ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGY
УДК 159.9.072.43
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Алексеева А. А.
старший преподаватель
Псковский государственный университет
Псков, Россия
Аннотация. В статье представлено изучение особенностей самоотношения и мотивации аффилиации в подростковом возрасте. При помощи процедуры факторного анализа выявлена структура самоотношения подростков - оценочное самоотношение, эмоционально-оценочное самоотношение, самоуничижение. Представлены результаты диагностики мотивации аффилиации подростков. При помощи процедуры корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между компонентами самоотношения и мотивации аффилиации подростков. Проведенное исследование может быть полезно для родителей и всех категорий специалистов, работающих с подростками. Ключевые слова: подростковый возраст, самоотношение, мотивация аффилиации.
THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF SELF-ATTITUDE AND MOTIVATION OF AFFILIATION IN ADOLESCENCE
Alekseeva A. A.
Senior Lecturer Pskov State University Pskov, Russia
Abstract. The article presents the study of the peculiarities of self-attitude and motivation of affiliation in adolescence. Using the factor analysis procedure, the structure of adolescents' self-attitude was revealed - evaluative self-attitude, emotional-evaluative self-attitude, self-deprecation. The results of diagnostics of motivation of affiliation of adolescents are presented. Using the correlation analysis procedure, the relationship between the components of self-attitude and motivation of affiliation of adolescents was revealed. The conducted research can be useful for parents and all categories of professionals working with adolescents. Keywords: adolescence, self-attitude, motivation of affiliation.
Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этот период в сфере самосознания подростка происходят фундаментальные изменения, имеющие кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. В подростковом возрасте вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения подростка, играет значимую роль в установлении межличностных отношений, в способах формирования и разрешения критических ситуаций. Ведущую роль самоотношения в функционировании личности отмечают такие отечественные психологи,
как Л. С. Выготский, И. С. Кон, Л. А Регуш и др. Подростки хотят быть любимыми и признанными, базовой для становления личности становится потребность в общении. С одной стороны, подросток хочет быть как все, с другой - пытается занять свою позицию среди сверстников и отстоять свою уникальность. Общение в подростковом возрасте основывается в значительной степени на мотиве аффилиации. Как отмечает Д. Майерс: «Человек - социальное существо, самой природой предназначенное для того, чтобы создавать связи с другими людьми» [4, с. 539].
Научная новизна исследования состоит в следующем: проведено специальное исследование, позволившее выявить взаимосвязь между компонентами самоотношения и мотивом аффилиации в подростковом возрасте.
Цель исследования - выявить особенности самоотношения и мотивации аффилиации в подростковом возрасте.
Методы исследования: методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева, опросник аффилиации А. Мехрабиана, факторный анализ, корреляционный анализ. В исследовании приняли 40 подростков 13-14 лет.
Для выявления структуры самоотношения подростков использовалась методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования. В результате первичной факторизации выделилось 3 фактора (таблица 1).
Таблица 1 - Структура самоотношения подростков, выделенная в результате факторного анализа
Название фактора Переменные и факторная нагрузка
1 фактор. Оценочное самоотношение (31,2%) Закрытость (0,819); самоуверенность (0,649), саморуководство (0,483), отраженное самоотношение (0,454).
2 фактор. Эмоционально-оценочное самоотношение (15,2%) Самоценность (0,732); самопривязанность (0,665), самопринятие (0,551).
3 фактор. Самоуничижение (12,2%) Внутренняя конфликтность (0,907); самообвинение (0, 832).
1 фактор. «Оценочное самоотношение». Совокупность значений шкал, вошедших в данный фактор, выражает оценку собственного «Я» испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности и социальному одобрению.
Исследование данного фактора показало, что для 13,3% подростков характерна закрытость, они не желают выдавать информацию о себе. Им свойственно высокое самомнение и самоуверенность, они считают, что их судьба находится в их собственных руках. Они убеждены, что их личностные особенности и деятельность вызывают у других уважение и одобрение.
У 42,3% подростков отмечается избирательное отношение окружающих к себе, в привычных ситуациях сохраняется работоспособность, личный контроль, но при неожиданном появлении трудностей могут нарастать беспокойство и тревога.
44,4% испытуемых свойственна повышенная рефлексивность и критичность. Они неудовлетворенны собой и своими возможностями, отсутствуют тенденции поиска причины поступков и результатов в самом себе.
2 фактор. «Эмоционально-оценочное самоотношение». Шкалы, вошедшие в данный фактор, отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я».
Исследование данного фактора показало, что для 15,6% подростков характерна заинтересованность в собственном «Я», ощущение ценности собственной личности, любовь к себе. Прослеживается согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, безусловное принятию себя таким, какой есть, пусть даже и с некоторыми недостатками.
