EDN: LGZAUS
Д.М. Горлов - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.M. Gorlov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ STUDY OF THE MAIN DIRECTIONS OF REGIONAL DEVELOPMENT OF KRASNODAR REGION
Аннотация. Реализация социально-экономической политики в субъектах Российской Федерации подразумевает системное осуществление регионального развития. В настоящее время существует несколько подходов к развитию регионов, основными из которых являются экономико-управленческий и гуманистический. Преимуществом экономико-управленческого подхода к реализации регионального развития является системность учета большого количества факторов, влияющих на территориальные трансформации. Гуманистический подход позволяет всесторонне рассматривать потребности населения при осуществлении регионального развития. Несмотря на большое разнообразие субъектов Российской Федерации, в каждом из них государственное регулирование регионального развития осуществляется по двум направлениям: содействие функционирования экономических и социальных отраслей, а также поддержка субъектов регионального развития. Автором проведен сравнительный анализ коэффициентов регионального развития Краснодарского края, Ростовской области и Российской Федерации. В соответствии с полученными результатами определены предметные области, требующие корректировки регулирующего воздействия.
Abstract. The implementation of socio-economic policy in the constituent entities of the Russian Federation implies the systematic implementation of regional development. Currently, there are several approaches to regional development, the main ones being economic and managerial and humanistic. The advantage of the economic and managerial approach to the implementation of regional development is the systematic consideration of a large number of factors influencing territorial transformations. The humanistic approach allows for a comprehensive consideration of the needs of the population in the implementation of regional development. Despite the great diversity of the constituent entities of the Russian Federation, in each of them, state regulation of regional development is carried out in two directions: promoting the functioning of economic and social sectors, as well as supporting the subjects of regional development. The author conducted a comparative analysis of the coefficients of regional development of the Krasnodar Territory, the Rostov Region and the Russian Federation. In accordance with the results obtained, subject areas requiring adjustment of the regulatory impact were identified.
Ключевые слова: государство, субъект, региональное развитие, подход, концепция, коэффициент, система.
Keywords: state, subject, regional development, approach, concept, coefficient, system.
Одним из основных видов деятельности органов государственной власти Российской Федерации является осуществление регионального развития субъектов страны в рамках исполнения общего вектора реализации социально-экономической политики [4].
В науке и практике государственного управления существует несколько подходов к понятию регионального развития и определению векторов его регулирования с точки зрения формирования методологического и инструментального аппарата регулирующего воздействия [6].
В качестве базового подхода к осуществлению регионального развития можно рассмотреть экономико-управленческий подход. Здесь развитие регионов представлено в качестве одного из механизмов развития государства как экономической системы и крупнейшего социального института. Показателями, характеризующими уровень регионального развития и его дальнейшие перспективы, при этом являются: динамика функционирования основных социально-экономических подсистем, уровень и качество жизни населения и др.
Большой интерес в формировании концепции регионального развития представляет применение гуманистического подхода. В качестве основного критерия, позволяющего оценить динамику региональной трансформации, выступает система показателей, характеризующих состояние населения. К основным из таких показателей можно отнести следующее укрупненные группы:
1. Показатели, характеризующие всестороннюю обеспеченность населения экономическими и социальными благами, с учетом дифференциации потребностей основных групп граждан.
2. Демографические показатели, отражающие уверенность населения в социально-экономической стабильности, а также удовлетворенность граждан функционированием общественных институтов. В данной подсистеме показателей может быть сформирована группа факторов, характеризующих эффективность реализации социальной политики [7].
3. Группы отраслевых показателей, по состоянию которых можно судить о развитии отдельных частей экономики и социальной сферы, в наибольшей степени влияющих на население, уровень и качество его жизни. Так, в качестве подсистемы отраслевых показателей можно отметить уровень развития внутреннего туризма [3]. В аграрно-ориентированных регионах большое значение имеет функционирование направлений сельского хозяйства, например, зернового подкомплекса [5].
Система регионального развития, как специфическая предметная область осуществления государственного управления, оперирует представлениями о положительной или отрицательной динамике, как правило, в отношении определенных объектов. Например, развитие экономики в разрезе определенных отраслей или систем, состояние социальной сферы, демографии, экологии.
