Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ УЧИТЕЛЯМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ УЧИТЕЛЯМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ольга Валерьевна, Носкова Татьяна Николаевна

Представлены результаты исследования особенностей включения учителями цифровых технологий в воспитательную деятельность. Выявлено, что основными факторами, детерминирующими активность учителей в данном контексте, являются опыт работы, осведомленность в использовании вариативных открытых образовательных ресурсов и предметная область профессиональной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Ольга Валерьевна, Носкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF USAGE OF DIGITAL TECHNOLOGIES BY TEACHERS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article deals with the results of the study of the peculiarities of the usage of the digital technologies by teachers in the educational activity. There is revealed that the basic factors, determining the teachers’ activity in the context, are the experience of the work, the knowledge in the use of the various open educational resources and the topical area of the professional activities of the teacher.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ УЧИТЕЛЯМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

О.В. ЯКОВЛЕВА, Т.н. НОСКОВА (Санкт-Петербург)

исследование особенностей применения учителями цифровых технологий в воспитательной деятельности*

Представлены результаты исследования особенностей включения учителями цифровых технологий в воспитательную деятельность. Выявлено, что основными факторами, детерминирующими активность учителей в данном контексте, являются опыт работы, осведомленность в использовании вариативных открытых образовательных ресурсов и предметная область профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, учитель, ученик, цифровая образовательная среда, цифровые инструменты, профессиональная деятельность.

В условиях \иСА-мира, цифровой социализации и смешанной реальности [12] все более актуальными становятся вопросы адаптации к неопределенности, сохранения внутренней стабильности человека, антихрупкости [2], резильентности [3], что особенно важно для молодежи. Исследования особенностей социализации современных детей и подростков доказывают, что благодаря глубокой погруженности в привлекательное интерактивное и геймифицированное виртуальное пространство происходит критическое столкновение управляемой и неуправляемой социализации, «необходим поиск качественно новых технологий, позволяющих работать с ценностными проблемами ребенка, пребывающего одновременно в реальном и виртуальном мире» [10, с. 6].

Воспитание имеет целью гармонизировать изменчивые ценности общества и ценности личности [4], помочь в формировании жизненных ориентиров. Вопросы воспитания сохраняют свою актуальность в условиях развития цифрового образования. Особенно остро эти вопросы проявились в условиях пандемии,

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ (грант № 19-29-14029 «Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды»).

кие науки -

когда произошла резкая смена парадигмы образовательного взаимодействия - от целостного межличностного к опосредованному, дискретному.

Исследуя возможности и средства цифровой образовательной среды в решении задач воспитания, будем основываться на принципе дополнительности влияний, оказываемых на молодого развивающегося человека традиционной средой межличностных взаимодействий и цифровой средой [7]. В соответствии с данным принципом следует говорить о дозированном, постепенном и поэтапном включении цифровых технологий в воспитательную деятельность с учетом возможных рисков и ограничений. Необходимо понимать, что в цифровой среде меняется сама природа воспитательного взаимодействия. Это «дискретный, разнесенный во времени и пространстве, масштабируемый синхронный или асинхронный процесс обмена информацией, эмоциями, отношениями субъектов, а также их совместная деятельность с помощью цифровых инструментов» [15, с. 181]. Безусловно, в воспитательной деятельности в приоритете всегда остается «живое» общение. однако сегодня очевидно, что перспективы профессиональной деятельности учителя связаны с гармонизацией традиционной и виртуальной среды взаимодействий, с овладением цифровыми ресурсами и технологиями как средствами решения задач воспитания с целью структурирования стихийного влияния цифровой среды и профилактики негативных воздействий.

Нормативно-правовыми основами усиления воспитательной деятельности в современных условиях служит целый ряд документов. Так, в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» уточняется понятие «воспитание» в современном российском контексте. В указе президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в числе приоритетных целей обозначено образование, в частности воспитание.

В данной статье обратимся к результатам исследования особенностей применения учителями цифровых технологий в воспитательной деятельности, полученным в ходе реали-

О Яковлева О.В., Носкова Т.Н., 2021

ИЗВЕСТИЯ вгпу

зации проекта «Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды», поддержанного РФФИ. целью исследования был поиск ответов на ряд вопросов. В какой мере учителя осознают необходимость применения цифровых технологий в воспитательной деятельности? Какое отношение к данной проблеме преобладает? Какова степень активности учителей в применении информационных ресурсов и технологий в воспитательной деятельности? В какой мере учителя применяют цифровые технологии на различных этапах воспитательной деятельности?

