Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫБНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫБНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MARKETING RESEARCH / РЫБНЫЕ ПОЛУФАБРИКАТЫ / РЫБА / FISH / РЕКЛАМА / ADVERTISING / ПРОДВИЖЕНИЕ / PROMOTION / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ПРЕДПОЧТЕНИЕ / PREFERENCE / FISH BY-PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукин В.К., Кушнир Д.Д.

В статье представлены результаты проведенного маркетингового исследования по вопросу выявления покупательских предпочтений в выборе рыбных полуфабрикатов на рынке г.Краснодара.The article presents the results of the conducted market research identifying consumer preferences in the choice of fish products on the market of Krasnodar.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫБНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ»

В.К. Лукин

К.э.н., доцент кафедры предпринимательской деятельности, Кубанский социально-экономический институт

V.K. Lukin

associate professor of entrepreneurship, Ph. D., Kuban socio-economic Institute (VKLukin@list.ru 89184475190)

Д.Д. Кушнир

К.э.н., доцент кафедры менеджмента и торгового дела, Краснодарского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации

D.D. Kushnir

associate Professor of management and trading business of Krasnodar cooperative university (branch) of Russian university of cooperation (D.Kushnir@bk.ru, 89615987000)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫБНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного маркетингового исследования по вопросу выявления покупательских предпочтений в выборе рыбных полуфабрикатов на рынке г.Краснодара.

Annotation. The article presents the results of the conducted market research identifying consumer preferences in the choice of fish products on the market of Krasnodar.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговое исследование, рыба, рыбные полуфабрикаты, реклама, продвижение, потребитель, предпочтение.

Key words: marketing, marketing research, fish, fish by-products, advertising, promotion, consumer, preference.

Ритм жизни городских жителей с каждым годом становится все более динамичным. В связи с этим увеличивается и количество пищевых продуктов, доведенных до максимальной степени готовности. И рыбоперерабатывающая отрасль не отстает от данного тренда: увеличиваются как объемы, так и ассортимент рыбных полуфабрикатов. Рыбные котлеты, зразы, филе в панировке - это лишь самые распространенные виды полуфабрикатов из рыбы.

Рыбные полуфабрикаты относятся к продуктам глубокой переработки, и их производство при правильно организованном технологическом процессе и сбыте является очень рентабельным бизнесом и, соответственно, позволяет получать наибольшую прибыль.

В целом российский рынок рыбы, рыбных полуфабрикатов и морепродуктов находится в начальной стадии развития и планомерного роста. Он является привлекательным и обладает существенным потенциалом.

Как считают эксперты, росту рынка рыбных полуфабрикатов в России способствуют следующие факторы: ограниченное время для приготовления пищи, недостаточное развитие общественного питания, развитие сетевой розницы, повышение качества продуктов заморозки за счет применения современных технологий, стремление современного покупателя питаться правильно. Ведь рыба, как источник полноценного белка, содержится от десяти до двадцати трех процентов белков, которые хорошо сбалансированы по аминокислотному составу, не уступая белкам мяса, яиц и молочных продуктов, а по содержанию важной для организма аминокислоты метиона превосходят другие белки. В рыбе очень мало соединительной ткани, поэтому она имеет нежную консистенцию и хорошо усваивается. А значит рыба и ее производные должны занимать почетное место в раци-

оне питания человека. [ 1]

На сегодняшний день, в условиях серьезной конкурентной борьбы, на рынке рыбы, рыбных полуфабрикатов достаточное число фирм предлагающих однородную продукцию, но чтобы преуспеть, производитель должен понимать, что именно хочет покупатель, какими характеристиками должен обладать товар чтобы он был куплен, а для этого используют определенные маркетинговые приемы, одним из которых является социологический опрос, который и был проведен в период с 1 по 30 сентября 2017 г. Местом проведения опроса послужили розничные торговые предприятия г.Краснодара. Анкета содержала вопросы, позволяющие изучить мнения потребителей относительно мотивации приобретения рыбных полуфабрикатов, факторов формирования предпочтений относительно видового состава, потребительских свойств, происхождения, стоимости и других моментов. А также вопросы, позволяющие оценить степень влияния маркетингового инструментария на продвижение продукции.