Согласно системному подходу, рассматривающему региональное развитие во взаимосвязи элементов, его образующих, положительное состояние такого развития означает динамический прирост определенных показателей. В связи с этим, объектом регионального развития выступает не только территория конкретного региона, но и совокупность неотделимых от нее социально-экономических характеристик как в количественном, так и качественном аспекте.
Концепцию развития регионов в настоящее время нередко характеризует такое определение как «вектор регионального развития». Он характеризуется как совокупность обобщенных представлений о положительной или отрицательной динамике большинства показателей, являющихся основными с точки зрения одного из вы-
Естественно-гуманитарные исследования № 5 (55), 2024_97
бранных подходов к региональному развитию. Как правило, положительная динамика вектора регионального развития свидетельствует об эффективности применения выбранных методов и инструментов регулирующего воздействия. Отрицательная динамика вектора регионального развития указывает на необходимость диагностики функционирующей системы управления, на основе которой осуществляется планирование корректировок.
Практика государственного управления в современной России свидетельствует о том, что основным ориентиром для регионального развития в большинстве субъектов страны является улучшение качества жизни населения. Кроме того, важнейшее значение имеет достижение высокого уровня развития наиболее важных отраслей экономики и социальной сферы. Здесь важна согласованность реализации федеральной и региональной социально-экономической политики, а также учет исторических, хозяйственно-экономических, этнических, социально-культурных и иных особенностей регионов.
Многообразие территориальных образований Российской Федерации не позволяет в полной мере систематизировать институты регионального развития. Однако, можно выделить ряд общих тенденций, характерных для большинства субъектов страны. Например, функционирование властных институтов, определенных юридическими нормами, основано на определенной вертикали управленческих структур (рисунок 1).
Рисунок 1 - Общая схема осуществления государственного регулирования регионального развития
Согласно общей схеме осуществления государственного развития регионов, общий вектор регулирующего воздействия разграничен на две укрупненные группы. Одна, из групп, воздействие на которую осуществляют отраслевые министерства субъекта страны, свою очередь подразделяется на предметную область экономического и социального развития. Субъект экономического развития, в свою очередь, осуществляет регулирование частного сектора экономики, эффективность функционирования которого во многом определяет социально-экономический потенциал современных регионов.
Резюмируя данные о базовых характеристиках формирования вектора регионального развития субъектов Российской Федерации, можно отметить, что обобщенной чертой в системе территориальных трансформаций можно считать создание государственными органами власти или их подконтрольными структурами части институтов, осуществляющих реальное развитие регионов. В большинстве случаев их функционирование регулируется не только органами власти субъекта, но и федеральными структурами.
Движущей силой развития регионов на современном этапе можно считать инвестиционные и инновационные компоненты. Помимо властных структур, вектор регионального развития во многом формируют организации различных форм собственности [1]. Их дифференциация представлена на рисунок 2.
Рисунок 2 - Структура организаций, принимающих участие в осуществлении регионального развития в Российской Федерации, %
Приведенные графические данные подтверждают, что наибольшую долю из организаций, принимающих участие в формировании вектора регионального развития, составляют коммерческие организации. Их принадлежность к реальному сектору экономики и осуществление хозяйствующей деятельности позволяет создавать совокупный экономический полезный продукт, наличие которого очень важно для достижения благополучия и удовлетворения основных потребностей граждан.
Следующие по значению - группы организаций, образованные органами государственной власти, а также бюджетные организации, создающие своей деятельностью важнейшую составляющую регионального развития, заключающуюся в обеспечении населения государственными и муниципальными услугами, а также
предоставлении специализированных благ, без которых невозможно осуществление нормальной жизнедеятельности. Также следует отметить, что целостность системы регионального развития во многом зависит от функционирования некоммерческих организаций, а также организаций, которые нельзя отнести к юридическим лицам. Здесь формируются социально-культурные, традиционные и иные значимые компоненты регионального развития, напрямую влияющие на его стабильность.
Анализ современных тенденций в системе регионального развития целесообразно осуществлять на примере конкретного субъекта Российской Федерации. Так, Краснодарский край обладает существенным потенциалом для достижения положительной динамики в большинстве подсистем социально-экономического развития. Регион в достаточной степени обеспечен качественными ресурсами, что позволяет достичь системности при осуществлении регионального развития.
