Научная статья на тему 'Исследование особенностей эмоциональных характеристик преподавателей физической культуры и занимающихся кундалини-йогой'

Исследование особенностей эмоциональных характеристик преподавателей физической культуры и занимающихся кундалини-йогой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / КУНДАЛИНИ ЙОГА / ОБРАЗОМ ЖИЗНИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФИЗКУЛЬТУРЫ / STRESS RESISTANCE / KUNDALINI YOGA / WAY OF LIFE / PHYSICAL TRAINING TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасов С. В., Белова О. А., Кадейкина В. В.

В статье изложены результаты исследования особенностей стрессоустойчивости лиц, для которых определенная физическая активность является образом жизни, связанным с одной стороны с профессиональной деятельностью, с другой – с досуговым времяпрепровождением. Исследование было проведено в форме анкетирования с целью выявить различия в среднем уровне стрессоустойчивости у лиц, преподающих физическую культуру в вузе и лиц, занимающихся Кундалини йогой в добровольном порядке. По результатам исследования гипотеза не подтвердилась, существование взаимосвязи между уровнем стерссоустойчивости и типом физической активности среди преподающих физическую культуру в вузе и занимающимися Кундалини йогой не обнаружено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасов С. В., Белова О. А., Кадейкина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AND DEALING KUNDALINI YOGA

The article presents the results of empirical studies of stress resistance persons for whom some physical activity is a way of life, associated on one side with professional activities, leisure pastime. The study was conducted in the form of a survey to identify differences in the mean level of stress in individuals, teaching physical culture in the University and persons involved in Kundalini yoga on a voluntary basis. According to the results of the study, the hypothesis was not confirmed, the existence of the relationship between the level of stressresistance and type of physical activity among teaching physical culture in the University and engaged in Kundalini yoga not found.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей эмоциональных характеристик преподавателей физической культуры и занимающихся кундалини-йогой»

Литература

1. Евграфова Ю.А., Медведева И.А. Изучение различий в показателях супружеских отношений в молодых семьях, проживающих отдельно или совместно с родителями // IV Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности», Махачкала, 2014. - С. 150-153.

2. Карманова Т.М. Социально-психологические особенности отношения супругов в полиэтничных семьях // Пензенский психологический вестник. - Пенза, 2015 . - №2. - С. 109-116.

3. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.А. Велента - М.: Речь, 2006. - 360 с.

4. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.

References

1. Karmanova T.M. Social'no-psihologicheskie osobennosti otnoshenija suprugov v polijetnichnyh sem'jah // Penzenskij psihologicheskij vestnik. - Penza, 2015 . - №2. - S. 109-116

2. Olifirovich N.I. Psihologija semejnyh krizisov / N.I. Olifirovich, T.A. Zinkevich-Kuzemkina, T.A. Velenta - M.: Rech', 2006. - 360 s.

3. Celujko V.M. Psihologija sovremennoj sem'i / V.M. Celujko. - M.: VLADOS-PRESS, 2004. - 272 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.038 Тарасов С.В.1, Белова О.А.2, Кадейкина В.В.3

1ORCID: 0000-0001-8291-4452, Кандидат психологических наук, Пензенский государственный университет,

2ORCID: 0000-0002-1199-8625, магистр, Пензенский государственный университет,

3ORCID: 0000-0001-8531-9560, бакалавр, Пензенский государственный университет ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗАНИМАЮЩИХСЯ КУНДАЛИНИ-ЙОГОЙ

Аннотация

В статье изложены результаты исследования особенностей стрессоустойчивости лиц, для которых определенная физическая активность является образом жизни, связанным с одной стороны с профессиональной деятельностью, с другой - с досуговым времяпрепровождением.

Исследование было проведено в форме анкетирования с целью выявить различия в среднем уровне стрессоустойчивости у лиц, преподающих физическую культуру в вузе и лиц, занимающихся Кундалини йогой в добровольном порядке.

По результатам исследования гипотеза не подтвердилась, существование взаимосвязи между уровнем стерссоустойчивости и типом физической активности среди преподающих физическую культуру в вузе и занимающимися Кундалини йогой не обнаружено.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, Кундалини йога, образом жизни, преподаватели физкультуры.

