Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЕПСОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КАРЕЛИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЕПСОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КАРЕЛИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ВЕПСЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИЯ / РУССКИЕ / ГОРОД / ДЕРЕВНЯ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / КАЧЕСТВА / АВТОСТЕРЕОТИП / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЗРЕЛОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ETHNOS / VEPS / IDENTITY / NATION / RUSSIANS / TOWN / VILLAGE / CULTURE / TRADITIONS / QUALITIES / AUTOSTEREOTYPE / INTERACTION / YOUTH / MATURITY / ETHNOCULTURAL SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шельшакова Наталья Николаевна

Среди вепсского этноса прослеживается четкая тенденция постепенной ассимиляции. Ускорили изменение вепсской идентичности следующие факторы: слабое развитие экономики и социальной инфраструктуры, межнациональные браки и принудительная замена в документах в графе «национальность» записи «вепс» на «русский» (1960 - начало 1980-х гг.). Следствием такой политики стало резкое снижение оценки собственного этноса и языка. Исходя из актуальности темы целью данного исследования стало изучение особенностей этнической идентичности вепсов проживающих на разных территориях (этнической территории в селе Шелтозеро и в городе Петрозаводске). Данная территория была выбрана, так как именно там высокая плотность населения, которые при определении национальности указывали вепс или вепсиянка. В исследовании приняли участие жители села Шелтозеро и города Петрозаводска, всего 82 человек в возрасте 13-72 года. Основными методами сбора информации стали следующие: методика О.Л. Романовой «Шкальный опросник этнической идентичности», «Тест установок личности на себя» М. Куна и Т. Макпартлэнда. Жители Петрозаводска, принявшие участие в исследовании, являются выходцами из мест проживания вепсов (этнических территорий). Связь с этническими территориями не утрачена, все петрозаводчане имеют родственников в селе Шелтозеро или других вепсских селах. Некоторая часть населения, вепсы по происхождению, идентифицируют себя с русскими, либо затрудняются четко определить свою этническую принадлежность. Их этническое самосознание крайне ослаблено, они склонны идентифицировать себя с доминантным этническим большинством, нежели с этносом, к которому принадлежали их родители. Исследование показало, что в этих условиях подлинное возрождение вепсского этноса как самобытной и неповторимой этнической общности может быть вполне достигнуто на основе возрождающегося развивающегося родного языка, сохранения и передачи национальных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PECULIARITIES OF ETHNIC IDENTITY OF VEPS LIVING IN KARELIA

There is a clear trend of gradual assimilation among the Vepsian ethnic group. The following factors accelerated the change of Vepsian identity: weak economic and social infrastructure development, inter-ethnic marriages and forced replacement in documents in the "nationality" of the "veps" entry to "Russian" (1960 - early 1980s). The consequence of this policy was a sharp decline in the assessment of their own ethnic ity and language. Based on the relevance of the topic, the purpose of this study was to study the peculiarities of the ethnic identity of veps living in different territories (ethnic territory in the village of Sheltozero and other places - in the city of Petrozavodsk). The area was selected because there is high population density, which in the determination of nationality was pointed out by Veps or Vepsians. The study involved residents of the village of Sheltozero and the city of Petrozavodsk, a total of 82 people aged 13-72 years. The main methods of information collection were O.L. Romanova's "Ethnic Identity Survey," "Personality Self-Setting Test" by M. Kuon and T. McPartland. Additional - the method of free description and method of partially standardized conversation. The residents of Petrozavodsk who took part in the study come from places of compact residence of Veps (ethnic territories). Communication with the ethnic territories is not lost, all petrofactory workers have relatives in the village of Sheltozero or other Veps villages. Some of the population, Veps by origin, identify with the Russians, or find it difficult to clearly define their ethnicity. Their ethnic identity is extremely weakened, they tend to identify with a dominant ethnic majority rather than with the ethnicity to which their parents belonged. The study showed that in these circumstances, the true rebirth of the Vepsian ethnic group as an original and unique ethnic community can be achieved on the basis of a resurgent developing native language, preservation and transmission of national traditions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЕПСОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КАРЕЛИИ»

15. Johnson, J.A. (2014). Measuring thirty facets of the Five Factor Model with a 120-item public domain inventory: Development of the IPIP-NEO-120 \\ Journal of Research in Personality. - 2014. N. 51. - pp. 78-89.

