ИСТОРИЯ
УДК 94(470)
Белов Андрей Михайлович
доктор исторических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
istklass@ramЫer. ш
Смурова Ольга Вениаминовна
доктор исторических наук Костромской государственный технологический университет
olga-smuro va@mail. ш
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТХОЖИХ ПРОМЫСЛОВ КРЕСТЬЯН В 70-Х - 80-Х ГОДАХ XIX ВЕКА КОСТРОМСКИМ ГУБЕРНСКИМ СТАТИСТИЧЕСКИМ КОМИТЕТОМ (по «Материалам для статистики Костромской губернии»)
Статья характеризует проблемы, исследовавшиеся Костромским губернским статистическим комитетом в 70-е — 80-е гг. XIX в., а также источники и методы работы по изучению отхожих промыслов крестьян, знакомит с оценкой данного феномена в последней трети XIX в. Исторические аспекты отходничества актуальны в связи с его реанимацией.
Ключевые слова: отхожие промыслы, Костромской губернский статистический комитет, «Материалы для
статистики Костромской губернии».
Костромской губернский статистический комитет приступил к работе 20 апреля .1835 г. [22]. 28 марта 1867 г. на собрании членов комитета было принято решение о сборе и публикации статистических материалов о губернии [6, с. I]. Специальным изданием комитета стали «Материалы для статистики Костромской губернии». В период с 1870 по 1891 гг. вышло в свет восемь выпусков [6-13].
Одним из направлений деятельности комитета стал сбор и аналитическая обработка информации об отхожих промыслах крестьян. Регулярно публиковались сведения о количестве выданных паспортов и билетов [2, с. 187-209; 3, с. 283-286; 14; 19, с. 26-28; 20, с. 32-33; 21, с. 33-34].
Первый труд обобщающего характера, «Очерки промышленности Костромской губернии», был подготовлен действительным членом и секретарём комитета, Василием Геннадьевичем Пироговым [1, с. 1-123]. В предисловии к третьему выпуску «Материалов для статистики Костромской губернии» говорилось, что основанием для составления «Очерков» послужили сведения, собранные в 1871 г. Костромским губернским статистическим комитетом от сельского духовенства губернии, отдельно по каждому приходу (более 730 ответов приходского духовенства) [1, с. I]. Кроме того, были использованы сообщения действительных членов комитета, официальные документы и личные наблюдения автора. «Очерки» были скомпонованы по видам деятельности местного населения: земледелие, луговодство, огородничество, рыболовство, пчеловодство, птицеводство, охота, кустарная промышленность и, в том числе, отхожие промыслы.
Была выявлена география отхожих промыслов: четыре северо-западных уезда с западными окраи-
нами Макарьевского и Кологривского уездов [1, с. 100]. Назывались 27 видов деятельности в отходе. Более детально были охарактеризованы 15 профессий: плотники, столяры, каменщики и штукатуры, кирпичники, маляры, портные, овчинники, валенщики и шерстобиты, бондари и бочары, точильщики и серпозубы, коновалы, коробщики, извозчики, рабочие на судах и пароходах, рабочие на фабриках и заводах. Указывались места бытования промысла, география и время отхода, форма организация труда, возраст ученичества, размер заработка.
В заключении анализировались экономические и духовно-нравственные последствия отходничества. Автор подмечал, что «северо-западные уезды представляют собой местность весьма незначительного накопления недоимок». Так, по сведениям, собранным к 1 октября 1873 г., в Галичском уезде недоимки окладных государственных налогов и выкупных платежей составляли только 2,3% годового оклада, в Буйском - 1,3, в Солигаличс-ком - 0,9 и в Чухломском - 0,8%. Между тем как в целом по губернии, на основании среднего вывода, количество недоимок равнялось 7% окладной суммы [1, с. 115]. По сообщениям духовенства, территория распространения отхожих промыслов отличалась лучшей обеспеченностью хлебом [1, с. 115]. Со ссылкой на данные переписи населения 1867 г. автор подмечал более высокий уровень грамотности среди мужского и женского населения в подобных местностях. В.Г. Пирогов делал вывод, что отход на заработки - явление положительное в том случае, если уходят на работы члены многочисленных семейств и ведут в отходе благоразумный образ жизни [1, с. 115]. Отрицательные стороны отходничества - уходят «не одни только лиш-
© Белов А.М., Смурова О.В., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
23
ние или свободные работники, но весьма часто и самые главные члены крестьянских семейств»; перераспределение внутрисемейных обязанностей, большая загруженность женщины, проникновение городских нравов «и дорого стоящих привычек» [1, с. 115-116].