С целью получения ответов на сформулированные исследовательские вопросы была

разработана анкета, включавшая несколько блоков:

1) общая статистическая информация (опыт работы и направление педагогической деятельности);

2) эмоциональное отношение учителя к цифровой образовательной среде и ее инструментам как дополнительным средствам воспитательной деятельности (цифровая образовательная среда помогает или создает определенные трудности в решении воспитательных задач);

3) степень активности в применении информационных ресурсов и технологий в воспитательной деятельности (личные методические разработки в электронном формате, открытые ресурсы культурно-просветительского

Опыт работы и направления профессиональной педагогической деятельности респондентов

Опыт работы

83%

■ менее 3 лет ■ от 3 до 5 лет ■ более 5 лет

Область профессиональной деятельности

49%

■ информатика и ИКТ дошкольное, начальное образование

■ другое

I естественно-научное и математическое образование

гуманитарное и эстетическое образование

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

Таблица 1

Степень активности учителей в применении информационных ресурсов и технологий в воспитательной деятельности (оценивалась по 5-балльной шкале, где 1 - никогда; 2 - почти никогда; 3 - редко; 4 - довольно часто; 5 - регулярно)

Исследуемые переменные Mean Median Std. Dev.

Личные методические разработки воспитательного характера в цифровом формате (презентации, видеоролики, инфографика и др.) 2,20 2,00 0,98

Тематические образовательные и просветительские порталы (Культура.рф и др.) 3,93 4,00 1,04

Ресурсы музеев, театров (видеолекции, виртуальные выставки и т. д.) 3,44 3,00 1,04

Ресурсы библиотек (коллекции книг, тематические выставки, интервью с писателями и т. д.) 3,21 3,00 1,13

Зарубежные ресурсы (образовательные и просветительские ресурсы на иностранных языках) 3,10 3,00 1,19

Социальные сети («ВКонтакте», «Инстаграм», «Фейсбук» и др.) 2,21 2,00 1,30

Мобильные мессенджеры («Телеграм», «Ватсап» и др.) 3,64 4,00 1,21

Персональный сайт (разработанный вами) 3,89 4,00 1,43

Персональный видеоканал 2,64 3,00 1,09

Электронная почта 1,64 1,00 1,21

Онлайн-взаимодействия («Зум», Discord, «Скайп» и пр.) 3,88 4,00 1,26

Ресурсы моего образовательного учреждения 3,37 4,00 1,14

Таблица 2

Активность педагогов в применении цифровых технологий на различных этапах воспитательной деятельности (оценивалась по 5-балльной шкале, где 1 - никогда; 2 - почти никогда; 3 - редко; 4 - довольно часто; 5 - регулярно)

Исследуемые переменные Mean Median Std. Dev.

Информирование (сообщение о новых событиях, конкурсах, делах и т. д.) 4,25 5,00 0,91

Мотивация (привлечение к участию в делах, событиях, конкурсах и т. д.) 4,08 4,00 0,95

Регистрация участников 3,56 4,00 1,17

Обучение новым способам деятельности (мастер-классы, тренинги, консультации и т. д.) 3,50 3,00 0,99

Реализация деятельности (дистанционная поддержка реализации дела, проекта, мероприятия и т. д.) 3,52 4,00 1,01

Демонстрация достижений в цифровой среде (публичное представление результатов) 3,51 4,00 1,06

Популяризация результатов (демонстрация результатов широкой аудитории - социальным партнерам, родителям и т. д.) 3,48 4,00 1,15

характера, коммуникационные ресурсы, социальные медиа и др.);

4) степень активности в применении цифровых технологий на различных этапах воспитательной деятельности (информирование, мотивация, регистрация участников, реализация деятельности, обучение новым способам деятельности, демонстрация достижений, популяризация и др.).

