Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИКИ АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛ В ОБЛАСТИ ПРОПАГАНДЫ АНТИРАСИЗМА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИКИ АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛ В ОБЛАСТИ ПРОПАГАНДЫ АНТИРАСИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В США / ПРОПАГАНДА АНТИРАСИЗМА / ИДЕОЛОГИЯ РАСОВОЙ СЛЕПОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Ольга Евгеньевна

Американское общество начала XXI в. проявляет себя как довольно консервативное в вопросах расовой дискриминации, что демонстрируется в широкомасштабных антирасистских протестах. Автор статьи ставит целью рассмотреть роль школьного образования в формировании такого современного общества, которое избегает говорить о расизме и игнорирует наличие проблем, связанных с расовыми различиями. Изучены сайты ряда общеобразовательных школ США с целью выявить, декларируют ли они применение в школе каких-либо мер по пропаганде антирасизма. Показано, что более 2/3 школ не заявляют о ведущейся в этом направлении работе. Выявлены формы, средства и методы антирасистской работы тех учебных заведений, которые размещают на сайте информацию по борьбе с расизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF AMERICAN SCHOOL POLICY IN PROMOTING ANTI-RACISM

The American society at the beginning of the 21st century acts as rather conservative in terms of racial bias, which is demonstrated in large-scale anti-racist protests. The author aims to consider the role that school education plays in building the modern society that avoids race talks and ignores the existence of problems connected with race differences. Websites of a number of schools in the United States were studied in order to reveal whether they claim taking any measures to promote anti-racism. It is shown that more than two-thirds of the schools do not declare carrying out any work in this field. The forms, means and methods of anti-racist work of those educational institutions that post information on the fight against racism on the site are revealed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИКИ АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛ В ОБЛАСТИ ПРОПАГАНДЫ АНТИРАСИЗМА»

УДК 37.014.7 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-35-201-204

Науч. спец. 5.8.1

Ольга Евгеньевна Савельева

Смоленский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Смоленск, Россия e-mail: [email protected]

Исследование политики американских школ в области пропаганды антирасизма

Аннотация. Американское общество начала XXI в. проявляет себя как довольно консервативное в вопросах расовой дискриминации, что демонстрируется в широкомасштабных антирасистских протестах. Автор статьи ставит целью рассмотреть роль школьного образования в формировании такого современного общества, которое избегает говорить о расизме и игнорирует наличие проблем, связанных с расовыми различиями. Изучены сайты ряда общеобразовательных школ США с целью выявить, декларируют ли они применение в школе каких-либо мер по пропаганде антирасизма. Показано, что более 2/3 школ не заявляют о ведущейся в этом направлении работе. Выявлены формы, средства и методы антирасистской работы тех учебных заведений, которые размещают на сайте информацию по борьбе с расизмом.

Ключевые слова: американское школьное образование, гражданское воспитание в США, пропаганда антирасизма, идеология расовой слепоты.

Olga E. Savelyeva

Smolensk State University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of English Language, Smolensk, Russia e-mail: [email protected]

Study of American School Policy in Promoting Anti-racism

Abstract. The American society at the beginning of the 21st century acts as rather conservative in terms of racial bias, which is demonstrated in large-scale anti-racist protests. The author aims to consider the role that school education plays in building the modern society that avoids race talks and ignores the existence of problems connected with race differences. Websites of a number of schools in the United States were studied in order to reveal whether they claim taking any measures to promote anti-racism. It is shown that more than two-thirds of the schools do not declare carrying out any work in this field. The forms, means and methods of anti-racist work of those educational institutions that post information on the fight against racism on the site are revealed.

Keywords: American school education, civic education in US, promotion of anti-racism, colourblind racial ideology.

Введение (Introduction)

Первые десятилетия XXI в. в Соединенных Штатах Америки ознаменовались рядом громких протестных акций. Самой значительной из них была антирасистская кампания движения Black Lives Matter, выразившаяся в ряде шествий, митингов и пикетов. Как правило, для инициирования такой масштабной реакции общественности нужны накопленные за некоторый период времени противоречия. В данной ситуации триггерным оказалось противоречие между присущей американцам высокой степенью гражданской активности и консервативностью общества в вопросах, касающихся расизма.

