Раздел 05.17.07 Химическая технология топлива
и высокоэнергетических веществ
УДК 665.637.8 DOI: 10.17122/bcj-2020-3-81-87
П. М. Тюкилина (к.т.н., зам. ген. дир.) 1, О. Р. Паршукова (инж.-тех.) 1а, А. Г. Егоров (гл. спец.) 1а, О. В. Гавриленко (гл. спец.) 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЛАКСАЦИИ НАПРЯЖЕНИЙ НЕФТЯНЫХ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ
1 АО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке», а отдел битумов и тяжелых продуктов - специализированный институт 446200, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ул. Научная, 1; тел. (84635) 35950, e-mail: [email protected]
2 ПАО «НК «Роснефть»,
управление технологий и развития производства Департамента продаж специальных нефтепродуктов 117997, г. Москва, Софийская наб., 26/1; тел. (499) 5178888, доб. 69492, e-mail: [email protected]
P. M. Tyukilina O. R. Parshukova A. G. Egorov O. V. Gavrilenko 2
STUDY OF INCLUDING RELAXATION OF ROAD BITUMEN
1 JSC «Middle Volga Oil Refining Research Institute» 1, Nauchnaya Str, 446200, Novokuybyshevsk, Russia; ph. (84635) 35950, e-mail: [email protected]
2 Rosneft Oil Company 26/1, Sofiyskaya Naberezhnaya Str, 117997, Moscow, Russia; ph. (499) 5178888, ext. 69492, e-mail: [email protected]
Установлено, что проблема повышения качества дорожных битумов может быть решена с помощью использования новых сырьевых источников — тяжелых высокосернистых нефтей. Изучено влияние содержания пластификатора (V фракция вакуумной перегонки мазута (420—550 оС) западно-сибирской нефти) на реологические свойства дорожных битумов, полученных на основе гудронов тяжелой нефти Арланского месторождения. Полученные по технологии компаундирования окисленные битумы испытаны с применением методик определения релаксационных свойств при среднегодовых и низких температурах, практическое применение которых доказано для остаточных битумов. Установлен оптимальный диапазон концентрации пластификатора для компаундирования окисленного битума, обеспечивающий возможность получения дорожных битумов с наиболее высокими релаксационными свойствами в течение всего жизненного цикла.
Ключевые слова: групповой химический состав; ДГС; дорожные битумы; жесткость; изомо-дульная температура; качество; критическая температура; низкотемпературная трещинос-тойкость; окисленный битум; релаксация; реологические свойства; тяжелая нефть.
Асфальтобетон относится к наиболее востребованным материалам для устройства дорожных покрытий 1 2. Известно, что работоспособность и долговечность асфальтобетон-
Дата поступления 19.05.20
It has been established that the problem of improving the quality of road bitumen can be solved by using of heavy crude oils. The effect of the heavy distillation fraction (420—550 0C) of West Siberian oil on rheological properties and the compositional analysis of blown road bitumen from vacuum residues of the heavy Arlan oil was studied. The characterization of binders includes the rheological properties (DSR and BBR test) were analyzed using relaxation methods at average annual and low temperatures, the practical application of which is proved for residual bitumen. The optimum range of the heavy distillation fraction for compounding oxidized bitumen is estimated, realizing the possibility of producing road bitumen with the highest relaxation properties throughout the service life.
Key words: blown bitumen; critical temperature; ATC; group chemical composition; heavy oil; iso-modulus temperature; low temperature cracking resistance; quality; relaxation; rheological properties; road bitumen; stiffness.
ных покрытий зависят от многих факторов, в том числе и от свойств битума. Свойства битумов, как дисперсных систем, зависят от природы и состава нефти, технологии получения и других факторов.
Установлено, что основными дефектами дорожного покрытия являются: колея пластичности в летнее время, усталостное трещино-образование в результате проезда автотранспортных средств и образование поперечных трещин при резком охлаждении зимой 3' 4.
