плопостачання [Текст] / Е. I. Дмитроченкова, С. I. Монах, С. М. Орлов // Сучасне промислове та цившьне будiвництво. -2009. - Т. 5, № 3. - С. 107-112.
9. Герушин, А. Н. Энергоэкономическая эффективность утилизации теплоты [Текст] / А. Н. Герушин, А. П. Нищик // Пром. теплотехника. - 2009. - Т. 31, № 2. - С. 82-86.
10. Kotler, V. R. Mini cogeneneration stations: Foreign experience [Text] / V. R. Kotier // Thermal Engineering. - 2006. - Vol. 53, Issue 8. - P. 659-662. doi: 10.1134/s0040601506080143
11. Клименко, В. Н. Когенерационные системы с тепловыми двигателями. Ч. 1-3 [Текст]: справ. пос. / В. Н. Клименко, А. И. Мазур, П. П. Сабашук. - Киев, 2008. - 560 с.
12. Костюк, А. Г. Паровые и газовые турбины для электростанций [Текст] / А. Г. Костюк, В. В. Фролов, А. Е. Булкин, А. Д. Трух-ний. - М.: Издательский дом МЭИ, 2008. - 556 с.
13. Баласанян, Г. А. Анализ эффективности интегрированных систем энергосбережения на базе установок когенерации малой мощности и возобновляемых источников энергии [Текст] / Г. А. Баласанян, А. С. Мазуренко // Теплова енергетика. - 2008. - № 1. - С. 7-10.
14. Басок, Б. И. Анализ когенерационных установок. Часть 2. Анализ энергетической эффективности [Текст] / Б. И. Басок, Д. А. Коломейко // Пром. теплотехника. - 2006. - Т. 28, № 4. - С. 79-83.
15. Герушин, А. Н. Разработка и внедрение эффективных теплоутилизаторов на основе теплопередающих элементов испари-тельно-конденсационного типа [Текст] / А. Н. Герушин, А. П. Нищик // Пром. теплотехника. - 1997. - Т. 19, № 6. - С. 69-73.
16. Бундюк, А. Н. Разработка алгоритма для расчета статики когенерационной энергетической установки [Текст] / А. Н. Бун-дюк, Е. О. Улицкая // Одеса, Холодильна техшка i технолопя. - 2013. - № 3 (143). - С. 34-40.
-□ □-
В данш статтi наведет результати аналтич-ного дослгдження втрат активног потужностi в асинхронному електродвигун з короткозамкне-ним ротором в залежностi вгд завантаження на валу i температури навколишнього середовища. Було введено коефщент втрат активног потуж-ностi в асинхронному електродвигуш, який представляв собою вгдношення втрат активног потужностi до активног потужностi на валу електродвигуна
Ключовi слова: електродвигун, втрати, питомi, завантаження, температура, оптимум,
енергозбереження, ковзання, дiаграма, ресурс □-□
В данной статье представлены результаты аналитического исследования потерь активной мощности в асинхронном электродвигателе с короткозамкнутым ротором в функции загрузки на валу и температуры окружающей среды. Был введен коэффициент потерь активной мощности в асинхронном электродвигателе, представляющий собой отношение потерь активной мощности к активной мощности на валу электродвигателя Ключевые слова: электродвигатель, потери, удельные, загрузка, температура, оптимум, энергосбережение, скольжение, диаграмма, ресурс
-□ □-
УДК: 621.313.37.004.17
|DOI: 10.15587/1729-4061.2015.39026]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕРЬ АКТИВНОЙ ЭНЕРГИИ В АСИНХРОННОМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕ В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
УСЛОВИЯХ
С. В. Овчаров
Кандидат технических наук, доцент* А. А. Стребков
Аспирант* E-mail: sashko@yandex.ru *Кафедра теоретической и общей электротехники Таврический государственный агротехнологический университет пр. Богдана Хмельницкого, 18, г. Мелитополь, Украина, 72312
1. Введение
В Украине существует народно-хозяйственная проблема ресурсоэнергосбережения в силовом электрооборудовании (силовых трансформаторах, электродвигателях, силовых кабелях), используемом в агропромышленном комплексе.