По данным проведенного опроса установлено, что основными мотивами, заставляющими покупать рыбные полуфабрикаты, являются простота приготовления и экономия времени что, соответственно, отметили в анкетах 45,5% и 37% от числа опрошенных, под воздействием рекламы 12,4%, 3,9% - не задумывались о причинах покупки, а 1,2% от общего числа респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

В продолжение исследования, была изучена система предпочтений рыбных полуфабрикатов ее потребителями. Факторы выбора были сгруппированы в вопросе анкеты: «Какой фактор, для Вас, является основополагающим, при выборе рыбных полуфабрикатов?»

Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть респондентов выбрала фактор цены как наиболее важный (40,8 %). На второе место респонденты поставили фактор качества (27 %). На третью позицию поставлен фактор вид полуфабриката (22%), далее следуют производственная марка (5,2 %) и удобная упаковка (5 %).

Анализируя возрастной состав респондентов, следует отметить, что в опросе приняло участие 30,3 % и 34,5 % респондентов в возрасте до 25 лет и свыше 50 лет соответственно. Количество респондентов в возрасте от 25 до 50 лет составило 230 человек, что составило 34,1% от общего числа опрошенных.

Для всех возрастных групп респондентов наиболее важным фактором выбора отмечается качество рыбных полуфабрикатов. Фактор низкой цены занимает второе место по значимости среди молодежи и лиц старше 50 лет. При этом значимость не высокой цены оценивают примерно 30 % от всего количества потребителей молодого возраста и 37,1 % опрошенных старше 50 лет. Примерно по двадцать два процента респондентов молодого и среднего возраста отмечают значимость такого фактора, как вид полуфабриката. Причем, люди среднего возраста ставят этот фактор на второе место. Удобство упаковки, как фактор выбора полуфабриката, отмечают лишь 10 % опрошенных лиц среднего возраста. Предпочтение производственной марке отдают 5,3% для лиц моложе 25 лет, но с возрастом процент респондентов отдающих предпочтение данному фактору растет, состав 8,8 % у лиц старше 50 лет, для которых этот фактор также занимает 4 место по значимости.

Состав респондентов по половому признаку распределился следующим образом: 71,1 % женщины и 28,9 % мужчины.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что наиболее важными факторами выбора рыбных полуфабрикатов для мужчин являются низкая цена и качество, а для женщин - качество и низкая цена. На третье место по степени важности, как женщины, так и мужчины поставили фактор выбора

вида полуфабриката, в тоже время степень важности для женщин этого фактора более чем в два с половиной раза выше значимости чем для мужчин. И мужчины и женщины примерно одинаково оценили важность удобства упаковки. При этом, мужчины, этот фактор поставили на четвертое место по значимости, а женщины только на пятое, в тоже время его отметили только 3,7% всех опрошенных женщин против 8,9% всех опрошенных мужчин.

Весомым на наш взгляд нюансом потребительских предпочтений являются ассортиментные предпочтения. Определить долю спроса, на рыбные полуфабрикаты, имеющиеся в розничной продаже, удалось при помощи одного из вопросов анкеты: «Из ниже перечисленного, что бы Вы приобрели в первую очередь?»

Из данных опроса следует, что наибольшее количество респондентов 30,3% предпочитают приобретать котлеты, 19% - тефтели, 15,2% - филе в панировке, 10,7% - шницели, 10,2% - биточки, 7,1% - зразы. Наименьшим спросом пользуется рыбный фарш - 5,4%.

Нами также была поставлена цель выявить, каким производителям отдают предпочтения потребители г. Краснодара. На основании чего анкета содержала и такой вопрос: «Полуфабрикаты поставщиков каких регионов Вы предпочитаете?» В результате, данные опроса показали, что 43 % респондентов отдают предпочтения производителям Краснодарского края, и 57 % респондентов - производителям других регионов. Среди последних отмечено, что они хотели бы видеть в торговых предприятиях г. Краснодара продукцию местного производства.

Узнать периодичность приобретения населением рыбных полуфабрикатов позволил следующий вопрос анкеты: «Как часто Вы покупаете рыбные полуфабрикаты?».

Проанализировав данные следует, что периодичность приобретения рыбных полуфабрикатов составила для большинства респондентов (более 60%) от одного до трех раз месяц.