Традиционным сырьем для получения битумов в России служат нефти Западной Сибири. Потенциал повышения качества вяжущих, обеспечиваемый свойствами подобных средних нефтей и определяемый их групповым химическим составом, сегодня практически исчерпан. В то же время об уникальных свойствах тяжелых нефтей, как источника сырья для высококачественных дорожных битумов, говорится уже не одно десятилетие. Гудроны, получаемые в результате переработки такой нефти, характеризуются высоким содержанием асфальтено-смолистых соединений, позволяющих получать битумные вяжущие с набором свойств, наиболее оптимальных для эксплуатации в асфальтобетонном покрытии. Российская Федерация располагает около 7 млрд т запасов высоковязких тяжелых нефтей с прогнозируемым увеличением ее добычи к 2030 г. в 4 раза 5. Вовлечение тяжелых нефтей в процесс производства битумов позволит коренным образом улучшить сырьевую базу битумных производств 6-8.
Одним из представителей тяжелых нефтей РФ является нефть Арлано-Чекмагушевс-кого нефтяного района в Республике Башкортостан (далее — арланская нефть). По химическому составу данная нефть классифицируется как высокосернистая, высокосмолистая, парафинистая 8. Несмотря на наличие в составе арланской нефти твердых парафинов, остатки вакуумной перегонки этой нефти характеризуются низким содержанием парафино-нафтеновых соединений (ПНС), улучшающих вязкостно-температурные свойства битума, позволяя воздействовать на его низкотемпературные характеристики 7-12. Восполнить дефицит ПНС в битумах можно введением в технологический процесс стадий компаундирования, как товарной продукции, так и сырья, из которого они получены. При этом наибольшим пластифицирующим эффектом обладают IV (420-500 оС) и V (420-550 оС) фракции ваку-
13, 14
умной перегонки мазута .
В то же время перед битумным производством ставятся все более сложные задачи обеспечения новых требований, связанных с дополнительным нормированием устойчивости битумов к деформациям, возникающим под воздействием климатических и транспортных
нагрузок. Наглядным примером такого нормирования являются введенные в июле 2019 г. новые национальные стандарты ГОСТ Р 58400.1 и ГОСТ Р 58400.2. Одним из основных требований новой нормативной базы является обеспечение битумными материалами устойчивой релаксации напряжений, т.е. проявление упругих свойств и восстановительной способности.
В качестве показателей оценки долговечности битумных вяжущих используют определение их фундаментальных вязкоупругих свойств во времени: на технологической стадии и в процессе эксплуатации. Для моделирования усталостных процессов битум последовательно подвергают методам технологического (RTFOT — Rolling Thin Film Oven Test, метод старения в тонких вращающихся пленках в печи) и эксплуатационного (PAV — Pressure Aging Vessel, метод старения под действием давления и температуры) старения. Для анализа устойчивости к трещинообразова-нию применяется параметр «фазовый угол» (5), измеренный динамическим сдвиговым реометром (DSR) при температуре, близкой к среднегодовой в дневное время, когда накапливаются усталостные деформации в результате проезда автотранспортных средств, а также скорость изменения жесткости (параметр m), измеренный на реометре, изгибающем балочку (BBR), при низких температурах.
Применимость новых подходов к исследованию свойств окисленных дорожных битумов практически не изучена и поэтому является весьма актуальной задачей.
Целью настоящей работы был выбор оптимального способа обеспечения релаксации напряжений, возникающих в процессе всего жизненного цикла окисленных дорожных битумов за счет исследования зависимостей их вязкоуп-ругих свойств от компонентного состава.
Материалы и методы исследования
В качестве объектов исследования были выбраны образцы битумов, полученные окислением смеси сырья (тяжелый гудрон арланс-кой нефти, смешанный с V фракцией западносибирской нефти), с дальнейшим компаундированием окисленного битума также с V фракцией, выступающей в качестве пластификатора.
Групповой химический состав (ГХС) отобранных образцов гудронов и дистиллятных фракций представлен в табл. 1.
