Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс распределения / каналы распределения / дистрибьютеры / условия доставки готовой продукции / distribution process / distribution channels / distributors / terms of delivery of finished products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Дудчик, Е.Н. Полешук

В статье описывается процесс распределения готовой продукции ОАО «Савушкин продукт» как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами, перечисляются основные этапы распределения и необходимые условия для осуществления доставки готовой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF ORGANIZATION OF DISTRIBUTION SYSTEM OF THE PRODUCTION ENTERPRISE OF DAIRY INDUSTRY

The article a describes the process of distribution of finished products of OJSC "Savushkin Product" both on the territory of the Republic of Belarus and abroad, lists the main stages of distribution and the necessary conditions for the delivery of finished products.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 330

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А. В. Дудчик Научный руководитель - Е. Н. Полешук

Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, 220070, г. Минск, Партизанский проспект, 26 E-mail: anna.dudchik.11@mail.ru

В статье описывается процесс распределения готовой продукции ОАО «Савушкин продукт» как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами, перечисляются основные этапы распределения и необходимые условия для осуществления доставки готовой продукции.

Ключевые слова: процесс распределения, каналы распределения, дистрибьютеры, условия доставки готовой продукции.

RESEARCH OF ORGANIZATION OF DISTRIBUTION SYSTEM OF THE PRODUCTION ENTERPRISE OF DAIRY INDUSTRY

A. V. Dudchik Scientific supervisor — E. N. Poleshuk

Belarus State Economic University, 26, Partizansky prospect, 220070, Minsk, Republic of Belarus E-mail: anna.dudchik.11@mail.ru

The article a describes the process of distribution of finished products of OJSC "Savushkin Product" both on the territory of the Republic of Belarus and abroad, lists the main stages of distribution and the necessary conditions for the delivery of finished products.

Key words: distribution process, distribution channels, distributors, terms of delivery of finished products.

ОАО «Савушкин продукт» является лидером молочной отрасли Республики Беларусь, а также одним из ведущих производителей натуральных молочных продуктов в Восточной Европе. ОАО «Савушкин продукт» производит разнообразную продукцию, которая реализовывается не только на территории Беларуси, но и за рубежом. Ассортимент ОАО «Савушкин продукт» включает 11 брендов, то есть более 250 наименованиям продуктов, которые соответствуют требованиям клиентов [1].

Рассмотрим процесс распределения готовой продукции предприятия. Процедура распределения включает следующие этапы: управление запасами, обработка заказов и их отгрузка, упаковка, транспортировка и хранение готовой продукции, обработка и предоставление информации.

Распределение — это деятельность, связанная с перемещением материальных ценностей, обычно товаров и продукции послепродажного сервиса от производителя к потребителю.

Получение информации с целью планирования производства и продвижения новых товаров, а также информации o товарах, производство которых необходимо приостановить,

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

производится на основе расчетов производственной программы, программы поставок и на основе фактического спроса [2].

Компания «Савушкин продукт» имеет 9 производственных филиалов, которые расположены в Бресте, Каменце, Березе, Ивацевичах, Янове, Пинске, Столине, Орше и Копысе. Изготовленная продукция доставляется в логистический центр, где рабочий процесс полностью автоматизирован. Учет произведенной продукции в режиме реального времени позволяют наблюдать существующие остатки продукции на складе, и при необходимости их пополнения происходит в кратчайшие сроки. ОАО «Савушкин Продукт» имеет свои торговые представительства не только в Бресте, но еще и в Гродно, Минске, Витебске, Могилеве, Гомеле, а также два филиала в России. Компания экспортирует свою продукцию в более чем в 30 стран, таких как Россия, Казахстан, Китай, Япония, США, Германия, Польша и др.

Поскольку потребители предпочитают только свежую продукцию, ОАО «Савушкин продукт» несколько раз в неделю (например, в магазинах Бреста: понедельник, среда, пятница) доставляет свою продукцию в торговые точки и сети супермаркетов в соответствии с условиями транспортировки, т. е. в специальных транспортных средствах, оборудованных холодильными установка и при температуре от +2 до + 6 градусов. Доставки осуществляется в таком количестве, чтобы каждый потребитель имел возможность необходимый ему товар и чтобы в магазинах не наблюдался дефицит товары.

Для оптимизации процесса распределения ОАО «Савушкин продукт» периодически прибегает к следующим изменениям:

1. В методике обработки заказов (установление сроков размещения заказов, разработка процедуры приема и подтверждения заказов, разработка критериев оценки заказов, разработка аварийных процедур с учетом всех ситуаций, которые могут возникнуть в процессе исполнения. заказов);

2. При учете уровня запасов на складах (концентрация складских процессов, увеличение ассортимента и запасов, улучшение складского оборудования);

3. В системе планирования производства (опыт предыдущего периода, оценка рыночной ситуации, анализ финансового положения).

