Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
725
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / АФФИЛИАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / SUBCULTURE / TEENAGE YEARS / SELF-EXPRESSION / AFFILIATION / ADAPTATION / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хуснутдинова Резида Рустамовна, Хакимова Наиля Газизовна

Рассматриваются психологические особенности подросткового возраста. С целью управления процессом социализации подрастающего поколения и построения линии профилактики необходимо знание подростковой среды. Среди подростков выделены максимально распространенные субкультуры. Проведен сравнительный анализ психологических характеристик подростков, принадлежащих к субкультурам «оффники» и «геймеры». Выявлены различия в самооценке межличностных отношений, мотивации аффилиации, агрессивности и социально-психологической адаптированности между подростками. Поведение оффников чаще всего характеризуется или уходом от проблем, или склонностью к подчинению. Анализ агрессивности подростков показал, что геймерам более свойственны негативизм и обидчивость, у оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия, также подозрительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF REPRESENTATIVES OF DIFFERENT ADOLESCENT SUBCULTURES

The paper discusses the psychological characteristics of adolescence. In order to manage the process of socialization of adolescents and build a prevention line, knowledge of the school environment is necessary. The most common subcultures in the adolescent environment are highlighted. A comparative analysis of the psychological characteristics of adolescents belonging to different subcultures is carried out. Differences in self-assessment of interpersonal relationships, motivation for affiliation, aggressiveness and socio-psychological adaptation among adolescents were revealed.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР»

УДК 159.922

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.3.8

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР

P.P. Хуснутдинова1, Н.Г. Хакимова 2

12Набережночелнинский государственный педагогический университет Российская Федерация, 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 28 1 E-mail: rezida.81@mail.ru 2E-mail: 340268@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются психологические особенности подросткового возраста. С целью управления процессом социализации подрастающего поколения и построения линии профилактики необходимо знание подростковой среды. Среди подростков выделены максимально распространенные субкультуры. Проведен сравнительный анализ психологических характеристик подростков, принадлежащих к субкультурам «оффники» и «геймеры». Выявлены различия в самооценке межличностных отношений, мотивации аффилиации, агрессивности и социально-психологической адаптированности между подростками. Поведение оффников чаще всего характеризуется или уходом от проблем, или склонностью к подчинению. Анализ агрессивности подростков показал, что геймерам более свойственны негативизм и обидчивость, у оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия, также подозрительность.

Ключевые слова: субкультура, подростковый возраст, самовыражение, аффи-лиация, адаптация, агрессивность.

Введение

В конце XX века в мире появляются объединения людей, чьи ценности, нормы поведения, образ жизни и социокультурные действия не совпадают с рамками традиционной культуры. Субкультура - это некое культурное пространство в обществе, которое наделено правом на самовыражение. Проблема субкультур всегда актуальна, потому что функционирование любого общества зависит от его молодежи, а именно подростков. Поэтому особенно важно исследовать их настроение и поведение, отчетливо проявляющиеся в подростковых субкультурах [1, 2].

1 Хуснутдинова Резида Рустамовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психолого-педагогическое образование».

2 Хакимова Наиля Газизовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика».

Подростковые неформальные объединения позволяют определить нравственную, идеологическую и социально-психологическую ситуацию в обществе. Их называют неформальными, потому что они не соответствуют обычным правилам поведения. Спецификой неформальных объединений является добровольное вступление в них и поддержание постоянного интереса к конкретной идее, приверженность единым взглядам и убеждениям, готовность действовать в соответствии с ценностями данной группы. Поэтому необходимо иметь представление о данном феномене и быть готовым к общению с представителями различных подростковых субкультур [3, 4].

Подростковый возраст сопровождается рядом как физиологических, так и психологических изменений. Присоединение к неформальной группе происходит в старшем школьном возрасте, то есть в тот период, когда подросток наиболее сконцентрирован на внутреннем мире, на поиске своей индивидуальности. Именно в старшем школьном возрасте возрастает потребность в самоопределении, самоактуализации, самоутверждении и саморазвитии. Вместе с тем в поведении подростков много противоречий: стремление к индивидуальности - желание быть похожим на остальных, независимость от авторитетов - подражание другим, потребность в общении - уход от социального мира. Подростковая субкультура прежде всего направлена на поиски себя, и в то же время - это попытка сбежать от внешнего мира, противопоставление себя миру взрослых [5, 6].