Представленные гудроны отличаются высоким содержанием ароматических углеводо-
родов, обладающих высокой растворяющей способностью по отношению к асфальтенам и смолам, т.е. битумы, полученные из таких гуд-ронов, находятся в состоянии золя и теряют вязкостно-эластичные свойства 15. Низкое содержание ПНС гудронов не обеспечивает низкотемпературные свойства битумам. IV фракция характеризуется высоким содержанием ПНС (38.6%), и в случае ее использования в качестве пластификатора может приводить к ухудшению показателя «изменение массы после старения» в готовом продукте, а также к удорожанию его стоимости 16. Поэтому выбор пластификатора был сделан в пользу V фракции. Оптимальное содержание V фракции подбирали по результатам анализа вязкоупругих свойств битума. В табл. 2 представлены опытные образцы, на рис. 1 — схема эксперимента.
Компаундирование смесевого сырья и окисленного битума проводили при температуре 140—145 оС в течение 40 мин. Окисление смесевого сырья проводили в лабораторном реакторе периодического действия: температура окисления 250 оС, расход воздуха — 3.5 л/мин, загрузка реактора — 2 кг. Окисление проводили до достижения температуры размягчения битума по методу «Кольцо и Шар» (КиШ) значения 60 оС.
Определяли усталостную устойчивость и низкотемпературные свойства полученных образцов битумов и на основании полученных результатов выделяли образец с оптимальным набором релаксационных свойств.
Гудрон ВУ8о=2000 с
4
Г Разбавление V фракцией:
+25% +45%
v у
I
- Условия окисления: Т=250 °С, расход воздуха 3.5 л/мин -
И
Компаундирование V фракцией:
I
К'П ОТ (технологическое старение) + РАУ (эксплуатационное старение)
• (испытание на усталостную устойчивость)
• ПИК (испытание на низкотемпературную устойчивость)
Рис. 1. Схема эксперимента
Групповой состав нефтепродуктов определяли методом жидкостно-адсорбционной хроматографии с градиентным вытеснением на анализаторе Градиент, М Института нефтехимперера-ботки Республики Башкортостан.
Таблица 1
Физико-химические свойства и ГХС сырьевых компонентов _для получения окисленных битумов_
Наименование показателя Гудрон 1 | Гудрон 2 Гудрон 3 IV фракция | V фракция
арланская нес ть западно-сибирская нефть
Температура размягчения по кольцу и шару, °С 52.1 50.6 52.4 - -
Вязкость условная при 80 оС, с 1870 1500 2000 4.5 6.3
Групповой химический состав, % мас.
Масла, в том числе: 60.1 61.8 50.1 90.9 84.0
- Парафино-нафтеновые соединения (ПНС) 9.4 8.9 6.4 38.6 29.5
- Ароматические, в том числе: 50.7 52.9 43.7 52.3 54.5
• Легкие ароматические 3.8 5.1 2.8 12.7 11.1
• Средние ароматические 5.2 5.2 4.2 10.6 9.5
• Тяжелые ароматические 41.7 42.6 36.7 29.0 33.9
Смолы 32.6 31.7 40.6 9.2 13.9
Асфальтены 7.3 6.5 9.3 0.0 2.1
Таблица 2
Состав опытных образцов битумов
Индекс образца Наименование образца Состав сырья окисления (Гудрон^ фракция) Содержание V фракции на стадии компаундирования, % мас.
ОБ 1 Окисленный битум 1 75/25 0
КБ 1 Компаундированный битум 1 5.5
КБ 2 Компаундированный битум 2 9.0
КБ 3 Компаундированный битум 3 14.0
КБ 4 Компаундированный битум 4 20.0
ОБ 2 Окисленный битум 2 55/45 0
КБ 5 Компаундированный битум 5 5.0
КБ 6 Компаундированный битум 6 8.5
КБ 7 Компаундированный битум 7 13.0
КБ 8 Компаундированный битум 8 19.0
Методика исследования
1.0пределение усталостной устойчивости (DSR)
Определение усталостной устойчивости проводили на реометре динамического сдвига (DSR) по ГОСТ Р 58400.10-2019 при температурах от 7 до 22 оС и постоянной частоте 10 рад/с. Измеренные значения комплексного модуля сдвига G* и фазового угла 8 характеризуют вязкоупругие свойства битума. Значение произведения данных показателей (G*-sin 8) согласно ГОСТ Р 58400.1-2019 должно быть не более 5000 кПа, чтобы вяжущее было способно проявлять свойства вязко-упругого материала и восстанавливаться после снятия нагрузки. Снижение 8, характеризующего смещение между приложенным напряжением и деформацией, будет способствовать проявлению битумом упругих свойств.