16. Jones D., Paulhus D. Differentiating the Dark Triad Within the Interpersonal Circumplex \ Handbook of Interpersonal Psychology: Theory, Research, Assessment and Therapeutic Interventions. Leonard M. Horowitz -Editor, Stephen Strack - Editor. - Hoboken, NJ, 2011. pp. 249-268

17. Locke E., Latham G. (1990). A theory of goal setting and task performance. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1990. - 248 p.

18. Molden D.C., Higgins E.T. (2005). Motivated thinking \ In K.J. Holyoak R.G. Morrison (Eds.), The Cambridge handbook of thinking and reasoning. - New York: Cambridge University Press, 2005 - pp. 295-317.

19. Wilson J.P. Personality in the Social Process. - Hillsdale, NJ. - 1985. - 341 p.

Психология

УДК 316.334.52

кандидат психологических наук, доцент Шельшакова Наталья Николаевна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЕПСОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КАРЕЛИИ

Аннотация. Среди вепсского этноса прослеживается четкая тенденция постепенной ассимиляции. Ускорили изменение вепсской идентичности следующие факторы: слабое развитие экономики и социальной инфраструктуры, межнациональные браки и принудительная замена в документах в графе «национальность» записи «вепс» на «русский» (1960 - начало 1980-х гг.). Следствием такой политики стало резкое снижение оценки собственного этноса и языка. Исходя из актуальности темы целью данного исследования стало изучение особенностей этнической идентичности вепсов проживающих на разных территориях (этнической территории в селе Шелтозеро и в городе Петрозаводске). Данная территория была выбрана, так как именно там высокая плотность населения, которые при определении национальности указывали вепс или вепсиянка. В исследовании приняли участие жители села Шелтозеро и города Петрозаводска, всего 82 человек в возрасте 13-72 года. Основными методами сбора информации стали следующие: методика О.Л. Романовой «Шкальный опросник этнической идентичности», «Тест установок личности на себя» М. Куна и Т. Макпартлэнда. Жители Петрозаводска, принявшие участие в исследовании, являются выходцами из мест проживания вепсов (этнических территорий). Связь с этническими территориями не утрачена, все петрозаводчане имеют родственников в селе Шелтозеро или других вепсских селах. Некоторая часть населения, вепсы по происхождению, идентифицируют себя с русскими, либо затрудняются четко определить свою этническую принадлежность. Их этническое самосознание крайне ослаблено, они склонны идентифицировать себя с доминантным этническим большинством, нежели с этносом, к которому принадлежали их родители. Исследование показало, что в этих условиях подлинное возрождение вепсского этноса как самобытной и неповторимой этнической общности может быть вполне достигнуто на основе возрождающегося развивающегося родного языка, сохранения и передачи национальных традиций.

Ключевые слова: Этнос, вепсы, идентичность, нация, русские, город, деревня. этнокультурная ситуация, культура, традиции, качества, автостереотип, взаимодействие, молодежь, зрелость.

Annotation. There is a clear trend of gradual assimilation among the Vepsian ethnic group. The following factors accelerated the change of Vepsian identity: weak economic and social infrastructure development, inter-ethnic marriages and forced replacement in documents in the "nationality" of the "veps" entry to "Russian" (1960 - early 1980s). The consequence of this policy was a sharp decline in the assessment of their own ethnic ity and language. Based on the relevance of the topic, the purpose of this study was to study the peculiarities of the ethnic identity of veps living in different territories (ethnic territory in the village of Sheltozero and other places - in the city of Petrozavodsk). The area was selected because there is high population density, which in the determination of nationality was pointed out by Veps or Vepsians. The study involved residents of the village of Sheltozero and the city of Petrozavodsk, a total of 82 people aged 13-72 years. The main methods of information collection were O.L. Romanova's "Ethnic Identity Survey," "Personality Self-Setting Test" by M. Kuon and T. McPartland. Additional - the method of free description and method of partially standardized conversation. The residents of Petrozavodsk who took part in the study come from places of compact residence of Veps (ethnic territories). Communication with the ethnic territories is not lost, all petrofactory workers have relatives in the village of Sheltozero or other Veps villages. Some of the population, Veps by origin, identify with the Russians, or find it difficult to clearly define their ethnicity. Their ethnic identity is extremely weakened, they tend to identify with a dominant ethnic majority rather than with the ethnicity to which their parents belonged. The study showed that in these circumstances, the true rebirth of the Vepsian ethnic group as an original and unique ethnic community can be achieved on the basis of a resurgent developing native language, preservation and transmission of national traditions.

