МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
убедить собеседника в ней, умение логично выражать мысли, грамотно выстраивать речь и выступать перед аудиторией. Знакомство с перечнем этих умений, необходимых студентам для успешного выполнения предложенного интерактивного задания, до начала игры выступает для обучающихся своеобразной установкой и стимулом к действию в определенном направлении. Самостоятельная работа с листом самооценивания является логическим завершением деловой игры, заключающемся в рефлексии над коммуникативным поведением и осознанием «белых пятен», требующих от обучающихся внимания и целенаправленной работы.
Таким образом, технология интерактивного обучения выступает оптимальным инструментом формирования не только важных для будущего педагога коммуникативных и профессиональных компетенций, но и средством формирования аутентичной самооценки - способности анализировать и критически подходить к оценке своей деятельности, выявлять ее сильные и слабые стороны для разработки индивидуальной траектории самосовершенствования. Список использованной литературы
1. Абакумова, Н.Н. Аутентичные формы оценивания в педагогическом мониторинге индивидуальных достижений обучающихся // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 267-273.
2. Акбашев, Т.Ф. Непрерывное образование и развивающаяся кооперация. - Уфа: БГПИ, 1988.
3. Алехина Н.В., Зильберштейн Э.В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества // Успехи соврем. естествознан. - 2010. - № 1 - С. 47-49.
4. Галинская, Т.Н. Интерактивные технологии на практических занятиях по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» : учеб.-метод. пособие. - Оренбург, 2015. - 52 с. // http://rucont.ru/efd/310659
5. Галинская, Т.Н. Применение интерактивных методов преподавания иностранного языка на занятиях по домашнему чтению // Оренбургский гос. пед. ун-т: история и современность : материалы XXX преподават. науч.-практ. конф., 14-15 мая 2009 г. - Оренбург, 2009. - С. 125-135.
6. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование : электрон. изд. - М.: МГТУим.Н.Э.Баумана, 2011. - № 4 // http: //technomag .edu.ru/doc/ 172651html
7. Основная образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями). - М., 2013.
8. Сивас, Н.В. Портфолио как метод управления индивидуальной образовательной траекторией студента-медика // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 153-156.
© Галинская Т.Н., 2015
УДК 338.27
Е.Е.Гарибзянова
магистрант кафедры охраны окружающей среды, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
г. Пермь, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»
Аннотация
В статье дано понятие педагогической технологии и понятие дебатов. Рассмотрены «дебаты» через призму триединой цели занятия. Представлены компетенций, которые могут быть развиты через технологию «дебаты». Описаны подходы, используемые в процессе дебатов.
212
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Дебаты, педагогическая технология, исследование, компетенции, подходы.
По мнению М.В. Кларина педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [1]. Технологию «Дебаты» вполне можно назвать системной и подходящей под это определение.
Организация ЮНЕСКО дает более широкую трактовку данного термина. Педагогическая технология
— это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [2]. С этой точки зрения технология «дебаты» может быть названа педагогической, т.к. во время проведения дебатов существует взаимодействие, а также сама технология в сущности является системой методов.
В классической дидактике также распространено следующее определение. Педагогическая технология
- это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности. Таким образом, все проанализированные определения подходят для описания термина «дебаты».
Процесс разработки педагогической технологии предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.
Если взять классификацию педагогических технологий, то дебаты можно отнести к технологии коллективного взаимодействия. Авторами данной идеи выступили В.В. Архипова [3], В.К. Дьяченко [4], А.Г. Ривин, А.С. Соколов и др. Данные исследователи выделяют ведущие формы этой технологической технологии: организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа обучаемых в парах сменного состава. Во время проведения дебатов возможно реализовать различные диалоги и коллективный способ обучения.
Также во время проведения дебатов может быть реализован дидактический метод - «погружение» обучаемых в учебную тему во временных рамках обучающего цикла (совокупность действий обучающего и учащегося, приводящих последнего к усвоению определенного содержательного фрагмента с заранее определенными показателями).
Теперь перейдем непосредственно к понятию «дебаты». В 1999 г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. Программа дебаты в условиях России является инновационным проектом, цель которого - внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. Дебаты представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации - тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики [5].
Педагогической технологии «Дебаты», которая считается инновационной, на самом деле около двух с половиной тысяч лет. Еще в Древней Греции спор считался средством обучения и способом познания. Специальные курсы ораторского мастерства существовали и в средневековой Европе. В середине XIX века в США дебаты между двумя политическими деятелями - Авраамом Линкольном и Стефеном Дугласом -оказали такое влияние на историю государства, что впоследствии «дебаты» стали учебным предметом в американских колледжах и университетах. Сегодня дебатами занимаются в учебных заведениях всего мира.
Рассмотрим «дебаты» через призму триединой цели занятия.
1. Образовательные цели:
- поиск и получение информации о предмете дискуссии из различных областей знаний;
- обучение способам поиска и отбора информации;
- обучение основам письменной и устной монологической речи, а также ведения дискуссии.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
2. Развивающие цели:
- развитие логики и памяти;
- развитие навыков ораторского искусства;
- развитие коммуникативных навыков по различным аспектам языка;
- развитие критического мышления
3. Воспитательные цели:
- воспитание верных представлений о гуманитарных ценностях.
Дебаты - это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймспикер, который следит за соблюдением регламента.
Исходя из данного описания методики проведения дебатов, можно сделать следующие выводы. Педагогическая технология «Дебаты» позволяет дать четкие задачи студентам, в процессе реализации которых обучающиеся учатся работать с информацией, вести дискуссию и произносить монологи. Таким образом, будут достигнуты вышеописанные цели занятия.
Что касается компетенций, которые могут быть развиты через технологию «дебаты», то к ним можно отнести следующие. Во-первых, технология позволяет использовать знания различных дисциплин: философия, история, психология, экономика и т.д. Поэтому технология «дебаты» развивает все общекультурные компетенции. Естественно, что развитие компетенций невозможно без развития всех остальных, таких как: сбор и анализ информации, понимание значимости своей будущей профессии, способность к саморазвитию и т.д.
Также стоит отметить, что в процессе дебатов используются следующие подходы:
1. контекстный - обучающиеся учатся системно мыслить и связывать данные различных областей знаний;
2. интегративный - обучающиеся взаимодействуют с преподавателем, учатся внимательно слушать и систематизировать информацию;
3. интерактивный - обучающиеся активно взаимодействуют не только с преподавателем, но и между собой;
4. проблемный - обучающиеся учатся ставить и решать проблемы.
В целом, педагогическая технология «Дебаты» является очень важной и нужной в системе современного образования, т.к. позволяет развивать многие компетенции, а также является инструментом, который будет интересен студентам.
Список использованной литературы:
1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
2. UNESCO. Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK) explained. URL: http://www.unescobkk.org/education/ict/online-resources/databases/ict-in-education-
database/item/article/technological-pedagogical-content-knowledge-tpack-explained/ (дата обращения 08.03.2014)
3. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. - СПб.: АОЗТ «Интерс», 1995.
4. Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
5. Министерство образования РФ. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения 07.03.2014)
© Гарибзянова Е.Е., 2015