Научная статья на тему 'Исследование организационно-экономического развития промышленности региона'

Исследование организационно-экономического развития промышленности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галеева Г. М.

Для развития промышленности в России исключительно важным является регион альны й орган изационно-экон ом и -ческий аспект функционирования, регулирования и управления. В настоящей работе рассматриваются теоретико-методические аспекты управления организационно-экономическим развитием региональной промышленной системы. Автор обосновывает необходимость модернизации организационно-экономической структуры промышленности. Кроме того, в статье предложена методика оценки орган изационно-экон омиче с ко -го развития промышленности региона. Предложены основные рекомендации по совершенствованию системы управления орган изационно-экон омическим развитием промышленности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование организационно-экономического развития промышленности региона»

УДК 332.13(470.41)

Галеева Г.М,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности, ФГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский

технологический университет»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

Для развития промышленности в России исключительно важным является регион альны й орган изационно-экон ом и -ческий аспект функционирования, регулирования и управления. В настоящей работе рассматриваются теоретико-методические аспекты управления организационно-экономическим развитием региональной промышленной системы. Автор обосновывает необходимость модернизации организационно-экономической структуры промышленности. Кроме того, в статье предложена методика оценки орган изационно-экон омиче с ко -го развития промышленности региона. Предложены основные рекомендации по совершенствованию системы управления орган изационно-экон омическим развитием промышленности региона.

Ключевые слова: регион, организационно-экономическое развитие, управление, промышленность.

Формирование эффективной системы управления организационно-экономическим развитием региональной промышленной системы, обеспечивающей координацию и регулирование территориальных пропорций и связей его отдельных элементов и подсистем, имеет стратегическую значимость для системы территориального планирования, управления и совершенствования хозяйственного механизма функционирования экономики региона в целом. Необходимость модернизации организационно-экономической структуры промышленности российских регионов обусловлена следующими факторами. Во-первых, по данным Института современного развития, доля государства в российской экономике составляет около 60% ВВП, что свидетельствует о достаточно высокой степени монополизма и низкоконкурентной рыночной среде [11]. В частности, доля государства в уставном капитале промышленных предприятий Республики Татарстан составляет порядка 40%. Во-вторых, недостаточно высокая эффективность функционирования региональных отраслевых кластеров, что находит отражение в высокой доле убыточных

предприятии, отставании в уровне производительности труда, низкой рентабельности инвестиционных проектов. И, наконец, одной из главных предпосылок модернизации организационно-экономической структуры промышленности является серьезное отставание технико-технологического уровня производственного потенциала российских промышленных предприятий. Так, по итогам 2010 г. двадцать две крупнейшие компании России получили около тысячи патентов, в то время как компания IBM — около трех тысяч

патентов, компания 81ешеш — около двух тысяч патентов и т.д. При этом, как свидетельствуют данные таблицы 1, в настоящее время состояние региональных отраслей промышленности Республики Татарстан характеризуется высоким износом основных средств. При достигнутых значениях износа и прогрессирующем процессе старения основных производственных фондов рассчитывать на увеличение темпов прироста валового регионального продукта нельзя в силу того, что утрачивается база роста.

Таблица 1 — Характеристика основных отраслей промышленности Республики Татарстан (в %)

Наименование Доля в объ- Коэф. Коэф. Рента- Доля в сово-

показателя еме про- износа обновления бельность купной кре-

мышленного основных основных продук- диторской за-

производ- средств в средств в ции в долженности

ства в 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. на 1.12.2010 г.

энергетика 8,38 33,1 14,8 10,1 2,6

топливная 29,7 55,0 9,4 44,8 38,4

химия и нефтехимия 19,6 48,9 11,0 4,0 21,7

машиностроение 18,8 44,3 10,9 4,4 20,0

лесная 1,2 36,3 11,4 10,5 0,6

строительство 1,4 35,9 12,1 9,7 1,9

легкая промышленность 0,4 39,5 15,6 1,2 1,4

пищевая 6,7 36,2 10,9 12,0 12,8

Рассчитано и составлено автором по данным Татарстанстата

Так, по итогам 2010 г. доминирующими в промышленности региона по-прежнему остаются топливная и нефтехимическая отрасли промышленности, а также машиностроение. Однако именно данные отрасли характеризуются наиболее высоким износом основных средств и недостаточными темпами обновления фондов. Ситуация в нефтехимической и машиностроительной отраслях усугубляется низкой рентабельностью продукции и высокой долей (более 40%) в общей сумме кредиторской задолженности. Таким образом, усиливаются риски финансовой несостоятельности приоритетных для экономики региона отраслей промышленности, тем более что доля срочных обязательств в нефтехимической отрасли порядка 30%, а в машиностроении — 56,5%.