2. Определение низкотемпературной устойчивости (BBR)
Определение низкотемпературной устойчивости проводили на реометре, изгибающем балочку, (BBR) по ГОСТ Р 58400.8-2019. Модуль жесткости S(t) характеризует сопротивляемость битума постоянным нагрузкам, а параметр m — скорость ее изменения. Условием обеспечения устойчивости битума к низкотемпературному растрескиванию является то, что образец должен одновременно удовлетворять условиям: S < 300 МПа и m > 0.300 при времени нагрузки 60 с. Для определения фактической марки битумного вяжущего рассчитывали изомодульную температуру Тс($), когда жесткость S равна 300 МПа, и критическую температуру Tc(m), характеризующую способность вяжущего к релаксации напряжений, когда значение m равно 0.300.
Tc(S) - T1 +
log 300 - logS1 log Si - log S2
(1 - T2)
Tc(m) - T1 +
300 - m
1 -(i -T2)
-10
"1 _ '"2
где Т1 — наименьшая температура, при которой выполняются оба условия: 5 < 300 МПа и т > 0.300, °С;
Т2 — наибольшая температура, при которой выполняется одно из условий: 5 < 300 МПа или т > 0.300, оС;
51 — жесткость при 60 с при температуре 1, МПа;
52 — жесткость при 60 с при температуре 2, МПа; т1 — величина т при температуре 1;
т2 — величина т при температуре 2.
Важно отметить, что определить, насколько вяжущее пригодно к эксплуатации при низкой температуре только по результатам испы-
таний ББИ невозможно, так как некоторые виды дорожных вяжущих могут иметь слишком высокие значения жесткости 5(0 или слишком низкое значение параметра т, но, несмотря на это, они устойчивы к низкотемпературному трещинообразованию 17' 18.
3. Параметр долговечности АТС
Для анализа устойчивости битумов к релаксации напряжений, возникающих при резких перепадах температур в покрытии, может использоваться параметр долговечности дельта Тс (АТС). Данный параметр можно рассматривать как показатель оценки потери релаксационных свойств битумных вяжущих взамен растяжимости после старения 19-21. Данный показатель определяется как разность между изомодульной и критической температурами:
АТС = Tc(S) — Тс(т)
(3)
-10 (1)
(2)
Впервые параметр АТС был предложен в 2011 г. M. Anderson 22 для измерения потери растяжимости состаренного битумного вяжущего, характеризующего взаимосвязь между свойствами битума и трещинами в асфальтобетонном покрытии, не связанными с нагрузкой. Увеличение значения данного показателя свидетельствует, что битумное вяжущее теряет свои релаксационные свойства и не способно восстанавливаться до первоначального состояния 23. Параметр ДТС был включен в спецификацию на битумные вяжущие дорожного агентства США штата Флорида (FDOT) в 2019 г. 19.
Результаты и их обсуждение
Образец КБ7 (табл. 3) показывает более высокие релаксационные свойства за счет сочетания минимального значения фазового угла 8 при среднегодовых температурах и максимального значения параметра m при низких температурах (—18 оС).
