Научная статья на тему 'Исследование особенностей партнерских отношений компаний морского транспортного узла'

Исследование особенностей партнерских отношений компаний морского транспортного узла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морской транспортный узел / партнерские отношения / сетевой подход / институт партнерских отношений / sea transport junction / partnerships / net approach / institute of partnerships

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ботнарюк Марина Владимировна

<i>В статье исследована специфика партнерских отношений, возникающих между компаниями морского транспортного узла (МТУ). Автор приходит к выводу о том, что МТУ следует рассматривать как институт сетевых партнерских отношений, что позволяет выявить дополнительные резервы увеличения результативности деятельности узла.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

<i>The specific of partnerships appearing between companies of sea transport junction is investigated in the article. The author comes to the conclusion, that sea transport junction should be considered as an institute of partnerships, that gives the opportunity to find additional reserves of increasing of junction"s activity.</i>

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей партнерских отношений компаний морского транспортного узла»

УДК 334.784:656.615 Ботнарюк Марина Владимировна

кандидат экономических наук,

Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ КОМПАНИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА

Botnaryuk Marina Vladimirovna

Candidate of Economics, Ushakov Marine State Academy [email protected]

INVESTIGATION OF FEATURES OF PARTNERSHIPS BETWEEN COMPANIES OF SEA TRANSPORT JUNCTION

Аннотация:

В статье исследована специфика партнерских отношений, возникающих между компаниями морского транспортного узла (МТУ). Автор приходит к выводу о том, что МТУ следует рассматривать как институт сетевых партнерских отношений, что позволяет выявить дополнительные резервы увеличения результативности деятельности узла.

Ключевые слова:

морской транспортный узел, партнерские отношения, сетевой подход, институт партнерских отношений.

The summary:

The specific of partnerships appearing between companies of sea transport junction is investigated in the article. The author comes to the conclusion, that sea transport junction should be considered as an institute of partnerships, that gives the opportunity to find additional reserves of increasing of junction’s activity.

Keywords:

sea transport junction, partnerships, net approach, institute of partnerships.

Сегодня морской транспортный узел (МТУ) рассматривается исключительно в логистическом аспекте: как пункт стыковки различных видов транспорта, основная деятельность которого направлена на увеличение пропускной способности отдельно взятого порта.

Учитывая, что основными компонентами МТУ являются портовые терминалы (выполнение погрузочно-разгрузочных операций) и транспортная инфраструктура (различные виды транспорта, осуществляющие доставку груза в порт и вывоз его из порта), при условии наличия логистического центра, координирующего их действия (т. е. координирующей компоненты), узел можно представить в виде следующей схемы (рис. 1):

Рис. 1. Схема МТУ с позиции составляющих его компонент (производственно-логистический аспект)

На основании вышеизложенного приходим к выводу о том, что функционирование МТУ в производственно-логистическом аспекте представляет собой взаимодействие трех компонент. Юридически вышеуказанные компоненты представляют собой отдельные звенья, связанные контрактными отношениями, совместное функционирование которых обеспечивает успешную реализацию производственного процесса узла. Однако для того, чтобы выполнить ПРР (погрузочно-разгрузочные работы) требуется наличие трех необходимых условий (рис. 2):

- наличие груза (его доставка на терминал или вывоз с терминала, в осуществлении которых задействованы координирующая и транспортная компоненты);

- правильно организованная работа терминала (несет ответственность основная компонента);

- наличие транспортного средства, на которое и будет осуществлена погрузка (выгрузка) доставленного для дальнейшей отправки груза.

Рис. 2. Условия осуществления производственного процесса МТУ

Как видно из рис. 2, для того, чтобы выполнить основную цель своей деятельности (осуществить ПРР), МТУ обязан обеспечить не только логистическо-функциональные аспекты своей работы (доставить груз и организовать его погрузку или, наоборот, выгрузку), но и привлечь транспортное средство. Следовательно, его успешное функционирование зависит также и от обслуживающей компоненты по оказанию сопутствующих услуг, которая является составной частью основной компоненты и отвечает за «привлечение транспортного средства». Поэтому видится необходимость разделить основную компоненту на две составляющие части, деятельность которых характеризуется наличием партнерских отношений:

- производственную компоненту, которая отвечает за выполнение погрузочноразгрузочных операций;

- обслуживающую компоненту, оказывающую сопутствующие услуги, являющиеся тем не менее необходимым условием осуществления производственного процесса.

