как управленческая услуга для системы менеджмента, связанная с привлечением и использованием современных знаний. Контроллинг по своей природе является выражением когнитивных тенденций [18].

Контроллинг менеджмента знаний - это интеллектуальный инфраструктурный сервис системы менеджмента организации. Только в такой интерпретации контроллинг может занять подобающее ему положение, главенствующее положение интегрированной функции управления. Сейчас же его позиция в организациях не позволяет в полной мере реализовать его созидательный потенциал [5,19] Контроллинг давно уже вышел за сложившиеся в прошлом рамки управленческого учета и координации в традиционной его трактовке. Становление зна-ниеструктуры, как корпоративного института развития интеллектуального капитала, вполне может состояться в рамках российской модели контроллинга в ходе разработки концепции стратегической навигации.

Потребность современной корпорации в формировании особой знание-структуры, ядром которой может выступать институт контроллинга, растет. Возрастающая сложность взаимосвязанных проблем, встающих перед системным менеджментом, вынуждает его расширять знаниевую платформу для принятия качественных управленческих решений. Системный менеджмент становиться еще и интеллектуальным (когнитивным) только в связке с контроллингом знаний, так называемым, сциентингом, который логично вырастает из интеграции контроллинга и менеджмента знаний.

Сциентинг - это контроллинг в менеджменте знаний, который нацелен на сбор разрозненных управленческих знаний и (или) их производство корпоративным институтом интеллектуального капитала в системе менеджмента для оказания интеллектуального сервиса системному менеджменту при принятии и реализации стратегических и суперстратегических управленческих решений.

Сциентинг обеспечивает максимальное разнообразие поведения корпорации за счет интеллектуальной гибкости системного менеджмента на этапе разработки лучшего варианта решения проблем, а также интеллектуального обеспечения процессов его реализации.

В нашем понимании интеллектуальное обеспечение процесса управления представляет собой процесс, который основан на комбинировании совокупности разнообразных по форме и содержанию элементов интеллектуального капитала, доступных субъекту, принимающему решение: данных, мета - данных, информации и знаний, а также методов и средств аналитического сопровождения и поддержки совместно с другими видами обеспечения в целях повышения результативности, эффективности, качества и конкурентоспособности управления организацией.

В настоящее время созрели научные предпосылки использования потенциала невещественных капиталов, представляющих собой компоненты интеллектуального капитала, для сервисного обслуживания управления конкурентными преимуществами корпорации и придания им уникальности и устойчивости. Контроллинг как носитель или аккумулятор управленческих явных и не явных знаний, формальных методов способен развиваться в направлении сервисной интеллектуальной поддержки управления, в основе которой лежит формирование решений неструктурированных проблем.

Выводы и заключение

В настоящее время особое значение приобретают прорывные инновации в области управления с целью придания ему системности и максимальной гибкости в решении стратегических проблем развития. Управление на всех уровнях управления должно стать генератором позитивного движения всех элементов, подсистем и систем в российском обществе.

Другими словами говоря, гибкость поведения инновационной экосистемы в реальной инновационной среде определяется знаниями, функционированием корпоративных институтов работы с ними, разнообразием и системностью рассмотрения проблем с привлечением адекватного инструментария управления. Инструментарий управления становится сложнее и масштабнее.

Для кардинального прорыва в сфере практики управления, ведущей к целенаправленному и системному формированию конкурентных преимуществ компании, требуются изменения главного в деятельности, а именно, изменения системы управления и системы измерения состояния и динамики движения (функционирования и развития). Комплексирование технологий управления и аналитических инструментов обеспечит формирование системного практического управления, отличающегося высоким качеством и уникальностью конкретного подхода, адекватного специфическим особенностям компании и бизнеса.

На региональном уровне необходимо перейти от пассивных и созерцательных конкурсов, проводимых органами управления, к активной практике повышения качества управления посредством принятия и выполнения целевой программы Краснодарского края повышения результативности, эффективности, качества и конкурентоспособности управления на всех уровнях: государственном, муниципальном, корпоративном и бизнеса. Здесь бы не помешал управленческий всеобуч руководящих кадров и резерва, соединенный с комплексом системных мер инфраструктурного обеспечения управления.

Эволюция технологий управления рассматривается с базовых позиций научной рациональности в рамках постнеклассической науки, соответствующей современному этапу ее развития.

