Научная статья на тему 'Исследование параметрических колебаний автомобильного колеса'

Исследование параметрических колебаний автомобильного колеса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
274
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНОЕ КОЛЕСО / ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ / НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / AUTOMOBILE WHEEL / PARAMETRIC OSCILLATION / INSTABILITY OF MOTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Щербаков В.И.

Рассмотрены параметрические колебания автомобильного колеса, вызванные периодически изменяющейся радиальной жесткостью по мере его перекатывания по дороге. Установлено минимальное значение модуляции жесткости, при которой возможно возникновение неустойчивости движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Щербаков В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of parametric oscillations of an automobile wheel

The paper considers parametric oscillations of an automobile wheel caused by periodically varying radial stiffness as it is rolling down the road. The minimum stiffness modulation in which the movement may cause instability is set.

Текст научной работы на тему «Исследование параметрических колебаний автомобильного колеса»

УДК 534.1

Исследование параметрических колебаний автомобильного колеса

к.т.н. проф. Щербаков В.И.

Университет машиностроения 8(499)-223-05-23, доб. 14-57; sopr@mami.ru

Аннотация. Рассмотрены параметрические колебания автомобильного колеса, вызванные периодически изменяющейся радиальной жесткостью по мере его перекатывания по дороге. Установлено минимальное значение модуляции жесткости, при которой возможно возникновение неустойчивости движения.

Ключевые слова: автомобильное колесо, параметрические колебания, неустойчивость движения.

Экспериментальные исследования жесткостных характеристик автомобильных колес свидетельствуют о том, что радиальная жесткость колеса периодически изменяется по мере его перекатывания по дороге [1]. В результате при движении автомобиля даже по абсолютно ровной дороге могут возникнуть неустойчивые параметрические колебания неподрессорен-ных масс.

Рассмотрим двухмассовую расчетную схему подвески автомобиля, показанную на рисунке 1. Подрессоренная масса M движется поступательно со скоростью V, опираясь через безынерционные элементы подвески с жесткостью cn и коэффициентом вязкого сопротивления bn на колесо с переменной во времени t радиальной жесткостью c(t) = c0 + Ac • cos wt, где с0 - среднее значение радиальной жесткости колеса, Ас - амплитуда изменения радиальной жесткости колеса, W - циклическая частота (рисунок 2). Модуляция жесткости шины колеса ek = Ас / с0. Считаем, что Ас << c0, а коэффициент вязкого сопротивления колеса в радиальном направлении bk постоянный. Массу неподрессорен-ных частей обозначим m.

Рисунок 1. Двухмассовая расчетная схема Рисунок 2. Изменение во времени t подвески автомобиля радиальной жесткости колеса c(t )

Из теории параметрических колебаний известно [2, 3], что основное значение имеет случай, когда частота параметрического возбуждения w = w* вдвое больше среднего значения собственной частоты системы. В рассматриваемой задаче за последнюю следует считать парциальную собственную частоту неподрессоренной массы w0, т.е. для расчета принимаем

w* / w0 » 2, где w0 = *J(cn + Со ) / m . Поэтому задача исследования состояла в определении на плоскости параметров (h, e) (где h = w / w0) границ зоны параметрической неустойчивости, а также в оценке минимальной величины модуляции жесткости emin, при которой

возникнет неустойчивость параметрических колебаний.

Собственная частота колебаний подрессоренной массы, как минимум, на порядок меньше по сравнению с собственной частотой колебаний неподрессоренной массы [4, 5]. Это позволяет пренебречь вертикальными смещениями подрессоренной массы при исследовании параметрических колебаний неподрессоренной массы. Введем обобщенную координату q

для описания вертикальных колебаний массы m и запишем соответствующее уравнение движения:

q + 2п • q + Oq(1 - 8-cos coi) • q = 0

q + 2n • q + <Dq (1 - 8 • cos со t) -q = 0, (1)

где: b = bn + bk - суммарный коэффициент вязкого сопротивления;

c = cn + c(t) - суммарная жесткость вертикальных связей неподрессоренной массы; 2n = b / m; e = Ас / (сп + со) .

Заменой переменной q(t) = ехр(—nt) • x(t) уравнение (1) преобразуется к виду (уравнению Матье):

X + со^(1 - 8- cosco) • X = 0, (2)

2 2 2

где: wn = W2 — n , так как для реальных колебательных систем п << w0, то разницей между wn и w0 будем пренебрегать. Решение уравнения (2) ищем в виде:

x(t) = 1 A(t) eiWot + A* (t) e"iwt, (3)

причем комплексную амплитуду A(t ) можно считать медленно изменяющейся во времени величиной. Её изменение описывает возможную неустойчивость в системе, а также смещение частоты колебаний относительно собственной частоты w0. Знак * обозначает комплексно-сопряженные величины.

После вычисления первой и второй производных от x(t), в которых величинами A(t)

и A* (t) можно пренебречь по сравнению с другими слагаемыми, так как амплитуда A(t)

медленно меняющаяся, и их подстановки в уравнение (2) получим:

2 2

2m0A(t)em°' +e~ita,)A(t)emJ -2i(0oÁ\t)e-m°' +е~ш)А*(0е~ш = 0.