Суть проблемы состоит в том, что Украина только до 40 % обеспечена собственными энергетическими
ресурсами, а эксплуатационная надежность силового электрооборудования, работающего в агропромышленном комплексе, остается низкой.
Поэтому необходимы научно-технические решения, как в сфере энергосбережения, так и повышения эксплуатационной надежности силового электрооборудования.
Потери электрической энергии в силовом электрооборудовании и расход его ресурса тесно связаны. Самым слабым элементом силового электрооборудования
©
является его изоляционная конструкция. Основным, негативно воздействующим на нее эксплуатационным, параметром является ее температура нагрева, которая в свою очередь является функцией потерь электрической энергии в нем.
Поэтому исследование потерь электрической энергии в силовом электрооборудовании является актуальным.
2. Анализ литературных данных и постановка проблемы
В данной работе поставлена научно-техническая задача оценки энергосбережения в силовом электрооборудовании на примере асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором как самым широко распространенным представителем силового оборудования.
Анализ работ в этом направлении показывает, что этот вопрос частично решен, например, для электродвигателя, работающего с перегрузкой взяв за основу показатели номинального режима его работы [1].
Проведено исследование энергосбережения в асинхронных электродвигателях с позиции конструктивного исполнения активных частей последнего [2], методов оптимизации потерь электрической энергии в асинхронном электродвигателе [3, 4], предложен новый метод минимизации потерь в асинхронном электродвигателе [5].
Однако остаются неисследованными до конца эксплуатационные режимы электродвигателя при других отклонениях от номинального режима работы: повышения напряжения, понижения напряжения, неполнофазного режима, ухудшения условий охлаждения, повышения температуры окружающей среды.
Рассмотрен процесс потерь активной мощности в маг-нитопроводе [6], предложена конструкция асинхронного электродвигателя с минимальными потерями [7], найден способ контроля больших температур [8], с целью расчета потерь активной мощности в электродвигателе предложена безитерационная методика определения параметров схемы замещения асинхронного электродвигателя [9], предложен метод снижения энергозатрат в мобильных агрегатах [10].
Однако не исследованными остаются потери активной энергии в электродвигателе с учетом роста сопротивления его обмоток в функции их температуры при нагревании, зависимости потерь от нагрузки электродвигателя на валу, в схеме замещения электродвигателя не учитываются потери активной мощности в магнитопроводе.
3. Цель и задачи исследования
Целью исследования является уточнение потерь активной мощности в асинхронном электродвигателе с учетом всех указанных отклонений эксплуатационного режима его работы от номинального.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Исследование схемы замещения асинхронного электродвигателя с учетом потерь активной мощности в его магнитопроводе.
2. Исследование потерь активной мощности в асинхронном электродвигателе с учетом роста активного сопротивления обмоток при нагревании.
3. Исследование потерь активной мощности в асинхронном электродвигателе в функции мощности на валу.
4. Построение круговой диаграммы потерь мощности в асинхронном электродвигателе.
5. Исследование скольжения асинхронного электродвигателя в функции эксплуатационных параметров.
4. Исследование схемы замещения асинхронного электродвигателя с учетом потерь активной мощности в его магнитопроводе
Эксплуатационные режимы работы асинхронных электродвигателей отличаются от проектных в силу того, что в условиях агропромышленного комплекса электродвигатели подвергаются целому ряду эксплуатационных воздействий режимного характера. Эти воздействия приводят к изменению величины потребляемого электрического тока и величины напряжения питания по сравнению с номинальными значениями и, как следствие, к изменению потерь активной энергии в электродвигателе.
К таким эксплуатационным воздействиям режимного характера относятся:
- перегрузки на валу со стороны рабочих машин;
- понижение напряжения;
- повышение напряжения;
- асимметрия напряжения;
- неполнофазный режим питания;
- повышение температуры окружающей среды;
- ухудшение условий охлаждения.