Таблица 3 Реологические характеристики образцов битумов
Образец Температура (°С) G*sin5= 5 МПа Фазовый угол S(°) при G*sin S= 5 МПа Параметр m при минус 18°C
ОБ1 19.6 34.8 0.255
КБ1 19.0 35.0 0.269
КБ2 18.6 35.6 0.276
КБ3 10.8 33.5 0.280
КБ4 9.8 35.0 0.302
ОБ2 20.1 33.1 0.263
КБ5 17.5 33.8 0.282
КБ6 13.3 33.2 0.294
КБ7 10.1 32.7 0.332
КБ8 7.9 33.5 0.280
При анализе низкотемпературных свойств наилучшее сочетание изомодульной и критической температур проявляет этот же образец (рис. 2).
0
5
10
15
20
тур проявил образец КБ 7. Данный образец получен окислением 45% мас. V фракции в высоковязком гудроне (ВУ80 = 2000 с) с дальнейшим компаундированием полученной окисленной основы V фракцией в количестве 13% мас.
На основании полученных данных был рассчитан показатель ДТС, характеризующий потерю релаксационных свойств битума (рис. 3).
10
Содержание пластификатора, % мас.
Рис. 2. Изменение изомодульной (Тс($)) и критической (Тс(т)) температур образцов битумов от содержания пластификатора: - ОБ1, КБ 1—КБ 4 (25% мае. V фракции в гудроне); О — ОБ2, КБ5—КБ8 (45% мае. V фракции в гудроне).
Для образцов с содержанием 25% мас. V фракции в сырье окисления (КБ1—КБ4) зафиксирован линейный характер снижения изо-модульной и критической температур (рис. 2). С повышением содержания пластификатора (образец КБ4 с содержанием 20% мас. V фракции при компаундировании) достигается наилучшая (наиболее низкая) температура трещиностойкости. Образцы КБ5—КБ8, наработанные на основе битума ОБ2, имеют иной характер изменения изомодульной и критической температур. При увеличении доли V фракции в образцах КБ6 и КБ7 до 8.5 и 13 % мас. соответственно, отмечено снижение изомодуль-ной и критической температур по сравнению с образцами, приготовленными на основе ОБ1.
Однако дальнейшее увеличение до 20% мас. содержания V фракции (КБ8) вызывает повышение обеих температур, что свидетельствует о снижении релаксационной способности битума при низких температурах. Подобное поведение битума при введении в него избыточного количества пластификатора (в данном случае более 13% мас.) указывает на возможный переход нефтяной дисперсной системы в экстремальное состояние, сопровождающийся изменением ее структуры. Представленный сравнительный анализ показал, что наилучшее сочетание изомодульной и критической темпера-
-10
-15
-20
□ 1 - сырье (гудрон + 25% мас. V фракции)
О 2 - сырье (гудрон + 45% мас. V фракции)
-Требование спецификации на битумные вяжущие
дорожного агенства штата Флорида (РРОТ
О
□
О
□
□
□
О
5 10 15
Содержание пластификатора, % мас.
20
Рис. 3. Влияние содержания пластификатора на ДТС
Наиболее близкое к оптимальной границе значение ДТС (не более —5 оС по требованиям спецификации КООГ), как и в предыдущих опытах, показал образец КБ7 (—6.2 оС).
Таким образом, получение дорожных битумов из тяжелых нефтей с высокой способностью релаксации напряжений при низких температурах возможно окислением сырья следующего состава: 55% мас. высоковязкого гудрона (ВУ80 = 2000 с) и 45% мас. V фракции с последующим компаундированием V фракцией в количестве от 8.5 до 13 % мас. Пластификация V фракцией в количестве, превышающем 13% мас., приводит к повышению критической и изомодульной температур до —15.6 и —27.5 оС, что свидетельствует о потере релаксационных свойств битума.
На основании полученных результатов предложен способ обеспечения дорожными битумами релаксации напряжений, возникающих при воздействии проезда автотранспортных средств и низких температур, заключающийся во введении в технологию производства компаундирования как на стадии подготовки сырья, так и на стадии подготовки товарных продуктов. В качестве пластификатора предложено использовать V дистиллятную фракцию (420— 550 оС). Окисление тяжелого гудрона с V
5
0
0
0
фракцией в соотношении 55:45 с последующим компаундированием V фракцией в количестве 8—13 % мас. позволяет обеспечивать битумам наибольшую способность к релаксации напряжений, усталостную и низкотемпературную ус-
Литература
1. Руденский A.B. Дорожные асфальтобетонные покрытия.— М.: Транспорт, 1992.— 254 с.