Keywords: ethnos, Veps, identity, nation, Russians, town, village. ethnocultural situation, culture, traditions, qualities, autostereotype, interaction, youth, maturity.

Введение. Этнокультурное взаимодействие русского и вепсского населения в последние полтора века оказало существенное влияние на этнокультурную ситуацию и трансформацию этнической идентичности вепсов. Вепсы проживают небольшими группами на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Таким образом, сложились три группы вепсов, каждая из которых имеет определенные различия в традиционной культуре и говорит на особом диалекте. Одна группа северных (или прионежских) вепсов живет на юго-западном побережье Онежского озера, при устьях впадающих в него небольших рек. Вторая -южнее, за рекой Свирь, в верховьях реки Ояти (оятские вепсы) и в северном Белозерье (пяжозерские и куйско-пондальские вепсы). Третья группа - южная - обитает между верховьями рек Лидь и Колпь.

Такой характер расселения создает серьезные проблемы для развития этноса и сохранения этнической идентичности. Как уже было сказано ранее, этнокультурное взаимодействие русского и вепсского населения в последние полтора века имело разносторонний характер, и оказало существенное влияние на этнокультурную ситуацию и трансформацию этнической идентичности вепсов [2, 3, 5, 6]. В связи с этим

возникает необходимость изучения идентичности вепсов в современных условиях. Результаты изучения этнической идентичности вепсов, проживающих на разных территориях (на селе - этнической территории и в городе), могут быть полезными в контексте сохранения этноса [1, 4, 6]. Исходя из актуальности темы исследования, целью исследования стало изучение особенностей идентичности вепсов, проживающих на разных территориях (в селе Шелтозеро (этнической территории проживания вепсов) и городе Петрозаводске). Исследование проводилось совместно с Шамшиной Н.К., студенткой 6 курса Международного славянского института.

Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие жители села Шелтозеро и города Петрозаводска, всего 82 человек в возрасте 13-72 года, все они представители вепсского этноса (это определялось по национальности родителей). Средний возраст выборки - 47 лет. Самый младший испытуемый в возрасте 13 лет, а самый старший испытуемый в возрасте 72 года. Соблюдено представительство опрашиваемых по уровню образования и занятости. Респонденты, проживающие в городе Петрозаводске, являются членами «Общества вепсской культуры», участниками вепсских фольклорных групп. Респонденты, проживающие в селе Шелтозеро участвуют в Вепсском народном хоре, детском Вепсском хоре, сотрудничают с вепсским домом ремесел и вепсским этнографическим музеем с. Шелтозеро. Все участники исследования были разделены на две группы по признаку: 1) проживающие в с. Шелтозеро -этнической территории вепсов, и 2) в г. Петрозаводске - не относящемуся к культурной территории вепсского народа. В группу 1 - вошли представители вепсского этноса, проживающие в г. Петрозаводске - 39 человек. В группу 2 - представители вепсского этноса, проживающие в с. Шелтозеро - 43 человек. Опросы проводились индивидуально.