1. Обзор литературы

Вступление подростка в субкультуру - естественно и нормально для данного периода жизни. Мотивом является желание выделиться из общества. Поэтому зачастую подростки становятся частью субкультуры не из-за определенной идеологии или концепции неформальной группы, а из-за желания стать носителем неких атрибутов (прическа, одежда, место встреч, стиль поведения) и влиться в общество сверстников, приобрести статус. Принадлежность к субкультуре помогает подростку найти свое место в обществе, приобрести навыки социального взаимодействия, получить авторитет и одобрение со стороны сверстников, то есть играет роль в социализации личности подростка [7].

Немецкий ученый Д. Осубель также считает, что молодежные субкультуры являются частью социализации, и выделяет функции субкультуры [8]:

- помощь в выработке собственного первичного социального статуса;

- помощь в освобождении от родительской опеки;

- передача специфических ценностных представлений того или иного социального слоя (автор считает, что молодые люди из разных слоев общества редко являются носителями одной субкультуры);

- помощь в сплочении молодых людей для противоборства с миром взрослых;

- удовлетворение интимно-личностного общения;

- подготовительный социальный институт для перехода нас следующий возрастной этап.

Существует множество типологий и классификаций молодежных групп: по ведущим ценностям, по специфике поведения ее членов, по месту формирования, по открытости и т. д. [9, 10].

2. Материалы и методы

Цель исследования: провести сравнительный анализ психологических характеристик подростков, принадлежащих к различным субкультурам.

Объект исследования: личность подростков, идентифицирующих себя с субкультурными группами «геймеры» и «оффники».

Предмет исследования: психологические характеристики и различия между подростками, идентифицирующими себя с субкультурными группами «геймеры» и «оффники».

Гипотеза исследования: существуют различия в самооценке межличностных отношений, мотивации аффилиации и социально-психологической адап-тированности между подростками, относящими себя к оффникам и геймерам. Подростки, относящихся себя к оффникам, в большей степени агрессивны и одиноки; подростки, относящие себя к геймерам, характеризуются большей неуверенностью в себе и стремлением к принятию.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме психологических характеристик подростков, принадлежащих к различным субкультурам.

2. Эмпирическим путем выявить особенности самооценки и межличностных отношений у подростков групп «геймеры» и «оффники».

3. Раскрыть особенности мотивации аффилиации у подростков указанных групп, а также характеристики их социально-психологической адаптирован-ности и особенности проявления агрессии.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Методики исследования: методика изучения «Субъективная оценка межличностных отношений» C.B. Духновского [11]; методика изучения социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда; методика мотивации аффилиации А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед - Эми-нова [12, 13]; тест агрессивности Басса - Дарки в модификации Г.В. Резапки-ной [14].

Теоретическая значимость работы заключается в расширении и уточнении представлений о психологических особенностях подростков, принадлежащих к субкультурам «геймеры» и «оффники».

Практическая значимость исследования заключается в применении полученных данных в области профилактики в работе педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, специалистов социальной сферы по вопросам семьи и брака.

Исследование проводилось в г. Набережные Челны на базе средних образовательных школ пос. ГЭС. На первом этапе было проведено анкетирование по выявлению наиболее распространенных субкультур в подростковой среде. Участие принимали подростки 7-9-х классов. На первом этапе было проведено анкетирование, в ходе которого были выявлены распространенные подростковые субкультуры - геймеры и оффники, также была определена группа подростков, принимающая участие в исследовании. При этом указанные субкультуры имеют различные крайние вариации, например АУЕ или анимешки [15]. Следует обозначить, что выборка была определена согласно нормы кривой распределения, хотя основным критерием участия в исследования являлась самоидентификация подростка. Во втором этапе исследования принимали участие подростки, которые относят себя к представителям «геймеры» и «оффники». Выборка состояли из детей подросткового возраста (14-16 лет) объемом 60 чел., из них 30 - «оффники» и 30 - «геймеры». Формирование выборок на «оффников» и «геймеров» осуществлялось согласно созданной анкете. Тестирование проводилось с применением указанных выше методик.

3. Результаты исследования

Полученные результаты тестирования субъективной оценки межличностных отношений (напряженность в отношениях, отчужденность в отношениях, агрессивность в отношениях, конфликтность в отношениях), показатели социально-психологической адаптированности, мотивации аффилиации, агрессии сравнились между подростками, принадлежащими к оффникам и геймерам. Сравнительный анализ психологических характеристик представителей различных молодежных субкультур позволил определить отличительные особенности подростков оффников и геймеров.