Также необходимо отметить, что в обслуживании судов принимают участие и вспомогательные компании, оказывающие услуги только судам: доставка продовольствия, оказание ремонтных услуг и т. д. (определим ее как вспомогательную компоненту). Но поскольку непосредственно к погрузочно-разгрузочным работам они прямого отношения не имеют, в рамках данной статьи их деятельность рассматриваться не будет.

При определении основной компоненты МТУ как совокупности двух ее составляющих (производственной и обслуживающей компонент) схема МТУ будет иметь следующий вид (рис. 3).

Рис. 3. Схема МТУ при разделении основной компоненты на производственную и обслуживающую составляющие

При этом, поскольку вспомогательная компонента все-таки принимает участие в обслуживании судов, на рисунке она показана, но ее контур и взаимодействие с основной компонентой обозначены пунктиром.

В связи с вышеизложенным приходим к выводу о том, что исключительно производственно-логистическое объяснение создания и функционирования МТУ не охватывает все существующие взаимоотношения его компонент, которые являются тем не менее необходимыми для организации и выполнения производственного процесса. Поэтому в целях объяснения механизма успешного функционирования узла видится необходимость отказа от традиционной классической модели построения взаимоотношений входящих в его состав отдельных хозяйствующих субъектов по принципу исключительно функциональной взаимосвязи.

Кардинально новые условия, диктуемые динамично изменяющейся внешней и внутренней средой МТУ, требуют совершенно иного подхода к расстановке акцентов и приоритетов при определении концепций его развития, что определяет необходимость применения к объяснению деятельности МТУ сетевого подхода, базирующегося на партнерских отношениях и изучении взаимосвязей участников узла. Принимая во внимание тот факт, что хотя и координирующая и транспортная компоненты, безусловно, оказывают на действие МТУ существенное влияние (производственно-логистический аспект), в дальнейшем в рамках данной статьи под МТУ будет пониматься только его производственная и обслуживающая компоненты как основные участники производственного процесса. С целью изучения взаимосвязей компонент МТУ представим его как совокупность устойчивых связей его участников, основанных на партнерских взаимоотношениях.

В процессе осуществления производственного процесса МТУ принимает участие множество компаний, организаций и структур: стивидорные, агентирующие, государственные контролирующие органы (таможня, фитосанитарный надзор, портнадзор, регистр, администрация морского порта и др.) и т. д. Несмотря на то что компании по каждому направлению оказывают свои услуги, все они являются продавцами основных (производственных) или сопутствующих услуг и находятся в постоянном взаимном контакте. Так, например, компания, оказывающая услуги по экспедированию грузов, обязательно обратится в стивидорную компанию для заключения договора на оказание услуг по обеспечению перевалки грузов. Она также обращается в таможню для оформления грузов. В зависимости от наличия или отсутствия контракта, а также от полноты условий, на которых он заключен, все многообразие межфирменных взаимоотношений между компаниями, работающими на одной территории, можно структурировать на две большие группы: формальные (обусловленные наличием контракта) и неформальные (существующие вне контракта). Таким образом, представив производственную и обслуживающую компоненту МТУ как совокупность компаний, оказывающих услуги судам и грузам и находящихся в постоянной взаимосвязи, МТУ можно охарактеризовать как некоторую сетевую структуру (рис. 4).

■*----► формальные связи между компаниями

♦----*■ неформальные связи между компаниями

Рис. 4. Схема формальных и неформальных связей компаний, входящих в состав МТУ

При этом необходимо отметить, что наличие как формальных, так и неформальных связей между отдельными участниками МТУ является обязательным, причем их характер (особенно последних) существенно отличается от привычной трактовки контрактных отношений (что обусловлено спецификой производственного процесса).

Обычные контрактные отношения представляют собой формальные связи между двумя и более хозяйствующими субъектами, при которых в результате оппортунистического поведения одного из акторов виновная сторона не страдает вообще или в значительно меньшей степени, чем его контрагент. Если же говорить о контрактных отношениях участников МТУ, то здесь срабатывает принцип обратного удара: негативные действия одного из акторов повлияют в первую очередь на него самого.

