Кузина Елена Леонидовна
Cousin Elena Leonidovna Ростовский государственный строительный университет
Rostov state University of construction Доцент / associate Professor E-mail: [email protected]
Эконометрическое моделирование природопользования на железнодорожном транспорте
Ekonometricheskal modeling of environmental management on railway transport
Аннотация: В статье рассмотрено значение природопользования на железнодорожном транспорте для обеспечения эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий. Приведена эконометрическая модель управления развитием системы природопользования и предложен показатель эколого-экономической оценки и обоснования управленческих решений для разработки сценариев природоохранной деятельности объектов железнодорожного транспорта.
The Abstract: Value of environmental management on railway transport for ensuring ekologo-economic safety of the urbanized territories is considered. The ekonometrichesky model of management is given by development of system of environmental management and the indicator of an ekologo-economic assessment and justification of administrative decisions for development of scenarios of nature protection activity of objects of railway transport is offered.
Ключевые слова: Природопользование, железнодорожный транспорт, управление, система, окружающая среда.
Keywords: Management of natural resources, railway transportation, management, system, environment.
* * *
В процессе функционирования железнодорожный транспорт, являясь источником повышенной опасности, оказывает существенное влияние на окружающую среду, загрязняет ее и наносит ущерб. Разработка инструментария управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте нацелено на поддержание всеобщей заинтересованности в уменьшении загрязнения и возможного ущерба окружающей среде с целью обеспечения эколого-экономической безопасности страны[4].
Фундаментальные исследования по проблемам охраны и улучшения состояния окружающей среды, называемые в настоящее время экологическими, производятся практически во всех отраслях современной науки и имеют взаимосвязанный характер, так как их общий предмет исследований - целостная природная среда [7]. Рассмотрение железнодорожного транспорта как объекта, обеспечивающего жизнедеятельность общества и воздействующего на окружающую среду, предопределило необходимость совершенствования управления развитием экологического направления на железнодорожном транспорте [3].
Исследуемая проблема предполагает всесторонний анализ современных экономических исследований в вопросах управления развитием эколого-экономических систем природопользования, методов их экономико-математического моделирования, социальноэкономических и экономико-экологических проблем устойчивого развития железнодорожного транспорта [5]. Анализ монографической и периодической литературы по данной проблематике показал, что в целом научные публикации по вопросам оценки и регулирования эколо-го-экономических систем природопользования на железнодорожном транспорте весьма разнообразны по подходам и охватывают широкий и разнообразный круг проблем.
Основу научного обоснования развития природопользования на железнодорожном транспорте составляет разработка методологии и методики управления развитием экологоэкономической системы на железнодорожном транспорте в направлении повышения экономической эффективности использования природных ресурсов и совершенствования оценки управленческих решений по обеспечению эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий. Главная социо-эколого-экономическая цель развития железнодорожного транспорта заключается в удовлетворении потребностей в объемах и качестве транспортного обслуживания в условиях охраны окружающей среды. Важнейшей характеристикой качества функционирования железнодорожного транспорта является улучшение состояния окружающей среды и повышение экономической эффективности природопользования [6]. Эти индикаторы следует использовать в дальнейшем в системах размещения производства, транспортных узлов, обслуживающих производств, компенсации убытков при совместной эксплуатации транспортных объектов на основе различных форм кооперации на урбанизированных территориях [2].
Проблемам развития отдельных видов транспорта и транспортных систем посвящены труды: И.В. Белова, О.В. Белого, В.А. Персианова, А.В. Комарова, Н.П. Терёшиной, М.Ф. Трихункова, А.Г. Захарова, Б.М. Лапидуса, Е.Б. Айзенберга, В.Г. Галабурды, В.А. Макеева, Э.А. Мамаева, С.Г. Шагиняна, А.А. Смехова, В.Я. Шульги, Б.И. Шафиркина, А.А. Митаи-швили, С.С. Ушакова, П.В. Куренкова и других ученых.
Разноплановые аспекты проблемы критериальной оценки природоохранных мероприятий, устойчивого развития и управления эколого-экономическими системами исследовались многими экономистами. Научному обоснованию концепции обеспечения экологоэкономической безопасности развития Российской Федерации и ее субъектов посвящены фундаментальные научные работы А.Алтухова, Т.Анопченко, Е.Борисенко, Д.Савон, С.Глазьева, В.Гончарова, Н.Гуськова, В.Загашвили, А.Илларионова, Ю.Корбина, А.Колосова, О.Медведева, Е.Олейникова, О.Романовой, М.Россинской, А.Скопина, Р.Страхова и др.