Автором был проведен анализ ряда показателей, характеризующих социально-экономическое развитие Краснодарского края как субъекта Российской Федерации. Выбор показателей, характеризующих состояние такого развития, обусловлен спецификой региона (рисунок 3).Выбор коэффициента инфраструктурной обеспеченности населения как одного из базовых коэффициентов регионального развития Краснодарского края обусловлен тем, что положительная динамика данного показателя имеет значимость как для органов государственной власти региона, так и для населения (в контексте обеспечения необходимого уровня и качества жизни).
204
2019 г. | | 16,1
О 5 10 И 20 25
■ Кюффиригнпшфрягтруктурлон 1>н'' Г П М'Ч I' II 1Тн"ч ГТГ II:, Г г Т.ММЯИЛ" руЬ.''Че.1
■ КоэффицигвтбкнжетцоЁретультативноггц террнторцй, тыс. рта /га
■ Кооффнпимзгбюджетной обеспечевнфсп расе тгрия, тыс. руб'ч*т
Рисунок 3 - Динамика коэффициентов регионального развития Краснодарского края
Ввиду значительного прироста населения Краснодарского края (за пять исследуемых лет положительная динамика составила 3 %), а также концентрации граждан на урбанизированных территориях, нагрузка на инфраструктуру значительно возрастает - данная тенденция обеспечила уменьшение значения показателя инфраструктурной обеспеченности в конце исследуемого периода по сравнению с его началом.
Вместе с тем, к положительным факторам, характеризующим состояние регионального развития Краснодарского края, можно отнести прирост значения коэффициентов бюджетной обеспеченности и бюджетной результативности территории региона. Такое состояние локальной подсистемы регионального развития связано с увеличением доходов бюджета Краснодарского края, а также системным приростом валового регионального продукта.
О 5 1Р 15 20 23
Российская федерация ■ Росговскаяя&ласмь ■Краснодарский край
Рисунок 4 - Сравнительный анализ коэффициентов регионального развития Краснодарского края, Ростовской области и Российской Федерации в 2023 г.
Представленные на рисунке 4 результаты сравнительного анализа коэффициентов регионального развития Краснодарского края с аналогичными показателями Ростовской области и Российской Федерации свидетельствуют о том, что бюджетная обеспеченность населения края остается более низкой. Коэффициент бюджетной результативности в Краснодарском крае выше, чем в Ростовской области, что свидетельствует о более
Естественно-гуманитарные исследования № 5 (55), 2024_99
эффективном расходовании средств консолидированного бюджета региона. Однако, в сравнении с Российской Федерацией, край уступает в значении показателя бюджетной результативности.
Динамическое ухудшение инфраструктурной обеспеченности населения Краснодарского края в конце исследуемого периода по сравнению с его началом привело к тому, что значение данного показателя в 2023 г. является более низким, чем в Ростовской области и Российской Федерации, что в стратегической перспективе может привести к ухудшению качества жизни населения.
Проведенный сравнительный анализ состояния регионального развития Краснодарского края с иными территориями позволяет сформировать выводы.
Во-первых, для достижения стабильности регионального развития Краснодарского края целесообразно исключение отклонений от общего вектора социально-экономической федеральной политики. При этом необходимо учитывать региональную аутентичность, поскольку развитие Краснодарского края осуществляется под влиянием множества территориальных особенностей.
Во-вторых, согласно проведенным результатам сравнительного анализа, в стратегию регионального развития следует включить систему мероприятий, направленных на стабилизацию инфраструктурной обеспеченности населения [2]. Здесь следует учитывать особенности рассредоточения жителей по территории региона, а также темпы процесса урбанизации, который является одним из факторов регионального развития на сегодняшний день.
В-третьих, оптимизация бюджетной результативности территорий может быть достигнута в результате осуществления функционального анализа развития муниципальных образований, а также корректировки стратегических и тактических планов регулирующего воздействия.