Исходя из задач исследования, осуществлен выбор следующих методов и методик:

1. Методы сбора информации:

•Методика О.Л. Романовой «Шкальный опросник этнической идентичности» модифицированный вариант. Используется для изучения системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности. Методика «Тест установок личности на себя» М. Куна и Т. Макпартлэнда. Используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Метод «свободного описания». Для исследования когнитивного и эмоционального компонентов этнической идентичности использовался метод свободного описания. Каждому из респондентов обеих групп было предложено назвать пять личностных качеств, которыми на их взгляд обладают представители вепсского этноса. 2. Методы обработки данных: статистическая обработка для определения статистически значимых различий между переменными - Критерий х2 Пирсона. Качественный и количественный анализ. Анализ и результаты исследование особенностей этнической идентичности вепсов, проживающих на разных территориях (в селе Шелтозеро - этнической территории проживания вепсов и городе Петрозаводске).

Результаты исследования по методике О.Л. Романовой.

Рассмотрим ответы респондентов, полученные при помощи методики «Шкальный опросник этнической идентичности» О. Л. Романовой. Установлено, что 88% проживающих в городе идентифицировали себя с вепсами, т.е. в графе: «По национальности я...» написали ответ: вепс (вепсянка). Необходимо заметить, что в группе 1 среди молодежи (13-21 год) такие ответы составляет 16%, среднего звена (21-52 года) 42% и старших (52-72года) 30%. 9% группы 1 «по матери (отцу) - вепс, а по отцу (матери) - русский/украинец и т.д.». Остальные признали себя русскими. Среди респондентов встречались ответы (устные комментарии 3%): «затрудняюсь ответить, в моей родне, кого только нет», «в паспорте уже давно национальности не пишут, поэтому какая разница», «скорее вепс», «наверное, русская», «в душе я вепс, чистокровный, но зачем усложнять проще написать русский и все». Установлено, что у 23,5% опрошенных группы 1 первым освоенным языком был вепсский язык. Первым освоенным вепсский язык называют в основном респонденты, чей возраст старше 52 лет, для юного возраста 13-21 год и среднего 21-52 года характерны ответы «русский язык».

При комментировании ответа (15% респондентов) говорили: «хорошо, сейчас возрождаю наш язык, хор для детей сделали, да взрослых по «нашим праздникам» только на вепсском поздравляют», «наш язык то не сложный и с финским похож, сейчас же доступно за границу выехать - авось пригодится, мы стараемся говорить на вепсском дома» и т.д. Своим родным языком назвали вепсский 25% респондентов, проживающих в городе Петрозаводске, а 23,5% опрашиваемых указали, что «сначала научились разговаривать.» на национальном языке, значит можно предположить, что респонденты признают своим родным языком, тот на котором впервые они научились разговаривать.

Респонденты группе 1 на «мои родные говорят» на вепсском языке 35%, на русском - 60%, на русском и на вепсском языках - 5%. 98% опрошенных, проживающих в городе Петрозаводске предпочитают обратиться к земляку в другой стране на русском языке. И всего по 2% на родном языке. При устном комментировании ответов респонденты поясняли: «Конечно, на русском обращусь, мало, кто вепсский знает». Исключение составили несколько респондентов, часто бывающих по 2-3 семьи за границей (Финляндия, Эстония) - они прокомментировали это: «мы так «шифруемся» чтоб в заблуждение ввести», «я заинтересовать окружающих говорю на вепсском, интересно смотреть на реакцию людей», «мы семьями дружим, вместе ездим везде, вот и общаемся между собой на вепсском - чтоб не забыть, и то что не дома обозначаем». При выяснении кого они подразумевают под словом «земляк», респонденты поясняли: «русский, россиянин, житель России».

Мы видим, что идентифицируют себя с вепсами — 85,6% вепсов, проживающих в деревне. Среди молодежи (13-21 год) такие ответы составляет 13%, среднего звена (21-52года) 45% и старших (52-72 года) 27,6%. 6% группы 2 указали «по матери (отцу) - вепс, а по отцу (матери) - русский/украинец и т.д.». Остальные признали себя русскими. При устном комментировании (3% выборки) встречались такие ответы: «раньше, когда льготы для «националов» были, все старались вепсами заделаться, даже в паспорте национальность специально меняли, а теперь хоть вепс, хоть нет, нигде не написано, хоть кем называйся», «меня мама русской записала, хоть оба с отцом вепсами были, стыдно было сказать, что ты вепс, тогда все русскими были», «хотелось быть вепсом, но нынче это не важно».Выявлено, что в группе 2 первым освоенным языком называют вепсский 28,5% опрошенных. Так же как и в группе 1 первый освоенный вепсский язык называют респонденты возраста старше 52 лет, реже встречались такие ответы у респондентов 21-52 года и совсем не было у юного возраста 13-21 год. В этой группе встречались такие комментарии (у 8% опрошенных): «У нас дома все говорили на вепсском языке, а в школе нас заставляли говорить на русском»,