Tarasov S.V.1, Belova O.A.2, Kadejkina V.V.3 1ORCID: 0000-0001-8291-4452, PhD in Psychology, Penza State University, 2ORCID: 0000-0002-1199-8625, master, Penza State University, 3ORCID: 0000-0001-8531-9560, bachelor, Penza State University INVESTIGATION OF EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

AND DEALING KUNDALINI YOGA

Abstract

The article presents the results of empirical studies of stress resistance persons for whom some physical activity is a way of life, associated on one side with professional activities, leisure pastime. The study was conducted in the form of a survey to identify differences in the mean level of stress in individuals, teaching physical culture in the University and persons involved in Kundalini yoga on a voluntary basis. According to the results of the study, the hypothesis was not confirmed, the existence of the relationship between the level of stressresistance and type of physical activity among teaching physical culture in the University and engaged in Kundalini yoga not found.

Keywords: stress resistance, Kundalini yoga, way of life, Physical training teacher.

Мы переживаем время экономического кризиса, политической нестабильности, надвигающейся экологической катастрофы, и неудивительно, что в результате сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов возрастает уровень заболеваемости [1].

Уязвимость перед социальным неблагополучием, экономической нестабильностью, глобальными климатическими изменениями является причиной увеличения числа психических расстройств, в числе которых широкую распространенность получили депрессивные расстройства личности [2].

На этапе резистенции целенаправленная физическая активность способна повысить сопротивляемость стрессу за счет задействования резервных возможностей организма [4]. Высвобождаются ресурсы, призванные оказывать длительное противостояние стрессогенным факторам, не приводя к полному истощению организма, а формируя сбалансированную систему взаимодействия с окружающей средой.

Физическая активность, как необходимый компонент здорового образа жизни имеет свои преимущества перед дорогостоящими иммунологическими препаратами и санаторно-курортным профилактическим лечением. В настоящее время помимо спортивно-оздоровительных услуг, предоставляемых в сфере образования, существует множество направлений: от фитнес-тренировочных комплексов до духовно-оздоровительных практик.

Стрессовые воздействия на организм отражаются не только на психо-эмоциональном уровне, но и на физиологическом. Хроническая напряженность выражается в неосознаваемом положении тела или состоянии мускулатуры. Хронические мышечные напряжения нарушают эмоциональное здоровье, снижая энергетику человека, ограничивая его подвижность (естественную спонтанную подвижность мускулатуры) и самоэкспрессию [6] .

По данным эмпирического исследования на существование различий в личностных характеристиках между профессиональными спортсменами и лицами, занимающимися практикой Кундалини йоги показало для обеих групп на первом месте такую личностную ценность как здоровье (87% для первой группы и 83% для второй) [3].

Целью нашего исследования было выявление взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и характером физической активности.

Гипотеза: предполагается существование взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и характером физической активности. Физическая активность, имеющая характер профессиональной деятельности (группа лиц, преподающих физическую культуру) создает предпосылки для формирования более высокого уровня стрессоустойчивости, чем физическая активность, имеющая периодический, непостоянный характер (группа лиц, занимающихся Кундалини йогой).

Методики: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона [5].

Исследование проводилось непосредственно после физической деятельности. В нем приняли участие квалифицированные преподаватели Пензенского государственного университета по физической культуре (1 группа) и лица, посещающие занятия Кундалини йогой (2 группа). Выборка в 1 группе (преподаватели физической культуры в вузе) составила 30 человек, во 2 группе (занимающиеся Кундалини йогой) - 32 человека.

По результатам тестирования на выявление уровня ситуативной тревожности в обеих группах преобладал низкий уровень ситуативной тревожности: в количественном и процентном соотношении в 1 группе он составил 23 человека (77%), во 2 группе - 24 человека (75%); умеренный уровень показали в 1 группе 7 человек из 30 (23%), во 2 группе 7 человек из 32 (22%); высокий уровень ситуативной тревожности в 1 группе не выявлен, во 2 показал 1 человек, что составило 3% от общего числа (таб. 1).

Таблица 1 -Измерение уровня ситуативной (реактивной) тревожности

Уровень по шкале СТ тревожности 1 гр. (П1=30) 2 гр. (П2=32) суммы

до 30 баллов 23 24 47

31-45 баллов 7 7 14

46 и более 0 1 1

Суммы 30 32 62

При измерении уровня личностной тревожности показатели сместились по шкале и в результате низкий уровень в 1 группе показал 1 человек (3%), во 2 группе показатель не выявлен; умеренный уровень в 1 группе - 17 человек (57%), во 2 группе - 18 человек (58%); высокий уровень в 1 группе 12 человек (40%), во 2 группе - 14 человек (44%) (таб.2).

Таблица 2 - Измерение уровня личностной тревожности

Уровень по шкале ЛТ тревожности 1 гр. (П1=30) 2 гр. (П2=32) суммы

до 30 баллов 1 0 1

31-45 баллов 17 18 35

46 и более 12 14 26

Суммы 30 32 62

В результате сравнения средних значений количественных уровней признака по методу 1-Стьюдента (таб. 3), у 1 группы (30 человек) и 2 группы (32 человека) статистически значимых различий не выявлено.