Актуальность модернизации организационно-экономической структуры промышленности усиливается действием противоречивых тенденций в исполнении

региональных бюджетов: в 2010 г. дефицит региональных бюджетов составил 132 млрд. руб. против 329 млрд. руб. в 2009 г., но при этом долг российских регионов в 2008 — 2010 гг. удвоился и составил 1,1 трлна руб.

Организационно-экономическое развитие региональной промышленной системы в данной работе рассматривается как непрерывный процесс повышения уровня организации экономического и кооперационного взаимодействия различных ее элементов в целях достижения высокой динамики социально-экономических параметров развития экономики региона. При этом организационно-экономическое развитие промышленного комплекса предполагает существенное изменение его организационно-экономической структуры, которая активным образом воздействует на эффективность, динамизм и управляемость всего промышленного сектора региональной экономики.

Особенности организационно-экономической структуры промышленности региона определяются характером, разнообразием, технико-технологическим уровнем и инновационной восприимчивостью производственных процессов, глубиной разделения труда, эффективностью сложившейся специализации, организационно-экономическими формами кооперации производственных единиц, масштабами деятельности и степенью ее диверсификации (разветвленности). Экономические и кооперационные связи хозяйствующих субъектов реализуются посредством формирования определенных организационно-экономических форм (концентрация, кооперация, интеграция, дезинтеграция, комбинирование, слияния и поглощения, дифференциация и др.). Следовательно, уровень организационно-экономического развития промышленности региона отражает интенсивность развития внешнеэкономических, межрегиональных и региональных связей хозяйствующих субъектов.

В целом в зависимости от того или иного классификационного признака можно выделить несколько типов организационно-экономической структуры промышленности региона:

1) дивергентный тип — характеризуется застывшей, нерациональной структурой промышленности, устаревшим и изношенным производственным потенциалом, который усиливает разрывы между слабыми и сильными, богатыми и бедными территориями региона, а конвергентный тип характеризуется синхронностью развития локальных территориальных промышленных подсистем, что способствует сглаживанию организационных, социальных и экономических диспропорций в развитии территорий региона;

2) с точки зрения использования ресурсного потенциала региона можно выделить экстенсивный и интенсивный тип развития (по аналогии с теорией экстенсивного и интенсивного развития производительных сил). Экстенсивный тип развития предполагает расширение «поля производства» на основе применения существующих средств производства или их совершенствования, но при сохранении прежней технической базы. Интенсивный тип организационно-экономического развития промышленно-

сти базируется на внедрении качественно новых технологий, форм и методов организации и характеризуется качественным изменением кадрового потенциала, что обусловлено высокими требованиями к профессиональной подготовке работников;

3) в зависимости от динамики и характера социально-экономического развития выделяют индустриальный, трансформационный и инновационный тип — характеризуется гибкой динамичностью, адаптивной эффективностью организационно-экономических преобразований в промышленности за счет создания и внедрения инновационных технологий;

4) с точки зрения уровня используемой технико-технологической базы и достигнутого уровня производительности труда можно выделить прогрессивный, регрессивный и депрессивный типы структуры. Прогрессивный тип развития характеризуется снижением доли устаревших производств и видов продукции и увеличением доли прогрессивных, причем последнее происходит более быстрыми темпами. Регрессивный тип развития имеет следующие признаки: снижение объемов производства продукции инвестиционного и наукоемкого машиностроения; отсутствие или торможение процессов формирования сложных технологических комплексов взаимосвязанных производств; слабое развитие новых форм интеграции и кооперации, экономических, технологических связей, совместных производств и финансовых институтов; отсутствие планомерно направляемых и поощряемых государством форм углубления специализации производства. В условиях регрессивного типа развития неблагоприятная динамика населения как элемент производительных сил, отражающий структуру населения по возрасту, по социальным группам, значительно влияет на структуру потребностей, соотношение потребления материальных и нематериальных благ, формы удовлетворения потребностей и инвестирование, обеспечивающее развитие производства. Изменение этого соотношения ограничивает возможность маневра в развитии промышленности и сферы услуг (например, старение населения ведет к увеличению доли здравоохранения в сфере услуг). Депрессивный тип развития характеризуется замедлением