Как известно, в асинхронном электродвигателе с ко-роткозамкнутым ротором, как преобразователе электрической энергии в механическую, наблюдаются следующие физические явления, которые приводят к потерям активной мощности в отдельных элементах его конструкции:
- явление теплового действия электрического тока, который протекает по обмоткам статора;
- явление теплового действия электрического тока, который протекает по короткозамкнутой обмотке ротора;
- явление теплового действия вихревых токов, которые протекают в магнитопроводе электродвигателя;
- явление перемагничивания (гистерезиса) магнито-провода электродвигателя;
- явление трения в механической системе электродвигателя (в подшипниках, воздуха об ротор);
- другие явления, которые приводят к дополнительным потерям активной мощности.
Все указанные физические явления, за исключением явлений вихревых токов и перемагничивания, которые приводят к потере активной мощности, учитываются Г-образной схемой замещения асинхронн ого электродвигателя с короткозамкнутым ротором [1] (рис. 1).
Активная мощность, которую потребляет асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, превращается в механическую Рмх, которая состоит из механической мощности Р2, которая передается через вал рабочей машине, механической мощности Рт, которая передается в механическую систему электродвигателя, и активной мощности Рд, отнесенной условно к механической, которая учитывает дополнительные потери в электродвигателе, то есть
Рмх=Р2+Рт+Рд. (1)
Jx 1
Jx 2
и
-|-1_rw->_rrw.
_^ r
V
Jx\
JXM
Рис. 1. Схема замещения асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором (для одной фазы)
Механическая мощность Рмх может быть определена таким способом:
P„ = 3R2' — I'2,
(2)
где Я2' - приведенное активное сопротивление фазы ротора, Ом; I' - действующее значение силы электрического тока в цепи схемы замещения одной фазы электродвигателя, А; s - скольжение вращающегося магнитного поля электродвигателя.
Механическая мощность Р2, которая передается рабочей машине, зависит от момента сопротивления рабочей машины Мс и угловой скорости вращения ее вала ю, то есть
х4 =1,513 Ом; хй = 95 Ом; ин=220 В; вн = 0,033;
=0,28; 5м=0,8; цп = 2,0; цк = 2,5; ц„=1Д
Анализ проведем для номинального режима. Определяем механическую мощность электродвигателя в номинальном режиме Рмхн таким способом [1]:
мхн 1 н '
s„
(7)
где 5Н - номинальное скольжение магнитного поля электродвигателя относительно его ротора; - номинальная сила электрического тока в ветви схемы замещения асинхронного электродвигателя, А.
Силу электрического тока находим, пользуясь схемой замещения асинхронного электродвигателя:
т; =
U„
a/(r;+r2' /sH )2 + (x' + x2')2
(8)
где ин - номинальное фазное напряжение электродвигателя, В.
Подставив в (7) и (8) значение параметров и физических величин, находим:
РМ1Н = 4112 Вт.
Находим суммарные потери активной мощности в механической системе электродвигателя Рт и дополнительные Р :
P, = Mc ю.
(3)
Рт+Рд Рмхн Р2н,
(9)
Механическая мощность Рт , которая передается в механическую систему электродвигателя, зависит от момента трения механической системы электродвигателя Мт и угловой скорости вращения ее вала ю, то есть
(4)
Дополнительные потери активной мощности в электродвигателе могут быть найдены таким способом:
Р = P - P - P
Гмх 2 гт-
(5)
Другие суммарные потери активной мощности РЕ могут быть найдены, используя схему замещения асинхронного электродвигателя:
Рг = 3 (R' + R 2')I'2 + 3R4I02,
(6)
где R', R2', R4 - параметры схемы замещения одной фазы асинхронного электродвигателя, Ом; I', I0 - действующие значения сил электрических токов в ветвях схемы замещения одной фазы электродвигателя, А.
Проверим справедливость изложенного выше на примере асинхронного электродвигателя с коротко-замкнутым ротором типоразмера 4A100S2y3 со следующими каталожными данными:
Р2Н=4 кВт; пн = 0,865; cosфн = 0,89; R' = 1,509 Ом;
х'=1,537 Ом; R2'=1,006 Ом; х2'=2,767 Ом; R1=1,485 Ом;
где Р2н - номинальная активная мощность, которая передается рабочей машине из вала электродвигателя, Вт. Подставив значение мощностей, получим:
Рт+Рд=4112-4000=112 Вт.