Для того чтобы узнать расходы респондентов на покупку полуфабрикатов им был задан вопрос: «Какую сумму в месяц Вы тратите на покупку рыбных полуфабрикатов?» и получены результаты, из которых следует, что более 50% опрошенных тратят в месяц сумму до 3000 руб., а это при учете среднемесячной заработной платы жителей г.Краснодар в 2017 году не более 30 тыс.руб., что составляет до 10% их дохода.

С целью выяснения предпочитаемости мест приобретения продукции респондентам был задан вопрос: «Где Вы обычно приобретаете рыбные полуфабрикаты?»

Согласно, обработанным результатам стало явно, что основным местом приобретения продукции являются супермаркеты, на втором месте рынок и на третьем месте - специализированные магазины. Тот факт, что большая часть опрошенных приобретает рыбные полуфабрикаты в супермаркетах объясняется тем, что в этих торговых точках сосредоточены практически все жизненно необходимые товары, что экономит время на их поиск.

Дальнейшее исследование было направлено на выявление степени влияния внешних факторов оказывающих воздействие на выбор места покупки? Опрашиваемым был задан вопрос: «На что Вы обращаете Ваше внимание при выборе места покупки рыбных полуфабрикатов?».

В результате, первостепенным фактором при выборе места приобретения товара сыграл ценовой фактор (51%), что в очередной раз подчеркивает высокую зависимость населения от своих доходов в выборе места совершения покупки.

Степень готовности респондентов увеличить потребление рыбных полуфабрикатов лучшего качества позволил следующий вопрос анкеты: «При появлении рыбных полуфабрикатов более высокого качества, будите ли вы их

покупать?».

Было установлено, что в целом население (55% опрошенных) готово приобретать более качественный товар, но при условии роста цен до 10%, что обусловлено невысоким уровнем доходов и невысокими темпами его роста.

Изучая условия увеличения потребления рыбных полуфабрикатов, становится ясно, что наибольший процент респондентов (48%) готовы увеличить потребление существующего ассортимента продукции, при условии снижения цен, т.к. в связи с невысоким уровнем дохода населения, цена является основополагающим фактором, влияющим на выбор потребителей. 26% - готовы увеличить потребление при улучшении органолептических характеристик.

Анализируя степень удовлетворенности респондентов ассортиментом приобретаемой продукции складывается следующая картина. Жители Краснодара почти в равной степени удовлетворены ассортиментом продукции (35,1%) и удовлетворены частично (37,2%) и чуть меньше 28% респондентов категорически не удовлетворены ассортиментом предлагаемой продукции на рынке, что означает наличие возможностей для производителей в завоевании не охваченных сегментов рынка рыбных полуфабрикатов.

Дальнейшее исследование было направлено на выявление роли маркетинга в продвижении рыбных полуфабрикатов в Краснодаре, а для это был задан респондентам ряд вопрос, одним их которых является следующий: «Достаточно ли в торговых точках информации о составе, пищевой ценности и влиянии на организм человека приобретаемой продукции?». Ответы респондентов были следующими: ответили «Да» - 60,8%, «Нет» - 30,7% и затруднились с ответом 8,5%. А мы знаем, что недостаточность информации или ее полное отсутствие зачастую приводит к отказу потребителя в приобретении товара, т.к. «кота в мешке» покупать никто не хочет. Поэтому, прежде всего, продавцы товаров должны скорректировать свою работу в плане распространения информации среди покупателей о потребительских свойствах реализуемой продукции, особенно делая акцент в местах ее реализации.

Выявить подверженность населения рекламному воздействию помог следующий вопрос: «Влияет ли реклама на Ваше решение о покупке рыбных полуфабрикатов»? Как показал анализ полученных данных, почти 70% опрошенных ответили утвердительно, что свидетельствует о силе влияния рекламы, как одного из мощных орудий в продвижении товаров на рынок.

Для выяснения силы влияния других средств продвижения продукции, респондентам был задан вопрос: «Что из ниже перечисленного оказало на Вас наибольшее влияние при выборе Вами того или иного вида рыбных полуфабрикатов?» Результаты представлены на рисунке 1.