темпов развития или сохранением прежних темпов в течение определенного периода времени. Несмотря на то, что мы исходим из предположения, что в любой экономической системе развитие промышленности обусловливает повышение производительности труда, объема валового регионального продукта, улучшение условий жизни людей, в трансформируемых системах возможно и депрессивное состояние экономики.

С позиций системного подхода целесообразно рассматривать организационно-рыночные, ресурсные, отраслевые и территориальные предпосылки организационно-экономического развития региональной промышленной системы.

Поскольку анализ и оценка организационно-экономического развития региональной промышленной системы является сложной многопараметрической задачей, предложенная в работе методика сочетает использование математического аппарата многомерных (векторных) пространств, индексных и ранговых методов. Организационно-экономическое развитие промышленности проявляется в изменении в нем структуры: занятости; территориально-отраслевого распределения основных фондов; качественном изменении технико-технологической базы. Поэтому предлагаемая методика охватывает четыре важных аспекта развития промышленности: организационно-структурный, технологический, экономический, социальный.

Методика оценки организационно-экономического развития региональной промышленной системы состоит из трех этапов: анализ организационно-экономической структуры промышленности, расчет отрасле-

вых индексов по четырем блокам показателей (организационно-структурный, технологический, экономический и социальный) и вывод интегрального показателя, расчет отраслевых коэффициентов организационно-экономического потенциала и итоговая оценка отраслей региональной промышленной системы.

Частные отраслевые индексы рассчитывались по формуле:

К1 = Nфакт / №р., где Nфакт. — фактическое значение показателя по 1-й отрасли; №р. — значение показателя в целом по промышленности региона.

Значение интегрального показателя по каждой отрасли рассчитывалось по формуле:

¡7

з =

К

где п — число параметров, входящих в соответствующий блок показателей.

Индексный метод дополнялся ранговым, использование которого позволило избежать очищения расчетных величин от искажающих стоимостных и масштабных эффектов. По каждому показателю выставлялся ранг, сумма которых составляла общий показатель. Итоговые данные расчетов приведены в таблице 2.

Организационно-экономический потенциал развития промышленности Республики Татарстан оценивался исходя из динамики таких показателей, как коэффициент обеспеченности оборотными активами, долгосрочные финансовые вложения, темпы роста объемов производства, наличие нематериальных активов и динамика затрат на технологические инновации, рентабельность продукции и активов.

Таблица 2 — Динамика показателей, характеризующих организационно-экономическое развитие отраслей в Республике Татарстан

Наименование отраслевого кластера Индексное значение показателей Ранговое значение показателей

1990 2000 2005 2007 2009 1990 2000 2005 2007 2009

энергетическая 0,75 0,52 0,73 0,69 0,63 1 5 2 2 3

топливная 0,62 1,12 1,10 1,04 1,00 3 1 1 1 1

нефтехимическая 0,66 0,74 0,62 0,62 0,63 2 2 4 4 3

машиностроительная 0,60 0,51 0,53 0,56 0,52 4 6 5 5 5

лесная 0,52 0,70 0,63 0,65 0,68 6 3 3 3 2

строительная 0,50 0,58 0,52 0,52 0,49 7 4 6 7 7

легкой промышленности 0,53 0,49 0,46 0,52 0,51 5 7 8 7 6

пищевая 0,62 0,48 0,51 0,55 0,58 3 8 7 6 4

Вся промышленность 0,60 0,64 0,64 0,64 0,63 31 36 36 35 31

Как видно из табл. 2, наиболее высокие значения показателей имеют топливный, энергетический, нефтехимический, машиностроительный и лесной промышленный кластеры. Однако, как показали результаты анализа потенциала организационно-экономического развития, наиболее перспективными и приоритетными для региона являются кластеры машиностроения, химии и нефтехимии.