Разработка инструментария прогнозно-программного обеспечения устойчивого развития объектов экономики нашла отражение в научных публикациях А.Бачурина, С.Григорьева, К.Гусевой, О.Дмитриевой, А.Ефимова, В.Кириченко, В.Лексина, Н.Некрасова, П.Орешина, Н.Пахомовой, К. Рихтера, В. Тамбовцева и др.
Целью исследования является разработка инструментарно-методологического аппарата и инновационных подходов к совершенствованию процесса управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте, а также обоснование комплекса организационно-экономических мер по обеспечению эколого-экономической безопасности урбанизированных территорий. Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение обширного диапазона задач, объединенных в четыре блока:
- исследовать основные теоретико-концептуальные подходы к определению сущности, взаимосвязи и взаимного влияния составляющих подсистем системы природопользования на
железнодорожном транспорте, определить принципы управления системой, дать оценку экологических и экономических показателей природопользования железнодорожного транспорта как индикаторов обеспечения эколого-экономической безопасности страны;
- обосновать основные направления совершенствования экономической оценки экологической безопасности функционирования железнодорожного транспорта на урбанизированных территориях;
- разработать эконометрическую модель управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте для разработки сценариев влияния железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды и повышения эффективности использования природных ресурсов.
В качестве индикаторов эколого-экономической безопасности могут быть рассмотрены экологические и экономические показатели, характеризующие как природоохранную деятельность предприятий железнодорожного транспорта, так и наличие угроз [9]. К таким показателям относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, водопотребление и водоотведение сточных вод в канализационные сети, отходы производства и потребления объектов системы железнодорожного транспорта, платежи за природопользование. Объекты железнодорожного транспорта в зоне своего функционирования оказывают негативное влияние на компоненты окружающей среды урбанизированных территорий, которые организованы и развиваются по законам сложной системы и представляют собой целенаправленно выделенное из окружающей среды целостное множество, характеризуемое объединяющими его связями и отношениями, и включают элементы естественной природной среды, техногенную среду, в том числе транспортную инфраструктуру урбанизированных территорий, социальную подсистему. Поэтому железнодорожный транспорт и окружающую среду следует рассматривать как единую систему природопользования, элементы которой тесно взаимосвязаны и находятся в неразрывном взаимодействии и взаимном влиянии, обусловленном формой общественных отношений.
Для прогнозирования сценариев развития системы природопользования на железнодорожном транспорте с целью обеспечения эколого-экономической безопасности страны используем метод эконометрического моделирования. В качестве основных математикостатистических методов можно выделить следующие: классическая линейная модель множественной регрессии и классический метод наименьших квадратов; обобщенная линейная модель множественной регрессии и обобщенный метод наименьших квадратов; специальные нелинейные модели регрессии со стохастическими объясняющими переменными, с переменной структурой и с дискретными зависимыми переменными; модели и методы статистического анализа временных рядов; анализ систем одновременных эконометрических уравнений [8].Перечисленные методы составляют математико-статистическую базу эконометрического моделирования, предоставляя разнообразные методы и модели статистического исследования зависимостей, существующих между экономическими показателями. Однако наши экономические исследования относительно разработки эконометрической модели управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте связаны с решением ряда задач, которые требуют применения методов прикладной статистики, выходящих за рамки традиционного эконометрического инструментария. К таким задачам можно отнести следующие: типологизация и кластеризация экономических объектов транспортной системы; построение и анализ целевых функций и интегральных индикаторов; анализ динамики экономического «состояния» транспортной системы [1].
Для формирования сценариев управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте разработана эконометрическая модель на основе следующих положений макроэкономики: потребление транспортных услуг представляет собой возрастающую функцию от имеющегося в наличии дохода; объем инвестиций в транспортную систему представляет собой возрастающую функцию дохода и убывающую функцию характеристики государственного регулирования (дотаций); доход представляет собой сумму потребительских, инвестиционных и государственных закупок транспортных услуг:
.*(1> = а о + а!(*(3) - *(1)) + 5(1), (1)
У2) = Р1Ум(3) + Р2 *(2) + 51(2), (2)
У3) = *(1) + У2) + хг(3) , (3)
где априорные ограничения выражены неравенствами:
0< а1< 1; Р1>0; Р2< 0. (4)
Соотношения (1) - (3) вместе с ограничениями (4) образуют модель, в которой у/^ обозначает потребление услуг региональной подсистемы железнодорожного транспорта; у/2) -инвестиции; у/3) - доход; х/^ - подоходный налог; х/2) - дотации как инструмент государственного регулирования; хг(3) - государственные закупки услуг транспортных перевозок, измеренные в момент времени 1. Присутствие в уравнениях (1) и (2) «остаточных» случайных составляющих 51(1) и 5/2) обусловлено необходимостью учета влияния соответственно на у/^ и у/2) ряда неучтенных факторов. Для рассматриваемой региональной подсистемы железнодорожного транспорта в (1) - (3) потребление у/^, инвестиции у/2) и доход у/3) в текущий момент времени 1 являются эндогенными переменными, а подоходный налог х/1^ дотации как инструмент государственного регулирования х/2) и государственные закупки железнодорожных транспортных услуг х/3) - экзогенные переменные, которые вместе с доходом в предшествующий момент времени уы(3) образуют множество предопределенных переменных.