2. Горелышев H.B. Асфальтобетон.— Можайск: Можайск-Терра, 1998.- 120 с.
3. Дубина С.И., Лобачев B.A., Никольский В.Г., Дударева Т.В., Красоткина И.А., Харпаев A.B., Рожков И.М. Современные исследования в области решения проблем колееобразования в асфальтобетонных покрытиях // Мир дорог.-2016.- №9.- С.44-52.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
11.
13.
тойчивость. Пластификация V фракцией в количестве, превышающем 13% мас., нецелесообразна, так как приводит к снижению релаксационных свойств дорожных битумов.
Partl M.N., Bahia H.U., Canestrari F., De la Roche C., Di Benedetto H., Piber H., Sybilski D. Advances in Interlaboratory Testing and Evaluation of Bituminous Materials: State-of-the-Art Report of the RILEM Technical Committee 206-ATB.-Springer & Business Media, 2012.- 453 p.
Данилова E. Тяжелые нефти России // The Chemical Journal.- 2008.- №12.- C.34-37.
Гуреев A.A., Тюкилина П.М., Нгуен Тхи Тхань Иен. О проблемах производства и потребления нефтяных дорожных вяжущих материалов в Российской Федерации // Химическая технология топлива.- 2018.- №1(290).- C.110-128. Танашев С.Т., Умбетов У.У., Токтагулова У.С., Дилдабаева М.С. Возможность прогнозирования оптимальной технологии производства окисленных битумов по химическому составу перерабатываемой нефти // Матер. VI Между-нар. научно-практ. конф. «Научная мысль информационного века-2010», http:// www.rusnauka.com/7_NMIV_2010/Chimia/ 58982.doc.html (10.04.2020)
Грудников И.Б. Производство нефтяных битумов.- М.: Химия, 1983.- 192 с. Гун Р. Б. Нефтяные битумы.- М.: Химия, 1973.- 432 с.
Рябов В.Г., Ширкунов A.C. Компаундирование окисленных и неокисленных продуктов переработки нефти - перспективный способ улучшения характеристик дорожных битумов // Химия и технология топлив и масел.- 2011.— №3.- С.11-14.
Джумаева О., Солодова Н.Л., Емельянычева E.A. Компаундирование в технологиях получения битумов // Вестник технологического университета.- 2016.- Т.19, №5.- С.43-48.
Paliukaite M., Vaitkus A., Zofka A. Evaluation of bitumen fractional composition depending on the crude oil type and production technology // The 9th International Conference Environmental Engineering.- 2014.- Vilnius.
Тюкилина П.М., Гуреев A. A., Андреев A. A., Соловьев Р.Е. Регулирование реологических свойств дисперсных систем для обеспечения современных требований к нефтяным дорожным битумам // Химия и технология топлив и масел.- 2019.- №2.- С.20-26.
References
1. Rudenskyi A.V. Dorozhnye asfal'tobetonnye pokrytiya [Asphalt pavement]. Moscow, Transport Publ., 1992, 254 p.
2. Gorelyshev N.V. Asfaltobeton i drugie bitumomine-ralnye materialy [Asphalt concrete and other bituminous materials]. Mozhaisk, Mozhaisk-Terra Publ., 1995, 175 p.
3. Dubina S.I., Lobachev V.A., Nikolskii V.G., Duda-reva T.V., Krasotkina I.A., Kharpaev A.V., Rozhkov I.M. Sovremennye issledovaniya v oblasti resheniya problem koleeobrazovaniya v asfaltobetonnykh pokrytiyakh [Modern research in the field of solving problems of rutting in asphalt concrete surfaces]. Mir dorog [World Road], 2016, no.9, pp.44-52.
