Научная статья на тему 'Исследование полей температуры газа на выходе из камер сгорания малоразмерных ГТД'

Исследование полей температуры газа на выходе из камер сгорания малоразмерных ГТД Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
780
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Абрашкин В. Ю.

В работе рассмотрены особенности формирования полей температуры газа для камер сгорания малоразмерных газотурбинных двигателей (ГТД). Разработана уточненная модель расчета коэффициента гидравлического сопротивления, представлены результаты по влиянию конструктивных параметров камеры сгорания на неравномерность температурного поля газового потока, предложены рекомендации по проектированию и доводке этого узла в малоразмерных ГТД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Абрашкин В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF GAS TEMPERATURE FIELDS AT THE OUTLET OF COMBUSTION CHAMBERS OF SMALL GAS TURBINE ENGINES

The paper analyses the peculiarities of gas temperature field formation for combustion chambers of small gas turbine engines. A more precise model for calculating hydraulic resistance coefficient has been developed. The results concerning the impact of combustion chamber design parameters on the nonuniformity of gas flow temperature field are presented. Recommendations for design and finishing of this unit in small gas turbine engines are given.

Текст научной работы на тему «Исследование полей температуры газа на выходе из камер сгорания малоразмерных ГТД»

УДК 621.43-224.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ГАЗА НА ВЫХОДЕ ИЗ КАМЕР СГОРАНИЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ ГТД

© 2006 В.Ю. Абрашкин

Самарский государственный аэрокосмический университет

В работе рассмотрены особенности формирования полей температуры газа для камер сгорания малоразмерных газотурбинных двигателей (ГТД). Разработана уточненная модель расчета коэффициента гидравлического сопротивления, представлены результаты по влиянию конструктивных параметров камеры сгорания на неравномерность температурного поля газового потока, предложены рекомендации по проектированию и доводке этого узла в малоразмерных ГТД.

В работе представлены результаты по исследованию аэродинамической структуры течения и гидравлических потерь в камерах сгорания малоразмерных ГТД, а также влияние их конструктивных и режимных параметров на характеристики выходного поля температуры газа.

В качестве объектов испытаний использовались модели и натурные КС ряда отечественных малоразмерных ГТД первого типоразмера [1] различных конструктивных схем:

- прямоточная, кольцевого типа с подачей воздуха в наружный кольцевой канал. (КС двигателя МД-120), которая оснащена необходимыми гребёнками полного и статического давления для замеров распределения воздуха по длине жаровой трубы;

- прямоточная, трубчато-кольцевого типа (КС двигателя МД-45);

- противоточная, кольцевого типа (КС изделия ВД-100). Характерной особенностью указанного изделия являлась тороидальная структура течения в первичной зоне жаровой трубы.

Выше описанные объекты испытаний позволили в имеющемся диапазоне схемных решений современных КС МГТД исследовать влияние конструктивных и режимных параметров на выходные характеристики полей температуры газа.

Если в большинстве существующих полноразмерных КС обтекание жаровой трубы, как правило, "симметричное", то в малоразмерных ГТД - более сложное, что приводит к дополнительным потерям полного давления во внутреннем кольцевом канале и, сле-

довательно, к разнице статических давлений на обечайках жаровой трубы.

Так, например, для КС двигателя МД-120 расход воздуха, поступающего в наружный канал, зависит от приведенной скорости потока, в то время как через внутренний смеситель остается практически постоянным. Это объясняется тем, что увеличиваются потери полного давления на поворот потока во внутренний канал, которые составляют от 10 до 40% общих потерь ак [2].

На рис. 1 приведено влияние раскрытия жаровой трубы (в данном случае за счет

уменьшения площади FHMм ) на характеристики КС двигателя МД-120.

При распределении воздуха по смесителям согласно рекомендациям для полноразмерных ГТД (Щ/Рк =1,30.. 1,34) камера сгора-ния характеризуется высоким уровнем неравномерности выходного поля температур (в¡Г~о,35+о,37; вц*к 1,17), наличием нагара на внутренней стенке жаровой трубы и низким уровнем полноты сгорания цГ .