Результаты исследования самооценки межличностных отношений (методика Духновского) в указанных неформальных группах представлены в табл. 1. Достоверность различий средних значений самооценки межличностных отношений исследовалась с применением 1-критерия Стьюдента.

Таблица 1

Статистический анализ особенностей межличностных отношений подростков, относящихся к геймерам и оффникам

Шкала Под] юстки ^ЭМП.

Оффники Геймеры

Напряженность в отношениях 7,1 5,9 1,78

Отчужденность в отношениях 8,2 6,27 2,12*

Конфликтность в отношениях 7,6 6,8 1,47

Агрессия в отношениях 8,6 6,1 2,76**

Общий показатель 8,1 6,43 2,38*

* р < 0,05 **р < 0,01

При проведении сравнительного анализа межличностных отношений на основе средних значений выявлено, что подростки, относящиеся себя к оффникам, испытывают напряженность и отчужденность в отношениях чаще, чем подростки-геймеры. Демонстрация различных форм агрессии в межличностных отношениях также более выражена среди «оффников», при этом показатели межличностной конфликтности находятся относительно в равных позициях.

Подросткам, которые относят себя к оффникам, более свойственно высокое значение отчужденности в отношениях. У них проявляется психологическая ди-станцированность между субъектами взаимодействия. Эмоционально они довольно апатичны, не устанавливают контакт первыми, не проявляют тепла в отношениях с людьми, несколько скованны и предпочитают настороженно относится к малознакомыми людям. В большинстве своем отношения выстраивают в противовес с общепринятыми нормами, им свойственно демонстративное поведение в отношениях как с близкими, так и с посторонними.

В свою очередь, подростки, которые относят себя к геймерам, обладают умеренно выраженной напряженностью, необходимой для поддержания интенсивности отношений. Они ощущают личностный эмоциональный комфорт и стабильность во взаимоотношениях. Серьезные, кардинальные сложности и проблемы в отношениях чаще всего у них не наблюдаются либо благополучно решаются. Подростки данного типа в большинстве своем удовлетворены тем, как выстраиваются их отношения с окружающими. Им комфортно среди сверстников и взрослых, наблюдается тенденция к установлению близких, эмоционально теплых, доверительных отношений с окружающими. Они убеждены в том, что их понимают или стремятся понять.

Для подростков-оффников более характерно «главенствующее» поведение, оказывающее давление и воздействие на окружающих. Они склонны к лидерству, однако за счет подавления интересов собеседника и личного до-

минирования. Такое желание не исключает проявления резкости, грубости в отношениях, косвенной агрессии. При этом подростки данного типа не могут тщательно скрывать агрессивные стремления или контролировать их. Скорее всего, агрессия в отношениях подростков, принадлежащих к оффни-кам, связана с желанием повысить свою социально-статусную позицию и стремлением быть принятыми другими.

Подростки-геймеры имеют симпатии и притяжения к другому человеку (группе), могут толерантно принимать его (их) стереотипы или негативные характерологические проявления. Чувство одиночества им не свойственно, и ощущения изоляции они не испытывают. При такой ситуации субъекты признают право друг друга на личное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины конфликта и найти компромиссное решение.

По результатам статистического анализа было выявлено, что существуют значимые различия выборочных средних субъективной оценки межличностных отношений между подростками, относящими себя к геймерам и оффни-кам, по агрессии во взаимоотношениях (1ЭМП. = 2,76 при р < 0,01), отчужденности в отношениях (1Эмп. _ 2,12 при р < 0,05) и общему показателю (1Эмп. _ 2,38 при р < 0,05).

Следовательно, подросткам, относящимся к оффникам, в межличностных отношениях более свойственна отчужденность. Эмоционально они довольно апатичны, не проявляют тепла в отношениях с людьми, несколько скованны и предпочитают настороженно относиться к окружающим. В большинстве своем отношения выстраивают в противовес общепринятым нормам, им свойственно демонстративное поведение в отношениях как с близкими, так и с посторонними. Подростки, которые относят себя к геймерам, чувствуют себя достаточно хорошо среди сверстников и взрослых, наблюдается тенденция к установлению близких, эмоционально теплых, доверительных отношений с окружающими. Они ощущают личностный эмоциональный комфорт и стабильность во взаимоотношениях.