Таблица 3 - Общая выраженность признака

Группа Уровень по шкале тревожности

СТ ЛТ

1 гр. (П1=30) 764 1299

2 гр. (П2=32) 808 1330

1эмп 0,913<2,000 статистически не выражен 0,407<2.000 статистически не выражен

По результатам измерения степени сопротивляемости стрессу по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге (таб.4) низкую сопротивляемость стрессу показали в 1 группе 5 человек (17%), во 2 группе 7 человек (22%); пороговая сопротивляемость в 1 группе выявилась у 6 человек (20%), во 2 группе у 9 человек (28%); высокую сопротивляемость показали в 1 группе 2 человека (7%), во 2 группе 3 человека (9%); не вошедшие в распределение по трем уровням сопротивляемости и отмеченные как показавшие достаточно большую сопротивляемость составили в 1 группе 17 человек (87%), во 2 группе 13 человек (41%).

Таблица 4 - Измерение уровня сопротивляемости стрессу

Группа

низкая сопротивля емость

Степень сопротивляемости стрессу

пороговая сопротивля емость

высокая сопротивля емость

достаточно большая сопротивля емость

1 гр. (ni=30)

5 человек (17%)

6 человек (20%)

2 человека (7%)

17 человек (57%)

2 гр.

(П2=32)

7 человек (22%)

9 человек (28%)

3 человека (9%)

13 человек (41%)

По итогам расчетов различие в степени сопротивляемости стрессу находится в зоне незначимости (0,917< 2.000) и статистически не выражено.

Исследование уровня самооценки стрессоустойчивости по тесту С. Коухена и Г. Виллиансона предполагало распределение признака по возрастным категориям и установило в 1 группе (таб. 5) в возрастной период 18 -29 входят 2 человека (7%), 30-44 - 10 человек (33%), 45-54 - 9 человек (30%), 55-64 - 9 человек (30%); во 2 группе (таб. 6) 1829 - 8 человек (25%), 30-44 - 14 человек (44%), 45-54 - 6 человек (19%), 55-64 - 4 человека (12%). В результате тестирования выявлен уровень оценки в обеих группах «отлично» и «хорошо: в 1 группе «отлично» показали 21 человек (70%), «хорошо» 9 человек (30%); во 2 группе уровень «отлично» показали 21 человек (60%), «хорошо» - 11 человек (34 %).

По итогам расчетов t-критерия Стьюдента различие по каждому уровню самооценки группы 1 и группы 2 несущественны.

Таблица 5 - Измерение уровня самооценки стрессоустойчивости по тесту С. Коухена и Г. Виллиансона (1 гр.).

Возраст Оценка стрессоустойчивости

отлично хорошо удовлетворите льно плохо очень плохо

18-29 2 человека (7%)

30-44 10 человек (33%)

45-54 8 человек (27%) 1 человек (3%)

55-64 3 человека (10%) 6 человек (20%)

Сумма 21 человек (70%) 9 человек (30%)

Таблица 6 - Измерение уровня самооценки стрессоустойчивости по тесту С. Коухена и Г. Виллиансона (2 гр.).

Возраст Оценка стрессоустойчивости

отлично хорошо удовлетворите льно плохо очень плохо

18-29 8 человек (25%)

30-44 13 человек (41%) 1 человек (3%)

45-54 6 человек (19%)

55-64 2 человек (6%) 2 человек (6%)

Сумма 21 человек (66%) 11 человек (34%)

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что уровень стрессоустойчивости не взаимосвязан с типом и характером физической активности. При сравнении двух независимых выборок методом статистической проверки t-критерием Стьюдента существенных различий обнаружено не было. Гипотеза не подтвердилась, существование взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и типом физической активности среди преподающих физическую культуру в вузе и занимающимися Кундалини йогой не обнаружено.

В целях разработки комплексного телесноориентированного подхода, как способа коррекции и самореализации личности, углубление и расширение исследований эмоциональных характеристик и других личностных особенностей преподавателей физической культуры в вузе и лиц, занимающихся Кундалини йогой, планируем в последующих исследованиях.