В контексте постнеклассической рациональности среди видов управление значимое место отводится мягким формам управления. Стратегический бросок в области прорывных инноваций в управлении мог бы быть осуществлен через организацию саморазвивающихся рефлексивно-активных сред.

Источники:

1. Акаев А. Синергетический эффект NBIC-технологий и мировой экономический рост в первой половине XXI века / А. Акаев, А. Рудской // Экономическая политика. 2014. № 2. С. 25-46.

2. Ассен ван М., Берг ван ден Г., Питерсма П. Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер. Бином. Лаборатория знаний, 2011. 319 с.

3. Глазьев С. Ю. Рывок в будущее, Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. М.: Книжный мир, 2018. 768 с.

4. Ермоленко В.В. Эволюция контроллинга // Контроллинг. 2011. №4(41). С.20 - 28.

5. Ермоленко В.В., Савченко А.П., Ермоленко Д.В. Об интеграции концепций контроллинга и управления знаниями в системе менеджмента корпорации // Креативная экономика. 2010. № 11 (47). с. 9-18. — http: //www. creativeconomy.ra/artides/3653/

6. Ермоленко Д.В., Ермоленко В.В. Фундаментальная трансформация свойств корпорации экономики знания // Инновационная экономика южного макрорегиона: кластеры, среды, процессы и проекты. Материалы международной научно-практической конференции Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 189 с.

7. Клочко Е.Н. Сектор виртуальных услуг в современной экономике сервиса: функциональное содержание, принципы управления, социальная инфраструктура: Монография. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2012.

8. Ковалев Д. Провокационные принципы контроллинга // Бюллетень украинского управленческого клуба. 2007. № 4. С. 4-7.

9. Контроллинг : учебник для студентов вузов / А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Иванова ; [под ред. А. М. Карминского, С. Г. Фалько]. - [3-е изд., дораб.]. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. 335 с.

10. Ланская Д.В. Региональная экономика знаний и управленческие инновации / Д.В. Ланская; под ред. В.В. Ермоленко. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. - 305 с.

11. Лепский В.Е. Эволюция представлений об управлении: (методологический и философский анализ). - М.: Когито-Центр, 2015. 107 с.

12. Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ как метод комплексного решения проблемы управления персоналом с применением функционально-стоимостного анализа / Е.В. Луценко, В.Е. Коржаков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №02(096). С. 1 - 16.- Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/01.pdf.

13. Мильнер Б. З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова А. В. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело. 2006. 304 с.

14. Петрова Г.И., Стаховская Ю.М. Когнитивный менджмент - инновационная стратегия управления в информационном обществе//Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология.2010. №2(10). С. 101 - 115.

15. Рубцов С. В. Контроллинг как квинтэссенция научного менеджмента / Экономическая наука современной России. Материалы Всероссийской конференции. Москва, 28-30 ноября 2000 г. Под. ред. проф. Г.Б. Клейнера. Часть II. - Москва: ЦЭМИ РАН, 2000. С. 97-99.

16. Софронова О.Б. Адаптация зарубежных технологий управления в российских компаниях. Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2005. Вып. 2 (№ 16) // http://infomanagement.ru/lekciya/Tehnologia_upravleniya

17. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. ред. Л.И. Абалкина. - М.: Издательство «Экзамен», 2004ю - 608 с.

18. Шляго Н.Н. Контроллинг в период перехода к обществу знаний// М1р://%'%глг^е.гаЛ1а1й/2012/02/26/1265944299/Текст статьиЛос

19. Яценко В. В., Яценко Р.Д. Перспективные направления исследования и реализации компетентностного подхода // Инновации в менеджменте, 2018. № 4(18). С.74-79.

20. DarreH Rigby. Лучшие инструменты управления компанией// V-RATIO. URL: http://www.management.com.ua/strategy/str097.html.

21. Design for a Brain, Chapman & Hall, 2nd edition, 1966 (original edition, 1952), русский перевод Эшби У. Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения — М.: 1962. 397 с.

Sources:

1. Akayev A. Sinergeticheskiy effekt NBIC-tekhnologiy i mirovoy ekonomicheskiy rost v pervoy polovine XXI veka / A. Akayev. A. Rudskoy // Ekonomicheskaya politika. 2014. № 2. S. 25-46. (In Russian).

2. Assen van M.. Berg van den G.. Pitersma P. Klyuchevyye modeli menedzhmenta. 60 modeley. kotoryye dolzhen znat kazhdyy menedzher. Binom. Laboratoriya znaniy. 2011. 319 s.