Подросткам-оффникам более приемлемо «главенствующее» поведение, оказывающее давление и воздействие на окружающих. Они склонны к лидерству, однако за счет подавления интересов собеседника и личного доминирования. Такое желание не исключает проявление резкости, грубости в отношениях, косвенной агрессии. Подростки-геймеры в отношениях стремятся занять позицию «на равных». В межличностных отношениях они ориентированы на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Им свойственны доброжелательность и стремление к сотрудничеству.

Мы показали, что дисгармоничность в межличностных отношениях является мотиватором, удовлетворяющим потребность в групповом признании.

Мотивация аффилиации подростков, принадлежащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». У подростков, принадлежащих к различным субкультурам, изучили мотивацию аффилиации. По результатам исследования мотивации аффилиации было выявлено, что у подростков, относящихся себя к оффникам, низкая надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению. У подростков, относящихся себя к геймерам, уровень стремления к принятию и страха отвержения несколько выше, поэтому у них высокая надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению. Можно сказать, что у геймера есть потребность в общении и сохранении добрых взаимоотношений с людьми.

Согласно результатам тестирования мотивации аффилиации можно утверждать, что у подростков, относящих себя к оффникам, стремление к принятию и страх отвержения менее выражены, чем у подростков контрастной группы. Это указывает на то, что для геймеров поиск аффилиации и ее достижение являются первостепенной целью. Таким образом, они отличаются не столько по привлекательности аффилиации, сколько относительно ожидания успеха от принятия в группе, стремления к осуществлению целенаправленного на аффилиацию поведения, а также к личному успеху у сверстника. При этом все остальные стороны группового взаимодействия отходят на второй план. Стремление к аффилиации для данной группы подростков является определенной позитивной ценностью. То есть стремление принадлежать к группе всегда превышает соответствующий страх на отвержение.

В табл. 2 представлен статистический анализ значимости различий выборочных средних мотивации аффилиации подростков, принадлежащих к различным субкультурам.

Таблица 2

Статистический анализ мотивации аффилиации подростков, относящихся к субкультурам

Мотивация аффилиации Подростки, в Хср. Т А эмп.

Оффники Геймеры

Стремление к принятию 17,8 21,9 4,28*

Страх отвержения 17,9 21,4 4,31*

* р < 0,01.

По результатам статистического анализа было выявлено, что существуют значимые различия средних значений мотивации аффилиации подростков, относящихся к оффникам и геймерам, по страху отвержения (1ЭМП. = 4,31; р < 0,01) и стремлению к принятию (1 эмп. = 6,48; р < 0,01). Следовательно, страх отвержения более свойствен геймерам, при этом у них выше потребность в принятии.

Социально-психологическая адаптированностъ подростков, принадлежащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». По методике К. Роджерса и Р. Даймонда у подростков, относящихся себя к оффникам и геймерам, были выявлены особенности социально-психологической адаптированности. По каждому показателю социально-психологической адаптированное™ подсчитаны средние значения (табл. 3).

Таблица 3

Статистический анализ социально-психологической адаптированности подростков, относящиеся к оффникам и геймерам

Показатель адаптированности Подростки, в Хср. Т А эмп.

Оффники Геймеры

Экскапизм 8,7 9,4 1,3

Самопринятие 17,6 14,2 3,16**

Принятие других 22,5 25,3 3,24**

Эмоциональная комфортность 21,4 25,2 3,36**

Интернальность 28,6 29,7 1,1

Стремление к доминированию 13,2 20,4 5,7**

* р < 0,05

** р < 0,01

По результатам исследования было выявлено, что у подростков, которые относят себя к оффникам, выше показатели по самопринятию, а у подростков, относящихся к геймерам, более выражены значения по интернальности, эмоциональному комфорту и принятию других. Следовательно, подростки, относящихся к геймерам, в трудных стрессовых ситуациях стараются уйти от проблем. Они характеризуются самонепринятием, которое выражается в пессимистичном настрое, неуверенности и внутриличностном конфликте. Им более характерна интравертированность, негативные эмоции по отношению к себе, чувство вины за свои неудачи и недостатки, неуверенность, склонность к ипохондрии.

Подростки, которые относят себя к оффникам, стараются уходить от проблем и избегать стрессовых ситуаций. В стрессовых ситуациях большинство подростков данной группы предпочитают избегать проблем, а не решать их, или перекладывать на других. Подростки в стрессовых ситуациях ведут себя неконструктивно, поэтому с ними нужно проводить мероприятия по формированию адаптивных копинг-стратегий.