Литература

1. Психическое здоровье. Информационный бюллетень N°220 Август 2014 г. II Всемирная организация Здравоохранения [Офиц. сайт]. 27.03.16 URL: http:IIwww.who.int/mediacentre/factsheetsIfs22GIru/

2. Депрессия. Информационный бюллетень N°369 Октябрь 2015 г. II Всемирная организация Здравоохранения [Офиц. сайт]. 27.03.16 URL: http:IIwww.who.int/mediacentreIfactsheetsIfs369Iru/

3. Тарасов С.В., Казанцева Д.Б., Устинова М.Е., Лазарева E.H. I Исследование различий в личностных характеристиках лиц, занимающихся телесно-ориентированной терапией и спортом I Сборники конференций HKU, Социосфера. 2014. № 35. С. 82-94. URL: http:IIcyberleninka.ru/article/nIissledovanie-razlichiy-v-lichnostnyh-harakteristikah-lits-zanimayuschihsya-telesno-orientirovannoy-terapiey-i-sportom

4. Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности [Электронный ресурс]: учебное пособие! Шабанова Т.Л.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 121 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1953G.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

5. Психодиагностика стресса: практикумI сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: КЖТУ, 2012. - 212 с.

6. Сборник биоэнергетических опытов I А. Лоуэн, Л. Лоуэн; Пер. с англ. Е.В. Поле. — М: ООО «Издательство ACT», 2004. — 188, [4] с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Psihicheskoe zdorov'e. Informacionnyj bjulleten' N°220 Avgust 2014 g. II Vsemirnaja organizacija Zdravoohranenija [Ofic. sajt]. 27.G3.16 URL: http:IIwww.who.int/mediacentreIfactsheetsIfs22GIru/

2. Depressija. Informacionnyj bjulleten' N°369 Oktjabr' 2015 g. II Vsemirnaja organizacija Zdravoohranenija [Ofic. sajt]. 27.G3.16 URL: http:IIwww.who.int/mediacentre/factsheetsIfs369IruI

3. Tarasov S.V., Kazanceva D.B., Ustinova M.E., Lazareva E.N. I Issledovanie razlichij v lichnostnyh harakteristikah lic, zanimajushhihsja telesno-orientirovannoj terapiej i sportom I Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2014. № 35. S. 82 -94. URL: http:IIcyberleninka.ru/articleIn/issledovanie-razlichiy-v-lichnostnyh-harakteristikah-lits-zanimayuschihsya-telesno-orientirovannoy-terapiey-i-sportom

4. Shabanova T.L. Psihologija professional'nogo stressa i stress-tolerantnosti [Jelektronnyj resurs]: uchebnoe posobieI Shabanova T.L.— Jelektron. tekstovye dannye.— Saratov: Vuzovskoe obrazovanie, 2G14.— 121 c.— Rezhim dostupa: http:IIwww.iprbookshop.ru/1953G.— JeBS «IPRbooks», po parolju.

5. Psihodiagnostika stressa: praktikum/ sost. R.V. Kuprijanov, Ju.M. Kuz'mina; M-vo obraz. i nauki RF, Kazan. gos. tehnol. un-t. - Kazan': KNITU, 2G12. - 212 s.

6. Sbornik biojenergeticheskih opytov I A. Loujen, L. Loujen; Per. s angl. E.V. Pole. — M: OOO «Izdatel'stvo ACT», 2GG4. — 188, [4] s.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / JURISPRUDENCE

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.130 Адаева О. В.1, Худойкина Т.В.2

1 аспирант, преподаватель, 2 доктор юридических наук, Национальный исследовательский «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация

В статье раскрывается правовое воспитание как важнейший элемент системы высшего профессионального образования. Показывается необходимость выделения практико-ориентированного обучения в качестве формы правового воспитания с учетом развития новых подходов и методов обучения студентов-юристов. Анализируется деятельность юридических клиник как основы клинического юридического образования.

Ключевые слова: правовое воспитание, форма правового воспитания, юридическое образование, практико-ориентированное обучение, юридическая клиника.

Adaeva O. V.1, Hudoykina T. V.2 :Graduate student, a teacher, 2doctor of legal disciplines, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University» PRACTICE-ORIENTED TRAINING AS A FORM OF LEGAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION

Abstract

The article deals with legal education as an essential element of higher education system. Showing needed-Bridges selection of practice-based learning as a form of legal education with the development of new approaches and methods of-trained law students. The activity of legal clinics as the basis of clinical legal education.

Keywords: legal education, form of legal education, legal education, practice-oriented training, legal clinic.

В России остается пока до конца не решенной проблема эффективной профессиональной подготовки юристов в эысших учебных заведениях. В сложных современных условиях вузы (особенно коммерческие), обучающие студентов по юридическим направлениям подготовки, неспособны обеспечить надлежащее оказание образовательных услуг. Недостаточное качество юридического образования, теоретизированность обучения, отсутствие практико-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.