Научная статья на тему 'Эконометрическое моделирование природопользования на железнодорожном транспорте'

Эконометрическое моделирование природопользования на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / MANAGEMENT OF NATURAL RESOURCES / RAILWAY TRANSPORTATION / MANAGEMENT / SYSTEM / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузина Елена Леонидовна

В статье рассмотрено значение природопользования на железнодорожном транспорте для обеспечения эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий. Приведена эконометрическая модель управления развитием системы природопользования и предложен показатель эколого-экономической оценки и обоснования управленческих решений для разработки сценариев природоохранной деятельности объектов железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузина Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ekonometricheskal modeling of environmental management on railway transport

Value of environmental management on railway transport for ensuring ekologo-economic safety of the urbanized territories is considered. The ekonometrichesky model of management is given by development of system of environmental management and the indicator of an ekologo-economic assessment and justification of administrative decisions for development of scenarios of nature protection activity of objects of railway transport is offered.

Текст научной работы на тему «Эконометрическое моделирование природопользования на железнодорожном транспорте»

Кузина Елена Леонидовна

Cousin Elena Leonidovna Ростовский государственный строительный университет

Rostov state University of construction Доцент / associate Professor E-mail: Kyzina2008@yandex.ru

Эконометрическое моделирование природопользования на железнодорожном транспорте

Ekonometricheskal modeling of environmental management on railway transport

Аннотация: В статье рассмотрено значение природопользования на железнодорожном транспорте для обеспечения эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий. Приведена эконометрическая модель управления развитием системы природопользования и предложен показатель эколого-экономической оценки и обоснования управленческих решений для разработки сценариев природоохранной деятельности объектов железнодорожного транспорта.

The Abstract: Value of environmental management on railway transport for ensuring ekologo-economic safety of the urbanized territories is considered. The ekonometrichesky model of management is given by development of system of environmental management and the indicator of an ekologo-economic assessment and justification of administrative decisions for development of scenarios of nature protection activity of objects of railway transport is offered.

Ключевые слова: Природопользование, железнодорожный транспорт, управление, система, окружающая среда.

Keywords: Management of natural resources, railway transportation, management, system, environment.

* * *

В процессе функционирования железнодорожный транспорт, являясь источником повышенной опасности, оказывает существенное влияние на окружающую среду, загрязняет ее и наносит ущерб. Разработка инструментария управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте нацелено на поддержание всеобщей заинтересованности в уменьшении загрязнения и возможного ущерба окружающей среде с целью обеспечения эколого-экономической безопасности страны[4].

Фундаментальные исследования по проблемам охраны и улучшения состояния окружающей среды, называемые в настоящее время экологическими, производятся практически во всех отраслях современной науки и имеют взаимосвязанный характер, так как их общий предмет исследований - целостная природная среда [7]. Рассмотрение железнодорожного транспорта как объекта, обеспечивающего жизнедеятельность общества и воздействующего на окружающую среду, предопределило необходимость совершенствования управления развитием экологического направления на железнодорожном транспорте [3].

Исследуемая проблема предполагает всесторонний анализ современных экономических исследований в вопросах управления развитием эколого-экономических систем природопользования, методов их экономико-математического моделирования, социальноэкономических и экономико-экологических проблем устойчивого развития железнодорожного транспорта [5]. Анализ монографической и периодической литературы по данной проблематике показал, что в целом научные публикации по вопросам оценки и регулирования эколо-го-экономических систем природопользования на железнодорожном транспорте весьма разнообразны по подходам и охватывают широкий и разнообразный круг проблем.

Основу научного обоснования развития природопользования на железнодорожном транспорте составляет разработка методологии и методики управления развитием экологоэкономической системы на железнодорожном транспорте в направлении повышения экономической эффективности использования природных ресурсов и совершенствования оценки управленческих решений по обеспечению эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий. Главная социо-эколого-экономическая цель развития железнодорожного транспорта заключается в удовлетворении потребностей в объемах и качестве транспортного обслуживания в условиях охраны окружающей среды. Важнейшей характеристикой качества функционирования железнодорожного транспорта является улучшение состояния окружающей среды и повышение экономической эффективности природопользования [6]. Эти индикаторы следует использовать в дальнейшем в системах размещения производства, транспортных узлов, обслуживающих производств, компенсации убытков при совместной эксплуатации транспортных объектов на основе различных форм кооперации на урбанизированных территориях [2].

Проблемам развития отдельных видов транспорта и транспортных систем посвящены труды: И.В. Белова, О.В. Белого, В.А. Персианова, А.В. Комарова, Н.П. Терёшиной, М.Ф. Трихункова, А.Г. Захарова, Б.М. Лапидуса, Е.Б. Айзенберга, В.Г. Галабурды, В.А. Макеева, Э.А. Мамаева, С.Г. Шагиняна, А.А. Смехова, В.Я. Шульги, Б.И. Шафиркина, А.А. Митаи-швили, С.С. Ушакова, П.В. Куренкова и других ученых.