Геймеры часто занимаются самокопанием, слишком недоверчивы и рефлексируют над своими недостатками. Им свойственны заниженная самооценка, внутриличностные конфликты, неудовлетворенность окружающей действительностью. В свою очередь, оффникам втрудных ситуациях нужна помощь, они нуждаются во взаимопонимании, эмоциональной поддержке, положительном подкреплении.

Достоверность результатов исследования социально-психологической адаптации подростков, относящих себя к геймерам и оффникам, измерялась с помощью 1-критерия Стьюдента.

По результатам статистического анализа было выявлено, что существуют значимые различия средних показателей социально-психологической адапти-рованности подростков, относящихся к геймерам и оффникам: по самопринятию (1эмп. = 3,16; р < 0,01); по принятию других (1эмп. = 3,24; р < 0,01); по эмоциональному комфорту (1эмп. = 3,36; р < 0,01); по склонности к доминированию (1эмп. = 5,7; р < 0,01). Следовательно, подростки, принадлежащие к геймерам, склонны к подчинению, избегают других, испытывают эмоциональный дискомфорт и неуверены в себе.

Таким образом, подросткам, которые относят себя к геймерам, более свойственна интравертированность, отрицательные эмоции по отношению к себе, преувеличенное переживание вины за свои неудачи и недостатки, неверие в свои силы, склонность к депрессии. Им характерны: амбивалентность чувств, самокопание и излишняя рефлексия, чувство внутреннего раздора, низкая самооценка, недовольство своей ситуацией, склонность к тревожно-депрессивному состоянию; подозрительность, враждебность и самокопание. В связи с этим с ними нужно проводить работу по формированию позитивного «Я», по освоению приемов адекватного самопознания, формированию оптимальных механизмов сопряжения желаний, способностей и возможностей.

Особенности агрессии подростков, принадлежащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». По тесту Г.В. Резапкиной у подростков, принадлежащих к различным субкультурам, изучили агрессивность. В табл. 4 представлены средние значения показателей особенностей проявления агрессивности у подростков, входящих в состав неформальных объединений.

Таблица 4

Оценка особенностей проявления агрессивности у подростков-геймеров

Эмоции Геймеры Оффники ^ЭМП.

Физическая агрессия 2,8 2,7 0,69

Косвенная агрессия 2,5 3,6 2,05*

Раздражение 1,9 2,5 1,34

Негативизм 4,2 4,8 0,56

Обидчивость 4,5 5,3 1,23

Подозрительность 1,6 4,1 4,25**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Словесная агрессия 2,6 4,9 3,12**

* р < 0,05 ** р < 0,01

Анализ результатов демонстрирует, что у геймеров при сравнении с офф-никами ярко выражены обидчивость и негативизм, а меньше всего у них проявляется раздражение и подозрительность. Геймеры чаще совершают бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Им в большей степени свойственно видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. В свою очередь, у оффни-ков более ярко выражены подозрительность и словесная агрессия, меньше наблюдается раздражение и физическая агрессия. Им свойственно видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить, скрытый умысел, направленный против подростка. В крайних проявлениях это может быть симптомом нездоровья. Им свойственно словесно выражать негативные чувства, эмоции, намерения в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Сравнительный анализ агрессивности подростков, принадлежащих к различным субкультурам, показал, что у геймеров в большей степени проявляются негативизм и обидчивость. Эти эмоции проявляются также у оффников, но у них также выражены косвенная агрессия, подозрительность и словесная агрессия.

Статистический анализ значимости различий выборочных средних выявил, что существуют значимые различия проявления агрессивности подростков, принадлежащих к различным субкультурам:

1) косвенная агрессия (1ЭМП. = 2,05; р < 0,05);

2) подозрительность (1эмп. = 2,05; р < 0,01);

3) словесная агрессия (1эмп. = 3,12; р < 0,01).

Следовательно, геймерам более свойственны негативизм и обидчивость, у оффников более выражены косвенная и словесная агрессия и подозрительность.

Таким образом, подростки геймеры и оффники часто совершают бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Им свойственно видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Но у оффника в большей степени наблюдается агрессивное поведение, направленность которого против какого-либо лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии. Они склонны отказывать людям в доверии, предполагать обман в действиях контрагентов. Оффники характеризуются готовностью видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против них.