Обстоятельный анализ движения народонаселения Костромской губернии под влиянием отхожих заработков проделал Дмитрий Николаевич Жбанков, врач по профессии. Основой исследования послужили статистические данные за период 18661883 гг., а также отчёты священников. Характеризуя уезды губернии, автор также подмечал, что отхожие заработки присущи жителям северо-западных уездов (Буйский, Галичский, Солигаличский и Чухломский). Жбанков связывал это с тем, что в этих уездах было значительно число бывших помещичьих крестьян, которым приходилось платить оброк помещикам [4, с. 8]. Однако и здесь встречались волости, для населения которых был свойственен оседлый образ жизни (в частности, Чуд-цовская волость Солигаличского уезда) [4, с. 1, 25]. В северо-западных уездах наблюдалось большее число представителей иных сословий (кроме крестьянского), что опять-таки было связано с отходом. Семьи крестьян-отходников нередко переходили в другие сословия: купеческое и мещанское, хотя и продолжали жить в деревне [4, с. 8]. При анализе паспортной статистики за 1868 и 1880 гг. северо-западные уезды вновь обращали на себя внимание большим количеством годовых и полугодовых паспортов. В Чухломском уезде уходила на заработки 1/3 мужского населения, в Солигаличс-ком - более 1/4, и в Галичском - 1/4 [4, с. 27].
Д.Н. Жбанков давал оценку феномену отходничества, называя его положительные и отрицательные стороны. К числу первых следовало отнести более высокий уровень грамотности населения: в северо-западных уездах грамотность мужчин превышала в 1 Уг -2У раза, а женщин - в 4 раза выше, чем в юго-западных уездах [4, с. 35-36]. «Отхожие уезды значительно превосходят земледельческие и лесные местности по благоустройству своей жизни» [4, с. 39], отличаются сравнительно низкой рождаемостью и меньшей детской смертностью [4, с. 112]. Отрицательные стороны - «расшатанность нравов»: внебрачные отношения, более высокая смертность мужского населения и т.д. [4, с. 113-117].
В разные годы в «Материалах» были опубликованы статьи, характеризовавшие отдельные виды промыслов, бытовавших в конкретных местностях. К примеру, статьи священника А. Иорданского «Шапочное производство в Молвитине», священника Ф. Митинского «Отхожие плотники в приходе Сретенья в Зашугомье», священника Н. Румянцева «Отхожие плотники в приходе с. Березников, Нерехтского уезда» и др.[15, с. 257-266; 16, с. 122128; 17, с. 29-39].
Поистине уникальной публикацией стал статистико-этнографический очерк Д.Н. Жбанкова «Бабья сторона» [5, с. 1-137]. Автор, опираясь на статистические данные, материалы полевого сбора, ярко представил явление отхода на заработки в Со-лигаличском и Чухломском уездах Костромской губернии в деталях и подробностях, обнаруживая глубокое знание крестьянской жизни. Читая это произведение, совершенно забываешь о том, что автор - врач. Широта его взглядов и глубина аналитических обобщений - наглядное свидетельство качества образования дореволюционной России. Очень современно звучит прогноз Д. Жбанкова: «По нашему мнению, отхожие заработки останутся ещё надолго в России, они будут существовать до тех пор, пока каждая отдельная местность не обеспечит вполне жизнь всего своего населения» [5, с. 6].
Трудно сказать, каким образом, но комитету удалось создать широкую сеть корреспондентов на местах из числа врачей (Д. Жбанков, В. Иванов, М. Рубинский) и священнослужителей (А. Иорданский, Ф. Митинский др.). Когда в 1899 г. был опубликован список корреспондентов, доставлявших сведения, то общая численность составила 189 человек. Из них: 123 человека (65%) - священнослужители [18, с. 1-7].
Следует обратить внимание на то, кто является автором этих исследований. Принадлежность к другому сословию, несомненно, должна была оказывать влияние на восприятие тех процессов, которые протекали в крестьянской среде. Проблема в «непереводимости языка» крестьянской культуры на язык городской и даже деревенской интеллигенции. То, что для крестьянина норма, жизнь с ее обычным течением, для представителя другой культуры - аномалия, нуждающаяся в исправлении. Нельзя рассматривать исследования крестьянской жизни, содержавшиеся в них оценки и вне контекста тогдашних общественных воззрений.
