DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.2.100
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ТЕМНОКОЖИЕ В СОВРЕМЕННОМ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Научная статья
Лискович А.А.*
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
* Корреспондирующий автор (anneli.tr[at]yandex.ru)
Аннотация
В данной статье рассматривается лексическая репрезентация общественного мнения и социоэтнических стереотипов на материале статей и комментариев в Интернет-СМИ. В 2020 году произошло знаковое событие: трагическая гибель чернокожего американца Дж. Флойда при задержании полицией за мелкое преступление. Это вызвало волну протестов по всей стране. Протестующие выступают против расизма и избирательного отношения полиции к белым и чернокожим гражданам Америки. Однако существует мнение, что роль расы в вопросе социального положения темнокожих сильно изменилась со времён деколонизации и введения законов о запрете расовой сегрегации в США. В данной статье мы исследуем лексическую репрезентацию на материале статей Интернет-СМИ и комментариев к ним.
Ключевые слова: лексика, общественное мнение, социоэтнические стереотипы, расовая сегрегация, расизм.
LEXICAL REPRESENTATION OF PUBLIC OPINION: AFRICAN AMERICANS IN THE MODERN MULTICULTURAL SPACE
Research article
Liskovich A.A.*
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia * Corresponding author (anneli.tr[at]yandex.ru)
Abstract
This article examines the lexical representation of public opinion and socioethnic stereotypes based on articles and comments in online media. In 2020, a landmark event took place: the tragic death of an African American, George Floyd during the arrest by the police for petty crime. This event sparked a wave of protests across the United States of America. The protesters oppose racism and the selective treatment of white and black American citizens by the police. However, it is believed that the role of race in the issue of the social status of African Americans has changed greatly since the days of decolonization and the introduction of laws prohibiting racial segregation in the United States. The current study attempts to examine the lexical representation based on the material of online news media articles and their comment sections.
Keywords: vocabulary, public opinion, socioethnic stereotypes, racial segregation, racism.
1 января отмечается 157 юбилей освобождения чернокожих рабов в Америке, декларацию об освобождении подписал А. Линкольн [2, С. 97]. Однако большая часть законов, запрещающих расовую сегрегацию в США, вышла в середине ХХ века, а реализация этих законов была постепенной [5, C. 69]. Это создаёт почву для сильной эмоциональной реакции в случае современных конфликтов, которые могут быть интерпретированы как конфликты на почве расизма. Протесты переросли в массовые беспорядки. Многие граждане США считают, что действия полиции были чрезмерными, так как Дж. Флойд не совершал тяжкого преступления, а жёсткое задержание произошло только по той причине, что Дж. Флойд - чернокожий. Также в сети Интернет есть видео, подтверждающие, что задерживаемый несколько раз предупредил полицейских о том, что задыхается. Они проигнорировали его слова.
Э. Л. Нитобург отмечает, что расизм, как и любой другой исторический феномен, не статичен, он трансформируется. Он может вести к комплексу неполноценности какой-либо социально-этнической группы [5, C. 69]. Согласно М. Клэр и Дж. Дэннису, существует социальное разделение по принципу расы и этнического происхождения, которое является следствием реализации тех или иных политических интересов [8]. Соответствующие взгляды, связанные с расизмом и расовой (этнической) принадлежностью людей, находят свое воплощение в этнических стереотипах. А. П. Миньяр-Белоручева и М. Е. Покровская отмечают, что этнический стереотип — это форма стереотипа, выраженного в культурной традиции и ориентированного в прошлое [3, C. 53]. Иными словами, этнические стереотипы - это исторически обусловленная разновидность стереотипов культурных, под которыми, как указывают Р. Д. Эшмор, Ф. К. Дель Бока, могут пониматься «всеми принимаемые и общие для всех представителей данной культуры паттерны представлений и убеждений» (цит. по: [4, C. 21]). Как отмечает О. П. Кузнецов, разделяемые членами того или иного общества стереотипы (также называемые социальными) - это правила или последовательности правил, используемые не потому, что их истинность доказана, а в силу того, что они по тем или иным причинам закрепились в памяти. Они могут быть восприняты из опыта других («все так думают») или закрепиться в результате успешного опыта социального взаимодействия того или иного человека [1, С. 271]. При этом Т. П. Третьякова указывает, что за стереотипами всегда скрываются наборы клише, устоявшихся выражений, обобщённые стандартизированные схемы речевого поведения, имеющие определённую устойчивость [6, С. 201].
