Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростковый возраст / самоотношение / мотивация аффилиации / adolescence / self-attitude / motivation of affiliation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Алина Анатольевна

В статье представлено изучение особенностей самоотношения и мотивации аффилиации в подростковом возрасте. При помощи процедуры факторного анализа выявлена структура самоотношения подростков – оценочное самоотношение, эмоционально-оценочное самоотношение, самоуничижение. Представлены результаты диагностики мотивации аффилиации подростков. При помощи процедуры корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между компонентами самоотношения и мотивации аффилиации подростков. Проведенное исследование может быть полезно для родителей и всех категорий специалистов, работающих с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF SELF-ATTITUDE AND MOTIVATION OF AFFILIATION IN ADOLESCENCE

The article presents the study of the peculiarities of self-attitude and motivation of affiliation in adolescence. Using the factor analysis procedure, the structure of adolescents' self–attitude was revealed – evaluative self-attitude, emotional-evaluative self-attitude, self-deprecation. The results of diagnostics of motivation of affiliation of adolescents are presented. Using the correlation analysis procedure, the relationship between the components of self-attitude and motivation of affiliation of adolescents was revealed. The conducted research can be useful for parents and all categories of professionals working with adolescents.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGY

УДК 159.9.072.43

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Алексеева А. А.

старший преподаватель

Псковский государственный университет

Псков, Россия

Аннотация. В статье представлено изучение особенностей самоотношения и мотивации аффилиации в подростковом возрасте. При помощи процедуры факторного анализа выявлена структура самоотношения подростков - оценочное самоотношение, эмоционально-оценочное самоотношение, самоуничижение. Представлены результаты диагностики мотивации аффилиации подростков. При помощи процедуры корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между компонентами самоотношения и мотивации аффилиации подростков. Проведенное исследование может быть полезно для родителей и всех категорий специалистов, работающих с подростками. Ключевые слова: подростковый возраст, самоотношение, мотивация аффилиации.

THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF SELF-ATTITUDE AND MOTIVATION OF AFFILIATION IN ADOLESCENCE

Alekseeva A. A.

Senior Lecturer Pskov State University Pskov, Russia

Abstract. The article presents the study of the peculiarities of self-attitude and motivation of affiliation in adolescence. Using the factor analysis procedure, the structure of adolescents' self-attitude was revealed - evaluative self-attitude, emotional-evaluative self-attitude, self-deprecation. The results of diagnostics of motivation of affiliation of adolescents are presented. Using the correlation analysis procedure, the relationship between the components of self-attitude and motivation of affiliation of adolescents was revealed. The conducted research can be useful for parents and all categories of professionals working with adolescents. Keywords: adolescence, self-attitude, motivation of affiliation.

Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этот период в сфере самосознания подростка происходят фундаментальные изменения, имеющие кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. В подростковом возрасте вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения подростка, играет значимую роль в установлении межличностных отношений, в способах формирования и разрешения критических ситуаций. Ведущую роль самоотношения в функционировании личности отмечают такие отечественные психологи,

как Л. С. Выготский, И. С. Кон, Л. А Регуш и др. Подростки хотят быть любимыми и признанными, базовой для становления личности становится потребность в общении. С одной стороны, подросток хочет быть как все, с другой - пытается занять свою позицию среди сверстников и отстоять свою уникальность. Общение в подростковом возрасте основывается в значительной степени на мотиве аффилиации. Как отмечает Д. Майерс: «Человек - социальное существо, самой природой предназначенное для того, чтобы создавать связи с другими людьми» [4, с. 539].

Научная новизна исследования состоит в следующем: проведено специальное исследование, позволившее выявить взаимосвязь между компонентами самоотношения и мотивом аффилиации в подростковом возрасте.

Цель исследования - выявить особенности самоотношения и мотивации аффилиации в подростковом возрасте.

Методы исследования: методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева, опросник аффилиации А. Мехрабиана, факторный анализ, корреляционный анализ. В исследовании приняли 40 подростков 13-14 лет.

Для выявления структуры самоотношения подростков использовалась методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования. В результате первичной факторизации выделилось 3 фактора (таблица 1).

Таблица 1 - Структура самоотношения подростков, выделенная в результате факторного анализа

Название фактора Переменные и факторная нагрузка

1 фактор. Оценочное самоотношение (31,2%) Закрытость (0,819); самоуверенность (0,649), саморуководство (0,483), отраженное самоотношение (0,454).

2 фактор. Эмоционально-оценочное самоотношение (15,2%) Самоценность (0,732); самопривязанность (0,665), самопринятие (0,551).

3 фактор. Самоуничижение (12,2%) Внутренняя конфликтность (0,907); самообвинение (0, 832).

1 фактор. «Оценочное самоотношение». Совокупность значений шкал, вошедших в данный фактор, выражает оценку собственного «Я» испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности и социальному одобрению.

Исследование данного фактора показало, что для 13,3% подростков характерна закрытость, они не желают выдавать информацию о себе. Им свойственно высокое самомнение и самоуверенность, они считают, что их судьба находится в их собственных руках. Они убеждены, что их личностные особенности и деятельность вызывают у других уважение и одобрение.

У 42,3% подростков отмечается избирательное отношение окружающих к себе, в привычных ситуациях сохраняется работоспособность, личный контроль, но при неожиданном появлении трудностей могут нарастать беспокойство и тревога.

