Научная статья на тему 'Исследование особенностей влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны'

Исследование особенностей влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
306
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / МОДЕЛЬ / СТРАТЕГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / EKOLOGO-ECONOMIC SAFETY / RAILWAY TRANSPORT / MODEL / STRATEGY / ENVIRONMENT / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Беспалов Вадим Игоревич, Кузина Елена Леонидовна

Статья посвящена обоснованию подходов к исследованию влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны на примере железнодорожного транспорта. Основой исследования является системный подход. Систему природопользования на железнодорожном транспорте предложено рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга объектов железнодорожного транспорта и элементов окружающей среды. Обоснованы подходы к разработке стратегии развития системы природопользования на железнодорожном транспорте и направлений охраны и улучшения состояния окружающей среды для условий эксплуатации объектов региональной подсистемы железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Беспалов Вадим Игоревич, Кузина Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of features of influence of transport factors on ekologo-economic safety of the country

Article is devoted to justification of approaches to research of influence of transport factors on ekologo-economic safety of the country on an example of railway transport. A basis of research is the system approach. The environmental management system on railway transport is offered for considering as set of the objects of railway transport interconnected and mutually influencing at each other and environment elements. Approaches to development of strategy of development of system of environmental management on railway transport and the directions of protection and improvement of a state of environment for service conditions of objects of a regional subsystem of railway transport are proved.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны»

УДК 711 : 625

Исследование особенностей влияния транспортных факторов на экологоэкономическую безопасность страны Беспалов В.И., Кузина Е.Л., ФГБОУ ВПО РГСУ

Глобализация экономики, сопровождаемая процессами всестороннего обмена информацией, ресурсами, товарами и услугами, требует адекватного транспортного обеспечения, внедрения новых технологий, эффективность которых оценивается уже не столько количественными показателями (мощностью, пропускной и провозной способностью, другими технико-эксплуатационными параметрами отдельных элементов транспортной системы), сколько системными, качественными характеристиками транспортных узлов, инновационными технологиями, позволяющими оптимизировать движение товарных, информационных и финансовых потоков, эффективно управлять транспортнораспределительными процессами и транспортными ресурсами, обеспечивая конкурентоспособный уровень транспортного комплекса Южного федерального округа на отечественном и мировом рынках транспортных услуг. Транспортно-дорожный комплекс Южного федерального округа представляет собой совокупность всех видов современного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры

Развитие транспортной системы региона обусловлено особенностями хозяйственного комплекса Юга России, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в национальном и международном разделении труда, географическим положением и рядом других факторов. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что дорожно-транспортный комплекс - динамично развивающаяся отрасль, одна из ведущих в экономике Южного федерального округа, на долю которой приходится более 9% валового регионального продукта. Экономические аспекты оценки экологической безопасности объектов железнодорожного транспорта на урбанизированных территориях включают такие, как: несоответствие транспортной сети перспективным грузо- и пассажиропотокам; неконкурентные технологии и нерациональное использование инфраструктуры; несоответствие уровня качества спросу населения и юридических лиц; высокая доля транспортных издержек в себестоимости работ, услуг; недостаточная обеспеченность перегрузочных мощностей обслуживающей инфраструктурой; отсутствие стимулирования инновационной активности, качества транспортных услуг и экологической безопасности^].

Стратегия развития транспортного комплекса представляет собой составную часть разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2025 года. Необходимость разработки как перспективных направлений развития транспортного комплекса в рамках Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа, так и управления безопасностью природопользования на транспорте, обусловлена следующими причинами: во-первых, выходом российской экономики на качественно новый этап своего развития, основанный на макроэкономической стабильности, высоких темпах роста, расширении инвестиционных возможностей; во-вторых, процессом интеграции национальной экономики, а, следовательно, и транспортной инфраструктуры в мировую; в-третьих, завершением в транспортной сфере базового этапа рыночных реформ, охватившего структурные и институциональные преобразования во всех подотраслях транспорта; в-четвертых, наличием системных проблем в развитии транспортно-дорожного комплекса Юга России, необходимостью устранения инфраструктурных ограничений долгосрочного развития экономики региона; в-пятых, необходимостью учета на региональном уровне приоритетов национальной транспортной стратегии, а также разрабатываемых и вновь утвержденных стратегических документов развития экономики и отраслей транспорта Российской Федерации; в-шестых, необходимостью обеспечения эколого-экономической безопасности страны под влиянием транспортных факторов.

На основе проведенного анализа развития системы природопользования на желез-

нодорожном транспорте на урбанизированных территориях видно, что в настоящее время наметился значительный рост инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожной линии «Туапсе-Адлер» по сравнению с другими долгосрочными программами строительства и реконструкции железнодорожных объектов. В современных условиях дорожнотранспортный комплекс Южного федерального округа играет ключевую роль в обеспечении растущего спроса отраслей экономики региона, внешнеторговых транспортноэкономических связей России, потребности населения в транспортных услугах.