Всего в анкетировании, проведенном при координационной поддержке информацион-

но-методического центра Приморского района Санкт-Петербурга, участвовало 482 учителя из разных районов и образовательных учреждений города. Для анализа полученных данных использовался пакет Statistica v. 12.0, а также MS Excel: методы количественного анализа (подсчет количества ответов); описательной статистики (вычисление средних значений, медианы, стандартных отклонений); корреляционный анализ (связь между вопросами анкеты анализировалась с по-

известия вгпу

мощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, результаты считались значимыми при р < 0,05).

На рис. на с. 26 представлены диаграммы, иллюстрирующие данные об опыте и направлениях профессиональной педагогической деятельности респондентов: большинство участников исследования имеют опыт работы более 5 лет (83%); группу с опытом работы менее 3 лет составили молодые учителя; половина педагогов представляют гуманитарное и эстетическое направление (49%); математика, естественно-научное направление и информатика - в сумме около 36%.

Анализ результатов анкетирования позволил выявить особенности применения педагогами цифровых образовательных ресурсов и технологий в воспитательной деятельности. Прежде всего, можно отметить скорее позитивное эмоциональное отношение учителей к цифровой образовательной среде и ее инструментам как дополнительным средствам воспитательной деятельности. Так, респондентам предлагалось оценить степень своего согласия с двумя утверждениями по 5-балльной шкале: «Цифровая образовательная среда помогает мне в решении воспитательных задач» и «цифровая образовательная среда создает мне дополнительные трудности в решении воспитательных задач». Среднее значение ответов на первый вопрос 3,8; на второй - 2,1. Однако наличие значительного количества педагогов (в совокупности 36% респондентов выбрали варианты «иногда согласен», «согласен» и «полностью согласен»), поддержавших второй вариант формулировки, может свидетельствовать о разнообразных причинах - недостаточном владении широким спектром цифровых технологий и инструментов, осознании проблемных аспектов и рисков новой среды взаимодействий, отсутствии четкого понимания возможностей ИКТ в поддержке именно воспитательной деятельности (ведь в процессе реализации учебной работы сегодня учителя уже успешно освоили многие цифровые средства визуализации, автоматизированного контроля, взаимодействия).

Обобщенные данные (среднее значение, медиана, стандартное отклонение) по ответам на вопросы, связанные с активностью педагогов в применении информационных ресурсов и технологий в воспитательной деятельности, представлены в табл. 1. Респондентам предлагалось оценить собственную степень активности в применении разнообразных информаци-

онных ресурсов и технологий в воспитательной деятельности.

Как видно из табл. 1, учителя очень редко применяют электронную почту, редко - персональный видеоканал, личные методические разработки воспитательного характера, социальные сети. В целом это не вызывает удивления, поскольку ведение персонального видеоканала - довольно трудоемкая задача, как и личные методические разработки; электронная почта как сервис выполняет преимущественно информационные задачи и, скорее, может применяться как дополнение к каким-либо другим ресурсам воспитательного назначения. Использование социальных сетей в учебных или воспитательных целях приветствуется не во всех образовательных учреждениях. Чаще педагоги используют ресурсы собственного образовательного учреждения, персональный сайт, мобильные мессенджеры, тематические образовательные и просветительские порталы. Все перечисленные ресурсы довольно удобны для поддержки определенных аспектов воспитательной деятельности: тематические образовательные и просветительские порталы, например «Культура.рф», «Русский музей: виртуальный образовательный центр» и др. содержат вариативный, качественный специально разработанный профессионалами контент [8]; мобильные мессенджеры позволяют оперативно обмениваться информацией, создавать дискуссионные группы. Пожалуй, некоторые противоречия связаны с выбором варианта «довольно часто» применительно к персональному сайту педагога. Ведь учителя сами отметили, что не часто используют собственные методические разработки. Следовательно, возникает вопрос, какой именно контент и каким образом они размещают на собственном сайте. Этот аспект нуждается в более детальном изучении как перспектива данного исследования.

Анализировалась степень активности в применении педагогами цифровых технологий на различных этапах воспитательной деятельности. В данном случае за основу этапно-сти деятельности был взят процессный подход к организации воспитательной деятельности, когда во взаимодействии как основе воспитательной деятельности можно выделить несколько обобщенных этапов, последовательность которых во многом определяет успешность достижения целей этого взаимодействия. Такими этапами являются следующие: информирование, мотивация, регистрация

участников, обучение, реализация деятельности, демонстрация достижении, популяризация (героизация), рефлексия [1].