Затрагивая тему реанимации отхода на заработки сегодняшних жителей Костромской области, хотелось бы заметить, что при внешнем совпадении - это явления разные по сути. Если в пореформенный период отход на заработки был традицией, предположительно возникшей ещё во времена крепостничества, в значительной степени был вызван избытком сельского населения, то сегодня он развивается в совершенно иной демографической ситуации, в условиях стремительного сокращения сфер приложения труда на родине. Его распространение вызвано, прежде всего, неравномерным развитием территорий. Отсутствие статистики, подобной той, которая существовала в XIX в., препятствует пониманию того, насколько велики масштабы данного явления и сколь значительны могут быть социально-культурные последствия.
24
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
Библиографический список
1. Пирогов В. Очерки промышленности Костромской губернии // Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. секр. комитета В. Пирогова. Вып. III. - Кострома: В губернской типографии, 1875. - С. 1-123.
2. Данные о паспортах и билетах, взятых в Костромской губернии в 1887 г. // Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пирогова. Вып. УШ. - Кострома: В губернской типографии, 1891. - С. 187209.
3. Данные о паспортах и билетах за 1875 г. // Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пирогова. Вып. IV. - Кострома: В губернской типографии, 1881. - С. 283-286.
4. Жбанков Д.Н. Влияние отхожих заработков на движение народонаселения Костромской губернии, по данным 1866-83 годов // Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пирогова. Вып. VII. - Кострома: В губернской типографии, 1887. - С. 1-123.
5. Жбанков Д.Н. Бабья сторона // Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пирогова. Вып. VIII. - Кострома: В губернской типографии, 1891. - С. 1-137.
6. Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. секр. комитета В. Пирогова. Вып. I. - Кострома: В губернской типографии, 1870.
7. Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. секр. комитета В. Пирогова. Вып. II. - Кострома: В губернской типографии, 1872.
8. Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. секр. комитета В. Пирогова. Вып. III. - Кострома: В губернской типографии, 1875. - 328 с.
9. Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пирогова. ВыпЛУ. - Кострома: В губернской типографии, 1881. - 302 с., с прилож.
10. Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пирогова. Вып. V Ч. 1-2. - Кострома: В губернской типографии, 1882.
11. Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пи-
рогова. Вып. VI. - Кострома: В губернской типографии, 1884.
12. Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пирогова. Вып. VII. - Кострома: В губернской типографии, 1887.
13. Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пирогова. Вып. VIII. - Кострома: В губернской типографии, 1891.
14. Подробные сведения о выданных по губернии паспортах и билетах, за 1880 г. // Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. действ. чл. и секр. комитета В. Пирогова. Вып.^. -Кострома: В губернской типографии, 1882.
15. Свящ. Иорданский А. Шапочное производство в Молвитине // Материалы для статистики Костромской губернии. Вып. IV. - Кострома, 1881. - С. 257-266.
16. Свящ. Ф. Митинский. Отхожие плотники в приходе Сретенья в Зашугомье // Материалы для статистики Костромской губернии. Вып. VI. - Кострома, 1884. - С. 122-128.
17. Свящ. Румянцев Н. Отхожие плотники в приходе с. Березников, Нерехотского уезда // Материалы для статистики Костромской губернии. Вып. VII. - Кострома, 1887. - С. 29-39.
18. Список корреспондентов Костромского губернского статистического комитета, доставивших сведения за 1899 год.
19. Число выданных в 1868 г. паспортов и билетов // Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. секр. комитета В. Пирогова. Вып. I. - Кострома: В губернской типографии, 1870. - С. 26-28.
20. Число выданных в 1869 г. паспортов и билетов // Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. секр. комитета В. Пирогова. Вып. II. - Кострома: В губернской типографии, 1872. - С. 32-33.
21. Число выданных в 1870 г. паспортов и билетов // Материалы для статистики Костромской губернии / под ред. секр. комитета В. Пирогова. Вып. II. - Кострома: В губернской типографии, 1872. - С. 33-34.
22. Костромской губернский статистический комитет. Справочник научных обществ России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: snor.ru.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2013
25