УДК 159.942:371.213
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
© Марина Владимировна Ларских
Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры педагогики и педагогической психологии; Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер, зав. отделением медицинской психологии, e-mail: marinalars@rambler.ru
В статье обсуждается влияние различных характерологических особенностей личности учителя на педагогическую деятельность. Эмпирически выявлена корреляционная связь между степенью эмоционального выгорания учителя, общим уровнем перфекционизма, когнитивным компонентом перфекционизма и общим суммарным уровнем перфекционизма.
Ключевые слова: перфекционизм; эмоциональное выгорание; стресс.
ВВЕДЕНИЕ
Любая деятельность человека связана с творческим преобразованием объекта деятельности. Специфика педагогической деятельности заключается в том, что объектом ее труда и преобразования является человек, который находится в процессе становления и развития [1], а также деятельность учащихся, которую он должен организовывать, регулировать и направлять [2]. Цели и задачи педагогической деятельности разнообразны и нестандартны и требуют творческого подхода учителя. Педагогическая деятельность имеет много различных функций - обучающую, развивающую, воспитательную, диагностическую, коррекционную, консультационную, управленческую, рефлексивную и функцию самообразования. Субъектами педагогической деятельности являются учащиеся, их родители и педагоги [1].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В связи с тем, что профессиональная деятельность учителя обладает повышенной стрессовой нагрузкой, труд учителя требует специфичных качеств по сравнению с другими специальностями. Ряд ученых относят к необходимым качествам учителя эмоциональную гибкость (гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости учителя [3]; адекватную самооценку, которая выступает детерминантой развития его профессиональной деятельности [4]; любовь к детям, оптимизм,
«нерассудочное влияние», т. е. умение вживаться в чужую психику, даже перевоплощаться, но не растворяться в ней [5], эмоциональность [6], общительность, эмоциональную зрелость, уверенность в себе, спонтанность [2, 7], эмоциональную устойчивость, эмпатийность и толерантность [2, 7], проницательность [8], направленность на других [9].
К личностным особенностям, отрицательно влияющим на педагогическую деятельность, ученые относят невозбудимость; ригидность эмоциональной сферы и трудности переключения; наличие негативных эмоциональных состояний (неуверенность, тревожность, страх, неудовлетворенность; назидательность интонаций, завышенная самооценка, самоуверенность, снижение критичности мышления, догматизм взглядов [7]; направленность личности на других при отсутствии направленности на себя, низкий уровень самопонимания, недооценка собственных способностей, а также склонность к чувству вины, самоупрекам и самообвинениям, преобладание аутосимпатии над самоуважением [9]).
Влияния личностной черты «перфекционизм» на профессиональную деятельность учителя практически не рассматривалась отечественной психологической наукой. Из зарубежных ученых данной проблемой занимались P. Hewitt, C. Hallett, F. Friedman, R. Frost, R. Heimberg, C. Holt, J. Mattia, A. Neubauer, J. Stoeber, K. Otto, D. Rennert.
Перфекционизм (от лат. perfectus - совершенство) - это учение о способности че-
ловека и всего человеческого к совершенствованию [10].
В основном феномен перфекционизма учителя рассматривался соотносительно с такими психологическими концептами, как эмоциональное выгорание, уровень стресса учителя, эффективность учителя, истощае-мость учителя в деятельности, особенности копинг-поведения, а также специфика восприятия субъектов педагогической деятельности - учеников, их родителей и коллег-учителей [11-13].
G. Flett, H. Hewitt, C. Hallett, F. Friedman считают, что перфекционизм является одним из факторов развития таких негативных состояний учителей, как профессиональный стресс и эмоциональное выгорание. При этом ученые выявили, что из трех составляющих перфекционизма только социально-предписанный перфекционизм имеет связь с частотой и уровнем проявления стресса на работе и его эмоциональных и физических проявлений. В своем исследовании ученые использовали MPS-H и опросник стресса учителя (Teacher Stress Inventory) [12-13].
По мнению R. Frost, P. Hewitt, G. Flett, перфекционизм является поликомпонентно-многоаспектной характеристикой личности. Ученые [12-13] выделяют перфекционистские стремления, которые ассоциируются с позитивными аспектами перфекционизма, и перфекциониское беспокойство, ассоциируемое с неадаптивным поведением. В исследованиях E. Chang, A. Watkins, K. Banks было выявлено, что только перфекционистское беспокойство имеет прямую корреляцию с восприятием стресса на работе, тогда как перфекционистские стремления такой корреляции не имеют [14].