Обобщенные данные (среднее значение, медиана, стандартное отклонение) по ответам на вопросы, связанные с активностью педагогов в применении цифровых технологий на различных этапах воспитательной деятельности, представлены в табл. 2.

Регулярно респонденты используют цифровые инструменты на этапе информирования, довольно часто - на других представленных в таблице этапах. Редко учителя прибегают к возможностям современного цифрового пространства на этапе обучения новым способам деятельности, которые могут потребоваться обучающимся в процессе реализации социально значимых инициатив, проектов и т. д.

В целом для ответов, представленных в табл. 1 и 2, характерно рассеивание ответов относительно среднего, что демонстрируют данные в графе «стандартное отклонение». Это свидетельствует о неоднородности мнений педагогов, а следовательно, их практического опыта в исследуемом контексте. Например, в исследовании Н.П. Шитяковой и др. выявлено, что учителя при оценке возможностей цифровых технологий в число воспитательных эффектов включили только повышение образовательной мотивации, обусловленное мульти-медийностью и интерактивностью предъявляемых ресурсов [14].

Корреляционный анализ позволил выявить ряд связей между исследуемыми переменными. Прежде всего, не удалось установить значимых корреляций между опытом работы или направлением педагогической деятельности с эмоциональным отношением к применению цифровых технологий в поддержке воспитательной деятельности. Однако данные переменные имеют корреляционные связи с другими переменными. Чем меньше опыт работы педагога (респондент с малым опытом работы менее 3 лет, молодой учитель), тем чаще в воспитательной деятельности он обращается к зарубежным ресурсам, образовательным и просветительским ресурсам на иностранных языках (корреляция в данном случае отрицательная значимая, но слабая, г = -0,13); тем реже педагог использует электронную почту для поддержки взаимодействий (г = 0,15). В то же время учителя-предметники чаще обращаются к ресурсам музеев, театров, чем учителя информатики, начальной школы и дошкольного образования. Эта группа учи-

кие науки -

телей также чаще использует ИКТ на этапе дистанционной поддержки процесса реализации воспитательного дела, проекта, мероприятия и т. д.). Таким образом, приведенные особенности иллюстрируют возрастную, поко-ленческую специфику образовательных взаимодействий (молодым учителям комфортнее обращаться к социальным медиа, чем к электронной почте), а также специфику области профессиональной деятельности: сегодня учителя-предметники активно занимаются поддержкой проектной деятельности школьников, частично эти новые компетенции они переносят и в воспитательную работу.

Таким образом, проведенное анкетирование учителей позволило выявить ряд особенностей воспитательной деятельности средствами цифровой среды и логически следующие из них перспективы профессиональной деятельности учителя. Во-первых, учителя предпочитают обращаться к уже готовым, разработанным специалистами культурно-просветительским ресурсам открытой цифровой образовательной среды на русском языке. Это вполне логично, однако перспективным направлением также может служить усиление внимания к зарубежным ресурсам, что связано с актуальностью развития у обучающихся межкультурных компетенций, расширения общего кругозора и опыта анализа и критического восприятия информации. Безусловно, существует языковой барьер, однако использование иноязычных образовательных и просветительских ресурсов может быть сопряжено с междисциплинарными воспитательными проектами, а также с развитием перспективных умений взаимодействовать с доступными интеллектуальными технологиями (например, автоматизированный перевод). Во-вторых, актуальным направлением усиления воспитательной деятельности является обращение к цифровым ресурсам и технологиям в процессе обучения молодежи новым способам деятельности, которые могут потребоваться в процессе реализации социально значимых инициатив и проектов.

В данном контексте интересен опыт школ по реализации воспитательных инициатив в условиях пандемии, например цифровой исто-рико-культурологический проект «Погружение в эпоху» и целенаправленно разработанный цифровой кластер «Фоккус» для поддержки воспитательной деятельности в школе № 58 г. Санкт-Петербурга [13]. Цифровые технологии детерминируют развитие новых, привле-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

кательных для школьников форм организации воспитательной деятельности: конкурс видеороликов, видеобеседы, видео классные часы, онлайн-флешмобы, онлайн-концерты, виртуальные экскурсии, веб-квесты, онлайн-мара-фон, челленджи и др. [6; 13].