Находим другие суммарные потери активной мощности:
Р^н = 3 (Ri + R2')IH2 + 3R1I02,
где
In =
^r2 +(x' + xj2
(10)
(11)
Подставив значение параметров и физических величин в (10) и (11), получим:
Р:н = 3(1,529 +1,006) 6,8152 + 3 1,485-2,282 =
= 350 + 23 = 373 Вт.
Общие суммарные потери активной мощности в асинхронном электродвигателе при номинальном режиме работы
Подставив значение мощностей, получим:
s
ДР' = 373 +112 = 485 Вт.
Определим эти потери по каталожным данным:
ДРН = р2Н _ р2н.
Н Пн
(13)
Подставив значение мощности и к.п.д., получим:
ДР = _ 4000 = 624 Вт. н 0,865
Как видим, используя каталожные данные, получаем потери активной мощности в электродвигателе, значение которых превышает полученные потери расчетным путем. Это связано с тем, что Г-образная схема замещения не учитывает потери в магнитопро-воде. Поэтому находим потери в магнитопроводе на гистерезис и вихревые токи как разницу значений потерь активной мощности, полученных по каталожным данным, и рассчитанных по параметрам схемы замещения:
ДРм = ДРн _ ДРн' = 624 _ 485 = 139 Вт.
Определяем постоянные потери активной мощности в асинхронном электродвигателе при номинальном режиме работы:
ДРм.н = ДРм + Рт + Р д + 3ЯА2,
ДРм.Н = 139 +112 + 23 = 274 Вт.
Определяем переменные потери активной мощности в асинхронном электродвигателе при номинальном режиме работы:
ДРсн = Р^н _ 3ЯЛ2,
ДР = 373 _ 23 = 350 Вт.
ДРСн 274 А_е
а = —— =-= 0,78.
ДР 350
Представим Г-образную схему замещения асинхронного электродвигателя (для одной фазы) в уточненном виде (рис. 2).
На приведенной схеме:
Ям - активное сопротивление, эквивалентное потерям активной мощности в магнитопроводе (от вихревых токов и на перемагничивание), Ом;
•1 _ s
(14)
Рис. 2. Уточненная схема замещения асинхронного электродвигателя (для одной фазы)
5. Исследование потерь активной мощности в асинхронном электродвигателе с учетом роста активного сопротивления обмоток при нагревании
Исследуем потери активной мощности в асинхронном электродвигателе с учетом роста активного сопротивления обмотки при нагревании.
Уравнение теплового баланса асинхронного электродвигателя, рассматривая последний как гомогенное тело, имеет такой вид:
Сат+Ла1,
(18)
(15)
(16)
где С - теплоемкость двигателя, Дж; т - превышение
° С
температуры обмотки над температурой окружающего среды, °С; Л - теплоотдача электродвигателя в окру-
Дж
жающую среду, -; ДР - потери активной мощно-
сС
сти в электродвигателе, Вт; 1 - текущее время, с. Перепишем уравнение (18) в другом виде:
саг = ДР
Л "л+т "Л.
(19)
Определяем коэффициент потерь активной мощности в асинхронном электродвигателе как отношение постоянных потерь к переменным потерям в номинальном режиме работы:
В установившемся режиме уравнение (19) принимает вид:
Р
(17)
т =—
у Л
(20)
где ту
установившееся превышение температуры
обмотки, °С; ДРу - потери активной мощности в электродвигателе в установившемся режиме, Вт. Потери активной мощности в электродвигателе в установившемся режиме запишутся таким способом:
активное сопротивление, эквивалентное
активной мощности, которая передается на вал, Ом.
Для электродвигателя типоразмера 4А100S2У3 потери в магнитопроводе составляют 139 Вт, активное сопротивление, эквивалентное этим потерям, равняется 348,2 Ом.
ДРу = ДРс.н + к2ДРм.н (1 + «(ту + «ср _ 75)). Подставляем (21) в (20) и получаем:
ДРс.н +к2ДРм.н (1+а(ту + «ср _75))
т,, =
Л
(21)
Преобразуем (22) и получим:
s
ДРс.н +к2ДРм.н (1+а(«ср _75))
Л _ак2ДРм
мальный характер и позволяет оптимизировать режим (23) загрузки асинхронного электродвигателя в функции мощности на его валу.