Поделим это соотношение на exp(iw0t) и усредним по времени 2p / w . Все слагаемые, содержащие быстро меняющиеся экспоненты, обратятся в нуль, кроме содержащего экспоненту exp[i(w — 2w0)t], т. к. по условию исследования w » 2w0 и этот член не является колебательным. В результате усреднения получим уравнение:

Â(t) + ^A*(t)e!'(a~2(°o)t = 0. (4)

4

Введем обозначение (w0 — w /2) = d и новую переменную a(t) = al(t) + i • a2(t). Для действительных функций ai (t) и a2(t) получим систему связанных уравнений:

0^(0 + 5 +

ю08

г

4

Решение будем искать в виде:

8- —

V 4 ,

-.11

а2(г) = 0;

а^) = 0.

(5)

) = С^', а2^) = С2вх',

где: С1, С2 -

константы;

1 - параметр, определяющий устойчивость параметрических колебаний. Из (5) следует условие существования нетривиального решения:

ае

1

_5+ш0е

5 +

4

4

1

= 0,

или

^1,2 = ±1

4

_52

Для того, чтобы в системе возникла неустойчивость, необходимо будет граница зоны неустойчивости или:

> п . При 1 = п

Г Л 2

' ш 0 е ^

4

Учитывая, что 5 = ш0 _ ш /2, получим:

22 5 = п .

1

п

е = ±4 1 + ~т.

4

шл

На плоскости параметров е) - это гиперболы, симметрично расположенные относительно оси е и имеющие вершины в точках = _2, еш;п = 4п / ш0) и = 2, ет1п = 4п / ш0), что и показано на рисунке 3. Минимальное значение модуляции жесткости, при которой возможно возникновение неустойчивости, достигается при ^ = ±2.

4п

Оно равно ет;п =-.

шА

-3-2-1 0 1 2 3 ^

Рисунок 3. Зоны параметрической неустойчивости

Рассмотрим числовой пример. Если сп = ЗЗкН/м, т = 60кг, Ь = 300Н • с/ м, со = 300кН/ м, Ас = 15кН/ м, ек = 0,05, то частота собственных колебаний системы будет

2

равна:

w

Сп + Со

о

m

1

33 • 103 + 300 -103 _ 745 -1

60

относительный коэффициент потерь примет значение:

b 300 „, 1

n _ — _-_ 2,5 c 1,

2m 2 • 60

а минимальное значение модуляции жесткости, при которой возможно возникновение неустойчивости равно:

4n 4 • 2,5 e ■ _ — _-— _ 0,13.

min -

w0 74,5 Заключение

В результате проведенных исследований получены зависимости, позволяющие оценить границы зоны параметрической неустойчивости автомобильного колеса в области частот вблизи главного параметрического резонанса.

Литература

1. Балабин И.В., Чабунин И.С. Автомобильные и тракторные колёса. - М.: Изд-во МГТУ «МАМИ», 2010. 444 с.

2. Гусев А.С., Карунин А.Л., Крамской Н.А., Стародубцева С.А., Щербаков В.И. Теория колебаний в автомобиле- и тракторостроении. М.: Изд-во МГТУ «МАМИ», 2007. 336 с.

3. Щербаков В.И., Чабунин И.С., Стародубцева С.А. Избранные задачи по динамике механических систем и конструкций. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Изд-во МГТУ «МАМИ», 2010. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Щербаков В.И., Чабунин И.С. Аналитическая динамика и теория колебаний в приложении к автомобильным конструкциям. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Университет машиностроения, 2013. 205 с.

5. Щербаков В.И., Надеждин В.С. Колебания колесной машины при движении по неровной дороге. - М.: Изд-во МГТУ «МАМИ», 2011. 40 с.

Об унификации некоторых терминов и понятий, применяемых в теории трактора, автомобиля, быстроходных колёсных и гусеничных транспортно-тяговых машин

к.т.н. проф. Парфенов А.П., к.т.н. проф. Щетинин Ю.С.

Университет Машиностроения 8(495)223-05-23 (доб.15-27), a.parfen@mail.ru

Аннотация. Предлагаются единые термины, относящиеся к общим понятиям, часто употребляемым в теории автомобиля, трактора, быстроходных колёсных и гусеничных транспортно-тяговых машин.

Ключевые слова: термины, понятия, унификация, автомобиль, трактор, быстроходная транспортная машина.

Необходимость в унификации терминов, применяемых в родственных дисциплинах, стала особенно очевидной, в связи с утверждением стандарта по подготовке специалистов по специальности 190109 «Наземные транспортно - технологические средства» по специализации «Автомобили и тракторы».

Первый шаг в направлении унификации терминов, применяемых в дисциплинах «Конструкция автомобилей и тракторов», «Конструкция быстроходных гусеничных транспортно - тяговых машин» был сделан при публикации учебника «Тракторы. Конструкция», под общей редакцией проф. док. техн. наук Шарипова В.М., подготовленного коллективом преподавателей МГТУ «МАМИ» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.