Согласно П. Спунли, с 1940-х годов произошли серьёзные изменения в понимании роли расового происхождения для социального положения человека в обществе. Этому способствовал процесс деколонизации [9, C. 15]. Официальная позиция властей Великобритании и Америки сменилась на резкое осуждение расовой сегрегации в обществе, темнокожие получили множество возможностей для социального роста и профессиональной реализации.
В 2020 году в прессе появились статьи, которые освещают последние события, связанные с протестами в Америке. Целью данной статьи является выявление особенностей лексической репрезентации общественного мнения
0 взаимоотношениях темнокожего населения США с обществом на материале интернет-СМИ и комментариев пользователей в связи с протестами после убийства Джорджа Флойда в 2020 году. Были рассмотрены 2 статьи из американских газет Bloomberg и New York Times, а также около 250 доступных комментариев к ним.
Текст статьи «Anger Is Right. Rioting Is Wrong» написан редакцией издательства Bloomberg, она доступна на сайте Bloomberg Opinion, где читатели могут высказывать собственное мнение об описываемых событиях [7]. Вторая статья «What Students Are Saying About the George Floyd Protests» посвящена интервью со студентами, которые делятся своим мнением о происходящем [10].
Большую часть рассмотренных комментариев можно разделить на 3 группы:
* комментарии о согласии/несогласии с позицией автора инициирующего текста, при этом пользователи могут воздерживаться от комментариев, касающихся проблем расизма;
* комментарии, где пользователи указывают только на проблему расизма в современном американском обществе безотносительно позиции автора инициирующего текста;
* комментарии, которые указывают на отсутствие проблем расизма, препятствующих взаимопониманию представителей различных этнических групп США.
Первая группа комментариев насчитывает около половины собранного материала. Данные комментарии различаются наличием вербальных маркеров, в явной форме отсылающих нас к исходным сообщениям. На связь сообщения пишущего с предыдущим текстом могут указывать местоимения that/this, обращения к авторам (Editors), фразы, демонстрирующие апелляцию к мнению автора (well said), повторы мыслей, высказанных в статье (as much as the anger is justified). Таким образом, в сообщениях отчетливо прослеживается траектория от мнения инициатора диалога к собственным мыслям и идеям комментатора, что позволяет представить как согласие, так и возражение в форме логического умозаключения, смягчив категоричность высказывания. Например: «There is so much wrong with this. Yeah, wouldn't it be great if peaceful protest actually changed something. But it doesn't. Cops keep murdering black people, mostly with impunity. So basta on the peaceful protesting...»
Вторая группа комментариев более малочисленна, насчитывает менее половины рассмотренных сообщений, и в большей степени представлена в New York Times (что, вероятно, отчасти связано с особенностями исходной статьи, представляющей собой набор сообщений от разных людей). Связь данных комментариев со статьями представлена эксплицитно (например, через обращение к тому же тезису, который обсуждается автором статьи), и соответствующие сообщения в целом звучат более категорично. Например: «The killing of George Floyd sparked outrage across the nation. Yet another innocent, unarmed black man was senselessly killed. <.> I am a white female therefore
1 will never go through what that of a black male has to. I will never understand however I stand. I don't get why black men are profiled and killed day after day. I don't see how people can justify killing another».