Как показывают исследования, минимальному уровню окружной и радиальной

неравномерности (в;п1С к0,22+0,26; в^ к 1,07...1,04)

соответствует область = 1,25...1,1 примерно равных расходов через смесители.

Так как наружная обечайка жаровой трубы камер сгорания малоразмерных ГТД "работает" под избыточным перепадом давления, то можно предположить, что любые неравномерности потока на выходе из диффу-

Механика и машиностроение

Г=4-23 а.-4 45 Á k =0.25 D' 1ППь-Пп h -ar/g

Ьнутр. канал i t

<7/

* у4 ¿

/ г \ наруж. канал

-J

* < ¡5—' ЩР

L'

F*„=0,%7 г

- ' 1

0.2 /-¡та) Uh

1.2

1.1

¥

8—

V?

в:

ОА

0.3

0.2

0,9

1.1

1.2

13 ZFo/

Рис. 1. Влияние раскрытия жаровой трубы на характеристики КС двигателя МД-120

зора прежде всего оказывают влияние именно на характеристики ПГТ в окружном направлении.

В качестве примера приведено влияние остаточной закрутки потока (рогт на уровень

smax

Р (рис. 2) для камеры сгорания двигателя МГ

ш Ж/я

Рис. 2. Влияние остаточной закрутки на выходе из компрессора на характеристики выходного поля температуры газа камеры сгорания двигателя МД-120

Минимальное значение 0(ах = 0,22...0,24

достигается при смещении отверстий смесителя относительно первого ряда на наружной обечайке жаровой трубы на угол р = 13...17 ° от исходной компоновки, что примерно равно рост = 17°. В такой конструкции реализуется шахматное расположение струй первого ряда и наружного смесителя, которое способствует более интенсивному перемешиванию и выравниванию характеристик поля температуры газа в окружном направлении.

Известно [3] , что при заданной длине жаровой трубы неравномерность поля температуры газа на выходе из камеры сгорания и гидравлические потери в ней определяются одними и теми же относительными геометрическими параметрами (УFJFЖ, Fкк/ УF0, F /УF0) и степенью подогрева газа. Повышение потерь в жаровой трубе путем уменьшения эффективной площади отверстий является инструментом в руках конструктора для обеспечения требуемых характеристик камеры (@(

му еще на стадии эскизного проектирования необходимо иметь интегральные модели, позволяющие с достаточной точностью оценивать потери полного давления (Ск ши °к).

Проведенные исследования показывают, что известные модели [3, 5], применительно применительно к малоразмерным камерам сгорания рассматриваемых схем дают погрешность в определении коэффициента гидравлических потерь до 50...100 %. Поэтому на основе обобщения и анализа имеющихся экспериментальных данных разработана уточненная модель расчета коэффициента гидравлического сопротивления для геометрически подобных камер сгорания малоразмерных ГТД с расходом воздуха вп = 0,3...2,5 кг/с:

\max s^max

,Пг) [4]. ПОЭТО-

4 = 4 + к

4

^ i2

+4

где - потери на диффузоре; %О - потери на жаровой трубе; - тепловые потери.

- К1 • К 2

1 --

с • П

, Кр - f ОД/ ¥к)

Д

^т - К&г I р , , т

рж У V Т К

т

-1

КАТ - 26,94 • ехр [-10,12(Рк /РЖ)], при Рк /РЖ - 0,12...0,3 .

Значения и и / определяются по рекомендациям, приведенным в [5].

Поправочный коэффициент Кт учитывает форму жаровой трубы и неравномерность полей т*п и W*¡ в зависимости от отношения рк /РЖ . Для КС МГТД КАТ « 8...1 (КАТ = 2,2...0,5-ПКС). Коэффициент Кр учитывает схему КС (прямоточная, про-тивоточная или трубчато-кольцевая). Для камер сгорания двигателя МД-120

КР - 0,58 • ехр(0,2 • х + 0,1х2 + 0,06х3), где

х - /л¥0 /Рк . Для КС двигателя МД-45

и ВД-100 Кр - 1. На рис. 3 дано сравнение

ОА

Ш

О?