Проблемы выраженной подозрительности, словесной и косвенной агрессии оффников связаны первоначально с факторами подросткового возраста. Это период физиологической перестройки организма, приобретения чувства взрослости и неготовности вчерашних детей к самостоятельной жизни, ощу-

щения будущей неизвестности и ответственности. Агрессия может выступать в качестве защитной реакции в ситуациях психоэмоционального напряжения.

Таким образом, изучение агрессивности подростков, принадлежащих к различным субкультурам, показало, что существуют значимые различия средних значений показателей агрессивности подростков оффников и геймеров. Геймерам более свойственны негативизм и обидчивость. У оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия и подозрительность.

Обсуждение и заключение

В период социальных трансформаций изучение «автономного мира подростков» становится актуальным. Проведенное исследование позволило нам посмотреть на проблематику изнутри. Были обнаружены инвариантные характеристики подростков, относящихся к разным субкультурам.

Ведущим видом деятельности детей подросткового возраста является интимно-личностное общение, поэтому школьникам свойственно группироваться и создавать коллективы по интересам. Современные субкультуры России: готы, эмо, гопники, байкеры, рейверы, футбольные болельщики, ваниль-ки, анимешки, рэперы и т. д. [17]. Некоторые из подростковых субкультур могут создавать базу для проявления отрицательных тенденций в молодежной среде (проблемы зависимостей, агрессии, конфликтов и т. д.) [18], другие скорее имеют положительное социально-общественное значение (здоровый образ жизни, увлечения музыкой и т. д.) [19]. Социальная компетентность необходима порастающему поколению для успешного профессионального самоопределения, актуализации своих способностей, непрерывного становления личности, построения межличностных отношений, что подчеркивает значимость и актуальность данной проблемы [20].

Изучение межличностных отношений подростков, принадлежащих к различным субкультурам, показало следующие результаты. Существуют значимые различия выборочных средних субъективной оценки межличностных отношений между подростками, принадлежащими к геймерам и оффникам, по отчужденности в отношениях, агрессии в отношениях. Оффникам в межличностных отношениях более свойственна отчужденность и агрессия.

Изучение социально-психологической адаптированности подростков, принадлежащих к субкультурам геймеров и оффников, привело к следующим результатам. Существуют значимые различия выборочных средних показателей социально-психологической адаптированности подростков, принадлежащих к субкультурам геймеров и оффников, по самопринятию, принятию других, эмоциональному комфорту, склонности к доминированию и адаптированности. Следовательно, оффники характеризуются пограничным состояни-

ем дезадаптации. Поведение оффников чаще всего характеризуется или уходом от проблем, или склонностью к подчинению. Геймеры характеризуются социально-психологической адаптацией, но проблемами с самопринятием.

Изучение агрессивности подростков, принадлежащих к различным субкультурам, продемонстрировало, что на уровне средних значений агрессивности подростков геймеров и оффников существуют значимые различия. Геймерам более свойственны негативизм и обидчивость. У оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия и подозрительность.

Именно данные личностные характеристики необходимо учитывать при выстраивании психолого-педагогического взаимодействия с такими подростками. По нашему мнению, полученная информация необходима учителям, классным руководителям подростков, социальным педагогам, специалистам в области образования, в чьих силах предотвратить попадание подростков в рискованные ситуации в переходные моменты их жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Омелъченко Е.Л., Поляков С.Н. Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ // Социологическое обозрение. - 2017. - Т. 16. - № 2. - С. 111-132.

2. Умнова Т., Бочкарева Д., Ермолаева Е.В. Современные молодежные субкультуры // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - Т. 5. - № 12. -С.1577.

3. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000. -508 с.

4. Головин В.В., Лурье М.Л. Идеологические и территориальные сообщества молодежи: мегаполис, провинциальный город, село // Этнографическое обозрение. -2008. - № 1. - С. 56-69.

5. Базалева Л.А., Шашков A.B. Особенности учебной мотивации подростков, вовлеченных в различные молодежные субкультуры // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 6. - С. 44.

6. Толстых H.H., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. - 406 с.

7. Гребенникова О.В. Подростковая субкультура: геймеры и проблема их самоактуализации // Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития: материалы международной научной конференции. - М., 2019.- С. 195-200.

8. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 607 с.

9. Жаркова М.А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодер-ннстского анализа молодежных субпотоков в российском обществе // Вестник Казанского технологического университета. - Т. 15. - 2012. - № 8. - С. 381-384.

10. Левашова Е.Л. Типологизация молодежных субкультур в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.П. Герцена. - 2012. - № 150. - С. 147-150.