В целом, анализ комментариев показал, что большинство людей, отстаивая свою позицию в отношении расизма и беспорядков в США после убийства Джорджа Флойда в 2020 году, не игнорируют аргументы и позицию противной стороны, т. е. на языковом уровне в той или иной степени прослеживается готовность к продуктивному обсуждению соответствующих проблем. Вместе с тем обе группы рассмотренных комментариев, а также соответствующие статьи обращают внимание на наличие проблемы расизма, причем в большей части проанализированного материала расизм отчетливо критикуется как со стороны темнокожих, так и белокожих людей. При этом на лингвистическом уровне тема расизма раскрывается через противопоставление стереотипированного образа «Себя» сквозь призму доминантного положения стереотипизированного «Другого». Например: «That's easy for whites to say. "We just had some meaningful prison reform." Yes, after 25 years. So it is easy for whites, whose rights are not being violated, to say "be patient." Think about that, we expect blacks to accept institutional racism under the guise that it takes whites a really long time to come to grips with our racism.» Данный комментарий к статье на сайте Bloomberg Opinion, судя по всему, был написан чернокожим человеком, который прожил в США много лет. Здесь прослеживаются стереотипы как о чернокожем населении, так и о белых. Есть словосочетание «institutional racism», которое в том числе относится к стереотипу о полиции, которая подходит к вопросу применения силы при задержании избирательно (развитие стереотипа о расовой сегрегации). Также в комментарии пользователя представлен стереотип о том, что белое население имеет свои привилегии.
В указанном материале «Я» воспринимается как угнетаемый, обижаемый человек, который подвергается насилию со стороны беспощадных завоевателей и разрушителей «Других». В комментариях к статьям «Я» описывается как человек незащищенный, что маркируется частым употреблением слова victim (we might be victims anytime, victims of this brutality), и невинный, что маркируется частым употреблением слова innocent (lynches an innocent black; innocent black man, woman, or child). В то же время «звериная» натура «Других» раскрывается не путем прямого указания их качеств, а через описание отношения «Других» к «Я». Стереотипные представления о взаимоотношениях указанных двух групп описывают текущие отношения между группами как закрепившиеся, неизменные, маркерами чего выступают такие часто используемые прилагательные, как institutional и systemic (в словосочетаниях institutional racism, systemic racism, systemic discrimination, systemic racial issues). Например, следующий комментатор не согласен с позицией редакции, утверждая, что она поддерживает «систематический расизм»: «Wow! that's just an excellently written justification for systemic racism! good job! you need a pat on the back for that...». В то же время в сообщении студентки из Нью-Йорка, которая говорит о том, что для чернокожего населения никогда не было мирного времени в США в связи с расизмом, можно обнаружить целый набор стереотипизированных представлений об угнетении «Я» со стороны «Других»: «There has never been a point in time in this country's history where African Americans were not being racially profiled and abused. From slavery, to lynch mobs, to police brutality, black people have always been faced with unbelievable challenges. Protests and riots all over America are being held because George Floyd was the tipping point of a long string of murders due to systemic racism».
Отношение белых американцев к цветным ассоциируется с безапелляционной жесткостью, предвзятостью и насилием, что наглядно демонстрирует часто встречающиеся в комментариях глагол to lynch и однокоренные к нему слова (policemen that lynches an innocent black, lynch mobs, 400 years of slavery and lynching, lynching in their own home). Идею исключительного насилия белых людей над цветными подчеркивают слова violence/violent/violently (violence is by blacks on whites, police violence, violent actions toward people of color, police are violently reacting), excessive (white person suffer excessive force), brutality (police brutality). При этом присутствует ощущение, что белые относятся к цветным не как к равным себе, что находит свое отражение в частом употреблении таких слов, как abuse (to purposely abuse black lives, we let the abuse continue), injustice (injustice to discriminate people based on color; we are seeing injustice and racism), unfair (unfair treatment to the black citizens; unfair and disgusting cops), superiority (white superiority), inequality (inequality between majority and minority), supremacy (white supremacy), privilege / privileged (white privilege, privileged are going to turn on the protesters). Сложившееся положение дел по отношению к темнокожему населению США воспринимается как «неправильное», маркерами чего являются такие часто употребляемые слова, как flawed (policing system is flawed) и corrupt (killed because of the corrupt system). При этом неизменчивость указанного положения дел нередко подчеркивается за счет апелляции к сходным событиям и несправедливой истории. Например, с этой целью студентка из штата Нью - Йорк перечисляет известных ей чернокожих людей, погибших при задержании, данные события она называет преступными, расистскими: «[P]eople are saying that so many people are protesting for George Floyd. And yes in a sense we are. But this is the tip of the iceberg. We're not just upset about George. We're mad about Breonna Taylor, Sandra Bland, Tamir Rice, Jamarion Robinson, Tony McDade, Eric Garner. I could sit here for hours typing the names of people that police and racist wrongly killed ...» В то же время житель из Северной Каролины ссылается на те события, которые происходили до отмены законов о расовой сегрегации в США, высказываясь следующим образом: «I saw a picture of a sign that said "This is about something that happened a long time ago that continues to affect us today" and I think that speaks volumes».