4. Partl M.N., Bahia H.U., Canestrari F., De la Roche C., Di Benedetto H., Piber H., Sybilski D. [Advances in Interlaboratory Testing and Evaluation of Bituminous Materials: State-of-the-Art Report of the RILEM Technical Committee 206-ATB]. Springer & Business Media, 2012, 453 p.
5. Danilova E. Tyazhyolye nefti Rossii [Heavy oil of Russia].The Chemical Journal, 2008, no.12, pp.34-37.
6. Gureev A.A., Tukilina P.M, Nguyen Thi Thanh Yen. O problemakh proizvodstva i potrebleniya neftianykh dorozhnykh viazhushchikh materialov v Rossiiskoy Federatcii [The problems of production and consumption of oil road materials in the Russian Federation]. Khimichsekaia tekhnologiia topliva [Chemical engineering of fuel oil], 2018, no.1(290), pp.110-128.
7. Tanashev S.T., Umbetov U.U., Toktagulova U.S., Dildabaeva M.S. Vozmozhnost' prognozirovaniya optimal'noy tekhnologii proizvodstva okislennykh bitumov po khimicheskomu sostavu pererabaty-vayemoy nefti [Ability to predict the optimal production technology of oxidized bitumen based on the chemical composition of the processed oil]. [Proc. 6th Int. sci. conf. «Scientific thought of the information age»], 2010.
8. Grudnikov I.B. Proizvodstvo neftyanykh bitumov [Production of the oil bitumen]. Moscow, Khimiya Publ., 1983, 192 p.
9. Gun R.B. Neftyanye bitumy [Oil bitumen]. Moscow, Khimiya Publ., 1973, 432 p.
10. Ryabov V.G., Shirkunov A.S. Kompaundirovanie okislennykh I neokislennykh produktov perera-botki nefti — perspektivnyi sposob uluchsheniya kharakteristik dorozhnykh bitumov [Compounding of oxidized and nonoxidized products of petroleum processing — a promising method of improving the properties of road bitumens]. Khimiya I tekhnologiya topliv i masel [Chemistry and Technology of Fuels and Oils], 2011, no.3, pp. 11-14.
11. Dzhumaeva O., Solodova N.L., Emelyanycheva E.A. Kompaundirovanie v tekhnologiyakh polucheniya bitumov [Compounding in technologies for obtaining bitumen]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo
14. Мушреф Х.Ш., Теляшев Э.Г., Кутьин Ю.А. Обоснование выбора нефтяного остатка оптимальной глубины отбора для получения окисленных дорожных битумов, удовлетворяющих нормативным требованиям // Баш. хим. ж.-2013.- Т.20, №2.- С.55-59.
15. Галдина В.Д. Трещиностойкость асфальтобетонов на битумах различной структуры и происхождения // Вестник ТГАСУ.- 2010.- №1.-С.209-217.
16. Буканова С.К., Кутьин Ю.А., Хайрудинов И. Р. Исследование качества нефтяных остатков - сырья для получения дорожных битумов // Баш. хим. ж.- 2013.- Т.20, №1.- С.14-17.
17. Lui S., Cao W., Shang S., Qi H. and Fang J. Analysis and application of relationships between low-temperature rheological performance parameters of asphalt binders // Construction and Building Materials.- 2010.- V.24.- Pp.471-478.
18. Babadopulos L. F. de A.L., Le Guern M., Chailleux E., Dreessen S. Relationship between low temperature properties of asphalt binders // «2nd Int. Symp. on Asphalt Pavements et Environment, Transportation Research Board of the National Academies.- 2012.- France. DOI: 10.14295/transportes.v19i2.506
19. Колесник Д.А., Котов Д.Ю. Параметры долговечности битумных вяжущих // Автомобильные дороги.- 2019.- №3.- С.96-99.
20. The Delta Tc Parameter: What Is It and How Do We Use It? // Asphalt Technology News.-2017.- V.29, №1.- Pp.9-11.
21. Past, Present, and Future of Asphalt Binder Rheological Parameters. Synopsis of 2017 Technical Session 307 at the 96th Annual Meeting of the Transportation Research Board. Number E-C241. January 2019.