В целом по промышленности региона наблюдается отрицательная динамика как абсолютных значений четырех групп показателей (см. табл. 2), так и снижение эффективности управления организационно-экономическим развитием, что свидетельствует о наличии высоких организационных, экономических диспропорций в его развитии и о низком уровне технико-технологической базы развития промышленности.

Анализ организационно-экономического развития промышленности Республики Татарстан выявил, что среди закономерностей данного развития наиболее выражены: закон убывающей отдачи, характеризующийся снижением интенсивности развития (так, в промышленной системе с увеличением одного из ресурсов ее развития при неизменных остальных эффективность снижается, т.е. прирост продукции на единицу используемого ресурса уменьшается, хотя абсолютный объем продукции и увеличивается); закономерность неравномерной концентрации производства и распределения технологий, доходов, товаров и услуг. В частности, эта закономерность выражается в неравномерности распределения сальдированного финансового результата, добавленной стоимости и объема производства среди промышленных предприятий.

Модернизация организационно-экономической структуры промышленности региона должна иметь следствием повышение эффективности промышленного производства, производительности труда и экономию времени, к которым сводятся многие прогрессивные изменения в технике и технологии, профессионализме работников и организации управления. Поэтому изменения, если они не обеспечивают экономии, снижения затрат на единицу полезного эффекта, неоправдан-

ны и неэффективны, а следовательно, не ведут к повышению уровня организационно-экономического развития промышленности региона. В развитии промышленности побеждают в конечном счете те организационно-экономические формы, которые обеспечивают наибольшую эффективность. Приоритетным в рамках модернизации российской экономики является создание инновационного типа организационно-экономической структуры промышленности, который возникает при изменении технологической структуры, формировании новой сырьевой базы, внедрении новых структур управления, изменении форм взаимодействия хозяйствующих субъектов. Формирование нового типа организационно-экономической структуры промышленности характеризуется возникновением нового типа конкуренции — инновационной или кооперационной, которая соответствует постиндустриальному типу развития экономики в целом.

Модернизация организационно-экономической структуры региональных промышленных систем особенно интенсивно осуществляется в процессе реализации различных проектов федерального и межрегионального значения, поскольку при этом происходит и интенсивное внедрение и развитие новых эффективных организационно-экономических структур и форм взаимодействия хозяйствующих субъектов. В частности, в настоящее время в Республике Татарстан реализуется порядка 15 федеральных, 40 республиканских программ в различных секторах экономики. Кроме этого активно развивается инновационная инфраструктура, создаются организационные формы поддержки инвестиций и инноваций:

— инновационно-технологический центр — офисные помещения для молодых инновационных компаний (14 200 кв. м);

— Бизнес-парк — офисные помещения для сервисных компаний и компаний на стадии расширения (4 корпуса общей площадью 10 300 кв. м);

— ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея» вошло в четверку победителей первого конкурса по

созданию в России нанотехнологических центров, который проводила государственная корпорация «Роснанотех». Для создания наноцентра в Казани госкорпорация «Роснано» планирует вложить 1,72 млрд. руб.: 1,5 млрд. руб. на покупку инновационного оборудования, обучение квалифицированного персонала и обеспечение операционной деятельности центра и 225 млн. руб. — на создание Центра трансферта технологий на базе казанского технополиса «Химград». При этом общая стоимость заявки — 3,4 млрд. рублей. Оставшуюся часть инвестиций планируется осуществить за счет средств частных инвесторов. Новая структура станет базой для различных исследований, а также для обучения студентов [12].