44,4% испытуемых свойственна повышенная рефлексивность и критичность. Они неудовлетворенны собой и своими возможностями, отсутствуют тенденции поиска причины поступков и результатов в самом себе.

2 фактор. «Эмоционально-оценочное самоотношение». Шкалы, вошедшие в данный фактор, отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я».

Исследование данного фактора показало, что для 15,6% подростков характерна заинтересованность в собственном «Я», ощущение ценности собственной личности, любовь к себе. Прослеживается согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, безусловное принятию себя таким, какой есть, пусть даже и с некоторыми недостатками.

У 22,2% отмечается избирательное отношение к себе, они склонны высоко оценивать ряд своих качеств, другие же качества зачастую недооцениваются, замечания со стороны окружающих могут вызывать ощущение личной несостоятельности.

62,2% испытуемых сомневаются в ценности собственной личности, им характерна потеря интереса к своему внутреннему миру, недостаточное самопринятие, что может являться важным симптомом внутренней дезадаптации.

3 фактор. «Самоуничижение». В данный фактор вошли шкалы внутренняя конфликтность и самообвинение.

У 17,8% испытуемых отмечается наличие сомнений, внутренних конфликтов, несогласие с собой, которое сопровождается переживанием чувства вины. Рефлексия протекает на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить.

У 33,3% испытуемых отношение к себе зависят от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях наблюдается положительное отношение к себе, высокая оценка своих достижений и признание своих достоинств, но неожиданно возникающие трудности могут способствовать недооценке собственных успехов.

У 48,9% подростков низкие значения, что свидетельствует о положительном отношении к себе, они полностью отрицают проблемы, закрыты и самодоволны.

Результаты исследования по данной методике показали, что для большинства подростков характерен низкий уровень самоотношения, рефлексивный анализ проводится с самопристрастием, наблюдается всплеск самокритичности, в результате чего выявляются собственные негативные черты характера, аффективные переживания по поводу собственных отрицательных черт. Можно полагать, что рефлексивное отношение к жизни способствует ориентации Я-концепции на наиболее значимые жизненные ценности.

Измерение мотивации аффилиации проводилось с помощью теста-опросника мотивации аффиляции А. Мехрабиана по двум шкалам - стремление к принятию и страх отвержения.

Мотив «стремление к принятию» наблюдается у 37% подростков. Для них характерно стремление к людям, принятию, сближению, что необходимо для всестороннего развития личности и удовольствия.

Мотив «страх отвержения» отмечен у 63% подростков. Для них свойственна низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению. Другими словами, эта группа подростков не очень нуждается в взаимопонимании при общении, но боится, что общение не состоится.

Таким образом, у большего числа подростков низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению: в большинстве ситуаций потребность в аффилиации остается неудовлетворенной или же вовсе отвергается. Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют, что современные подростки в большей мере ориентируются на оценку себя другими людьми, чем на самооценку.

Для изучения характера взаимодействия самоотношения и мотивации аффилиации полученные в ходе исследования данные были подвергнуты корреляционному анализу с помощью критерия линейной корреляции Пирсона. Рассмотрим наиболее показательные взаимосвязи между переменными (таблица 2).

Таблица 2 - Корреляционные связи между самоотношением и мотивацией аффилиации

Взаимосвязанные факторы Коэффициент корреляции Уровень значимости

Оценочное самоотношение - самоуничижение 0,178 0,05

Оценочное самоотношение - страх отвержения - 0,242 0,01

Мир науки и мысли. The World of Science and Ideas. 2023. № 4 Психологические науки

Psychology 96

Самоуничижение - страх отвержения - 0,179 0,05

Эмоционально-оценочное самоотношение -стремление к принятию 0,354 0,01

Имеются значимые взаимосвязи между оценочным самоотношением, самоуничижением и страхом отвержения. Подростки с повышенной рефлексивностью и критичностью неудовлетворены собой и своими возможностями, неспособны противостоять судьбе, плохой саморегуляции, отсутствуют тенденции поиска причины поступков и результатов в самом себе. Характерно отрицание проблем, закрытость, самодовольство. Для них свойственна низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению: в большинстве ситуаций потребность в аффилиации остается неудовлетворенной или же вовсе отвергается.

Имеются значимые прямо пропорциональные взаимосвязи между эмоционально-оценочным самоотношением и стремлением к принятию. У подростков, которым характерна заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности прослеживается дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное, безусловное принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Для них характерно стремление к людям, принятию, сближению, что необходимо для всестороннего развития личности и удовольствия.

Таким образом, проведенное исследование показало тесную связь между самоотношением и мотивом аффилиации в подростковом возрасте. Происходит развитие и укрепления уверенности в себе, начинается бурное развитие рефлексии с самопристрастием, анализ своего поведения. Подростки в большей мере ориентируются на оценку себя другими людьми, чем на самооценку. Самоотношение и аффилиация подростков приобретают неустойчивый характер, которым свойственно меняться под влиянием различных факторов. Проведенное исследование может быть полезно для родителей и всех категорий специалистов, работающих с подростками.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2005. 671 с.

2. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. : Просвещение, 1979. 90 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : Питер, 2010. 794 с.

4. Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С.57-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.