и

12

с Ц*№К \ ,= 0,25 п.= 1,64,8 у=\Ъ Ыш

с ^ с ) )

\ с ) )

и шх ) )

\ )____С ■■—С

( р шг ■И Л

1

-17

-510'

0

ГЗО'

(р, град

Рис. 3. Зависимость с^к от отношения £Е0/ рк

для исследуемых вариантов КС МГТД: -о- КС двигателя МД-120; -•- КС двигателя МД-45; -х- КС двигателя ВД-100

расчетных и экспериментальных значений СК . Погрешность определения гидравлических потерь для геометрически подобных КС не превышает ±5,5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование влияния геометрических параметров КС на выходное поле температур проводилось в несколько этапов. На первом изучалось влияние площадей фронтового устройства (¥фр=¥фР/¥к), первого ряда отверстий р 1р, наружного смесителя ~рнсм . После выбора оптимальных вариантов исследовалось влияние размерности и конструкции фронтового устройства, раскрытия внутренней обечайки, неравномерности распределения топлива по форсункам и условий течения в каналах на поля температур.

Для исключения индивидуальных различий жаровых труб испытания проводились на нескольких вариантах исследуемых камер сгорания с многократным дублированием измерений после переборок.

Проведенные исследования показали, что изменение аэродинамической структуры течения и состава топливно-воздушной смеси в первичной зоне оказывает весьма существенное влияние на неравномерность температурного поля камеры. Благодаря этому появляется реальная возможность воздействия

с помощью режима работы

первичной зоны, что можно использовать при доводке и совершенствовании существующих и создании новых камер сгорания.

Формирование равномерного сносящего потока зависит от организации рабочего процесса в зоне горения, т. е. от шага между форсунками, равномерности распределения топлива и воздуха по объему жаровой трубы и завершенности процесса горения в первичной зоне.

Одной из причин увеличения уровня неравномерности поля температур на выходе из КС является неодинаковое распределение топлива по форсункам. Подтверждением этого служит зависимость 0™°* , ©^

от начальной неравномерности распределения топлива, полученная в результате обобщения экспериментальных данных (рис. 4),

на 0тх

и ©тах ©И

2

1

о

AP=consf ---- 3

^ Á =/774 /77^

--353.À23K 74

1-

Р;=100...696кПа

/ о

w о \Gt=const

э

о Q^qQO % О

даь ф u 3 Q

f 1

A J '

# -Ж---

0,2 I Яр

6iMw

fi . ..

* Hü--

P ^

V pi

1__

0 I

Рис. 4. Влияни

р/ If /tick =¿7794 JA23K а,-3,5 Л -0,25

Гк =!UU л ни

--е—- /

/ . —Cl.—gj

jy'^ Ъ*0Л.Д25

/S--ТША2Ж

У—__аМ5.Л5

3__Р:=100.Шк!

% —

О \GT=const

"й О о

О

7 i

е начальной неравномернос

жить в следующем порядке (рис. 5): фронтовое устройство, наружный смеситель, внутренний смеситель. Изменение площади фронтового устройства оказывает наибольшее воздействие на уровень О™™ и практически не

влияет на максимальный уровень радиальной неравномерности. Это является прямым следствием незавершенности процесса горения в первичной зоне, в результате чего на струях вторичного воздуха происходит догорание топливо-воздушной смеси, т.е. смеситель формирует выходное ПТГ дожиганием ТВС, не сгоревшей в первичной зоне.

На рис. 6 приведены результаты исследований по влиянию степени "раскрытия" жаровой трубы камеры сгорания (трубчато-кольцевого типа) двигателя МД-45.

Видим, что зависимость имеет качественно один и тот же характер протекания, что и для двигателя МД-120 (рис. 5), но отличается градиентом изменения О(ах = f (F0) и уровнем минимальной неравномерности

вн см и Gввi См , то одним из

О

при одном и том же значении

^ =1,25...1,35 . При этом

(®Г) (

МД-120

= 0,22...0,23

О™* ) = 0,15...0,16

^ /МД-45

С физической точки зрения это объясняется тем, что для трубчато-кольцевой КС двигателя МД-45 легче обеспечить пониженную неравномерность сносящего потока из-за более равномерного обтекания головок жаровой трубы [4].