«Зачем вепсский язык нужен? Письменность придумали. Нашим детям это не нужно, где они на нем разговаривать будут? В школе как иностранный изучают, только голову лишним забивают», «Мы умрем, и язык наш умрет, как в газетах сейчас пишут, мы так не разговариваем, много слов новых придумали, да из финского взяли.», «Хорошо, что дети в школе вепсский язык изучают, мы то дома уже давно не разговариваем, а теперь придет ребенок из школы, что-нибудь спросит, и ты вспомнишь» и т.д.

Своим родным языком назвали вепсский 26,5% респондентов, проживающих в селе Шелтозеро, а 28,5% опрашиваемых сначала научились разговаривать на национальном языке, такое соотношение наталкивает нас на предположение, что респонденты признают своим родным языком тот, на котором впервые научились разговаривать. Ответы 32,5% респондентов группы 2 на вопрос «мои родные говорят на вепсском языке», «на русском» - 63,5%, «на русском и на вепсском языках» - 4%. 97% опрошенных из села Шелтозеро предпочитают обратиться к земляку в другой стране на русском языке и всего 3% на родном. Здесь встречались такие комментарии: «лучше на русском», «проще на русском» и т.д.

Определим статистически значимые связи между переменными (место проживания - этническая самоидентификация) с использованием параметрического критерия Пирсона. Рассмотренные в исследовании уровни значимости составили = 8,32 - не попадает в зону значимости. Определим статистически значимые связи между переменными (место проживания - первый освоенный язык) с использованием параметрического критерия Пирсона. Рассмотренные в исследовании уровни значимости составили = 9,55 -не попадает в зону значимости. Определим статистически значимые связи между переменными (место проживания - родной язык) с использованием параметрического критерия Пирсона. Рассмотренные в исследовании уровни значимости составили = 10,6 - не попадает в зону значимости. Таким образом, установлено, что респонденты обеих выборок в большинстве своем идентифицируют себя с вепсами 85,6% в селе Шелтозеро и 88% в городе Петрозаводске. Первым освоенным языком назвали вепсский около четверти респондентов обеих выборок, что схоже с ответами на вопрос о признании родным языком вепсский. В обеих группах большинство указали, что родные говорят на русском, менее на вепсском и совсем малый процент на двух языках. 98% и 97% в первой и второй группе (соответственно) предпочитают в другой стране говорить с земляками на русском. Респонденты обеих групп одинаково хорошо знают национальные праздники, сказки, песни, танцы, игры своего народа, соблюдают национальные обычаи.

Результаты исследования методики М. Куна и Т. Макпартлэнда.

На вопрос "Кто я?", предложенный респондентам 85% респондентов группы 1 указывали собственную национальность (вепс) среди самоописаний. При этом из 85% назвавших себя вепсами 75,5% поставили национальность с 1 по 5 позиции и отметили знаком «+», 21,2% опрошенных поставили свою национальность с 6 по 15 позиции и отметили знаком «+»; 3,3% с 16-20 позиции и поставили знак «+». Отметивших свою национальность знаками «+», «-», «?» среди респондентов группы 1 не было. В группе 2 ответ вепс/вепсянка дали 86% опрошенных. И из 86% назвавших себя вепсами 75,9% поставили национальность с 1 по 5 позиции и отметили знаком «+», 23,3% опрошенных поставили свою национальность с 6 по 15 позиции и отметили знаком «+»; 1,7% с 15-20 позиции и поставили знак «+». Отметивших свою национальность знаками «+», «-», «?» среди респондентов группы 2 не было. Можно предположить, что при самоописаниях респонденты так часто называли свою этническую принадлежность потому, что при проведение первого опроса фигурировали утверждения о принадлежности к вепсам, так же предварительный опрос (для определении выборок) был направлен на определения родства с вепсами и участии в общественной жизни данного этноса. В основном же при самоописаниях респонденты указывали пол, общественные, семейные признаки, социальный статус, физическое состояние.