Таким образом, для повышения эффективности реализации социально-экономической политики в субъектах Российской Федерации большое значение имеет качество осуществления регионального развития. Системность такого развития обеспечивается за счет согласованности деятельности органов государственной власти субъекта страны, а также учета специфики региона. Источники:
1. Бережной А. В. Оценка качества управления в организации как важнейший инструмент стратегического менеджмента / А.В. Бережной, В.В. Мишенин, А.В. Прохор // Поколение будущего: взгляд молодых ученых-2019. Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции, в 6-х томах. Том 1. Ответственный редактор Горохов А. А. 2019. - С. 41-43.
2. Коваленко Л. В. К вопросу о качестве социальной инфраструктуры как фактора благополучия развития сельских территорий / Л.В. Коваленко, З.А. Хачак, О.Р. Горностаев // Экономика и предпринимательство. - 2023. - №10(159). - С. 695-699.
3. Коваленко Л. В. Перспективы развития внутреннего туризма в российской федерации / Л.В. Коваленко, О.В. Ломакина // Вестник академии знаний. - 2020. - №40(5). - С. 161-165.
4. Ломакина О. В. Типология муниципальных районов Краснодарского края в контексте региональной политики социально-экономического развития / О.В. Ломакина, Д.М. Горлов // Вестник академии знаний. - 2021. - №43(2). - С. 125-131.
5. Мищенко, А. Н. Структурирование зернопродуктового подкомплекса в условиях глобализации рынка / А. Н. Мищенко, Е. В. Гришин // Глобализация - путь к объединению: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Курск, 16 июня 2015 года / под редакцией: Бычковой Л.В., Кузьминой В.М.; Юго-Западный государственный университет. -Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015. - С. 169-171.
6. Новикова И. И. К вопросу о повышении эффективности механизмов регионального развития в Краснодарском крае / И.И. Новикова, Л.В. Коваленко // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №5(118). - С. 339-342.
7. Сабар Д. Л. Проблемы и перспективы развития социальной политики / Д.Л. Сабар, А.В. Бережной // Актуальные вопросы управления: вызовы и перспективы устойчивого развития. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. - С. 298-303.
EDN: MAFGXC
Е.А Дальченко - к.э.н., доцент, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», Новочеркасск Россия, [email protected],
E.A Dalchenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Novocherkassk Institute of Engineering and Melioration - Branch of FSEO HE «Don State Agrarian University», Novocherkassk, Russia;
А.С. Безденежный - обучающийся, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», Новочеркасск, Россия, [email protected],
A.S. Bezdenezhnyi - Student, Novocherkassk Institute of Engineering and Melioration - Branch of FSEO HE «Don State Agrarian University», Novocherkassk, Russia.
ЭКОНОМИКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ OF THE STAVROPOL KRAI ECONOMY IN MODERN CONDITIONS: FACTORS AND DEVELOPMENT TRENDS
Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции формирования валовой добавленной стоимости экономики Ставропольского края за период 2021-2023 гг, уточнена структура валового регионального продукта исследуемого субъекта РФ по видам экономической деятельности. Авторами установлено, что в условиях возрастающего санкционного воздействия на экономику РФ, в регионах, в том числе Ставропольском крае, происходят процессы структурной трансформации мезоэкономической деятельности, основными драйверами которых являются имеющиеся конкурентные преимущества регионов. В частности, благоприятные для сельскохозяйственной деятельности природно-климатические условия Ставропольского края, а также другие факторы обусловили динамичное развитие отраслей регионального агропромышленного комплекса, индустрии гостеприимства. В целях интенсификации экономической деятельности в указанных отраслях, авторами обоснованы направления и инструменты совершенствование действующих механизмов государственного стимулирования хозяйственного развития на мезоуровне. Результаты исследования могут использоваться органами говласти субъектов РФ при формировании региональной экономической политики.
Abstract. The article considers the main trends in the formation of the gross added value of the Stavropol Krai economy for the period 20212023, clarifies the structure of the gross regional product of the studied subject of the Russian Federation by types of economic activity. The authors found that in the context of increasing sanctions on the economy of the Russian Federation, in the regions, including the Stavropol Krai, there are processes of structural transformation of mesoeconomic activity, the main drivers of which are the existing competitive advantages of the regions. In particular, the natural and climatic conditions of the Stavropol Krai, favorable for agricultural activity, as well as other factors, determined the dynamic development of