Разноплановые аспекты проблемы критериальной оценки природоохранных мероприятий, устойчивого развития и управления эколого-экономическими системами исследовались многими экономистами. Научному обоснованию концепции обеспечения экологоэкономической безопасности развития Российской Федерации и ее субъектов посвящены фундаментальные научные работы А.Алтухова, Т.Анопченко, Е.Борисенко, Д.Савон, С.Глазьева, В.Гончарова, Н.Гуськова, В.Загашвили, А.Илларионова, Ю.Корбина, А.Колосова, О.Медведева, Е.Олейникова, О.Романовой, М.Россинской, А.Скопина, Р.Страхова и др.

Разработка инструментария прогнозно-программного обеспечения устойчивого развития объектов экономики нашла отражение в научных публикациях А.Бачурина, С.Григорьева, К.Гусевой, О.Дмитриевой, А.Ефимова, В.Кириченко, В.Лексина, Н.Некрасова, П.Орешина, Н.Пахомовой, К. Рихтера, В. Тамбовцева и др.

Целью исследования является разработка инструментарно-методологического аппарата и инновационных подходов к совершенствованию процесса управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте, а также обоснование комплекса организационно-экономических мер по обеспечению эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий. Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение обширного диапазона задач, объединенных в четыре блока:

- исследовать основные теоретико-концептуальные подходы к определению сущности, взаимосвязи и взаимного влияния составляющих подсистем системы природопользования на

железнодорожном транспорте, определить принципы управления системой, дать оценку экологических и экономических показателей природопользования железнодорожного транспорта как индикаторов обеспечения эколого-экономической безопасности страны;

- обосновать основные направления совершенствования экономической оценки экологической безопасности функционирования железнодорожного транспорта на урбанизированных территориях;

- разработать эконометрическую модель управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте для разработки сценариев влияния железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды и повышения эффективности использования природных ресурсов.

В качестве индикаторов эколого-экономической безопасности могут быть рассмотрены экологические и экономические показатели, характеризующие как природоохранную деятельность предприятий железнодорожного транспорта, так и наличие угроз [9]. К таким показателям относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, водопотребление и водоотведение сточных вод в канализационные сети, отходы производства и потребления объектов системы железнодорожного транспорта, платежи за природопользование. Объекты железнодорожного транспорта в зоне своего функционирования оказывают негативное влияние на компоненты окружающей среды урбанизированных территорий, которые организованы и развиваются по законам сложной системы и представляют собой целенаправленно выделенное из окружающей среды целостное множество, характеризуемое объединяющими его связями и отношениями, и включают элементы естественной природной среды, техногенную среду, в том числе транспортную инфраструктуру урбанизированных территорий, социальную подсистему. Поэтому железнодорожный транспорт и окружающую среду следует рассматривать как единую систему природопользования, элементы которой тесно взаимосвязаны и находятся в неразрывном взаимодействии и взаимном влиянии, обусловленном формой общественных отношений.

Для прогнозирования сценариев развития системы природопользования на железнодорожном транспорте с целью обеспечения эколого-экономической безопасности страны используем метод эконометрического моделирования. В качестве основных математикостатистических методов можно выделить следующие: классическая линейная модель множественной регрессии и классический метод наименьших квадратов; обобщенная линейная модель множественной регрессии и обобщенный метод наименьших квадратов; специальные нелинейные модели регрессии со стохастическими объясняющими переменными, с переменной структурой и с дискретными зависимыми переменными; модели и методы статистического анализа временных рядов; анализ систем одновременных эконометрических уравнений [8].Перечисленные методы составляют математико-статистическую базу эконометрического моделирования, предоставляя разнообразные методы и модели статистического исследования зависимостей, существующих между экономическими показателями. Однако наши экономические исследования относительно разработки эконометрической модели управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте связаны с решением ряда задач, которые требуют применения методов прикладной статистики, выходящих за рамки традиционного эконометрического инструментария. К таким задачам можно отнести следующие: типологизация и кластеризация экономических объектов транспортной системы; построение и анализ целевых функций и интегральных индикаторов; анализ динамики экономического «состояния» транспортной системы [1].

Для формирования сценариев управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте разработана эконометрическая модель на основе следующих положений макроэкономики: потребление транспортных услуг представляет собой возрастающую функцию от имеющегося в наличии дохода; объем инвестиций в транспортную систему представляет собой возрастающую функцию дохода и убывающую функцию характеристики государственного регулирования (дотаций); доход представляет собой сумму потребительских, инвестиционных и государственных закупок транспортных услуг:

.*(1> = а о + а!(*(3) - *(1)) + 5(1), (1)

У2) = Р1Ум(3) + Р2 *(2) + 51(2), (2)

У3) = *(1) + У2) + хг(3) , (3)

где априорные ограничения выражены неравенствами:

0< а1< 1; Р1>0; Р2< 0. (4)