Т.к. значительная часть ассортимента, реализуемого предприятием «Савушкин продукт», относится к товарам первой необходимости, то основная цель процесса дистрибуции — обеспечить клиентов качественной молочной продукцией. ОАО «Савушкин продукт» находится на стадии зрелости, поэтому одна из стратегических целей — укрепить позиции на текущем рынке и завоевать зарубежные рынки.

Дистрибьюторы, реализующие продукцию на внешнем рынке, имеют наибольший объем продаж (50%). Прямые продажи организациям и розничным торговцам составляют небольшую долю — 5% и 3,5% соответственно, поскольку большая часть продаж на внутреннем рынке осуществляется через филиалы.

ОАО «Савушкин продукт» реализует свою продукцию через все из четырех возможных каналов сбыта: от нулевого до трехуровневого. Нулевой канал (производитель-потребитель) используется при реализации продукции потребителю напрямую в Республике Беларусь через филиалы и коммерческие представительства (например, продажа продукции крупным кондитерским предприятиям, таким как «Коммунарка», «Спартак» и др.). Прямые поставки цельномолочной продукции также осуществляются в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Брянск, Смоленск, Самару, Тверь, Краснодар, Ростов-на-Дону. При реализации товаров в Беларуси через сеть предприятий розничной торговли используются одно- и двухуровневые каналы сбыта. Выходя на зарубежные рынки, предприятие обычно использует трехуровневый канал сбыта, поскольку продукты сначала закупаются дистрибьюторами, которые затем перепродают их оптовикам, а затем розничным торговцам. Через дистрибьюторов осуществляется доставка в более чем 70 регионов Российской

Федерации. Отгрузка товаров в Российскую Федерацию осуществляется ежедневно. Продукция под брендом «Савушкин Продукт» успешно продается в крупнейших сетях Москвы и регионов России: «Метро», «Ашан», «Седьмой Континент», «Перекресток», «Копейка», «Пятерочка», «Магнит» и др. Поставка молочной продукции и твердых сыров также осуществляется в Казахстан, Армению и Азербайджан, Молдову, Украину.

Чтобы продукция достигла потребителя (розничные сети, розничные магазины, рестораны, оптовые сети и т. д.), необходимо выполнить следующие шаги. Для оформления заказа потребитель должен обратиться в отдел продаж филиала, расположенного в регионе-получателе. Первоначальные данные заказа должны включать следующее: имя и адрес, контактная информация о заказчике, наименование продукции и ее количество. После получения заказа от клиента, сотрудник отдела продаж проверяет наличие продукции на складе через специальную программу. Если количество продукции соответствует заказу, размещается окончательный заказ, который включает в себя все необходимые элементы: имя и адрес, контакты заказчика, наименование продукции, требуемое количество, идентификационный номер налогоплательщика заказчика, цену, сроки и даты оплаты, даты доставки и другие. После подписания контракта и оплаты продукции автоматизированная складская программа при необходимости отправляет продукцию со склада на операцию погрузки. Продукция загружается в транспортные средства с установленными в них холодильными установками и доставляется заказчику при температуре от +2 до +6 градусов. Производитель использует свой транспорт, поэтому ему не нужно сотрудничать с другими поставщиками, и это одно из самых больших преимуществ компании. Что касается зарубежных заказчиков, то процессы различаются только на последнем этапе доставки и контроля, потому что, если заказчик находится в Азии, Африке или Америке, «Савушкин продукт» использует авиа и ж / д (другие поставщики).

Компания, организующая доставку, гарантирует сохранность груза, соблюдение условий и отсутствие претензий со стороны получателя. Компания несет ответственность за подбор тары (используются агрегаты, соответствующие правовым нормам и стандартам), пломбирование каждой единицы партии, проверку данных, указанных в документах отправителя, подготовку договора, в котором указываются важные нюансы (тип товара, температурный режим, возврат контейнера, тип автомобиля, ответственность сторон), заполнение транспортной накладной (при перевозке наливом в документе указывается объем, кислотность продукта, температура), приемку продукции (строго по количеству единиц тары: фляги, корзины, бочки, ящики), погрузку (быстрая с использованием специальных платформ, оборудованных пандусами) [3].

Перевозчик молочной продукции тщательно оформляет сопроводительные документы, чтобы избежать задержек в пути следования груза, его конфискации и претензий со стороны органов санитарного надзора.

Библиографические ссылки

1 Официальный сайт ОАО «Савущкин продукт» [Электронный ресурс]. URL: https://www.savushkin.by/ (дата обращения: 20.03.2021)

2 Feilsch M., Logistyka produkcji, Teoria i praktyka, Biblioteka logistyka, Ilim, Poznan, 2015.

3 Glowacka-Fertsch D., Fertsch M., Zarz^dzanie produkcja, Wydanie drugie rozszerzone, Wyzsza Skola Logistyki, Poznan, 2016.

© Дудчик А.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.