Выражение (23) в номинальном режиме принимает
вид:
т„ =
ДРс.н +ДРм.н (1 +«Кр _75))
Л _аДР
откуда
Л =
ДРс.н + ДРм.н (1 + а(«ср _ 75)) + атнДРм
(24)
(25)
Вт
1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000
Подставляем (25) в (24) и получаем
ДРс.н +к2ДРм.н (1 + _75)) = Тн ДРс.н + ДРм.н (1 + «К _ 75))_ атнк2ДРмн (к2 _ 1)
.(26)
Уравнение (26) в другом виде запишется таким способом:
а + к2 (1 + а(«ср _75)) Ту = Тна +1 + а(« ср _ 75)_атн (к2 _ 1).
Потери активной мощности в обмотках электродвигателя
Р = Р
Ей
(1 + а(ту +дсР _75)) к2. (28)
Таким образом, используя изложенную методику, возможно определение потерь активной энергии в электродвигателе с учетом роста сопротивления его обмоток в функции их температуры при нагревании.
6. Исследование потерь активной мощности в асинхронном электродвигателе в функции мощности на валу
Введем новое понятие - коэффициент потерь активной мощности в электродвигателе, под которым будем понимать отношение потерь активной мощности в электродвигателе к активной мощности на его валу:
ДР
(27)
Рис. 3. Зависимость коэффициента потерь в асинхронном электродвигателе в функции мощности на валу
Исследуем коэффициент потерь указанного электродвигателя с учетом роста сопротивления обмоток статора при нагревании и с учетом температуры окружающей среды. Полученную зависимость коэффициента потерь от активной мощности на валу электродвигателя типоразмера 4А100S2У3 представим на рис. 4.
Полученные результаты позволяют учитывать зависимости коэффициента потерь активной мощности в функции активной мощности на валу с учетом температуры окружающей среды.
кп
10 °с
20 °С
30 °С
40 °С
50 °С
Р2, Вт
Рис. 4. Зависимости коэффициента потерь активной мощности кп в функции активной мощности на валу Р2 при температурах окружающей среды: 10 °С, 20 °С, 30 °С, 40 °С, 50 °С.
7. Построение круговой диаграммы потерь мощности в асинхронном электродвигателе
(29) Запишем комплекс действующего значения силы
тока 1„ намагничивающего контура:
Проведем расчеты потерь активной мощности в электродвигателе типоразмера 4А100S2У3, результаты расчета покажем графически (рис. 3).
Анализ полученной зависимости коэффициента потерь активной мощности от активной мощности на валу показывает, что она носит нелинейный экстре-
10 = "
и
К +
Км • -К Км+X
-= Ре _
(30)
Комплекс полной мощности в намагничивающем контуре, приняв уи=0:
н
2
§ 0 = 1} ь = ш0еФ° = §0еФ°.
Получено уравнение круговой диаграммы комплекса полной мощности в основной ветви [1]:
§ '=-
§'
Я:
.1 - s
1+-
где
§ к = шке«,
(32)
(31) 8. Скольжение асинхронного электродвигателя в
функции эксплуатационных параметров
Таким образом, с помощью круговой диаграммы комплекса полной мощности §' можно найти переменные потери активной мощности в функции скольжения s.
В результате исследования [1] получены выражения скольжения асинхронного электродвигателя в функции коэффициента загрузки рабочей машины и кратностей прямой и обратной симметричных составляющих несимметричного напряжения.
Для привода рабочей машины с независимой меха-(33) нической характеристикой (х=0) найдено:
и - комплекс действующего значения напряжения, приняв уи=0,
I: =},
г
7' = + Я2' )2 +(х;+Х2' )2,
+ Я''
Ф: = ага^-
у = с
(34)
(35)
(36)
(37)
s- скольжение электродвигателя.
Построим круговую диаграмму на комплексной плоскости (рис. 5).
:тт ш„:Т1 ^
(38)
Для привода рабочей машины с линейно-возрастающей механической характеристикой (х=1) найдено:
(39)
+ к3- ш„
Для привода рабочей машины с параболической механической характеристикой (х=2) найдено:
-Ь ±у1 Ь2 - 4ас
2а
(40)
где
а = кз- ш0,
Ь = -2(кз-1
ки,
'н ки2
(41)
, (42)
Рис. 5. Круговая диаграмма потерь мощности в асинхронном электродвигателе
Предложенная круговая диаграмма потерь мощности в асинхронном электродвигателе позволяет находить потери активной мощности в функции скольжения электродвигателя.