Третья группа комментариев (в которых указывается на отсутствие проблем расизма, препятствующих взаимопониманию представителей различных этнических групп) оказалась самой малочисленной - около 7 комментариев. Отличительной особенностью данного материла является практически полное отсутствие стереотипизированных представлений о расизме. Примером может послужить комментарий к статье на сайте Bloomberg Opinion о том, что в США существенное напряжение между представителями различных рас в реальной жизни не всегда имеет место, в пользу чего приводится факт, относящийся к прошлому: «I was a kid, riding a bus, during desegregation. It was bad. They closed the black school on the east side of town, and scattered those kids around all the other schools. They were scared of us, and we were scared of them. Lotta fights, in elementary school if you can believe that. After a couple years we were all buds. Played football and ran track with those boys. We were young enough, once we got to know each other, to not really care about race».
Таким образом, на основании проведённого анализа можно сделать вывод, что общественное мнение в связи с протестами в США после убийства Джорджа Флойда в 2020 году на уровне использования различных языковых средств находит свое выражение преимущественно в демонстрации средствами языка стереотипных представлений о расизме и взаимоотношениях чернокожего и белого населения США и негативного отношения к указанным явлениям. Иными словами, есть основания полагать, что тема расизма в современном сознании граждан США чрезвычайно стереотипизирована, хотя многие люди, обсуждая ее, избегают максимальной категоричности высказываний, а некоторые и вовсе отказываются от стереотипных представлений, связанных с расизмом. Демонстрируемые людьми соответствующие социально-этнические стереотипы преимущественно описывают взаимоотношения «Я» и «Другого», в том числе актуальными являются стереотипы о: привилегированном положении белого населения; угнетаемом положении чернокожего населения; избирательном подходе полиции к выбору тактики задержания в зависимости от расы (в результате чего жертвами полиции часто становятся именно чернокожие люди); системном, институциональном и исторически неизменном расизме по отношению к темнокожим жителям США. Современные стереотипные представления о взаимоотношениях темнокожего населения США с окружающей средой/обществом находят свое выражение на уровне отбора и использования специфических лексических единиц. Все три группы комментариев носили антирасистский характер. Возможно, в будущем данные стереотипы подвергнутся изменениям, что может быть материалом для дальнейших исследований в свете актуальных событий современности.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Кузнецов О. П. Формальный подход к понятию «знание» и проблема моделирования различных типов знания / О. П. Кузнецов // Когнитивные исследования: сборник научных трудов / Под ред. В. Д. Соловьева, Т. В. Черниговской. - 2008. - Вып. 2. - С. 265-275.
2. Латов Ю. В. Новая экономическая история гражданской войны в Америке и ликвидации плантационного рабства / Ю. В. Латов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2004. - Т. 2. - № 1. -С. 97-116.
3. Миньяр-Белоручева А. П. Этнические стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные образы-персонификации и вербальные образы-антропонимы / А. П. Миньяр-Белоручева, М. Е. Покровская // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 1. - C. 52-65.
4. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения / Т. Нельсон. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 384 с.
5. Нитобург Э. Л. О некоторых аспектах расовой проблемы в США на рубеже XX-XXI веков / Э. Л. Нитобург // Новая и новейшая история. - 2008. - № 1. - С. 69-86.
6. Третьякова Т. П. О лингвистической интерпретации современных стереотипов / Т. П. Третьякова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 7. - № 1. - С. 201-208.