Результаты исследования метода свободных описаний.

Для исследования когнитивного и эмоционального компонентов этнической идентичности использовался метод свободного описания. Каждому из респондентов обеих групп было предложено назвать пять личностных качеств, которыми на их взгляд обладают представители вепсского этноса. Всего было получено 410 описаний.Вепсы, проживающие в городе Петрозаводске приписывают своей этнической группе такие качества как: «жадюга» (все в семью), бережливый, экономный, скупой - 62,5%; настороженный, сдержанный, не хвастливый - 56%; трудолюбивый, хозяйственный - 48,75%; добрый, добродушный, люблю людей - 38,5%; гостеприимный, люблю гостей, праздники люблю, активный, - 39%; терпеливый, неконфликтный, толерантный - 25%; хитрый, «себе на уме» - 19%; также перечислялись такие качества как: патриот, активист, веселый, жизнерадостный, красивый, спортивный, скряга, вредный, упрямый, тугодум.

Вепсы из села Шелтозеро приписывают своей этнической группе такие качества как: «жадюга» (все в семью), бережливый, экономный, скупой - 60%; настороженный, сдержанный, не хвастливый - 55%; трудолюбивый, хозяйственный - 68%; добрый, добродушный, люблю людей - 39%; гостеприимный, люблю гостей, праздники люблю, активный, - 38%; терпеливый, неконфликтный, толерантный - 25%; хитрый, «себе на уме» - 18,5%; также перечислялись такие качества как: патриот, активист, веселый, жизнерадостный, красивый, спортивный, скряга, вредный, упрямый, тугодум.

Интересно, что в стереотипе вепса переплетаются качества, типично включаемые в стереотипы многих финно-угорских народов (расчетливый, скромный, застенчивый, замкнутый) с качествами стереотипа русского (гостеприимный, добродушный). Возможно, это в какой-то степени можно считать следствием вепско-русского взаимодействия и ассимиляции вепсов.

Выводы. Обобщив данные, можно утверждать, что автостереотип вепса достаточно согласованный (некоторые качества упоминало более 60 % опрошенных) у двух групп и обладает позитивной окрашенностью. Автостереотипы обладают позитивной эмоциональной окраской, т. е. вепсы знают свои «недостатки» и воспринимают себя такими, какие они есть. Данный факт может говорить о позитивной этнической идентичности у большинства респондентов.

Литература:

1. Клементьев Е.И. ЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В КАРЕЛИИ НА ПРИМЕРЕ КАРЕЛОВ, ВЕПСОВ, ФИННОВ. Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН. Петрозаводск, 2013

2. Клементьев Е.И., Строгальщикова З.И.., Кожанов А.А.. ВЕПСЫ: МОДЕЛИ ЭТНИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ Сборник материалов и документов / Петрозаводск, 2007. Сер. Национальные движения в СССР и постсоветском пространстве

3. Клементьев Е.И. КАРЕЛИЯ: ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЯЗЫК В ЗЕРКАЛЕ ПЕРЕПИСИ 2002 Г. В книге: VI Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. 2005. С. 460.

4. Клементьев Е.И. О "ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ КАРЕЛЬСКОГО, ВЕПССКОГО, ФИНСКОГО ЯЗЫКОВ". Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2004. № 57. С. 15-19.

5. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М., 1989.

