Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ТЕАТРА В КРЫМУ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ТЕАТРА В КРЫМУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / REVIEW / ИСТОРИЯ / HISTORY / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / ТЕАТР / THEATER / КРЫМ / CRIMEA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Благов Юрий Алексеевич

Рецензия исторического труда «История театра в Крыму (1820-1920): монография», увидевшего свет в Симферополе в 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE THEATER HISTORY IN THE CRIMEA

The review of the historical work «Theater history in the Crimea (1820-1920): the monograph», published in Simferopol in 2013.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ТЕАТРА В КРЫМУ»

Исследование по истории театра в Крыму

История провинциального театра России, нынешних стран СНГ несмотря на вышедшие во второй половине ХХ в. книги, посвященные театрам Воронежа, Екатеринбурга (Свердловска), Калуги, Нижнего Новгорода, Новосибирска, национальным театрам Армении, Грузии, Украины, Казахстана, Татарстана, остается пока еще мало изученной. Потому появление нового исследования, представляющего историю какого-либо регионального театра, вызывает безусловный интерес.

Книга С. П. Шендриковой посвящена истории театра в Крыму, специфику развития которого определяло многоязычие, многоукладность, напластование различных культур. Оформившись в России как общественное учреждение в середине ХУШ в. в столице, театр на

мы ; м,1. ■ ----------------------- [ ч«н-

Шендрикова С. П. История театра в Крыму (1820-1920 гг.): монография. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. - 464 с., цв. илл.

протяжении нескольких десятков лет распространился по всей европейской части страны, захватив, естественно, и Таврическую губернию, как в то время именовалась нынешняя территория Крыма.

Работа С. П. Шендриковой являет собой, по существу, оформленную в книжный переплет докторскую диссертацию со всеми характерными признаками, присущими данному виду исследования. Обширное введение представляет обоснование выбора темы, ее актуальности, описание изученности, научной новизны и практической значимости. Первая глава посвящена подробному анализу привлеченных к исследованию архивных документов и литературы, книга завершается длинным, более тысячи номеров, списком документов, книг, статей, на которые автор ссылается по ходу исследования.

С. П. Шендрикова предлагает своеобразный подход к рассмотрению истории крымского театра. Принципиально отказавшись от искусствоведческого анализа, она сосредоточивает внимание читателя на истории зарождения, формирования и развития театрального дела на территории Крыма. И хотя хронологические рамки исследования установлены автором с 1820 по 1920 г., изложение темы начинается с античных времен. Описание собственно крымской театральной истории в указанных автором временных границах начинается с третьей главы.

Книга состоит из нескольких глав, каждая из которых представляет собой как бы самостоятельный очерк, посвященный театральной жизни Симферополя, Севастополя, городов прибрежной зоны: Ялты, Евпатории, Керчи и Феодосии. Отдельная глава повествует об украинских театрах, гастролировавших на территории Крыма в разные годы.

<т>-

Каждая глава начинается с краткой характеристики экономического развития города в начале XIX в., численности населения и его социального состава. Интерес к театральному искусству, возникший в начале XIX в. в крымских городах, автор справедливо связывает именно с экономическим развитием этих городов, расширением торговых связей, возникновением промышленных предприятий, ростом городского населения, причем преимущественно за счет переселенцев из разных областей России. Переселенцы зачастую были уже знакомы с искусством театра в своих прежних местах жительства. Переселившись в Крым, они, естественно, испытывали потребность в привычной форме досуга. Акцентируя внимание на том, что уже в начале XIX в. южное побережье Крыма становится привлекательной зоной отдыха для царской семьи и придворных сановников, ведется строительство летних дворцов и особняков, автор опять-таки указывает на то, что и данное обстоятельство способствовало в значительной степени возникновению первых театральных предприятий. Как свидетельствует С. П. Шендрикова, театр возникает в Крыму прежде всего как вид предпринимательской деятельности, как возможность получения дохода.

Много внимания автор уделяет строительству театральных зданий. В книге дается достаточно подробное описание архитектурных проектов зданий, предназначенных для устройства театральных представлений, история строительства. Автор пишет о том, как сложно проходили эти вопросы в органах городского самоуправления, подчеркивая тот факт, что интересы коммерческой выгоды всегда преобладали над интересами духовными, просветительскими. Приводятся цифры, характеризующие стоимость строительства, производства ремонтных работ. Перечисляются лица, принимавшие то или иное участие в решении всех этих вопросов.

