Научная статья на тему 'Исследование основ плоскостной композиции по Кимберли'

Исследование основ плоскостной композиции по Кимберли Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАКАТ / POSTER / КОМПОЗИЦИЯ / ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ПРОПОРЦИИ / PROPORTION / ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ / GOLDEN SECTION / A GEOMETRIC COMPOSITION / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЛИНИИ / REGULATING LINE / ЗОЛОТОЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК / GOLDEN RECTANGLE / ПЕНТАГРАММА / PENTAGRAM / ЗОЛОТОЙ ТРЕУГОЛЬНИК / GOLDEN TRIANGLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Картавова Алина Александровна, Коваленко Ирина Николаевна

В данной работе проведён структурный анализ плаката, целью которого является выявление значения геометрически организованной плоскостной композиции в плакате на основе пропорций золотого сечения. Проблема отсутствия определённых знаний в области визуальных принципов геометрической композиции, ведущая к потере концептуальных идей в процессе воплощения, является актуальной. Геометрическая организация является средством построения композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Plane Compositions Foundations by Kimberly

This article shows a structural analysis of the poster. The purpose of the analysis is identifying values of geometrically organized dimensional composition in the poster, which is based on the proportions of the golden section. The problem of the lack of specific knowledge in the area of visual principles of geometric composition leads to the loss of conceptual ideas in the process of creation, therefore, is relevant. Geometric organization is a way of construction in composition.

Текст научной работы на тему «Исследование основ плоскостной композиции по Кимберли»

А. А. Картавова, Н. Н. Коваленко

УДК 7.05:025.174

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВ ПЛОСКОСТНОЙ КОМПОЗИЦИИ ПО КИМБЕРЛИ

» овременныи плакат является важнейшим средством визуальной коммуникации, одним из основных продуктов графического дизайна.

Плакат - это искусство, к которому художники обращаются по «приказу сердца», и тогда появляются «авторские плакаты», которые впоследствии остаются основными носителями художественного самоутверждения их авторов [4,с. 5].

Целью данной работы является литературно-аналитический анализ и структурный анализ, который представляет возможность исследовать основы плоскостной композиции по Кимберли. Постановка цели обуславливает выполнение следующих задач:

- изучить и систематизировать научные литературные источники;

- раскрыть понятие и значение пропорций золотого сечения в композиции;

- проанализировать визуальные источники информации плакатного искусства;

- выявить общие закономерности основ плоскостной композиции.

Объектом исследования является изучение основ композиции.

Предметом исследования является плоскостная композиция в плакате.

Научная новизна данной работы заключается в использовании структурного анализа как системы взаимосвязанных элементов в изучении основ плоскостной композиции.

Практическая ценность: использование исследования при решении плаката определённой тематики.

Плакат - это крупноформатное лаконичное графическое изображение, сопровожда-

емое текстом, в плакате основную роль выполняет визуальный образ. Плакат - наиболее массовая форма изобразительного искусства, выполняющая определённую утилитарную функцию и нацеленная на решение конкретных социальных задач. Его основная идея должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво [4, с. 4].

В число визуальных принципов входят классические системы пропорциональности - золотое сечение и динамические прямоугольники, а также соотношения и пропорции, взаимосвязанность форм и регулирующие линии [3, с. 7]. В данной статье исследованы принципы геометрической композиции и представлен анализ в соответствии с ними ряда плакатов.

Правильная расстановка акцентов в построении композиции усиливает её выразительность. Геометрически конструктивная организация плоскости картины объединяет акцентными точками между собой и укрепляет её построение [2, с. 69].

Акценты усиливают силовое поле картины и её воздействие на зрителя. Задерживая свой взгляд то на одном, то на другом акценте, зритель начинает ощущать расстояние между ними и реагировать на симультанное линейное движение. Он зрительно следует за движением линий, фиксирует фигуры и их масштабное изображение [2, с. 68].

Работая над художественным образом, необходимо знать, как организовать внимание зрителя, как правильно выстроить композицию, чтобы создать целостность восприятия плаката. Наиболее общие закономерности композиций - законы единства, соподчинения, равновесия, видоизменения, соразмерения [4, с. 25]. Следует подчеркнуть, что создание целостной гармонической композиции плаката возможно только при условии системного, комплексного и уравновешенного подхода на основе всех факторов композиции.