Одну из ключевых ролей в формировании общества играет обучение и воспитание молодого поколения. В этой связи актуальным представляется изучать влияние общеобразовательных школ на те или иные социальные процессы. В данной статье мы имеем целью проанализировать, сущес-

твует ли корреляция между учебно-воспитательными реалиями и идеологическим состоянием социума и как именно школьная политика в США влияет на отношение современного американского общества к вопросам расизма.

Литературный обзор (Literature Review)

Мы исходим из той позиции, что современное американское общество в основной массе является консервативным в своем отношении к расовой сегрегации. Многие современные американские авторы уже давно в своих работах поднимают вопрос о новой форме расизма, неявно существующего в американском обществе рубежа XX-XXI вв. Э. Бонилла-Силва [1], а также Дж. Фейгин [2] стоят у истоков термина «структурный (системный) расизм». Такая форма расизма проистекает из популярной в конце XX в. политики «расовой слепоты» (colorblind racial ideology). Суть структурного расизма состоит в том, что, декларируя свое неразгра-

© Савельева О. В., 2022

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 2 (35), с. 201-204. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 2 (35), pp. 201-204.

ничение людей по расе, белое население США отстраняет себя от всех проблем, которые касаются расовой дискриминации. Между тем, Дж. Фейгин совместно с Л. Пикка собрали множество свидетельств того, что такие проблемы существуют и в наше время [3]. М. Оливер и Т. Шапиро доказывают в своей работе, что, несмотря на идеологию меритокра-тии, афроамериканское население находится в заведомо более бедном материальном положении, чем белое население ввиду ряда непреодолимых факторов [4]. Р. ДиАнже-ло приводит факты о том, что, несмотря на признание себя «нерасистами», белокожие граждане избегают селиться в районах с высоким процентом чернокожего населения [5]. Обсуждая вопросы свободного ношения оружия, Дж. Метцл подчеркивает, что, тогда как белые мужчины с оружием воспринимаются обществом как защитники и оплот порядка, вооруженное чернокожее население вызывает у граждан страх и провоцирует вызов полиции [6].

Такое положение дел вызвало появление ряда работ, по большей части чернокожих авторов (но не только), разрабатывающих понятие «антирасизма» в противовес термину «нерасизм» (non-racism). Таким автором, например, стала К. Флеминг, подчеркивающая, что «разговоры "о расе"», целиком основанные на невежестве, на самом деле только вредны» [7], а также И. Кенди [8] и Л. Ф. Саад [9], доказывающие позицию о том, что политика бездействия и отстранения («нерасизм») является не меньшим проявлением расизма, чем откровенное высказывание расистских взглядов. Эти авторы призывают, прежде всего, к признанию существующего в современном американском обществе привилегированного положения белого населения, а также к принятию активных мер по решению проблем расовой дискриминации. То есть проводится четкая разница между приверженцами популярной теории «расовой слепоты» («нерасистами») и активными борцами за права расовых меньшинств и межкультурное просвещение («антирасистами»).

Методы (Methods)

В своей статье на примере общеобразовательных школ мы рассмотрим вопрос о том, склоняется ли сейчас американское общество в сторону осознания расовых проблем и борьбы с факторами расовой дискриминации либо находится под влиянием политики «расовой слепоты» и игнорирования вопросов учета расового разнообразия. Поскольку наличие широкомасштабных антирасистских выступлений в США свидетельствует о том, что межрасовые проблемы существуют, и, следовательно, что консервативная склонность американского социума к расовой сегрегации всё еще проявляет себя, мы вполне можем предположить, что школьная политика не стала исключением. Более того, поскольку именно школа стоит у истоков формирования юных граждан, от ее внутренних процессов в большой степени зависит, каким быть обществу в дальнейшем.

Доказав или опровергнув идею о том, что общественные процессы отражают процессы, происходящие в учебно-воспитательной системе, мы сможем сделать вывод о возможности влиять на социум, реформируя реалии образования (в частности, школьного).