Описывая театральные здания, автор останавливается также и на характеристике тех условий, в которых приходилось работать актерам. Городские власти, стремясь всячески экономить

при сооружении театральных помещений, которые часто просто перестраивались из ветхих и неиспользуемых сараев или каретников, об актерах просто не думали. Декорации были примитивными, ни о какой художественной стороне оформления спектакля не было и речи. Однако к концу XIX — началу ХХ в. в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией городские власти стали рассматривать театральные здания как важную архитектурную доминанту в архитектурно-эстетическом облике города, что позволило почти каждому крымскому городу обзавестись, наконец, солидными театральными помещениями.

Отдельными параграфами в каждой главе представлена деятельность театральных антрепренеров, организовывавших театральное дело в крымских городах. Антрепренеры были из числа местных предпринимателей, а также приезжавшие и привозившие с собой актеров из материковой части России. Особой разницы между ними автор не усматривает, поскольку представляет их деятельность преимущественно с коммерческой точки зрения, не останавливая своего внимания на характеристике их творческих позиций и устремлений. В ряде случаев перечисляются и актеры, входившие в состав театральных трупп.

Театральная жизнь в Крыму, как можно сделать вывод из представленного автором обширного фактического материала, формировалась преимущественно приезжими гастролирующими труппами. Они останавливались в каждом городе на несколько дней, иногда задерживались на неделю и даже на месяц, если спектакли пользовались успехом. Почти в каждом городе существовали, кроме того, и свои любительские театры (автор почему-то подразделяет их на просто любительские и «аматорские», хотя разницы между ними не было никакой: «аматор» в переводе на русский язык — любитель. — Ю. Б), которые заполняли свою нишу в театральной жизни города, но существенной роли, судя по всему, в ней не играли, представляя всего лишь форму досуга местного дворянства и интеллигенции. Достаточно

24:

новые книги. отзывы и рецензии

«гасырлар авазы - эхо веков», № 1/2, 2014

часто к участию в любительских спектаклях привлекались гимназисты старших классов.

Среди приезжавших в Крым гастролеров можно было встретить и широко известных актеров. Автор особо подчеркивает важность для театральной атмосферы Крыма приезда таких актеров, как М. С. Щепкин, М. Т. Иванов-Козельский, М. В. Дальский, В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. Орленев, М. Г. Савина. Читатель встретит в книге и другие фамилии, достаточно хорошо знакомые казанскому зрителю. Можно, в частности, указать на братьев Рафаила и Роберта Адель-геймов, А. Я. Азагарову, А. Г. Аярова, М. Н. Белины-Белиновича, Ф. П. Горева, С. И. Днепрова, П. Л. Вульф, А. И. Ка-ширина, Н. К. Шателен, И. М. Шувалова, актера и режиссера П. П. Ивановского, работавшего в Казани одновременно с В. И. Качаловым, антрепренера З. А. Малиновскую и др. Какие-то фамилии упоминаются вскользь, на каких-то автор останавливается более подробно, привлекая факты биографического характера. Такого внимания, в частности, удостоились Ф. Г. Раневская и И. О. Дунаевский, начавшие свой творческий путь в Крыму. Особо подчеркнута значимость приездов в Крым труппы Московского Художественного театра.

Отдельными параграфами выделены вопросы, связанные с репертуаром как местных любительских трупп, так и трупп гастролеров. Справедливо указывая на важность присутствия в репертуаре пьес русских авторов, получивших широкое общественное признание современников, таких, как Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, автор, однако не останавливается на подробном анализе репертуара в целом, ограничиваясь перечнем пьес разного художественного достоинства, состоящего в большей части из пьес и переделок зарубежных авторов. Между тем именно анализ репертуара позволяет сделать важные выводы не только об интересах и идейно-художественном уровне стоящих во главе дела антрепренеров, но и о художественных вкусах и эстетическом уровне публики.