Из всех известных способов приведения пропорций к единству наиболее устойчивыми оказались два: в музыке - теория

созвучных интервалов, в области зрительного восприятия форм - деление в крайнем и среднем отношении, или золотое сечение [1, с. 43].

Пропорции - это равенство двух отношений. Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех её частей друг с другом и целым.

Предпочтение, которое отдаётся золотому сечению, не связано лишь с эстетическими взглядами человека, но также является частью соотношения форм роста живых организмов. Биологические формы роста находятся в вечном стремлении приблизится к этим пропорциям.

Гиорги Доцзи в своей работе «Сила пределов» писал о золотом сечении следующее: «Сила золотого сечения порождать гармонию проистекает из его уникальной способности объединять разные части в целое, сохраняя своеобразие каждого элемента» [3, с. 10].

Равно как и множеству растений и животных, принцип золотого сечения присущ человеку. Возможно, ещё одна причина когнитивного предпочтения золотых пропорций заключается в том, что лицо и тело человека имеют такие же математические соотношения, как и всё живое.

Следует обратить внимание на труды древнегреческого учёного и архитектора Марка Витрувия Поллиона. Он писал, что архитектура храмов должна основываться на пропорциональности совершенного человеческого тела, в котором гармония свойственна каждой части [3, с. 14]. Витрувий, описывая эти пропорции, объяснил, что рост хорошо сложённого человека равняется длине его распростёртых в стороны рук. Рост и длина вытянутых рук составляют квадрат, заключающий в себе тело человека, притом что руки и ноги касаются круга, центром которого служит пупок. Согласно этой системе человеческое тело делится пополам в паховой области и по золотому сечению в точке пупка (Рис. 1).

Рис. 1. Анализ статуи Зевса по канону Витрувия

Плакат - произведение искусства, создаваемое на плоскости прямоугольной формы. Поэтому изучение гармонии лучше проводить на геометрических композициях прямоугольной формы. Подробнее рассмотрим процесс построения золотого прямоугольника (Рис. 2).

АВ/АС=АС/СВ

4

Золотой при моу гольмии 4

Рис. 2. Построение золотого прямоугольника

Стороны золотого прямоугольника соответствуют божественной пропорции, которая, в свою очередь, получается путём деления линии на два сегмента таким образом, чтобы отношение всей линии АВ к более

длинному отрезку АС равнялось отношению более длинного отрезка АС к более короткой части СВ. Оно составляет приблизительно 1,61803:1 [3, с. 26].

Пятиконечная звезда, сформированная диагоналями правильного пятиугольника, -это пентаграмма, центром которой является ещё один правильный пятиугольник. Такая прогрессия убывающих пятиугольников и пентаграмм известна как «арфа Пифагора», она также связана с золотым сечением. На основе правильного пятиугольника, при соединении углов основания с вершиной, выстраивается золотой треугольник - равнобедренный треугольник с двумя равными сторонами, известный также как «совершенный», обладает теми же качествами что и золотой прямоугольник [3, с. 33].

Особые пропорциональные свойства золотого сечения очень близки к соотношению чисел из последовательности Фибоначчи. Последовательность - это ряд чисел, каждое из которых является суммой двух последующих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34... Первые числа ряда начинают стремиться к золотой пропорции, и любое число сверх пятнадцатого номера последовательности при делении на следующее число приблизительно даёт частное 0,618, а любое число при делении на предыдущее примерно равняется 1,618 [3, с. 31].

Конструирование картины должно начинаться уже с первых предварительных эскизов к ней. Это помогает определить её оптимальный формат и перейти от эскиза к конструктивной выстроенности композиции [2, с. 69].

Следует также обратить внимание на ритм, как средство, обеспечивающее порядок элементов любой формы в композиции. Ритм основан на повторах и созвучиях точек, линий, геометрических форм, пятен, объёмов, а также различных пропорций, текстур и цветов. Ритм возникает при тактовом повторении элементов, когда ощущается регулярность в соотношении вертикального и горизонтального, сильного и слабого, длинного и короткого. Он может проявляться

и при неупорядоченном, непрерывно длящемся, свободно текучем движении.

Что такое ритм, до некоторой степени можно понять и объяснить, но его глубинная природа объяснению не поддаётся. Написанное в ритмическом ключе обладает своеобразной внутренней динамикой, что роднит его с живыми формами. Если же в написании букв нет динамики, их вид неритмично холоден, прерывист и враждебен [2, с. 102].