J. Stoeber и D. Rennert в своей работе обнаружили, что индивидуальные различия в перфекционизме учителей являются важными факторами в выраженности стресса, связанного с педагогической деятельностью, копинг-стратегией и выраженностью эмоционального выгорания. Перфекционистские стремления имеют позитивную корреляцию с активным копингом, в то время как перфекционистское беспокойство связано с негативным копингом и эмоциональным выгоранием педагога. Также этими учеными было выявлено, что из трех субъектов педагогического взаимодействия наибольшим стрессообра-
зующим фактором являются отношения с родителями - именно желание учителей выглядеть совершенными перед родителями учеников имеет большую корреляцию с общим уровнем эмоционального выгорания [13].
Основной задачей поискового эксперимента была проверка гипотезы о наличии или отсутствии причинной связи между уровнем перфекционизма педагога с выраженностью эмоционального выгорания личности педагога.
Теоретическо-методологической осно-
вой исследования служили основные принципы отечественной психологии: детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, параметрический подход в исследовании личности, - а также теории перфекционизма (M. Hollender, W. Missildine, D. Hamachek, P. Hewitt, G. Flett, Т.Ю. Юдее-вой); психологические концепции эмоционального выгорания (H.G. Freudenberg, C. Maslach, С.П. Безносов, В.В. Бойко,
Р.М. Грановская, Н.Е. Водопьянова, А.В. Дулов, Ф. Зеер, Л.М. Колодкин, В.К. Коломиец, Б.Д. Новиков, А.Л. Свенцицкий, А.И. Шестак и др.).
Исследование осуществлялось с помощью следующих опросников: 1) методика «диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [15] (методика позволяет выявить сформированность фаз эмоционального выгорания - «напряжение», «резистен-ция», «истощение» и ведущие симптомы эмоционального выгорания); 2) уровень перфекционизма был определен с помощью двух методик - русскоязычного варианта Multidcnsional perfectionism scale (MPS-H -многомерной шкалы перфекционизма, адаптация И.И. Грачевой, 2006) [16] и опросника
Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой [10].
Русскоязычный вариант шкалы MPS-H, как и оригинальный, представляет собой серию утверждений, степень согласия или несогласия с которыми дают представление об уровне перфекционизма у испытуемых. Структурно MPS-H представляет собой 3 субшкалы, в каждую из которых входит по 15 утверждений. Каждая из трех шкал соответствует одной из составляющих перфекционизма и измеряет степень выраженности этой составляющей у испытуемых.
Опросник Н.Г. Гаранян и A.B. Холмогоровой [10] наряду с высокими личностными стандартами тестирует параметры когнитив-
ных искажений. Опросник состоит из 5 шкал: 1 - «восприятие других как делигирующих высокие ожидания (персонализация)»: отражает субъективное ощущения того, что окружающие люди ждут от респондентов очень многого; 2 - «завышенные притязания и требования к себе»: отражают склонность к постановке трудных целей и задач; 3 - высокие стандарты деятельности при ориентировке на полюс «самых успешных»; 4 - дихотомическая оценка результата работы по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление); 5 - селектирование информации о собственных неудачах и ошибках (негативное селектирование).
Исследование было проведено в период с августа по сентябрь 2008 г. В исследовании участвовали 43 педагога различных школ города Воронежа (в возрасте от 25 до 51 года: 14 мужчин (32,3 %) и 29 женщин (67,7 %)). Средний возраст составляет - 37 лет, средний стаж работы по специальности - 15,5 лет.
Обработанные результаты по опросникам и дополнительные данные по каждому испытуемому были занесены в общую сводную таблицу данных, которая потом подвергалась статистической обработке в программе 8ШР1ш 2009. Для расчета силы и направления линейной зависимости между переменными исследования был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона.
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Корреляционный анализ показывает, что значения перфекционизма, полученные по различным методикам, связаны между собой и уровнем эмоционального выгорания личности учителя прямыми корреляционными связями (Я = 0,40 при р < 0,01 для МР8-Н и Я = 0,53 при р < 0,05 для опросника
Н.Г. Гаранян и А.В. Холмогоровой р < 0,003).
2. Общий уровень перфекционизма связан с выраженностью фазы «истощение» (Я = 0,47 при р < 0,003 для МР8-Н и Я = 0,64 при р < 0,001 для опросника Н.Г. Гаранян и А.В. Холмогоровой).
3. Общий уровень эмоционального выгорания связан с когнитивными показателями перфекционизма - «восприятие других как делигирующих высокие полномочия» (Я = 0,54 при р < 0,005).
