Научная статья на тему 'Исследование особенностей восприятия тактильных условных знаков школьниками с ограничением зрительной функции'

Исследование особенностей восприятия тактильных условных знаков школьниками с ограничением зрительной функции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
291
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЛЬНЫЕ КАРТЫ / ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / РЕЛЬЕФНАЯ ГРАФИКА / ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ / УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА КАРТАХ / TACTILE MAPS / TACTILE PERCEPTION / EMBOSSED GRAPHICS / TIFLOPSYCHOLOGY / SYMBOLS ON MAPS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пошивайло Ярослава Георгиевна, Андрюхина Юлия Николаевна

Городская инфраструктура и многие предметы, используемые человеком в повседневной жизни, неадаптированыдля людей с ограничением функций жизнедеятельности. В целях реализации государственной программы «Доступная среда», рассчитанной на 2011-2020 годы, разрабатывается тактильный атлас Новосибирской области. Данный атлас предназначен для людей с ограничением зрительной функции и позволяет комплексно изучить регион.В статье приводятся результаты апробации условных обозначений будущего атласа для категории пользователей «школьники».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Пошивайло Ярослава Георгиевна, Андрюхина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH FEATURES OF PERCEPTION OF TACTILE SYMBOLS BY PUPILS WITH LIMITATION VISUAL FUNCTION

Urban infrastructure and all items used in everyday life not aimed at people with limited functions. Therefore, in order to implement the state program «Accessible environment» for 2011-2020, we are developing the tactile atlas of the territory of the Novosibirsk region. This atlas is designed for people with limitation visual function and allows to analyze the region. The article presents the results of testing of symbols for categories of users pupils.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей восприятия тактильных условных знаков школьниками с ограничением зрительной функции»

УДК 528.94

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ТАКТИЛЬНЫХ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Ярослава Георгиевна Пошивайло

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, e-mail: yaroslava_po@mail.ru

Юлия Николаевна Андрюхина

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры картографии и геоинформатики, тел. (999)-466-00-90, e-mail: andryukhina.yuliya@yandex.ru

Городская инфраструктура и многие предметы, используемые человеком в повседневной жизни, неадаптированыдля людей с ограничением функций жизнедеятельности. В целях реализации государственной программы «Доступная среда», рассчитанной на 2011-2020 годы, разрабатывается тактильный атлас Новосибирской области. Данный атлас предназначен для людей с ограничением зрительной функции и позволяет комплексно изучить регион.В статье приводятся результаты апробации условных обозначений будущего атласа для категории пользователей - «школьники».

Ключевые слова: тактильные карты, тактильное восприятие, рельефная графика, ти-флопсихология, условные обозначения на картах.

RESEARCH FEATURES OF PERCEPTION OF TACTILE SYMBOLS BY PUPILS WITH LIMITATION VISUAL FUNCTION

Yaroslava G. Poshivailo

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor of the Department of Cartography and Geoinfor-matics, tel. (383)361-06-35, e-mail: yaroslava_po@mail.ru

Yuliya N. Andryukhina

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., masters student department of cartography and geoinformatics, tel. (999)466-00-90, e-mail: andryukhina.yuliya@yandex.ru

Urban infrastructure and all items used in everyday life - not aimed at people with limited functions. Therefore, in order to implement the state program «Accessible environment» for 20112020, we are developing the tactile аtlas of the territory of the Novosibirsk region. This аtlas is designed for people with limitation visual function and allows to analyze the region. The article presents the results of testing of symbols for categories of users - pupils.

Key words: tactile maps, tactile perception, embossed graphics, tiflopsychology, symbols on

maps.

Карта издревле является одним из главных средств познания мира. Специальный раздел картографии - тактильная картография - занимается не только

разработкой теоретических основ картографических произведений для незрячих и слабовидящих, но и практическими аспектами создания специальных карт [1-6]. На сегодняшний день разработка тактильных картографических материалов, является актуальной темой для исследования и совершенствования. В целях реализации государственной программы «Доступная среда», рассчитанной на 2011-2020 годы, Новосибирской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих совместно с Сибирским государственным университетом геосистем и технологий разрабатывается тактильный атлас Новосибирской области. Данный атлас предназначен для людей с ограничением зрительной функции и позволяет комплексно изучить регион. Аналогичных атласов для регионов Российской Федерации на сегодняшний день не существует.