Соотношения (1) - (3) вместе с ограничениями (4) образуют модель, в которой у/^ обозначает потребление услуг региональной подсистемы железнодорожного транспорта; у/2) -инвестиции; у/3) - доход; х/^ - подоходный налог; х/2) - дотации как инструмент государственного регулирования; хг(3) - государственные закупки услуг транспортных перевозок, измеренные в момент времени 1. Присутствие в уравнениях (1) и (2) «остаточных» случайных составляющих 51(1) и 5/2) обусловлено необходимостью учета влияния соответственно на у/^ и у/2) ряда неучтенных факторов. Для рассматриваемой региональной подсистемы железнодорожного транспорта в (1) - (3) потребление у/^, инвестиции у/2) и доход у/3) в текущий момент времени 1 являются эндогенными переменными, а подоходный налог х/1^ дотации как инструмент государственного регулирования х/2) и государственные закупки железнодорожных транспортных услуг х/3) - экзогенные переменные, которые вместе с доходом в предшествующий момент времени уы(3) образуют множество предопределенных переменных.

В интересах охраны окружающей среды в системе природопользования на железнодорожном транспорте предложен и обоснован критерий эколого-экономической оценки управленческих решений для объектов железнодорожного транспорта (экономический показатель экологической безопасности природопользования ЭПЭБпр) в абсолютном и относительном выражении:

ЭПЭБпр = 8 - Б:) - (К/щ + Э/п2 + Р) (5)

где: ЭПЭБпр - экономический показатель экологической безопасности рассматриваемого природопользователя от реализации природоохранных мероприятий; Б1, Б2 - соответственно ущербы окружающей среде, наносимые загрязняющими факторами природопользова-теля до и после реализации природоохранных мероприятий; К-капитальные вложения (инвестиции) природопользователя в соответствующие природоохранные мероприятия; п1 - гарантированный срок реализации природоохранных мероприятий при неизменной их эффективности; Э-эксплуатационные расходы на реализацию соответствующих природоохранных мероприятий; п2 - период обслуживания природоохранных мероприятий; Р - плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее.

Для определения эколого-экономической эффективности природопользования объектов железнодорожного транспорта предложен относительный показатель экологоэкономической безопасности природопользования (КЭБпр), который определяется по формуле:

КЭБпр= ЭПЭБпр / (К/п1 + Э/п2 + Р), (6)

где КЭБпр - показатель эколого-экономической эффективности природопользования на железнодорожном транспорте.

Из формул видно, что, если предотвращенный экономический ущерб окружающей среде от реализации мероприятия по ее защите (Б1- Б2) , окажется больше суммарных затрат на эти мероприятия, включая плату за ее загрязнение (К/п1+Э/п2+Р), то рассматриваемая система железнодорожного транспорта получит экономическую выгоду (ЭПЭБпр>0), следовательно, управленческое решение следует принимать к внедрению. В случае, если (Б1 - Б2) окажется меньше (К/п1 + Э/п2 + Р), предприятие окажется в убытке (ЭПЭБпр <0) и управленческое решение следует отклонить.

Таким образом, эконометрическая модель управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте может быть сформулирована на общем (качественном) уровне, без настройки на конкретные статистические данные (экономические, экологические и социальные) для каждого региона. В этом случае эконометрическая модель будет представлена в виде набора математических соотношений, описывающих природопользование подсистем железнодорожного транспорта на региональном уровне, позволяющих осуществить прогноз их социальных, экологических и экономических показателей и имитацию возможных сценариев экономического развития в процессе принятия управленческих (природоохранных) решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кожевников Р. А., Кочнева Л.Ф., Виноградов Е.В. Макрооценка экономической безопасности на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт, 2007, № 8. - С. 24-

2. Лапидус В.А. Системные вопросы процессного управления безопасностью железнодорожных перевозок // Железнодорожный транспорт, 2010, № 11. - С. 8-11.

3. Перцев А.Н., Паршиков А.В., Андреев Г.П. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт, 2006, № 3. - С. 18-22.

4. Пехтерев Ф. С. Потенциал и стратегические приоритеты развития транспортной инфраструктуры Южного Кавказа и Каспийского региона // Железнодорожный транспорт, 2010, № 11. - С. 23-26.

5. Резер А.В. Логистика и экономическая безопасность // Железнодорожный транспорт, 2011, № 11. - С. 67-70.

6. Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики, 2009, № 1. - С. 98-101.

7. Толпышева С.В., Лялькина Г.Б. Моделирование процессов управления безопасностью при подготовке специалистов // Железнодорожный транспорт, 2011, № 11. - С.

8. Тришкин Е.М. Повременный принцип использования инфраструктуры железных дорог и условия его реализации // Железнодорожный транспорт, 2010, № 12. - С. 59-66.

9. Федораев С.В. К вопросу об определении понятия «экономическая безопасность страны» как научного термина // Вестник ИГПС, 2009, № 3. - http: // vestnik. igps. ru / wp -content / uploads /V2 / 15. pdf

30.

60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.