УДК 338
Подгайнова К.С. студент магистратуры 1 курс Финансово-экономический факультет Научный руководитель: Гребнев Г.Д. кандидат экономических наук, доцент Оренбургский государственный университет
Россия, г. Оренбург
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВ БИЗНЕС-АНАЛИЗА КАК НАПРАВЛЕНИЯ
АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Аннотация: При высоком уровне неустойчивости внешней среды и необходимости перехода российской экономики на инновационный путь развития, традиционных подходов к аналитической деятельности становятся недостаточно. Современная аналитическая деятельность предъявляют новые требования к аналитическому обеспечению управления. Основной его целью становится определение направлений и масштабов упреждающих воздействий на бизнес. Одним из инструментов выполнения выступает такое направление аналитической деятельности, как бизнес-анализ.
Ключевые слова: бизнес-анализ, стейкхолдер, корпоративное управление, управление изменениями.
Podgaynova K.S. master student
1st course, the faculty of Economic and finance Scientific leader: Grebnev G.D. candidate of economic sciences, associate Professor
Orenburg state university Russia, Orenburg RESEARCH OF THE BASIS OF BUSINESS ANALYSIS AS A DIRECTION OF ANALYTICAL WORK
Abstract: With a high level of instability of the external environment and the need for the transition of the Russian economy to the innovative path of development, traditional approaches to analytical activities are not enough. Modern analytical activities impose new requirements for analytical support of management. Its main goal is to determine the directions and extent of proactive impacts on the business. One of the performance tools is such a line of analysis as business analysis.
Keywords: business-analyses, stakeholder, corporation management, management of changes.
Основным из конкурентных преимуществ современности является способность предприятия адаптироваться к изменениям, происходящим на рынке. Для того чтобы определить, в каких направлениях следует развивать
деятельность и какое из возможных решений окажется эффективным необходимы обоснования, подтвержденные аналитическими данными. В связи с этим все большее распространения получает такое направление аналитической работы как бизнес-анализ.
Необходимо отметить, что в современной отечественной и зарубежной литературе существуют различные трактовки понятия "бизнес-анализ". Наиболее полное и точное определение дано в своде знаний по бизнес -анализу (Business analysis body of knowledge - BABOK), разработанным Международным институтом бизнес-анализа (International Institute of Business Analysis - IIBA): бизнес-анализ - это деятельность по обеспечению изменений в организации путем определения потребностей конкретных заинтересованных сторон и рекомендация мер, способных принести пользу заинтересованным сторонам [1].
Бизнес-анализ позволяет предприятию четко сформулировать потребности и обоснование изменений, а также разработать и описать решения, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности предприятия. Он может проводиться для решений стратегических, тактических или оперативных задач. И может быть выполнен в рамках проекта или на протяжении всего развития предприятия. Бизнес-анализ можно использовать для понимания текущего состояния, определения будущего состояния и определения действий, необходимых для перехода из текущего состояния в будущее. Данное направление анализа нельзя отнести к какому-либо конкретному виду исследования - маркетинговым исследованиям, комплексному анализу хозяйственной деятельности или стратегическому анализу.
Одной из отличительных особенностей бизнес-анализа является смена ориентиров и базы для сравнения. Если в традиционных подходах отечественного анализа используются плановые показатели, показатели прошлых периодов, производится сравнительный анализ с предприятием-аналогом или же строится какой-то идеальный расчетный вариант, то в основе бизнес-анализа лежат требования ключевых стейкхолдеров (заинтересованных сторон) [2]. И именно с ними сопоставляется фактическая ситуация в бизнесе, и на основе полученных данных определяются бизнес-проблемы с целью дальнейшего аналитического обоснования путей их решения.
В данном случае в основу легла теория стейкхолдеров или теория заинтересованных сторон. В настоящий момент в научной литературе можно встретить большое количество определений понятия "стейкхолдер". Многие из них основаны на трудах Фримена Р.Е., считающимся основоположником данной теории. Он определял стейкхолдеров как лиц, оказывающих влияние на решения и действия компании, и лиц, на которые данные решения и действия оказывают влияние [3]. В настоящее время наиболее полное определение дано Международной финансовой корпорацией: етейкхолдеры -это физические лица или организации, каким-либо образом заинтересованные
в ее деятельности. Их интересы могут возникать на основе действия нормативно-правовых актов, законов, в процессе договорных отношений, в результате общественных отношений или в связи с географическим положением. Заинтересованными лицами могут выступать инвесторы, работники, кредиторы, поставщики, потребители, государственные учреждения и местное население.
Данному виду анализа присуще элементы методики общеизвестных видов анализа с одной стороны, и элементы, присущие конкретно данному анализу и определенные его центральной концептуальной моделью (Business Analysis Core Concept Model (BACCM)), описанной в руководстве ВАВОК.