В настоящее время на территории Республики Татарстан реализуется 16 инвестиционных проектов совместно с иностранными компаниями. Данные проекты направлены на модернизацию экономики региона и повышение конкурентоспособности региональных отраслевых кластеров. Для того чтобы усилить эффект от уже реализуемых мероприятий, региональная администрация рассматривает возможности создания различных институтов, способствующих росту деловой активности в регионе. Так, Министерство экономики РТ для преодоления административных барьеров для малого бизнеса инициирует создание в городах республики многофункциональных центров, действующих по принципу «одного окна». Данные многофункциональные центры должны ускорить предпринимателям работу с документами на получение земли или разрешений на строительство. Потенциальная эффективность данной структуры оценивается весьма высоко, поскольку создание многофункциональных центров осуществляется по рекомендации Всемирного банка, к которому очень внимательно прислушиваются зарубежные инвесторы.

В первую десятку регионов, ведущих активную торгово-экономическую деятельность с нашим регионом, входят Москва, Республика Башкортостан, Челябинская, Самарская, Московская, Свердловская,

Нижегородская, Тюменская и Ростовская области и г. Санкт-Петербург. На долю этих регионов приходится около 60% межрегионального оборота РТ (в сумме межрегиональный товарооборот составил 102,2 млрд. руб.). В целом сотрудничество осуществляется с 81 регионом Российской Федерации. В немалой степени действенным инструментом сотрудничества выступают рабочие и официальные визиты делегации Республики Татарстан, которые способствуют установлению прямых контактов. Положительный опыт республики в социально-экономической сфере привлекает большой интерес со стороны российских регионов. Во многом развитию тесных связей с регионами России способствует прочная правовая основа сотрудничества. По состоянию на 1 января 2011 г. республика имеет договорные отношения с 68 регионами Российской Федерации.

В целях повышения эффективности и ускорения процессов модернизации организационно-экономической структуры промышленности в регионе предлагается дополнить действующую систему управления организационными и стимулирующими методами, среди которых, на наш взгляд, особый интерес вызывают программно-стимулирующий и кластерный. Первый заключается в создании особой организационно-экономической среды, поощряющей определенные направления предпринимательской активности. Таким образом, данный метод позволяет использовать естественные тренды организационно-экономического развития локальных территориальных подсистем региональной промышленной системы. Однако данный метод, подчиняясь логике «непрямого управляющего воздействия», уступает программно-целевому по темпам изменений, и его эффекты должны рассчитываться на более длительный срок. Кластерный метод интересен тем, что он основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений, при этом границы между секторами и видами деятельности отсутствуют и все они рассматриваются во взаимосвязи.

Список литературы

1. Адамеску А. К совершенствованию территориально-организационной структуры России // Российский экономический журнал. - 1993.- № 10. - С. 60-71.

2. Анализ тенденций развития регионов. Типология регионов, выводы и предложения. - М.: Экспертный институт, 1996.- 146 с.

3. Бандман М.К., Бандман О.Л., Есико-ва Т.Н. Территориально-производственные комплексы: прогнозирование процесса формирования с использованием сетей Петри. - Новосибирск: Наука, СО, 1990. - 186 с.

4. Богданов А. Очерки организационной науки http://www.magister.msk.ru/library/

5. Варакин Л.Е. Распределение доходов, технологий и услуг. - М.: МАС, 2002. - 296 с.

6. Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М.: Вла-Дар. - 1993. - 310 с.

7. Зиганшин Г.З. Теория моделирования и управления экономическими процессами. - Казань: Мастер Лайн, 2001. - 184 с.

8. Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980.- 376 с.

9. Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами. - М.: ИПУ РАН, 2004. - 68 с.

10. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. Т. 1. - М.: Наука, 1997.- 214 с.

11. Гонтмахер Е.Ш. Обретение будущего. Стратегия 2012.

12. Республика Татарстан: путеводитель инвестора.

Galeeva G.M., e-mail: G.M. Galeeva@mail.ru

Candidate of Economic Sciences, assistant professor of the Department of "Management and Business", FSBEE HPE Kazan National Research Technological University RESEARCH OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION'S

INDUSTRY

For the development of industry in Russia regional organizational and economic aspect of functioning, regulation and management is extremely important. In this article theoretical and methodological aspects of management of organizational and economic development of the regional industrial system are considered. The author gives proof of the need for modernization of organizational and economic structure of industry. In addition, the method for assessing organizational and economic development of the region's industry is offered in the article. Basic recommendations to improve the management system of organizational and economic development of the region's industry are suggested.

Key words: region, organizational and economic development, management, industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.