В интересах охраны окружающей среды в системе природопользования на железнодорожном транспорте предложен и обоснован критерий эколого-экономической оценки управленческих решений для объектов железнодорожного транспорта (экономический показатель экологической безопасности природопользования ЭПЭБпр) в абсолютном и относительном выражении:
ЭПЭБпр = 8 - Б:) - (К/щ + Э/п2 + Р) (5)
где: ЭПЭБпр - экономический показатель экологической безопасности рассматриваемого природопользователя от реализации природоохранных мероприятий; Б1, Б2 - соответственно ущербы окружающей среде, наносимые загрязняющими факторами природопользова-теля до и после реализации природоохранных мероприятий; К-капитальные вложения (инвестиции) природопользователя в соответствующие природоохранные мероприятия; п1 - гарантированный срок реализации природоохранных мероприятий при неизменной их эффективности; Э-эксплуатационные расходы на реализацию соответствующих природоохранных мероприятий; п2 - период обслуживания природоохранных мероприятий; Р - плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее.
Для определения эколого-экономической эффективности природопользования объектов железнодорожного транспорта предложен относительный показатель экологоэкономической безопасности природопользования (КЭБпр), который определяется по формуле:
КЭБпр= ЭПЭБпр / (К/п1 + Э/п2 + Р), (6)
где КЭБпр - показатель эколого-экономической эффективности природопользования на железнодорожном транспорте.
Из формул видно, что, если предотвращенный экономический ущерб окружающей среде от реализации мероприятия по ее защите (Б1- Б2) , окажется больше суммарных затрат на эти мероприятия, включая плату за ее загрязнение (К/п1+Э/п2+Р), то рассматриваемая система железнодорожного транспорта получит экономическую выгоду (ЭПЭБпр>0), следовательно, управленческое решение следует принимать к внедрению. В случае, если (Б1 - Б2) окажется меньше (К/п1 + Э/п2 + Р), предприятие окажется в убытке (ЭПЭБпр <0) и управленческое решение следует отклонить.
Таким образом, эконометрическая модель управления развитием системы природопользования на железнодорожном транспорте может быть сформулирована на общем (качественном) уровне, без настройки на конкретные статистические данные (экономические, экологические и социальные) для каждого региона. В этом случае эконометрическая модель будет представлена в виде набора математических соотношений, описывающих природопользование подсистем железнодорожного транспорта на региональном уровне, позволяющих осуществить прогноз их социальных, экологических и экономических показателей и имитацию возможных сценариев экономического развития в процессе принятия управленческих (природоохранных) решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кожевников Р. А., Кочнева Л.Ф., Виноградов Е.В. Макрооценка экономической безопасности на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт, 2007, № 8. - С. 24-
2. Лапидус В.А. Системные вопросы процессного управления безопасностью железнодорожных перевозок // Железнодорожный транспорт, 2010, № 11. - С. 8-11.
3. Перцев А.Н., Паршиков А.В., Андреев Г.П. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт, 2006, № 3. - С. 18-22.
4. Пехтерев Ф. С. Потенциал и стратегические приоритеты развития транспортной инфраструктуры Южного Кавказа и Каспийского региона // Железнодорожный транспорт, 2010, № 11. - С. 23-26.
5. Резер А.В. Логистика и экономическая безопасность // Железнодорожный транспорт, 2011, № 11. - С. 67-70.
6. Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики, 2009, № 1. - С. 98-101.
7. Толпышева С.В., Лялькина Г.Б. Моделирование процессов управления безопасностью при подготовке специалистов // Железнодорожный транспорт, 2011, № 11. - С.
8. Тришкин Е.М. Повременный принцип использования инфраструктуры железных дорог и условия его реализации // Железнодорожный транспорт, 2010, № 12. - С. 59-66.
9. Федораев С.В. К вопросу об определении понятия «экономическая безопасность страны» как научного термина // Вестник ИГПС, 2009, № 3. - http: // vestnik. igps. ru / wp -content / uploads /V2 / 15. pdf
30.
60-62.