У 22,2% отмечается избирательное отношение к себе, они склонны высоко оценивать ряд своих качеств, другие же качества зачастую недооцениваются, замечания со стороны окружающих могут вызывать ощущение личной несостоятельности.
62,2% испытуемых сомневаются в ценности собственной личности, им характерна потеря интереса к своему внутреннему миру, недостаточное самопринятие, что может являться важным симптомом внутренней дезадаптации.
3 фактор. «Самоуничижение». В данный фактор вошли шкалы внутренняя конфликтность и самообвинение.
У 17,8% испытуемых отмечается наличие сомнений, внутренних конфликтов, несогласие с собой, которое сопровождается переживанием чувства вины. Рефлексия протекает на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить.
У 33,3% испытуемых отношение к себе зависят от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях наблюдается положительное отношение к себе, высокая оценка своих достижений и признание своих достоинств, но неожиданно возникающие трудности могут способствовать недооценке собственных успехов.
У 48,9% подростков низкие значения, что свидетельствует о положительном отношении к себе, они полностью отрицают проблемы, закрыты и самодоволны.
Результаты исследования по данной методике показали, что для большинства подростков характерен низкий уровень самоотношения, рефлексивный анализ проводится с самопристрастием, наблюдается всплеск самокритичности, в результате чего выявляются собственные негативные черты характера, аффективные переживания по поводу собственных отрицательных черт. Можно полагать, что рефлексивное отношение к жизни способствует ориентации Я-концепции на наиболее значимые жизненные ценности.
Измерение мотивации аффилиации проводилось с помощью теста-опросника мотивации аффиляции А. Мехрабиана по двум шкалам - стремление к принятию и страх отвержения.
Мотив «стремление к принятию» наблюдается у 37% подростков. Для них характерно стремление к людям, принятию, сближению, что необходимо для всестороннего развития личности и удовольствия.
Мотив «страх отвержения» отмечен у 63% подростков. Для них свойственна низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению. Другими словами, эта группа подростков не очень нуждается в взаимопонимании при общении, но боится, что общение не состоится.
Таким образом, у большего числа подростков низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению: в большинстве ситуаций потребность в аффилиации остается неудовлетворенной или же вовсе отвергается. Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют, что современные подростки в большей мере ориентируются на оценку себя другими людьми, чем на самооценку.
Для изучения характера взаимодействия самоотношения и мотивации аффилиации полученные в ходе исследования данные были подвергнуты корреляционному анализу с помощью критерия линейной корреляции Пирсона. Рассмотрим наиболее показательные взаимосвязи между переменными (таблица 2).
Таблица 2 - Корреляционные связи между самоотношением и мотивацией аффилиации
Взаимосвязанные факторы Коэффициент корреляции Уровень значимости
Оценочное самоотношение - самоуничижение 0,178 0,05
Оценочное самоотношение - страх отвержения - 0,242 0,01
Мир науки и мысли. The World of Science and Ideas. 2023. № 4 Психологические науки
Psychology 96
Самоуничижение - страх отвержения - 0,179 0,05
Эмоционально-оценочное самоотношение -стремление к принятию 0,354 0,01
Имеются значимые взаимосвязи между оценочным самоотношением, самоуничижением и страхом отвержения. Подростки с повышенной рефлексивностью и критичностью неудовлетворены собой и своими возможностями, неспособны противостоять судьбе, плохой саморегуляции, отсутствуют тенденции поиска причины поступков и результатов в самом себе. Характерно отрицание проблем, закрытость, самодовольство. Для них свойственна низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению: в большинстве ситуаций потребность в аффилиации остается неудовлетворенной или же вовсе отвергается.
Имеются значимые прямо пропорциональные взаимосвязи между эмоционально-оценочным самоотношением и стремлением к принятию. У подростков, которым характерна заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности прослеживается дружеское отношение к себе, согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное, безусловное принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Для них характерно стремление к людям, принятию, сближению, что необходимо для всестороннего развития личности и удовольствия.
Таким образом, проведенное исследование показало тесную связь между самоотношением и мотивом аффилиации в подростковом возрасте. Происходит развитие и укрепления уверенности в себе, начинается бурное развитие рефлексии с самопристрастием, анализ своего поведения. Подростки в большей мере ориентируются на оценку себя другими людьми, чем на самооценку. Самоотношение и аффилиация подростков приобретают неустойчивый характер, которым свойственно меняться под влиянием различных факторов. Проведенное исследование может быть полезно для родителей и всех категорий специалистов, работающих с подростками.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2005. 671 с.
2. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. : Просвещение, 1979. 90 с.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб. : Питер, 2010. 794 с.
4. Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С.57-65.