11. Духновский C.B. Субъективная оценка межличностных отношений: описание методики // Вестник Курганского государственного университета. - 2006. - № 2 (6). - С. 84-90.

12. Норкулова Н.Т. Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплоченности молодежных групп // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 4 (105). - С. 138-147.

13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 508 с.

14. Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. A.A. Карелин. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.

15. Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. АУЕ - криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 3. - С. 107-115.

16. Немое P.C., Алтунина И.Р. Социальная психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с. Сер. Учебное пособие. С. 90-93.

17. Сукоркина Д.А. Современная молодежная субкультура в сельской местности // Вызовы XXI века: материалы ежегодной студенческой научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Мухаметшин, A.B. Виноградов, Н.М. Асратян, Ю.М. Гарипова, Р.Ш. Валиева. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2020. - С. 193-196.

18. Чирун С.Н. Молодежное «АУЕ» как интегральный феномен российского постмодерна // Мониторинг. - 2019. - № 1 (149). - С. 49-65.

19. Вазиева А.Р. Социальная компетентность подростков, принадлежащих к различным субкультурам // Диалог культур в контексте образовательной деятельности: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Мухаметшин, Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019. - С. 99-103.

20. Малышев И.Р. О некоторых проблемах детской и молодежной субкультуры как формы функционирования педагогической системы // Вызовы XXI века: материалы ежегодной студенческой научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Мухаметшин, A.B. Виноградов, Н.М. Асратян, Ю.М. Гарипова, Р.Ш. Валиева. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2020. - С. 121-124.

Поступила вредакцию 19.08.2020 В окончательном варианте 28.09.2020

UDC 159.922

COMPARATIVE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF REPRESENTATIVES OF DIFFERENT ADOLESCENT SUBCULTURES

R.R. Khusnutdinova1, N. G. Khakimova 2

12Naberezhnye Chelny State Pedagogical University 28, Nizametdinova st., Naberezhnye Chelny, 423800, Russian Federation 1E-mail: rezida.81@mail.ru 2E-mail: 340268@mail.ru

Abstract

The paper discusses the psychological characteristics of adolescence. In order to manage the process of socialization of adolescents and build a prevention line, knowledge of the school environment is necessary. The most common subcultures in the adolescent environment are highlighted. A comparative analysis of the psychological characteristics of adolescents belonging to different subcultures is carried out. Differences in self-assessment of interpersonal relationships, motivation for affiliation, aggressiveness and socio-psychological adaptation among adolescents were revealed.

Keywords: subculture, teenage years, self-expression, affiliation, adaptation, aggressiveness.

REFERENCES

1. Omelchenko E.L., Polyakov S.I. Kontsept kul'turnoy stseny kak teoreticheskaya per-spektiva i instrument analiza gorodskikh molodezhnykh soobshchestv [Concept of the cultural scene as a theoretical perspective and a tool for analyzing urban youth communities]. Sotsiologicheskoye obozreniye. 2017. Vol. 16. No. 2. Pp. 111-132.

2. Umnova T., Bochkareva D., Ermolaeva E.V. Sovremennyye molodezhnyye subkul'tury [Modern youth subcultures]. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy. 2015. Vol. 5. No. 12. P. 1577.

3. Lisovskiy V.T. Dukhovnyy mir i tsennostnyye oriyentatsii molodezhi Rossii: Ucheb. posobiye dlya studentov vuzov [Spiritual world and value orientations of Russian youth: Textbook. manual for university students]. St. Petersburg: SPbGUP Publ., 2000. 508 p.

4. Golovin V.V., Lurie M.L. Ideologicheskiye i territorial'nyye soobshchestva molodezhi: megapolis, provintsial'nyy gorod, selo [Ideological and territorial communities of youth: metropolis, provincial town, village]. Etnograficheskoye obozreniye. 2008. No. 1. Pp. 56-69.

1 Rezida R. Khusnutdinova, Cand. Psych. Sci., Associate Professor of Psychological and Pedagogical Education Department.

2 Nailya G. Khakimova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy Department.

5. Bazaleva L.A., Shashkov A.V. Osobennosti uchebnoy motivatsii podrostkov, vovlechennykh v razlichnyye molodezhnyye subkul'tury [Features of educational motivation of adolescents involved in various youth subcultures]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2019. Vol. 7. No. 6. P. 44.

6. Tolstykh N.N., Prikhozhan A.M. Psikhologiya podrostkovogo vozrasta: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Psychology of Adolescence: Textbook and Workshop for Academic Bachelor's Degree]. Moscow: Yurayt Publ., 2016. 406 p.