Наиболее общие закономерности композиций - законы единства, соподчинения, равновесия, видоизменения, соразмерности. Каждый из этих законов раскрывается с помощью принципов композиции. Закон единства проявляется на основе принципов функциональности и структурности, закон соподчинения - на основе принципов масштабности и контрастности, закон равновесия - симметричности и тектоничности, закон видоизменения - пластичности и тональности, закон соразмерения - на основе композиционных принципов ритмичности и пропорциональности.

Композиционные принципы, в свою очередь, раскрываются композиционными средствами. Их названия родственны своим принципам. Например, принцип функциональности есть взаимодействие функций каждого элемента композиции. Точно так же принцип структурности представляет собой взаимодействие структур всех элементов композиции.

Закон единства - главный закон композиции, поэтому анализ произведений искусства плаката следует начинать именно с него.

Композиционный закон равновесия осуществляется в процессе реализации его принципов - симметричности и тектоничности с помощью композиционных средств: различного вида симметрии и разных форм текто-ник, как это показано на схеме (Рис. 3).

Симметричность определяет положение главного смыслового центра, распределение визуальных масс и пространств композиции относительно осей равновесия, обусловливает вид симметрии каждого элемента. В искусстве плаката редко встреча-

20/£/з

ются полностью симметричные композиции, абсолютно уравновешенные относительно оси или центра симметрии листа.

§ I | РАВНОВЕСИЕ 1 СИММЕТРИЧНОСТЬ 1 1

1 о ¡ТЕКТОНИЧНОСТЬ 1™!

Рис. 3. Схема композиционных средств

В подавляющем большинстве случаев композиция плакатов асимметрична относительно оси симметрии, но полностью уравновешена относительно оси равновесия, располагающейся вблизи оси симметрии. Асимметричная композиция характеризуется тем, что её ось равновесия находится на значительном расстоянии от оси симметрии, и её должна уравновешивать другая композиция, которая дополняет её до целого, уравновешенного в их единстве. Динамическая ось асимметричной композиции не должна выходить за пределы границ, определяемых точками золотого сечения по обе стороны от оси симметрии. За этими пределами асимметричная композиция перестаёт быть целостным произведением, переходит в категорию фрагмента.

Принцип тектоничности предполагает создание таких силовых взаимодействий между элементами композиции, которые будут раскрывать соответствующую сторону художественно-образной задачи плаката. Тектоничность целого складывается из тектоник всех и особенно главных элементов композиции. Тектоника скрепляет все части в единое целое, придаёт каждому элементу такую степень визуальной свободы движения, которая ему необходима и достаточна в условиях равновесия, обусловленного проявлением функции частей и целого [4, с. 32].

Начнём анализ визуальных источников плакатного искусства словами Ле Корбю-

зье из книги «Модулор», где он описывает, как, подвергнув проверке работы Сезанна и Микеланджело, автор обнаружил известную истину: правильный угол определял композицию, местоположение главного угла господствовало над всем ансамблем [3, с. 45]. Из этого следует, что композиция произведений искусств подчиняется определённым правилам, существуют регулирующие линии, которые определяют композицию.

Плакат «РоИеБ-Ве^еге» Жюля Шере -привлекательная и динамичная работа, хорошо передающая движение группы танцоров. На первый взгляд композиция произведения кажется спонтанной, не организованной геометрически, но при более тщательном рассмотрении обнаруживается глубоко продуманная визуальная структура.

Рис. 4. Анализ плаката «РоИе8-Ве^еге» Жюля Шере.

Расположение рук и ног танцоров точно совпадают с линиями пятиугольника, помещённого в круг. Внутрь пятиугольника вписывается пентаграмма, которая, в свою очередь, выстраивает пятиугольник меньшего

размера. Отношение сторон пятиугольника, составляющих пентаграмму, равняется золотой пропорции - 1:1,618. Центром плаката служит ось поворота бедра танцовщицы, а ноги танцоров создают обрамляющий танцовщицу треугольник с вершиной в верхней части пентаграммы [3,с. 46]. Конечности и плечи персонажей изображены в чётком соответствии с геометрической структурой. Так же и миниатюрная фигура внизу подчиняется этой структуре - её голову пересекает круг и пятиугольник (Рис. 4).