22. Anderson R. M., King G.N., Hanson D.I., Blankenship P.B. Evaluation of the relationship between asphalt binder properties and non-load related cracking // Journal of the Association of Asphalt Paving Technologists.- 2011.- V.80.-Pp.615-664.
23. Shamborovskyy R. Development of a fatigue-based asphalt binder purchase specification for airfield asphalt pavements: The degree of Master of Science.- The State University of New Jersey, 2016.
universiteta [Bulletin of Kazan Technological University], 2016, vol.19, no.5, pp.43-48.
12. Paliukaite M., Vaitkus A., Zofka A. [Evaluation of bitumen fractional composition depending on the crude oil type and production technology]. The 9th Int. Conf. Environmental Engineering, 2014, Vilnius.
13. Tyukilina P.M., Gureev A.A., Andreev A.A., Soloviev R.E. Regulirovanie reologicheskikh svoistv dis-persnykh sistem dlya obespecheniya sovremennykh trebovaniy k neftianym dorozhnym bitumam [Regulation of Rheological Properties of Raw Materials as Way of Providing Modern Requirements to Road Bitumen]. Khimiya I tekhnologiya topliv i masel [Chemistry and Technology of Fuels and Oils], 2019, no.2, pp.20-26.
14. Moshref H.Sh., Telyashev E.G., Kut'in Yu.A. Obosnovanie vybora neftianogo ostatka optimalnoi glubiny otbora dlya polucheniya okislennykh dorozhnykh bitumov, udovletvoriaiushchikh norma-tivnym trebovaniyam [Choice of petroleum residue with optimum take off depth for production of blown road bitumens satisfying standard requirements]. Bashkirskii khimicheskii zhurnal [Bashkir Chemical Journal], 2013, vol.20, no.2, pp.55-59.
15. Galdina V.D. Treshchinostoikost asfaltobetonov na bitumakh razlichnoi struktury i proiskhozhdeniya [Crack resistance in asphalt concrete containing bitumen of various structure and origin]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta [Journal of Construction and Architecture], 2010, no.1, pp.209-217.
16. Bukanova S.K., Kut'in Yu.A., Khayrudinov I.R. Issle-dovanie kachestva neiftianykh ostatkov — syria dlya polucheniya dorozhnykh bitumov [Study of petroleum residues quality — a feed for road bitumens production]. Bashkirskii khimicheskii zhurnal [Bashkir Chemical Journal], 2013, vol.20, no.1, pp.14-17.
17. Lui S., Cao W., Shang S., Qi H. and Fang J. [Analysis and application of relationships between low-temperature rheological performance parameters of asphalt binders]. Construction and Building Materials, 2010, vol.24. pp.471-478.
18. Babadopulos L.F. de A.L., Le Guern M., Chailleux E., Dreessen S. [Relationship between low temperature properties of asphalt binders]. II Int. Symp. of Asphalt Pavements at Environment, 2012, France.
19. Kolesnik D.A., Kotov D.Yu. Parametry dolgo-vechnosti bitumnykh viazhushchikh [The parameters of durability of bitumen binders]. Avtomo-bilnye dorogi [Roads], 2019, no.3, pp.96-99.
20. [The Delta Tc Parameter: What Is It and How Do We Use It?] Asphalt Technology News, Spring 2017, vol.29, no.1, pp.9-11.
21. [Past, Present, and Future of Asphalt Binder Rheological Parameters]. Syn. of 2017 Technical Session 307 at the 96th Annual Meeting of the Transportation Research Board, no. E-C241, 2019.
22. Anderson R. M., King G.N., Hanson D.I., Blanken-ship P.B. [Evaluation of the relationship between asphalt binder properties and non-load related cracking]. Journal of the Association of Asphalt Paving Technologists, 2011, no.80, pp.615-664.
23. Shamborovskiy R. [Development of a fatigue-based asphalt binder purchase specification for airfield asphalt pavements]. The degree of Master of Science, The State University of New Jersey, 2016.