В атлас предполагается включить следующие карты: административно-территориального деления, дорожной сети, рельефа, гидрографии, почв, растительности, численности и состава населения, промышленности, сельского хозяйства, особо охраняемых и рекреационных зон.

Перечислим базовые принципы создания тактильных карт и схем, согласно второму изданию «Основ ориентирования и мобильности» [7]:

1. Построение графических материалов должно происходить с учетом возможностей зрительной функции круга пользователей, для которых составляется материал, также должна учитываться степень развития их познавательных процессов.

2. В графических материалах должны быть отражены только те элементы, которые отражают важную информацию и необходимы для точного толкования ее значения. Такие элементы должны отображать содержание, свойства и признаки, которые присущи тому или иному предмету, явлению или процессу.

3. Изображения, которые характеризуют одинаковые объекты, процессы и явления, должны иметь единое графическое отображение.

4. Если следует представить сложные графические материалы, то применяются поэтапные переходные изображения, позволяющие изучить отдельные структурные части, детали, фрагменты предметов, процессов или явлений.

5. У изображения должна быть легкая, четкая, запоминающаяся структура, должен быть основной узел скопления информации - композиционный центр.

6. Не допускается смещение элементов единого изображения, если они выполнены разными способами (ортогональная, аксонометрическая проекции и др).

7. Если материалы предназначены для слабовидящих, то отображаемые предметы, объекты и явления должны иметь достаточно высокий цветовой контраст.

8. Каждый признак предметов, объектов или явлений необходимо четко отображать контуром, штрихами или линиями.

9. Если изображение имеет несколько планов, то выделяют ближний, средний и дальний план.

10. Если какой-то объект необходимо отобразить объемным, следует усилить его контур, а также элементы, которые характеризуют объем - это изменение величин углов, сокращение линий и др.

Глаза и рукиимеют способность постигать такие категории признаков, как форму, направление, величину, движение, покой, телесность и удаление. Однако, не считая перечисленных категорий признаков, только при помощи зрения человек может различить цвет, а тепло и холод, сдавливаемость, вес - только с помощью осязания. Отсюда следует, что осязательное и зрительное восприятия, отражают разное число признаков. Зрительное позволяет оценить восемь категорий признаков, а осязательное одиннадцать, но, несмотря на то, что большее количество признаков можно различить осязательно, полученная картина в зрительном восприятии будет полно и точно отражать действительность. «Рука, - писал Сеченов И.М., - ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки»[8].

Ключевым моментом при создании тактильных материалов является предварительная апробация условных обозначений, поскольку, при неправильном их подборе,конечная продукцияне будет обладать ожидаемой информативностью.

На первом этапе исследования нами был осуществлен выбор условных знаков, на основе существующих стандартов и исследований. На сегодняшний день руководством, регламентирующим создание тактильных карт и других тактильных материалов, является «Канадский стандарт тактильной графики» [9].

Палитры текстур для обозначения площадных объектов в стандарте разделены на восемь групп, первая группа «А» включает в себя 14 текстур, каждая из них может использоваться совместно с текстурами из остальных групп на тактильных картах и схемах. Палитры групп «В», «С», <Ю», «Е», <^», <^», «Н» могут использоваться только в одном из нескольких вариантов рассмотренных в каждой группе.

Также, нами принималось во внимание исследование по тактильному восприятию рельефной графики, которое проводилось несколько лет назад на базе Новосибирского государственного университета,и которое, как и Канадский стандарт предлагает условные обозначения, разработанныес учетом особенностей тактильного восприятия рельефной графики у людей с ограниченными возможностями функций зрения. Данное исследование проводилось кандидатом биологических наук Дорошевой Е.А. и студентом Новосибирского государственного университета Игумновым А.Ю. В результате исследования были разработаны условные знаки для точечных- 60 знакови линейных объектов - 20 знаков [10].

Используя вышеуказанные материалы исследований, нами были разработаны условные обозначения для площадных, точечных и линейных объектов.