Задача исследования, прежде всего, состоит в том, чтобы изучить веб-сайты ряда американских общеобразовательных школ (по большей части государственных) на предмет того, заявлены ли в них программы по расовому просвещению школьников или любое другое активное содействие антирасистской политике. Кроме того, мы проанализируем, какие конкретно формы, средства и методы используются в школах для пропаганды антирасизма.

В ходе выборки мы изучили сайты шестидесяти трех американских школ (среди них школы и младшей, и средней, и старшей ступени) в штатах Нью-Йорк, Аризона, Пенсильвания и Флорида.

Прежде всего все изученные школы мы наглядно представим в таблице, разделив их на те, которые так или иначе декларируют на своем сайте содействие антирасизму (+), и те, на сайтах которых не содержится какой-либо информации о наличии у школы антирасистских программ (-) (табл.).

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

По данным таблицы, есть ряд американских школ, которые в настоящий момент (дата обращения к сайтам школ: 03.01.2022) так или иначе заявляют о ведущейся у них работе по пропаганде среди школьников политики антирасизма. В то же время очевидно, что процент таких школ невысок (30,2 %) и подавляющее большинство образовательных учреждений, попавших в выборку, никак не декларируют какую-либо работу по внедрению в свою повестку вопросов, связанных с расовой дискриминацией (69,8 %).

Таким образом, анализ показывает, что политика более 2/3 исследованных американских школ точно отражает консервативную тенденцию американского общества в отношении расовых вопросов: педагоги и руководство придерживаются идеологии «расовой слепоты», предполагающей неделение людей по расовому признаку, избегание обсуждений расовых тем, что ведет к отрицанию наличия каких-либо проблем дискриминации и поддержанию статус-кво, который, по свидетельству уже упомянутых нами авторов, не благополучен с точки зрения структурного расизма. Такой вывод тесно коррелируется с наблюдаемыми нами в начале XXI в. общественными явлениями в США, где в новостях регулярно освещаются случаи безосновательных убийств полицейскими чернокожих граждан [10], что служит доказательством наличия проявлений расовой дискриминации.

Между тем в общество, в том числе и в школьное образование, уже начинает постепенно внедряться идея о целенаправленной работе по формированию расового сознания (race consciousness), просвещению по вопросам дискриминации и учету поликультурности в обучении (multicultural education). Возможно сейчас мы наблюдаем переходный период в американской педагогике, когда одна идеологическая парадигма сменяется новой, более прогрессивной.

Рассмотрим, какие формы принимает антирасистская работа, о наличии которой на своих сайтах заявили 30,2 % исследованных нами образовательных учреждений:

1) создание в школе комитета по этнокультурным различиям (Diversity Committee или The Equity & Diversity Team), состоящего из педагогов и родителей, в задачи которого входит разработка планов и мер поддержки этнокультурного

- +

Macclenny Elementary School P. S. 001 The Bergen — K001

P. S. 034 Franklin D. Roosevelt — M034 The Emily Warren Roebling School — K008

P. S. 030 Hernandez/Hughes — M030 P. S. 016 Leonard Dunkly — K016

P. S. 020 Anna Silver — M020 P. S. 020 Clinton Hill — K020

P. S. 19 Asher Levy Elementary School P. S. 023 Carter G. Woodson — K023

Norma Adams Clemons Academy — K006 P. S. /I.S. 30 Mary White Ovington — K030

P. S. 007K Abraham Lincoln School P. S. 032 Samuel Mills Sprole — K032

P. S. 9 The Sarah Smith Garnet School P. S. 034 Oliver H. Perry — K034

Magnet School of Math, Science and Design Technology — K010 J. H.S. 050 John D. Wells — K050