4. Суммарный уровень перфекционизма (сумма показателей перфекционизма по шкале МР8-Н и опросник Н.Г. Гаранян и А.В. Холмогоровой) связан прямыми корреляционными связями с уровнем эмоционального выгорания педагога.
ВЫВОДЫ
Полученные данные свидетельствуют о том, что у педагогов с повышенными требованиями к себе и окружающим людям, с жесткими когнитивными установками в процессе профессиональной деятельности может развиваться состояние эмоционального выгорания, которое характеризуется эмоциональным, физическим и мотивационным истощением. Таким образом, перфекционизм можно считать одним из факторов развития негативных эмоциональных состояний в профессиональной деятельности учителей. Из всех компонентов перфекционизма именно когнитивный компонент оказывает наибольшие влияние на стадию «истощение» и общий уровень эмоционального выгорания личности педагога. В связи с этим можно сделать вывод, что такие личностные особенности учителей, как «черно-белое мышление», фиксация на неудачах, восприятие других как делегирующих высокие показатели деятельности могут быть факторами эмоционального выгорания учителей. Для профилактики эмоционального выгорания, для учителей, которые имеют высокий уровень перфекционизма, в первую очередь, могут быть рекомендованы специальные занятия по коррекции перфекционизма.
1. Деркач А.А. Акмеология. М., 2002.
2. Иванова С. П. Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентирован-ного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000.
3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
4. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2004. № 5. С. 4-16.
5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 2008.
6. Педаяс М. И. Эмоциональность как фактор взаимодействия // Взаимодействие коллектива и личности. Таллинн, 1979. С. 90-96.
7. Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя: ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998.
8. Борисова А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность // Особенности познания и общения в процессе обучения. Ярославль, 1982. С. 92-96.
9. Посашкова И.П. Психологические особенности самоотношения современного учителя и условия его позитивного развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
10. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.
11. Comerchero V. Gender, tenure status, teacher efficacy, perfectionism and teacher burnout // Fordham University. 2008. № 1. Р. 151.
12. Flett F. Hewitt P., Hallett C. Perfectionism and job stress in teachers // Canadian Journal of School Psychology. 1995. № 11. Р. 32-42.
13. Stoeber J. & Rennert D. Perfectionism in school teachers: Relations with stress appraisals, coping styles, and burnout // Anxiety, Stress, & Coping. 2008. № 21. Р. 37-53.
14. Chang E.C., Watkins A.F. & Banks K.H. How adaptive and maladaptive perfectionism relate to positive and negative psychological functioning: Testing a stress-mediation model in black and white female college students // Journal of Counseling Psychology. 2004. № 51. Р. 93-102.
15. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
16. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2006.
Поступила в редакцию 19.03.2010 г.
UDC 159.942:371.213
INVESTIGATION OF PERSON’S PERFECTIONISM IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHER
Marina Vladimirovna Larskikh, Voronezh State University, Voronezh, Russia, Competitor of Pedagogy and Pedagogical Psychology; Voronezh Regional Psychoneurological Clinic, Head of Medical Psychology Department, e-mail: marina-lars@rambler.ru
In this article the influence of the different personal characteristics on his professional activity was discussed. The correlation between teacher’s burnout, total perfectionism, cognitive component of perfectionism and general level of perfectionism was identified empirically.
Key words: perfectionism; burnout; stress.
УДК 15.9:37.015.3
РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Мария Сергеевна Невзорова
Мичуринский государственный педагогический институт, г. Мичуринск, Россия, ассистент кафедры педагогики и психологии, e-mail: Nevzorovamic@rambler.ru
Наличие субъектности в учебно-познавательной деятельности возможно диагностировать посредством определения ответственного отношения к ней. Ответственное отношение и субъектность у старшеклассников можно сформировать путем привития осознанности учебно-познавательной деятельности, умения ее самостоятельной оценки, в основном, по направлениям самооценки правильности, обоснованности и перспективности прогнозирования учениками отметки и времени выполнения учебных заданий.
Ключевые слова: деятельность; субъектность; ответственность; ответственное отношение; учебная мотивация.
С переориентацией современного образования на международные стандарты и принятием норм Болонского процесса становится очевидной необходимость изменения всей ранее сложившейся системы. В первую оче-
редь, в реструктуризации нуждается сложившийся за последние десятилетия подход к управлению учебно-познавательной деятельностью школьников «сверху», при котором педагог является активным звеном про-