Были составлены два макета, первый из них (рис. 1),включает образцы площадных условных обозначений, которые разделены на группы «А» и «Б». Группа «А» включает образцы с мелкимизаполняющими элементами для обозначения единого явления на картах. Группа «Б» включает площадные условные знаки с линиями различного характера.

Точечные и линейные условные знаки представлены на рис. 2.

Рис. 1. Образцы условных обозначений площадных объектов

Рис. 2. Образцы условных обозначений линейных и точечных объектов

В исследовании принимали участие школьники с тотальной слепотой 5-11 классов, в возрасте от 11 до 17 лет. Полученные в результате исследования анкеты были разделены по категориям: пол, возраст.

В результате проведенного исследования, были отобраны условные обозначения (рис. 3), которые были распознаны более чем 90 процентами анкетированных.

Рис. 3. Результаты исследования тактильных знаков

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Подтвердилась гипотеза о том, что женщины эффективнее воспринимают тактильную графику, в частности, мелкие точечные условные обозначения. Среди общего числа анкетируемых, девушки школьницы распознали в три раза больше точечных условных знаков, чем юноши. Юноши, обучающиеся в 5-8 классах, распознают тактильные знаки лучше, чем учащиеся 9-11 классов. Девушки независимо от возраста, одинаково с большим успехом распознают тактильные знаки.

2. Было доказано, что условные знаки с использованием угловатых фигур плохо распознаются школьниками. Наибольшее число распознанных точечных условных знаков - знаки без внутреннего заполнения контура, т.е. простейшие геометрические фигуры. Условные знаки, имеющие округлую форму, близкую к шрифту Брайля успешно распознавались школьниками. Полное или слишком частое заполнение контура в площадных знаках не распознавалось учащимися.

Линейные условные знаки были распознаны наиболее хорошо. Исключение составили только линии, которые имели сложную структуру (более трех повторяющихся графических элементов), в дальнейшем необходимо соблюдать

более большие расстояния между элементами текстуры линий и площадных объектов.

3. Условные знаки, используемые и рекомендуемые Канадским стандартом тактильной графики, не все распознаваемы школьниками.

В статье приведены результаты апробации условных обозначений для группы «школьники». Следующим этапом исследования, планируется проведение подобной апробации на пользователях старшей возрастной группы, в возрасте от 18 до SC лет.

При создании тактильного атласа Новосибирской области, будут учтены результаты исследования обоих групп пользователей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пошивайло Я. Г., Лесневский Ю. Ю., Aндрюхина Ю. Н., Разработка условных знаков для серии тактильных карт субъектов Российской Федерации // Геоинформационное обеспечение пространственного развития Пермского края. - 2016. - С. 90-96.

2. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая Земля» к системе виртуальной геореальности// Вестник G^A. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 8-16.

3. Бугаков П. Ю. Структурное обобщение элементов трехмерных моделей городских территорий // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. - C. 156-160.

4. Дышлюк С. С., Николаева О. Н., Ромашова Л. A. К вопросу формализации процесса создания тематических карт в ГИС-среде// Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 2 (30). - С. 78-85.

5. Женибекова A. Б. Формализация выбора способов отображения для элементов общегеографических и тематических карт в среде ГИС // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. . - C. 171-176.

6. Женибекова A. Б. Новый подход к формированию условных обозначений в среде ГИС // Вестник СГ^. - 2014. - Вып. 4 (28). - С. 135-139.

7. Foundations of orintation and mobility, second edition, AFB press, (editors Bruce B. Blasch, William R. Wiener, Richard L. Welsh), N-Y. - 1997. - pp. 284 - 316.

8. Литвак AX. Психология слепых и слабовидящих - СПб.: Изд-во РГПУ им. AÄ Герцена, - 1998. - 271 c.

9. http://brailleauthority.org/tg/web-manual/Guidelines and Standards for Tactile Graphics, 2010, Web Version - February 2012.

10. Игумнов A. Ю. Особенности тактильного восприятия рельефной графики у людей с ограниченными возможностями зрения// Новосибирский государственный университет. НГУ, Материалы 53-й Международной научной студенческой конференции «Психология». - 2015. - С. 89-90.

© Я. Г. Пошивайло, Ю. Н. Андрюхина, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.