3. Glazyev S. Yu. Ryvok v budushcheye. Rossiya v novykh tekhnologicheskom i mirokhozyaystvennom ukladakh. M.: Knizhnyy mir. 2018. 768 s. (In Russian).

4. Ermolenko V.V. Evolyutsiya kontrollinga // Kontrolling. 2011. №4(41). S.20 - 28. (In Russian).

5. Ermolenko V.V.. Savchenko A.P.. Ermolenko D.V. Ob integratsii kontseptsiy kontrollinga i upravleniya znaniyami v sisteme menedzhmenta korporatsii // Kreativnaya ekonomika. 2010. № 11 (47). c. 9-18. — http://www.creativeconomy.ru/arti-cles/3653 / (In Russian).

6. Ermolenko D.V.. Ermolenko V.V. Fundamentalnaya transformatsiya svoystv korporatsii ekonomiki znaniya // Inno-vatsionnaya ekonomika yuzhnogo makroregiona: klastery. sredy. protsessy i proyekty. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t. 2010. 189 s. (In Russian).

7. Klochko E.N. Sektor virtualnykh uslug v sovremennoy ekonomike servisa: funktsionalnoye soderzhaniye. printsipy up-ravleniya. sotsialnaya infrastruktura: Monografiya. - Krasnodar: Izd-vo YuIM. 2012. (In Russian).

8. Kovalev D. Provokatsionnyye printsipy kontrollinga // Byulleten ukrainskogo upravlencheskogo kluba. 2007. № 4. S. 47. (In Russian).

9. Kontrolling : uchebnik dlya studentov vuzov / A. M. Karminskiy. S. G. Falko. A. A. Zhevaga. N. Yu. Ivanova ; [pod red. A. M. Karminskogo. S. G. Falko]. - [3-e izd.. dorab.]. - M.: FORUM: INFRA-M. 2013. 335 s. (In Russian).

10. Lanskaya D.V. Regionalnaya ekonomika znaniy i upravlencheskiye innovatsii / D.V. Lanskaya; pod red. V.V. Ermolenko. - Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t. 2017. - 305 s. (In Russian).

11. Lepskiy V.E. Evolyutsiya predstavleniy ob upravlenii: (metodologicheskiy i filosofskiy analiz). - M.: Kogito-Tsentr. 2015. 107 s. (In Russian).

12. Lutsenko E.V. Avtomatizirovannyy sistemno-kognitivnyy analiz kak metod kompleksnogo resheniya problemy uprav-leniya personalom s primeneniyem funktsionalno-stoimostnogo analiza / E.V. Lutsenko. V.E. Korzhakov // Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyy zhurnal KubGAU) [Elektronnyy resurs]. - Krasnodar: KubGAU. 2014. - №02(096). S. 1 - 16.- Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/01.pdf. (In Russian).

13. Milner B. Z.. Rumyantseva Z. P.. Smirnova V. G.. Blinnikova A. V. Upravleniye znaniyami v korporatsiyakh. M.: Delo. 2006. 304 s. (In Russian).

14. Petrova G.I.. Stakhovskaya Yu.M. Kognitivnyy mendzhment - innovatsionnaya strategiya upravleniya v informatsion-nom obshchestve//Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya.2010. №2(10). S. 101 -115. (In Russian).

15. Rubtsov S. V. Kontrolling kak kvintessentsiya nauchnogo menedzhmenta / Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Ros-sii. Materialy Vserossiyskoy konferentsii. Moskva. 28-30 noyabrya 2000 g. Pod. red. prof. G.B. Kleynera. Chast II. - Moskva: TsEMI RAN. 2000. S. 97-99. (In Russian).

16. Sofronova O.B. Adaptatsiya zarubezhnykh tekhnologiy upravleniya v rossiyskikh kompaniyakh. Vestnik SPbGU. Ser. 8. 2005. Vyp. 2 (№ 16) // http://infomanagement.ru/lekciya/Tehnologia_upravleniya (In Russian).

17. Strategicheskiy otvet Rossii na vyzovy novogo veka / Pod obshch. red. L.I. Abalkina. - M.: Izdatelstvo «Ekzamen». 2004yu - 608 s.