Не случайно с 1 января 2021 г. запущен новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование», в ходе которого внимание данному направлению воспитания будет уделяться не только в традиционном межличностном взаимодействии «учитель - ученик», но и в цифровой среде, с применением доступных и адекватных восприятию молодежи способов представления информации [11]. В частности, как подчеркивают С.В. Куликова и Е.А. Фоменко, если необходимо «эффективно выстроить процесс патриотического воспитания, реализовывать эти задачи следует на качественно ином -цифровом - уровне» [5, с. 20]. В Плане мероприятий по реализации в 2021-2025 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в пункте IV «Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания» запланировано также проведение регулярных комплексных исследований «о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения» [9].

Возвращаясь к выдвинутым в начале статьи исследовательским вопросам, можно сделать следующий вывод. Учителя осознают необходимость использования новых возможностей цифровых образовательных ресурсов и технологий в воспитательной деятельности, однако активность применения перечисленных средств зависит от ряда факторов:

- задач воспитательной деятельности;

- ее этапов;

- опыта педагога;

- осведомленности в применении вариативных открытых образовательных ресурсов;

- предметной области профессиональной деятельности;

- общего отношения к новым средствам профессиональной деятельности.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на активность учителя в применении возможностей цифровой среды и особенности предпочтения ее средств в воспитательной деятельности, являются опыт работы, осведомленность в применении вариативных открытых образовательных ресурсов и предметная область профессиональной деятельности.

Перспективными направлениями профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей можно назвать работу над расширением спектра используемых в процессе воспитательной деятельности открытых цифровых ресурсов; включение цифровых инструментов в уже реализуемые социально значимые проекты как современных и актуальных для школьников «орудий труда»; продолжение обмена профессиональным опытом, вовлечение в сообщества обмена знаний в области воспитания, в том числе в онлайн-среде.

Список литературы

1. Богданова Р.У., Минин Д.С., Молотко-ва Е.А., Светлов А.И., Яковлева О.В. Взаимодействие органов студенческого самоуправления и администрации вуза: метод. рекомендации. СПб., 2016.

2. Бороздина Н.О. Высшее образование на самоизоляции: катастрофа или шаг в будущее? // Общество: философия, история, культура. 2020. № 8(76). С. 56-59.

3. Виноградов В.Л., Шатунова О.В. Феномен образовательной резильентности // Вопр. педагогики. 2020. № 10-1. С. 28-31.

4. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

5. Куликова С.В., Фоменко Е.А. Потенциал цифровых технологий в решении задач патриотического воспитания российской молодежи // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 2(155). С. 12-22.

6. Николаев М.В. Использование возможностей информационных технологий в гражданском воспитании личности // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2021. № 2(13). С. 78-85.

7. Носкова Т.Н. Дидактика цифровой среды: моногр. СПб., 2020.

8. Носкова Т.Н. Цифровизация образования: новые возможности включения школьников в социокультурную деятельность // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2021. С. 18-24.

9. План мероприятий по реализации в 20212025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ media/files/LkiAgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU 5.pdf (дата обращения: 23.08.2021).

10. Расчетина С.А. Методы исследования процессов стихийной социализации, основанные на постнеклассическом подходе // Образоват. вестн. «Сознание». 2020. Т. 22. № 10. С. 4-8.

11. Реализация проекта по патриотическому воспитанию начнется в России с 1 января [Электронный ресурс] // ТАСС. 2020. 22 нояб. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогические науки

https://tass.ru/nacionalnye-proekty/10066837^aTa обращения: 23.08.2021).

12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. C. 87-97. DOI: https:// doi.org/10.17759/chp.2020160409.

13. Цифровой всеобуч. Итоги проекта. Выездной семинар в школе № 58. 25 марта 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube. com/watch?v=q_uJa7GRBPU (дата обращения: 23.08.2021).

14. Шитякова Н.П., Верховых И.В., Забродина И.В. Изучение отношения педагогов к возможностям и рискам духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации // Перспективы науки и образования. 2020. № 6(48). С. 446-458. DOI: 10.32744/pse.2020.6.34.