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

Психология

УДК 159.92

кандидат психологических наук, доцент Шурухина Галина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистрант третьего года обучения Юзлекбаева Зарина Зинфировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ МАТЕРЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация. Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи ответственности и организованности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников. Объект исследования: ответственность и организованность как системные свойства личности. Методы исследования: тестирование с использованием методик А.И. Крупнова «Бланковый тест-ответственность» и «Бланковый тест-организованность». Для математической обработки результатов исследования применялся метод ранговой корреляции Спирмена. Выборка респондентов: 40 однодетных и 40 многодетных матерей будущих первоклассников. Средний возраст респондентов - 35 лет. Результаты эмпирического исследования: 1)В группе однодетных матерей центрообразующими переменными организованности являются переменные когнитивного и динамического компонентов (осведомленность, аэнергичность). Наблюдается личностная нацеленность и активность в реализации ответственности, а также взаимосвязей переменных операциональных и личностных трудностей (рефлексивно-оценочный компонент) с агармоническими переменными инструментального блока организованности. 2)В группе многодетных матерей специфика взаимосвязей ответственности и организованности проявляется в общественно-целевой направленности и осмысленности ответственности с общественно-целевой направленностью организованности, стеничности ответственности - с общественно-значимой мотивацией организованности; отсутствуют значимые связи переменных, операциональные и личностные трудности ответственности и организованности, что указывает на имеющийся у многодетных матерей опыт преодоления трудностей в проявлении данных свойств личности.

Ключевые слова: организованность, ответственность, системно-функциональный подход, родители первоклассников, однодетные и многодетные матери, корреляционный анализ.

Annotation. The purpose of the study:tostudy the features of there lations hip between responsibility and organization of single-child and mothers with many children of future first-graders. The object of there search: responsibility and organizationas a system property of the personality. Research methods: testingusing theme thod sof A. I. Krupnov "Blanktest-responsibility" and "Blanktest-organization". Spearman'srank correlation method wasused forma the matical processin go fthe researc hresults. Sample of respondents: 40 single-childand 40 many-childmothersoffuturefirst-graders. The avera geage was 35 years old. Results of an empirical study: 1) inthegroup of single-childmothers, the center-forming organization variables of single-child mother sarevariableso fcognitive and dynamic components (awareness, aenergic). Thereis a personal focus and activity in the implementation of responsibility, as wellas the relations hip of variables of operational and personal difficulties (reflexive-evaluativecomponent) with thea garmonic variables of the oraganizationalins trumentalblock. 2) In the group of mothers thes pecifics ofthere lations hipso fresponsibility and organization evidentinth epublic-targetorientation and meaning fulness of theres ponsibility witht hepublic-focused organization, stanches to fres ponsibility with a publicin teres tmotivationof the organization, the rearen osignifican trelation ships ofthe variables of the operationaland personal challenge so fres ponsibility and organization, whichpointsto theex istingex perience of many mothers too ver comet hedifficulties in the manifestation of the sepersonality traits. Based on theres ults of empiricalstudy, a correctional program was developed to harmonizeand develop responsibility and organization amongmothers of futurefirst-graders.

Keywords: organization, responsibility, system-functionalapproach, parentsoffirst-graders, mothers of one and many children, comparative analysis, correlationanalysis.

Введение. Момент поступления ребенка в общеобразовательное учреждение - сложный и ответственный. Обучение в школе - основа формирования личности учащегося, залог его успешного или неуспешного развития. Важная роль в процессе подготовки к обучению в школе отводится родителям, личностные характеристики которых, в том числе, ответственность и организованность, во многом определяют развитие данных свойств личности у будущего первоклассника. Однако многие родители оказываются не готовыми к поступлению детей в школу, не в состоянии оказать психологическую поддержку, что вызывает у первоклассников трудности адаптации к обучению в школе и сказывается на качестве усвоения учебного материала. Ответственность и организованность родителей, в первую очередь матерей будущих первоклассников, влияют на общую готовность к обучению, самостоятельность при подготовке уроков, организацию учебной и дополнительных видов деятельности.

Изложение основного материала статьи. Исследование психологической структуры ответственности и организованности проводилось в русле системно-функционального подхода к изучению свойств личности А.И. Крупнова [5]. Системно-функциональный подход объединил в себе все аспекты изучения свойств личности: целевую и мотивационную направленность в реализации изучаемого свойства, понимание и результативность, динамику реализации; эмоциональный аспект, характеризующий яркость проявления положительных или отрицательных эмоций; регуляторные характеристики, трудности, встречающиеся в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.