В результате анализа плакат «Job» Жюля Шере, можно сделать следующие выводы, что он также подчинён законам геометрии и принципам композиции. Художник применял их для придания целостности своим работам (Рис. 5).

Рис. 5. Анализ плаката «Job» Жюля Шере

Подробнее рассмотрим пропорции формата. Круг с центром, совпадающим с центром листа, определяет расположение фигуры и литер «Job». Диагональ, идущая от верхнего правого в нижний левый угол,

визуально упорядочивает расположение головы, таза и руки. Диагональ от верхнего левого в нижний правый угол проходит через плечо и верхнюю часть бедра. Если растянуть пентаграмму, вписанную в круг, становится очевидным, что нижняя часть плаката совпадает с основанием пентаграммы, а его верхние углы касаются круга [3, с. 49].

Таким образом можно сделать следующие выводы:

- раскрыто понятие и значение пропорций золотого сечения в графической композиции;

- проанализированы визуальные источники информации искусства плаката;

- выявлены общие закономерности основ плоскостной композиции;

- исследован ритм как средство, обеспечивающее порядок элементов любой формы.

В заключение следует привести слова Ле Корбюзье из его работы «Модулор» 1949 г., о том, что регулирующие линии не являются заранее запланированными, они выбираются в зависимости от потребностей самой композиции [3, с. 103]. Регулирующие линии устанавливают геометрическое равновесие. Геометрическое построение и планирование является неотъемлемой и фундаментальной частью процесса создания дизайна.

АННОТАЦИЯ

В данной работе проведён структурный анализ плаката, целью которого является выявление значения геометрически организованной плоскостной композиции в плакате на основе пропорций золотого сечения. Проблема отсутствия определённых знаний в области визуальных принципов геометрической композиции, ведущая к потере концептуальных идей в процессе воплощения, является актуальной. Геометрическая организация является средством построения композиции.

Ключевые слова: плакат, композиция, пропорции, золотое сечение, геометрическая композиция, регулирующие линии, золотой прямоугольник, пентаграмма, золотой треугольник.

20/S/3

SUMMARY

This article shows a structural analysis of the poster. The purpose of the analysis is identifying values of geometrically organized dimensional composition in the poster, which is based on the proportions of the golden section. The problem of the lack of specific knowledge in the area of visual principles of geometric composition leads to the loss of conceptual ideas in the process of creation, therefore, is relevant. Geometric organization is a way of construction in composition.

Key words: poster, composition, proportion, the golden section, a geometric composition, regulating line, golden rectangle, pentagram, golden triangle.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирования. - К., 1988. -191 с.

2. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах.-Stuttgart: Verlagsgruppe Dornier GmbH, 1963, 1975. - 136 с.

3. Элам К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. - СПб.: Питер, 2011. -112 с.

4. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Мить-кин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. - М.: Плакат, 1987. - 208 с.

5. Шевченко В. Я. Композищя плаката: навч. поабн. - Харшв: Колорит, 2004.123 с.

А. А. Гусаренко, И. Н. Коваленко

УДК 7.05:7.037.3

ТРАДИЦИИ ФУТУРИЗМА В СТРУКТУРЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ ОБРАЗОВ РУССКИХ БЫЛИН

В литературе повествование часто сопровождается или даже заменяется подробным изображением его предметного мира. Это помогает передавать настроение, характеры, отличительные черты времени. Образ предметного мира всегда являлся глубоким творческим источником во всех жанрах искусства.

Создавая материальную среду, люди пытаются решить утилитарную задачу. Они выражают в форме предмета и в его структуре своё восприятие мира. Предметное окружение играет важную роль в процессе коммуникации между людьми и поколениями. Искусство книги является связующим звеном между жизнью, деятельностью и художественным осмыслением, а это, в свою очередь, отражает особенности сочетания предмета и образа.

Проблема изучения воплощения, создания художественного образа всегда была актуальной, потому что она тесно переплетена с эстетическими идеалами исторической эпохи, с социальным и техническим прогрессом, вкусами людей и даже модой.

Целью настоящей статьи является исследование и попытка создания художественного образа в «Русских народных былинах», используя характерные черты современного искусства, а именно стиля XX века - футуризма.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Исследование создания художественного образа;

2. Анализ художественного образа в «Русских народных былинах»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.