15. Яковлева О.В. Анализ концепций профессионального воспитания будущих педагогов в контексте цифрового образования // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сб. науч. ст. по материалам Междунар. ежегодн. науч.-практ. конф. СПб., 2021. С. 177-183.

* * *

1. Bogdanova R.U., Minin D.S., Molotkova E.A., Svetlov A.I., Yakovleva O.V. Vzaimodejstvie orga-nov studencheskogo samoupravleniya i administracii vuza: metod. rekomendacii. SPb., 2016.

2. Borozdina N.O. Vysshee obrazovanie na sa-moizolyacii: katastrofa ili shag v budushchee? // Ob-shchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2020. № 8(76). S. 56-59.

3. Vinogradov V.L., Shatunova O.V. Fenomen ob-razovatel'noj rezil'entnosti // Vopr. pedagogiki. 2020. № 10-1. S. 28-31.

4. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennosti. SPb., 1997.

5. Kulikova S.V., Fomenko E.A. Potencial cifrovyh tekhnologij v reshenii zadach patrioticheskogo vospitaniya rossijskoj molodezhi // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 2(155). S. 12-22.

6. Nikolaev M.V. Ispol'zovanie vozmozhnostej informacionnyh tekhnologij v grazhdanskom vospita-nii lichnosti // Vestn. Majkop. gos. tekhnol. un-ta. 2021. № 2(13). S. 78-85.

7. Noskova T.N. Didaktika cifrovoj sredy: monogr. SPb., 2020.

8. Noskova T.N. Cifrovizaciya obrazovaniya: no-vye vozmozhnosti vklyucheniya shkol'nikov v socio-kul'turnuyu deyatel'nost' // Gercenovskie chteniya. Hu-dozhestvennoe obrazovanie rebenka: strategii budu-shchego: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb., 2021. S. 18-24.

9. Plan meropriyatij po realizacii v 2021-2025 go-dah Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Fede-

racii na period do 2025 goda [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/LkiAgAELFrlG 0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf (data obrashcheniya: 23.08.2021).

10. Raschetina S.A. metody issledovaniya pro-cessov stihijnoj socializacii, osnovannye na postneklas-sicheskom podhode // Obrazovat. vestn. «Soznanie». 2020. T. 22. № 10. S. 4-8.

11. Realizaciya proekta po patrioticheskomu vos-pitaniyu nachnetsya v Rossii s 1 yanvarya [Elektronnyj resurs] // TASS. 2020. 22 noyab. URL: https://tass.ru/ nacionalnye-proekty/10066837 (data obrashcheniya: 23.08.2021).

12. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Itogi cifrovoj transformacii: ot onlajn-real'nosti k smeshannoj real'-nosti // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2020. T. 16. № 4. S. 87-97. DOI: https://doi.org/10.17759/ chp.2020160409.

13. Cifrovoj vseobuch. Itogi proekta. Vyezdnoj seminar v shkole № 58. 25 marta 2021 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=q_ uJa7GRBPU (data obrashcheniya: 23.08.2021).

14. Shityakova N.P., Verhovyh I.V., Zabrodina I.V. Izuchenie otnosheniya pedagogov k vozmozhnostyam i riskam duhovno-nravstvennogo vospitaniya v uslovi-yah cifrovizacii // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020. № 6(48). S. 446-458. DOI: 10.32744/pse.20 20.6.34.

15. Yakovleva O.V. Analiz koncepcij professio-nal'nogo vospitaniya budushchih pedagogov v kon-tekste cifrovogo obrazovaniya // Novye obrazovatel'-nye strategii v sovremennom informacionnom pro-stranstve: sb. nauch. st. po materialam Mezhdunar. ezhegodn. nauch.-prakt. konf. SPb., 2021. S. 177-183.

The study of the peculiarities of usage of digital technologies by teachers in educational activities

The article deals with the results of the study of the peculiarities of the usage of the digital technologies by teachers in the educational activity. There is revealed that the basic factors, determining the teachers' activity in the context, are the experience of the work, the knowledge in the use of the various open educational resources and the topical area of the professional activities of the teacher.

Key words: education, educational activities, teacher, pupil, digital educational environment, digital tools, professional activity.

(Статья поступила в редакцию 02.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.