Система природопользования на железнодорожном транспорте с позиций системного подхода предложено рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга объектов железнодорожного транспорта и окружающей среды с использованием морфологической модели, в которой вся деятельность системы природопользования представлена в виде взаимосвязи производственных процессов, элементов, их составляющих, и компонентов окружающей среды. Поэтому морфологическую модель системы природопользования на железнодорожном транспорте используем для разработки методологических основ стратегии управления ею и обоснования принятия управленческих природоохранных решений с позиций системного подхода. Деятельность объектов железнодорожного транспорта как составных частей системы природопользования представлена такими хозяйствами, как: грузовых и пассажирских перевозок; пути; электрификации и электроснабжения; пассажирское; локомотивное; грузовой и коммерческой работы; пригородное и другие. Каждое хозяйство, выступая системой, подсистемой будет иметь производственные процессы. Например, в рамках пассажирского хозяйства следует рассматривать такие подсистемы, как «освоение новых видов услуг», «управление», «ремонт», «обслуживание» и другие.

В производственных процессах, как системах, действуют в качестве подсистем элементы, их составляющие. Например, процесс «контроль» как подсистему будет иметь «контроль расходования топлива», «контроль использования электроэнергии», «контроль эффективности использования рабочей силы» и др. По элементам производственных процессов, по нашему мнению, лучше строить комплексные целевые программы, рассчитанные на период 5- 15 лет, по совершенствованию технологии, использованию отходов производства, по использованию рабочих машин и оборудования, по охране окружающей среды, по экономии топлива, электроэнергии и т.п.

А при разработке и осуществлении конкретных программ принятие управленческих природоохранных решений, как в стратегических, так и в текущих планах, должно быть обосновано со стороны повышения эффективности как производственной, так и природоохранной деятельности, и улучшения использования или сохранения компонентов окружающей среды: климата, почвы, флоры, фауны, водного и воздушного бассейнов. Графически управленческое решение в рамках определенного хозяйства железнодорожного транспорта в планах различных уровней будет представлять собой кубик, одна сторона которого является производственным процессом, другая - элементом производственного процесса, а третья - компонентом окружающей среды.

С другой стороны, адекватное представление о движущих силах развития общества является необходимой предпосылкой разработки теоретических основ эффективной стратегии, нацеленной на устойчивый эколого-экономический рост и формирование инновационной модели развития системы природопользования на железнодорожном транспорте. Программы модернизации, эколого-экономического обновления стратегии развития системы природопользования на железнодорожном транспорте обоснованы и оправданы лишь в том случае, если они ориентированы на достижение определенных социальных целей, связанных с удовлетворением потребностей человека в благоприятных условиях труда, материальных благах, творческом развитии, здоровом экологическом окружении. Для прорыва в сфере высоких технологий нужна новая инновационная парадигма, необходим анализ инновационно-инвестиционного потенциала, отражающего уровень внедрения достижений научно-технического прогресса, а также степень возможности вложения

средств в инновационную деятельность. Данный потенциал служит определенной целевой установке, конкретизируемой в виде определенных задач[2]. Взаимосвязь главной цели инновационно-инвестиционного потенциала развития системы природопользования на железнодорожном транспорте с окружающей его научно-технической, инновационной, трудовой, производственной, финансовой, ресурсно-сырьевой, инфраструктурной, потребительской, институциональной средой служит, согласно выводам Л.Н. Дробышевской, объективной основой для выработки задач функционирования инновационноинвестиционного потенциала [3].

Решающее значение приобретают социальный, экологический аспекты поведения. Если деятельность субъекта хозяйствования нацелена на результат воздействия на внешнюю среду, то сущность его поведения состоит в установлении с ней отношения, взаимоотношения, взаимодействия. Если первые категории, оставаясь социальными по своему происхождению, всегда индивидуальны по исполнению, то в поведении субъекта хозяйствования, уже по определению, всегда присутствует аспект его социального или экологического взаимодействия[4]. Нацеленность действия на результат ограничивает восприятие субъекта хозяйствования рамками заданных заранее моделей поведения. Нацеленность поведения на взаимодействие обеспечивает открытость, непредвзятость восприятия внешней среды. На смену действию, вмешательству в естественные процессы, протекающие во внешней хозяйственной среде, приходят реагирование, отклик, реакция на результаты изменений, произошедших в ней.

Изменение характера активности в среде хозяйствования обусловливает изменение характера и структуры стимулов, ее регулирующих. От принуждения в качестве основной формы стимулирования хозяйственной деятельности в процессе формационных преобразований происходит эволюционный переход к экономическим методам стимулирования, к социальному партнерству как форме равноправного сотрудничества обеих сторон хозяйственных отношений. Происходит постепенное смещение акцента с утилитарных к ценностным регуляторам хозяйственной деятельности. Интеграция в экономическую теорию новой модели механизма стимулирования экономической и инвестиционной активности является одной из актуальных задач развития науки [98].