Например, стивидорная компания отказалась предоставить агенту судна точную информацию о подходе судна и моменте постановки его к причалу. В этом случае задержка, связанная с выяснением требуемой информации, вызовет негативные последствия не только для агентов, но и для стивидорной компании (виновной стороны): произойдет простой бригады докеров-механизаторов вследствие несвоевременных действий агентирующей фирмы.

Следовательно, отношения, возникающие между участниками МТУ, предполагают нечто большее, чем простые контрактные отношения. Для них характерно понимание важности взаимного сотрудничества, что обусловливает переход партнерских отношений на совершенно иной уровень. В этом случае контрактные связи следует определять не только как партнерские, но и как сетевые [1, с. 34].

Основные отличия сетевых партнерских отношений от обычных контрактных состоят в том, что, во-первых, они требуют от партнеров перехода на более доверительный уровень (снижение оппортунизма). Во-вторых, их механизм предусматривает принцип обратного удара. В-третьих, они делают обязательным изменение стереотипов мышления акторов, что обусловлено прямо пропорциональной зависимостью между их действиями и получаемыми результатами. А в-четвертых, они отличаются акцентированием внимания на приоритетность устоявшимся связям.

Изучение тесноты партнерских связей в МТУ, проведенное автором посредством анкетирования менеджеров среднего и высшего звеньев компаний, составляющих узел, позволило ему прийти к следующему заключению. Во-первых, на протяжении довольно значительного периода компании, являющиеся участниками МТУ, на 90 % заключают договоры с одними и теми же деловыми партнерами, а во-вторых, было выявлено, что их успешная деятельность находится в достаточно сильной детерминированности от партнеров по бизнесу.

На основании вышеизложенного, автор приходит к выводу о том, что МТУ с позиции сетевого подхода представляет собой совокупность давно взаимодействующих участников, которые находятся в отношениях связанности и взаимозависимости, что и является одним из условий его относительной стабильности и успешной деятельности.

При этом, в отличие от промышленных [2], сетевые связи между участниками МТУ имеют свои особенности. Первая особенность состоит в следующем: их связи нельзя охарактеризовать как стабильные, поскольку существует тенденция увеличения количества новых компаний (по некоторым направлениям, например по оказанию агентирующих услуг) из-за отсутствия потребности в значительном стартовом капитале.

Поэтому, рассматривая МТУ как некоторую сеть, следует говорить о партнерских сетевых связях в постоянно изменяющихся конкурентных условиях. При этом следует отметить некоторую специфичность отношений между отдельными профессиональными

направлениями (блоками), обусловленную нежеланием конкурирующих сторон общаться друг с другом.

С целью осуществления своей деятельности, все блоки взаимодействуют как между собой, так и с покупателем (образуется некоторая сеть). Однако каждый блок включает в себя большое количество компаний (от десяти до восьмидесяти, в зависимости от параметров МТУ), которые являются конкурирующими. Они, как правило, между собой не общаются, причем не только формально, но и неформально, обусловливая формирование достаточно жесткой и динамичной конкурентной среды (рис. 5).

На рис. 5 представлены четыре основных взаимодействующих между собой блока: агенты, экспедиторы, стивидоры, иные компании, работающие на территории МТУ. Центром сетевых связей является покупатель услуги, который контактирует со всеми четырьмя блоками.

Рис. 5. Схема партнерских сетевых связей в МТУ

Таким образом, при создании сети партнерских взаимоотношений в МТУ следует отметить тот факт, что при совершении некоторой трансакции партнеры могут быть каждый раз новые, но выбранные исключительно из вышеуказанных четырех блоков. С целью более подробного объяснения этого явления, перейдем к следующей особенности построения взаимосвязей «морских» компаний.

Вторая особенность построения партнерских отношений в МТУ состоит в том, что выбор партнеров при заключении контрактов в большинстве случаев осуществляется компанией под влиянием фактора заключения основного договора. Причем именно от условий этого договора зависит выбор как дальнейших партнеров компании, так и работа всех участников МТУ. Например, агента номинирует судовладелец, который и является покупателем услуг МТУ, предоставляя судно под погрузку или выгрузку (заключается основной договор между агентом и судовладельцем). Далее агент для выполнения своих функций также заключает договоры с другими компаниями, которые оказывают его покупателю услуги, но делает он это не по своему усмотрению, а, как правило, учитывая пожелания заказчика. Таким образом, формирование партнерских отношений продавца услуги зависит не только от него самого, но и от контрактов, заключенных покупающей стороной (рис. 6). Причем связь «покупатель услуги - продавец услуги» в этом случае носит не рекомендательный, а утвердительный характер.