Центральная концептуальная модель бизнес-анализа представляет собой фундаментальную основу для экономического исследования. Она определяют понятие бизнес-анализа и его значение для тех, кто выполняет задачи бизнес-анализа независимо от отрасли, методологии или уровня управления в организации. Она включает в себя шесть следующих ключевых концептов (понятий) [1]:
1) изменения - действия по преобразованию как ответ на потребности или изменения в деятельности предприятия с целью повышения производительности;
2) потребности - проблемы и перспективы, подлежащие рассмотрению;
3) решения - конкретный способ удовлетворения одной или нескольких потребностей в условиях контекста;
4) заинтересованные стороны - человек или группа лиц, имеющие прямое отношение к изменению, потребности или решению;
5) контексты - обстоятельства, оказывающие влияние, подвергающиеся влиянию и обеспечивающие понимание изменений. Контекст - это все, что связано с изменениями в окружающем мире. К контексту можно отнести отношения, конкурентов, культуру, демографию, правительство, инфраструктуру, технологию, процессы, проекты и любой иной элемент, соответствующий определению;
6) ценность - стоимость, значимость или полезность чего-либо для причастной стороны в определенном контексте. Ценность может рассматриваться в контексте потенциального или реализованного дохода, прибыли или модернизации.
Основные концептуальные понятия могут быть использованы бизнес-аналитиками в качестве показателей оценки качества и полноты выполненной работы.
Роль бизнес-аналитика в системе управления деятельностью организации заключается в обосновании управленческих решений и путей развития предприятия, обеспечивающих балансировку требований ее ключевых причастных сторон. Для России эта тема весьма актуальна по причине того, что в настоящий момент в системе корпоративного управления преобладает "инсайдерская" модель и очень слаба социальная
ответственность бизнеса. И в системе управления приоритет интересов доминирующих акционеров и топ-менеджмента ставится в ущерб миноритариям, инвесторам, трудовым коллективам и общественным группам.
Основными причинами такой сложившейся ситуации являются [4]:
1) сочетание функций владения и управления, являющееся основой того, что общественно значимые компании, относящиеся к публичным корпорациям, управляются практически как частные фирмы;
2) недостаточное развитие механизма контроля акционеров за деятельностью менеджмента, подотчетного только мажоритариям;
3) отсутствие четкой дивидендной политики и практикуемое распределение прибыли между доминирующими собственниками по внедивидендным каналам посредством применения трансфертных цен и других финансовых схем;
4) недостаточная прозрачность консолидированной и индивидуальной отчетности многий организаций, ограниченный доступ внешних пользователей отчетности к информации о реальном финансовой состоянии корпораций и условиях существенных сделок;
5) слабый контроль государства, саморегулируемых профессиональных организаций и других институтов гражданского общества за соблюдением принципов корпоративной этики и социальной ответственности бизнеса;
6) отсутствие на большинстве предприятий четкой системы взаимоотношений с заинтересованными сторонами, выявления и анализа их требований, выработки мер по их удовлетворению.
Данные недостатки являются недопустимыми в отношении публичных, общественно значимых коммерческих организаций, участие в которых могут принимать как юридические лица, так и многочисленные физические лица.
Основным направлением деятельности бизнес-аналитика является решение именно таких проблем, а бизнес-анализ служит одним из действенных инструментов разрешения подобных проблем и противоречий отечественного корпоративного управления.
Таким образом, основная идея бизнес-анализа заключается в возможности формировать контуры будущего и прогнозировать пути развития деятельности организации. Одновременно с этим дается понимание будущего как предположение о наиболее возможных рыночных условиях и связанных с ними проблемных ситуациях, об ожидаемых изменениях требований различных групп влияния.
Использованные источники: 1. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge ® (BABOK® Guide) Version 3.0 International Institute of Business Analysis, Toronto, Ontario, Canada, 2015.;
2. Бариленко В.И. Бизнес-анализ как инструмент обоснований условий устойчивого развития / В.И. Бариленко // Вопросы региональной экономики. -2015. - № 3 (24). - С. 137-144;
3. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston: Pitman, 1984.;
4. Бариленко В.И., Бердников В.В. и др. Аналитические инструменты обоснования и мониторинга эффективности бизнес-моделей компаний малого и среднего бизнеса: монография. М.: ИД «Экономическая газета», 2014.
УДК 338.22.021.4
Поликарпов М.В.
студент 3 курс
кафедры «финансов, налогообложения и бухгалтерского учета»
Научный руководитель: Моисеева И. И.
доцент
Липецкий государственный технический университет
Россия, г. Липецк
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация:Статья посвящена рекомендациям в области системы внутреннего контроля для предприятий торгового типа. Рассматриваются вопросы при проведении инвентаризации в компании. Построена грамотная система управления дебиторской задолженностью.
Ключевые слова: система внутреннего контроля, инвентаризация, дебиторская задолженность.
Polikarpov M. V.
3rd year student
department of "finance, taxation and accounting" Scientific supervisor: Moiseeva I. I.
associate professor Lipetsk State Technical University
Russia, Lipetsk
Abstract: The article is devoted to recommendations in the field of the internal control system for commercial enterprises. Considers issues during the inventory in the company. Built competent receivables management system.
Key words: internal control system, inventory, receivables.
Система внутреннего контроля на уровне экономического субъекта должна обеспечиваться правовыми актами и организационными решения, которые в совокупности позволят достигать оптимального взаимодействия между объектами, субъектами и всеми элементами внутреннего контроля. При формирование такой системы внутреннего контроля необходимо в первую очередь основываться на текущих достижениях не только отечественной теории и практики бухгалтерского учета, но и также учитывать