При разработке стратегии развития системы природопользования следует ориентироваться на использование инновационного потенциала при условии сохранения и улучшения состояния окружающей среды. Наиболее важными направлениями реализации подобной стратегии представляются следующие: поддержание и развитие в российском обществе инновационного духа, придание ему магистрального стратегического характера, сохранение оригинальной творческой, научной, культурной среды и развитие ее инфраструктуры; формирование соответствующей ниши для России в глобальном разделении труда, обеспечивающей ей стратегическую основу для взаимовыгодных связей с влиятельными партнерами; активное соучастие в развивающемся процессе информационной революции; создание максимально благоприятных условий для «интеллектуального ремесленничества», активного проявления российского «творческого капитала»[5].

Для разработки основных направлений охраны и улучшения состояния окружающей среды в системе природопользования на железнодорожном транспорте проанализированы подходы к комплексной экологической оценке хозяйственной деятельности региональной подсистемы железнодорожного транспорта. Кардинальным моментом системного подхода к исследованию является изучение поведения окружающей среды как динамически развивающейся сложной системы. Это состояние может характеризоваться числом элементов и специфических связей между ними. Кроме того, сама система допускает расчленение на ряд частных представлений, отвечающих реально существующему дроблению исследуемого объекта на меньшие объекты, являющиеся элементами первого и способные функционировать как относительно автономные подсистемы.

Процесс дробления должен ограничиваться достижением определенного уровня структурной иерархии, который меняется в зависимости от задач исследования, сформулированных в виде целенаправленной программы (программно-целевой метод), имеющей четкие цели. Следуя принципам системного подхода, основные направления охраны и улучшения окружающей среды для региональной подсистемы железнодорожного транспорта можно сгруппировать по иерархическому принципу - от глобальной цели (нулевой уровень) к составляющим ее подцелям первого уровня, затем к подцелям второго уровня и т.д. до тех пор, пока цели более низких уровней не дифференцируются на элементарные конструктивные задачи, решения которых могут обеспечить конкретные мероприятия. Системный анализ позволяет на каждом уровне вертикальных связей произвести пофакторный анализ и найти наиболее плодотворный путь ее решения - создание единой стратегии всех указанных выше направлений исследований на основе перехода от локальных оценок отдельных факторов (пофакторной оценки) к их комплексной оценке. Итог комплексной оценки - выявление проблемных экологических ситуаций, возникающих на той или иной территории, связанных с локальным состоянием окружающей среды или отдельных ее компонентов, которое отличается в худшую сторону от нормативных условий, и является интегральной оценкой частных оценок, сравнительной планировочной оценкой отдельных участков территории по комплексу природных и антропогенных факторов, благоприятствующих хозяйственной деятельности объектов железнодорожного транспорта.

На основе комплексной оценки состояния окружающей среды в территориальных зонах расположения объектов железнодорожного транспорта рекомендуется выделять три категории оценочных районов окружающей среды с учетом их значимости для различных способов хозяйственного использования: благоприятные (территории с

натуральными показателями состояния окружающей среды, которые не требуют значительных природоохранных мероприятий и дополнительных инвестиций); ограниченно благоприятные (территории с натуральными показателями состояния окружающей среды, которые требуют для доведения их до уровня нормативных показателей проведения природоохранных мероприятий); неблагоприятные (территории с натуральными показателями состояния окружающей среды, приведение которых до уровня нормативных показателей связано с осуществлением очень серьезных природоохранных мероприятий). Таким образом, многокомпонентный и многоцелевой характер проблемы охраны окружающей среды для условий эксплуатации элементов системы природопользования на железнодорожном транспорте обусловливает применение методологического аппарата, основанного на системном (программноцелевом) подходе, который позволяет: структурно выявить исходную проблему

(исследовать особенности влияния железнодорожного транспорта на экологоэкономическую безопасность страны); наметить варианты ее решения; обосновать направления достижения поставленных целей.

Литература:

1. Галабурда, В.Г. Единая транспортная система // Железнодорожный транспорт, № 3, 2011. - С. 45-48.

2. Дробышевская, Л.Н. Теоретические основы инновационно-инвестиционной политики России в условиях глобализации: автореферат дис. ... доктора экономических наук. - Краснодар: 2005. - 47 с.

3. Рулев, С.А. Экономическая оценка техногенных рисков на предприятиях промышленности: дис. .кандидата экономических наук. - Ростов-на-Дону: 1999. -144 с.

4. Абдуллаев, Г.Ш. Математическое моделирование развития малого бизнеса в регионах России: дис. кандидата экономических наук. - Махачкала: 2004. - 159 с.

5. Саломатин, В.А. Управление конкурентными стратегиями предприятий на российском рынке: автореферат дис.. кандидата экономических наук. - Владикавказ: 2006. -24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.