с = т0(1-8н)2 + (к3-т0). (43)
Предложенные зависимости скольжения электродвигателя учитывают ряд эксплуатационных параметров: коэффициента перегрузки, кратности напряжения симметричных составляющих прямой и обратной последовательности.
7. Выводы
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Предложена усовершенствованная схема замещения асинхронного электродвигателя с короткозамкну-тым ротором с учетом потерь активной мощности в магнитопроводе на вихревые электрические токи и гистерезис;
:
2. Найдено выражение потерь активной мощности в обмотках электродвигателя с учетом нагревания обмоток и температуры окружающей среды;
3. Введено понятие коэффициента потерь активной мощности в электродвигателе как отношение потерь активной мощности в электродвигателе к активной мощности на его валу;
4. Исследована зависимость коэффициента потерь активной мощности (отношение потерь активной мощности в электродвигателе к активной мощности на валу) в функции развиваемой мощности на валу, позволяющая оптимизировать эксплуатационный режим работы электродвигателя;
5. Предложена круговая диаграмма потерь мощности в асинхронном электродвигателе в функции его скольжения.
Литература
1. Овчаров, В. В. Эксплуатационные режимы работы и непрерывная диагностика электрических машин в сельскохозяйственном производстве [Текст] / В. В. Овчаров. - Киев: УСХА, 1990. - 168 с.
2. Sun, D. S. Research on Voltage-Chopping and Energy-Saving Controlling Technology for Three-Phase AC Asynchronous Motor [Text] / D. S. Sun // Advanced Materials Research. - 2012. - Vol. 433-440. - Р. 1033-1037. doi: 10.4028/www.scientific.net/amr.433-440.1033
3. Hung, N. T. Optimization of Electric Energy in Three-Phase Induction Motor by Balancing of Torque and Flux Dependent Losses [Text] / N. T. Hung, N. C. Thien, T. P. Nguyen, V. S. Le, D. A. Tuan. - Lecture Notes in Electrical Engineering, 2014. - Р. 497-507. doi: 10.1007/978-3-642-41968-3_50
4. Grouni, S. Novel Loss Optimization in Induction Machines with Optimum Rotor Flux Control [Text] / S. Grouni, R. Ibtiouen, M. Kidouche, O. Touhami // International Journal of Systems Control. - 2010. - Vol. 1, Issue 4. - Р. 163-169.
5. Dhaoui, M. A New Method for Losses Minimization in IFOC Induction Motor Drives [Text] / M. Dhaoui, L. Sbita // International Journal of Systems Control. - 2010. - Vol. 1, Issue 2. - Р. 93-99.
6. Alssa, K. Vector Control Using Series Iron Loss Model of Induction Motors and Power Loss Minimization [Text] / K. Alssa, K. D. Eddine // World Acad. Sci., Eng., Technol. - 2009. - Vol. 52. - Р. 142-148.
7. Kosmodamianskii, A. S. Induction motor drives with minimal power losses [Text] / A. S. Kosmodamianskii, V. I. Vorob'ev, A. A. Pugachev // Russian Electrical Engineering. - 2012. - Vol. 83, Issue 12. - Р. 667-671. doi: 10.3103/s1068371212120073
8. Yang, Y. Improvement of Electric Submersible Pump in High Temperature [Text] / Y. Yang // China Science and Technology Fortune. - 2010.
9. Островский, А. В. Безитерационная методика определения параметров схемы замещения асинхронного электродвигателя [Текст] / А. В. Островський // Пращ тавршського державного агротехнолопчного ушверситету. - 2012. - Вип. 12. Т. 2. -С. 66-72.
10. Овчаров, С. В. Пути снижения энергозатрат в мобильных агрегатах [Текст] / С. В. Овчаров, А. Ю. Вовк // Пращ тавршського державного агротехнолопчного ушверситету. - 2013. - Вип. 13. Т. 4. - С. 21-26.