Преимущественное внимание в книге уделено истории формирования и развития в Крыму русского театрального искусства. Как уже отмечалось, отдельная глава посвящена лишь украинскому театру, хотя на территории Крыма, как это явствует из исследования, украинских трупп из числа местных любителей практически не было, за исключением разве что кружка под руководством М. Щербины в Симферополе, организованного в 1901 г. Украинский театр был представлен, в основном, приезжавшими в Крым труппами под руководством известных деятелей украинского театра М. Л. Кропивницкого, М. П. Стариц-кого, Н. К. Садовского, А. К. Саксаган-ского. Несколько строк автор уделяет еврейскому театру в Евпатории. Татарский театр в Крыму удостоился лишь упоминания (с. 146), где автор приводит выдержку из принятого в 1920 г. устава Крымского государственного драматического театра, в котором было указано на необходимость создания татарской секции при театре. Была ли такая секция создана, кто в нее входил, чем она занималась, к сожалению, не сообщается, хотя, как следует из списка привлеченной к исследованию литературы, перу автора принадлежит статья «Крымскотатарский государственный драматический театр в городе Симферополе в 20-40-е годы ХХ столетия», опубликованная в научном сборнике «Гилея» в 2011 г. (выпуск 44, № 2).

Исследование завершается временем окончания Гражданской войны, драматическими страницами исхода остатков Белой армии и русских беженцев. В параграфах, отведенных истории театрального дела в Крыму в ХХ в., автор довольно бегло перечисляет основные факты культурной жизни края, сообщает о том, что в ряде городов после установления Советской власти были созданы государственные театры, не останавливаясь на характеристике этого события, принципиально важного в истории российского театра, коренным образом изменившего всю систему отношений между театром и государственной властью, между театром и обществом.

исследование по истории театра в крыму

225

Основное достоинство книги — обилие приведенного фактического материала из архивохранилищ Крыма. К сожалению, материал этот плохо организован. Факты, действительно имеющие принципиальное значение для истории театра в Крыму, зачастую тонут в море фактов незначительных, имеющих случайный характер, как, например, количество дверей в зрительном зале. К тому же автор приводит иной раз огромные перечни фамилий актеров, драматургов, названий пьес, взятых непосредственно со страниц местной прессы, не обращая внимания на то, что, как правило, журналисты перевирали все фамилии и названия.

В книге встречается достаточно много досадных опечаток и искажений, как, например, фамилии двух актрис — Е. И. Тиме и Е. А. Ростовой — соединены в одну «Тимме Ростову», а фамилии двух актеров — В. Н. Давыдова и Н. Н. Ходотова — в «Давыдо-ва-Ходотова» (с. 290); пьеса немецкого драматурга Г. Зудермана «Бой бабочек» приписана А. Н. Островскому, а пьеса М. Н. Бухарина «Измаил» — некоему М. Шишкину (с. 316); пьеса итальянского драматурга Л. Камолетти «Сестра Тереза» («За монастырской

стеной») приписана французскому драматургу Э. Скрибу, а пьеса Ю. Д. Беляева «Дама из Торжка» — Ф. К. Сологубу (с. 314) и т. д. Встречаются и стилистические ляпсусы. Характеризуя политическую обстановку накануне первой российской революции, автор пишет: «Нарастающая политическая реакция со стороны пролетариата и трудящихся масс России...» (с. 276) привела к событиям 1905 г., или, указывая на то, что в репертуаре крымских театров в 1920 г. стала фигурировать «пролетарская тема», автор приводит в качестве примера пьесу А. В. Луначарского «Медвежья свадьба», написанную наркомом просвещения по мотивам повести П. Мериме «Локис» и, естественно, не имеющую к пролетариату никакого отношения.

Книга адресована в первую очередь специалистам — историкам культуры, и в этом смысле представляет безусловный интерес. Автор действительно сумела собрать чрезвычайно обширный фактический материал, касающийся практически всех театров Крыма, соединить его под одной обложкой, создав, таким образом, своего рода путеводитель для последующих исследователей истории крымского театра.

Юрий Благов

Из истории помощи голодающему населению ТАССР _в 1921-1923 гг._

В условиях современной постсовет- на экономику, культуру, политику, иде-

ской действительности, ощущая ологию, физическое и нравственное

экономическую стабильность в здоровье каждого отдельно взятого че-

стране, мы не испытываем чувство го- ловека и всего общества, на его способ-

лода и не всегда с должным вниманием ность к самовоспроизводству в широком

относимся к его присутствию в истории. смысле этого слова. Голод остается ми-

Имеется в виду голод, как исторический ровой проблемой, которой занимаются

фактор, оказывающий свое воздействие ЮНЕСКО и Всемирная организация

'ч новые книги. отзывы и рецензии_

«гасырлар авазы - эхо веков», № 1/2, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.