18. Shlyago N.N. Kontrolling v period perekhoda k obshchestvu znaniy// http://www.hse.ru/data/2012/02/26/1265944299/Tekst stati.doc (In Russian).

19. Yatsenko V. V.. Yatsenko R.D. Perspektivnyye napravleniya issledovaniya i realizatsii kompetentnostnogo podkhoda // Innovatsii v menedzhmente. 2018. № 4(18). S.74-79. (In Russian).

20. DarreU Rigby. Luchshiye instrumenty upravleniya kompaniyey// V-RATIO. URL: http://www.manage-ment.com.ua/strategy/str097.html. (In Russian).

21. Design for a Brain. Chapman & Hall. 2nd edition. 1966 (original edition. 1952). russkiy perevod Eshbi U. R. Kon-struktsiya mozga. Proiskhozhdeniye adaptivnogo povedeniya — M.: 1962. 397 s.

З.М. Илаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

Z.M. Ilayeva - Ph.D. in Economics, associate professor of the Department of Regional Economics Management, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University";

М.Х. Хаджиева - соискатель кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. В.М. Кокова», mbc_@mail.ru,

M.Kh. Khadzhieva, applicant for the Department of Economics, FSBEIHE "Kabardino-Balkarian State University named after V.M. Kokova ".

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF PROCESSING PROCESSES OF APC

Аннотация. Очередной мировой экономический кризис, отягощенный санкциями ряда ведущих государств против Российской Федерации, вызвал острую необходимость принципиального обновления методов и инструментов стратегического управления инновациями, ибо на сегодня это единственный путь формирования новых конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов АПК.

К сожалению, приходится констатировать, что для абсолютного большинства перерабатывающих промышленных предприятий отечественного АПК характерно практическое отсутствие мобильных и высокоэффективных конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, которые в состоянии быть восприимчивыми к организационным и технологическим новшествам.

Для АПК РФ характерна также выраженная несбалансированность основных элементов инновационной сферы, крайне низкий уровень задействования современных научно-технических разработок, неудовлетворительная конкурентоспособность готовой агропромышленной продукции. Все это, бесспорно, отягощается высокими входными барьерами для осуществления инноваций в агропромышленное производство, ибо его субъекты практически не мотивированы к выбору модели инновационного развития.

Все это, однозначно, очень негативно сказывается на конкурентоспособности производимой продукции и препятствует формированию конкурентных позиций отраслей российского АПК на мировых рынках.

Все вышеуказанное актуализирует тему исследования.

Annotation. The next world economic crisis, weighed down by the sanctions of a number of leading states against the Russian Federation, has caused an urgent need for a fundamental update of the methods and tools of strategic innovation management, because today it is the only way to create new competitive advantages for agribusiness entities.

Unfortunately, we have to admit that the absolute majority of the processing industrial enterprises of the domestic agro-industrial complex are characterized by the practical absence of mobile and highly efficient competitive economic entities that are able to be susceptible to organizational and technological innovations.

The agro-industrial complex of the Russian Federation is also characterized by a pronounced imbalance in the main elements of the innovation sphere, an extremely low level of involvement of modern scientific and technological developments, and the unsatisfactory competitiveness of finished agricultural products. All this, undoubtedly, is burdened by high entry barriers for the implementation of innovations in agricultural production, because its subjects are practically not motivated to choose a model of innovative development.

All this, unequivocally, has a very negative effect on the competitiveness of manufactured products and prevents the formation of competitive positions of the Russian agribusiness sectors on world markets.

All of the above actualizes the research topic.

Ключевые слова: экономический кризис, конкуренция, модернизация, агропромышленное производство, формирование конкурентных преимуществ.

Keywords: economic crisis, competition, modernization, agricultural production, formation of competitive advantages.

Уровень организационно-управленческого потенциала любого предприятия характеризует и определяет возможности хозяйствующего субъекта организации и ведения инновационной деятельности.

Стратегическое управление инновационным потенциалом невозможно осуществлять без свободного доступа к основным ресурсам на рынке факторов производства (рабочая сила, капитал и т.п.) и их комбинирования в соответствии со своими внутренними возможностями (это зависит от квалификации собственных кадров, состояния технических средств и пр.) [9,12,15]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обоснованный выбор, оптимальное комбинирование ресурсов позволяют не только сформировать устойчивые конкурентные позиции, но и качественно опередить конкурентов.

Многоцелевой подход при решении оптимизационных инновационных задач позволяет:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.