Так как уровень минимальной окружной неравномерности наблюдается при равенстве

в:

0,3

0,2

• • \\\\ Р =100.Л00 кПа ТМ23...500 К 1=0,18... 0,22 а, =3 3,75

—\ «¡Г..........^

Рис. 6. Влияние отношения ZFo / Fк

на характеристики выходного поля температур газа КС двигателя МД-45

расходов воздуха G(

направлений обеспечения равномерного поля температур в КС МГТД прямоточной схемы является поиск способов выравнивания расходов через смесители. Как показывают исследования, этого можно достичь выравниванием профиля скорости на входе в наружный смеситель путем выбора соответствующего шага между отверстиями первого ряда и смесителя на наружной обечайке ЖТ при неизменной площади отверстий первого ряда.

Таким образом, результаты экспериментальных исследований показали, что при проектировании камер сгорания МГТД для обеспечения требуемых характеристик неравномерности выходного поля температуры газа необходимо согласовать процессы, протекающие в первичной зоне и зоне смешения с конструктивными и режимными параметрами:

- исходя из целевого назначения МГТД, выбрать наиболее рациональную схему камеры сгорания;

- обеспечить минимально возможную неравномерность температурного поля сносящего потока;

- согласовать глубину проникновения струй смесительного воздуха наружной и внутренней обечаек жаровой трубы;

- обеспечить необходимую аэродинамическую структуру течения в кольцевых каналах и жаровой трубе.

С целью получения минимальных значений окружной неравномерности 0™* температурного поля необходимо:

- учитывать величину остаточной закрутки потока р ост путём смещения отверстий наружного смесителя и первого ряда отверстий на угол Рсмещ.от - (ост относительно штатного "коридорного" расположения; (а.с. №296080)

- выравнивание расходов воздуха через внутренний и наружный смеситель путём выбора соответствующего шага между отверстиями первого ряда и смесителя на наружной обечайке жаровой трубы (а.с. №293564).

Ядро радиальной эпюры формировать путём изменения площади отверстий наружного смесителя, а на периферии - за счёт по-

Механика и машиностроение

дачи системы пристенных струй. Также предложены рекомендуемые диапазоны конструктивных и режимных параметров для КС МГТД различных конструктивных схем. Использование разработанных мероприятий для камер сгорания двигателей МД-120, МД-45 и ВД -100 показало их высокую эффективность и позволило в кратчайшие сроки получить требуемые характеристики по неравномерности температурного поля газового потока с учетом потерь полного давления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пономарев Б.А., Тихонов A.M. Малоразмерные газотурбинные двигатели: Настоящее и будущее / Конверсия в машиностроении, 1994, №1.

2. Рабочий процесс камер сгорания малоразмерных ГТД, проблемы и некоторые

пути повышения его эффективности /Лу-качев В.П., Ланский A.M., Абрашкин В.Ю., Диденко А.А., Зубков П.Г., Ковов Ю.Л., Матвеев С.Г., Цыганов A.M. Шам-банМ.А., Яковлев В.А. // Вест. СГАУ Сер.: Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей. 1998. Вып. 1. Самара.

3. Полякова М.В. Связь неравномерности поля температуры газа на выходе из кольцевых камер сгорания ГТД с потерями полного давления в них / Труды ЦИАМ. 1982. №987.

4. Лефевр А. Процессы в камерах сгорания ГТД. М.: Мир, 1986.

5. Рудаков О.А., Саркисов А.А., Саливон Н.Д. Сигалов Ю.В. Конструкция, теория и расчёт камер сгорания ГТД: Учётное пособие, часть 1. С.-Петербург. гос. техн. ун-т, 1993.

ANALYSIS OF GAS TEMPERATURE FIELDS AT THE OUTLET OF COMBUSTION CHAMBERS OF SMALL GAS TURBINE ENGINES

© 2006 U.Y. Abrashkin

Samara State Aerospace University

The paper analyses the peculiarities of gas temperature field formation for combustion chambers of small gas turbine engines. A more precise model for calculating hydraulic resistance coefficient has been developed. The results concerning the impact of combustion chamber design parameters on the non-uniformity of gas flow temperature field are presented. Recommendations for design and finishing of this unit in small gas turbine engines are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.