P. S. 011 The Purvis J. Behan Elementary School M. S. 51 William Alexander — K051

Dr. Jacqueline Peek-Davis Elementary School — K012 P. S. K053 Brooklyn

P. S. 013 Roberto Clemente P. S. 058 The Carroll — K058

Shell Bank Junior High School — K014 P. S. 003 Charrette School - M003

P. S. 015 Patrick F. Daly School P. S. 007 Samuel Stern — M007

P. S. 017 Henry D. Woodworth — K017 P. S. 011 William T Harris — M011

P. S. 18 Edward Bush — K018 Upper St. Clair School District

P. S. 021 Crispus Attucks Elementary School — K021 Lower Moreland Township School District

P. S. 024 — K024 Brooklyn Mt. Lebanon School District

P. S. 026 The Jesse Owens School Solebury School

P. S. 029 John M. Harrigan — K029

P. S. 031 Samuel F. Dupont — K031

P. S. 36 — K036 Brooklyn

Beginning with Children Charter School II — K037

P. S. 046 Edward C. Blum — K046

P. S. 048 Mapleton — K048

P. S. 054 Samuel C. Barnes — K054

P. S. 056 Lewis Latimer — K056

Whitelaw Reid Academy of Arts and Business — K057

P. S. 001 Alfred E. Smith — M001

P. S. 008 Luis Belliard — M008

P. S. 009 Sarah Anderson — M009

TAG Young Scholars — M012

P. S. 035 Manhattan High School

River East Elementary — M037

P. S. 040 Augustus Saint-Gaudens — M040

Mesa Public Schools

University High School (Tucson)

Chandler Unified School District

North Allegheny School District

Unionville High School

Palmyra Area School District

Owen J. Roberts School District

Carr Elementary & Middle School

Gadsden County High School

разнообразия в школе и ближайшем сообществе: проведение мероприятий, бесед и т. п.;

2) поддержание связей и сотрудничества с соответствующими центрами, например с Центром по вопросам культуры, расы и равенства (Center on Culture, Race & Equity);

3) создание или участие в фондах, поддерживающих этнокультурное многообразие, например PTA's Diversity, Equity and Inclusion Fund (https://www.ps20.org/news-blog/2021/5/26/june-11-5k-for-ps-20?rq=diversity);

4) проведение мероприятий, связанных с культурами национальных меньшинств (Black History Month, Hispanic Heritage, AAPI Heritage и др.);

5) учет культурных особенностей при планировании уроков (culturally responsive education);

6) размещение на своем сайте ссылок на широкий спектр информационных ресурсов или книг на тему расизма (например, https://www.ps34pta.org/listen-learn-racism-prejudice);

7) участие школы в профилактических программах No Place for Hate (https://noplaceforhate.org), инициированных Антидиффамационной лигой (Anti-Defamation League);

8) публикация на сайте биографий людей, приложивших большие усилия по преодолению расовой дискриминации и сегрегации (например, https://www.themarywhiteovingtonsc hool.org/social-justice);

9) проведение ежемесячных бесед с родителями и учащимися на тему противостояния расовой дискриминации (например, https://www.ps58brooklyn.org/learning-student-support/diversity-at-58).

В некоторых школах, которые не заявляют на своих сайтах о какой-либо систематической работе по пропаганде антирасистской политики, фрагментарно на родительских собраниях (PTA или SLT meetings) тоже могут подниматься темы расового просвещения (например, https://www. ps19school.com).

Заключение (Conclusion)

Отметим, что результаты нашего исследования могут свидетельствовать о следующем:

1. В подавляющем процентном большинстве современные американские школы придерживаются политики отстранения от расовых вопросов и не декларируют внедрение в свою работу мер, направленных на пропаганду антирасизма, преодоление расовой дискриминации и межкультурное просвещение. Такое положение дел, с одной стороны, оправдано идеологией меритократии, постулирующей равенство возможностей для всех людей независимо от расы и других характеристик. С другой стороны, в условиях существования скрытых, неявных проявлений структурного расизма в современных США (о чём свидетельствуют упомянутые нами американские авторы) такая политика школ создает пассивность общества перед фактами расовой дискриминации и затрудняет информирование граждан по вопросам межрасового общения и внедрение поликультурного компонента в образование. В результате такая политика школ один из факторов, косвенно способствующий проявлению различного рода случаев расовой дискриминации и сегрегации, приведших в конечном итоге к массовым протестам.