7. Anger Is Right. Rioting Is Wrong [Electronic resource] // Bloomberg. - 2020. - URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2020-05-31/protests-over-george-floyd-s-killing-are-right-rioting-is-wrong (accessed: 20.12.2020).
8. Clair M. Sociology of Racism / M. Clair, J. S. Denis // The International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences, 2nd edition. - Elsevier Ltd., 2015. - Vol. 19. - P. 857-863.
9. Spoonley P. Racism and Stereotypes / Paul Spoonley [Electronic resource] // The Palgrave Handbook of Ethnicity. -2019. - URL: https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-981-13-0242-8_36-1 (accessed: 20.12.2020).
10. What Students Are Saying About the George Floyd Protests [Electronic resource] // The New York Times. - 2020. -URL: https://clck.ru/TJYAD (accessed: 20.12.2020).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Kuznetsov O. P. Formal'nyy podkhod k ponyatiyu "znanie" i problema modelirovaniya razlichnykh tipov znaniya [Formal approach to the concept of "knowledge" and the problem of model creation for various types of knowledge] / O. P. Kuznetsov // Kognitivnye issledovaniya: sbornik nauchnykh trudov [Cognitive research: collection of research papers] / Edited by V. D. Solov'eva, T. V. Chernigovskaya. - 2008. - Issue 2. - P. 265-275. [in Russian]
2. Latov Yu. V. Novaya ekonomicheskaya istoriya grazhdanskoy voyny v Amerike i likvidatsii plantatsionnogo rabstva [New economic history of the American Civil War and the elimination of plantation slavery] / Yu. V. Latov // Ekonomicheskiy vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta [Economic bulletin of the Rostov State University]. - 2004. - V. 2. - No. 1. - P. 97-116. [in Russian]
3. Min'yar-Belorucheva A. P. Etnicheskie stereotipy v angloyazychnom prostranstve: vizual'nye obrazy-personifikatsii i verbal'nye obrazy-antroponimy [Ethnic stereotypes in the English-speaking world: visual images-personifications and verbal images-anthroponyms] / A. P. Min'yar-Belorucheva, M. E. Pokrovskaya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. [Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology]. - 2013. - No. 1. - P. 52-65. [in Russian]
4. Nelson T. Psikhologiya predubezhdeniy. Sekrety shablonov myshleniya, vospriyatiya i povedeniya [Psychology of prejudice. Secrets of patterns of thinking, perception and behavior] / T. Nelson. - Saint Petersburg: Praym-Evroznak, 2003. -384 p. [in Russian]
5. Nitoburg E. L. O nekotorykh aspektakh rasovoy problemy v SShA na rubezhe XX-XXI vekov [On some aspects of racial problems in the United States of America on the cusp of the XXth and XXIst centuries] / E. L. Nitoburg // Novaya i noveyshaya istoriya [New and current history]. - 2008. - No. 1. - P. 69-86. [in Russian]
6. Tret'yakova T. P. O lingvisticheskoy interpretatsii sovremennykh stereotipov [On linguistic interpretation of modern stereotypes] / T. P. Tret'yakova // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of Pushkin Leningrad State University]. - 2015. - V. 7. - No. 1. - P. 201-208. [in Russian]
7. Anger Is Right. Rioting Is Wrong [Electronic resource] // Bloomberg. - 2020. - URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2020-05-31/protests-over-george-floyd-s-killing-are-right-rioting-is-wrong (accessed: 20.12.2020).
8. Clair M. Sociology of Racism / M. Clair, J. S. Denis // The International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences, 2nd edition. - Elsevier Ltd., 2015. - Vol. 19. -- P. 857-863.
9. Spoonley P. Racism and Stereotypes / Paul Spoonley [Electronic resource] // The Palgrave Handbook of Ethnicity. -2019. - URL: https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-981-13-0242-8_36-1 (accessed: 20.12.2020).
10. What Students Are Saying About the George Floyd Protests [Electronic resource] // The New York Times. - 2020. -URL: https://clck.ru/TJYAD (accessed: 20.12.2020).