Рис. 6. Факторы, влияющие на формирование партнерских отношений

продавца услуги в МТУ

Третья особенность заключается в том, что на территории одного МТУ, как правило, работают несколько стивидорных компаний, которые в некотором смысле являются отдельными «грузовыми» центрами данного узла. И производственный процесс МТУ, по сути, является совокупностью производственных процессов отдельных стивидорных и работающих с ними компаний. Однако когда оценивают результаты работы узла, имеют ввиду именно обобщенные показатели: общий грузооборот, судооборот, состоящие из таких же показателей, но отдельных стивидорных компаний. Поэтому МТУ следует рассматривать как совокупность всех входящих в него компаний, определив «вершинами» стивидорные компании, под влиянием партнерских отношений которых (как формальных, так и неформальных) происходит формирование общих показателей его работы.

Четвертая особенность заключается в следующем. Несмотря на то что в свете производственного аспекта, бесспорно, основное влияние на итоговые показатели МТУ оказывают результаты деятельности именно стивидорных компаний, осуществляющих по-грузоразгрузочный процесс, грамотная и эффективная организация работы и иных «сопутствующих» компаний и структур также имеет значение. И только их взаимодействие обусловливает успешную деятельность МТУ.

Также для установления между компаниями взаимоотношений требуется не только их желание совместного сотрудничества, но и соблюдение условий ведения бизнеса, причем как формальных, так и неформальных. При этом для достижения желаемого результата вышеуказанные правила должны быть приемлемыми и обязательными для всех участников МТУ [3, с. 50]. Таким образом, наблюдается некоторая двойственность правил. С одной стороны, это правила поведения каждой компании, а с другой - необходимость их соответствия правилам функционирования общей сети (рис. 7).

Рис. 7. Взаимодействие участников МТУ как отдельных бизнес-единиц, работающих в рамках сетевого партнерства

На рис. 7 показано взаимодействие отдельных компаний (в виде стрелочек), деятельность которых ограничена необходимостью соблюдения как «своих», так и общесетевых правил. При этом в рамках сетевых партнерских отношений происходит не только общение по поводу заключения контрактов на оказание услуг, но и присутствуют механизмы, осуществляющие их дальнейшее выполнение (формальный пункт - об ответственности сторон в договоре, неформальный - отказ от дальнейших деловых отношений в случае проявления оппортунизма).

В этой связи, в рамках авторской концепции, интегрировав институциональный и сетевой аспекты деятельности МТУ, определим его как институт, управляющий формальными и неформальными сетевыми партнерскими отношениями входящих в его состав участников.

На основании вышеизложенного, приходим к выводу о том, что именно партнерские взаимоотношения являются тем необходимым условием, которое приводит в действие механизм деятельности узла. При этом компании как производственной, так и обслуживающей компоненты МТУ, находясь в постоянном взаимодействии, формируют некоторую сеть, в рамках которой они и функционируют. Проведенные исследования показали, что партнерские отношения, возникающие между участниками МТУ, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой деятельности узла. Учитывая, что связи между участниками МТУ можно представить как совокупность формальных контрактов и неформальных отношений, ограниченных рамками существующих в нем правил, которые определяются спецификой сетевых партнерских отношений, видится необходимость определения МТУ как института. Это позволит выявить дополнительные резервы увеличения эффективности деятельности МТУ вследствие грамотной организации его производственного процесса.

Ссылки:

1. Радаев В.В. Социология рынков: к формиро- 1.

ванию нового направления. М., 2003. 328 с.

2. Кущ С.П., Афанасьев А.А. Маркетинговые 2.

аспекты развития межфирменных сетей: российский опыт // Российский журнал менеджмента. 2004. № 1. С. 33-52.

3. Олейник А.Н. Институциональная экономика : 3.

учеб. пособие. М., 2004. 416 с.

References (transliterated):

Radaev V.V. Sotsiologiya rynkov: k formirovaniyu novogo napravleniya. M., 2003. 328 pp.

Kushch S.P., Afanas'ev A.A. Marketingovye aspekty razvitiya mezhfirmennyh setey: ros-siyskiy opyt // Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta. 2004. No. 1. P. 33-52.

Oleynik A.N. Institutsional'naya ekonomika : textbook. M., 2004. 416 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.