2. Постепенно происходит пересмотр ценностей идеологии «расовой слепоты»: осознается необходимость говорить и глубоко изучать вопросы, связанные с современным расизмом. В некоторых образовательных учреждениях руководство осознает важность целенаправленной политики по формированию у учащихся активной гражданской позиции, направленной на борьбу с расовой дискриминацией. Однако на данный момент такая работа

ведется лишь сравнительно небольшим процентом школ (30,2 %).

Выводы нашей работы могут использоваться в дальнейших более подробных исследованиях причин и факторов антирасистской протестной деятельности в США, в системном изучении американского школьного образования, а также для компаративных анализов процессов, происходящих в школьном образовании различных стран.

Библиографический список

1. Bonilla-Silva E. Racism Without Racists: Color-Blind Racism and the Persistence of Racial Inequality in America. 4th ed. Lanham : Rowman & Littlefield Publishers, 2013. 384 p.

2. Feagin J. Racist America: Roots, Current Realities, and Future Reparations. 3rd ed. New York : Routledge, 2014. 392 p.

3. Picca L., Feagin J. Two-Faced Racism: Whites in the Backstage and Frontstage. New York : Taylor and Francis, 2007. 284 p.

4. Oliver M., Shapiro Th. Black Wealth/White Wealth: A New Perspective on Racial Inequality. 2nd ed. New York : Routledge, 2006. 360 p.

5. DiAngelo R. White Fragility: Why It's So Hard for White People to Talk About Racism. Boston : Beacon Press, 2018. 192 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Metzl J. Dying of Whiteness: How the Politics of Racial Resentment Is Killing America's Heartland. New York : Basic Books, 2019. 352 p.

7. Fleming C. How to Be Less Stupid About Race: On Racism, White Supremacy, and the Racial Divide. Boston : Beacon Press, 2018. 240 p.

8. Kendi I. How to Be an Antiracist. New York : One World, 2019. 305 p.

9. Saad L. Me and White Supremacy Combat Racism, Change the World, and Become a Good Ancestor. Naperville : Sourcebooks, 2020. 256 p.

10. Pilkington E. Police killings of Black Americans amount to crimes against humanity, international inquiry finds // The Guardian : [сайт]. 2021. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2021/apr/26/us-police-killings-black-americans-crimes-against-humanity (дата обращения: 30.12.2021).

References

Bonilla-Silva E. (2013) Racism Without Racists: Color-Blind Racism and the Persistence of Racial Inequality in America. 4th ed. Lanham, Rowman & Littlefield Publishers, 384 p. (in English)

DiAngelo R. (2018) White Fragility: Why It's So Hard for White People to Talk About Racism. Boston, Beacon Press, 192 p. (in English)

Feagin J. (2014) Racist America: Roots, Current Realities, and Future Reparations. 3rd ed. New York, Routledge Publ., 392 p. (in English)

Fleming C. (2018) How to Be Less Stupid About Race: On Racism, White Supremacy, and the Racial Divide. Boston, Beacon Press, 240 p. (in English)

Kendi I. (2019) How to Be an Antiracist. New York, One World Publ., 305 p. (in English)

Metzl J. (2019) Dying of Whiteness: How the Politics of Racial Resentment Is Killing America's Heartland. New York, Basic Books Publ., 352 p. (in English)

Oliver M., Shapiro Th. (2006) Black Wealth/White Wealth: A New Perspective on Racial Inequality. 2nd ed. New York, Routledge Publ., 360 p. (in English)

Picca L., Feagin J. (2007) Two-Faced Racism: Whites in the Backstage and Frontstage. New York, Taylor and Francis Publ., 284 p. (in English)

Pilkington E. (2021) Police Killings of Black Americans Amount to Crimes Against Humanity, international inquiry Finds, The Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/us-news/2021/apr/26/us-police-killings-black-americans-crimes-against-humanity (accessed: 30.12.2021). (in English)

Saad L. (2020) Me and White Supremacy Combat Racism, Change the World, and Become a Good Ancestor. Naperville, Sourcebooks Publ., 256 p. (in English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.