7. Grebennikova O.V. Podrostkovaya subkul'tura: geymery i problema ikh samoaktual-izatsii [Teenage subculture: gamers and the problem of their self-actualization]. Psikhologiya subkul'tury: fenomenologiya i sovremennyye tendentsii razvitiya: mate-rialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moscow. 2019. Pp. 195-200.

8. Levikova S.I. Molodezhnaya subkul'tura: ucheb. posobiye [Youth subculture: textbook]. Moscow: FAIR-PRESS Publ., 2004. 607 p.

9. Zharkova M.A. Tipologizatsiya molodezhnykh subkul'tur v ramkakh postmodern-istskogo analiza molodezhnykh subpotokov v rossiyskom obshchestve [Typologiza-tion of youth subcultures within the framework of postmodern analysis of youth sub-streams in Russian society]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2012. Vol. 15. No. 8. Pp. 381-384.

10. Levashova E.L. Tipologizatsiya molodezhnykh subkul'tur v sovremennom ros-siyskom obshchestve [Typologization of youth subcultures in modern Russian society]. Izvestiya RGPU im. A.P. Gertsena. 2012. No. 150. Pp. 147-150.

11. Dukhnovsky S.V. Sub"yektivnaya otsenka mezhlichnostnykh otnosheniy: opisaniye metodiki [Subjective assessment of interpersonal relations: description of the method]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. No. 2 (6). Pp. 84-90.

12. Norkulova N.T. Motiv affiliatsii kak osnovnoy faktor formirovaniya splochennosti molodezhnykh grupp [The motive of affiliation as the main factor in the formation of cohesion of youth groups]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2014. No. 4 (105). Pp.138-147.

13. Ilyin E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg: Piter Publ., 2011. 508 p.

14. Bol'shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Avt.-sost. A.A. Karelin [Great encyclopedia of psychological tests. Author-comp. A.A. Karelin]. Moscow: Eksmo Publ., 2009. 416 p.

15. Menyailo D.V., Ivanova Yu.A., Menyailo L.N. AUE - kriminal'noye molodezhnoye dvizheniye: sushchnost' i sposoby rasprostraneniya [AUE - criminal youth movement: essence and methods of distribution]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. No. 3. Pp. 107-115.

16. Nemov R.S., Altunina I.R. Sotsial'naya psikhologiya: ucheb. posobiye [Social Psychology: Textbook]. St. Petersburg: Piter Publ., 2010. 432 p. Ser. Tutorial. Pp. 90-93.

17. Sukorkina D.A. Sovremennaya molodezhnaya subkul'tura v sel'skoy mestnosti [Modern youth subculture in rural areas]. Vyzovy XXI veka: materialy ezhegodnoy stu-dencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Otv. red. A.G. Mukhametshin, A.V.

Vinogradov, N.M. Asratyan, YU.M. Garipova, R.SH. Valiyeva. Naberezhnye Chelny: Publ. House of FGBOU VO "NGPU", 2020. Pp. 193-196.

18. Chirun S.N. Molodezhnoye AUE kak integral'nyy fenomen rossiyskogo postmoderna [Youth AUE as an integral phenomenon of Russian postmodernism]. Monitoring. 2019. No. 1 (149). Pp. 49-65.

19. Vazieva A.R. Sotsial'naya kompetentnost' podrostkov, prinadlezhashchikh k razlich-nym subkul'turam [Social competence of adolescents belonging to different subcultures]. Dialog kul'tur v kontekste obrazovatel'noy deyatel'nosti: Sb. materialov Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / otv. red. A.G. Mukhametshin, N.M. Asratyan, E.R. Ganiyev. Naberezhnye Chelny: Publ. house of FGBOU VO "NGPU", 2019. Pp. 99-103.

20. Malyshev I.R. O nekotorykh problemakh detskoy i molodezhnoy subkul'tury kak formy funktsionirovaniya pedagogicheskoy sistemy [On some problems of children's and youth subculture as a form of functioning of the pedagogical system]. Vyzovy XXI veka: materialy ezhegodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / otv. red. A.G. Mukhametshin, A.V. Vinogradov, N.M. Asratyan, YU.M. Garipova, R.SH. Valiyeva. Naberezhnye Chelny: Publ. House of FGBOU VO "NGPU", 2020. Pp. 121-124.

Original article submitted 19.08.2020 Revision submitted 28.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.