реклама на телевидении реклама на радио реклама в местах продаж наружная реклама дегустрация возможность получения подарка имидж компании производителя

инернетсайты

специализированная отраслевая пресса и выставки

другое

■ 2,6% | 1,1% ■ 1,7°%

Рисунок 1 - Оценка воздействия элементов маркетинговых коммуникаций на продвижение продукции

Согласно полученным результатам, по силе воздействия средств влияния на покупателей, на первое место респонденты поставили возможность дегустации товара (31,%), на второе место реклама в местах продажи товара (22,8%) и на третье место поставили наружную рекламу (16,1%). Полученные результаты позволяют судить о необходимости концентрации усилий продавца продукции именно на этих направлениях продвижения товара, не растрачивая рекламные средства в холостую.

Таким образом, проведение опроса потенциальных потребителей рыбных полуфабрикатов позволило прийти к следующему заключению:

- основными мотивами приобретения продукции является экономия времени и простота приготовления;

- рыбные полуфабрикаты пользуются устойчивым спросом у местных потребителей и наиболее часто из этой группы полуфабрикатов приобретаются рыбные котлеты;

- решающими факторами при покупке рыбных полуфабрикатов являются качество, низкая цена и вид полуфабриката, причем качеству отдают предпочтение в возрасте от 26 до 50 лет, низкой цене - люди старше 50 лет;

- учитывая востребованность на рынке г. Краснодара рыбных полуфабрикатов и наличие собственных рыбных ресурсов, местная рыбная промышленность может производить эту продукцию;

- периодичность приобретения продукции, в большинстве своем составляет до 3 раз в месяц и затратами до 3000 рублей;

- основным местом приобретения продукции являются супермаркеты;

- основным фактором, влияющим на выбор места покупки, оказался уровень цен;

- базовым условием увеличения потребления существующего ассортимента продукции является - снижение цены;

- основными инструментами продвижения продукции должна стать наружная реклама, реклама в местах реализации товаров и дегустация. [2] Источники:

1. Хаустова Е.В. Потребительские свойства полуфабрикатов из мяса пресноводных рыб с белковыми добавками: диссертация ... кандидата технических наук: 05.18.15 / Хаустова Елена Валентиновна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т пищевых пр-в (МГУПП)].- Москва, 2009.- 194 с.

2. Петренко Н.Н., Криштафович В.И., Кушнир Д.Д. Маркетинговая оценка рынка и покупательских предпочтений мучных кондитерских изделий // Товаровед продовольственных товаров. 2012. № 12. С. 45

С.С. Мамай

Преподаватель, Горячеключевской технологический техникум

S.S. Mamay

Teacher Goryacheklyuchevskoy technology College (11.08.95@bk.ru 891894402240) Н.В. Долбня

Д.э.н., профессор кафедры сервиса и туризма, Кубанский социально-экономический институт

N. V. Dolbnya Professor of service and tourism, PhD Kuban Social and Economic Institute (dolbnya_nik@mail.ru 89189792316)

Т.В. Павлюшкевич

К.э.н., доцент кафедры предпринимательской деятельности, Кубанский социально-экономический институт

T. V. Pavlyushkevich

Associate Professor of the Department of Entrepreneurship, Ph.D.

Kuban Social and Economic Institute (pavlushkevich@mail.ru, 89385143544)

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА .НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, приведены примеры участия различных институтов осуществляющих государственную поддержку бизнеса.

Annotation.The article discusses the issues of state support for small and medium-sized businesses, gives examples of the participation of various institutions that carry out state support for business.

Ключевыеслова:государственная поддержка, финансы, регионы, меры, льготы.

Key words: state support, finances, regions, measures, benefits.

Стратегической задачей государства в современных тенденциях хозяйствования является расширение путей финансовой поддержки субъектов предпринимательства. На актуализацию данной темы повлияли последние изменения от 26.07.2017 № 207-ФЗ, внесенные в федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Достижением указанных изменений является расширение критериев, установленных для получателей государственной поддержки. В первые отдельной строкой выделены микропредприятия как получатели государственной поддержки с предельным значением дохода до 120 млн. руб., в свою очередь повышен предел дохода для предприятий малого бизнеса до 800 млн. руб. и предприятий среднего бизнеса до 2 млрд. руб. Расширительные критерии коснулись и условия владения акциями малого и среднего предприятия для иностранных юридических лиц субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же численность работающих в предприятиях средне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.